Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012 год
Главная страница » » Научные отчеты сектора » 2012 год

2012 год

Научный отчет сектора философских проблем  естествознания за 2012 год


Обоснована непродуктивность инструменталистской идеологии в истолковании природы научных понятий и теорий. Будучи легитимной на коротких дистанциях развития научного знания, на длительном «пробеге» теорий она неизбежно ведет к застою в развитии науки. Стратегия использования теоретических понятий лишь как инструментов для предсказания новых результатов элиминирует стимулы для выхода исследователя «за пределы сущего, в сферу сверх сущего» - важнейший источник интеллигибельности самого сущего (Хайдеггер) (Мамчур Е.А. Философия и будущее цивилизации // Вестн. РФО. 2012. № 3. С. 127–130).

В связи с анализом гносеологических истоков эпистемологического релятивизма показано, что в новейшей философии науки главный аргумент, выдвигаемый релятивистами, имеет своим истоком особенности квантово-механического описания реальности. Показано, что в случае с релятивизмом смешиваются два различных понятия: объектность и объективность научного знания. Обосновано, что квантовое описание реальности, не являясь объектным, является объективным. Выявление такого смешения понятий подрывает позиции релятивизма (Мамчур Е.А. Эпистемологический релятивизм: гносеологические истоки // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. С. 273–296).

Проанализированы работы Эрвина Шредингера, посвященные проблемам взаимосвязи физической реальности и познающего сознания. Переосмысление онтологических подходов древних греков позволяет предположить, что в картине мира Парменида выявляется субъект, обладающий разумом, который связан с самим мирозданием. Показаны общие корни подходов Парменида и Рольфа Ландауэра, утверждавшего что информация – есть физический мир. Указанные онтологические подходы могут способствовать развитию фундаментальной физической теории путем введения формализованного понятия наблюдателя (Коняев С.Н. Проблема физической реальности: философские истоки и физические модели // Вестн. РФО. 2012. № 4. С. 139–144).

Проведен специальный анализ сложившихся представлений о социальных системах. Показано, что термину «социальный» в настоящее время присуща неоднозначность, связанная с одновременным обозначением как собственно «социального» анализа социальных организаций, так и их более полного «социотехнического» рассмотрения, учитывающего также техно-технологический базис социальных организаций. Такие системы, как предприятия и города, социотехнически практически не рассматриваются. Для заполнения этой лакуны выработаны специальные новые концептуальные средства (Крушанов А.А. О социотехнической реальности в контексте трансдисциплинарных исследований // Вестн. РФО. 2012. № 3. С. 117–123).

Показано, что осознание коммуникативной природы рациональности и познания в современной философии и методологии науки (в том числе и естествознании) ведет к явному обнаружению коммуникативности не только в рамках рефлексивного методологического сознания, но и на уровне нерефлексивного интенционального сознания (Черновицкая Ю.В., Калинин Э.Ю. Философский анализ информационно-коммуникативной реальности // Тез. «Философия в современном мире: диалог мировоззрений»: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.). В 3 т. Т. III. Н.Новгород, 2012. С. 244–245).

Разработаны понятия техники и технологии применительно к социально-гуманитарной практике на материале психологического знания. Материал социально-гуманитарных наук рассмотрен с философско-технических позиций. Проведен сравнительный анализ процесса реализации техники в психологической и технической практиках (Стебаков Д.А. Понятия «техника» и «технология» в психологическом дискурсе // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 226–236).

Показано, что основной причиной недостаточности внимания к одной из базовых категорий системного подхода – понятию иерархии выступает тот факт, что нередко это понятие ассоциируется с представлениями об управлении, подчинении и принуждении Предлагается расширить значение понятия иерархии за счет включения в рассмотрение таких систем, в которых между уровнями не существует отношений подчинения (Сачков Ю.В. Базовые категории системного видения мира // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.): В 3 т. Т. I. Н.Новгород, 2012. С. 283).

 

Публикации 2012 год:

  • Антипенко Л.Г. Квантовая Вселенная и квантовый мозг. По следам античного принципа единства микрокосма и макрокосма // Философия в современном мире: диалог мировоззрений / Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012г.). В 3 томах. Т.I. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2012. С. 291.
  • Казютинский В.В. Космология, теория, реальность // Философия в современном мире: диалог мировоззрений / Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012г.). В 3 томах. Т.I. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2012. С. 271.
  • Коняев С.Н. Современные концепции физической реальности и становление новой парадигмы естествознания // Логико-философские исследования. 2012. Вып. 5. С. 162-171.
  • Коняев С.Н. Государственные закупки: участвуем и побеждаем. Практическое руководство. М.: Рид Групп, 2012. 128 с.
  • Коняев С.Н. Государственные закупки. Книга-справочник. М.: Рид Групп, 2012. 288 с. Коняев С.Н. Проблема физической реальности: философские истоки и физические модели // Вестник РФО.  №4.
  • Коняев С.Н. Квантовые вычисления и новый взгляд на природу математических конструкций // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород. 27-30 июня 2012). С. 273-274.
  • Крушанов А.А. Стратегия устойчивого развития – путь к неустойчивости? // Диалог культур в условиях глобализации: бакинский форум. М., 2012. С. 270 – 275.
  • Крушанов А.А. Концепция однородного Мироздания и ее возможные следствия // Труды РФО. 2012. Вып. 18. С. 219 – 247.
  • Крушанов А.А. Жизнь науки. Ничто не чуждо, даже мода // Вестник РФО. 2012. № 1. С. 53 – 58.
  • Крушанов А.А. Трансдисциплинарный парадокс современной науки // Вестник РФО. 2012. № 2. С. 44 – 50.
  • Крушанов А.А. О социотехнической реальности в контексте трансдисциплинарных исследований // Вестник РФО. 2012. № 3. С. 117 – 123.
  • Крушанов А.А. «Бритва Оккама» обоюдоостра, топорного отношения не терпит // Вестник РФО. 2012. №. 3. С. 136 – 139.
  • Крушанов А.А. О трансдисциплинарном понимании целенаправленности // Вестник РФО. 2012. №. 4. С. 101 – 108.
  • Крушанов А.А. О мезоструктуре социотехнической реальности в контексте трансдисциплинарного анализа // Труды российского философского общества. 2012. №18. С. 247-259.
  • Крушанов А.А. Научная картина мира в двух ипостасях // Философия в современном мире: диалог мировоззрений / Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012г.). В 3 томах. Т.I. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2012. С. 274-275.
  • Мамчур Е.А. Эпистемологический релятивизм: гносеологические истоки // Эпистемология: перспективы развития. М.: Канон+, 2012. С. 273-296.
  • Мамчур Е.А. Философия науки и техники на 14 Международном Конгрессе  по логике методологии и философии науки (Франция, Нанси, 2011, 19-26 июля) // Вопр. Философии. 2012. №6  (совм. С Гороховым В.Г.). С. 173-180.
  • Мамчур Е.А. Феномен прикладнизации науки и его социальные последствия // Человек и его будущее. Новые технологии и возможности человека. М., 2012. С. 283-296.
  • Мамчур Е.А. Должна ли философия быть обязательным предметом в ВУЗе // Высшее образование в России. 2012. №4. С. 127-135.
  • Мамчур Е.А. Концепция причинности Юма и современная наука// Дэвид Юм и современная философия. М. Альфа-М, 2012. С. 231-238.
  • Мамчур Е.А. Философия и будущее цивилизации // Вестник РФО. 2012. №3. С. 127-130.
  • Мамчур Е.А. Тенденция прикладнизации фундаментальных естественных наук: эпистемологические и социальные аспекты // Философия в современном мире: диалог мировоззрений / Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012г.). В 3 томах. Т.I. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2012. С. 277-278.  
  • Родин А.В. Монография  (препринт): Axiomatic Method and Category Theory, 337  pages, http://arxiv.org/abs/1210.1478.
  • Родин А.В. Делать и показывать // Доказательство  / Отв. ред. Бажанов и др.). Труды Московского семинара по философии математики. Т. V. М.: МГУ, 2013. С. 219-253.
  • Родин А.В. “Univalence and Constructive Identity”, O. Prozorov (ed.) Philosophy, Mathematics, Linguistics: Aspects of Interaction, St.-Petersburg 2012, p. 170-174.
  • Сачков Ю.В. Фундаментальное и прикладное в развивающемся научном познании // Вестник РФО. 2012. №  2. С. 83 – 89.
  • Сачков Ю.В. Базовые категории системного видения мира // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27 – 30 июня 2012 г.) В 3 томах. Т.I. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2012. С. 283. 
  • Стебаков Д.А. Понятия «техника» и «технология» в психологическом дискурсе // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий; под ред. И.Т. Касавина. – М.: Альфа-М. С. 226-236.
  • Черновицкая Ю.В. Информационно-коммуникативная реальность в научной картине мира // Материалы Международной научно-практической конференции «Философия и научная картина мира» (8–9 июня 2012 г., Уфа). С.232-235.
  • Черновицкая Ю.В., Калинин Э.Ю. Философский анализ информационно-коммуникативной реальности // Философия в современном мире: диалог мировоззрений / Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012г.). В 3 томах. Т.III. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2012. С. 244-245.