Институт Философии
Российской Академии Наук




  2013 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2013 год

2013 год

Научный отчет сектора этики Института философии РАН за 2013 год

 

I. Важнейшие научные результаты

  • Генеалогия морали
    На материале гомеровского эпоса и посредством разработанного метода концептуальной экспликации рудиментарного нормативного содержания проанализированы основные тенденции в изменении позднеархаического этоса и формирования морали, главным образом, в проекции к золотому правилу и сопряженными с ним талионом и заповедью любви. Показано, что в рамках позднеархарического этоса, получившего отражение в гомеровском эпосе задолго до возникновения нормативной формулы золотого правила уже представлен тот коммуникативный опыт (актуальный или рефлексивно предполагаемый), без обобщения которого принципы отношений в духе золотого правила и сама формула золотого правила не могли быть осмыслены и сформулированы (Апресян Р.Г. Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса): монография. М. : Альфа-М, 2013. 223 с. Гриф ИФ РАН, Библиогр.: с. 210–216, 15,2 п.л., 800 экз., 60х90/16, ISBN 978-5-397-00882-2).
  • Золотое правило: природа, нормативные источники, теоретические контексты
    На основе развитой философско-теоретической и нормативно-этической концепции золотого правила реконструирована его историческая ценностно-нормативная динамика, представленная в виде шести этапов – от невербализованного ситуативно-коммуникативного опыта (Гомер), через вербализованный ситуативный опыт (Ахикар), еще и нормативно обобщенный (Моисей), через нормативно нейтральную рефлексию опыта взаимности (Аристотель), к частному нормативному обобщению (Товит) и универсальному нормативному обобщению – в негативной (Конфуций, Гиллель) и позитивной (Иисус) формулировках.
    (Апресян Р.ГГенезис золотого правила // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 39–49).
  • Природа морального долженствования
    Необычность морального долженствования, его явное отличие от всех других побудительных сил человеческого поведения послужило источником ряда метафизических концепций, отвергающих возможность описания и объяснения морали в терминах естественной каузальности и прибегающих для решения этой задачи к построению особой картины мира, основанной на идее трансцендентного, умопостигаемого измерения бытия. Этический натурализм в его классических версиях, напротив, отстаивает «естественность» морального мотива, однако решает эту задачу ценой неправомерного сведения морального долженствования к обычным человеческим чувствам и побуждениям. В данном исследовании моральный мотив интерпретируется как «естественный» (в общем русле натуралистической парадигмы), но вместе с тем доказывается его принципиальная нередуцируемость к другим, столь же «естественным», реалиям человеческого духа.
    Результаты исследования представлены в статьях:
    Максимов Л.В
    . О природе морального долженствования // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. С. 134–144; Максимов Л.В. Дилемма «естественности» и «неестественности» морального мотива // Этическая мысль / Ред.  А.А.Гусейнов. Вып. 13. М.: ИФ РАН, 2013. С. 5–29.
  • Реактивные антиальтруистические эмоции в нравственном опыте
    На основе результатов исследований в области этологии, социальной психологии, психологии морального развития продемонстрировано, что реактивные антиальтруистические эмоции (негодование, гнев, радость от знания о страдании другого человека) являются необходимой частью общераспространенного чувства справедливости. Это обстоятельство используется для критики чувства справедливости, концентрированной либо на реактивности, либо на антиальтруистичности перечисленных эмоций. Центральный тезис критиков состоит в том, что чувство справедливости является подозрительно близким к мстительности и зависти. Основные доводы против него таковы. Во-первых, присутствие в рамках чувства справедливости реактивных антиальтруистических эмоций связано со специфическим (парадоксальным) положением самой категории «справедливость» в морали: она санкционирует ограниченные проявления тех феноменов, которые в свете абстрактного, абсолютного морального идеала должны быть искоренены. Во-вторых, реактивные антиальтруистические эмоции представляют собой исходный материал (материю) развитого чувства справедливости. В-третьих, они представляют собой несовершенный прообраз значительной части нормативного содержания категории «справедливость» и существенным образом преобразуются в рамках развитого чувства справедливости. В-четвертых, они поддерживают некоторые фундаментальные структуры нравственного опыта (такие как способность к переживанию вины и стыда, способность к признанию равного достоинства всех людей) (Прокофьев А.В. Чувство справедливости // Прокофьев А.В. Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости. М.: Альфа–М, 2013. Гл. 2. С. 37–86; Прокофьев А.В. Роль реактивных антиальтруистических эмоций в психологическом опыте справедливости // Философия и культура. 2013. № 7. 889–899; Прокофьев А.В. Справедливость и ресентимент (заметки на полях «К генеалогии морали» Ф.Ницше) // Этическая мысль: Ежегодник. Вып. 13. М.: ИФ РАН, 2013. С. 175–198).
  • Обязанности перед будущими поколениями
    Разработана целостная реконструкция утилитаристского подхода к построению этики будущих поколений, в центре которого находится анализ выгод и затрат в межпоколенческой перспективе. Выявлено, что возможность использования утилитаристской нормативной методологии в этике будущего зависит от возможности морального обоснования социального дисконтирования будущего. Продемонстрирована условность и неоднозначность всех использующихся способов обоснования социального дисконтирования будущего. Сделан вывод  о необходимости постоянно корректировать результаты применения  утилитаристских критериев принятия решений, затрагивающих интересы людей будущего, опираясь на систему внешних ограничений –  прав будущих поколений. Доказано, что договорная теория (в ее исходном и модифицированных вариантах) не может стать основой прав будущих поколений. Однако они могут получить  обоснование на базе интуитивистской методологии. При этом затруднения этического интуитивизма, связанные с аргументами от несуществования людей будущего и зависимости их идентичности от принимаемых их предшественниками решений, могут быть преодолены с помощью ряда теоретических приемов. Обобщен опыт институционализации принципа защиты интересов будущих поколений в международном праве и этических декларациях, а также в законодательстве и государственном управлении ряда стран. (Прокофьев А.В. Справедливость по отношению к будущим поколениям // Прокофьев А.В. Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости. М.: Альфа–М, 2013. Гл. 8. С. 256–302, Прокофьев А.В. Защита интересов будущих поколений: теория и практика // Человек. 2013. № 5. С. 5–20; Прокофьев А.В. Защита интересов будущих поколений в перспективе договорной этической теории // Вестник Московского Университета. – Сер. 7. Философия. – 2013.  № 3. С. 78–93).
  • Импликации понятия «здравый смысл» для моральной философии
    На основе исследования понятия «здравый смысл» в истории моральной философии было выявлено специфическое этическое содержание, которое передается через данное понятие в различных концепциях и касается: а) понимания морального субъекта как реального и деятельного, включенного всеми чувствами в действительный мир – мир природы, межличностных отношений, социальности, культуры; б) понимания морали не как противопоставленной действительному миру, а как интегрированной в него; назначение морали в концепциях здравого смысла усматривается в том, что она отвечает на глубинные потребности человека, является живой внутренней направляющей силой всех его решений и поведения; в) понимания этики не как чистого умозрения, результатом которого является изобретение «морали», которая затем предъявляется (навязывается) человеку и человечеству, а как исследования, в значительной степени опирающегося на моральный опыт человечества и рационализирующего его.
    Результаты исследования отражены в публикации:
    Артемьева О.В.
     «Здравый смысл» и мораль // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. С. 202–221.
  • Протестантские заимствования в православном нравственном богословии XVIII в.
    Был предпринят анализ толкования Декалога, предложенный в двух сочинениях Феофана Прокоповича: в букварном катехизисе «Первое учение отрокам» (1720) и в рукописном трактате «Книжица, въ ней же повесть о распре Павла и Варнавы съ iоудействующими» (1712), а также развернувшейся вокруг этих сочинений дискуссии в русской религиозной мысли (Местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский, ректор Киевской Академии Феофилакт Лопатинский, другие). Полемику вокруг сочинений Прокоповича можно рассматривать значительно шире, чем просто богословско-интеллектуальную дискуссию об исполнимости ветхозаветных предписаний и их роли в жизни христиан. В связи с предпринятыми в эпоху Петра I реформами в сфере образования речь шла, по сути, о содержании религиозного образования в начальной и средней школе. Сторонники старины, такие, как князь Кантемир, ратовали за сохранение архаичных моделей религиозного обучения, восходивших, по их представлениям, едва ли не к апостольским временам и апробированных многовековой традицией. В рамках этой модели не было места для формализованных в соответствии с ветхозаветными предписаниями норм поведения и социальных обязанностей христианина. Феофан Прокопович предложил новое содержание религиозного образования, когда  важной составляющей изложения веро- и нравоучения становился Декалог. Именно на его основе Феофан делает попытку сформулировать какой-то кодекс практического поведения и основных христианских, а также, по большому счету, и гражданских обязанностей. В своих реформаторских поисках богослов обращается, в том числе, и к протестантским образцам, в меньшей степени заимствуя фактический материал, а в бóльшей степени – подходы и методы изложения. Для самого Прокоповича это стало ответом на засилье католической схоластики в духовном образовании той эпохи. Оппоненты Прокоповича чутко уловили эту протестантскую нотку в его сочинениях и выступили против проникновения идей протестантизма в русское богословие. Обвиняя Феофана в симпатиях к чуждым православию идеям, они ссылались в первую очередь на его толкование Декалога. И хотя критики сочинений Прокоповича в данном случае совершенно точно определили источники его богословского вдохновения, они не сумели правильно понять ни концепции Феофана, ни интенций, которыми он руководствовался при создании нового учебника, ни самой прагматической мотивированности протестантских симпатий Феофана (Корзо М.А. «Иго неудобоносимое». К истории одной дискуссии о Декалоге в русской мысли начала XVIII в. // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. С. 235–248).
  • Конфессионализация учебной литературы в XVI–XVII вв. 
    Сравнительный анализ католических и протестантских букварей и того, как изменялось их содержание на протяжении XVI–XVII вв. показал, что элементарные учебники выступали не только пособием по освоению навыков чтения, но и важным инструментом формирования конфессиональной идентичности ребенка в раннее Новое время (Корзо М.А. О конфессиональном «облике» польских букварей XVI–XVII вв. // Учебники детства. Из истории школьной книги VII–XXI веков / Сост. Н.Б. БаранниковаВ.Г.Безрогов, Г.В. Макаревич. М.: РГГУ, 2013. С. 29–46).
  • Долг и обязанности в этике Канта 
    Осуществлен анализ обязанности правдивости в этике И. Канта и его версии решения проблемы вынужденной лжи, представленной в работе «О мнимом праве лгать из человеколюбия». Показано, что Кант склоняется к гносеологической трактовке лжи, при которой она рассматривается как намеренное предъявление информации, не соответствующей действительности. При этом игнорируются обстоятельства, при которых данная информация была получена (принуждение, насилие) и цели, для которых она будет использована (во вред третьему лицу). Проведенный анализ позволил заключить, что кантовская версия решения проблемы вынужденной лжи приводит: а) к противоречию между двумя компонентами категорического императива (идеей всеобщности морального закона и его высшей телеологии); б) конфликту моральных требований «не лги» и «не вреди» и соответствующих им ценностей; в) к конфликту требований правдивости в отношении разных лиц; г) к противоречию в отношении ответственности за последствия действий.Результаты представлены в публикации:Гаджикурбанова П.А. Обязанность правдивости в этике И. Канта // Постигая добро: сборник статей. К 60-летию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В. Артемьева, А.В. Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. С. 222–234.
  • Опыт общественной автобиографии личности

    Осуществлен анализ темы-проблемы становления и выработки «я» человека, его самосознания и деятельности в контексте прожитой жизни. Предложен опыт изучения и описания общественной автобиографии личности, вместо распространенных ныне форм «воспоминаний». В центре авторского внимания - путь выработки и самоутверждения собственной индивидуальности человека в контексте конкретных исторических обстоятельств, общественной и личностной жизнедеятельности (Толстых В.И.).

     

II. Публикации

Монографии и коллективные труды

  • Апресян Р.Г. Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса). М.: Альфа-М, 2013. 223 с.
  • Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М.: Альфа–М, 2013. 432 с.
  • Прокофьев А.В. Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости. М.: Альфа–М, 2013. 512 с.
  • Этическая мысль. Вып. 13 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2013. 269 с.

Статьи в научных журналах и коллективных трудах

  • Апресян Р.Г. Генезис золотого правила // Вопр. философии. 2013. №. 10. С. 39–49.
  • Апресян Р.Г. Нравственность и легитимность // Мир человека: Нормативное измерение–3: Сборник трудов научной конференции (Саратов, 13–15.2013) / Отв. ред. И.Д.Невважай. Саратов, 2013. С. 166–172.
  • Апресян Р.Г. «Солилоквия» Шафтсбери: устроение морального субъекта // Этическая мысль. Вып. 13 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2013. С. 151–174.
  • Апресян Р.Г. Об этике и о себе [Беседа с О.В. Артемьевой и А.В. Прокофьевым] // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 24–78.
  • Апресян Р.Г. Жизнь в профессии [Републикация] // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 13–23.
  • Апресян Р.Г. Заповедь «Не противься злому»: нормативные контексты и ассоциации // Философия религии: Альманах 2012–2013 / Отв. ред. В.К.Шохин. М., 2013. С. 241–256.
  • Апресян Р.Г. Параметры и контекст инженерной этики // Ведомости прикладной этики. Вып. 42: Этика инженера: через понимание к воспитанию // Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень, 2013. С. 62–74.
  • Апресян Р.Г. Легитимность власти (ценностный подход) // Государство. Общество. Управление / Под ред. С.Никольского и М.Ходорковского. М., 2013. С. 391–410.
  • Apressyan R. On the Commandment, “Resist Not Evil” // Ethics and the Challenge of Secularism: Russian and Western Perspectives / Ed. D.Bradshaw. Washington, D.C., 2013. Р. 49–62.
  • Apressyan R. Power and Society in Russia: a Value Approach to Legitimacy // Power and Legitimacy – Challenges from Russia / Ed. Per-Arne Bodin, Stefan Hedlund, Elena Namli. London; New York, 2013. P. 118–132.
  • Apressyan R. Towards a Core Understanding of Morality // Philosophy: Theory and Practice. Moscow, 2013. P. 126–130.
  • Apressyan R. Two Paradigms in Philosophy of Love // Philosophy: Theory and Practice. Moscow, 2013. P. 120–125.
  • Артемьева О.В. «Здравый смысл» и мораль // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 202–22.
  • Артемьева О.В., Прокофьев А.В. Предисловие // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 5–10.
  • Artemyeva O.V. What Morality is About // Philosophy: Theory and Practice. Moscow, 2013. P. 131–137.
  • Гаджикурбанова П.А. Обязанность правдивости в этике И. Канта // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 222–234.
  • Gadzhikurbanova P. Kathēkon and katorthōma in the Early Stoic Ethics// Philosophy: Theory and Practice. Moscow, 2013. P. 215–219.
  • Гусейнов А.А. Еще раз о философской этике // Ведомости прикладной этики. Вып. 42: Этика инженера: через понимание к воспитанию // Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень, 2013. С. 118–134
  • Гусейнов А.А. Слово о Руссо // Историко-философский ежегодник 2012. М., 2013. С. 173–176.
  • Гусейнов А.А. Социальный капитал и нравственный климат общества // Вестник Московской гос. академии делового администрирования. Серия «Философские, социальные и естественные науки». 2013. № 2 (21) / 3 (23). С. 17–20.
  • Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вестник Российского Философского общества. 2013. № 3 (67). С. 11–16.
  • Гусейнов А.А. Что я должен не делать? // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 93–112.
  • Гусейнов А.А. Этика профессора, или исповедь на заданную тему // Социология (Минск). 2013. № 1. С. 135–141.
  • Гусейнов А.А., Резник Ю.М. Этика философа (в порядке диалога). Часть 2. О призвании и ответственности философа // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. XV. Вып. 2. № 78. С. 231–249.
  • Гусейнов А. Les conditions de possibilité d’une morale absolue // Revue Philosophique de la France et de l’Étranger. 2013. T. CCIII. S. 187–201.
  • Зубец О.ПОт дискуссии о лжи к молчанию о Холокосте // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 290–310.
  • Зубец О.П.Нужен ли друг тому, кому мало что нужно // Этическая мысль. Вып. 13 / Отв. ред. А.Гусейнов. М., 2013. С. 105–132.
  • Zubets O. Morality as Subjectness // Philosophy: Theory and Practice. Moscow, 2013. P. 142–147.
  • Корзо М.А. О конфессиональном «облике» польских букварей XVI–XVII вв. // Учебники детства. Из истории школьной книги VII–XXI веков / Сост. Н.Б. Баранникова, В.Г.Безрогов, Г.В. Макаревич. М., 2013. С. 29–46.
  • Корзо М.А. Dzieła Mikołaja z Mościsk OP i teologów zachodnich źródłem pierwszego manuale dla spowiedników w języku cerkiewnosłowiańskim // Przegląd Tomistyczny. 2013. T. XVIII. S. 241–254.
  • Корзо М.А. «Psalmy Dawidowe» (Gdańsk 1616): przyczynek do recepcji «Katechizmu Heidelberskiego» w Polsce // Biblioteka. 2013. T. 17(26). S. 53–63. 
  • Корзо М.А.  «Иго неудобоносимое». К истории одной дискуссии о Декалоге в русской мысли начала XVIII в. // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. С. 235–248.
  • Корзо М.А. Популярный школьный катехизис XVIII века: пример России и Речи Посполитой // Религиозное образование в России и в Европе в XVIII веке / Под ред. Е.С.Токаревой, М.Инглота SI. СПб., 2013. С. 78–92.
  • Кравченко А.М. Проблема происхождения власти в этике П.А. Кропоткина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. №4 (24). С. 131–136.
  • Kravchenko A. The interpretations of violence and lie in the European philosophical tradition: Immanuel Kant // Philosophy: Theory and Practice. Moscow, 2013.
  • Максимов Л.В. Дилемма «естественности» и «неестественности» морального мотива // Этическая мысль. Вып. 13 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2013. С. 5–29.
  • Максимов Л.В. О природе морального долженствования // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 134–144.
  • Максимов Л. Cognitivism and Non-Cognitivism in the Humanities // NB: Философские исследования. 2013. № 11. С. 81–101.
  • Мехед Г.Н. Проблема теодицеи в этике И. Канта и Ф.М. Достоевского // Философия и культура. 2013. № 7. С. 967–973.
  • Мехед Г.Н. Проблема человека в этике и эстетике Ф.М. Достоевского // Вестник ННГУ. Серия «Социальные науки». 2013. № 4. С. 143–150.
  • Прокофьев А.В. Этика силы – в противостоянии этике ненасилия и наедине с собой // Постигая добро: К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 210–247.
  • Прокофьев А.В. О смене шляп: по следам одной теоретической дискуссии в инженерной этике // Ведомости прикладной этики. Вып. 42: Этика инженера: через понимание к воспитанию // Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень, 2013. С. 27–41.
  • Прокофьев А.В. Справедливость и ресентимент (заметки на полях «К генеалогии морали» Ф.Ницше) // Этическая мысль. Вып. 13 / / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2013. С. 175–198.
  • Прокофьев А.В. Защита интересов будущих поколений в перспективе договорной этической теории // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. 2013. № 3. С. 78–93.
  • Прокофьев А.В. Роль реактивных антиальтруистических эмоций в психологическом опыте справедливости // Философия и культура. 2013. № 7. 889–899.
  • Прокофьев А.В. Дискуссия о пределах справедливости и обязанности перед будущими поколениями // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия Философия. 2013. № 3. С. 75–84.
  • Прокофьев А.В. Защита интересов будущих поколений: теория и практика // Человек. 2013. № 5. С. 5–20.
  • Толстых В.И. Тщета тщеславия, или «Коготок увяз – всей птичке пропасть // Вопр. философии. 2013. №. 10. С. 145–155.
  • Троицкий К.А. Переоценка ценностей в аксиологической мысли М. Вебера // Вопр. философии. 2013. № 4. С. 154–162.


Переводы

  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Чичовачки П. Роль любви в философии // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 160–174.
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Миллер К. Обладают ли люди добродетелями и пороками (некоторые выводы из психологии) // Этическая мысль. Вып. 13 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2013. С. 212–245.
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Соломон Д. Заполнение пустоты: академическая этика и секулярная медицина // Этическая мысль. Вып. 13 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2013. С. 30–46.
  • Зубец О.П., пер. с англ.: Холмс Р. Презумпция неправедности войны // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 311–325.
  • Корзо М.А., пер. с польского: Шаварский З. Моральная неуверенность и проблемы преподавания этики // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 419–429.
  • Корзо М.А., пер. с польского: Посацкий А., SJ. Идейные основания религиозного образования в XVIII веке // Религиозное образование в России и в Европе в XVIII веке / Под ред. Е.С.Токаревой, М.Инглота SI. СПб., 2013. С. 11–18.
  • Корзо М.А., пер. с польского: Круликовска А., Топий-Спемпинска Б. Религиозное образование в программах первого польского министерства образования – Комиссии национального просвещения // Религиозное образование в России и в Европе в XVIII веке / Под ред. Е.С.Токаревой, М.Инглота SI. СПб., 2013. С. 93–107.
  • Корзо М.А., пер. с польского: Гжебень Л., SJ. Школы иезуитов в Польше и Белоруссии во второй половине XVIII века // Религиозное образование в России и в Европе в XVIII веке / Под ред. Е.С.Токаревой, М.Инглота SI. СПб., 2013. С. 108–132.
  • Прокофьев А.В., пер. с англ.: Фоушин Н. О мужестве // Постигая добро: Сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013. С. 150–165.


Тексты и тезисы докладов, выступлений, лекций

  • Apressyan R. Towards a Core Understanding of Morality // XXIII World Congress of Philosophy: Philosophy as Inquiry and Way of Life (Athens, 04–10 August 2013). Abstracts. Athens, 2013. P. 33–34.
  • Artemyeva O. What Morality is about // XXIII World Congress of Philosophy: Philosophy as Inquiry and Way of Life (Athens, 04–10 August 2013). Abstracts. Athens, 2013. P. 37.
  • Gadzhikurbanova P. Appropriate and Right Actions in the Early Stoic Ethics // XXIII World Congress of Philosophy: Philosophy as Inquiry and Way of Life (Athens, 04–10 August 2013). Abstracts. Athens, 2013. P. 219–220.
  • Гусейнов А.А. О культуре, ценностях и смыслах (вольные заметки на заданную тему) // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации. XIII Международные Лихачевские научные чтения, 16–17 мая 2013 г. / Ред. А.С.Запесоцкий. СПб., 2013. С. 66–68.
  • Гусейнов А.А. Слово о Герцене (Вступительное слово на открытии Международной научной конференции «Александр Иванович Герцен и исторические судьбы России», Москва, 20 июня 2012 г.) // Александр Иванович Герцен и исторические судьбы России. Материалы Международной научной конференции к 200-летию А.И. Герцена (Институт философии РАН, 20–21 июня 2012 г.). М., 2013. С. 3–8.
  • Гусейнов А.А. Философия как этический проект: Доклад на XXIII Всемирном философском конгрессе (Афины, 4–10 августа 2013 г.). М.: ИФ РАН, 2013. 23 с.
  • Зубец О.П. Единственность против уникальности // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации. XIII Международные Лихачевские научные чтения, 16–17 мая 2013 г. / Ред. А.С.Запесоцкий. СПб., 2013. С. 290–292.
  • Zubets O. Morality as Subjectness // XXIII World Congress of Philosophy: Philosophy as Inquiry and Way of Life (Athens, 04–10 August 2013). Abstracts. Athens, 2013. P. 817.
  • Корзо М.А. Становление катехизиса как жанра в восточнославянской книжности конца XVI – XVII вв.: источники и эволюция // Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики. XV Международный съезд славистов (Минск, 20–27 августа 2013 г.). М., 2013. С. 200–206.
  • Kravchenko АThe interpretations of violence and lie in the European philosophical tradition: Immanuel Kant // XXIII World Congress of Philosophy: Philosophy as Inquiry and Way of Life (Athens, 04–10 August 2013). Abstracts. Athens, 2013. P. 367–368.
  • Прокофьев А. В. Практический опыт защиты интересов будущих поколений (сравнение прецедентов) // Дні науки філософського факультету – 2012. Міжнародна наукова конференція «Дні науки філософського факультету – 2012», 16-17 квіт. 2013 р.: [матеріали доповідей та виступів] / Редкол.: А.Є. Конверський [та ін.]. Киев, 2013. Ч. 4. С.153–156.


Учебники, учебные и учебно-методические пособия

  • Гусейнов А.АПредисловие; Предмет этики (Гл. 1) // Этика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.А.Гусейнова. М.: Юрайт, 2013. С. 7–9, 10–59.
  • Прокофьев А.В. Категории морали и этики (Глава 3); Обоснование морали (Глава 4); Мораль в пространстве политики и права (Глава 5) // Этика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.А.Гусейнова. М.: Юрайт, 2013. С. 97–263, 282–299, 366–460.


Рецензии

  • Корзо М.А. Рец. на кн.: Довга Л. Система цiнностей в украïнськiй культурi XVII столiття (на прикладi теоретичноï спадщини Iнокентiя Ґiзеля). Киïв – Львiв: Видавництво «Свiчадо», 2012. С. 343 // Киïвська Академiя. Вип. 11. Киïв: Laurus, 2013. С. 221–228.


Научно-популярные статьи

  • Гусейнов А.А. Философия похожа на поэзию // Вечерний Алматы. № 128. 12 ноября 2013. С. 10.

 

III. Рецензии и отклики на публикации сотрудников сектора этики

  • Борисова И.В. Коротко о книгах: Артемьева О.В. Английский этический интеллектуализм XVIII–XIX вв. / Ин-т филос. РАН. М.: ИФ РАН, 2011. 196 с. 500 э. // Вопр. философии. 2012. № 4. 
  • Данилов А.Н. Размышления над новой книгой академика А.А. Гусейнова // Социология (Минск). 2013. № 1. С. 130–134.
  • Белянкин Ю.С. Рец. на кн.: Корзо М.А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. М.: ИФ РАН, 2011. 155 с.

 

IV. Доклады и публичные лекции

  • Апресян Р.Г. The Genesis of the Golden Rule. – Теоретический семинар Теологического фак-та Упсальского ун-та (Упсала, Швеция, 24 января 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Peculiar Image of Morality in Social Ethics. – Российско-шведский семинар «Социальная этика и русская православная традиция» (Институт философии, 5 апреля 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Золотое правило в этике Аристотеля. – Международная конференция «Интерпретация философско-теологической мысли Аристотеля в европейской философской культуре» (Институт философии РАН, Москва, 11–15 марта 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Поль Рикёр как автор: опыт чтения и понимания. – Международная конференция «Мудрость философии: творческий путь Поля Рикёра» (Институт философии РАН, Москва, 28–29 мая 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Нравственность и легитимность» – Международная конференция «Мир человека: нормативное измерение–3. Рациональность и легитимность» (Саратовская правовая академия, Саратов, 13–15 июня 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Towards a Core Understanding of Morality. – XXIII Всемирный Философский конгресс «Философия как познание и образ жизни» (Афины, Греция, 4–10 августа 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Two paradigms in philosophy of love. – XXIII Всемирный Философский конгресс «Философия как познание и образ жизни» (Афины, Греция, 4–10 августа 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Моральная императивность: источники, природа, формы репрезентации. – Российско-турецкая конференция «Современные проблемы философии в перспективе России и Турции» (Институт философии РАН, Турецко-Русский Культурный центр, Стамбульский Университет им. 29 мая и Университет им. Сулеймана Шаха, Стамбул, Турция, 28–29 октября 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Способы универсализации моральных высказываний. – Доклад на теоретическом семинаре сектора этики (Институт философии РАН, 8 октября 2013 г.)
  • Апресян Р.Г. Универсальность моральных форм: Опыт таксономии. – Методологический семинар Философского фак-та Новгородского ун-та им. Ярослава Мудрого (Новгород, 21 ноября 2013 г.).
  • Артемьева О.В. What Morality is About. – XXIII Всемирный Философский конгресс «Философия как познание и образ жизни» (Афины, Греция, 4–10 августа 2013 г.).
  • Гаджикурбанова П.А. Надлежащие и нравственно-правильные действия в этике Ранней Стои (Appropriate and Right Actions in the Early Stoic Ethics) – XXIII Всемирный философский конгресс, Афины, Греция, 4–10 августа 2013.
  • Гаджикурбанова П.А. Понятие akrasia у Аристотеля и стоиков (Aristotle's Concept of Acrasia and its Stoic Counterpart) и «Понятие “смешанных действий” в этике Аристотеля» – Международная конференция «Красота, власть и добродетель в универсуме аристотелевской мысли» («Beauté, Pouvoir et Vertu dans l’univers de la pensée aristotélicienne»), Париж, Франция, 24–29 июня 2013.
  • Гаджикурбанова П.А. Презентация книги: Гаджикурбанова П.А. Этика Ранней Стои: учение о должном. М.: ИФ РАН, 2012. «Новые книги по античной и средневековой философии, подготовленные Институтом философии РАН: презентация и обсуждение». – Выставка-ярмарка последних книжных философских новинок «День философской книги», 23 мая 2013 г.
  • Гаджикурбанова П.А. Понятия καθῆκον и κατόρθωμα в этике Ранней Стои. – Семинар «Философия Античности и Средних веков» Центра античной и средневековой философии и науки (рук. В.В.Петров), 21 мая 2013 г.
  • Гаджикурбанова П.А. Публичная лекция «”Терапевтический” стоицизм: история и современные модификации». Интеллектуальный клуб “Talking People”, Москва, 4 декабря 2013 г.
  • Гусейнов А.А. Philosophy as an ethical project. – XXIII Всемирный Философский конгресс «Философия как познание и образ жизни» (Афины, Греция, 4–10 августа 2013 г.).
  • Гусейнов А.А. Философия и общественная жизнь. – I Казахстанский философский конгресс «Философия в современном мире: стратегии развития» (Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Алматы, Казахстан, 27–28 сентября 2013 г.).
  • Гусейнов А.А. О культуре, ценностях и смыслах (вольные заметки на заданную тему). – XIII Международные Лихачевские научные чтения «Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации» (Санкт-Петербургский Государственный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, 16–17 мая 2013 г.).
  • Гусейнов А.А. Социальный капитал как показатель нравственного климата общества. – Международная конференция под эгидой Правительства Москвы, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО «Развитие социального капитала и гуманизация образования как условие повышения качества жизни» (Московская государственная академия делового администрирования, Москва, Зеленоград, 19 апреля 2013 г.).
  • Зубец О.П. Morality as Subjectness. – XXIII Всемирный Философский конгресс «Философия как познание и образ жизни» (Афины, Греция, 4–10 августа 2013 г.).
  • Корзо М.А. Становление катехизиса как жанра в восточнославянской книжности конца XVI – XVII вв.: источники и эволюция. – Международный Конгресс славистов (Международная Ассоциация славистов, Минск, Беларусь, 20–27 августа 2013 г.).
  • Корзо М.А. “Первое учение отроком” Феофана Прокоповича: к вопросу о конфессиональном “облике” школьных катехизисов XVIII в. – Международная конференция «Православие и православная культура Украины и Московской Руси в эпоху святителя Димитрия Ростовского» (Российская национальная комиссия Международной комиссии по сравнительной истории Церквей, Ростов Великий, 30 сентября – 1 октября 2013 г.).
  • Корзо М.А. Типология львовских и уневских катехизисов XVII–XVIII вв. – Международная конференция «Между Константинополем, Киевом, Москвой, Сочавой и Римом: Галицкая митрополия в 1303–1808 гг. (византийское наследие, киевохристианская традиция и западные латинские влияния)» (Украинский Католический университет, Львов, 4–6 октября 2013 г.).
  • Корзо М.А. Источники и эволюция кальвинистских катехизисов в Польше, XVI–XVII вв. – Семинар сектора истории раннего Нового времени Института истории Польской АН (Варшава, Польша, 24 апреля 2013 г.).
  • Максимов Л.В. Когнитивный редукционизм как методологический принцип исследования ментальных процессов. – Международный научный форум «Гуманитарные чтения РГГУ – 2013». Круглый стол «Эпистемологические основы когнитивных исследований» (РГГУ, Москва, 21 марта 2013 г.; ).
  • Прокофьев А.В. Практический опыт защиты интересов будущих поколений (сравнение прецедентов). – Международная научная конференция «Дни науки Философского факультета - 2013» (Киевский Национальный Университет им. Т.Г.Шевченко, Киев, Украина, 16 апреля 2013 г.).
  • Прокофьев А.В. Справедливость как моральная категория: противоречия и парадоксы. – Круглый стол Московско-Петербургского философского клуба «Проблемы справедливости в контексте современной России» (Институт философии РАН, Москва, 23 апреля 2013 г.).
  • Прокофьев А.В. Права будущих поколений: трудности теоретического обоснования. – Международная научная конференция «Довгирдовские чтения IV: Тенденции духовно-нравственного развития современного общества» (Институт философии НАН, Минск, Беларусь, 17 мая 2013 г.). 

 

V. Сотрудничество с образовательными учреждениями 

  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Кафедра этики Философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 1996 – по наст. вр. Спецкурс «Генеалогия морали», 32 час.
  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Кафедра философской антропологии философского факультета Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2003 – по наст. вр. Спецкурс «Генеалогия морали», 20 час.
  • Артемьева О.В. Спецкурс «Этика добродетели: историко-философские и теоретические аспекты», философский факультет ГАУГН, II курс, 4-й семестр, 2013 г.
  • Гаджикурбанова П.А. Общий курс «Философия и методология науки», аспирантура МГППУ, 20 часов.
  • Гусейнов А.А. Спецкурс «“Никомахова этика” Аристотеля», кафедра этики, философский ф-т, МГУ им. М.В. Ломоносова, 36 часов.
  • Гусейнов А.А. Спецкурс «Актуальные проблемы этики», кафедра этики, философский ф-т, МГУ им. М.В. Ломоносова, 36 часов.
  • Гусейнов А.А. Публичная лекция «За что не любят философов», Санкт-Петербург 1 сентября 2013, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Гусейнов А.А. Публичная лекция «Как возможна абсолютная мораль», Институт технологий (Institut für Technologie) Университета Карлсруэ, 6 мая 2013 г., Карлсруэ, Германия.
  • Гусейнов А.А. Цикл публичных лекций: ««Философия между наукой и религией», «Философия и этика: уроки античности», «Этика как практическая философия», «Мораль как предел рациональности», «Что я должен не делать», Педагогический университет, июнь 2013 г., Пекин, Китайская Народная Республика.
  • Гусейнов А.А. Публичная лекция «Этика до Канта и после», Институт философии Академии Общественных наук, июнь 2013 г., Пекин, Китайская Народная Республика.
  • Гусейнов А.А. Публичная лекция «О насилии и ненасилии», Народный университет, июнь 2013 г., Пекин, Китайская Народная Республика.
  • Гусейнов А.А. Публичная лекция «Разумная вера Толстого», Пекинский университет, философский ф-т, июнь 2013 г., Пекин, Китайская Народная Республика.
  • Зубец О.П. Общий курс «Этика», ГАУГН, философский факультет, 3-й курс, 36 часов.
  • Зубец О.П. Лекция «Современные дискуссии в российской этике», Педагогический университет, 7 июня 2013 г., Пекин, Китайская Народная Республика. 


VI. Международное контакты, связи и сотрудничество

Совместные проекты с зарубежными и международными организациями

  • Российско-шведский семинар «Социальная этика и русская православная традиция» (Институт философии РАН, 5 апреля 2013 г.). Участие Р.Г. Апресяна, М.А. Корзо, А.В. Прокофьева.

 

Участие в международных программам и проектах

  • Апресян Р.Г. Соруководитель секции «Philosophy of Values» на ХХIII Всемирном философском конгрессе (декабрь 2012–август 2013).
  • Апресян Р.Г. Участие в международном проекте «Power and Legitimacy – Challenges from Russia» (Центр российских исследований Упсальского ун-та, Швеция). Завершающая публикация: «Power and Legitimacy – Challenges fromRussia» ( Ed. by Per-Arne Bodin, Stefan Hedlund, Elena Namli. London; New York: Routledge, 2013).
     

Командировки за рубеж

  • Апресян Р.Г. Упсала, Швеция, участие в торжественной церемонии вручения дипломов почетного доктора Упсальского университета, 22–27 января 2013;
  • Апресян Р.Г. Афины, Греция, участие в XXIII Всемирном философском конгрессе, 4–10 августа 2013 г.
  • Апресян Р.Г. Стамбул, Турция, участие в Российско-турецкой конференции «Современные проблемы философии в перспективе России и Турции», 27 октября–01 ноября 2013.
  • Артемьева О.В. Афины, Греция, участие в XXIII Всемирном философском конгрессе, 4–10 августа 2013 г.
  • Гаджикурбанова П.А. Афины, Греция, участие в XXIII Всемирном философском конгрессе, 4–10 августа 2013 г.
  • Гусейнов А.А. Афины, Греция, участие в XXIII Всемирном философском конгрессе, 4–10 августа 2013 г.
  • Гусейнов А.А. Пекин, КНР, Пекинский Педагогический Университет, 2–10 июня 2013 г. (за счет принимающей стороны).
  • Зубец О.П. Пекин, КНР, Пекинский Педагогический Университет, 2–10 июня 2013 г. (за счет принимающей стороны).
  • Зубец О.П. Афины, Греция, участие в XXIII Всемирном философском конгрессе, 4–10 августа 2013 г.
  • Корзо М.А. Львов, Украина, Украинский Католический университет, участие в Международной конференции «Между Константинополем, Киевом, Москвой, Сочавой и Римом: Галицкая митрополия в 1303–1808 гг. (византийское наследие, киевохристианская традиция и западные латинские влияния)», 4–6 октября 2013 г.
  • Корзо М.А. Гердер-Институт Исторических исследований Центральной и Восточной Европы (Herder-Institut für historische Ostmitteleuropaforschung), г. Марбург, Германия, 1–30 ноября 2013 г., тема: «Нравственное учение польских протестантов, XVI–XVII в.». За счет немецкой стороны, стипендия получена на конкурсной основе.

  

Зарубежные исследователи, принятые сектором 

  • Делегация Упсальского ун-та (Швеция): проф. Свен-Эрик Брод (Sven-Erik Brodd), проф. Карл-Хенрик Гренхольм (Carl-Henric Grenholm), проф. Марагарета Фальгрен (Margaretha Fahlgren), проректор Упсальского ун-та, проф. Елена Намли (Elena Namli), . 04–05 апреля 2013 г.
  • Проф. Белградского ун-та Йован Бабич (Jovan Babic), 19 сентября 2013 г.

 

VII. Гранты на проведение исследований и издание книг 

  • Апресян Р.Г. Грант РГНФ №13-03-16024 на издание книги «Нравоперемена Ахилла: Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса)». 
  • Зубец О.П. Проект РГНФ «Идея автономности морального субъекта как основа философской этики», № 12-03-00151, индивидуальный грант.
  • Зубец О.П. Проект РГНФ «Мораль: разнообразие понятий и смыслов (Сборник научных трудов к 75-летию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова)», № 13-03-16004, издательский грант. 
  • Корзо М.А. Проект РГНФ «Богословское творчество Феофана Прокоповича: протестантские влияния в русском и украинско-белорусском богословии первой пол. XVIII в.», № 12–01–00004, индивидуальный грант. 
  • Прокофьев А.В. Проект РГНФ «Принцип защиты интересов будущих поколений в экологической этике (теоретическое обоснование, нормативное содержание и практическая реализация)», № 12-03-00057а, индивидуальный грант. 
  • Прокофьев А.В. Грант РГНФ № 13-03-160005 на издание книги «Воздавать каждому должное…: Введение в теорию справедливости». 

 

VIII. Другие формы академической активности

Членство в редколлегиях журналов

  • Апресян Р.Г. Член редколлегии журнала «SENTENTIA: European Journal of Humanities and Social Sciences» (http://www.nbpublish.com/semag/contents.html
  • Апресян Р.Г. Зам. пред. редакционного совета журнала «Философия и культура» (http://www.nbpublish.com/fkmag/view_page_83.html).
  • Апресян Р.Г. Член редакционного совета журнала «Философские науки» (http://www.academyrh.info/main.php?page=10&act=).
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии журнала «Философский журнал».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии журнала «Вопросы философии».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии журнала «Философия науки».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии журнала «Философия и культура».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии журнала «Знание. Понимание. Умение».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии журнала «Философский журнал».
  • Гусейнов А.А. Редактор журнала «Этическая мысль».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии журнала «Общественные науки».


Участие в экспертных советах

  • Апресян Р.Г.: Член экспертного совета ВАК Минобрнауки по философии, социологии, культурологи.
  • Гусейнов А.А.: ВАК (член Президиума); Председатель Экспертной комиссии по гуманитарным и социальным наукам Российского Совета Олимпиад школьников.
  • Максимов Л.В.: член экспертного совета ИФ РАН.


Участие в экспертных комиссиях научных фондов, государственных учреждений и организаций

  • Апресян Р.Г. Эксперт РГНФ.
  • Гусейнов А.А. Член Научно-экспертного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ.


Другое

  • Апресян Р.Г. Член специализированного ученого совета Д.002.015.01 в ИФРАН
  • Гусейнов А.А. Вице-президент Российского Философского общества.
  • Гусейнов А.А. Член Международного Института философии (Париж, Франция).
  • Гусейнов А.А. Сопредседатель Московско-Петербургского философского клуба.
  • Гусейнов А.А. Сопредседатель Междисциплинарного Центра по философии права.
  • Максимов Л.В. Член специализированного ученого совета Д.002.015.01 в ИФРАН
  • Максимов Л.В. Член диссертационного совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова