Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные отчеты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Cектор философии естественных наук » Научные отчеты

Научные отчеты

Научные результаты сектора философских проблем естествознания

2018 год

«Философские основания современного естествознания»

 Целями и задачами работ 2018-го года являлся анализ метафизических, онтологических, эпистемологических и логических особенностей современной физики и математики. Получен ряд новых результатов, касающихся как оснований современного естествознания, так и его философско-методологических аспектов.

 В отчетном году особый интерес вызвали такие эксперименты, как «квантовый ластик», «квантовый ластик с отложенным выбором», опыты по проверке неравенств Леггетта-Гарга, которые  продемонстрировали определенное «влияние» будущего события на прошлое.  Работы физиков-теоретиков из США и Канады, предлагают очень радикальное  истолкование данных явлений. Ими рассматриваются концепции, связанные, например, с обратным ходом времени и с ретропричинностью. А.Ю. Севальниковым показано, что обычный ход времени, если и отсутствует, то лишь в пределах квантовой области. А само время возникает при переходе от квантового модуса бытия к обычной,  классической реальности (1. А.Ю. Севальников. Время в квантовой теории // Метафизика. 2018. № 1 (27). С. 73-78.  ISSN 2224-7580 (РИНЦ); Севальников А.Ю. Время в современной картине мира (обзор научной конференции) // Вопросы философии. 2018. № 8. С. 192–212. ISSN 0042-8744. DOI: 10.31857/S004287440000748-7  (Web of Sciences, ERIH PLUS).).

  Научный результат А.В.Родина состоит в описании понятия конструктивной аксиоматической теории, которое включает в себя различные технические определения конструктивности, известные из более ранней литературы. Сформулирован аргумент, согласно которому конструктивные формальные теории годятся для представления естественно-научных теорий лучше, чем классические формальные теории (Rodin A.V. On Constructive Axiomatic Method, Logique et Analyse, vol. 61, no 242, p. 201-231,   DOI: 10.2143/LEA.242.0.3284751, ISSN: 2295-5836  (SCOPUS & WEB OF SCIENCE).

 Интересный результат получен Е.А.Мамчур. Он состоит в выдвижении и обосновании тезиса, согласно которому в философии науки продолжается тенденция эпистемологизации философии науки, начатая во второй половине XX в. У.Куайном. Куайн  ввел в философию науки не только понятие онтологии не как учения о бытии, а  как онтологии отдельных теорий, но и  понятие эпистемологии онтологии. С тех пор философия естественных наук становится все более эпистемологичной по своей сути (Мамчур Е.А.К вопросу о парадоксе времени: теоретико-познавательный аспект проблемы // Электронный философский журнал “Vox”. 2018. № 24. С. 159-171. ISSN 2077-6608   (РИНЦ, Киберленинка, Ulrich’s Periodicals Directory)).

Прогноз развития области науки по профилю сектора: самое перспективное изменение происходит в физике, выходящей в познании свойств реальности на совершенно новые рубежи.

Книги и статьи


2017 год

«Философские основания современного естествознания»

При анализе понятия «наблюдателя» (центрального для копенгагенской интерпретации квантовой механики) показано, что следует проводить различие между наблюдателями, – detached (отделимыми) и undetached (неотделимыми) от квантовых феноменов. Проблема наблюдателя становится реальной, только когда речь заходит о неотделимом наблюдателе.

Один из важнейших результатов работы в отчетном году состоит в увязывании понимания времени с недавно открытыми эффектами «квантового ластика». Показано, что эта трактовка времени укладывается в известное определение времени из «Физики» Аристотеля (Физика, 219b). Кратко деконструкция этого определения может быть выражена следующим образом: «Время есть не что иное, как ритм и мера становления сущего по отношению к предыдущему и последующему». Эффект квантового ластика указывает на важность понимания времени, как реляционного отношения «к предыдущему и последующему», что четко видно в экспериментах в области квантовой механики, связанных с эффектами «интерференции во времени» (Севальников А.Ю. Время как осуществление возможного и свет // Метафизика. 2017. № 3(25). С. 56–70).

С позиций современного физического знания заново проанализировано понятие «места» тела, являющегося ключевым для аристотелевской физики. Дано обоснование того, что в аристотелевской физике «места» отделимы от тел в локальном смысле слова, и не отделимы в глобальном, в то время как физика нового времени исходит из полной отделимости «мест» от тел и в глобальном, и в локальном смысле. Высказано предположение, что с точки зрения перспектив развития современной физики, неотделимость мест от тел является наиболее существенной характеристикой пространственных идей Аристотеля. Это утверждение обосновывается фактом существования параллелей между аристотелевским понятием «места» и пространственными представлениями ОТО и петлевой теории гравитации (Мамчур Е.А. Аристотелевский topos и современная физика // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Материалы Моск. международ. конф. по Аристотелю / Под общ. ред. В.В. Петрова. М.: Аквилон, 2017. С. 545–554).

Разработаны основания комплементарной логики, на основе логического обоснования совместимости двух типов связи между объектами, открытыми в квантовой физике (Антипенко Л.Г. К вопросу о формировании комплементарной логики // Национальная философия в глобальном мире: тез. 1-го белорус. филос. конгр. Минск: Беларуская навука, 2017. С. 148–149).

Книги и статьи


2016 год

«Философские основания современного естествознания»

Целями и задачами работ 2016-го года являлся анализ онтологических и эпистемологических особенностей современного естествознания. В этой связи было проведено философско-методологическое исследование нового теоретического знания, осуществлена экспертиза выдвинутых в ходе научного познания новых гипотез.

Развиваемая модальная интерпретация квантовой механики получила к настоящему времени четкое экспериментальное подтверждение (Севальников А.Ю.  Физика и философия: старые проблемы и новые решения // Философский журнал. 2016. № 1 (9). М.: Институт философии РАН. С. 42-60; Севальников А.Ю. Физика и философия: старые проблемы и новые решения // Анатомия философии: как работает текст. Сост. и  отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Издательский дом ЯСК, 2016. С. 869-896) В рамках работы по обоснованию квантовой механики также было показано, что понятие детерминизма, вопреки широко распространенному мнению, в квантовой механике отнюдь не нарушается, а должно радикально переосмысливаться (Севальников А.Ю. Причинность в квантовой механике // Логико-философские исследования. 2016. Вып. 7. С. 201-220), причем в теснейшей связи с пониманием сущего и феномена времени (Севальников А.Ю. Физика и философия // Метафизика. 2016. № 2(20). С. 52-63; Севальников А.Ю. Проблема реализма в современной квантовой механике. Материалы дискуссии // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 2. С. 34-64). Тема реальности и ее понимания в квантовой механике является в настоящий момент наиболее актуальной и обсуждаемой в современной философии естествознания.

  Проанализирована проблема реальности ненаблюдаемых объектов современной физики, сделан вывод о том, что она может быть разрешена при дифференциации   двух  аспектов познавательной деятельности - онтологического и эпистемологического. Продемонстрирована эффективность такого различения  при решении следующих вопросов: 1) являются ли ненаблюдаемые сущности в современном физическом познании социальными конструктами или они – реальные объекты; 2) создаем ли мы в процессе  экспериментирования микрообъекты (промежуточные бозоны;  бозоны Хиггса) или открываем их;  3) сохранилось ли декартовское разделение между мыслящей и протяженной субстанцией или прав был Лейбниц, отказавшись от тезиса Декарта; 4) действительно ли элементарные частицы как квантовые объекты  не существуют до измерения и создаются самим актом измерения (Мамчур Е.А. Атомизм и континуализм в гуманитарном знании и современная наука. Материалы «круглого стола» (Институт философии РАН, 17 июня2015 г.). Участники: В.В. Аристов, В.И. Аршинов, С.Ю. Бородай, А.В. Вдовиченко, В.П. Иванов, Вяч. Вс. Иванов, А.Н. Крюков, С.М. Кускова, В.Г. Лысенко, Е.А. Мамчур, Ю.И. Манин, Б.П. Маслов, Д.А. Мисюров, А.Ю. Недель, П.В. Резвых, А.В. Родин, М.В. Рубец, И.Е. Сироткина, М.М. Шахнович // Вопр. философии. 2016. № 10. С. 156 - 158; 164).

  Показано также, что распространенный в науке образ «масштабной оси/шкалы» может быть интерпретирован как свидетельство существования особого, четвертого, пространственного измерения реальности. Выявлены его основные свойства. В рамках выдвинутой гипотезы, это измерение выделено, как «альтитуда» объектов или реальности (Крушанов А.А. Неявное измерение реальности // Вестник РФО. 2016. № 3. С. 77 – 83) Наряду с этим была проведена экспертиза новейшей глобальной экологической стратегии широкого перехода к природоподобным технологиям. Показано, что и эта стратегия не позволяет разрешить глобальную экологическую ситуацию обещаемым радикальным образом (Крушанов А.А. Поиски лучшей глобальной экологической стратегии продолжаются // Вестник РФО. 2016. № 2. С. 103–109).

   В связи  с проблемой реальности в квантовой механике, была проанализирована возможная связь времени и сознания. Функционирование человеческого сознания, также как и в работах Флоренского, рассмотрено под углом зрения диалектики прямой и обратной перспективы − в иконописи, в проективной геометрии, в хронометрии. Показано, что в квантовой физике течение времени даётся в форме циклической смены его перспективной и ретроспективной компонент, представленных с присущими им амплитудами вероятности. Аналогично в сознании имеет место циклическая смена прямого и обратного отображения внешнего мира, так что впечатление от внешнего мира обогащается внутренним содержанием сознания и отправляется в обратном направлении. При этом в работе идет речь о двух ходах сознательной деятельности − из внешнего мира во внутренний мир сознания (в церебральную систему) и из внутреннего мира во-вне, во  внешний мир. (Антипенко Л.Г. Квантовая физика открывает перспективу решения проблемы человеческого сознания // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 111−123).

   Рассматривались проблемы  формирования современных теорий. С помощью средств категорной логики сформулировано понятие конструктивной теории и понятие модели конструктивной теории. На этой основе разработан оригинальный вариант семантического подхода к анализу, реконструкции и представлению научных теорий. Родин А. Models of HoTT and the Semantic View of Theories, Proceedings of Workshops "Constructive Knowledge" and "Constructive Knowledge - 2" (IP RAS, April 25 and October 5 2016). Р. 19-22. https://arxiv.org/abs/1408.3591v3

    Утверждается, что тема осмысления проблемы реальности в квантовой механике в ближайшее время, в связи со множеством конкурирующих и противоречащих друг другу подходов, останется наиболее актуальной в ближайшее годы. Выдвинут прогноз будущей интеграции научного знания в единую мощную систему – Гранд сайенс. Также делается прогноз, касающийся проблем компьютерной обработки современного эксперимента. Указывается на то, что наука, являясь сложным социально-производственные процессом, в своем развитии сама осуществляет непосредственное воздействие на общественные процессы. 


2015 год

БУДУЩЕЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

(руководитель – доктор филос. наук А.Ю. Севальников)

Новизна результатов: исследована тенденция к появлению неклассической эпистемологии; показано, что на фоне усиления внимания к значению прикладного научного знания происходит возрастание интереса к метафизике; проанализировано увеличение роли трансдисциплинарных исследований в философии науки и выдвижение гипотезы о возможном перерастании этой области исследования в меганауку; обосновано существование тенденции к возрастанию этической нагруженности научного знания, порожденной переходом технонауки к исследованию процессов, связанных с повышенными рисками для человека и общества.

Дано новое концептуальное описание реальности и дискуссий о применимости математики в этом процессе (Проблема реальности в современном естествознании / Отв. ред. Е.А. Мамчур).
Впервые показано, что часто противопоставляемые программы атомизма и структурного реализма могут быть согласованы. Обосновано, что установление связи между различными математическими версиями атомизма, с одной стороны, и структурного реализма, с другой, поможет сделать феномен «непостижимой эффективности математики в естественных науках» (Ю. Вигнер) более «постижимым» (Мамчур Е.А. (Mamchur E.). Antique atromis, Modern Physics and Structural realism; Мамчур Е.А. Интерпретация квантовой механики в свете проблем реализма).
Показано, что применимость математики обусловлена наличием трансцендентной эйдетической сферы, конституирующей законы и свойства наблюдаемой реальности. Данная картина позволяет избежать крайностей и чисто материалистического подхода, когда наличие математики рассматривается как «идущее от вещей», так и обратного чисто абстрактного, спиритуалистического подхода, отрывающего конкретный, явленный мир от ноуменальной сферы (Севальников А.Ю. Онтология квантовой механики или от физики к философии; Севальников А.Ю. Целевая причина: от античности до синергетики; Севальников А.Ю. Динамизм или эссенциализм? К вопросу об описании реальности).
Утверждается, что характерная для философии науки первой половины XX века идея жесткого разделения формальных (логика и математика) и эмпирических естественных наук ведет к искаженному представлению об истории этих научных дисциплин. В частности, показана неадекватность распространенного представления, согласно которому создание неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским было мотивировано стремлением оторвать геометрию от “оков эмпирической реальности” и превратить ее в чисто умозрительную дисциплину. Предложено новое понятие конструктивного аксиоматического метода, который лучше приспособлен для применения в естественных науках, чем традиционный аксиоматический метод, восходящий к классическим работам Гильберта (Родин А.В. Did Lobachevsky have a model of his Imaginary geometry?; Родин А.В. Constructive Axiomatic Method in Euclid, Hilbert and Voevodsky).

Книги и статьи


2014 год

Применение многомодусного подхода, восходящего к В. Гейзенбергу и Вл. А. Фоку, в исследовании оснований квантовой механики соотнесено с декартовской парадигмой, которая существование физических объектов рассматривает в рамках пространства и времени (Севальников А.Ю. Онтология квантовой механики, или от физики к философии). Рассмотрена альтернативная трактовка квантовой теории, связанная с именами Дж. Уилера, Дж. Хартле, А.Цайлингера, Дж. Мермина и др., суть которой состоит в попытках трансформировать квантовую механику в теорию информации. Обосновано, что такой подход вовсе не подрывает позиции реализма, как часто утверждается его противниками (Мамчур Е.А. Информационно-теоретический поворот в интерпретации квантовой механики и проблемы реализма).

 Исследована роль фундаментальных теорий в получении технологических инноваций; показано, что развитие инноваций за счет использования существующей техники и технологий в совершенно новых сферах возможно лишь при существовании эвристического задела, достигнутого фундаментальными разработками (Сачков Ю.В. В чем сила науки?; Черновицкая Ю.В. Взаимосвязь науки и технологии: этический аспект; Коняев С.Н. Наука, техника, инновации).

 Раскрыта роль хайдеггеровских понятий Gestell и гештальта для понимания сущности современной техники и технологии (Антипенко Л.Г. О сущности техники: экзистенциальный постав Мартина Хайдеггера, фундаментальная онтология и фундаментальная наука).

 При анализе развития аксиоматического метода в его исторической перспективе (от Евклида до Гильберта) и на примерах его использования в контексте категорной логики, в элементарной теории топосов Лавера и гомотопической теории типов Мартина-Лёфа-Воеводского, показано, что категорная логика заставляет в некоторых важных аспектах вернуться к Евклиду (Родин А.В. (Rodin A.) Axiomatic Method and Category Theory).

 Показано, что коллективные познавательные процессы обладают в сравнении с индивидуальными познавательными процессами существенной эпистемологической спецификой. Для их адекватного описания вводится целый ряд новых понятий – ситуации предстандарта, массивы научного знания, научная мода и ряд др. (Крушанов А.А. Об эпистемологической самобытности коллективных познавательных процессов).

 

Книги и статьи


2013 год

   В рамках развиваемой многомодусной онтологической концепции предложено решение парадокса отсутствия времени в квантовой космологии. При описании мира в целом с точки зрения квантовой механики отсутствует эволюция Вселенной во времени. Этот парадокс разрешается в двухмодусной картине мира, где существует бытие потенциальное и бытие актуальное. Течение времени отсутствует для потенциального бытия, которое и описывают уравнения квантовой космологии. Утверждается, что «стрела времени» связана с актуализацией бытия потенциального (Севальников А.Ю. Время в квантовой космологии).

  Обосновано, что, вопреки весьма распространенному мнению, фундаментальная научная теория как целое не включается в процесс получения технологических инноваций. Используются только отдельные немногочисленные положения теории, названные автором «теоретическим ресурсом инновации». Рассмотрены два свидетельства в пользу выдвигаемого тезиса: роль генетики в получении новых видов растений и животных, обладающих полезными для человека свойствами, и роль квантовой механики в создании квантовой криптографии (Мамчур Е.А. О понятии «теоретического ресурса» технологических инноваций»).

  Выдвинута и обоснована идея целесообразности построения эпистемологии коллективного субъекта. Выявлена специфика коллективных познавательных процессов (например, существование «массивов знания», возникновение «ситуаций предстандарта» и др.) (Крушанов А.А. Робинзонада № 2. Уходящая натура?).

  Предложена стадиальная («фазовая») модель разворачивания научной революции, проходящая через 5 характерных фаз (стартовая фаза, фаза рождения протопарадигмы, фаза критической оценки и доработки протопарадигмы, фаза обретения протопарадигмой канонического вида и фаза признания) (Крушанов А.А. Научная революция как стадиальный процесс).

  Сформулирована научно-философская установка на изучение класса явлений, принадлежащих миру сложностей, возникающих на границе между пространственно-временным универсумом и физическим вакуумом (Антипенко Л.Г.О геометрическом и квантово-физическом опыте по изучению и освоению космического пространства).

  Показано, что если классическая рациональность предполагает онтологическую природу сложности, то при постклассическом подходе, имеющем в числе прочих информационно-коммуникативное основание, нельзя говорить о сложности устройства мира до задания коммуникативно-познавательных процедур. Объективное развитие реальности ведет при ее познании к увеличению числа не сводимых друг к другу языков при ослаблении степени объективности, но без полной потери смысла (Черновицкая Ю.В., Калинин Э.Ю. Реальность сложности или сложность реальности (информационно-коммуникативный подход)).

  Обоснована перспективность развития идеи Рольфа Ландауэра (проистекающая из тезиса Парменида о тождестве «сущего, которое есть» и «мышления») о том, что информация связана со своим материальным воплощением (Коняев С.Н. Проблема сложности и перспективы развития фундаментальной науки).

Книги и статьи >>


2012 год  

Обоснована непродуктивность инструменталистской идеологии в истолковании природы научных понятий и теорий. Будучи легитимной на коротких дистанциях развития научного знания, на длительном «пробеге» теорий она неизбежно ведет к застою в развитии науки. Стратегия использования теоретических понятий лишь как инструментов для предсказания новых результатов элиминирует стимулы для выхода исследователя «за пределы сущего, в сферу сверх сущего» - важнейший источник интеллигибельности самого сущего (Хайдеггер) (Мамчур Е.А. Философия и будущее цивилизации // Вестн. РФО. 2012. № 3. С. 127–130).

В связи с анализом гносеологических истоков эпистемологического релятивизма показано, что в новейшей философии науки главный аргумент, выдвигаемый релятивистами, имеет своим истоком особенности квантово-механического описания реальности. Показано, что в случае с релятивизмом смешиваются два различных понятия: объектность и объективность научного знания. Обосновано, что квантовое описание реальности, не являясь объектным, является объективным. Выявление такого смешения понятий подрывает позиции релятивизма (Мамчур Е.А. Эпистемологический релятивизм: гносеологические истоки // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. С. 273–296).

Проанализированы работы Эрвина Шредингера, посвященные проблемам взаимосвязи физической реальности и познающего сознания. Переосмысление онтологических подходов древних греков позволяет предположить, что в картине мира Парменида выявляется субъект, обладающий разумом, который связан с самим мирозданием. Показаны общие корни подходов Парменида и Рольфа Ландауэра, утверждавшего что информация – есть физический мир. Указанные онтологические подходы могут способствовать развитию фундаментальной физической теории путем введения формализованного понятия наблюдателя (Коняев С.Н. Проблема физической реальности: философские истоки и физические модели // Вестн. РФО. 2012. № 4. С. 139–144).

Проведен специальный анализ сложившихся представлений о социальных системах. Показано, что термину «социальный» в настоящее время присуща неоднозначность, связанная с одновременным обозначением как собственно «социального» анализа социальных организаций, так и их более полного «социотехнического» рассмотрения, учитывающего также техно-технологический базис социальных организаций. Такие системы, как предприятия и города, социотехнически практически не рассматриваются. Для заполнения этой лакуны выработаны специальные новые концептуальные средства (Крушанов А.А. О социотехнической реальности в контексте трансдисциплинарных исследований // Вестн. РФО. 2012. № 3. С. 117–123).

Показано, что осознание коммуникативной природы рациональности и познания в современной философии и методологии науки (в том числе и естествознании) ведет к явному обнаружению коммуникативности не только в рамках рефлексивного методологического сознания, но и на уровне нерефлексивного интенционального сознания (Черновицкая Ю.В., Калинин Э.Ю. Философский анализ информационно-коммуникативной реальности // Тез. «Философия в современном мире: диалог мировоззрений»: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.). В 3 т. Т. III. Н.Новгород, 2012. С. 244–245).

Разработаны понятия техники и технологии применительно к социально-гуманитарной практике на материале психологического знания. Материал социально-гуманитарных наук рассмотрен с философско-технических позиций. Проведен сравнительный анализ процесса реализации техники в психологической и технической практиках (Стебаков Д.А. Понятия «техника» и «технология» в психологическом дискурсе // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 226–236).

Показано, что основной причиной недостаточности внимания к одной из базовых категорий системного подхода – понятию иерархии выступает тот факт, что нередко это понятие ассоциируется с представлениями об управлении, подчинении и принуждении Предлагается расширить значение понятия иерархии за счет включения в рассмотрение таких систем, в которых между уровнями не существует отношений подчинения (Сачков Ю.В. Базовые категории системного видения мира // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.): В 3 т. Т. I. Н.Новгород, 2012. С. 283).

 

Книги и статьи >>

 

 

2011 год 

Внесен заметный вклад в осмысление философских проблем новейших достижений физического знания.  Показано, что вопреки мнению скептиков, современная космология (и неразрывно связанная с ней физика элементарных частиц) базируется на рациональных основаниях,   может  быть эмпирически обоснована, и  нет серьезных оснований  утверждать что, пытаясь реконструировать историю сверхранней Вселенной, физики сталкиваются с границами познавательных возможностей человека. Теоретическая и экспериментальная наука находит все новые возможности для проникновения в ультрамалые масштабы мира. Выявлена эвристическая роль в развитии физического знания  концепции универсального эволюционизма («Большой истории»), помогающей заполнить разрывы в основаниях научного поиска между космологией и другими эволюционными дисциплинами. (Современная космология: философские горизонты. М., Канон + 2011;  Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные проблемы. М., УРСС,  2011, Отв.  Ред. Мамчур Е.А., Крушанов А.А.; Космология, физика, культура. М., .ИФ РАН, 2011, отв. ред Казютинский В.В.)

 

Результаты, полученные отдельными сотрудниками сектора

При анализе проблем взаимодействия универсалий современной культуры и неклассической космологии показано, во-первых, что после появления антропного принципа культурно-антропологический и натуралистический подходы к мировоззренческим основаниям космологии сближаются. Ослабляется противоположность смыслов понятий физического мира (Метагалактики) и жизненного мира человека. Во-вторых, выявлены различия в механизмах взаимодействия социокультурного контекста функционирования космологического знания в классической и неклассической космологии. В эпоху Возрождения культурные и философские влияния были значительными как в процессе выдвижения новых космологических представлений, так и в ходе их обоснования. В неклассической космологии роль философии в большей степени проявляется в контексте интерпретации математических формализмов. Последние разрабатывались на основе сначала релятивистской, затем квантовой, а в настоящее время совместно релятивистской и квантовой теорий, являющихся,  возможно, предельными случаями квантовой теории гравитации. (Казютинский В.В. Физическая космология и культура // Космология, физика, культура. М., 2011. Казютинский В.В. Революции в космологии, их когнитивные и социокультурные аспекты // Космология, физика, культура. М., 2011).

Эпистемологический  анализ понятия «технонаука» позволил выявить, что наиболее существенной чертой технонауки, отличающей ее от традиционной (классической) науки является феномен ее прикладнизации. Показано, что тезис прикладнизации имеет слабый и сильный смысл. Согласно слабому тезису суть прикладнизации  в росте доли прикладных наук и технологических разработок в общем объеме  научных исследований. Суть сильного тезиса в утверждении, что в эпоху технонауки  фундаментальная наука превращается в прикладную. Показано, что если слабый тезис верен и отражает реальное состояние дел в научном познании, сильный тезис весьма проблематичен. Обосновано, что и на современном этапе развития науки фундаментальная наука полностью сохраняет свою специфику и присущие ей цели и ценности, отличные от таковых у прикладных и технологических разработок. (Мамчур Е.А. Фундаментальная наука и технология// Вопросы философии, №3, 2011; Мамчур Е.А. Феномен технонауки:  эпистемологический аспект//Философия  науки. Ежегодник 2010, Из-во ИФРАН, СС. 219-235.; Мамчур Е.А. Является ли понятие технонауки адекватным образом современной науки?//Современные технологии. Философско-методологические проблемы, 2010, СС 21-36)

Предложено философско-методологическое обоснование гипотезы о существовании в природе сверхсветовых процессов. Показано, что область существования сверхсветовых и досветовых процессов в философском плане может быть отождествлена с сущим и бытием, как они представлены в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера. Показано, что физическое ее обоснование было получено в качестве следствия полного решения квантово-релятивистского уравнения Дирака, описывающего свободное движение электронов. При изучении движения нейтрино (сотрудниками коллаборации ОРЕРА) получены первые экспериментальные подтверждения  гипотезы, которые, если они окажутся действительно верными, приведут к существенным изменениям в системе современного физического знания (Антипенко Л.Г. П.А.Флоренский о логическом и символическом аспектах научно-философского мышления» М., Канон +, 2011.).   

В ходе реализации системно-структурного подхода к анализу природы вероятности показано, что традиционное представление о вероятности, как базирующееся на представлениях о случайности, является недостаточным. Обоснована основополагающая роль в понимании природы вероятности  представлений о независимости. Взаимоотношения между элементарными сущностями систем таковы, что они не зависят друг от друга,  их свойства и поведение взаимно не коррелируемы. Более того, показано, что на идею независимости, как она используется в теории вероятности, опирается определение самой случайности.(Сачков Ю.В. Вероятность как загадка бытия // Эпистемология & Философия науки. Ежеквартальный журнал, № 4, 2011 г.)

Выдвинуто предположение, что предельные категории бытия (пространство, время, отношение) могут формироваться в результате осознания соответствующих «опорных интуиций», каждая из которых выделяет, дистанцирует от других некоторое свое предельное качество, фиксируемое, в конечном счете, соответствующей предельной категорией. Это становится возможным, поскольку предельными качествами изначально наделено и само мышление как любая сущность этого мира. В рамках развиваемого подхода возникает нетрадиционная задача изучения процессов кристаллизации, автономизации самих опорных интуиций и их «сцепления» с мыслительными процессами. (Крушанов А.А. И целого жизненного мира мало // Вестник РФО. 2011. № 4.).

Показано, что в современной космологии большое место уделено социокультурным аспектам исследования Универсума. Сделана попытка раскрыть место ноокосмологии в формировании жизненного мира человека. Доказано, что различные аспекты контакта с внеземными цивилизациями становятся не только проблемой образования, науки, искусства, культуры в целом, но и приобретают космологический смысл. (Черновицкая Ю.В. Ноокосмология: социально-этические аспекты контакта с внеземными цивилизациями // Космология, физика, культура / Отв.ред. В.В.Казютинский. М., 2011).

В ходе анализа  возможных направлений развития научной методологии показано, что перспективным  является формализация границы наблюдателя, функционирующей на различных уровнях материальной реальности. Рассмотрены пути построения новой парадигмы естествознания, учитывающей сознание наблюдателя. (Коняев С.Н. Становление современной парадигмы естествознания // Философия науки, вып.16. Философия науки и техники. М, ИФ РАН, 2011)


Книги и статьи >>

 

 

2010 год 

В ходе анализа взаимоотношения науки и идеологии проведено различие между внешней и внутренней идеологией. Последняя представляет собой неявные и часто неосознаваемые предпосылки деятельности ученого, определяющие стратегию научного исследования. Показано, что негативным по отношению к научному познанию может оказаться влияние не только внешней, но и внутренней идеологии: последняя способна неоправданно сузить поле исследовательской деятельности за счет игнорирования и даже подавления альтернативных стратегий развития науки. Обосновано, что преодоление деструктивного воздействия внутренней идеологии должно заключаться в создании благоприятных условий для развития альтернативных стратегий: в ходе их рассмотрения ученые оказываются способны осознать скрытые предпосылки собственных исследований и отнестись к ним критически (Мамчур Е.А. Наука, метафизика и идеология // Ориентиры… Вып. 6. М., 2010).

Показано, что современная космология углубляет понятие физической реальности, выделяя в ней новый аспект, который несущественен для лабораторной физики. Физическая реальность в космологии должна рассматриваться как становящаяся во времени. Происходит последовательная смена типов физических реальностей, которая описывается как цепь фазовых переходов, характеризующих эволюцию ранней Вселенной. Понятие физической реальности должно быть скоррелировано с условиями нашего существования как наблюдателей (антропный принцип) (Казютинский В.В. Космология, теория, реальность // Современная космология: философские горизонты. М., 2010. С. 8–4; Казютинский В.В. Космология и проблема физической реальности // Философия физики: актуал. пробл. М., 2010. С. 205–208).

Обоснована целесообразность выделения в общей сфере исследовательской деятельности особой предельной и граничной подобласти – «сумеречной зоны научного поиска» (палеоконтакты, панпсихизм и т. п.), для которой характерны высокая степень неопределенности, отсутствие парадигмальной поддержки и высокие риски оказаться неоправдавшимися (Крушанов А.А. Сумеречная зона научного поиска // Вестн. РФО. 2010. № 4).

Продемонстрировано значение философской мысли М.Хайдеггера для развития естествознания. Показано, что фундаментальная онтология М.Хайдеггера позволяет разрешить (в философско-методологическом плане) проблему апелляции к сознанию наблюдателя при проведении квантово-механических измерений, соотносимых с редукцией волновой функции (Антипенко Л.Г. Проблема квантово-механического измерения в свете фундаментальной онтологии М.Хайдеггера // Философия физики: актуал. пробл. (Материалы научн. конф. 17–18 июня 2010 г.). М., 2010. С. 262–265).


Книги и статьи >>

 

 

2009 год 

В основании единых теорий физических взаимодействий лежит фундаментальная идея о калибровочной природе физических полей. Формально, с точки зрения математики, калибровочные поля связываются с теми или иными симметриями «внутренних пространств», природа же этих пространств остается непроясненной. Сформулирована гипотеза о том, что калибровочные поля могут быть связаны с многомодусностью бытия, а «внутренние пространства» – с «бытием в возможности» (Севальников А.Ю. Интерпретации квантовой механики. В поисках новой онтологии. М., 2009).

В продолжающихся дискуссиях об условиях и способах финансирования фундаментальной науки сформулированы аргументы в поддержку тезиса о практической пользе фундаментальных наук: а) они выступают непосредственным источником технологических новаций; б) в процессе подготовки и проведения экспериментов стимулируют развитие новых технологий (создание новых приборов и материалов); в) реализуя на первый взгляд бесполезные в практическом отношении исследования, они готовят почву для будущих, возможно, очень значимых для человечества приложений (аргумент «отложенной» пользы) (Мамчур Е.А. О пользе фундаментальных наук // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2009. № 4).

Показано, что общепринятое отождествление смысла понятий «универсальный эволюционизм» и «самоорганизация» является некорректным. Процессы самоорганизации лишь одна из форм универсального эволюционизма (Казютинский В.В. Человек в контексте универсального эволюционизма // Человек, наука, гуманизм. М., 2009. С. 335–368).

Критически проанализирован богословский аргумент о том, что наука не отличается от религии, поскольку также основывается на вере. В этой связи предлагается дополнить традиционные эпистемологические соображения двумя компонентами – понятиями «доверие» и «экзистенциальная вера», до сих пор ошибочно отождествляемых с понятием религиозной веры (Крушанов А.А. Наука и вера в эпистемологическом контексте // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2009. № 4).

На основании философских (онтология М.Хайдеггера), логических (паранепротиворечивая логика Васильева) и физико-математических исследований вскрыт факт двойственной структуры времени: наличие во временном потоке эктропийного (созидательного) и энтропийного (разрушительного) компонентов времени (Антипенко Л.Г. Проблема физико-математического описания двойственной структуры времени» // Философия математики: актуальные проблемы: Тез. Междунар. научн. конф., Москва, 28−30 мая 2009 г.). М., 2009. С.190–192).


Книги и статьи >>

 

 

2008 год 

Основные результаты. Показано, что происходит становление новой философской дисциплины – философии космонавтики, основания комплексных гуманитарных исследований в этой области (онтологических, антропологических, этических, социально-экономических, социально-экологических, социально-политических и др.). Обоснована специфичность принципов философии космонавтики (антропокосмизма, коэволюции и др.) в контексте идеалов и норм техногенной цивилизации (Казютинский В.В. План освоения космического пространства К.Э.Циолковского: научно-технические и гуманитарные аспекты; Казютинский В.В. От космической философии – к философии космонавтики). Обоснована необходимость учета коммуникативного аспекта науки в решении ряда эпистемологических проблем. Показано, что вопрос о механизмах взаимовлияния науки и культуры может быть решен только при учете деятельности так называемых «общностей по настроению» – гетерогенных социо-психологических образований, объединенных одинаковостью эмоционального настроя своих членов по поводу той или иной идеи, имеющей хождение как в науке, так и в культуре (Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре). Предложены критерии оценок научных исследований, позволяющие дифференцировать и ранжировать достижения в науке, обычно квалифицируемые как «революционные» и «важнейшие» (радикальность изменения видения мира; сложность проделанной работы; значимость ожидаемых практических следствий). Выдвинута идея «интегрального критерия», объединяющего все перечисленные (Крушанов А.А. Конец науки не очевиден, но «привал» просматривается).

Показано, что, исходя из хорошо известных принципов метафизики, удается построить и обосновать с философской точки зрения т.н. принцип «фундаментальной симметрии», который лежит в основании бинарной геометрофизики (Cевальников А.Ю. Метафизика. Век XXI).


Книги и статьи >>

 

 

2007 год 

1) обосновано, что хотя сам Эйнштейн считал себя классическим ученым и приверженцем классической эпистемологии, результаты его научного творчества вышли за рамки классической науки и внесли заметный вклад в становление неклассической эпистемологии (Стёпин В.С., Мамчур Е.А., Захаров В.Д. Эйнштейн и перспективы развития науки. М., 2007).

2) показано, что существуют, по крайней мере, два отличия неклассической эпистемологии от классической – а) представления о не-объектном (субъектном) характере научного знания б) изменение объяснительной стратегии в естествознании, суть которого в переходе от каузально-редукционистского типа объяснения к эмерджентисткому. Оба эти момента были заложены уже в СТО и ОТО. Высказано предположение, что в случае победы такой объяснительной стратегии в науке можно будет говорить о глубинных изменениях структуры научного мышления (Мамчур Е.А. Эйнштейн и эпистемология // Эйнштейн и перспективы развития науки. М., 2007).

3) показано, что существенная особенность философии и науки Нового времени состоит в утрате трансцендентализма. Такого рода метафизика возникла в эпоху Ренессанса и протестантской Реформации и нашла свое законченное выражение в работах Филиппа Меланхтона (1497–1560) (Севальников А.Ю. Возвращение к метафизике // Метафизика. Век ХХI. М., 2007. С. 88–106).

4) обосновано, что причина разногласий между участниками дискуссий по поводу взаимоотношения науки и этики в том, что имеются в виду различные аспекты деятельности ученого и выполняемые им социальные роли. Наука как когнитивная деятельность (если речь идет о фундаментальном исследовании) этически нейтральна; деятельность ученого как члена человеческого социума, как человека безусловно этически нагружена (Мамчур Е.А. Наука и этика // Этика науки. М., 2007).

5) показано, что понятие эволюции в концепции универсального эволюционизма имеет смысл необратимого изменения структуры и состояния природных, социальных, ментальных систем и охватывает не только «магистральный» ствол эволюции, но и многочисленные «боковые ветви», в которых не происходит повышение уровня организации (Казютинский В.В. Эпистемологические проблемы универсального эволюционизма // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М., 2007).

6) раскрыто влияние идей космизма на основание современной космической деятельности и трансформации в содержании принципов современного космизма (Казютинский В.В. Мировоззренческие ориентации современного космизма // К.Э.Циолковский и современность. Калуга, 2007).

7) показано, что вероятность является структурной характеристикой определенного класса систем, в которых поведение элементов взаимно независимо, что означает, что оно определяется не внешними воздействиями, а внутренней динамикой элементов (Сачков Ю.В. Фундаментальные науки как ресурс развития // Вопр. философии. 2007. № 3).

8) в рамках исследования проблемы влияния новых технологий на общество обосновано существование инвариантов человеческого поведения, независимых от коммуникационной среды (Коняев С.Н. Диалог науки, философии и культуры в виртуальной среде сетей массовых коммуникаций: сложная топология информационного взаимодействия // Грани познания: наука, философия, культура в ХХI в.: В 2 кн. Кн. 2. М., 2007).

9) в контексте исследования возможностей преодоления современного глобально-экологического кризиса выявлены условия дальнейшего существования Земной биосферы – роль эквивалентного обмена социума с природой, необходимость сосуществования двух частей Земной биосферы – природы культивированной и природы «дикой» (Антипенко Л.Г. Глобально-экологическая идея эквивалентного обмена с природой // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М., 2007. С. 11–17).

10) систематически проанализирован выявленный в более ранних работах автора существующий в современной науке феномен трансдисциплинарных исследований (Крушанов А.А. От трансциплинарных исследований… к Megascience? // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М., 2007).

11) показано, что одной из глобальных проблем современности является проблема геноцида; обосновано, что в современных условиях геноцид изменяет свою форму, прямой геноцид трансформируется в косвенный, преднамеренность которого доказать значительно сложнее (Черновицкая Ю.В. Глобальные проблемы и социальное насилие // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М., 2007).


Книги и статьи >>

 

 

2006 год 

Анализ попыток объяснения природных явлений путем апелляции к аристотелевским финальным причинам («экспе­рименты с отложенным выбором» в физике; финалистские объ­яснения целесообразности и филогенеза в биологии; процессы исторического развития человеческого общества и человечес­кого познания) показал, что ни в одном из рассматриваемых случаев говорить о финальных причинах нет оснований. Обос­новано, что в природном мире существуют телеономические процессы первого и второго рода. Суть первых – движение объ­ектов к некоторому конечному состоянию согласно заранее за­данной программе – в них реализуется формообразующая при­чина Аристотеля. Суть вторых – движение к некоторому ко­нечному состоянию без какой-либо заранее сформулированной программы – процессы саморганизации в неорганической при­роде; саморегулирующиеся системы в мире живого (биогеоце­нозы), микро и макро социальные системы, выступающие объ­ектом функционального анализа. Телеономические процессы второго рода являются спонтанными и также не являются сфе­рой действия аристотелевских финальных причин. Первые ука­зания на их существование содержатся в концепции Эпикура о самопроизвольном отклонении движущихся атомов от прямо­линейного пути и в навеянной этой идеей концепции «клинаменов» Лукреция. (Мамчур Е.А. Спонтанность и телеологизм // Cпонтанность и детерминизм. М., 2006. C. 225–249.)

Проанализированы эпистемологи ческие и онтологические следствия классической теории измерений в квантовой меха­нике с учетом некоторых новых экспериментальных и теоре­тических результатов. Показано, что возникающее в процессе измерения явление «редукции волновой функции» удается из­бежать с помощью концепции «участия сознания» и так назы­ваемой многомировой интерпретации квантовой механики. Утверждается, что эпистемологический вывод о том, что при­бор является объектом классической физики и не может опи­сываться как целое уравнениями квантовой механики являет­ся справедливым. Обосновано, что квантовая механика требу­ет «переворота» в наших онтологических воззрениях: она отсылает нас к аристотелевской метафизике с ее разделением на потенциальное, описываемое уравнениями квантовой ме­ханики, и осуществившееся, описываемое классической физи­кой. (Севальников А.Ю. Проблемы квантовой механики и тео­рия измерений // Спонтанность и детерминизм. М., 2006; Ку­лик С.П., Севальников А.Ю. Нарушение неравенств Белла и проблема квантовой онтологии // Там же.)

В ходе анализа эпистемологических и онтологических про­блем концепции Универсального эволюционизма выявлена дискуссионность некоторых некоторых аспектов проблемы и прежде всего проблемы ее онтологического статуса. Выдвинут ряд аргументов в пользу тезиса о существовании единого про­цесса эволюции Вселенной, начиная с момента ее рождения и кончая возникновением человека и человеческого общества. Уточнено понятие об объекте универсального эволюционизма: им является не совокупность непосредственно наблюдаемых эволюционных процессов, а некая их целостность, образ кото­рой получают в результате теоретической реконструкции име­ющегося в наличии эволюционного материала. Показано, что концепция универсального эволюционизма позволяет систе­матизировать известные явления об эволюционных процессах и играет эвристическую роль, стимулируя на междисциплинар­ном уровне выработку новых знаний об этих процессах. (Казютинский В.В. Эпистемологические проблемы универсального эволюционизма. // Универсальный эволюционизм и глобаль­ные проблемы. М., 2006.)

Выявлен ряд гносеологических и онтологических следст­вий наблюдаемой в современной науке тенденции появления семейства трансдисциплинарных исследований. Среди них – предположение о принципиальной однородности различных структурных уровней реальности; возможности рождения в недалеком будущем Megascience; ренессанс идеи панпсихизма. (Крушанов А.А. От семейства трансдисциплинарных исследова­ний к ...Megascience? // Универсальный эволюционизм и гло­бальные проблемы. М, 2006.)

В ходе философско-методологического анализа понятия когерентности в классической и квантовой физике показана фундаментальность этого понятия для теоретических и экспе­риментальных оснований физической науки. Выделены обще­методологические черты понятия когерентности в физике, по­казана сводимость классического понимания к сооветствующему квантово-механическому определению. Обоснована перспективность использования обобщенного понятия коге­рентности для междисциплинарных исследований. (Коняев С.Н. Когерентность физических аспектов – общеметодологические проблемы // Спонтанность и детерминизм. М., 2006.)

Выделены возможные научные подходы к исследованию феномена сознания. Обоснована перспективность использова­ния методологии создания роботов, оснащенных системами искусственного интеллекта; разработки систем виртуальной реальности; физики информационных процессов; построения синергетических моделей человеческого познания для изуче­ния сознания методами современной науки (Коняев С.Н. Науч­ные подходы к феномену сознания // Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания. М., 2006.)

Предпринята попытка выработки обобщающего определе­ния идеи вероятности и выявления значении вероятностных представлений для познания мира. Отмечается, что вероятность вскрыла ограниченность представлений о жестко-детермини­рованном мире. Обосновывается, что ключ к раскрытию при­роды вероятности – в особом системном видении мира, его строения и эволюции, которое видоизменяет сами формы ор­ганизации наших знаний. Особое значение в раскрытии этих преобразований уделяется категориям независимости и субор­динации. Утверждается, что вхождение вероятности в позна­ние свидетельствует о его переходе к исследованиям сложнос­ти и сложно-организованных систем. (Сачков Ю. В. Вероятность как загадка бытия и познания // Вопр. философии. 2006. № 1.)

Показано, что наиболее плодотворным подходом к анали­зу состояния современного общества и возникающих в нем гло­бальных проблем является методология сложных динамичес­ких систем. Она включает в себя раскрытие содержания и при­менение таких категорий как сложная система, автономность подсистемы, иерархия, управление, принятие решений, цель, целенаправленность, эффективность. Обосновано, что реше­ние глобальных проблем будет успешным, если оно будет опи­раться на исследования процессов социального развития об­щества. (Сачков Ю.В. Глобализация и проблемы методологии познания сложных динамических систем // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М., 2006.)

Предпринята попытка реконструировать динамику станов­ления языка науки (Крушанов А.А. Ситуации предстандарта в динамике научного познания // Вопр. философии. 2006. № 8.)

 

Книги и статьи >>