Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2011 год

2011 год

Научный отчет cектора этики ИФ РАН за 2011 год

 

I. Важнейшие научные результаты

Обосновано, что конкретные нравственные решения и действия предопределяются не только общими принципами, но и реальной практикой человеческих отношений; моральная императивность действует как в нормативной форме, так и через реакции на другого человека (Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования).

Показано, что английский этический интеллектуализм Нового времени представляет собой особую теорию морального познания, смысл которой выражен в положениях о том, что мораль основана на разуме, а необходимым условием моральности человека является интеллектуально-интуитивное познание морали, осуществляемое в понятиях (Артемьева О.В. Английский этический интеллектуализм XVIII–XIX вв.).

Предложена новая интерпретация аристотелевского фрагмента, посвященного образу величавого; показано, что он является наиболее цельным и адекватным воплощением понятия морального субъекта (Зубец О.П. Megalopsykhos, Magnanimus, Величавый).

Обоснована гипотеза, согласно которой моральные абсолюты приобретают действенность в качестве категорических запретов, реализуются в негативных поступках, в этом свете проанализирована норма «не лги» в интерпретации Канта (Гусейнов А.А. Что говорил Кант, или Почему невозможна ложь во благо).

Исследована проблема допустимости сокрытия правды с помощью различных форм притворства и уловок (Корзо М.А. О допустимости замалчивания правды (на материале дискуссий западной религиозной мысли до Канта)). На материале популярных катехизисов XVI в. реконструирован процесс становления конфессиональной идентичности кальвинистских общин в Речи Посполитой (Корзо М.А. Przyczynek do roli druków bazylejskich w XVI-wiecznym piśmiennictwie ewangelickim Wielkiego Księstwa Litewskiego).

Показано, что позиция Канта как теоретика морали является следствием ошибочной трактовки морали как особого рода «знания» (Максимов Л.В. «Коперниканский переворот» Канта в эпистемологии и проблема моральной допустимости лжи).

Выдвинут тезис о том, что рациональное обоснование фундаментальных принципов морали не только невозможно логически, но и не нужно практически: люди принимают эти ценности независимо от их рационального обоснования (Максимов Л.В. Возможно ли рациональное обоснование морали?).

Сделан вывод о том, что моральные нормы следует рассматривать не как догмы, не терпящие исключений, а как ориентиры, принципы, в соответствии с которыми человек находит оптимальный выход из сложных ситуаций, где моральная обязанность может сталкиваться как с другой обязанностью, так и сама с собой (Николаичев Б.О. Мораль – не догма).

Выявлены принципы и критерии, позволяющие устанавливать факты экологической несправедливости в отношении территориальных сообществ или социальных групп (Прокофьев А.В. Экологическая справедливость: теория, идеология, практика; Прокофьев А.В. Климатическая справедливость: российский контекст).

 

II. Публикации

Книги

  • Апресян Р.Г., Кубарь О.И., Юдин Б.Г. Об этических принципах научной деятельности: Аналит. обзор и Проект Декларации для государств – участников СНГ. СПб.: Изд-во НИИЭМ им. Пастера, 2011. 65 с. (5 а.л.) (работа издана по гранту).
  • Апресян Р.Г., Карми А., Гусеос-Идриси Н. Casebook on Human Dignity and Human Rights (Bioethics Core Curriculum Casebook Series, № 1). Paris: UNESCO, 2011. 144 р. (PDF)
  • Артемьева О.В. Английский этический интеллектуализм XVIII–XIX вв. М.: ИФ РАН, 2011. 196 с. (10,99 а.л.).
  • «Вехи» – 2009 / Отв. ред. В.И.Толстых. М.: ИФ РАН, 2011. 217 с. (11,43 а.л.).
  • Гусейнов А.А. Античная этика. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Издат. дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 288 с. (18 а.л.).
  • Корзо М.А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. М.: ИФ РАН, 2011. 155 с. (8,38 а.л.).
  • О праве лгать / Отв. ред. Р.Г.Апресян. М.: РОССПЭН, 2011. 392 с. (25 а.л.).
  • Русский мир как цивилизационное пространство / Под ред.: А.А.Гусейнова, А.А.Кара-Мурзы, А.Ф.Яковлевой. М.: ИФ РАН, 2011. 303 с. (15,03 а.л.) (работа издана по гранту).
  • Человек в единстве социальных и биологических качеств / Отв. ред. А.А.Гусейнов; ред.-сост. Г.Л.Белкина. М.: URSS, 2011. 379 с. (24 а.л.).
  • Этическая мысль. Вып. 11 / Ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2011. 197 с. (10,41 а.л.).
  • David Hume and Modern Philosophy: The International Conference Proceedings: Тез. докл. Vol. I–VI. М.: Альфа–М, 2011. Vol. V / Отв. ред.: Р.Г.Апресян, А.С.Игнатенко. 60 с. (4,5 а.л.).

 

Статьи

  • Апресян Р.Г. Истоки морали в архаическом обществе (На материале «Илиады») // Человек. 2011. № 3. С. 21–40; № 4. С. 21–40 (работа выполнена по гранту). Часть 1. (PDF).  Часть 2. (PDF).
  • Апресян Р.Г. Комментарий к дискуссии // О праве лгать. М., 2011. С. 204–222.
  • Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования // Этическая мысль. Вып. 11. М., 2011. С. 5–29.
  • Апресян Р.Г. Кому выбирать модернизацию // Ведомости. Вып. 38: Прикладная этика для магистрантов и профессоров. Тюмень, 2011. С. 50–58 (работа выполнена по гранту).
  • Апресян Р.Г. Нравоперемена Ахилла: к первичному генезису морали // Филос. журн. 2011. № 1(6). С. 115–133. (PDF)
  • Апресян Р.Г. О морали // Философия. Политика. Культура: Материалы школы молодого философа. М., 2011. С. 37–56.
  • Апресян Р.Г. О праве лгать // О праве лгать. М., 2011. С. 10–24.
  • Апресян Р.Г. Об источниках морального долженствования // Свобода совести и культура духовности: (философско-этич., религиозн. и культурн. аспекты). Ч. 2. Пермь, 2011. С. 37–48.
  • Апресян Р.Г. Предисловие // О праве лгать. М., 2011. С. 3–9.
  • Апресян Р.Г. Смысл морали в философии Юма // Дэвид Юм и современная философия: Материалы междунар. конф. (Москва, 15–17 нояб. 2011 г.). Т. 5: Моральная философия. М., 2011. С. 5–9.
  • Апресян Р.Г. Этическое регулирование жизни университета: возможности и опыт // Утопия и образование: Сб. тр. Междунар. научно-практ. конф. Томск, 2011. С. 28–51 (работа выполнена по гранту).
  • Артемьева О.В. К вопросу о природе морали в философии Дэвида Юма // Дэвид Юм и современная философия: Материалы междунар. конф. (Москва, 15–17 нояб. 2011 г.). Т. 5: Моральная философия. М., 2011. С. 9–13.
  • Артемьева О.В. Об оправданности лжи из человеколюбия // О праве лгать. М., 2011. С. 42–62.
  • Гусейнов А.А. The Reosonable Faith of Lev Tolstoy // Knowledge and Belief in the dialogue of cultures / Ed. by: Marietta Stepanyants. Washington, 2011. P. 239–252.
  • Гусейнов А.А. Диалог культур: пределы культурологического анализа // Диалог культур в условиях глобализации: XI Междунар. Лихачёв. научн. чтения (12–13 мая 2011 г.). СПб., 2011. Докл. С. 61–65; Т. 2: Материалы. С. 28–30.
  • Гусейнов А.А. Еднiсть свiту с розмаiття культур. Матерiали «круглого столу» украiнських и росiйських фiлософiв // Философська думка. 2011. № 4. С. 5–48.
  • Гусейнов А.А. К соотношению морали и религии // Свобода совести и культура духовности: (философско-этич., религиозн. и культурн. аспекты). Ч. 2. Пермь, 2011. С. 103–112.
  • Гусейнов А.А. Мораль и политика: уроки Аристотеля // Философия. Политика. Культура: Материалы шк. мол. философа. М., 2011. С. 7–36.
  • Гусейнов А.А. Мораль и свобода выбора // Ведомости. Вып. 38: Прикладная этика для магистрантов и профессоров. Тюмень, 2011. С. 25–37.
  • Гусейнов А.А. Надо защитить Академию, наш оберколлегиум науки // Правовой статус Российской Академии Наук с позиций конституционной экономики. М., 2011. С. 11–16.
  • Гусейнов А.А. Нравственная природа человека // Человек в единстве социальных и биологических качеств. М., 2011. С. 220–227.
  • Гусейнов А.А. Предисловие // Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011. С. 5–8.
  • Гусейнов А.А. Слово о Мамардашвили // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба...». М., 2011. С. 112–116.
  • Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры // Утопия и образование. Томск, 2011. С. 17–28.
  • Гусейнов А.А. Философия России второй половины XX века (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 2001. № 4. С. 3–30.
  • Гусейнов А.А. Что говорил Кант, или Почему невозможна ложь во благо // О праве лгать. М., 2011. С. 108–127.
  • Гаджикурбанова П.А. Современные стоики // Синий диван. 2011. № 16. С. 203–216.
  • Гаджикурбанова П.А. Стоическое учение о добродетели: проблемы и парадоксы // Материали за VII международна научна практична конф. «Найновите постижения на европейската наука» (17–25-ти юни 2011 г.). Т. 27. Философия. София, 2011. С. 28–32.
  • Зубец О.П. Аристократическое основание диалога культур // Диалог культур в условиях глобализации. XI Междунар. Лихачёв. научн. чтения, 12–13 мая 2011 г. СПб., 2011. С. 313–314.
  • Зубец О.П. Ложь как самоустранение // О праве лгать. М., 2011. С. 96–107.
  • Зубец О.П. Понятие гордости у Юма // Дэвид Юм и современная философия. Материалы междунар. конф. (Москва, 15–17 нояб. 2011 г.). Т. 5: Моральная философия. М., 2011. С. 50–55.
  • Зубец О.П. Megalopsykhos, Magnanimus, Величавый // Этическая мысль. Вып. 11. М., 2011. С. 53–89.
  • Корзо М.А. Przyczynek do roli druków bazylejskich w XVI-wiecznym piśmiennictwie ewangelickim WielkiegoKsięstwaLitewskiego // OdrodzenieiReformacjawPolsce. 2011. T. 55. S. 5–25.
  • Корзо М.А. «Sobraniepripadkovkraktoe» (Supraśl 1722) natlekatolickichsiedemnastowiecznych «Institutionesmorales» // Śladamiuniibrzeskiej–II. Lublin; Supraśl, 2011. S. 5–15.
  • Корзо М.А. О допустимости замалчивания правды (на материале дискуссий западной религиозной мысли до Канта) // О праве лгать. М., 2011. С. 271–288.
  • Корзо М.А. Освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII в. // Человек верующий в культурах России: Материалы междунар. конф. СПб., 2011. С. 93–107.
  • Корзо М.А. Рец. на кн.: Darius Petkūnas. Holy Communion Rites in the Polish and Lithuanian Reformed Agendas of the 16th and Early 17th Centuries. Klaipėda: Klaipėdos Universiteto Leidykla, 2007. 397 s. // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 2011. T. 55. S. 369–373.
  • Максимов Л.В. «Гильотина Юма»: современные интерпретации // Дэвид Юм и современная философия: Материалы междунар. конф. (Москва, 15–17 нояб. 2011 г.). Т. 5: Моральная философия. М., 2011. С. 31–35.
  • Максимов Л.В. «Коперниканский переворот» Канта в эпистемологии и проблема моральной допустимости лжи // Этическая мысль. Вып. 11. М., 2011. С. 30–52.
  • Прокофьев А.В. Идея экологической справедливости и полицейский контроль за природой // Сахаров. чтения 2011 года: экол. пробл. XXI века: материалы 11-й Междунар. науч. конф. (Минск, 21–22 мая 2010 г.). Минск, 2011. С. 27–28.
  • Прокофьев А.В. Кант, обман, применение силы // О праве лгать. М., 2011. С. 63–95.
  • Прокофьев А.В. Моральная ответственность в политике: взгляд через призму этики меньшего зла // Филос. журн. 2011. № 1(6). С. 103–114. (PDF)
  • Прокофьев А.В. О роли негодования в концепциях справедливости Д.Юма и А.Смита // Дэвид Юм и современная философия. Материалы междунар. конф. (Москва, 15–17 нояб. 2011 г.). Т. 5: Моральная философия. М., 2011. С. 47–50.
  • Прокофьев А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк–Юм–Смит) // Вопр. философии. 2011. № 6. С. 133–144.
  • Прокофьев А.В. «Основы религиозных культур и светской этики»: цели и средства // Филос. науки. 2011. № 2. С. 51–60.
  • Прокофьев А.В. Ответственность корпораций за экологический ущерб: социально-этические аспекты // Соціальна етика: Збірник наукових статей. Т. 2: Модуси відповідальності. Киев, 2011. С. 143–152.
  • Прокофьев А.В. Социальная справедливость: идеи и практики // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 325–328.
  • Прокофьев А.В. Справедливость в отношении к природе? // Роль университетов и музеев в проведении гуманитарных научных исследований: Материалы междунар. научно-практ. конф. Тула, 2011. С. 178–180.
  • Прокофьев А.В. Чувство справедливости и идеология энвайронментализма // Дні науки філософського факультету – 2011: Міжнародна наукова конф. [матеріали доповідей та виступів]. Киев, 2011 Ч. 7. С. 155–158.
  • Прокофьев А.В. Экологическая справедливость: теория, идеология, практика // Практична філософія (Практическая философия). 2011. № 2(40). С. 63–73.
  • Прокофьев А.В. Этика ненасилия как бегство от нравственного риска // Философия и культура. 2011. № 7. C. 137–149.
  • Прокофьев А.В. Этическая инфраструктура университета и теоретические образы морали // Ведомости. Вып. 38: Прикладная этика для магистрантов и профессоров. Тюмень, 2011. С. 95–108.
  • Толстых В.И. «Вехи» – 2009 // «Вехи» –2009. М., 2011. С. 5–22.
  • Толстых В.И. Предисловие // Там же. С. 3–4.
  • Толстых В.И. Прогресс псевдочеловеческого: Рец. на кн.: Кутырев В. Бытие и Ничто // Лит. газ. 2011. 28 марта. (0,3 а.л.).
  • Толстых В.И. Что дальше? Вместо заключения // «Вехи» –2009. М., 2011. С. 200–215.