Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » » Научные отчеты сектора » 2011 год

2011 год

Научный отчет сектора философских проблем естествознания за 2011 год 

 

Внесен заметный вклад в осмысление философских проблем новейших достижений физического знания.  Показано, что вопреки мнению скептиков, современная космология (и неразрывно связанная с ней физика элементарных частиц) базируется на рациональных основаниях,   может  быть эмпирически обоснована, и  нет серьезных оснований  утверждать что, пытаясь реконструировать историю сверхранней Вселенной, физики сталкиваются с границами познавательных возможностей человека. Теоретическая и экспериментальная наука находит все новые возможности для проникновения в ультрамалые масштабы мира. Выявлена эвристическая роль в развитии физического знания  концепции универсального эволюционизма («Большой истории»), помогающей заполнить разрывы в основаниях научного поиска между космологией и другими эволюционными дисциплинами. (Современная космология: философские горизонты. М., Канон + 2011;  Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные проблемы. М., УРСС,  2011, Отв.  Ред. Мамчур Е.А., Крушанов А.А.; Космология, физика, культура. М., .ИФ РАН, 2011, отв. ред Казютинский В.В.)

 

Результаты, полученные отдельными сотрудниками сектора

При анализе проблем взаимодействия универсалий современной культуры и неклассической космологии показано, во-первых, что после появления антропного принципа культурно-антропологический и натуралистический подходы к мировоззренческим основаниям космологии сближаются. Ослабляется противоположность смыслов понятий физического мира (Метагалактики) и жизненного мира человека. Во-вторых, выявлены различия в механизмах взаимодействия социокультурного контекста функционирования космологического знания в классической и неклассической космологии. В эпоху Возрождения культурные и философские влияния были значительными как в процессе выдвижения новых космологических представлений, так и в ходе их обоснования. В неклассической космологии роль философии в большей степени проявляется в контексте интерпретации математических формализмов. Последние разрабатывались на основе сначала релятивистской, затем квантовой, а в настоящее время совместно релятивистской и квантовой теорий, являющихся,  возможно, предельными случаями квантовой теории гравитации. (Казютинский В.В. Физическая космология и культура // Космология, физика, культура. М., 2011. Казютинский В.В. Революции в космологии, их когнитивные и социокультурные аспекты // Космология, физика, культура. М., 2011).

Эпистемологический  анализ понятия «технонаука» позволил выявить, что наиболее существенной чертой технонауки, отличающей ее от традиционной (классической) науки является феномен ее прикладнизации. Показано, что тезис прикладнизации имеет слабый и сильный смысл. Согласно слабому тезису суть прикладнизации  в росте доли прикладных наук и технологических разработок в общем объеме  научных исследований. Суть сильного тезиса в утверждении, что в эпоху технонауки  фундаментальная наука превращается в прикладную. Показано, что если слабый тезис верен и отражает реальное состояние дел в научном познании, сильный тезис весьма проблематичен. Обосновано, что и на современном этапе развития науки фундаментальная наука полностью сохраняет свою специфику и присущие ей цели и ценности, отличные от таковых у прикладных и технологических разработок. (Мамчур Е.А. Фундаментальная наука и технология// Вопросы философии, №3, 2011; Мамчур Е.А. Феномен технонауки:  эпистемологический аспект//Философия  науки. Ежегодник 2010, Из-во ИФРАН, СС. 219-235.; Мамчур Е.А. Является ли понятие технонауки адекватным образом современной науки?//Современные технологии. Философско-методологические проблемы, 2010, СС 21-36)

Предложено философско-методологическое обоснование гипотезы о существовании в природе сверхсветовых процессов. Показано, что область существования сверхсветовых и досветовых процессов в философском плане может быть отождествлена с сущим и бытием, как они представлены в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера. Показано, что физическое ее обоснование было получено в качестве следствия полного решения квантово-релятивистского уравнения Дирака, описывающего свободное движение электронов. При изучении движения нейтрино (сотрудниками коллаборации ОРЕРА) получены первые экспериментальные подтверждения  гипотезы, которые, если они окажутся действительно верными, приведут к существенным изменениям в системе современного физического знания (Антипенко Л.Г. П.А.Флоренский о логическом и символическом аспектах научно-философского мышления» М., Канон +, 2011.).   

В ходе реализации системно-структурного подхода к анализу природы вероятности показано, что традиционное представление о вероятности, как базирующееся на представлениях о случайности, является недостаточным. Обоснована основополагающая роль в понимании природы вероятности  представлений о независимости. Взаимоотношения между элементарными сущностями систем таковы, что они не зависят друг от друга,  их свойства и поведение взаимно не коррелируемы. Более того, показано, что на идею независимости, как она используется в теории вероятности, опирается определение самой случайности.(Сачков Ю.В. Вероятность как загадка бытия // Эпистемология & Философия науки. Ежеквартальный журнал, № 4, 2011 г.)

Выдвинуто предположение, что предельные категории бытия (пространство, время, отношение) могут формироваться в результате осознания соответствующих «опорных интуиций», каждая из которых выделяет, дистанцирует от других некоторое свое предельное качество, фиксируемое, в конечном счете, соответствующей предельной категорией. Это становится возможным, поскольку предельными качествами изначально наделено и само мышление как любая сущность этого мира. В рамках развиваемого подхода возникает нетрадиционная задача изучения процессов кристаллизации, автономизации самих опорных интуиций и их «сцепления» с мыслительными процессами. (Крушанов А.А. И целого жизненного мира мало // Вестник РФО. 2011. № 4.).

Показано, что в современной космологии большое место уделено социокультурным аспектам исследования Универсума. Сделана попытка раскрыть место ноокосмологии в формировании жизненного мира человека. Доказано, что различные аспекты контакта с внеземными цивилизациями становятся не только проблемой образования, науки, искусства, культуры в целом, но и приобретают космологический смысл. (Черновицкая Ю.В. Ноокосмология: социально-этические аспекты контакта с внеземными цивилизациями // Космология, физика, культура / Отв.ред. В.В.Казютинский. М., 2011).

В ходе анализа  возможных направлений развития научной методологии показано, что перспективным  является формализация границы наблюдателя, функционирующей на различных уровнях материальной реальности. Рассмотрены пути построения новой парадигмы естествознания, учитывающей сознание наблюдателя. (Коняев С.Н. Становление современной парадигмы естествознания // Философия науки, вып.16. Философия науки и техники. М, ИФ РАН, 2011)

 

 Публикации

  • Антипенко Л.Г. Новая символика квантово-компьютерной системы информации позволяет повысить уровень творческого мышления человека // Философия науки, вып.16: философия науки и техники. М.,2011. С. 168-180. (1,5 а.л.)
  • Антипенко Л.Г. Проблема взаимодействия и взаимосвязи человека с космическим универсумом: прорыв космологического горизонта  // Гуманизм и философские ценности. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. С. 271-281. (0,75 п.л.)
  • Казютинский В.В. Философия в вероятностном мире: проблема непостижимой эффективности математики // В.В.Налимов – математик и философ (к 100-летию со дня рождения). Сборник трудов конференции. М.: МГУ, 2011. С. 178-189 (0,75 а.л.);
  • Казютинский В.В. К.Э.Циолковский о будущем человека и человечества // К.Э.Циолковский и будущее космонавтики. Калуга, 2011. С. 8-11 (0,25);
  • Казютинский В.В. Космизм и антикосмизм начала ХХI века // К.Э.Циолковский и будущее космонавтики. Калуга, 2011. С. 166-169 (0,25 а.л.);
  • Крушанов А.А. Трансдисциплинарный поиск как познавательная стратегия XXI века // Гуманизм и философские ценности. М., 2011. С.82-109. (1,2 а.л.)
  • Крушанов А.А. Стратегия устойчивого развития – путь к неустойчивости? // Диалог культур в условиях глобализации: бакинский форум. М., 2011. С. 270 - 275 (0.45 а.л.)
  • Крушанов А.А. Современная женская доля (мужскими глазами) // Вестник РФО. 2011. № 2. С. 78-84 (0,4 а.л.)
  • Крушанов А.А. И целого жизненного мира мало // Вестник РФО. 2011.№ 4 (0,3 а.л.)
  • Коняев С.Н. Становление современной парадигмы естествознания // Философия науки. Вып.16: Философия науки и техники. М., 2011. С. 34-55 (1 а.л.)
  • Коняев С.Н. Синергетика и сложность. Синергетика инновационной сложности. М., 2011. C. 313-329 (1 а.л.)
  • Мамчур Е.А. 14-ый Международный Конгресс по логике, методологии и философии науки: заметки участника // Ежеквартальный журнал «Эпистемология и философия науки», 2011, №4. С.224-228.
  • Мамчур Е.А. Нужна ли науке философия? // Полигнозис, №2, 2011. С. 3-13 (1 а.л.)
  • Мамчур Е.А. Должна ли философия быть обязательным предметом для студентов нефилософских специальностей// Материалы конференции, посвященной 70-летию возобновления работы философского факультета МГУ (0,1 а.л.)
  • Мамчур Е.А. Растет ли научное знание? Новые решения старой эпистемологической проблемы // Язык – знание - реальность. Отв.ред. И.Т.Касавин, П.С.Куслий. М., Альфа-М, 2011, С. 286-304 (1,3 а.л.);
  • Мамчур Е.А. Проблема причинности в философии Юма и современная наука // Тезисы в Материалы Международной Конференции «Философия Д.Юма и современность». М., 2011 (0,4 а.л.);
  • Мамчур Е.А. Интервью ред. журнала по поводу книги Мотрошиловой Н.В. «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» // Философские науки, № 6, 2011, СС. 140-151 (0,4 а.л.);
  • Mamchur E «Contradictions, Continuity and the Growth of Scientific Knowledge // «International Studies in the Philosophy of Science», Taylor and Francis Group P. 429-435 (1 п.л.)
  • Mamchur E. What Is the Status of the  Ideals of Unity and Simplicity in   Contemporary Science?)» // «Russian  Studies in Philosophy.  Epistemological Studies. Vol. 49, № 3. С. 7-23 (1, 4 п.л.);
  • Mamchur E.A. Should the Role of Epistemology in the Philosophy of Science be Reconsidered? // Theses on the Symposium “Integrity and Diversity of Traditions and Trends in Today’s Philosophy of Science”. Session B1 – Methodology and Scientific Reasoning (Materials of 14-th International Congress on Logic, Methodology and Philosophy of Science) (0,1 а.л.)
  • Сачков Ю.В. Вероятность как загадка познания // Ежеквартальный журнал «Эпистемология и философия науки», 2011, №4 (1,4 а.л.);
  • Черновицкая Ю.В. Современные технологии и принципы гуманизма» // Гуманизм и философские ценности. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. С. 155-167. (1 а.л.);
  • Черновицкая Ю.В. Путь ноосферного развития как один из способов выживания коренных малочисленных народов Севера в условиях глобализации // «Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке», 2011. Т. III, книга II, стр. 381 - 392. (1 а.л.)  

 

Работы по грантам

  • Антипенко Л.Г. Космологические следствия релятивистской теории  гравитации А.А. Логунова и реальность // Современная космология: философские горизонты. М.: Институт философии, 2011. С. 154-184;
  • Антипенко Л.Г. Дж. Хорган 10 лет   спустя (реферат интервью Дж. Хоргана журналу Discover) // Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы. М.: УРСС-КРАСАНД, 2011. С. 186-190 (0,75 п.л.);
  • Казютинский В.В. Предисловие: Космология и философия: диалог продолжается // Современная космология: философские горизонты. М.: Институт философии, 2011. С. 3-7.
  • Казютинский В.В. Космология, теория, реальность // Современная космология: философские горизонты. М.: Институт философии, 2011. С. 8-54.
  • Казютинский В.В. Теория и факт в космологии  // Современная космология: философские горизонты. М.: Институт философии, 2011. С. 55-106.
  • Казютинский В.В. Предисловие: Физическая космология и культура // Космология, физика, культура. М.: ИФ РАН, 2011 (0,8 а.л.);
  • Казютинский В.В. Революции в космологии: когнитивные и социокультурные аспекты // Космология, физика, культура. М.: ИФ РАН, 2011 (2,1 а.л.);
  • Казютинский В.В. Интеллектуальные игры Дж.Хоргана // Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы. М.: УРСС-КРАСАНД, 2011. С. 191-198 (0,7 а.л.)
  • Крушанов А.А. Идея «конца науки» Дж. Хоргана: принципы обоснования позиции // Будущее фундаментальной науки. М.: УРСС-КРАСАНД, 2011. С. 173-185 (0,85 а.л.)
  • Крушанов А.А. «Конец науки» не очевиден, но «привал» просматривается // Будущее фундаментальной науки. М.: УРСС-КРАСАНД, 2011. С. 199-208 (0,4 а.л.)
  • Мамчур Е.А. Является ли современная космология «иронической наукой»? // Современная космология: философские горизонты. М.: Институт философии, 2011. С. 107-124.
  • Мамчур Е.А. Об эмпирическом обосновании современной космологии // Космология, физика культура / Отв.ред.Казютинский В.В. М.: ИФ РАН,  2011 (1 а.л.);
  • Мамчур Е.А. Нет, фундаментальная наука будет жить! // Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы. М.: УРСС-КРАСАНД, 2011. С. 155-161 (0,7 а.л.);
  • Черновицкая Ю.В. Ноокосмология: социально-этические аспекты контакта с внеземными цивилизациями // Космология, физика, культура. М.: ИФ РАН, 2011 (1а.л.)