Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2012 год

2012 год

Научный отчет cектора этики ИФ РАН за 2012 год

 

Важнейшие научные результаты

Установлено, что представления о морали характеризуется у Юма следующим: а) мораль – это сфера решений, усилий, суждений, сориентированных на общие интересы и общее благо; б) автономия морального субъекта не значима для Юма; в) мораль обнаруживается в сфере взаимодействий между людьми, она направлена на установление и подержание примиренности между людьми; г) она двойственна по своей природе, и двойственность обнаруживается как в различии естественных и искусственных добродетелей, так и в характере моральной обязательности; д) моральные отношения – это отношения партнерства, взаимодополнительности, обоюдности, взаиморасположения (Апресян Р.Г. Смысл морали в этике Дэвида Юма // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 72–103).

Установлено, что вопрос о природе морали Юм рассматривает с точки зрения «общих оснований» морали. Юм стремится показать, что, мораль укоренена не в трансцендентном мире, не в природе вещей, а в человеческой природе; сам человек является источником морали, это выделяет его из природного мира и отличает от других мыслящих существ (Артемьева О.В. К вопросу о природе морали в философии Дэвида Юма // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 104–124).

Показано, что понятие легитимности не является инструментом ценностной институционализации российской власти. Осмысление ценностных аспектов феномена легитимности, ценностный анализ механизмов легитимности будет способствовать обогащению политического и социально-этического дискурса и обеспечению общества важным инструментом для нормативного анализа власти и общественного контроля над ней (Апресян Р.Г. О ценностной составляющей легитимности власти // Политико-философский ежегодник. Вып. 5 / Отв ред. И.К.Пантин. М., 2012. С. 32–48).

Осуществлена реконструкция и анализ этической доктрины Ранней Стои сквозь призму понятий «надлежащего» и «нравственно-правильного» действий, характеризующих два аспекта поступков и соответствующих им принципов долженствования (Гаджикурбанова П.А. Этика Ранней Стои: учение о должном. М., 2012).

Обоснована предметообразующая роль понятия субъекта морали в философской этике, а также тезис, что уже в этической концепции Аристотеля задается философское понятие субъекта морали как автономного самодостаточного начала (Зубец О.П. «Величавый» Аристотеля: субъектность как этический идеал // Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики. К 90-летию со дня рождения В.Г.Иванова. Материалы Международн. научно-практ. конф. СПб., 2012. С. 98–106).

Сравнение двух памятников религиозно-этической мысли конца XVI в. – предназначенного для польских сторонников кальвинизма «Домашнего пастырства» и бытовавших в украинско-белорусской православной среде «Учительных Евангелий» – позволило зафиксировать одновременное существование двух принципиально разных способа рассуждать о должном для христианина поведении. Если в первом случае все обращенные к простым верующим запреты и предписания формулируются исключительно на основе заповедей Декалога, выступавшего как своего рода обобщение всех данных Богом установлений, то в православной среде такой основой были преимущественно тексты Нового Завета, в первую очередь – Нагорная проповедь и послание апостола Павла к Римлянам (Корзо М.А. Толкование Декалога в рукописных «Учительных Евангелиях» конца XVI – начала XVII века // Theatrum humanae vitae. Студiï на пошану Наталi Яковенко. Киïв, 2012. C. 288–295; Корзо М.А. Jeszcze raz w sprawie nieznanego tłumaczenia Jana Kalwina w Polsce // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 2012. T. LVI. S. 192–202).

Дана аргументированная критика (с позиций нонкогнитивизма) доминирующей в этике когнитивистской парадигмы (Максимов Л.В. Когнитивизм и нонкогнитивизм в этике // Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики. К 90-летию со дня рождения В.Г.Иванова: Материалы Международн. научно-практ. конф. СПб., 2012. С. 37–38).

Предпринята попытка осмысления двадцатилетней эпохи после распада СССР и образования Российской Федерации (1991–2011). Проанализированы противоречия и проблемы «реального социализма», породившие кризисную ситуацию и потребность кардинальных перемен. Предложен ответ на интересующий многих и сегодня вопрос «Почему распался Советский Союз?», подвергнуты сомнению и критике привычные схемы и версии ответа (Толстых В.И. Россия эпохи перемен. М., 2012).

 

I. Опубликованные книги

Монографии и коллективные труды

  • Гаджикурбанова П.А. Этика Ранней Стои: учение о должном. М.: ИФ РАН, 2012. 219 с. (11,62 а.л.).
  • Гусейнов А.А. Философия – мысль и поступок: Ст., докл., лекции, интервью. СПб.: СПбГУП, 2012. 848 с. (53 а.л.).
  • Рациональность и её границы / Rationality and its Limits: Материалы международн. научн. конф. «Рациональность и её границы» в рамках Международн. ин-та философии в Москве (15–18 сент. 2011 г.) / Отв. ред.: А.А.Гусейнов, В.А.Лекторский. М.: ИФ РАН, 2012. 233 с. (11,53 а.л.); 199 с. (11,03 а.л.).
  • Российская доктрина правового государства: нравственно-философский и социально-политический аспекты (по материалам круглого стола). Аналит. докл. / Рук. экспертн. группы акад. А.А.Гусейнов; ред.-сост.: С.Л.Чижков, А.Ф.Яковлева. М.: Летний сад, 2012. 192 с. (10 а.л.).
  • Толстых В.И. Россия эпохи перемен. М.: РОССПЭН, 2012. 368 с. (23 а.л.).
  • Философия права Пятикнижия: Сб. ст. / Ред.: А.А.Гусейнов, Е.Б.Рашковский. М.: ЛУМ, 2012. 576 с. (36 а.л.).
  • Человек в единстве социальных и биологических качеств / Отв. ред. А.А.Гусейнов; Ред.-сост. Г.Л.Белкина. М., 2012.
  • Этическая мысль. Вып. 12 / Ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2012. 283 с. (15,21 а.л.).


Научно-популярные издания

  • Возможна ли нравственность, независимая от религии? / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 407 с. (25,2 а.л.).

 

II. Статьи, разделы в книгах и другие публикации

Научные статьи

  • Апресян Р.Г. Гораздо насущнее – «этика ректора» // Ведомости НИИПЭ. Вып. 39: Этика профессора: «вне-алиби-бытие» / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень, 2011. С. 75–88 (не вошло в отчет 2011 г.).
  • Апресян Р.Г. О ценностной составляющей легитимности власти // Политико-философский ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. И.К.Пантин. М., 2012. С. 32–48.
  • Апресян Р.Г. Прикладная этика и общая теория морали // Ведомости НИИПЭ. Вып. 40: Прикладная этика как фронестика морального выбора / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень, 2012. С. 84–95.
  • Апресян Р.Г. Слова любви: eros, philia, agape // Философия и культура. 2012. № 8. С. 27–40.
  • Апресян Р.Г. Смысл морали в этике Дэвида Юма // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 72–103.
  • Апресян Р.Г. Феномен взаимности: коммуникативные и нормативные предпосылки исторического формирования морали // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Философия. 2012. № 1. С. 75–90.
  • Артемьева О.В. К вопросу о природе морали в философии Дэвида Юма // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 104–124.
  • Гусейнов А.А. Десятисловие Моисея: канон справедливости // Философия права Пятикнижия / Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Б.Рашковского. Сост. П.Д.Баренбойм. Сб. ст. М., 2012. С. 47–69.
  • Гусейнов А.А. Как возможна абсолютная мораль? // Ведомости НИИПЭ. Вып. 40: Прикладная этика как фронестика морального выбора / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень, 2012. С. 96–115.
  • Гусейнов А.А. Мораль как предел рациональности // Вопр. философии. 2012. № 5. С. 4–17.
  • Гусейнов А.А. Образование – это не услуга, а форма развития человека // Общественные науки: Журн. для учителя. 2012. Вып № 2. С. 8–11.
  • Гусейнов А.А. Предисловие к книге // Государство как произведение искусства: к 150-летию концепции. М., 2011. С. 6–7 (не вошло в отчет 2011 г.).
  • Гусейнов А.А. Слово о Келле // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14. Вып. 3. (№ 73–74). С. 279–285.
  • Гусейнов А.А. Что я должен не делать? // Филос. журн. 2012. № 2(9). С. 51–64.
  • Гусейнов А.А., Рубцов А.В. Может ли философия быть неактуальной? (Об оценке результативности филос. исслед.) // Измерение философии. Об основаниях и критериях оценки результативности философских и социогуманитарных исследований / Сост. и отв. ред. А.В.Рубцов. М., 2012. С. 5–32.
  • Гусейнов А.А., Рубцов А.В. Наука и власть: взаимодействие и оценка результативности // Измерение философии. Об основаниях и критериях оценки результативности философских и социогуманитарных исследований / Сост. и отв. ред. А.В.Рубцов. М., 2012. С. 136–143.
  • Зубец О.П. Понятие гордости у Юма: моральная субъектность как источник идентичности Я // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 169–192.
  • Корзо М.А. Jeszcze raz w sprawie nieznanego tłumaczenia Jana Kalwina w Polsce// Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 2012. T. LVI. S. 192–202.
  • Корзо М.А. Дискуссия о Декалоге в протестантской мысли XVI века // Философия права Пятикнижия / Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Б.Рашковского. Сост.: П.Д.Баренбойм. Сб. ст. М., 2012. С. 369–378.
  • Корзо М.А. Освоение католической традиции московскими и киевскими книжниками XVII в.: Иннокентий Гизель и Симеон Полоцкий // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII вв.: общее и различное / Под ред. М.В.Дмитриева. М., 2012. С. 290–301.
  • Корзо М.А. Толкование Декалога в рукописных «Учительных Евангелиях» конца XVI – начала XVII века // Theatrum humanae vitae. Студiï на пошану Наталi Яковенко. Киïв, 2012. C. 288–295.
  • Корзо М.А. Церковное законодательство о роли школы: пример Речи Посполитой конца XVI – начала XVII вв. // Религиозное образование в России и в Европе в XVII в. / Под ред. Е.С.Токаревой, М.Инглота SI. СПб., 2012. С. 68–81.
  • Максимов Л.В. «Гильотина Юма»: pro et contra // Этическая мысль. Вып. 12 / Под. ред. А.А.Гусейнова. М., 2012. С. 124–142.
  • Максимов Л.В. Что такое мораль: проблема определения // Философия и культура. 2012. № 10. С. 115–126.
  • Прокофьев А.В. Между естественным и искусственным: нормативное содержание и психологические механизмы этики справедливости у Д.Юма и А.Смита // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 193–231.
  • Прокофьев А.В. Риск и предосторожность в политической этике // Политико-философский ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. И.К.Пантин. М., 2012. С. 49–68.


Доклады, тезисы, выступления

  • [Апресян Р.Г. Философия морали и прикладная этика] // Философская этика и её перспективы в современном мире (Кругл. стол к 10-летию ежегодника «Этическая мысль») // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 52–60.
  • [Гусейнов А.А. Философская этика и её перспективы в современном мире] // Философская этика и её перспективы в современном мире (Кругл. стол к 10-летию ежегодника «Этическая мысль») // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 5–33.
  • [Гусейнов А.А.] Материалы кругл. стола «Знание в современной культуре» // Вопр. философии. 2012. № 9. С. 4–7.
  • [Гусейнов А.А.]Материалы кругл. стола «Государство как произведение искусства» // Государство как произведение искусства: к 150-летию концепции. М., 2011. С. 10–34 (не вошло в отчет 2011 г.).
  • [Гусейнов А.А. Заключение] // Философская этика и ее перспективы в современном мире // Этическая мысль. Вып. 12. / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 2012. С. 67–71.
  • [Зубец О.П.] Специфика философского взгляда на мораль // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.): В 3 т. Т. II. Н. Новгород, 2012. С. 290.
  • Апресян Р.Г. Моральная философия и прикладная этика // Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики. К 90-летию со дня рождения проф. В.Г.Иванова: Материалы международн. научно-практ. конф. СПб., 2012. С. 46–53.
  • Гусейнов А.А. Morality as the Limit of Rationality // Rationality and its Limits. Proceedings of the International Scientific Conference “Rationality and its Limits” during the International Institute of Philosophy Meeting in Moscow (15–18 September 2011) / Отв. ред. А.А.Гусейнов, В.А.Лекторский. Moscow, 2012. P. 90–108.
  • Гусейнов А.А. Мораль как предел рациональности // Рациональность и её границы: Материалы международн. научн. конф. «Рациональность и её границы» в рамках заседания Международн. ин-та философии в Москве (15–18 сент. 2011 г.) / Отв. ред. А.А.Гусейнов, В.А.Лекторский. М., 2012. С. 101–126.
  • Гусейнов А.А. Нация и личность // Диалог культур в условиях глобализации: XII Международн. Лихачёвские научн. чтения, 17–18 мая 2012 г. Т. I: Докл. СПб., 2012. С. 74–76.
  • Гусейнов А.А. О конкурсе философских сочинений на тему «Возможна ли нравственность, независимая от религии?» // Возможна ли нравственность, независимая от религии? М., 2012. С. 3–9.
  • Гусейнов А.А. Предмет и пределы диалога культур // Диалог культур в условиях глобализации: Материалы Бакин. форума, посвящ. памяти Г.Алиева. М., 2012. С. 7–10.
  • Гусейнов А.А. Философия права – совместное дело философов и юристов // Российская доктрина правового государства: нравственно-филос. и социально-полит. аспекты (по материалам кругл. стола). Аналит. докл. / Ред.-сост. С.Л.Чижков, А.Ф.Яковлева. М., 2012. С. 7–10.
  • Гусейнов А.А. Этика как практическая философия // Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики. К 90-летию со дня рождения В.Г.Иванова: Материалы международн. научно-практ. конф. СПб., 2012. С. 24–32.
  • Гусейнов А.А., Резник Ю.М. Этика философа (в порядке диалога) // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. XIV. Вып. 4. № 75–76. С. 233–245.
  • Зубец О.П. Многообразие культур: этический взгляд // Диалог культур в условиях глобализации: XII Международн. Лихачев. научн. чтения, 17–18 мая 2012 г. Т. I: Докл. СПб., 2012. С. 297–298.
  • Зубец О.П. «Величавый» Аристотеля: субъектность как этический идеал // Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики. К 90-летию со дня рождения проф. В.Г.Иванова: Материалы Международн. научно-практ. конф. СПб., 2012. С. 98–106.
  • Корзо М.А. «Венец веры» Симеона Полоцкого: католические заимствования в православной книжности XVII в. // Белорусский сборник: Ст. и материалы по истории и культуре Белоруссии. Вып. 5. СПб., 2012. С. 16–23.
  • Максимов Л.В. Когнитивизм и нонкогнитивизм в этике // Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики. К 90-летию со дня рождения В.Г.Иванова: Материалы международн. научно-практ. конфи. СПб., 2012. С. 37–38.
  • Максимов Л.В. Процедуры объяснения и обоснования в этике // Материалы юбилейн. конф.: «Философия и образование в процессе трансформации культуры» (14–15 дек. 2011 г.); «Философия и парадигмы современной науки» (15–16 дек. 2011 г.) / Под ред. В.В.Миронова, Е.В.Брызгалиной, А.П.Козырева, В.И.Маркина; сост. П.Н.Костылев. М., 2011. С. 20. (не вошло в отчет 2011 г.).
  • Толстых В.И. Диалог культур в современную эпоху // Диалог культур в условиях глобализации: Материалы Бакин. форума, посвящ. памяти Г.Алиева. М., 2012. С. 30–36.


Учебные материалы

  • Гусейнов А.А. Философия морали // Введение в философию: Учебн. пособие для вузов. М., 2012. С. 611–622.

 

Рецензии, обзоры

  • Толстых В.И. Петр живет и думает, никому не подражая // Петр Щедровицкий и его друзья. Портр. словами. Юбилейн. изд. Б.м., 2012. С. 217–220.


Рецензии на публикации сотрудников сектора

  • Киселева М.С. Рец. на кн.: Корзо М.А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. М.: ИФ РАН, 2011. 155 с. // Вопр. философии. 2012. № 5. С. 176–180.
  • Киселева М.С. Рец. на кн.: Корзо М.А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. М.: ИФ РАН, 2011. 155 с. // Український гуманітарний огляд. Вип. 16–17. Киïв, 2012. С. 287–300.