Научный отчет сектора философских проблем естествознания за 2011 год
Внесен заметный вклад в осмысление философских проблем новейших достижений физического знания. Показано, что вопреки мнению скептиков, современная космология (и неразрывно связанная с ней физика элементарных частиц) базируется на рациональных основаниях, может быть эмпирически обоснована, и нет серьезных оснований утверждать что, пытаясь реконструировать историю сверхранней Вселенной, физики сталкиваются с границами познавательных возможностей человека. Теоретическая и экспериментальная наука находит все новые возможности для проникновения в ультрамалые масштабы мира. Выявлена эвристическая роль в развитии физического знания концепции универсального эволюционизма («Большой истории»), помогающей заполнить разрывы в основаниях научного поиска между космологией и другими эволюционными дисциплинами. (Современная космология: философские горизонты. М., Канон + 2011; Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные проблемы. М., УРСС, 2011, Отв. Ред. Мамчур Е.А., Крушанов А.А.; Космология, физика, культура. М., .ИФ РАН, 2011, отв. ред Казютинский В.В.)
Результаты, полученные отдельными сотрудниками сектора При анализе проблем взаимодействия универсалий современной культуры и неклассической космологии показано, во-первых, что после появления антропного принципа культурно-антропологический и натуралистический подходы к мировоззренческим основаниям космологии сближаются. Ослабляется противоположность смыслов понятий физического мира (Метагалактики) и жизненного мира человека. Во-вторых, выявлены различия в механизмах взаимодействия социокультурного контекста функционирования космологического знания в классической и неклассической космологии. В эпоху Возрождения культурные и философские влияния были значительными как в процессе выдвижения новых космологических представлений, так и в ходе их обоснования. В неклассической космологии роль философии в большей степени проявляется в контексте интерпретации математических формализмов. Последние разрабатывались на основе сначала релятивистской, затем квантовой, а в настоящее время совместно релятивистской и квантовой теорий, являющихся, возможно, предельными случаями квантовой теории гравитации. (Казютинский В.В. Физическая космология и культура // Космология, физика, культура. М., 2011. Казютинский В.В. Революции в космологии, их когнитивные и социокультурные аспекты // Космология, физика, культура. М., 2011). Эпистемологический анализ понятия «технонаука» позволил выявить, что наиболее существенной чертой технонауки, отличающей ее от традиционной (классической) науки является феномен ее прикладнизации. Показано, что тезис прикладнизации имеет слабый и сильный смысл. Согласно слабому тезису суть прикладнизации в росте доли прикладных наук и технологических разработок в общем объеме научных исследований. Суть сильного тезиса в утверждении, что в эпоху технонауки фундаментальная наука превращается в прикладную. Показано, что если слабый тезис верен и отражает реальное состояние дел в научном познании, сильный тезис весьма проблематичен. Обосновано, что и на современном этапе развития науки фундаментальная наука полностью сохраняет свою специфику и присущие ей цели и ценности, отличные от таковых у прикладных и технологических разработок. (Мамчур Е.А. Фундаментальная наука и технология// Вопросы философии, №3, 2011; Мамчур Е.А. Феномен технонауки: эпистемологический аспект//Философия науки. Ежегодник 2010, Из-во ИФРАН, СС. 219-235.; Мамчур Е.А. Является ли понятие технонауки адекватным образом современной науки?//Современные технологии. Философско-методологические проблемы, 2010, СС 21-36) Предложено философско-методологическое обоснование гипотезы о существовании в природе сверхсветовых процессов. Показано, что область существования сверхсветовых и досветовых процессов в философском плане может быть отождествлена с сущим и бытием, как они представлены в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера. Показано, что физическое ее обоснование было получено в качестве следствия полного решения квантово-релятивистского уравнения Дирака, описывающего свободное движение электронов. При изучении движения нейтрино (сотрудниками коллаборации ОРЕРА) получены первые экспериментальные подтверждения гипотезы, которые, если они окажутся действительно верными, приведут к существенным изменениям в системе современного физического знания (Антипенко Л.Г. П.А.Флоренский о логическом и символическом аспектах научно-философского мышления» М., Канон +, 2011.). В ходе реализации системно-структурного подхода к анализу природы вероятности показано, что традиционное представление о вероятности, как базирующееся на представлениях о случайности, является недостаточным. Обоснована основополагающая роль в понимании природы вероятности представлений о независимости. Взаимоотношения между элементарными сущностями систем таковы, что они не зависят друг от друга, их свойства и поведение взаимно не коррелируемы. Более того, показано, что на идею независимости, как она используется в теории вероятности, опирается определение самой случайности.(Сачков Ю.В. Вероятность как загадка бытия // Эпистемология & Философия науки. Ежеквартальный журнал, № 4, 2011 г.) Выдвинуто предположение, что предельные категории бытия (пространство, время, отношение) могут формироваться в результате осознания соответствующих «опорных интуиций», каждая из которых выделяет, дистанцирует от других некоторое свое предельное качество, фиксируемое, в конечном счете, соответствующей предельной категорией. Это становится возможным, поскольку предельными качествами изначально наделено и само мышление как любая сущность этого мира. В рамках развиваемого подхода возникает нетрадиционная задача изучения процессов кристаллизации, автономизации самих опорных интуиций и их «сцепления» с мыслительными процессами. (Крушанов А.А. И целого жизненного мира мало // Вестник РФО. 2011. № 4.). Показано, что в современной космологии большое место уделено социокультурным аспектам исследования Универсума. Сделана попытка раскрыть место ноокосмологии в формировании жизненного мира человека. Доказано, что различные аспекты контакта с внеземными цивилизациями становятся не только проблемой образования, науки, искусства, культуры в целом, но и приобретают космологический смысл. (Черновицкая Ю.В. Ноокосмология: социально-этические аспекты контакта с внеземными цивилизациями // Космология, физика, культура / Отв.ред. В.В.Казютинский. М., 2011). В ходе анализа возможных направлений развития научной методологии показано, что перспективным является формализация границы наблюдателя, функционирующей на различных уровнях материальной реальности. Рассмотрены пути построения новой парадигмы естествознания, учитывающей сознание наблюдателя. (Коняев С.Н. Становление современной парадигмы естествознания // Философия науки, вып.16. Философия науки и техники. М, ИФ РАН, 2011)
Публикации
Работы по грантам
|
|||||
|