Институт Философии
Российской Академии Наук




  2008 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2008 год

2008 год

Научный отчет cектора этики ИФ РАН за 2008 год

 

I. Важнейшие научные результаты 

Одним из центральных для сектора в целом научных событий стала обширная, проведенная в несколько этапов, с привлечением специалистов из других организаций, дискуссия о запрете на ложь и долге правдивости (по работе И.Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия»). Дискуссия позволила выявить в наиболее острой форме теоретические и ценностно-нормативные этические дилеммы, реально или потенциально содержащиеся в кантовском рассуждении и касающиеся сущности правды и лжи в морали, природы моральных абсолютов и, шире, моральных требований, а также принципиальной возможности и допустимости исключений из моральных требований.

Среди выводов из дискуссии о запрете на ложь (в этике Канта) можно выделить один, касающийся проблемы моральных абсолютов: проблема абсолютности морали решается посредством перемещения предиката «абсолютность» из области нормативно-содержательного описания морали в область функционального ее описания. «Абсолютность» – не характеристика определенных по содержанию моральных норм. Абсолютность (как безусловность, универсальность и приоритетность) характеризует, как эти нормы функционируют, каково моральное долженствование, конкретное содержательное наполнение которого может быть социокультурно относительным. Абсолютное в морали – это не нормы прямого действия, но некоторые общие рамки принятия решения, действия, оценки (Человек. 2008. № 3–4; Логос. 2008. № 5).

Показано, что мораль, вопреки мнению Канта, не сводится к безусловным запретам, исполнение которых требует не взирать на лица и обстоятельства. Мораль – это инструмент, позволяющий человеку достойно жить, не абстрагируясь от конкретики многообразного и изменчивого мира, а исходя из нее (Артемьева О.В. Об оправданности лжи из человеколюбия). Продемонстрирована принципиальная допустимость «оборонительной лжи» в свете кантовских критериев универсализации максим и уважения к личности (Прокофьев А.В. Кант, обман, применение силы…).

На основе культурно-исторического и нормативно-этического анализа «Повести об Ахикаре» (V в. до н.э.), в частности, в ходе реконструкции этического содержания как моралистической, так и новеллистической составляющих повести, сделан вывод о том, что мораль формируется в процессе трансформирования мыслительных и коммуникативных схем, основанных на благоразумии, полезности и воздаянии (Апресян Р.Г. Случай Ахикара (К происхождению морали).

Показано, что для выявления и экспликации неявных ценностных установок автора исторического текста лексический, грамматический и логико-семантический анализ текста необходимо дополнить герменевтическим анализом с учетом исторического, социального, культурного и др. контекстов (Гаджикурбанова П.А., Блюхер Ф.Н., Гурко С.Л. История. Идеология. Язык).

Показано, что рукописные богословские сочинения видного представителя московского православия XVII в. Симеона Полоцкого представляют собой творчески переработанную компиляцию из компендиума католического богослова Якоба Маршана. Московский богослов заимствует нетипичное для православия толкование ряда важных вероучительных сюжетов и выдержанную в схоластическом духе богословскую терминологию (Корзо М.А. О некоторых источниках катехизисов Симеона Полоцкого).

Выявлена фактически сложившаяся в массовом сознании, общезначимая (в рамках европейской культуры) иерархия ценностей, высшую ступень которой занимают моральные ценности. Показано, что эта единая ценностная иерархия по существу (имплицитно) принимается создателями самых разных этических учений, даже тех, в которых мораль является объектом критики с позиций каких-либо внеморальных ценностей, эксплицитно признаваемых «высшими» (Максимов Л.В. О месте морали в иерархии ценностей).

 

II. Публикации

Книги

  • Александр Александрович Зиновьев / Гл. ред. и сост. А.А.Гусейнов. М.: РОССПЭН, 2008. 376 с.
  • Демократия для России, Россия для демократии / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2008. 88 с. (3,31 а.л.).
  • Свободное слово: Интеллект. хроника. Альманах 2007/2008 / Отв. ред. В.И.Толстых. М., 2008. 342 с. (19,3 а.л.).
  • Толстых В.И. Мы были: Советский человек как он есть. М.: Культурная революция, 2008 (48 а.л.).
  • Эвальд Васильевич Ильенков / Гл. ред. и сост. В.И.Толстых. М.: РОССПЭН, 2008. (21,5 а.л.).
  • Этическая мысль. Вып. 8 / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2008. 263 с. (13,6 а.л.).


Статьи

  • АпресянР.Г. Whether There is the Golden Rule in Aristotle’s Ethics? // XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today. Seoul, 2008. Sector А (0,03 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Метадисциплинарные проблемы прикладной этики // Ведомости НИИПЭ. Вып. 32: Прикладная этика: «КПД практичности». Тюмень, 2008. С. 5–28 (1,1 а.л.).
  • Апресян Р.Г. О допустимости неправды по обязанности и из заботы. Один случай Канта [Доклад, участие в обсуждении и заключение] // Человек. 2008. № 3. С. 38–47 (0,6 а.л.).
  • Апресян Р.Г. О появлении понятия «золотое правило» // Этическая мысль. Вып. 8. М., 2008. С. 194–212.
  • Апресян Р.Г. О праве лгать; Комментарии к дискуссии // Логос. 2008. № 5. С. 4–18 (2,3 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Прикладная этика: возможности благотворной экспансии // Конструирование человека: В 2 т. Т. 1. Ч. 1. Томск, 2008. С. 5–15 (0,6 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Случай Ахикара (К происхождению морали) // Философия и культура. 2008. № 9. С. 74–86 (0,9 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестн. Томск. гос. пед. Ун-та. 2008. № 1. С. 91–97 (0,7 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Экологическая этика в системе прикладного этического знания: предмет, методология, проблематика // Основы экологической этики: учебн. пособие. Минск, 2008. С. 5–21 (1,0 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Экологическая этика в университетском приложении // Ведомости НИИПЭ. Вып. 33: Новое самоопределение университета . Тюмень, 2008. С. 238–254 (0,7 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Этический образ будущей профессии выпускника университета. Тюмень, 2008 (1,1 а.л.).
  • Апресян Р.Г., спец. ред. номера // Логос. 2005. № 5 (14 а.л.).
  • Артемьева О.В. Aretaic Approach to the Study of Social Morality [Abstract] // XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today. Seoul, 2008. Sector А (0,03 а.л.).
  • Артемьева О.В. О допустимости неправды по обязанности и из человеколюбия. Один случай Канта [материалы дискуссии] // Человек. 2008. № 4. С. 46–48 (0,2 а.л.).
  • Артемьева О.В. Об оправданности лжи из человеколюбия // Логос. 2008. № 5. С. 40–59 (1,3 а.л.).
  • Артемьева О.В. Практическая добродетель в этике Ричарда Прайса // Этическая мысль. Вып. 8. М., 2008. С. 42–86.
  • ГусейновА.А. Can Violence be Morally Justified? // The Proceedings of the Twenty-First World Congress of Philosophy. Vol. 13. Ankara, 2007. P. 227–238.
  • ГусейновА.А. Ethik vor und nach Kant // Kant im Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. N.Motroshilova, N.Hinske. Stuttgart, 2008. S. 29–52.
  • Гусейнов А.А. Демократия для России, Россия для демократии // Демократия для России – Россия для демократии. М., 2008. С. 51–56.
  • Гусейнов А.А. Диалог культур: возможности и пределы // Вопр. культурологии. 2008. № 9. С. 6–10.
  • Гусейнов А.А. Диалог культур: возможности и пределы // Лит. учеба. 2008. № 5. С. 190–200.
  • Гусейнов А.А. Зиновьев А.А.: Энцикл. справка // Александр Александрович Зиновьев. М., 2008. С. 7–19.
  • Гусейнов А.А. Люди делают время, время – людей // Дагестан. Экономика – Политика – Культура. 2008. Январь-февраль. С. 18–20.
  • Гусейнов А.А. Моральный пафос философии и философские основания этики // Философско-этический альманах. Вып. 1. М., 2008. С. 3–27.
  • Гусейнов А.А. О допустимости неправды по обязанности и из человеколюбия. Один случай Канта [материалы дискуссии] // Человек. 2008. № 4. С. 51–54.
  • Гусейнов А.А. О чем мы говорим, когда говорим о диалоге цивилизаций // Междунар. жизнь. 2008. № 3. С. 34–43.
  • Гусейнов А.А. Прикладная этика – разве она сама не является практикой? // Ведомости НИИПЭ. Вып. 32: Прикладная этика: «КПД практичности». Тюмень, 2008. С. 124–135.
  • Гусейнов А.А. Прогресс обещал рай, а принес смертельную угрозу // Известия. 2008. 11 нояб. С. 4 (0,5 а.л.).
  • Гусейнов А.А. Разумная вера Л.Н.Толстого // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М., 2008. С. 288–304.
  • Гусейнов А.А. Слон в распашонке // Поиск. 2008. № 975. 1 февр.
  • Гусейнов А.А. Сократ попал в тупик // Российская газета. 2008. № 6. 16 янв.
  • Гусейнов А.А. Что говорил Кант, или почему невозможна ложь во благо? // Логос. 2008. № 5. С. 103–121 (1 а.л.).
  • Гусейнов А.А. Экономика и нравственность // Стратегия социально-экономического развития России. М., 2008. С. 26–33.
  • Гусейнов А.А. Этика профессора, или исповедь на заданную тему // Ведомости НИИПЭ. Вып. 33. Тюмень, 2008. С. 11–24.
  • Гусейнов А.А., отв. ред. // Александр Александрович Зиновьев. М.: РОССПЭН, 2008. 376 с.
  • Гусейнов А.А., отв. ред. // Философско-этический альманах. Вып. 1. М., 2008.
  • Гаджикурбанова П.А. «Философские медитации» Марка Аврелия // MegaLing–2008. Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий: Докл. междунар. научн. конф. 24–28 сент. 2008 г., Украина, Крым, Партенит. Симферополь, 2008. С. 42–43 (0,1 а.л.).
  • Гаджикурбанова П.А. История. Идеология. Язык // Прикладна лiнгвiстика та лiнгвiстичнi технологiï: MegaLing-2007: зб. наук. пр. Киев: Довiра, 2008. С. 68–77 (0,5 а.л. – в соавт. с Ф.Н.Блюхером и С.Л.Гурко).
  • Зубец О.П. Дискуссия о даре: о возможности аристократического в морали // Этическая мысль. Вып. 8. М., 2008. С. 128–153.
  • Зубец О.П. Ложь как самоустранение // Логос. 2008. № 5. С. 91–102 (0,8 а.л.).
  • Корзо М.А. Брестская уния и катехетическая литература // Берестейська унiя (1596) в iсторiї та iсторiографiї. Спроба пiдсумку. Львiв, 2008. С. 323–339 (1 а.л.).
  • Корзо М.А. О некоторых источниках катехизисов Симеона Полоцкого // Київська Академiя. Вип. 6. Київ, 2008. С. 102–122 (1,29 а.л.).
  • Корзо М.А. Обзор книги М.В.Корогодиной «Исповедь в России в XIV–XIX вв. Исследования и тексты // Этическая мысль. Вып. 8. М., 2008. С. 254–261.
  • Максимов Л.В. Когнитивное и некогнитивное в структуре сознания: проблема демаркации // Философия и культура. 2008. № 4. С. 67–81 (1,4 а.л. ).
  • Максимов Л.В. Когнитивный статус этики // Этическая мысль. Вып. 8. М., 2008. С. 3–20.
  • Максимов Л.В. О допустимости неправды по обязанности и из человеколюбия. Один случай Канта (Обсуждение докл. Р.Г.Апресяна) // Человек. 2008. № 4 (0,2 а.л.).
  • Максимов Л.В. О месте морали в иерархии ценностей // Филос. науки. 2008. № 9. С. 112–126 (0,9 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Границы морально обоснованной пристрастности // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: Материалы III Всерос. научно-практ. конф.: В 4 т. Т. 1. Тула, 2008. С. 138–145 (0,5 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Идея справедливости в «Утилитаризме» Дж. С.Милля // Философия и культура. 2008. № 12. (1,6 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Кант, обман, применение силы… // Логос. 2008. №. 5(68). С. 60–90 (2 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Концептуализация понятия «общественная мораль»: некоторые проблемы и трудности // Вопр. философии. 2008. № 3. С. 51–61 (1,15 а.л.).
  • Прокофьев А.В. О допустимости неправды по обязанности и из заботы. Один случай Канта [Доклад, участие в обсуждении и заключение] // Человек. 2008. № 3. С. 48–51.
  • Прокофьев А.В. О новой книге Владимира Кантора // Вопр. философии. 2008. № 9. С. 140–146 (0,5 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Парадоксы морально обоснованной пристрастности // Человек. 2008. № 2. C. 37–53 (1,2 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Специалист по прикладной этике: кто он? // Ведомости НИИПЭ. Вып. 31. Тюмень, 2008. С. 53–65 (0,7 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Справедливое отношение к будущим поколениям (нормативные основания и практические стратегии) // Этическая мысль. Вып. 8. М., 2008. С. 229–253.
  • Прокофьев А.В. Справедливость и газонефтяные доходы: российский контекст // Формирование морально-ценностных и правовых основ современной культуры: истоки и перспективы: Материалы межвуз. научно-практ. конф.; ГОУ ВПО ТФ РПА Минюста России. Тула, 2008. С. 184–205 (1,2 а.л.).
  • Толстых В.И. Вместо отчета // Вестн. РФО. 2008. № 3 (1 а.л.).
  • Толстых В.И. Ильенков как драма советской философии // Эвальд Васильевич Илиенков. М., 2008. С. 120–145.
  • Толстых В.И. Философ милостию божьей. Ильенков как драма советской философии // Эвальд Васильевич Илиенков. М., 2008. С. 5–13.