Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные отчеты сектора
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора

Научные отчеты сектора

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

СЕКТОРА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ТВОРЧЕСТВА

2022 год

МЕГАТЕМА: «Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека»


Подтема сектора философских проблем творчества:

«Философско-методологический анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объект исследования:

Н.М. Смирнова: философско-методологический анализ творчества как смыслосозидающей деятельности человека в парадигме конструктивного реализма и на основе современных телесно-ориентированных подходов.

И.А. Бескова: Феномен творчества как источник порождения новых личностно, культурно, исторически, социально и духовно значимых смыслов в аспекте выявления принципиально значимых точек структурно-динамической трансформации творческого разума, реализующейся при осуществлении различных форм познавательной активности.

А.А. Горелов: экологическое, социальное и личностное творчество (самотворчество и творчество жизни) на современном этапе развития России и мира.

Моркина Ю.С. Философские аспекты проблемы сознания Другого, сравнительный анализ различных концепций  интерсубъективности и их логико-методологических оснований.

С.А Филипенок: научное творчество в единстве логического и психологического, эмоционального и интеллектуального аспектов познавательной деятельности человека.

Е.И. Ярославцева: В постнеклассической парадигме исследования, опирающейся на человекоразмерный подход, необходимо рассматривать активно действующего человека, его аутопоэзис, который порождает в процессе природного филогенеза потенциал творчества развивающегося индивида и новые современные формы его самореализации.

 

Актуальность исследования:

Н.М. Смирнова: Экспликация эвристического потенциала современных телесно-ориентированных подходов в теории познания способствует дальнейшему углублению эпистемологического анализа интенциональной структуры восприятия. На основе применения телесно-ориентированных подходов, а также когнитивно-научных исследований познавательной деятельности человека и структур его субъективной реальности показана глубокая взаимосвязь перцептивной интенциональности и творческого воображения. Это, в свою очередь, позволяет сделать дальнейший шаг в понимании взаимосвязи образной и знаковой составляющих человеческого мышления, экзистенциального единства человеческого Разума.

И.А. Бескова: Актуальность исследования обусловлена его отнесенностью к феномену творчества, поскольку для социума технологически ориентированной культуры творчество – это одна из наиболее значимых для изучения тем.

А.А. Горелов: Актуальность заключается в необходимости сравнить анализ человека в концепциях синергийной антропологии и интегральной духовности.

Моркина Ю.С. Углубление методологических оснований философского исследования сознания, анализ эвристических возможностей различных подходов к его изучению.

С.А Филипенок: Широкое распространение междисциплинарного подхода к изучению современных научных и философских проблем обусловливает актуальность исследования взаимодействия различных аспектов научного поиска в творческой деятельности ученого. Кроме того, в эпоху бурного развития когнитивных наук особое значение приобретает анализ субъективных, психологических факторов научного творчества. В рамках проведенного исследования показано, какую роль играют личностные факторы в научном познании.

Е.И. Ярославцева: Важно выявить научно-методологический потенциал данных характеристик, способных усилить продуктивность философского целостного видения и научного понимания мира. Стремительно изменяющиеся ритмы жизни, бытования, системы взаимоотношений между людьми, усиленные цифровыми процессами сетевых коммуникаций, сегодня становятся ключевыми для освоения новых парадигм развития. Подобный подход оказывается актуальным, практически важным для всех поколений, которые с необходимостью вовлекаются в управление смешанными природно-техническими, реально-виртуальными средами. Многие оказываются не просто пользователями разных цифровых устройств, но способны генерировать нарастание изменений в системе функциональных и ментальных межсубъектных взаимодействий, образовывая «коммуникативные пары», которые тяготеют к формированию комплекса целевых установок и осмысленных задач.

 

Цели и задачи:

Н.М. Смирнова: Исследование когнитивных характеристик творческого мышления как порождения новых культурных смыслов в языке, мышлении и социальной деятельности. Анализ порождающих структур смыслообразования в естественном языке как материнском лоне смыслопорождающей деятельности человека.

И.А. Бескова: Целью исследования выступает анализ структурно-динамической самотрансформации разума, реализующейся в процессе порождения новых, личностно, социально, культурно значимых смыслов.

Задачи, возникающие в связи с данной целью:

– выявление параметров коммуникативной среды, в которой реализация творческого прорыва становится более вероятной;

– исследование того, почему переход от диссоциативного видения пространства поиска к недвойственному восприятию проблемной ситуации влечет кардинальное изменение характера динамик, становящихся достижимыми на так трансформировавшемся поле возможного.

А.А. Горелов: Цели и задачи данного исследования определяются потребностью нахождения оптимальных путей цивилизационного развития России и мира в современную эпоху экологического кризиса, социальной неустойчивости и давления на развитие личности.

Ю.С. Моркина: Анализ существующих концепций и моделей сознания и различных подходов к их исследованию.

С.А Филипенок: реконструировать целостную модель научного открытия на основе анализа концепций отечественных специалистов XX и XXI вв. в области методологии научного творчества (Б.М. Кедрова и А.С. Майданова). На основе анализа не переводившегося ранее на русский язык фрагмента работы М. Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» показать роль личностного знания в таксономии и в целом в процессах идентификации объектов.

Е.И. Ярославцева: Межсубъектные взаимодействия, коммуникации, формирующиеся в обновляющемся пространстве, интенсивно изменяющейся виртуальной среде, создаваемой энергоемкими счетно-вычислительными устройствами, становится сферой приложения творческих усилий человека. Цифровые сети уже используются не только для развлечений, игр, но и для работы – специального профессионального общения, что требует специального внимания и анализа, нахождения точек роста для человекоразмерных подходов.

 

Методология:

Н.М. Смирнова: использованы продуктивные теоретические наработки советско-российской школы методологии науки (акад. В.С. Степин), эвристический потенциал конструктивно-реалистического подхода в современной эпистемологии (акад. В.А. Лекторский), а также взаимодополнительность методов концептуального и теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа. Широко использованы методы феноменологического анализа сознания, телесно-ориентированные и психолингвистические подходы.

И.А. Бескова: Основу рассмотрения составляют логико-методологический, динамико-структуралистский и недуальный подходы, а также некоторые идеи, получившие развитие в рамках лингвистической школы Потебни.

А.А. Горелов: Методологией указанных исследований служат комплексный, системный, диалектический подходы к творческому процессу.

Ю.С. Моркина: Логико-методологическая реконструкция существующих подходов к проблеме сознания, экспликация причин их множественности, выявление основных дискуссионных моментов. Философско-методологический анализ мысленных экспериментов философов сознания и причин расхождения их результатов у авторов, различных концепций.

С.А Филипенок: В исследовании применялись метод синтеза и анализа, диалектический метод, метод логико-методологической реконструкции, принцип взаимодополнительности логического и психологического анализа. Исследование основано на анализе концепций научного открытия Б.М. Кедрова и А.С. Майданова, а также концепции личностного знания М. Полани.

Е.И. Ярославцева: Необходимо, используя междисциплинарный подход, проследить существующие тенденции, выявить области продуктивной деятельности, а также риски нахождения человека в режиме деятельности для интеллектуального и физического развития. В целом важно выработать методологические подходы, которые нужно включать в научно-гуманитарные исследования как необходимые принципы человекоразмерности, оптимизирующие коммуникативно-когнитивные практики развития.

 

Возможная практическая применимость результатов исследования:

Результаты исследования Н.М. Смирновой обрели практическую реализацию в рамках учебного курса «Методология социально-гуманитарного познания» (в объеме 40 часов) для магистрантов философского факультета 1 года обучения Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

И.А. Бескова: Результаты исследования могут быть практически применены при разработке научных курсов по эпистемологии и логике развития знания.

А.А. Горелов: Результаты исследования могут быть использованы в курсах высшей школы по философии, экологии, социологии и другим предметам, в том числе тем, которые предполагается ввести в ближайшее время.

Ю.С. Моркина: Результаты исследования могут быть применены при разработке учебных курсов по общей философии, эпистемологии, философской антропологии.

С.А Филипенок: Результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по когнитивным наукам, философии науки, философии творчества. Полученные результаты могут быть внедрены в научную среду для развития творческого мышления ученых.

Е.И. Ярославцева: Гуманитарное знание становится все более значимой сферой развития социума, областью индивидуальных экспериментов, в которой может проводиться на основе опережающих экспериментов, прогнозов корректировка тенденций развития. По существу, это адекватно процессу рефлексии, осознаваемого действия, когда «коммуникативные пары», системы взаимодействия могут осуществлять практику самонастройки, оптимизации своей активности, учитывая максимально возможный диапазон получаемых знаний и информации.

 

Важнейшие результаты исследований:

Н.М. Смирнова: в исследовании интенциональной структуры восприятия показано, что укорененная в до-предикативных основаниях обыденного мышления перцептивная интенциональность эпистемологически более фундаментальна, нежели лингвистическая референция. Обосновано, что неотъемлемой составляющей перцептивной интенциональности является ре-энактивация сенсорного опыта, продуцирующая образы воображения, неразрывно (но неявным образом) связанные с лингвистическим значением. (Смирнова Н.М. Образ и смысл: опыт когнитивной лингвистики // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск VIII. Философско-методологический анализ творческих процессов / ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. - М.: Голос, 2022. С. 150-178);

И.А. Бескова: Превращение пространства когниции в творческое осуществляется за счет трансформации глубинных основ само- и миропонимания человека, когда снимается дихотомия субъект/объектного членения универсума и пространство поиска становится недуально-целостным. Аттрактор трансформирующейся системы воспринимается как решение и схватывается в прямом непосредственном усмотрении, представая составной частью внутренних динамик. (Бескова И.А. Структурная динамика творческого разума // Философия творчества. Вып. 8 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 82–149);

А.А. Горелов: Перспективы экологического творчества связаны с реализацией решений конференции в Рио-де-Жанейро–1992 (Горелов А.А., Горелова Т.А. Тезаурусный анализ подходов к человеку в концепциях синергийной антропологии и интегральной духовности // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 4. С. 3–34. DOI: 10.17805/ggz.2021.4.1);

Ю.С. Моркина: Показана зависимость результатов мысленных экспериментов в философии сознания от представимости отчетов от I и III лица. Продемонстрировано существенное методологическое отличие таких экспериментов от эксперимента Галилея, который является классическим случаем успешного мысленного эксперимента, давшего объективный результат (Результаты исследования готовятся к печати);

С.А Филипенок: Показано, что изучение взаимосвязи истории, логики и психологии научного творчества позволяет построить целостную модель научного открытия и исследовать его в разных исторических масштабах (Филипенок С.А. Взаимосвязь истории науки, логики науки и психологии научного творчества: анализ концепции Б.М. Кедрова // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 219-228);

Е.И. Ярославцева: К важнейшим результатам исследований можно отнести дополнительные усилия по развитию современного понимания теоретических исследований, постнеклассического человекоразмерного подхода в изучении творческой деятельности человека в условиях трансформации мира, нахождении точек опоры и роста в космологических перспективах природного мира. (Ярославцева Е.И. Постнеклассические практики – точки роста и опоры в аутопоэзисе человека / Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы. – М.: КАНОН+, 2022. С. 474 – 484). Серьезной составляющей является использование современных цифровых сенсорно-тактильных и аудиовизуальных коммуникаций, в которых человек погружается в виртуальные пространства цифровых имитаций и лингвопроекций, набирает опыт сетевого взаимодействия, осваивая интерактивную дополненную реальность. Он фактически встретился с вызовами мира, требующими от человека постоянного воссоздания своей жизненной целостности.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЁТА О НИР

 

§ 1.1. «Философско-методологический анализ творчества как смыслосозидающей деятельности человека» (Н.М. Смирнова).

 

Продолжено исследование философско-методологических характеристик творчества в парадигмах конструктивного реализма, телесно-ориентированных подходах, постнеклассической герменевтике. Проанализирован эвристический потенциал современных телесно-ориентированных подходов в теории познания для анализа интенциональной структуры восприятия. На основе дальнейшего применения телесно-ориентированных подходов продолжено изучение взаимообусловленности перцептивной интенциональности и творческого воображения. С опорой на новейшие (2017–2018 гг.) исследования показано, что укорененная в до-предикативных очевидностях обыденного мышления перцептивная интенциональность эпистемологически более фундаментальна, нежели лингвистическая референция. Обосновано, что неотъемлемой составляющей перцептивной интенциональности является ре-энактивация сенсорного опыта, продуцирующая образы воображения, неразрывно (но неявным образом) связанные с лингвистическим значением. (Смирнова Н.М. Образ и смысл: опыт когнитивной лингвистики // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск VIII. Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2022. С. 150–178).

Раскрыты место и роль смыслореконструирующих подходов изучения социальной реальности в философии ХХ века на примере основателя феноменологии социальной реальности А. Шюца. Показано, что незавершенность социально-феноменологического проекта требует дальнейшего анализа процедур феноменологического конституирования важнейших (смыслообразующих) универсалий культуры. Обосновано, что этим целям релевантны не завершенные самим А. Шюцем концепции пробелов (vacancies) и когнитивного контура (cognitive contour). (Смирнова Н.М. Альфред Шюц // Западная философия XX–XXI вв. Интелектуальные биографии / Ред. Джохадзе И.Д. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 142–159).

Представлены составляющие постнеклассической герменевтики как когнитивного синтеза неокантианства, психоаналитической теории рефлексии и концепции порождающих грамматик Н. Хомского и их продолжение в современной отечественной философии. Показана неадекватность конструктивному реализму постмодернистской абсолютизации «свободы интерпретации» артефактов культуры в условиях пресловутой «смерти автора» (Смирнова Н.М. Методология эстетического анализа: постнеклассическая герменевтика // Эстетика и герменевтика. Сборник статей. К 60-летию кафедры эстетики МГУ. М.: МАКС-Пресс, 2022. С. 23–26).

Представлен развернутый анализ достижений сектора философских проблем творчества в изучении философско-методологических проблем анализа творческих процессов (Смирнова Н.М. Предисловие // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск VIII. Философско-методологический анализ творческих процессов / ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2022. С. 12–23; а также: Смирнова Н.М. Вклад А.С. Майданова в современную философию науки и культуры // Там же. С. 26–37).

 

§ 1.2. «Творческое бессознательное в реализации динамик творящего разума: логико-методологический подход к истолкованию смыслопорождающих динамик в творчестве» (И.А. Бескова)

 

Объектом исследования выступал феномен творчества как источник порождения новых личностно, культурно, исторически, социально и духовно значимых смыслов в аспекте выявления принципиально значимых точек структурно-динамической трансформации творческого разума, реализующейся при осуществлении различных форм познавательной активности.

Данный предмет исследования является актуальным, поскольку для социума технологически ориентированной культуры творчество – это одна из наиболее значимых сфер регулирования технического прогресса, инновационности, повышения эффективности и качества научных разработок во всех отраслях знания. Логико-методологический аспект решения этих задач позволяет увидеть в проблеме усиления инновационности научных исследований те аспекты, которые, выходя за рамки отдельных конкретно-научных дисциплин, составляют самое ядро, сердцевину любого творческого познавательного процесса. Ошибки в этой сфере, связанные с некритическим использованием стереотипов здравого смысла в качестве регулятивов организации исследований, чреваты как материальными, так и временными издержками, тогда как тема приоритета в международных исследованиях чрезвычайно значима. Вот почему изучение динамики творческого процесса, сопровождающееся раскрытием его логики, не может не быть эвристически, методологически и практически актуальным.

Целью исследования выступал анализ структурно-динамической самотрансформации разума, реализующейся в процессе порождения новых, личностно, социально и культурно значимых смыслов. Соответственно, решались: 1) задача определения ключевой единицы творческого видения научных проблем (в роли которой рассмотрена категория идеи) с выявлением того, как и за счет чего идея способна выступать агрегатором и эвристическим ядром когнитивных динамик творящего разума; 2) задача выявления параметров коммуникативной среды, в которой реализация творческого прорыва наиболее вероятна; и 3) задача объяснения того, почему переход от диссоциативного к недвойственному видению пространства поиска обеспечивает трансформацию самой структуры коммуникативной среды, обусловливая изменение характера динамик, достижимых на так трансформировавшемся поле исходно возможного.

Основу рассмотрения составил логико-методологический подход. Для получения конкретных выводов было использовано его сочетание с методом недуального миропонимания. Выводы, касающиеся репрезентации динамик творческого разума в ходе решения научных проблем, опирались на идеи динамико-структуралистского подхода и положения, получившие развитие в рамках лингвистической школы Потебни.

Результаты исследования могут быть практически применены как при разработке научных курсов для студентов и аспирантов, так и в рамках коррекции практическим исследователем своих мировоззренческих установок, касающихся понимания перспективных путей выстраивания исследовательской стратегии взаимодействия с проблемной ситуацией.

 

К числу важнейших результатов исследования, обладающих качеством новизны, относимы следующие положения:

– превращение пространства когниции в творческое осуществляется не за счет разного рода манипулятивных техник, многообразных «хитростей» и «уловок», к которым творческие люди склонны прибегать, чтобы стимулировать состояние воодушевления, а за счет трансформации глубинных основ само- и миропонимания человека. Именно перемены в этой сфере способны вызывать кардинальное изменение параметров когнитивного универсума, в пространстве которого осуществляется оперирование наличествующими смыслами. При этом трансформация структуры поля возможностей приводит к тому, что меняются динамики когнитивной коммуникации, реализующиеся на так заданном пространстве допустимого, в результате чего прорывное видение ранее нерешаемой проблемы реализуется (Бескова И.А. Творчество как эффект трансформации миропонимания // Когнитивистика, матетика и культура: опыт применения трансдисциплинарной образовательной технологии. М.: Изд-во РУСАЙНС, 2022. С. 152–156).

– мифотворчество может быть понято как еще одна сфера воплощения динамик творящего разума. Показано, что рациональным образом порождение мифопоэтических смыслов представимо как компромисс выражения недуального переживания встречи человека с пространством сакрального опыта и репрезентацией этого переживания ресурсами дуального разума: категориального аппарата дискурсивного мышления и естественного языка, также двойственного по своей сути. Если смотреть на природу мифотворчества под углом зрения недуального мировидения, то становится ясно, что язык мифов и категориальный строй мифологического мышления – это не просто средства «культурно сертифицированной» фиксации сакральных смыслов, но инструмент порождения такого рода содержаний. Особенность последних я усматриваю в том, что вне их мифопоэтического оформления в статусе реализованных в устном или письменном тексте констатаций, – они в пространстве профанного опыта не представлены. Когда опыт перелагается в текст, обретая форму повествования, он утрачивает аморфное состояние события жизненного мира человека и обретает достаточно четкие очертания структурированного и отлившегося в формат мифа содержания. Таким образом, мифологическое мышление – это ресурс, позволяющий неструктурированной, аморфной целостности пережитого человеком состояния получить выражение в формате проявившегося смысла, породить сакральное знание-ведание в статусе тварного феномена профанного мира проявленного бытия (Бескова И.А. О природе мифологизирующего разума // Философия творчества. Вып. 8 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 46–53).

– в акте креативной самотрансформации снимается дихотомия субъект/объектного членения универсума когниции, за счет чего пространство поиска становится недуально-целостным. Как следствие, растворяется барьер инаковости, в обычных условиях разделяющий пространство коммуникации на имеющееся и отсутствующее. В результате оказывается возможным выйти за пределы состояния не-данности искомого решения в режиме «здесь и сейчас». Как следствие подобного преображения самотрансформирующейся целостности возникает феномен аттрактора, к выпадению на который система устремлена в поиске относительного равновесия в ходе непрерывного балансирования на грани порядка и хаоса. В мгновение обретения такого равновесия осуществляется инсайтное опознавание достигнутого, при этом параметры состояния предстают как решение и схватываются в прямом непосредственном, невыводном и неумозрительном, усмотрении как наличествующее, уже в данный момент представленное, пережитое, знание. Этим, в частности, объясняется, почему в так называемом «ага!»-переживании (знаменитое «эврика!») в сознании творческой личности, зачастую, убежденность в достижении решения проблемы имеется еще до того, как решение обрело не только законченные логические очертания осуществленного вывода, но даже еще не вербализовано (Бескова И.А. Структурная динамика творческого разума // Философия творчества. Вып. 8 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 82–149).

 

§ 1.3. «Изучение философско-методологических проблем познания экологического, социального и личностного творчества как способов решения главных проблем, стоящих перед современным обществом» (А.А. Горелов).

 

Сравниваются тезаурусы современных холистических концепций человека, возникших на основе кардинально противоположных религиозных моделей: синергийной антропологии как попытки расширения и осмысления духовной природы исихазма и интегральной духовности на основе дзен-буддизма. Показаны значимые с точки зрения тезаурусного подхода сходства и различия между этими системами мысли, определяемые их базисными компонентами (Горелов А.А., Горелова Т.А. Тезаурусный анализ подходов к человеку в концепциях синергийной антропологии и интегральной духовности // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 4. С. 3–34. DOI: 10.17805/ggz.2021.4.1).

 

§ 1.4. «Дискуссионное столкновение различных подходов к решению проблемы сознания как проявление философского творчества» (Ю.С. Моркина)

 

Проанализированы различные подходы к проблеме сознания и «другого сознания». Проведена логико-методологическая реконструкция дискуссионного столкновения данных подходов и основных моментов их расхождения. Показано, что причины столкновения столь многих различных точек зрения на эту проблему коренятся в недостаточной степени отрефлектированности общефилософских оснований, из которых они исходят. Философский дискурс, касающийся проблемы сознания, оценен как проявление философского творчества.

Продемонстрировано наличие эпистемологических разрывов, неизбежных при концептуализации и соотнесении понятий сознания, «Я» и Другого. Обосновано, что эпистемологические разрывы обусловливаются качественными различиями феноменологических проявлений и способов концептуализации сфер реальности, которые необходимо соотнести. Под различием способов концептуализации подразумевается тот факт, что соотносимые сферы реальности теоретически описываются в несоотносимых терминах, исходящих из различных философских оснований. Так, показано, что эпистемологический разрыв неизбежно присутствует между внешним (в том числе вербальным) поведением Другого и его интерпретацией наблюдателем как проявления определенных внутренних содержаний сознания Другого. Также феноменологические проявления для человека его собственного сознания и проявления сознания Другого (в том числе вербальное описание его содержаний сознания) теоретически не соотносимы. Показано, что в рамках собственно философского исследования неправомерны заключения ни от внешнего к внутреннему, ни от внутреннего к внешнему. Такие заключения, однако, необходимы для практической деятельности и коммуникации, поэтому человек пользуется с этой целью практическими способами, включающими интуитивное восприятие, эмпатию, приписывание и т.д. (Результаты исследований готовятся к печати).

 

§ 1.5. «Исследование специфики научного познания и творчества, роли личностного знания в научном познании и творчестве» (С.А. Филипенок)

 

Проведена логико-методологическая реконструкция целостной модели научного открытия на основе анализа работ по методологии науки отечественных исследователей XX-XXI вв.:

– исследована модель научного открытия, предложенная советским философом и историком науки Б.М. Кедровым. На основе анализа данной концепции показана взаимосвязь разных уровней и аспектов познавательного процесса. Обосновано, что исследование истории, логики и психологии науки в их нерасторжимом единстве позволяет изучать процесс научного открытия на разных уровнях обобщения и в разном историческом масштабе. Психологический и логический анализ научного творчества образуют два дополняющих друг друга уровня исследования научного открытия: если психология изучает роль индивидуальных особенностей познающего субъекта в осуществляемой им научной деятельности, то в логике акцент сделан на всеобщих принципах мыслительного процесса, обеспечивающих получение нового достоверного знания. Кроме того, индивидуальный научный поиск представлен как результат взаимодействия двух групп факторов: культурно-исторических, социальных и личностных, психологических. Обоснован вывод, что исследование индивидуального творчества является способом изучения как психологических механизмов преобразования смысловых структур в человеческом сознании, так и социокультурных и исторических процессов, которые лежат в основе этого творчества и определяет личностный опыт.

Показано, что исследование «микроклимата» научного открытия (термин Б.М. Кедрова) и связанной с ним биографии ученого дает возможность изучить психологический аспект научного творчества и осмыслить роль личностных факторов в познании. Существуют определенные внутренние закономерности, в соответствии с которыми протекает психическая жизнь человека и которые определяют когнитивные механизмы мыслительной деятельности ученого. Анализ психологического механизма научного открытия, описанного Б.М. Кедровым, показал, что открытие происходит вследствие пересечения разных направлений человеческой мысли, порождающего новый, непредвиденный результат (Филипенок С.А. Взаимосвязь истории науки, логики науки и психологии научного творчества: анализ концепции Б.М. Кедрова // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 219–228);

– рассмотрена разработанная отечественным исследователем А.С. Майдановым целостная модель научного творчества, в рамках которой в единстве и многообразии предстают различные стороны познавательного процесса. Раскрыт эвристический потенциал предложенных А.С. Майдановым понятий потока познавательно-практической деятельности и драматургичности научного творчества. Установлено, что многолинейный характер поискового процесса присущ как индивидуальному, так и коллективному творчеству. Продемонстрировано, что представления А.С. Майданова о многомерности научного творчества позволяют учитывать как психологические, так и социокультурные факторы познавательной деятельности. Показано, что в понятиях личностного знания и личностного познания находят воплощение представления А.С. Майданова о многомерности и драматургичности научного творчества. Обосновано, что значимость концепции А.С. Майданова заключается в том, что в ней подчеркивается личностный характер научного творчества, показана роль психологического контекста исследовательской деятельности (Филипенок С.А. Научное творчество как целостный процесс: анализ концепции А.С. Майданова // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 54–60).

На основе анализа перевода первых двух разделов второй главы «Познающая жизнь» последней, четвертой части «Познание и бытие» основополагающего труда М. Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» показана роль личностного знания в таксономии (раздел биологии, изучающий принципы классификации живых организмов). Обоснован вывод, что таксономия может быть представлена как особый вид научного творчества, в основе которого лежит интеллектуальная страстность ученого. Показано, что всякий акт идентификации объекта предполагает личную вовлеченность познающего субъекта в когнитивный процесс (Филипенок С.А., пер. с англ. с коммент.: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Часть 4. Познание и бытие. 12. Познающая жизнь (1–2) // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 326–343).

 

§ 1.6. «Постнеклассический междисциплинарный подход к творчеству целостного человека как автора смысловых параметров жизни» (Е.И. Ярославцева)

 

В постнеклассической парадигме исследования, опирающейся на человекоразмерный подход, необходимо рассматривать активно действующего человека, его аутопоэзис, который порождает в процессе природного филогенеза потенциал творчества развивающегося индивида и новые современные формы его самореализации. (Ярославцева Е.И. Целостность человека в цифровых имитациях и лингвопроекциях // Человек как открытая целостность: Монография / Отв. ред. Л.П. Киященко, Т.А. Сидорова. Новосибирск: Академиздат, 2022. С. 342–362.) Необходимо опираться на научно-методологический потенциал данных характеристик, способных усилить продуктивность философского целостного видения и научного понимания мира. Стремительно изменяющиеся ритмы жизни, бытования, системы взаимоотношений между людьми, усиленные цифровыми процессами сетевых коммуникаций, сегодня становятся ключевыми для освоения новых парадигм развития. Последнее важно для всех поколений, которые с необходимостью вовлекаются в управление смешанными природно-техническими, реально-виртуальными средами. Они оказываются не просто пользователями разных цифровых устройств, но усиливают изменения межсубъектных взаимодействий, образовывая «коммуникативные пары», которые тяготеют к формированию комплекса целевых установок и осмысленных задач. Новые типы межсубъектной виртуальной коммуникации, создаваемой энергоемкими счетно-вычислительными устройствами, становится сферой приложения творческих усилий человека. Цифровые сети стали не только сферой развлечений, игр, но и работы – профессионального общения, что требует специального внимания и анализа, нахождения точек роста для человекоразмерных подходов (Ярославцева Е.И. Смысл и мечты человека как сила развития и преодоления гравитации (Памяти Анатолия Степановича Майданова посвящается) // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 239–264). Используя междисциплинарный подход, можно выявить тенденции в продуктивной деятельности, а также риски для интеллектуального и физического развития человека, что требует учета в научно-гуманитарных исследованиях принципов человекоразмерности, вырабатывающих новые коммуникативно-когнитивные практики развития. В целом гуманитарное знание становится все более значимой сферой развития социума, областью индивидуальных экспериментов, в которой может проводиться на основе опережающих экспериментов, прогнозов корректировка тенденций развития. По существу, это адекватно процессу рефлексии, осознаваемого действия, когда «коммуникативные пары», системы взаимодействия могут осуществлять практику самонастройки, оптимизации своей активности, где учитывается максимально возможный диапазон получаемых знаний и информации. Важнейшим результатом исследований становится понимание постнеклассики, человекоразмерного подхода ключевым для изучения творческой деятельности человека в условиях трансформации мира, нахождения им точек опоры и роста в космологических перспективах природного мира (Ярославцева Е.И. Постнеклассические практики – точки роста и опоры в аутопоэзисе человека // Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы. М.: КАНОН+, 2022. С. 474–484). Значимым является использование современных цифровых сенсорно тактильных и аудиовизуальных Hi-tech коммуникаций, в которых человек, погружаясь в виртуальные пространства цифровых имитаций и лингвопроекций, набирает онтологически значимый опыт сетевого взаимодействия, расширяемый интерактивной дополненной реальностью. В них он фактически встретился с вызовами мира, требующими от человека постоянного воссоздания своей жизненной целостности.

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

  • 1. Перечень опубликованных книг

 

Философия творчества. Ежегодник / РАН, Институт философии. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М. – гл. ред., Бескова И.А., со-редактор, Горелов А.А., Моркина Ю.С., Сиднева Т.Б., Ярославцева Е.И. – М., 2022. – Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. – (Сер.: Философия творчества). 352 с. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

 

  • 2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания

 

1. Смирнова Н.М. Предисловие // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 12–23. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

2. Смирнова Н.М. Вклад А.С. Майданова в современную философию науки и культуры // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 26–37. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

3. Смирнова Н.М. Образ и смысл: опыт когнитивной лингвистики // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 150–178. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

4. Смирнова Н.М. Альфред Шюц // Западная философия XX-XXI вв. Интеллектуальные биографии / Отв. ред. Джохажзе И.Д. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 142–159. 500 экз. ISBN 978-5-98712-353-9.

5. Смирнова Н.М. Методология эстетического анализа: постнеклассическая герменевтика // Эстетика и герменевтика. Сборник к 60-летию кафедры эстетики МГУ : сборник статей / Отв. ред. Е.А. Кондратьев. – М.: МАКС-Пресс, 2022. С. 23–26. DOI: 10.29003/m2538.978-5-317-06726-7/23-25. 500 экз. ISBN 978-5-317-06726-7.

6. Бескова И.А. О природе мифологизирующего разума // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 46–53. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

7. Бескова И.А. Структурная динамика творческого разума // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 82–149. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

8. Горелов А.А., Горелова Т.А. Тезаурусный анализ подходов к человеку в концепциях синергийной антропологии и интегральной духовности // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 4. С. 3–34. DOI: 10.17805/ggz.2021.4.1; ISSN: 2587-845X.

9. Филипенок С.А. Взаимосвязь истории науки, логики науки и психологии научного творчества: анализ концепции Б.М. Кедрова // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 219–228. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

10. Филипенок С.А. Научное творчество как целостный процесс: анализ концепции А.С. Майданова // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 54–60. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

11. Филипенок С.А., пер. с англ. с коммент.: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Часть 4: Познание и бытие. Гл. 12: Познающая жизнь (1–2) // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 326–343. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

12. Ярославцева Е.И. Постнеклассические практики – точки роста и опоры в аутопоэзисе человека // Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы. – М.: КАНОН+, 2022. С. 474–484. 1000 экз. ISBN. 978-5-88373-712-012.

13. Ярославцева Е.И. Целостность человека в цифровых имитациях и лингвопроекциях // Человек как открытая целостность: Монография / Отв. ред. Л.П. Киященко, Т.А. Сидорова. – Новосибирск: Академиздат, 2022. С. 342–362. 300 экз. ISBN 978-5-6048682-9-4; DOI: 10.24412/cl-36976-2022-1-342-362 (pdf приложен).

14. Ярославцева Е.И. Смысл и мечты человека как сила развития и преодоления гравитации (Памяти Анатолия Степановича Майданова посвящается) // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 239–264. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

15. Ярославцева Е.И. Помогать другому видеть реальный мир // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2022. С. 71–79. 300 экз. ISBN 978-5-91932-0241.

16. Ярославцева Е.И. Человеческое и машинное творчество: проблемы прототипирования // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: VIII Международная научно-практическая конференция, Москва, 24 сентября, 20–22 октября 2021 г.: Материалы и доклады /  под общей редакцией О.Н. Раева. – М.: ИПП «КУНА», 2022. С. 199–210. 500 экз. ISBN 978-5-98547-139-7.

17. Ярославцева Е.И., Кувшинов С.В. Техноязык междисциплинарных коммуникаций и фонетический язык межиндивидуального общения в цифровой среде // Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XIV Международная научно-практическая конференция, Москва, 19–20 апреля 2022 г.: Материалы и доклады / Под общей редакцией О.Н. Раева. – М.: ИПП «КУНА», 2022. С. 85–104. 500 экз. ISBN 978-5-98547-140-3.

18. Ярославцева Е.И. Цифровая гуманитаристика: сенсорные познавательные практики человека в современной киберсреде // Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии и образовании: IX Всероссийская научно-практическая конференция, Москва, 18–22 октября, 1 ноября 2022 г.: Материалы и доклады / Под общей редакцией О.Н. Раева. – М.: ИПП «КУНА», 2022. 500 экз. ISBN 978-5-98547-141-0. С. 107–117.

19. Ярославцева Е.И. Киберсуггестия и цифровое обновление социума // Электронный журнал «Международная жизнь». ISSN печатной версии: 0130-9625. Режим доступа: URL: https://interaffairs.ru/news/show/33880 (ВАК).

 

  • 3. Учебные материалы

Бескова И.А. Творчество как эффект трансформации миропонимания // Когнитивистика, матетика и культура: опыт применения трансдисциплинарной образовательной технологии. – М.: РУСАЙНС, 2022. С. 152–156. 1000 экз. ISBN 978-5-4365-9381-4.

 

МЕГАТЕМА: «Российский проект цивилизационного развития»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объект исследования:

А.А. Горелов: особенности Российского проекта цивилизационного развития.

Актуальность исследования:

А.А. Горелов: Исследование посвящено насущным аспектам цивилизационного развития современного мира в плане таких тенденций, как стремление к многополярной гармонии, социальной справедливости и экологической устойчивости.

Цели и задачи:

А.А. Горелов: Цели и задачи данного исследования определяются потребностью нахождения оптимальных путей цивилизационного развития России и мира в современную эпоху экологического кризиса, социальной неустойчивости и давления на развитие личности.

Методология:

А.А. Горелов: Методологией указанных исследований служат комплексный, системный, диалектический подходы к творческому процессу.

Возможная практическая применимость результатов исследования:

А.А. Горелов: Помощь в создании Российского проекта цивилизационного развития.

Важнейшие результаты исследований:

А.А. Горелов: Показано, что возможность и необходимость проектов цивилизационного развития России и мира обусловлены стремлением большинства стран земного шара к суверенному решению стоящих перед ними задач. В области социального творчества необходимы шаги к обеспечению социальной справедливости и установлению многополярного мира. В сфере личностного творчества требуется увеличение роли духовной составляющей человеческой личности (Горелов А.А. Необходимость и возможность российского проекта цивилизационного развития // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 1. С. 18–31. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.2).

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЁТА О НИР


§ 2.1. «Особенности Российского проекта цивилизационного развития» или «Возможность и необходимость Российского проекта цивилизационного развития» (А.А. Горелов)

В плане социального творчества возможность и необходимость проектов цивилизационного развития определяется степенью неформальной суверенности государств и их самостоятельностью в определении дальнейшего пути развития в глобальной многополярной социальной системе. Анализируются возможности философии и идеологии в создании Российского проекта цивилизационного развития. Проводится аналогия между государственной идеологией и смыслом жизни индивида. Рассматривается новый вид идеологии – цивилизационный. Подчеркивается важность креативности идеологии и опасность ее догматизации, которая преодолевается тесной связью идеологии с философией и наукой. Определяются главные особенности цивилизационной идеологии: суверенность, мобилизационность, способность к преодолению давления извне. Обосновывается идея создания периодической системы цивилизаций. Сопоставляется проект цивилизационного развития государства с «идеалом-Мы». Делается вывод, что создание проектов развития отдельных государств может оказать позитивное влияние на противодействие унификации современного глобализированного мира (Горелов А.А. Необходимость и возможность российского проекта цивилизационного развития // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 1. С. 18–31. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.2).

Формулируется представление о трех этапах развития социальной экологии. Рассматриваются основные задачи социальной экологии на современном этапе ее развития. Показаны важные аналогии между развитием экологических и социальных систем и перспективы организации совместных творческих усилий представителей экологических и социальных наук по созданию целостной концепции социально-экологического развития биосферы, ноосферы и пневматосферы (Горелов А.А., Горелова Т.А. Значение философско-экологического направления в российском проекте цивилизационного развития // Глобальные вызовы международного сотрудничества. Сб. статей Международной научной ассамблеи, 16–17 ноября 2021 г. / Под ред. И.В. Ильина. М.: МООСИПНН Н.Д. Кондратьева, 2022. С. 84–92. DOI: 10.46865/978-5-901640-38-8-2022-1-235).

Рассматривается значение патриотического воспитания в реализации отмеченных выше проблем. Показано, что патриотизм является не только социальным феноменом, но имеет духовную природу и важен для самоопределения и личностной творческой зрелости (Горелов А.А., Горелова Т.А. О значении воспитания патриотизма // Моисеевские чтения. Стратегическое целеполагание, формирование нового мировоззрения и образование. V Общероссийская (национальная) научная конференция (Москва, 21–2З апреля 2022 года). Доклады и материалы: в двух томах. Том I / Под ред. А.В. Костиной. М.: Изд-во МосГУ, 2022. С. 226–233).

Анализируются сущностные особенности стилей воспитания в системе «Родитель – ребенок», эволюция русской семьи и ее влияние на межпоколенческие отношения, значение внутрисемейного и последующего внесемейного воспитания на подрастающее поколение (Горелов А.А., Горелова Т.А. Семья как источник системы воспитания молодежи: ожидания, действительность, перспективы // Ученый совет. 2022. Т. XIX. № 2 (206). С 133–141. DOI 10.33920/nik-02-2202-06).

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ


  • 1. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания

1. Горелов А.А. Необходимость и возможность российского проекта цивилизационного развития // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 1. С. 18–31. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.2; ISSN 1998-9873 (ВАК).

2. Горелов А.А., Горелова Т.А. Семья как источник системы воспитания молодежи: ожидания, действительность, перспективы // Ученый совет. 2022. Т. XIX. № 2 (206). С. 133–141. DOI 10.33920/nik-02-2202-06; УДК 37.01.; ISSN 2074-9953 (печ.); ISSN 2712-8075 (онлайн).

3. Горелов А.А., Горелова Т.А. Значение философско-экологического направления в российском проекте цивилизационного развития // Глобальные вызовы международного сотрудничества. Сб. статей Международной научной ассамблеи, 16–17 ноября 2021 г. / Под ред. И.В. Ильина. – М.: МООСИПНН Н.Д. Кондратьева, 2022. С. 84–92. DOI: 10.46865/978-5-901640-38-8-2022-1-235 (сборника); DOI статьи: 10.46865/978-5-901640-38-8-2022-84-92; ISBN 978-5-901640-38-8.

4. Горелов А.А., Горелова Т.А. О значении воспитания патриотизма // Моисеевские чтения: Стратегическое целеполагание, формирование нового мировоззрения и образование. V Общероссийская (национальная) научная конференция (Москва, 21–2З апреля 2022 г.): доклады и материалы: в двух томах. Том I / Под ред. А.В. Костиной. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2022. С. 226–233. 500 экз. ISBN 978-5-907410-94-7; ISBN 978-5-907410-96-1 (т. 1).