Институт Философии
Российской Академии Наук




  2014 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2014 год

2014 год

Научный отчет сектора этики Института философии РАН за 2014 год


I. Важнейшие научные результаты

Общий результат:

  • Понятие морали
    Книга «Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Сб. науч. тр. К 75-летию академика А.А. Гусейнова» (отв. редактор и составитель О.П. Зубец. М.: Альфа-М, 2014. – 448 с., 28 а.л.) является результатом обширного международного проекта и целиком посвящена вопросу об определении морали. Работа нацелена не на выработку единого понятия морали, но на максимальную представленность современного многообразия понимания морали, в ней нашли отражение полярные позиции внутри философской этики, а также те представления, которые существуют в других областях философии и гуманитарного знания. Многообразие понятий и смыслов видится в ней как проявление сути моральной философии современного типа, выражающей множественность исходных философских оснований этики, культурных традиций и индивидуальностей мыслителей. В первой части книги развернуты теоретические позиции, сфокусированные вокруг обоснования и критики идеи морального абсолютизма и понимания источников морального долженствования. Во второй части более 40 специалистов из разных стран излагают свое понимание морали, причем все тексты даны и на языке оригинала и в переводе. Уникальность книги как масштабного международного проекта в том, что она представляет собой репрезентативный срез современной этики, своего рода коллективную рефлексию, нацеленную на прояснение собственных оснований, в результате которой проблематизировано не только само содержание понятия морали, но и возможность его теоретического определения. Книга является и своеобразной формой диалога между представителями различных направлений и традиций этической мысли, она нацелена на преодоление известных смысловых и языковых барьеров.


Индивидуальные научные результаты:

  • Понятие морали
    Сформулировано понятие морали, суть которого заключена в следующем. Смысл морали состоит в согласовании частных интересов во имя блага индивидов и социума. Морально положительными являются действия, подтверждающие чужое благо и способствующие ему. Обобщенный опыт таких действий отражен в ценностях – невреждении, признании, солидарности, заботе. Чувствительность личности к этим ценностям, готовность их практиковать выражается в добродетелях и стремлении к совершенству, которые как идеи также представляют собой ценности. Моральные ценности императивны и нередко воспринимаются в первую очередь как императивы (Апресян Р.Г. Смысл морали // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Сб. науч. тр. К 75-летию А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 35–63). 
  • Мораль отвечает фундаментальным потребностям человека. Ее сфера – это отношения между людьми. Посредством определенных по содержанию ценностей и норм она ориентирует человека на достижение личного совершенства и совершенных отношений между людьми. Особенность морального перфекционизма по сравнению с другими его видами состоит в том, что моральное совершенствование осуществляется в пространстве человеческих отношений и в конечном счете ради них. Две ориентации – на личное совершенство и совершенные отношения – взаимно опосредуются. Поэтому чрезмерный акцент на одной из них за счет игнорирования другой ведет к неразрешимым противоречиям в самой идее морали, а также к деформациям в моральной практике (Артемьева О.В. [Определение морали] = [What Is Morality] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Сб. науч. тр. К 75-летию академика А.А.Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 212–216, 216–219).
  • Понятие морали не опирается на какой-либо наглядный образ, оно вычленяет свой объект из синкретической реальности человеческого духа и социальных отношений и в этом смысле «конструирует» мораль, создавая ее идеализированную модель. Эта модель включает в себя регулятивные нормы особого рода, отличные от других социальных регулятивов. Правда, содержание (предметная направленность) многих моральных установок и требований характерно не только для морали, оно частично совпадает с содержанием иных (например, правовых) установлений. Уникальность собственно моральных императивов проявляется в их особой интенции, побудительной силе, обозначаемой обычно термином «долженствование». Специфика же морального долженствования (а следовательно, и морали вообще) состоит в том, что оно, будучи собственным внутренним побуждением индивида, воспринимается им одновременно и как нечто чужеродное, «не свое», как безличный (и в этом смысле объективный) императив (Максимов Л.В. [Определение морали] = [What Is Morality] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Сб. науч. тр. К 75-летию академика А.А.Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 334–337, 337–340).
  • В статье представлены реконструкция и критический анализ того понимания сущности морали (нравственности), которое предложено А.А.Гусейновым в работах последних 15 лет. Оно представляет собой масштабный синтез аристотелианских, стоических, кантианских и толстовских отправных посылок. Автор статьи сосредотачивается на трех ключевых моментах концепции А.А.Гусейнова: определении морали (нравственности), разграничении специальной и нравственной ответственности, приоритете нравственных запретов над нравственными предписаниями. В первом случае он пытается показать, что используемое А.А.Гусейновым определение морали смешивает нравственное совершенство человека с многосторонним и исчерпывающим «перфекционистским оптимумом». Во втором случае он указывает на невозможность принимать нравственно значимые решения исключительно на основе «аутентичности» избираемого действия для уникальной личности действующего субъекта. В третьем случае он демонстрирует недостаточную обоснованность двух тезисов: а) тезиса о большей определенности линии поведения, требуемой запретами (в сравнении с линией поведения, требуемой позитивными предписаниями), б) тезиса об однозначной проверяемости мотивов, стоящих за соблюдением запретов (в отличие от мотивов, приводящих к исполнению позитивного предписания) (Прокофьев А.В. О концепции морали (нравственности) А.А. Гусейнова // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Сб. науч. тр. К 75-летию А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 113–130). 
  • Содержательное и функциональное единство морали
    В проведенном исследовании отстаивается концепция «натуралистического» морального монизма, т.е. фактической единственности, безальтернативности кодекса норм и правил, содержание и функции которых обладают сущностными признаками морали. Это единство обнаруживается в результате ряда аналитических операций, в числе которых: 1) сужение (уточнение) понятия морали, исключение внеморальных элементов (норм, обычаев, нейтральных в моральном отношении), ошибочно причисляемых к морали и создающих иллюзию ее многообразия; различение морали и нравов, выявление места и роли собственно моральных (относительно стабильных) ценностей и мотивов в составе изменчивых нравов; 2) выявление в моральных кодексах хотя и неодинаковых, но не альтернативных, не противоречащих друг другу, т.е. совместимых норм, восходящих к одним и тем же моральным принципам; 3) доказательство того, что даже формально несовместимые, взаимоисключающие партикулярные моральные кодексы фактически имеют в качестве единого для них источника более общие принципы и нормы морали; главной же причиной их несовместимости является то, что эти общие нормы проецируются на ситуации, по-разному интерпретируемые представителями разных социальных групп, народов, культур (Максимов Л.В. Мораль в единственном числе // Этическая мысль. Вып. 14 / Ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 5–24.).  
  • Мораль как субъектность
    Философский анализ понятия морали, в основе которого лежит идея индивидуально-ответственного поступка, обоснование концепции морали как субъектности, а понятия ответственности как ответственности за весь мир, за все, совершаемое в нем (Зубец О.П. [Определение морали] = [What Is Morality] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Сб. науч. тр. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 438–447; Zubets O. From Discussion of Lying to Silence about the Holocaust // Social Sciences. 2014. Vol. 45. № 1. P. 91–108). 
  • Моральный субъект и начало поступка
    Реконструкция аристотелевского понятия поступка, основанного на полагании себя началом и своего поступка и поступка друга (другого) на основе анализа отрывка из «Никомаховой этики» Аристотеля об отношении Величавого к благодеянию вызывающего много споров (Зубец О.П. Об одном месте из «Никомаховой этики» // Этическая мысль. Вып. 14 / Ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 86–110).
  • Философия любви 
    На основе критического анализа идейной композиции платоновского «Пира» показано, что платоновская концепция любви-эроса представлена диалектически, в динамике различных и различно высказываемых в речах идей. Сюжеты и образы речи Алкивиада, связанные прежде всего с Сократом, соединяют аскетически-перфекционистские идеи сократовской эротософии с идеями других участников диспута, обеспечивая тот мыслительный синтез, внутри которого и надо искать концепцию любви-эроса самого Платона (Апресян Р.Г. Идейная композиция диалога «Пир» и платоновская философия любви // Культура и искусство. 2014. № 4. С. 393–407). 
  • Деонтологическая перспектива в морали
    Центральным вопросом этих дискуссий является вопрос о возможности определения базового морального абсолюта (порога), который всегда являлся бы приоритетным по отношению к любым другим моральным обязательствам и требованиям. Анализ ряда абсолютистских подходов выявил, что наиболее последовательным и перспективным подходом может считаться т.н. «гибридный» или «конкретный абсолютизм» (А. Гьюэрт, отчасти – Н. Гейслер), совмещающий в себе элементы классической деонтологии и консеквенциализма и предлагающий иерархическую структуру «абсолютов». Изучение и систематизация идей, высказанных в подобных дискуссиях позволяет наметить новое понимание морального абсолютизма, как органичного для самой логики и структуры морального сознания, без которого данная логика и структура патологически деформируются (Мехед Г.Н. Деонтологическая перспектива в морали // Философские науки. 2014. № 4. С. 149–158; Мехед Г.Н. Мораль как абсолютный предел разума в этике И. Канта // Философские исследования. 2014. № 5. С. 17–44).
  • Этика ответственности
    Проанализирована структура идеи ответственности, она содержит: субъекта несущего ответственность, перед кем или чем провозглашается ответственности, то на что направлена ответственность. В зависимости от переменных, которые заполняют эту структуру, формулируется та или иная концепция ответственности. Главной чертой для любой версии становится подчеркивание отдельного субъекта (индивидуального или коллективного) как активного деятеля и законодателя морального действия. Там, где формальная структура ответственности ставится в центр всех этических построений, можно говорить о философии ответственности или этике ответственности. Было проведено исследование нескольких вариантов этики ответственности и прежде всего идей Макса Вебера, который выстраивал ее через конфликт и оппозицию к этике убеждения (Троицкий К.Е. Доклад «Этика ответственности и этика убеждения: конфликт или единство». Научная конференция «Моральная ответственность в современном мире: В связи с 75-летием академика РАН А.А. Гусейнова», Москва, Философский фак-т, МГУ им Ломоносова 17–18 апреля 2014).
  • Интерпретации запрета на применение силы в нормативной этике 
    Реконструирована история становления и подвергнута анализу нормативная релевантность доктрины двойного эффекта. В качестве основы анализа выступают этические споры о допустимости применения силы. Продемонстрировано, доктрина двойного эффекта является одним из возможных оснований абсолютистской (деонтологической) этики силы, которая представляет собой результат осмысления теоретиками-абсолютистами противоречий между общераспространенным нравственным опытом (моральным чувством) и ригористичной этикой ненасилия. Разграничение между намеренными и ненамеренными, хотя и предвиденными, дурными следствиями тех поступков, которые ведут к достижению блага, позволяет абсолютистам сузить сферу действия запрета на применения силы, то есть утверждать допустимость одних случаев причинения смерти, увечий и страданий, сохраняя за другими случаями статус абсолютно запрещенных. Однако так как данное разграничение не является строгим и качественным, абсолютистская (деонтологическая) этика силы, опирающаяся на доктрину двойного эффекта, оказывается внутренне противоречивой (Прокофьев А.В. Моральный абсолютизм и доктрина двойного эффекта в контексте споров о допустимости применения силы // Этическая мысль. Вып. 14 / Ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 43–64).  
  • Исследование истории этической мысли в немецкой философии XIX и начала XX вв. 
    Исследовано влияние произведений Льва Толстого на этические представления Макса Вебера. Выявлено четыре стадии в осмыслении немецким ученым наследия писателя, центральными пунктами которых становятся следующие идеи: этика ответственности и этика убеждения, идея «акосмической любви», насилия и ненасилия, вопрос смысла жизни/смерти. Продемонстрирован характер связи как выстраивающейся на основе строгой оппозиции к идеям русского мыслителя, то есть Вебер осмыслял и артикулировал свои идеи в области этики через заочную полемику с произведениями позднего Толстого, более того, через их критику и поиск альтернативы (Троицкий К.Е. Макс Вебер как Анти-Толстой // Этическая мысль. Вып. 14 / Ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 200–216).
  • Истоки и смысл концепции "моральности" и "нравственности" в философии Г.В.Ф. Гегеля
    Выявлены историко-философские и этико-теоретические истоки двойной концептуализации морали как "моральности" и "нравственности", развиваемой Гегелем как в ранних, так и в поздних произведениях. На основе анализа этой концептуализации выявлена специфика гегелевской проблематизации вопроса о сущности морали и характера морального требования (Сочилин А.А. Этический смысл различения Гегелем «моральности» и «нравственности» // Этическая мысль. Вып. 14 / Ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 160–173).
  • Конфессиональные традиции в системе образования Раннего Нового времени
    Изучение религиозно-этического содержания польских элементарных учебников XVI в. в соотнесении со средневековой традицией и латино- и немецкоязычными изданиями букварей того времени позволило выделить четыре основные модели изложения данного содержания, которые носят выраженный конфессиональный характер: литургическая модель и модель устной средневековой приходской катехезы (католики) и учебники, которые подражали «Малому катехизису» М. Лютера и жанру популярных в Европе «Spruchbücher» (протестанты) (Корзо М.А. О моделях польских элементарных учебников: век шестнадцатый // Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития. Сб. науч. тр. Международ. научно-теорет. конф. (28-29 мая 2014 г.): в 2 т. / Ред.: С.В.Иванова, А.В.Овчинникова. Т. I. М.: Издательский центр ИЭТ, 2014. С. 342–357).   
  • Протестантские заимствования в православном нравственном богословии XVIII в.
    Анализ композиционного и содержательного своеобразия катехетических сочинений Прокоповича в контексте предшествующей православной традиции показал, что Феофан задает новую, ориентированную на протестантские образцы модель изложения религиозно-нравственного материала, когда основной акцент делается на то, чтобы сформулировать кодекс основных христианских обязанностей. Именно эта модель становится доминирующей в русской религиозной книжности на протяжении всего XVIII в. (Корзо М.А. Катехетические сочинения Феофана Прокоповича // Славянский Альманах: 2013. М.: Индрик, 2014. С. 263–280). 
     

II. Публикации

Монографии и коллективные труды

  • Апресян Р.Г. История этики Нового времени: Лекции и статьи. М.: Директ-Медиа, 2014. 359 с. 
  • Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Сб. науч. тр. К 75-летию акад. А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. 447 с.
  • Этическая мысль. Вып. 14 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. 301 с.


Статьи в научных журналах и коллективных трудах 

Плановые научные статьи

  • Апресян Р.Г. Идейная композиция диалога «Пир» и платоновская философия любви // Культура и искусство. 2014. № 4. С. 393–407.
  • Апресян Р.Г. [Определение морали] = [What Is Morality] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 203–207, 208-212.
  • Апресян Р.Г. Поль Рикер как автор: опыт чтения и понимания // Философские науки. 2013. № 8. С. 59–65 (не вошло в отчет 2013 г.).
  • Апресян Р.Г. Проблема Другого в философии Аристотеля // Этическая мысль. Вып. 14 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 65–85.
  • Апресян Р.Г. Реплика к выступлению В.П. Визгина // История философии: Вызовы ХХ века / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 139­­–141.
  • Апресян Р.Г. Смысл морали // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и составитель О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 35–63.
  • Апресян Р.Г. Смыслы социально-политической консолидации в современной России // Консолидация и модернизация России. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 115–133.
  • Апресян Р.Г. Философско-проблемные и историко-философские исследования: возможность дополнительности // История философии: Вызовы ХХ века / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 59–63.
  • Апресян Р.Г. (Apressyan R.). Communicative Source of Moral Imperativity // Ethics or Moral Philosophy / Ed. G.Fløistad. Dordrecht: Springer, 2014. P. 87–98.
  • Апресян Р.Г. (Apressyan R.). Ethical Evolution of Abdusalam A. Guseinov // Russian Studies in Philosophy. 2014. Vol. 52. No. 3. P. 9-17.
  • Апресян Р.Г. (Apressyan R.). Homeric Ethics: Prospective Tendencies // Ancient Ethics / Ed. J.Hardy, G.Rudebusch. Göttingen: V&R unipress, 2014. P. 67–84.
  • Артемьева О.В., Прокофьев А.В. Мораль в реальности человеческих отношений // Философские науки. 2014. № 1. С. 134–143.
  • Артемьева О.В. [Определение морали] = [What Is Morality] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и составитель О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 212–216, 216-219.
  • Гусейнов А.А. (Guseinov A.A.). Morality as the Limit of Rationality // Russian Studies in Philosophy. Winter 2013-14. Vol. 52. No. 3. P. 18-38.
  • Гусейнов А.А. (Guseinov A.A.). Negative Ethics // Russian Studies in Philosophy. Winter 2013-14. Vol. 52. No. 3. P. 56-72.
  • Гусейнов А.А. (Guseynov A.A.). Reply to What is your opinion of the present-day condition of philosophy in Russia? // Studies in East European Thought. 2014. Vol. 66. No. 3-4. [Electronic resource].
  • Гусейнов А.А. (Guseinov A.A.). The Golden Rule of Morality // Russian Studies in Philosophy. Winter 2013-14. Vol. 52. No. 3. P. 39-55.
  • Гусейнов А.А. (Guseinov A.A.). Trotsky vs Ethics // Russian Studies in Philosophy. Winter 2013-14. Vol. 52. No. 3. P. 73-84.
  • Гусейнов А.А. What Ought I Not to Do? // Ethics or Moral Philosophy / Ed. by Guttorm Floistad. Vol. 11. Springer, 2014. P. 73-86.
  • Гусейнов А.А. Гуманистический контекст философии российских шестидесятников // Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: соврем. взгляд / Под ред. В.А. Лекторского. М., 2014. С. 7-22.
  • Гусейнов А.А. Душа ищет мудрости: Предисл. к кн. "Мудрость Сутры Лотоса" // Дайсаку Икеда. Мудрость Сутры Лотоса. Диалог с учениками. Т. 1. М., 2014. С. 6-20.
  • Гусейнов А.А. История философии: между специальным исследованием и теоретическим поиском // История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 2014. С. 34-51.
  • Гусейнов А.А. Консервативный взгляд на мир не следует превращать в "изм" // Тетради по консерватизму. 2014. № 1. С. 70-73.
  • Гусейнов А.А. Культура и нравственность // Вестн. МГИМО-Университета. 2014. № 2(35). С. 221-223.
  • Гусейнов А.А. Мораль и политика: уроки Макиавелли // Философский журнал. 2014. № 2. С. 3-24.
  • Гусейнов А.А. Мораль как прорыв к бытию // Филососфские науки. 2014. № 4. С. 7-11.
  • Гусейнов А.А. Непротивление злу силой // Лев Николаевич Толстой. М., 2014. С. 219-247.
  • Гусейнов А.А. Нравственный смысл культуры // Наука и социальная картина мира: К 80-летию акад. В.С. Степина / Под. ред. В.И. Аршинова, И.Т. Касавина. М., 2014. С. 585-600.
  • Гусейнов А.А. От ответственности к свободе // Ведомости прикладной этики. Вып. 44. Тюмень, 2014. С. 119-135.
  • Гусейнов А.А. Патриарх отечественной философии // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 38-46.
  • Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. 2014. № 5. 16-26.
  • Гусейнов А.А. Честная политика - это соответствие между словом и делом // Российская Федерация сегодня. 2014. № 4. С. 32-35.
  • Гусейнов А.А., Резник Ю.М. Этика философа. Ч. 3. Нравственное самоопределение философа (в порядке диалога) // Личность. Культура. Общество. 2014. Т. XVI. Вып. 1. № 1-2. С. 285-292.
  • Зубец О.П. Об одном месте из «Никомаховой этики» // Этическая мысль. Вып. 14 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 86–110.
  • Зубец О.П. [Определение морали] = [What Is Morality] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и составитель О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 438–442, 442-447.
  • Зубец О.П. (Zubets O.). Contemporary Russian Ethics: The Polarisation // Studies in East European Thought. 2014. Vol. 66. No. 3–4. 
  • Зубец О.П. (Zubets O.). From Discussion of Lying to Silence about the Holocaust // Social Sciences. 2014. Vol. 45.No. 1. P. 91–108. Переработанная и расширенная версия статьи из: Постигая добро: Сб. ст. к 60-летию Р.Г.Апресяна / Отв.ред.: О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев. М., 2013.
  • Корзо М.А. «В десятословии ничтоже являет нам вечного обетования». К вопросу о месте Декалога в православной мысли XVII – начала XVIII вв. // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. № 1. С. 49–56.
  • Корзо М.А. Катехизисы Киевской митрополии XVII–XVIII вв.: основные жанры и их источники // Известия ТулГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2013. Вып. 4. С. 142–148.
  • Корзо М.А. О некоторых изданиях Киевской митрополии в рукописном наследии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 2014. № 2. С. 88–98.
  • Корзо М.А. Синтез культурных и религиозных традиций в школьных катехизисах XVII–XVIII вв. // Философия и культура. 2014. № 1. С. 99–107.
  • Корзо М.А. (Korzo M.A.) «Spis tento Otázek trojiech» Łukasza z Pragi: przyczynek do historii katechizmów braci czeskich i ich roli w piśmiennictwie polskim (XVI wiek – pierwsza połowa XVII stulecia) // Res Historica. Czasopismo Instytutu Historii UMCS. 2013. T. 36. S. 103–143 (не вошло в отчет 2013 г.).
  • Максимов Л.В. Мораль в единственном числе // Этическая мысль. Вып. 14 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 5–24.
  • Максимов Л.В. О феномене морали // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и составитель О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 64–70.
  • Максимов Л.В. [Определение морали] = [What Is Morality] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и составитель О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 334–337, 337-340.
  • Мехед Г.Н. Деонтологическая перспектива в морали // Философские науки. 2014. № 4. С. 149–157.
  • Прокофьев А.В. Инженерная этика высоких устремлений (анализ профессионально-этического проекта) // Ведомости прикладной этики. Вып. 44: «Что такое хорошо и что такое плохо?» в инженерном деле / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 11–36.
  • Прокофьев А.В. Нормативное содержание профессиональных этик: некоторые подходы к выявлению // Ведомости прикладной этики. Вып. 43: «Что такое хорошо и что такое плохо?» в прикладных моралях / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. С. 22–43.
  • Прокофьев А.В. О концепции морали (нравственности) А.А.Гусейнова // Мораль. Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и составитель О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 114–132.
  • Прокофьев А.В. [Определение морали] = [What Is Morality] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и составитель О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 394–398, 399-403.
  • Прокофьев А.В. Эмоциональная сторона этики справедливости: темная сторона // Проблемы этики: Философски-этический альманах. Выпуск IV / Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. С. 4–19.
  • Толстых В.И. Какая модернизация России нужна и какая возможна? // Консолидация и модернизация России. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 134–169.
  • Троицкий К.Е. Макс Вебер как Анти-Толстой // Этическая мысль. Вып. 14 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 200–216.
  • Троицкий К.Е. «Политеизм ценностей» в аксиологической мысли Макса Вебера // Вестник Московского университета. Серия 7 «Философия». 2014. № 1. С. 107–120.
  • Троицкий К.Е. Размышления над книгой «Является ли эгоизм моральным» // Философия и культура. 2014. № 1. С. 134–138.


Внеплановые научные статьи

  • Апресян Р.Г. К базовому определению к морали // Философский журнал. 2014. № 1. С. 78–91 (грант РГНФ 14–03–00429 «Моральная императивность: источники, природа, формы репрезентации»).
  • Апресян Р.Г. Инженерная этика перед дилеммой индустриализма и постиндустриализма // Ведомости прикладной этики. Вып. 44: «Что такое хорошо и что такое плохо?» в инженерном деле / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 53–66.
  • Апресян Р.Г. Универсализация высказываний в процессе становления морального мышления // Философия и культура. 2014. № 4. С. 607–615 (грант РГНФ 14–03–00429 «Моральная императивность: источники, природа, формы репрезентации»).
  • Зубец О.П. Предпочтение жизни самого себя // Мораль. Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и составитель О.П.Зубец. М.: Альфа-М, 2014. С. 174–200 (грант РГНФ 12–03–00151 «Идея автономности морального субъекта как основа философской этики»).
  • Корзо М.А. Катехетические сочинения Феофана Прокоповича // Славянский Альманах: 2013. М.: Изд-во «Индрик», 2014. С. 263–280 (грант РГНФ 12–01–00004 «Богословское творчество Феофана Прокоповича: протестантские влияния в русском и украинско-белорусском богословии первой половины XVIII в.»).
  • Мехед Г.Н. Мораль как абсолютный предел разума в этике И. Канта // Философские исследования. 2014. № 5. С. 17–44  (грант РГНФ 14–03–00429 «Моральная императивность: источники, природа, формы репрезентации»).
  • Прокофьев А.В. Моральный абсолютизм и доктрина двойного эффекта в контексте споров о допустимости применения силы // Этическая мысль. Вып. 14 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 43–64 (грант РГНФ 14–03–00189 «Запрет на применение силы: моральный статус и практические конкретизации»).
  • Прокофьев А.В. Социальная регуляция и мораль (к вопросу об источниках нравственной нормативности) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Философия». 2014. № 2. С. 24–34.
  • Троицкий К.Е. Взгляд на источник императивности у Макса Вебера // Vox / Голос. 2014. № 16  (грант РГНФ 14–03–00429 «Моральная императивность: источники, природа, формы репрезентации»). 


Переводы

  • Апресян Р.Г., пер с англ.: Вернер Р. (Werner R.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 435−438.
  • Апресян Р.Г., пер с англ.: Кроуэлл Дж. (Crowell G.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 246−249.
  • Апресян Р.Г., пер с англ.: Рад Э. (Rud A.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов: = Morality: diversity of concepts and meanings: Сб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 417−420.
  • Апресян Р.Г., пер с англ.: Форшлер С. (Forschler S.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 272−275.
  • Апресян Р.Г., пер с англ.: Холмс Р. (Holmes R.L.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity od concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 306−307.
  • Апресян Р.Г., пер с англ.: Чичовачки П. (Cicovacki P.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 235−238.
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Гечмен Д. Концепция беспристрастного наблюдателя и проблема души–тела в философии Адама Смита // Этическая мысль. Вып. 14 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014. С. 111–147.
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Кулей Д. (Cooley D.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 238–241.
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Льюис К. (Lewis C.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сос. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 251–254.
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Палмквист С. (Palmquist S.R.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity od concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 390–394.
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Феррайоло К. (Ferraiolo K.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity od concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 261–264.
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Фиала Э. (Fiala A.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 266–269.
  • Зубец О.П.., пер. с англ.: Бабич Й. (Babic J.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 221–224 .
  • Зубец О.П.., пер. с англ.: Божович М. (Bozovic M.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 230–232.
  • Зубец О.П.., пер. с англ.: Драгона-Монаху М. (Dragona-Monachou M.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity od concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 256–259.
  • Зубец О.П.., пер. с англ.: Ли Маосен. (Li Maosen) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 331–334.
  • Зубец О.П.., пер. с англ.: Маджхи Р. (Ram C. Majhi) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity od concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 352–353.
  • Зубец О.П.., пер. с англ.: Смит Р. (Smith R.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity od concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 429–432.
  • Корзо М.А., пер. с нем.: Херц Г. (Hoerz G.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 324–328.
  • Корзо М.А., пер. с нем.: Херц Х.Э. (Hoerz H.E.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 318–321.
  • Максимов Л.В., пер. с нем.: Хеффе О. (Hoeffe O.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 311–315.
  • Прокофьев А.В., пер. с англ.: Мерфи Дж. (Murphy J.G.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 368–370.
  • Прокофьев А.В., пер. с англ.: Хесс К. (Hess K.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 299–304.
  • Прокофьев А.В., пер. с англ.: Нарвесон Я. (Narveson J.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 381–384.
  • Прокофьев А.В., пер. с англ.: Маргулис Дж. (Margolis J.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 356–361.
  • Прокофьев А.В., пер. с англ.: Хелд В. (Held V.) [Что такое мораль] // Мораль: Разнообразие понятий и смыслов = Morality: diversity of concepts and meanings: Cб. научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. и сост. О.П.Зубец. М.: Альфа–М, 2014. С. 294–295.


Тексты и тезисы докладов, выступлений, лекций, интервью

  • [Гусейнов А.А. Выступление на кругл. столе] Можно ли измерять научное творчество? // Вопр. философии. 2014. № 4. С. 50-74.
  • Гусейнов А.А. О толерантности // Проблемы укрепления единства российской нации: материалы Всерос. научно-практ. форума с участием зарубеж. ученых "Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты" (г. Пермь, 17-19 сент. 2014 г.): в 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред.: С.А.Никольский, М.Г.Писманик. Пермь, 2014. С. 60-69.
  • Гусейнов А.А. Пришел за оптимизмом: Интервью доктору Магомеду Абдулхабирову // Дагестан. 2014. № 7. С. 4-10; № 8. С. 18-23.
  • Гусейнов А.А. "Свои" и "чужие" в глобализирующемся мире // Диалог культур и партнерство цивилизаций: XIV Международ. Лихачев. научные чтения (г. Санкт-Петербург, 15-20 мая 2014 г.) / Науч. ред. А.С.Запесоцкий. СПб., 2014. С. 55-58, 464-465.
  • Зубец О.П. Культура не бывает чужой //Диалог культур и партнерство цивилизаций: XIV Международ. Лихачев. научные чтения (г. Санкт-Петербург, 15–20 мая 2014 г.) / Науч. ред. А.С.Запесоцкий. СПб., 2014. С. 386–388.
  • [Зубец О.П.] Этический проект Абдусалама Гусейнова. Отрывок из беседы О.П. Зубец с А.А. Гусейновым в рамках совместной исследовательской программы Института философии и Фонда "Устная история" // Филос. науки. 2014. № 4. С. 11-17.
  • Корзо М.А. О моделях польских элементарных учебников: век шестнадцатый // Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития. Сб. науч. тр. Международ. научно-теорет. конф. (28-29 мая 2014 г.) / Ред.: С.В.Иванова, А.В.Овчинникова. Т. I. М., 2014. С. 342-357.
  • Прокофьев А. В. Использование принципа согласия в теоретическом обосновании этики ненасилия (некоторые критические соображения) // «Дні науки філософського факультету – 2014». Міжн. наук. конф., 15–16 квіт. 2014 р. Матеріали доповідей та виступів / Редкол.: А.Є.Конверський та ін. Ч. 6. Киев: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2014. С. 195–198.


Учебники, учебные и учебно-методические пособия

  • Прокофьев А.В. Особенности регулятивной функции международной морали // Международные отношения и мировая политика: учебно-методический комплекс / Под. ред. П.А.Цыганкова. М.: Политическая энциклопедия, 2014. Глава 23. С. 518–541.


Рецензии


Научно-популярные статьи

 

III. Рецензии и отклики на публикации сотрудников сектора этики

  • Гуревич П.С. Как зародилась нравственность, рец. на кн.: Апресян Р.Г. Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса). М.: Альфа–М, 2013. 223 с. // Философия и культуры. 2014. № 6. С. 913–915.

 

IV. Доклады и публичные лекции

  • Апресян Р.Г. «Историческая и нормативная динамика идеи моральной автономии». – Дни Петербургской философии, С.-Петербург, 21–22.11.2014. 
  • Апресян Р.Г. «Концепция гражданского общества: необходимость переосмысления». – Международная научно-практическая конференция «Проблеми формування громадської думки в сучасній Україні», Київський національний університет культури і мистецтв, Інститут журналістики та міжнародних відносин, кафедра зв’язків з громадськістю та реклами, Киев, 14.11.2014. 
  • Апресян Р.Г. «Эволюция идеи моральной автономии: Хатчесон – Кант». – Теоретический семинар Сектора этики ИФРАН, 21.10.2014. 
  • Апресян Р.Г. «Этические предпосылки гражданского единения». – Всероссийский научно-практический форум «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты», Пермь, 17–19.09.2014. 
  • Апресян Р.Г. «Проблема автономии в моральной философии Френсиса Хатчесона». – The Third International Seminar of the Mediterranean Society for the Study of the Scottish Enlightenment «Scottish Enlightenment and Freedom», Dokuz Eylul University, Измир, Турция, 28–30.05. 2014. 
  • Апресян Р.Г. «Нравственные проблемы гражданского единения россиян». – Семинар по реализации государственной национальной политики в Пермском крае, Пермь, 27.05.2014 (заочное участие). 
  • Апресян Р.Г. «Важность идеи признания для понимания морали». – Научная конференция «Моральная ответственность в современном мире: В связи с 75-летием академика РАН А.А. Гусейнова», Философский фак-т, МГУ им Ломоносова, 17–18.04.2014. 
  • Апресян Р.Г. «О необоснованности распространенного мнения, согласно которому “у каждого своя мораль”». – Лекция на Дне творчества студентов «Ломоносов», Философский фак-т, МГУ им Ломоносова, 10.04.2014. 
  • Апресян Р.Г. «Базовые моральные ценности в социально-этическом дискурсе». – Международная конференция «Reflections on Global Political Theory (With special reference to Caritas in Veritate)», Украинский католический университет, Львов, Украина, 13–14.03.2014 (заочное участие). 
  • Гаджикурбанова П.А. «Этика Аристотеля». – Выездная лекция по истории философии для молодежи, Музей Книги РГБ, Москва, 27.11.2014. 
  • Гаджикурбанова П.А. «Академические журналы и наукометрические базы данных». – Доклад на Второй сессии постоянно действующей Конференции научных работников, Москва, 25.03.2014. 
  • Гаджикурбанова П.А. «Проблема границ моральной ответственности в учениях Аристотеля и стоиков». – Научная конференция «Моральная ответственность в современном мире: В связи с 75-летием академика РАН А.А. Гусейнова», Философский фак-т, МГУ им Ломоносова, 17–18.04.2014. 
  • Гаджикурбанова П.А. Участие в работе Восемнадцатой международной конференции «SCIENCE ONLINE: электронные информационные ресурсы для науки и образования», Турция, г. Белек, 22–29.05.2014. 
  • Гаджикурбанова П.А. Участие в работе научного семинара «Консолидация ведущих российских научных журналов: проект Russian Science Citation Index на платформе Web of Science», НИУ ВШЭ, г. Москва, 14.10.2014. 
  • Зубец О.П. «Ответственность за все». – Научная конференция «Моральная ответственность в современном мире: В связи с 75-летием академика РАН А.А. Гусейнова», Философский фак-т, МГУ им Ломоносова, 17–18.04.2014. 
  • Зубец О.П. «Культура не бывает чужой». – XIV Международные Лихачевские научные чтения «Диалог культур и партнерство цивилизаций», С.-Петербург, 15–20 мая 2014 г. 
  • Зубец О.П. «Этика после Аушвица». – Теоретический семинар Сектора этики ИФРАН, 04.03.2014. 
  • Корзо М.А. «Формы бытования иноконфессиональных текстов в православной книжности XVII в.: пример Речи Посполитой и России». – Семинар Центра интеллектуальной истории Института Всеобщей истории, Москва, 24.02.2014.  
  • Корзо М.А. «Konfessionsgeschichte durch das Prisma des Katechismus: Die reformierte Tradition Polen-Litauens des 16. und 17. Jahrhunderts». – Семинар Центра полонистических исследований им. Александра Брюкнера, Университет Галле-Виттенберг, Галле, Германия, 15.10.2014.  
  • Корзо М.А. «Цитирование Августина в катехетических сочинения Киевской митрополии XVII в.». – Международная конференция «Блаженный Августин и августинизм XVII века», Православный Свято-Тихоновский университет, Москва, 24.11.2014. 
  • Максимов Л.В. «Пандетерминизм и ответственность». – Научная конференция «Моральная ответственность в современном мире: В связи с 75-летием академика РАН А.А. Гусейнова», Философский фак-т, МГУ им Ломоносова, 17–18.04.2014. 
  • Мехед Г.Н. «Абсолютная этика и границы моральной ответственности». – Научная конференция «Моральная ответственность в современном мире: В связи с 75-летием академика РАН А.А. Гусейнова», Философский фак-т, МГУ им Ломоносова, 17–18.04.2014. 
  • Троицкий К.Е. «Этика ответственности и этика убеждения: конфликт или единство». – Научная конференция «Моральная ответственность в современном мире: В связи с 75-летием академика РАН А.А. Гусейнова», Философский фак-т, МГУ им Ломоносова, 17–18.04.2014. 
  • Троицкий К.Е. «Макс Вебер и проект категорического императива для ХХ века». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН, 10.06.2014. 
  • Троицкий К.Е. «Проблема легитимности как условие демократического общества». – Международная научно-практическая конференция «Проблеми формування громадської думки в сучасній Україні», Київський національний університет культури і мистецтв, Інститут журналістики та міжнародних відносин, кафедра зв’язків з громадськістю та реклами, Киев, 14.11.2014. 
  • Прокофьев А.В. «Использование принципа согласия в теоретическом обосновании этики ненасилия». – Международная научная конференция «Дні науки філософського факультету – 2014», КНУ имени Т.Г.Шевченко, Киев, 15–16.04.2014. 
  • Прокофьев А.В. «Справедливая война как наказание агрессора». – Научная конференция «Моральная ответственность в современном мире: В связи с 75-летием академика РАН А.А. Гусейнова», Философский фак-т, МГУ им Ломоносова, 17–18.04.2014. 
  • Прокофьев А.В. Вступительное слово автора. – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН, обсуждение книги А.В. Прокофьева «Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости», 20.05.2014.



V. Сотрудничество с образовательными учреждениями

Преподавательская деятельность

  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН). 
  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. 
  • Апресян Р.Г. Ведущий научный сотрудник, НИИ прикладной этики, Тюменский гос. нефтегазовый ун-т. 
  • Артемьева О.В. Старший преподаватель-совместитель, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН). 
  • Гаджикурбанова П.А. Старший преподаватель-совместитель, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН). 
  • Гаджикурбанова П.А. Старший преподаватель-совместитель, Московский государственный психолого-педагогический университет. 
  • Зубец О.П. Старший преподаватель-совместитель, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН). 
  • Прокофьев А.В. Профессор-совместитель, Тульский гос. педагогический ун-т им. Л.Н.Толстого, факультет русской филологии, кафедра философии и культурологи. 
  • Сочилин А.А. Преподаватель, Отделение дистанционного обучения «УНИК» при Институте мировой экономики и информатизации (ИМЭИ), Московском экономическом институте (МЭИ) и Московском институте психологии (МИП).


Научное руководство студентами, бакалаврами, магистрантами и аспирантами образовательных учреждений

  • Апресян Р.Г. Научное руководство аспиранткой А.С. Московской, 3 г.о., философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. 
  • Апресян Р.Г. Научное руководство аспирантом А.А. Сочилиным, 2 г.о., ГАУГН. 
  • Гаджикурбанова П.А. Научное руководство курсовой работой студентки А.Ковель, 2 г.о., ГАУГН. 
  • Зубец О.П. Научное руководство дипломной работой бакалавра Кигай А., ГАУГН. 
  • Зубец О.П. Научное руководство дипломной работой бакалавра Звонкова И., ГАУГН. 
  • Зубец О.П. Научное руководство магистрантом Золотковым Г., ГАУГН. 
  • Прокофьев А.В. Научное руководство аспирантом Царевым А.С., 3 г.о., философский фак‑т МГУ им. М.В. Ломоносова. 
  • Прокофьев А.В. Научное руководство курсовой работой студентки В.Ф.Гусейновой, 3 г.о., философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова.


Оппонирование диссертаций

  • Гаджикурбанова П.А. Оппонирование диссертации А.А. Санженакова "Благо и безразличное в этике ранних стоиков" на соискание уч. степени канд.философ.наук, Философского фак-та, Национального исследовательского Томского гос. университета.
  • Корзо М.А. Оппонирование диссертации А.О. Крылова «Митрополит Димитрий Ростовский в церковной и культурной жизни России второй половины XVII – начале XVIII вв.» на соискание уч. степени канд.истор.наук, кафедра истории России до начала XIX в., Исторического фак-та МГУ.


VI. Международное сотрудничество

Апресян Р.Г.

  • Член Научного совета (Advisory Board) Центра российских и евразийских исследований Упсальского университета (Uppsala Centre for Russian and Eurasian Studies, Швеция, 2011–). 
  • Член Средиземноморского общества по изучению Шотландского Просвещения.

Гусейнов А.А.

  • Член Международного Института философии (Париж, Франция).

Корзо М.А.

  • Участие в издательском проекте Института музыкологии Ягеллонского университета (Краков, Польша) – подготовка комментированного издания польскоязычных протестантских канционалов второй половины XVI в. Руководитель проекта – проф. Петр Позняк.


Принятые сектором иностранные ученые

  • Д-р. Маттиас Роик (Matthias Roick), теологический факультет, университет г. Геттинген, Германия (17–23 ноября 2014 г.).

 

VII. Другие формы академической активности

Членство в редколлегиях журналов

  • Апресян Р.Г. – член редколлегии журнала «SENTENTIA: European Journal of Humanities and Social Sciences».
  • Апресян Р.Г. – зам. пред. редакционного совета журнала «Философия и культура».
  • Апресян Р.Г. – член редакционного совета журнала «Философские науки».
  • Апресян Р.Г. – член редколлегии журнала «Философский журнал». 
  • Апресян Р.Г. – член редколлегии ж. «ΠΡAΞHMA. Проблемы визуальной семиотики» (Томск). 
  • Апресян Р.Г. – член ред. совета международного журнала «Angewandte Philosophie. Eine internationale Zeitschrift / Applied Philosophy. An International Journal» (Геттинген, Германия), 
  • Апресян Р.Г. – член редсовета международного журнала «Sovijus: studies in the History of Culture»
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Вопросы философии».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Философия науки».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Философия и культура».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Знание. Понимание. Умение».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Философский журнал».
  • Гусейнов А.А. – редактор журнала «Этическая мысль».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Общественные науки».


Участие в экспертных советах и диссертационных советах, экспертная деятельность

  • Апресян Р.Г. – член диссертационного совета в Институте философии РАН (Д.002.015.01).
  • Апресян Р.Г. – эксперт РГНФ.
  • Апресян Р.Г. – эксперт РНФ.
  • Гусейнов А.А. – член Президиума ВАК; Председатель Экспертной комиссии по гуманитарным и социальным наукам Российского Совета Олимпиад школьников. 
  • Гусейнов А.А. – Председатель диссертационного совета в Институте философии РАН (Д.002.015.01).
  • Гусейнов А.А. – член диссертационного совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Д.501.001.09). 
  • Максимов Л.В. – член диссертационного совета в Институте философии РАН (Д.002.015.01).
  • Максимов Л.В. – член диссертационного совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Д.501.001.09).
  • Максимов Л.В. – член экспертного совета ИФ РАН. 
  • Прокофьев А.В. - член диссертационного совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Д.501.001.09).


Сотрудничество с государственными учреждениями и организациями 

  • Гусейнов А.А. – член Научно-экспертного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ.


Другое

  • Гаджикурбанова П.А. – член рабочей группы по разработке проекта Единого научного рубрикатора, раздел «О200 Философия» (совм. с И.А. Михайловым и А.Ф. Яковлевой). Проект представлен в ФАНО России рабочей группой Комиссии общественного контроля в сфере науки.
  • Гусейнов А.А. – вице-президент Российского Философского общества.
  • Гусейнов А.А. – сопредседатель Московско-Петербургского философского клуба.
  • Гусейнов А.А. – сопредседатель Междисциплинарного Центра по философии права.