Институт Философии
Российской Академии Наук




  2009 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2009 год

2009 год

Научный отчет cектора этики ИФ РАН за 2009 год

 

I. Важнейшие научные результаты 

Основной итог многолетнего (2006–2009) коллективного исследования состоит в развернутой экспликации различных возможных подходов к проблематизации и изучению общественной морали и пониманию характеристик универсальности, абсолютности, институциональности в приложении к общественной и индивидуальной морали. В частности, получило обоснование понимание морали как относительно целостного, но внутренне неоднородного феномена, по-разному обнаруживающегося в своем существовании и функционировании (Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г.Апресяна. М.: Альфа-М, 2009).

В рамках коллективного проекта, посвященного исследованию этического утилитаризма Дж. Ст. Милля, была, в частности, проанализирована этико-прикладаня проблематика на примере рассмотрения Миллем проблемы смертной казни. Защита Миллем смертной казни в неопровержимо доказанных случаях тяжелейших преступлений с отягчающими обстоятельствами, непосредственно определена его утилитаристской позицией, согласно которой высшей морально обоснованной целью является общее благо (Артемьева О.В. Предисловие к публикации: Милль Дж. Ст. Речь в защиту смертной казни; Артемьева О.В., пер.: Милль Дж. Ст. Речь в защиту смертной казни // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 177–192).

Проанализированы трактовки стоической этики, представленные в работах П.Адо и М.Фуко. В их интерпретации стоическая моральная доктрина выступает в роли особого рода дисциплины изменения и формирования себя, включающей наряду с сугубо теоретическими построениями целый комплекс специфических практик и методик («духовных упражнений» – П.Адо и «техник себя» – М.Фуко), направленных на преобразование человека (Гаджикурбанова П.А. «Духовные упражнения» и «забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П.Адо и М.Фуко) // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 27–42).

Проведена аналитическая реконструкция ценностных оснований философствования, имеющих, с одной стороны, центральные, аристократические ценности, лежащие в основе философского творения мира, единственности философского авторства, а с другой – периферийные, мещанские ценности, определяющие формы рациональности, обоснования (Зубец О.П. Аристократизм как основание поступания // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 446–458).

Источниковедческий и текстологический анализ киевских и московских пособий по нравственному богословию XVII в. показал, что данные сочинения опирались преимущественно на источники католического происхождения, с минимальной адаптацией католической терминологии и отдельных богословских положений к православному нравственному учению (Корзо М.А. Внешняя традиция как источник вдохновения. К вопросу об авторстве киевских и московских православных текстов XVII в. Два примера // Studi Slavistici. Т. VI. Firenze, 2009. S. 59–84).

Исследована процедура оправдания в моральном сознании. Оправдание рассмотрено как особый и необходимый акт морального сознания, не совпадающий ни с одобрением, ни с осуждением. Оправдательный вердикт обычно выносится в сложных, неоднозначных ситуациях, когда субъект не может избежать нарушения той или иной моральной нормы (например, в случае конфликта моральных обязательств). В классической спекулятивной этике оправдание аморального поступка обычно отождествляется с его одобрением; тем самым фактически отвергается принципиальная возможность подобного «оправдания аморализма». Поэтому понятийный аппарат спекулятивной (абсолютистской) этики непригоден для решения реальных коллизий, в которых нет места для морально безупречного выбора (Максимов Л.В. Оправдание как процедура и вердикт морального сознания // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 85–101).

 

II. Публикации

Книги

  • Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. М.: Вече, 2009. 496 с. (31 а.л.).
  • Гусейнов А.А., Степанянц М.Т., Шевченко В.Н. Переосмысливая философию сегодня (к итогам XXII Всемирн. филос. конгр.). М.: РАГС, 2009. 41 с. (2,3 а.л.). (Сер.: «Философская панорама начала XXI века»).
  • Наш философский дом: К 80-летию Института философии РАН / Редкол: А.А.Гусейнов (пред.), М.Н.Громов (отв. ред.) и др. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 524 с., ил.
  • Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы: Сб. тр. / Отв. ред. Р.Г.Апресян. М.: Альфа-М, 2009. 494 с. (31 а.л.).
  • Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова / Отв. ред. Р.Г.Апресян. М.: Альфа-М, 2009. 800 с. (66,11 а.л.).
  • Человек–наука–гуманизм: К 80-летию со дня рождения акад. И.Т.Фролова / Отв. ред. А.А.Гусейнов; Ред.-сост. Г.Л.Белкина. М.: Наука, 2009. 800 с. (50,6 а.л.).


Статьи

  • Апресян Р.Г. (Apresian R.) The Ethics of Force: Against Aggression and Violence //Diogenes. 2009. № 222–223. Vol. 56. Issues 2–3. P. 95–109.
  • Апресян Р.Г. Human dignity and human rights, Autonomy and individual responsibility // Bioethics Core Curriculum. Section 1: Syllabus. Paris, 2009. Р. 19–21, 26–28.
  • Апресян Р.Г. Абдусалам Гусейнов. Очерк творчества // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 35–60.
  • Апресян Р.Г. Золотое правило в этике Аристотеля // Там же. С. 157–170.
  • Апресян Р.Г. Культура, духовность, нравственность // Духовность, достоинство и свобода человека в современной России: Философские, этические, религиозные и культурологические аспекты. Ч. I. Пермь, 2009. С. 30–40.
  • Апресян Р.Г. Методологический поворот в советской этике 1960-х годов // История отечественной этической мысли: современное состояние, исторический опыт, новые ориентиры (Первые Хайкинские чтения): Материалы Всерос. научн. конф. 21 нояб. 2008 г. Тамбов, 2009. С. 21–23.
  • Апресян Р.Г. Наставления и история Ахикара // Сущность и слово: Сб. научн. ст. к юбилею проф. Н.В.Мотрошиловой. М., 2009. С. 96–114.
  • Апресян Р.Г. О [не]допустимости лжи. Один случай Канта // Филос. журн. 2009. № 1(2). С. 156–169.
  • Апресян Р.Г. Общественная мораль: развитие понятия // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы. М., 2009. С. 465–488.
  • Апресян Р.Г. Понятие общественной морали // Там же. С. 15–35.
  • Апресян Р.Г. Предисловие // Там же. С. 5–12.
  • Апресян Р.Г. Тенденции и препятствия в международных научных связях // Общественные и гуманитарные науки: тенденции развития и перспективы сотрудничества. М., 2009. С. 74–94.
  • Апресян Р.Г. Этика героического энтузиазма Джордано Бруно // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 43–64.
  • Апресян Р.Г., пер.: Trends and Obstacles in International Scientific Links // The Social Sciences and Humanities: Research Trends and Collaborative Perspectives. Moscow, 2009. Р. 64–84.
  • Апресян Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам». О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому» // Этическая мысль: соврем. исслед. М., 2009. С. 391–415.
  • Апресян Р.Г. «Мы лучше могли бы понять прикладную этику…» // Ведомости НИИПЭ. Вып. 35: Парадигмы прикладной этики. Тюмень, 2009. С. 121–129.
  • Апресян Р.Г. Об этическом кодифицировании университетской жизни. Условия возможности // Ведомости НИИЭП. Вып. 34: Этический кодекс университета. Тюмень, 2009. С. 69–85.
  • Апресян Р.Г. Функциональные особенности благотворительности // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы. М., 2009. С. 328–346.
  • Апресян Р.Г. Этическая эволюция А.А.Гусейнова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2009. № 6. С. 21–29.
  • Апресян Р.Г. Этический кодекс, для философских работников? // Вестн. РФО. 2009. № 2. С. 62–68.
  • Артемьева О.В. Предисловие к публ.: Милль Дж. Ст. Речь в защиту смертной казни // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 177–182.
  • Артемьева О.В., пер.: Милль Дж. Ст. Речь в защиту смертной казни // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 183–192.
  • Артемьева О.В. Концепция морали в этическом интеллектуализме Нового времени // Этическая мысль: соврем. исслед. М., 2009. С. 260–280.
  • Артемьева О.В. Особенности этики добродетели // Облики современной морали. В связи с творчеством акад. РАН А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 86–89.
  • Артемьева О.В. Социальная перспектива этики добродетели // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы. М., 2009. С. 81–92.
  • Артемьева О.В. Теоретические основания этики добродетели // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 433–445.
  • Гаджикурбанова П.А. «Духовные упражнения» или «забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П.Адо и М.Фуко) // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 27–42.
  • Гаджикурбанова П.А. Аристотель и стоики о природе добродетели // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 171–183.
  • Гаджикурбанова П.А. Искусство думать философски. Рец. на кн.: Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб.: Наука, 2007 // Филос. журн. 2009. № 1(2). С. 174–178. (PDF)
  • Гаджикурбанова П.А. Специфика стоической трактовки добродетели (понятие «надлежащего по обстоятельствам») // Этическая мысль. Соврем. исслед. М., 2009. С. 223–239.
  • Гусейнов А.А. «Благо нации...» // Успех [Интервью Заре Магометовой]. 2009. № 2 (16). С. 14–17.
  • Гусейнов А.А. Выступление на круглом столе «Совесть: бесполезное свойство души?» // Совесть: бесполезное свойство души? Круглый стол по пробл. нравственности и духовности 30–31 янв. 2009 г. СПб., 2009. С. 22–24, 24–25, 26–27, 42, 51–54, 75–80, 90, 107–108, 109–110, 117.
  • Гусейнов А.А. Заметки к юбилею // Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. М., 2009. С. 242–262 (соавт.: В.А.Лекторский).
  • Гусейнов А.А. Институт философии (заметки к юбилею) // Вопр. философии. 2009. № 6. С. 3–12 (соавт.: В.А.Лекторский).
  • Гусейнов А.А. Интервью О.П.Зубец // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А. Гусейнова. М., 2009. С. 7–34.
  • Гусейнов А.А. О модели этического кодекса Тюменского государственного нефтегазового университета // Этический кодекс университета. Ведомости НИИЭП. Вып. 34. Тюмень, 2009. С. 15–25.
  • Гусейнов А.А. О нравственности, патриотизме, культуре и бескультурии // Вопр. философии. 2009. № 11. С. 3–26.
  • Гусейнов А.А. Построить идеальное общество в себе самом // Зиновьевские чтения в Моск. ун-те: Материалы Междунар. научн. конф. (6–7 нояб. 2008). М., 2009. С. 26–32.
  • Гусейнов А.А. Толерантность, права человека, диалог культур // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М., 2009. С. 32–43.
  • Гусейнов А.А. Философия как утопия культуры // Вопр. философии. 2009. № 1. С. 11–17.
  • Гусейнов А.А. Философия – «сказка» для взрослых // Сократ. 2009. № 1. С. 16–18.
  • Гусейнов А.А. Философские заметки // Вопр. философии. 2009. № 10. С. 3–16.
  • Гусейнов А.А. «Надо понять не только то, в чем состоит прикладной характер современной этики…» // Ведомости НИИПЭ. Вып. 35: Парадигмы прикладной этики. Тюмень, 2009. С. 44–54.
  • Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы. М., 2009. С. 36–49.
  • Гусейнов А.А. О месте нравственности в структуре человеческой деятельности // Человек–наука–гуманизм: К 80-летию со дня рождения акад. И.Т.Фролова. М., 2009. С. 621–634.
  • Гусейнов А.А. О нашем философсом доме // Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. М., 2009. С. 5–8.
  • Гусейнов А.А. От редактора // Александр Александрович Зиновьев. М., 2009. С. 5–6.
  • Гусейнов А.А. Учение о житии Александра Зиновьева // Александр Александрович Зиновьев. М., 2009. С. 337–358.
  • Гусейнов А.А. Цели и ценности: как возможен моральный поступок? // Этическая мысль: соврем. исслед. М., 2009. С. 19–56.
  • Гусейнов А.А. Этика до Канта и после // Сущность и слово: Сб. научн. ст. к юбилею проф. Н.В.Мотрошиловой. М., 2009. С. 181–206.
  • ГусейновА.А. A Democracy for Russia, A Russia for Democracy // Russian Studies in Philosophy. 2009. Vol. 47. № 4. Р. 74–84.
  • ГусейновА.А. Buddhism as an Ethics-centered Worldview // The Journal of Oriental Studies. 2009. Vol. 19. Р. 86–91.
  • ГусейновА.А. Philosophy as Utopia of Culture // 2007 – World Philosophy Day. Istanbul–Ankara, 2009. P. 103–108.
  • ГусейновА.А. Philosophy in Russia: History and Present State // Diogenes. 2009. № 222–223. Vol. 56. Issues 2–3. P. 3–23 (соавт.: В.А.Лекторский).
  • ГусейновА.А. The Institute of Philosophy (Notes for the Anniversary) // Russian Studies in Philosophy. 2009. Vol. 48. № 1. P. 12–26.
  • Зубец О.П., пер.: Дж. Кэллахан. От прикладной этики к практической: преподавание этики в практическом аспекте // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 193–207.
  • Зубец О.П. Аристократизм как основание поступания // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 446–458.
  • Зубец О.П. Археология аристократизма (Англомания как способ философствования) // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 102–121.
  • Зубец О.П. Интервью с академиком РАН А.А.Гусейновым // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 7–34.
  • Зубец О.П. Об аристократизме // Этическая мысль: соврем. исслед. М., 2009. С. 416–435.
  • Зубец О.П. Первый поступок // Облики современной морали. М., 2009. С. 114–116.
  • Корзо М.А. О некоторых источниках катехизисов Симеона Полоцкого // Славяноведение. 2009. №. 4. С. 24–39.
  • Корзо М.А. Польскоязычные кальвинистские катехизисы на территории Великого Княжества Литовского, вторая половина XVI – первая половина XVII века // LDK kalbos, kulturos ir rastijos tradicijos. Vilnius, 2009. С. 193–200.
  • Корзо М.А. Религиозно-нравственное образование сквозь призму элементарного учебника XVIII в.: пример России и Речи Посполитой // Религиозное образование в России и Европе в конце XVIII – начале XIX в. СПб., 2009. С. 49–58.
  • Корзо М.А. Социальное учение Русской Православной Церкви и Ватикана: опыт сравнения // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы. М., 2009. С. 257–271.
  • Корзо М.А. Функции школы в свете постановлений церковных синодов и школьных уставов Речи Посполитой конца XVI–XVII в. // Между Москвой, Варшавой и Киевом. К 50-летию проф. М.В.Дмитриева. М., 2009. С. 21–35.
  • Корзо М.А. Внешняя традиция как источник вдохновения. К вопросу об авторстве киевских и московских православных текстов XVII в. Два примера // Studi Slavistici. Т. VI. Firenze, 2009. S. 59–84.
  • Корзо М.А. Дискуссии о Декалоге в протестантской мысли XVI в. // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 200–206.
  • Корзо М.А. Проблемы нравственного реформирования в эпоху раннего Нового времени // Этическая мысль. Соврем. исслед. М., 2009. С. 436–451.
  • Максимов Л.В. Аналитическая этика; Когнитивизм и нонкогнитивизм; Обоснование морали // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. С. 51–53; 363–364; 640–641.
  • Максимов Л.В. Высшие ценности и мораль // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 531–543.
  • Максимов Л.В. Квазиобъективность моральных ценностей // Этическая мысль. Соврем. исслед. М., 2009. С. 57–84.
  • Максимов Л.В. Кого защищает мораль // Философия и культура. 2009. № 10. С. 78–86.
  • Максимов Л.В. Оправдание как процедура и вердикт морального сознания // Этическая мысль. Вып. 9. М., 2009. С. 85–101.
  • Толстых В.И.  «Преображение морали в современном обществе» в рубрике «Круглый стол» // Вестн. аналитики. 2009. № 2(36). С. 122–146. (в соавт. с В.А.Луковым, Гуревич П.С., О.В.Долговым).
  • Толстых В.И. «Вехи» – 2009. К столетию сборника о русской интеллигенции // Вопр. философии. 2009. № 9. С. 132–141.
  • Толстых В.И. О морали, совести и современном мире // Свободная мысль. 2009. № 9. С. 93–107.
  • Толстых В.И. Пошлость как нашествие // Свободная мысль. 2009. № 4. С. 103–113.
  • Толстых В.И. Салам Гусейнов: блеск и нищета морализма // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 130–144.
  • Толстых В.И. Преображение морали в современном обществе // Вестн. аналитики: Журн. аналит. материалов Ин-та стратег. оценок и анализа. 2009. № 2. С. 122–147.
  • Толстых В.И., ред.: Идолы и идеалы современности. К 80-летию Эвальда Васильевича Ильенкова // Эвальд Васильевич Ильенков. М., 2009. С. 5–14.