Институт Философии
Российской Академии Наук




  2016 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2016 год

2016 год

Научный отчет сектора этики Института философии РАН за 2016 год

 

I. Важнейшие научные результаты

  • Феномен универсальности в этике 
    В дискуссии, проведенной по докладу Р.Г. Апресяна о феномене универсальности в морали, были развиты представления о различных его аспектах: как характеристики наиболее общего ценностно-императивного содержания различных моральных форм, противопоставляемой партикулярности обстоятельств и конкретных ситуаций; как особенного качества ценностей, обращенных посредством выражающих их требований к каждому; как особенной способности суждений быть универсализуемыми, т.е. высказываться в предположении, что любой морально вменяемый человек в аналогичных обстоятельствах высказал бы аналогичное суждение. Был сделан вывод о том, что в разных контекстах и в разных интерпретациях универсальность может ассоциироваться с абсолютностью, объективностью, беспристрастностью, даже униформизмом, что, с одной стороны, вытекает из того или другого понимания морали, а с другой – становится условием отношения к морали. Была предпринята попытка к достижению большей терминологической точности в дискурсе универсальности и в более строгом определении границ понятий, используемых для отображения спектра значений проблемы универсальности. Их точная предметная фокусировка и концептуальная, в рамках этики (т.е. в соответствии с определенным пониманием морали) контекстуализация непременны, поскольку без соотнесения с понятием морали понятие универсальности не может обрести содержательно определенный вид. Как неоднородна мораль в своих проявлениях, так неоднородна и универсальность, по-разному проявляющаяся в разных сферах морали; в различных коннотациях универсальности отражается реальная разнородность и множественность самого этого феномена. Полученные результаты могут способствовать актуализирующему переосмыслению проблематики универсальности и ее специальному освоению в перспективных исследованиях и в преподавании этики (Артемьева О.В., Максимов Л.В., Прокофьев А.В., Троицкий К.Е. и др. Выступления на «Круглом столе»: «Феномен универсальности в этике» // Этическая мысль. 2016. № 1. С. 144–173).
  • Развитие ранне-нововременной моральной философии. Понятия, проблемы, оппозиции 
    Анализ эволюции некоторых понятий (morality, morals, obligation, law, moral sense, benevolence, sympathy) в нововременной моральной философии (на материале сочинений Гроция, Локка, Шафтсбери, Хатчесона, Юма, др.) позволил сделать следующие выводы: 1) «отсутствие» в контекстах термина «мораль» ранне-нововременных (ХVI–ХVIII вв.) философских текстов ожидаемого благодаря современному дискурсивному опыту идейного содержания не должно давать повод для обобщений, в соответствии с которыми морально-философская мысль этого времени не ведает этого идейного содержания или «на созрела» до его осмысления; 2) содержание, прочно ассоциируемое со второй половины ХIХ в. с понятием «мораль» – а) дифференцированность природного и культурного, социального/нормативного вообще и спицифически морального, нормативно-регулятивного и индивидуально-ответственного, б) независимость (автономия) морального субъекта (мотивов, решений, действий), в) самоценность определенного ценностно-императивного содержания и т.д. – исторически вырабатывается на разных мылительных площадках, по поводу разных проблем, получая различное терминологическое обрамление (Апресян Р.Г. «The Appearance of a Philosophical Concept of Morality in Modern Moral Philosophy». – Доклад на немецко-российском проектном семинаре «Early Modern Moral Philosophy: Sense and Vectors of Transformation» («Моральная философия раннего нового времени: смысл и направления трансформации»), Библиотека Герцога Августа, Вольфенбюттель, Германия (08–09.11.2016); «The Construction of “Morality” in Modern Philosophy». – Доклад на научном семинаре Института перспективных исследований – Lichtenberg-Kolleg Гёттингенского университета (Германия, 14.12.2016).
  • Золотое правило нравственности 
    Предложена новая интерпретация нормативного содержания золотого правила как формулы индивидуально-ответственного поведения личности, согласно которой взаимность отношений является выражением и продолжением автономии воли (Гусейнов А.А. Взаимность или автономия воли? // Предисловие к книге: Уолтз Дж. Золотое правило / Общ. ред. и предисл. А.А. Гусейнова, пер. и доп. примечания О.В. Артемьевой. М., 2016. С. 3–26; Он же. Автономная этика взаимности // Этика П.А Кропоткина и проблемы соотношения нравственности и права: сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25–26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М., 2016. С. 11–17). 
  • Понятие добродетельного поступка в этике Аристотеля 
    В результате анализа текстов и идей Аристотеля показано, что фундаментальными для понимания его этики, а также специфики философии как этики, являются понятия субъекта морали и поступка. Величавый Аристотеля  – есть образ человека, стремящегося к превосходству в поступке в качестве активного начала и презирающий все, что препятствует его бытию самим собой. Аристотелевская этика образует единство с его метафизикой через понятия άρχή, δύναμις -ἕξις и ἐνέργεια-πρᾶξις, что подтверждает идею об изначальном единстве этики и первой философии (Зубец О.П. Что презирает и что превосходит добродетельный человек // Этическая мысль. Т. 16. № 2. C. 34–50; Она же. Величавый Аристотеля: странный текст и великая идея // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 189–222).
  • Моральная ответственность 
    Философское осмысление соучастия права в трагических событиях XX века и использования моральной риторики в современном российском законодательстве актуализирует теоретическое разведение морали и права, в первую очередь – разведение понятий моральной и правовой ответственности. Моральная ответственность задает бытие субъектом и не определяется эмпирическими обстоятельствами поступка (Зубец О.П. Моральная ответственность: очищение от правовых смыслов // Этика П.А Кропоткина и проблемы соотношения нравственности и права: сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25-26, 30 сентября 2015 г. / отв. ред. В.М. Артемов. М., 2016. С. 68–74).
  • Святоотеческие тексты в аргументации православного нравственного богословия XVII в.
    Изучение форм присутствия богословского наследия Августина в православной книжности XVII в. показал, что обращения к сочинениям епископа Иппонского носило скорее случайный характер, основными источниками цитат из его трудов выступали «Римский катехизис», «Сумма теологии» Фомы Аквинского и сочинения католических богословов. Зафиксировано принципиальное отличие в отношении богословского авторитета Августина в книжности Киевской митрополии и России: в то время как киевские авторы безоговорочно причисляли наследие Августина к корпусу святоотеческой литературы, московские авторы (Евфимий Чудовский) относились к авторитету епископа Иппонского весьма настороженно (Корзо М.А. Блаженный Августин в религиозной книжности Киевской митрополии конца XVI – XVII вв. // Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. М., 2016. С. 176–192).
  • Анализ православных памятников к. XVI–XVII вв. (издания Виленского православного братства, катехизисы Лаврентия Зизания, Симеона Полоцкого, Петра Могилы) показал, что только книжники Киевской митрополии признавали в качестве аутентичного Апостольский символ веры, бывший основой для изложения вероучения в католической и протестантских Церквях. В московской традиции (Евфимий Чудовский) исповедание приписывалось еретику Маркеллу и отрицалось его использование в катехетической и литургической практиках. Совершенно иной статус имело исповедание, приписываемое Афанасию Александрийскому: как в книжности Киевской митрополии, так и России оно использовалось преимущественно в полемических целях (первоначально в полемике с антитринитариями, впоследствии – со старообрядцами) (Корзо М.А. Апостольский символ веры и исповедание Афанасия в православной книжности Киевской митрополии и России (XVI–XVII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: «История. История РПЦ». 2016. № 1(68). С. 20–31).
  • Мораль как предмет аналитической этики
    Осуществлен критический анализ нескольких характерных для этических исследований стереотипов, т.е. упрощенных или ошибочных (и вместе с тем весьма устойчивых) идей и подходов к пониманию природы и функций морали. Стереотипы тормозят развитие этической теории, поэтому устранение их было и остается актуальной задачей аналитической этики как методологической дисциплины (Максимов Л.В. О некоторых стереотипах теоретической этики // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 20–33).
  • Исследована двойственная структура гуманитарных дисциплин, в том числе этики: наряду с гуманитарными науками, которые описывают и объясняют реалии человеческого бытия, это еще и ценностно-нормативные учения, выдвигающие и рационально обосновывающие жизненные установки людей. Показана ошибочность трактовки гуманитарных дисциплин в целом как только «наук», без учета некогнитивных элементов в их структуре. Эта трактовка составляет, в частности, методологическую основу нравственного воспитания в духе устаревшей и малоэффективной «просветительской» установки, согласно которой моральные ценности транслируются в виде «знаний» о добре, долге и пр. (Максимов Л.В. Знание и ценности в структуре гуманитарных дисциплин // Философия и культура. 2016. № 11. C. 1498–1505).
  • Коммуникативная интерпретация этики Аристотеля
    Осуществлен анализа употребления термина «philia» в этике Аристотеля. Анализ был основан на том факте, что всех текстах Этик понятие «philia» с любым содержанием употребляется для описания процесса общения. За отправную точку анализа была взята связь понятия «philia» c более ясно и последовательно раскрытыми понятиями практической философии Стагирита – «homilia» и «koinonia» (вербальное и невербальное общение/взаимодействие). Через рассмотрение различных характеристик типов общения были выделены основные значения «philia» и обосновано различение трех понятий «philia» (Платонов Р.С. Многозначность термина «φιλία» в этике Аристотеля // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. № 2. С. 26–43).
  • Общественная мораль: смысл концепта, базовые категории, практические экспликации
    Продемонстрирована связь между нормативным содержанием нравственного учения Л.Н.Толстого и стремлением к достижению нравственной самодостаточности. Выдвинута общетеоретическая гипотеза о том, что формирование нормативных программ на основе этого стремления включает следующие шаги: отделение морального качества поступков от их последствий, отождествление нормативного ядра морали с запретами, выдвижение принципов, запрещающих конкретные легко идентифицируемые действия, выделение ограниченного и подчиненного места для императивов помощи и заботы. В философских произведениях Толстого можно зафиксировать все эти шаги, формирующие этику ненасилия и христианский анархизм мыслителя. Христианское жизнепонимание совмещает строжайшее соблюдение принципа непротивления с неучастием в деятельности государственных институтов и в этой связи, по мнению Толстого, позволяет его обладателю ставить перед собой достижимые и несомненные цели. Однако, несмотря на то, что Толстой считал стремление к самодостаточности прямым следствием разумности человека, существуют серьезные основания для ограничения этого стремления признанием неизбежности нравственного риска. Если мораль в целом ориентирована на благо другого человека, то в центре внимания морального субъекта и должно находиться именно это благо, а не собственная нравственная чистота. Даже нравственные запреты служат именно для того, чтобы защитить другого человека от вредящих действий, и значит эта защита выше по своей значимости, чем само по себе исполнение запрета (Прокофьев А.В. Самодостаточность и риск в морали (о некоторых истоках нравственного учения Л.Н.Толстого) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 2. С. 172–179; Он же. Нравственное учение Льва Толстого и проблема нравственного риска // Духовно-нравственные идеи творческого наследия Л.Н. Толстого в современном образовательном пространстве: материалы I (XII) Всероссийских Толстовских педагогических чтений (8 апреля 2016 года) / Под науч. ред. Н.В. Брызжевой. Тула, 2016. 137–145). 
  • Теория естественного права как тип этического учения
    Рассмотрена логическая структура философского понятия «естественное право» и её развитие в истории доновоевропейской моральной философии. Проанализирована противоречивость этого понятия, впервые зафиксированная в так называемой «дискуссии physis – nomos» в древнегреческой философии. Продемонстрирована роль этого противоречия в развитии теории естественного права и выделены две линии развития теории естественного права, соответствующие двум сторонам этого противоречия: теория человеческой природы (разумной и социальной) с одной стороны, и теория естественной нормативности (субъекта, объекта и инстанций императивности естественного закона), с другой (Сочилин А.А. Понятие естественного права и его развитие в истории моральной философии // Актуальные проблемы российского права. В печати).
  • Продемонстрирована нерелевантность современной дихотомии морали и права для ранненовоевропейской моральной философии. На примере философии Ф. Суареса проиллюстрировано единство этического ракурса жизни человека и иерархия нормативных инстанций, описывающая весь спектр рационально обоснованных вменений, существовавшая в ранненовоевропейской моральной философии  (Сочилин А.А. Коннотации морали и права в европейской философии раннего Нового времени (на примере философии Франсиско Суареса) // Этика П.А Кропоткина и проблемы соотношения нравственности и права: сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25–26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М., 2016. С. 130–135).
  • Абсолютность запретов на ложь и насилие и дискуссия вокруг них
    Проанализирована допустимость права на ложь в контексте споров о значении и актуальности наследия Канта в области моральной философии. В первом разделе статьи представлена попытка продемонстрировать две пары оппозиций, которые просматриваются при обсуждении эссе Канта. Они состоят из двух формальных и двух содержательных подходов. Во втором разделе исследуется место понятий насилия и лжи в работах Канта, а также их связь и отличие запретов на их применение. Наконец, в третьем разделе запрет на ложь рассматривается как важное и необходимое условие для установления «вечного мира» (Троицкий К.Е. Запрет на ложь как условие вечного мира // Этическая мысль. 2016. Т. 1. С. 77–92). 
  • Этические идеи Макса Вебера
    Проанализированы особенности понимания Вебером места национальной идеи в государственной политике. Было установлено, что в трудах Вебера идея нации рассматривается как основа внутриполитического согласия и находит выражение в стремлении выразить себя в национальном государстве, отделить себя институционально от других наций.  Вопрос о том одобрил ли бы сам Вебер надвигавшийся национал-социализм или нет, лишь намечен. Однако было продемонстрировано, что, несмотря на указания необходимости наличия в политике ярких, харизматических вождей, против такого предположения говорит решительное дистанцирование Вебера от социал-дарвинизма, антисемитизма и национал-шовинизма (Троицкий К.Е. Этические идеи Макса Вебера. М.: ИФ РАН, 2016; Он же. Нация и национальное государство в представлениях М. Вебера // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 106–116).

 

II. Публикации

Монографии и коллективные труды

  • Гусейнов А.А. Математические основы золотого правила нравственности: Теория нового, альтруистичного уравновешивания конфликтов в противоположность «эгоистичному» равновесию по Нэшу / Под ред. В.И. Заляпина. М.: ЛЕНАНД, 2016. 280 с. ISBN 978-5-9710-3214-4. Соавтор Жуковский В.И., Кудрявцев К.Н.
  • Троицкий К.Е. Этические идеи Макса Вебера. М.: ИФ РАН, 2016. 130 с.

 

Статьи в научных журналах и коллективных трудах 

Плановые научные статьи

  • Апресян Р.Г. Моральная философия, мысленный эксперимент и неуправляемая вагонетка. Рецензия на кн.: Эдмондс Д. Убили бы вы толстяка? (М.: Изд-во Института Егора Гайдара, 2015) // Филос. журн. 2016. Т. 9. № 2. С. 138–144.
  • Апресян Р.Г. Университетский администратор: расширение контекста нормативно-этической ситуации // Ведомости приклад. этики. 2015. Вып. 47. С. 51–62 (не вошло в отчет 2015 г.).
  • Апресян Р.Г. Этика и идея успеха // Ведомости приклад. этики. 2016. Вып. 48. С. 15–26.
  • Артемьева О.В. Выступление на «Круглом столе»: «Феномен универсальности в этике» // Этич. мысль. 2016. № 1. С. 164–168. 
  • Артемьева О.В. Непротивление злу – заповедь и ее практические смыслы // Культура и искусство. 2016. № 1(31). С. 83–95. 
  • Артемьева О.В., пер. с англ.: Фоушин Н. Две теории справедливой войны // Этич. мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 169–187. 
  • Гусейнов А.А. Мораль и экономика: линии взаимодействия // Ведомости приклад. этики. 2015. Вып. 47. С. 152–167 (не вошло в отчет 2015 г.).
  • Гусейнов А.А. О нации как духовной общности // Вопросы культурологии. 2016. № 7. С. 54–68. 
  • Гусейнов А.А. Этика и мотивация успеха // Ведомости приклад. этики. 2016. Вып. 48. С. 126–141. 
  • Гусейнов А.А. Philosophy: history and theory // Studies in East European Thought. 2016. Vol. 68. Issue 2–3. P. 107–117. 
  • Гусейнов А.А. Право и национальные традиции. Выступление на «Круглом столе» // Вопр. философии. 2016. № 12. С. 5–41. 
  • Зубец О.П. Что презирает и что превосходит добродетельный человек // Этич. мысль. Т. 16. № 2. C. 34–50. 
  • Корзо М.А. Апостольский символ веры и исповедание Афанасия в православной книжности Киевской митрополии и России (XVI–XVII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: «История. История РПЦ». 2016. № 1(68). С. 20–31. 
  • Корзо М.А. К истории польско-латинских учебников для начального обучения XVII–XVIII вв. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3(30). С. 98–108. 
  • Корзо М.А. (Korzo M.A.) Elementa Pverilis Institutionis (Kraków 1692): przyczynek do historii elementarzy polskich // Biblioteka. Rocznik Biblioteki Uniwersyteckiej w Poznaniu. 2016. T. 20(29). S. 7–16. 
  • Максимов Л.В. Выступление на «Круглом столе»: «Феномен универсальности в этике» // Этич. мысль. 2016. № 1. С. 162–164.
  • Максимов Л.В. Знание и ценности в структуре гуманитарных дисциплин // Философия и культура. 2016. № 11. C. 1498–1505. 
  • Максимов Л.В. О некоторых стереотипах теоретической этики // Этич. мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 20–33. 
  • Максимов Л.В. (Maksimov L.) The Concept of Free Will in Ethics // Social Sciences. A Quarterly Journal of the Russian Academy of Sciences. 2016. Vol. 47. № 4. P. 48–60. 
  • Платонов Р. С. Многозначность термина «φιλία» в этике Аристотеля // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. № 2. С. 26–43. 
  • Прокофьев А.В. Выступление на «Круглом столе»: «Феномен универсальности в этике» // Этич. мысль. 2016. № 1. С. 152–155. 
  • Прокофьев А.В. Использование эволюционного аргумента в нормативной этике: pro et contra // Lex Russica. 2016. Т. 25. № 1. С. 170–177. В расширенном виде: Прокофьев А.В. Использование эволюционного аргумента в нормативной этике: pro et contra // Этика П.А Кропоткина и проблемы соотношения нравственности и права: сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25–26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М., 2016. С. 55–68. 
  • Прокофьев А.В. Нравственное значение осмысленной работы // Ведомости приклад. этики. 2016. Вып. 48. С. 36–59. 
  • Прокофьев А.В. О профессиональной этике университетского руководства // Ведомости приклад. этики. 2015. Вып. 47. С. 27–50 (не вошло в отчет 2015 г.).
  • Прокофьев А.В. Обстоятельства справедливости: Аристотель и Юм // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. Вып. 4. С. 115–125 (не вошло в отчет 2015 г.).
  • Прокофьев А.В. Самодостаточность и риск в морали (о некоторых истоках нравственного учения Л.Н. Толстого) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 2. С. 172–179. 
  • Троицкий К.Е. Выступление на «Круглом столе»: «Феномен универсальности в этике» // Этич. мысль. 2016. № 1. С. 155–157. 
  • Троицкий К.Е. Запрет на ложь как условие вечного мира // Этич. мысль. 2016. №. 1. С. 77–92. 
  • Троицкий К.Е. Нация и национальное государство в представлениях М. Вебера // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 106–116.


Плановые статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций 

  • Апресян Р.Г. Динамика образа героя в «Илиаде» Гомера // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 125–144.
  • Апресян Р.Г. (Apressyan R.). Primary Moral Values in Social-Ethical Discourse // Ethics & Global Political Theory: The Encyclical Letter Caritas in Veritate and Critical Perspectives on Integral Human Development / Eds. V. Turchynovskyy, O. Bila. Lviv, 2016. P. 9–25.
  • Гаджикурбанова П.А. Понятие «смешанных действий» Аристотеля в контексте современных этических дискуссий // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности: Московская международная конференция по Аристотелю 2016. 17–19 октября 2016 г. Институт философии РАН. Материалы к докладам / Отв. ред. В.В. Петров. М., 2016. С. 33.
  • Гусейнов А.А. Автономная этика взаимности // Этика П.А Кропоткина и проблемы соотношения нравственности и права: сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25–26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М., 2016. С. 11–17. 
  • Гусейнов А.А. Взаимность или автономия воли? // Предисловие к книге: Уолтз Дж. Золотое правило / Общ. ред. и предисл. А.А. Гусейнова, пер. и доп. примечания О.В. Артемьевой. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. С. 3–26. 
  • Гусейнов А.А. «Душа умирает раньше тела» // Предисловие к книге: Боренбойм П., Караханян С., Кравченко Д. Психологическая пытка в России и за рубежом. М.: Лум, 2016. С. 7–10. 
  • Гусейнов А.А. Чем был обусловлен и в чем заключался духовный переворот Льва Николаевича Толстого? // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 643–656. 
  • Гусейнов А.А. Что такое человечество? // Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XVI Международные Лихачевские чтения, 19–21 мая 2016 года. СПб., 2016. С. 71–75. 
  • Гусейнов А.А. Business Practice: Positive and Distorting Impact of Economy on Morality // Handbuch zur Europäischen Wirtschaftsethik. Business Ethics: Expectations of Society and the Social Sensitisation of Business / Hrsg. von Alexander N. Krylov. Berlin; Wien, 2016. S. 165–178. 
  • Зубец О.П. Величавый Аристотеля: странный текст и великая идея // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М., 2016. С. 189–219.
  • Зубец О.П. Моральная ответственность: очищение от правовых смыслов // Этика П.А Кропоткина и проблемы соотношения нравственности и права: сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25–26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М., 2016. С. 68–74. 
  • Зубец О.П. Философия в серой зоне // Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XVI Международные Лихачевские чтения, 19–21 мая 2016 года. СПб., 2016. С. 399–401. 
  • Корзо М.А. Блаженный Августин в религиозной книжности Киевской митрополии конца XVI – XVII вв. // Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. М., 2016. С. 176–192. 
  • Корзо М.А. (Korzo M.A.) Przyczynek do wpływów katolickich na teologię prawosławną w XVII wieku // Studia o kulturze cerkiewnej w dawnej Rzeczypospolitej / Red. Agnieszka Gronek, Alicja Z. Nowak. Kraków, 2016. S. 149–160. 
  • Платонов Р. С. Общение (ὁμῑλία) в этике Аристотеля // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности: Московская международная конференция по Аристотелю 2016. 17–19 октября 2016 г. Институт философии РАН. Материалы к докладам / Отв. ред. В.В. Петров. М., 2016. С. 31–32. 
  • Прокофьев А.В. Нравственное учение Льва Толстого и проблема нравственного риска // Духовно-нравственные идеи творческого наследия Л.Н. Толстого в современном образовательном пространстве: материалы I (XII) Всероссийских Толстовских педагогических чтений (8 апреля 2016 года) / Под науч. ред. Н.В. Брызжевой. Тула, 2016. 137–145. 
  • Сочилин А.А. Коннотации морали и права в европейской философии раннего Нового времени (на примере философии Франсиско Суареса) // Этика П.А Кропоткина и проблемы соотношения нравственности и права: сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25–26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М., 2016. С. 130–135. 
  • Троицкий К.Е. «О сопротивлении злу силою» И.А. Ильина и его критика учения Л.Н. Толстого // Материалы Международной научной конференции «Толстовские чтения – 2015» и Научно-фондовой конференции «Гороховские чтения – 2015» / Отв. ред. Л.В. Гладкова; сост. Л.Г. Гладких, Ю.В. Прокопчук. М: Оригинал-макет, 2016. С. 197–201.


Внеплановые научные статьи 

  • Апресян Р.Г. Феномен универсальности в этике (Доклад) // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 1. С. 144–152.
  • Апресян Р.Г. Феномен универсальности в этике: формы концептуализации // Вопросы философии, 2016, № 8. С. 79–88.
  • Апресян Р.Г. Источники моральной императивности // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 5–19. 
  • Платонов Р.С. Проблема императивности в этике Аристотеля // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 51–69.
  • Прокофьев А.В. «Не упускай из виду интуиций…» (теоретические проблематизации интуитивных моральных суждений в современной этике) // Философский журнал. 2016. Т. 9. № 1. С. 146–163.
  • Прокофьев А.В. Мораль и половой стыд (Владимир Соловьев – Макс Шелер – Дэвид Веллеман) // Философия и культура. 2016. № 7 (103). С. 1053–1061.

 

Переводы

  •  Артемьева О.В., пер. с англ.: Уотлз Дж. Золотое правило / Общ. ред. и предисл. А.А. Гусейнова, пер. и доп. примечания О.В. Артемьевой. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 346 с.

 

Учебники, учебные и учебно-методические пособия

  • Философия. История и теория: уч. пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Гусейнова. М.: Мир философии, 2016. 799 с. 
  • Гусейнов А.А. Философия морали // Философия. История и теория: уч. пособие для ВУЗов. М.: «Мир философии», 2016. С.718–735.
     
Статьи в энциклопедических изданиях
  • Максимов Л.В.Этика аналитическая // Гуманитарная энциклопедия. Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал (последняя редакция: 08.10.2016). 
  • Максимов Л.В.Метаэтика // Гуманитарная энциклопедия. Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал (последняя редакция: 08.10.2016). 

Другое

III. Мероприятия, организованные сектором этики

  • Немецко-российский проектный семинар «Early Modern Moral Philosophy: Sense and Vectors of Transformation» (Herzog August Bibliothek, Вольфенбюттель, Германия, 8–9.11.2016). Соорганизатор: Кафедра этики, Теологический факультет университета Георга-Августа, Гёттинген, Германия.


IV. Доклады и публичные лекции

На научных конференциях 

  • Апресян Р.Г. «The Appearance of a Philosophical Concept of Morality in Modern Moral Philosophy». – Немецко-российский проектный семинар «Early Modern Moral Philosophy: Sense and Vectors of Transformation» (Herzog August Bibliothek, Вольфенбюттель, Германия, 8–9.11.2016).
  • Артемьева О.В. «Transformation of the Concept of Virtue in Eughteenth-Century British Moral Philosophy». – Немецко-российский проектный семинар «Early Modern Moral Philosophy: Sense and Vectors of Transformation» (Herzog August Bibliothek, Вольфенбюттель, Германия, 8–9.11.2016).
  • Гаджикурбанова П.А. «Понятие «смешанных действий» Аристотеля в контексте современных этических дискуссий». – Московская международная конференция «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности» (Институт философии РАН, 17–19.10.2016).
  • Гусейнов А.В. «Что такое человечество?». – Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XVI Международные Лихачевские чтения (Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, СПб., 19–21.05.2016).
  • Гусейнов А.А. «Значение Академии наук для развития философии в России». – Международный симпозиум, посвященный 300-летию со дня смерти Лейбница (Вена, Австрия, 3–4.11.2016).
  • Гусейнов А.А. «Проблема ответственности в моральной философии М.М. Бахтина». – Международная конференция «Value, values and meaning» Международного института философии (Стамбул, Турция, 6–11.11.2016).
  • Гусейнов А.А. «Русские споры о патриотизме». – Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы укрепления единства российской нации» (Пермь, 10–11.11.2016).
  • Гусейнов А.А. «О человечестве и человечности». – ХVI Фроловские чтения (Москва, Институт философии РАН, 22.11.2016). 
  • Гусейнов А.А. Вступительное слово. – Международная конференция «Н.М. Карамзин и исторические судьбы России» (Москва, Института философии РАН, 17.11.2016).
  • Зубец О.П. «Лев Шестов и Этика после Аушвица». – Международная научная конференция «Лев Шестов в контексте современности: к 150-летию со дня рождения философа» (Институт философии РАН, 15.11.2016). 
  • Зубец О.П. «Философия в серой зоне». – Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XVI Международные Лихачевские чтения (Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, СПб., 19–21.05.2016).
  • Зубец О.П. «Мεγαλόψυχος Аристотеля и понятие морального субъекта». – Московская международная конференция «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности» (Институт философии РАН, 17–19.10.2016).
  • Корзо М.А. «O polskich źródłach kaznodziejstwa prawosławnego: pouczenia o sakramentach z Rytuałów WKL XVII w.». – XXV Международный Литуанистический Конгресс «Пограничье Великого Княжества Литовского» (Комитет Исторических наук Польской АН, Варшава, Польша, 27–28.09.2016).
  • Корзо М.А. «Forms of Ethical Knowledge in Eastern Christianity, 1600–1750». – Немецко-российский проектный семинар «Early Modern Moral Philosophy: Sense and Vectors of Transformation» (Herzog August Bibliothek, Вольфенбюттель, Германия, 8–9.11.2016).
  • Платонов Р.С. «Аристотель против “страха Паскаля”: иррациональное основание сознательного выбора (προαίρεσις)». – VIII ежегодная Международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы»: Международный семинар «“Никомахова этика” в истории европейской мысли» (Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, СПб., 18–19.11.2016).
  • Платонов Р.С. «Общение (ὁμῑλία) в этике Аристотеля». – Московская международная конференция «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности» (Институт философии РАН, 17–19.10.2016).
  • Прокофьев А.В. «The Self-regarding Content of Morality in Modern Moral Philosophy».– Немецко-российский проектный семинар «Early Modern Moral Philosophy: Sense and Vectors of Transformation» (Herzog August Bibliothek, Вольфенбюттель, Германия, 8–9.11.2016).
  • Прокофьев А.В. «Этика Л.Н.Толстого и проблема морального риска». – I (ХII) Всероссийские Толстовские педагогические чтения «Духовно-нравственные идеи творческого наследия Л.Н. Толстого в современном образовательном пространстве» (ИПК, Ясная Поляна, 8.04.2016).
  • Прокофьев А.В. «Справедливость как нормативная категория: в поисках концептуальной определенности». – Всероссийская конференция «Нравственность и право: этико-философское осмысление и практика сближения» (Москва, Московский государственный юридический университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 22.04.2016).
  • Сочилин А.А. «Схоластическая концепция моральности человеческого действия: аристотелевские корни понятия “мораль”». – Московская международная конференция «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности» (Институт философии РАН, 17–19.10.2016).
  • Сочилин А.А. «Понятие естественного права и его развитие в истории моральной философии». – Всероссийская конференция «Нравственность и право: этико-философское осмысление и практика сближения» (Москва, Московский государственный юридический университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 22–23, 27.04.2016).
  • Сочилин А.А. «Интерлингвальная динамика развития медицинской терминологии в преподавании медицинской латыни». – I международный симпозиум «Значение гуманитарных наук в контексте подготовки медицинских кадров» (РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва, 04–05.04.2016).

На научных семинарах  
  • Апресян Р.Г. «Свобода: опыты осмысления и переживания». – Научный семинар «Freiheit und ihre Grenzen» (Институт русской и советской культуры имени Лотмана, Рурский университет, Бохум, Германия, 16.12.2016).
  • Апресян Р.Г. «The Construction of “Morality” in Modern Philosophy». – Еженедельный научный семинар Lichtenberg-Kolleg (Гёттинген, Германия, 14.12.2016).
  • Артемьева О.В. « “Sensus communis” в опыте человеческих отношений». – Теоретический семинар сектора этики Института философии РАН (03.03.2016).
  • Гаджикурбанова П.А. «Трансформация учения об обязанностях стоиков и Цицерона в сочинении Амвросия Медиоланского “Об обязанностях священнослужителей”». – Теоретический семинар сектора этики Института философии РАН (26.05.2016).
  • Зубец О.П. «Поступок как философско-этическое понятие». – Теоретический семинар сектора этики Института философии РАН (28.01.2016).
  • Корзо М.А. «Konfessionsgeschichte durch das Prisma des Katechismus: die reformierte Tradition Polen-Litauens des 16. und 17. Jahrhunderts». – Семинар стипендиатов Herzog August Bibliothek (Вольфенбюттель, Германия, 21.03.2016).
  • Корзо М.А. «Polnische Fibelkatechismen des 16. und 17. Jahrhunderts: religiöser Inhalt und deutsche Einflüsse». – Семинар стипендиатов Herzog August Bibliothek (Вольфенбюттель, Германия, 7.11.2016).
  • Корзо М.А. «Konfessionsgeschichte durch das Prisma des Katechismus: die reformierte Tradition Polen-Litauens des 16. und 17. Jahrhunderts». – Коллоквиум Восточноевропейской истории Исторического семинара Университета им. Христиана-Альбрехта (Киль, Германия, 3.05.2016).
  • Максимов Л.В. «Об универсальной формуле моральности». – Теоретический семинар сектора этики Института философии РАН (23.06.2016).
  • Платонов Р.С. «Проблема общения в этике Аристотеля». – Теоретический семинар сектора этики Института философии РАН (31.03.2016).
  • Троицкий К.Е. «Георг Зиммель: критика категорического императива и индивидуальный закон». – Теоретический семинар сектора этики Института философии РАН (15.12.2016).
     
Выступления на «круглых столах», обсуждениях книг и презентациях 
  • Зубец О.П. «Ханна Арендт: Man or Men». – «Круглый стол» «Творчество Ханны Арендт и современность» (Институт философии РАН, 20.10.2016).
  • Корзо М.А. «Проповеди и польско-украинский контекст на рубеже XVII–XVIII вв.». – Международный «Круглый стол» «Проповеди в религиозной и культурной политике и практике России и Европы, XVIII–XIX вв.» (Германский Исторический Институт, Москва, 26–27.08.2016).

V. Научно-вспомогательная работа

Артемьева О.В.:

  • Ученый секретарь журнала «Этическая мысль». Подготовлено к выпуску два номера:
  • Этическая мысль. Т. 16. № 1. 2016 (11 п.л.).
  • Этическая мысль. Т. 16, № 2. 2016 (12 п.л.).

Сочилин А.А.:

  • Участие в организации и проведении Московской международной конференции по Аристотелю 2016 «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности» (Институт Философии РАН, 17–19 октября 2016 г.).
  • Размещение в системе РИНЦ ж. «Этическая мысль» (Т. 15. № 2).
  • Размещение в системе РИНЦ ж. «Этическая мысль» (Т. 16. № 1).


VI. Сотрудничество с образовательными учреждениями

Преподавательская деятельность

  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Философский фак-т Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С/к «Природа моральной императивности».
  • Гаджикурбанова П.А. Общий курс «Этика», 4 курс бакалавриата ГАУГН, философский факультет (первый семестр 2016–2017 уч.г.).
  • Зубец О.П. Спецкурс «Введение в этику», 3 курс философского факультета ГАУГН (февраль–июнь 2015).
  • Прокофьев А.В. Профессор-совместитель, кафедра философии и культурологии ТГПУ имени Л.Н.Толстого. Курс «Философия» (бакалавриат, Факультет русской филологии и документоведения); курс «Профессиональная этика (Факультет психологии). 
  • Сочилин А.А. Курс латинского языка, Кафедра гуманитарных наук, Международный факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
  • Троицкий К.Е. Общий курс «Этика», 4 курс бакалавриата ГАУГН (второй семестр 2015–2016 уч.г.).


Научное руководство студентами, бакалаврами, магистрантами и аспирантами образовательных учреждений

  • Апресян Р.Г. научное руководство аспирантом 3-го года ГАУГН А.А.Сочилиным.
  • Гаджикурбанова П.А. Научное руководство выпускной квалификационной работой бакалавра А.Н. Ковель (ГАУГН, 4 курс);
  • Гаджикурбанова П.А. Научное руководство выпускной квалификационной работой бакалавра П.А. Клименко (ГАУГН, 4 курс).
  • Зубец О.П. Руководство магистерской диссертацией И.Д. Звонкова «Моральная и правовая ответственность» (ГАУГН, защищена на «отлично»).
  • Прокофьев А.В. Руководство курсовой работой магистранта и квалификационной работой магистранта Л.В. Якушева «Этические аспекты преодоления последствий военных конфликтов» (Философский факультет, МГУ имени Ломоносова).
     

Другие формы взаимодействия с образовательными учреждениями

  • Апресян Р.Г. Ведущий научный сотрудник, НИИ прикладной этики, Тюменский гос. нефтегазовый ун-т.
  • Апресян Р.Г. Председатель Общественного совета по Прикладной этике в СпбГУ.
  • Прокофьев А.В. Ведущий научный сотрудник, НИИ прикладной этики, Тюменский гос. нефтегазовый ун-т.
 

VII. Международное сотрудничество

 Зарубежные командировки

  • Апресян Р.Г. Исследовательская стипендия Института перспективных исследований Lichtenberg-Kolleg Гёттингенского университета (Германия) (апрель–июль, октябрь –декабрь, 2016).
  • Зубец О.П. Участие в Международном симпозиуме, посвященном 300-летию смерти Лейбница (Австрийская академия наук, Вена, Австрия, 3–4.11.2016).
  • Корзо М.А. Исследовательская стипендия Herzog August Bibliothek (Вольфенбюттель, Германия) (март–апрель, сентябрь–октябрь, 2016).
  • Сочилин А.А. Исследовательская стипендия Herzog August Bibliothek (Вольфенбюттель, Германия) (июль–сентябрь, 2016).
Участие в деятельность международных научно-технических организаций 
  • Апресян Р.Г. Член Научного совета (Advisory Board) Центра российских и евразийских исследований Упсальского университета (Uppsala Centre for Russian and Eurasian Studies, Швеция, 2011–).
  • Корзо М.А. Член Комиссии «Религиозный язык» Международного комитета славистов (2016–2018). 


VIII. Присужденные медали

  • Апресян Р.Г. Медаль ИФРАН за вклад в развитие философии.


IХ. Экспертная деятельность

Членство редколлегий российских журналов

  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Философский журнал» (Институт философии РАН, Москва), /ph_j.htm.
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Ведомости прикладной этики» (Тюмень).
  • Апресян Р.Г. Член Ред. совета ж. «Философские науки» (Москва), http://www.academyrh.info/main.php?page=10&act=.
  • Апресян Р.Г. Член редакционного совета эл.ж. «Философская антропология» (Институт философии РАН, Москва), /iphjournal_council.htm.
  • Апресян Р.Г. Зам. пред. Ред. совета  ж. «Философия и культура» (Москва), http://www.nbpublish.com/fkmag/view_page_83.html.
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «ΠΡAΞHMA. Проблемы визуальной семиотики» (Томск). http://praxema.tspu.edu.ru/praxema-editorial-council.html
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии: «SENTENTIA: European Journal of Humanities and Social Sciences», http://www.nbpublish.com/semag/contents.html.
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии научного журнала «Фундаментальные аспекты психического здоровья», http://www.ru-science.com/magazine/10 (Москва).
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Артемьева О.В. Ответственный секретарь ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Гаджикурбанова П.А. Зам. Главного редактора ж. «История философии» (Институт философии РАН, Москва).
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии ж. «Ведомости прикладной этики» (НИИ ПЭ ТюмГНГУ, ISSN 2307-518х, включен в РИНЦ)
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии периодического On-line издания «Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого» (свидетельство о регистрации Л № ФС77-53025 от 04.03.2013 г.; ISSN-2304-4772 (включен в РИНЦ).
  • Гаджикурбанова П.А. Член редакционного совета эл.ж. «Философская антропология» (Институт философии РАН, Москва), /iphjournal_council.htm.
  • Зубец О.П. Член редколлегии ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Корзо М.А. Зав. редакцией ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Платонов Р.С. Редактор ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН).
  • Платонов Р.С. Научный редактор молодежной редколлегии «Электронного научного издания Альманаха Пространство и Время» (Москва), http://j-spacetime.com/.
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии и редакции, научный редактор ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва). 
     

Членство в редколлегиях и редсоветах зарубежных журналов

 

Членство в международных экспертных организациях

 

Участие в экспертных и диссертационных советах

  • Апресян Р.Г. Эксперт РГНФ.
  • Максимов Л.В. Член Диссертационного Совета Д 501.001.09 (МГУ)
  • Максимов Л.В. Член Диссертационного Совета Д.002.015.01 (ИФ РАН).
  • Прокофьев А.В. Член Диссертационного Совета Д 501.001.09 (МГУ)
  • Апресян Р.Г. Эксперт РАН, Сертификат № 2016-01-1458-8537.
  • Апресян Р.Г. Член Президиума ВАК.
  • Апресян Р.Г. Член Диссертационного Совета Д.002.015.01 (ИФ РАН).
  • Максимов Л.В. Эксперт РАН, Сертификат № 2016-01-6042-0606.
  • Прокофьев А.В. Эксперт РАН, Сертификат № 2016-01-1492-6945.

 

Экспертные заключения для директивных и законодательных органов

  • Прокофьев А.В. Анализ проекта «Этического кодекса» на семинаре-совещании «О проекте Этического кодекса члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Москва, Совет Федерации РФ, 25.02.2016). http://www.council.gov.ru/events/news/64850/
  • Прокофьев А.В. Подготовка ответа на запрос Адвокатской Палаты Московской области № 2504 от 28.11.2016 г. (вопрос о сфере действия норм, установленных Кодексом профессиональной этики адвоката).


X. Выступления в СМИ

  • Апресян Р.Г. Философия добра // Наша психология. 2016. № 5. Сентябрь-октябрь. С. 30–34.
  • Апресян Р.Г. Этика современного ученого // Окна академического роста. Газета НИУ ВШЭ. 29 сентября 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://okna.hse.ru/news/191793418.html.
  • Гусейнов А.А. Человек времен кризиса человечества // Независимая газета. НГ-Сценарии. 29 марта 2016. С. 9, 11.
  • Гусейнов А.А. Нравственность и право: взаимодействие или взаимодополнительность? // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 4. С. 8–13.
  • Гусейнов А.А. «Откуда берется мораль?». – Дискуссия в магазине «Библиоглобус», 11.02.2016 (модератор С.А. Шаракшане).
  • Гусейнов А.А. «Золотое правило нравственности». – Публичная лекция для студентов МИФИ, 05.04.2016.