Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные отчеты сектора
Главная страница » » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора

Научные отчеты сектора

ОТЧЕТ

о научно-исследовательской работе

по теме: «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения»

за 2018 год

  (руководитель – доктор филос. наук, профессор Н.М. Смирнова)

 

Ключевые слова: мышление, сознание, творчество, смысл, язык, герменевтика, интерпретация, интерпретативная схема, когнитивные способности, научная дискуссия, идеальный объект, поэтическое творчество, цифровые технологии, человекоразмерность.

Объект исследования: философско-методологический анализ когнитивных и социокультурных измерений творчества как смыслообразующей деятельности человека.

Предмет исследования: когнитивные механизмы смыслопорождающей деятельности человека. Логика трансформации культурных смыслов в процессе творческого мышления и культурной трансляции. Развитие творческого потенциала человека в виртуальных коммуникациях.

Цель работы: Философское исследование когнитивного и социокультурного смысла творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Анализ порождающих структур смысла в философском, научном и поэтическом языке, творческом бессознательном и неявном знании – как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума.

Методы исследования: взаимодополнительность методов: концептуального и современного теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа. Использованы методы феноменологического анализа и аналитической философии (философии анализа естественного языка), телесно-ориентированные и конструктивно- реалистические подходы в современной эпистемологии.

Новизна результатов: Эксплицированы когнитивные презумпции анализа творчества, осуществлен компаративный анализ эвристических потенциалов феноменологии и аналитической философии (философского анализа естественного языка) в исследовании творческих процессов. Исследованы философские метаморфозы смысла в исторических типах герменевтики, показана «концепциозависимость» философского содержания понятия смысла от способов его теоретической реконструкции (Смирнова Н.М.). Исследовано, как в рамках творческой самореализации происходит изменение исходной познавательной установки от изолирующего смыслового противопоставления «Я/оно» через конструктивный диалог «Я – Ты». Показано, как возможно, что те начала, которые при диссоциирующей позиции исследователя предстают как независимо существующие и не коммуницирующие, в трансформированном пространстве творческих динамик могут эволюционировать как единое целое, обеспечивая получение новых смысловых констелляций, приводящих к решению творческой задачи (Бескова И.А.). Рассмотрены проблемы культурной онтологии поэтической реальности. Продемонстрирована принципиальная общность когнитивных процедур формирования идеальных объектов поэтически-художественного и научного языков. Показана роль концептов «картина мира» и «модель мира» в анализе когнитивных функций художественного произведения на основе  выявленной аналогии между идеализированными объектами науки и поэтически-художественными типизациями (Моркина Ю.С.). Эксплицированы модели научных дискуссий и их роль в научном творчестве, особенности мифопоэтической символизации и их роль  в сакрализации жизненного мира человека (Майданов А.С.). Показана роль интерпретативной схемы и ее субъективных динамик в решении творческих задач (Филипенок С.А.). Философски осмыслена основополагающая роль творчества в преобразовании жизненного мира человека в социокультурном и индивидуально-личностном плане (на примере школы Эпиктета и трудов Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого) (Горелов А.А.), перспективы расширения творческих возможностей человека на основе современных технологий (Ярославцева Е.И.).

 

Программа реализована как дальнейшее углубление общефилософского анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека. Исследования проведены в формате теоретико-познавательного анализа  когнитивных и социокультурных измерений творчества в парадигмах феноменологии (в аспектах трансцендетальной конституирующей субъективности) и аналитической философии сознания. Эксплицированы когнитивные презумпции исследования смысла как идеальной предметности эпистемологии и интенционального объекта логико-методологического анализа, «расщепления» интерсубъективных значений в процессах культурной трансляции (Смирнова Н.М. Когнитивные презумпции анализа творчества // Вопр. философии. 2018. № 11. С. 65–75). Выявлена эвристическая роль герменевтической метафоры «распаковки» смыслового континуума, а также семиотики темпоральности в изучении творческих процессов. Показана «концепциозависимость» философского содержания понятия смысла от способов его теоретической реконструкции – философские метаморфозы смыла в когнитивных проектах герменевтики (Смирнова Н.М. Понятие смысла в зеркале герменевтических практик // Вопр. социальной теории. Научный альманах. Том X. М.: ИФ РАН, 2018 С. 25–37). Обосновано, что ресурсы становления когнитивных способностей соотнесены с недуальной целостностью человеческой экзистенции. Показано, в каких динамиках смыслообразования поглощенность индивида предметом интереса творчески наиболее продуктивна (Бескова И.А. Творческая самотрансформация: предпосылки, ступени, следствия // Международный научно-исследовательский журнал / International Research Journal. 2018. № 11 (77). Ч. 2. С. 93–101). В анализе смыслопорождающих функций поэтического языка показана общность когнитивных процедур формирования идеальных объектов поэтически-художественного и научного языков, роль концептов «картина мира» и «модель мира» в анализе когнитивных функций художественного произведения (Моркина Ю.С. Социум и поэтическое произведение: эфемерность и вечность // Филология: научн. исследования. 2018. № 1. С. 122–135). Осуществлен анализ логических схем дискуссий в научном творчестве (Майданов А.С. Научная дискуссия как многовекторный коллективный поиск // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 210–234). Выявлена специфика мифопоэтического символизма и его роль в сакрализации жизненного мира человека (Майданов А.С. Миф как средство сакрализации жизненного мира человека // Вопр. философии. 2018. № 9. С. 207–214). Проанализирован феномен творческого самосозидания. Творческий процесс осмыслен как сдвиг интерпретативной схемы в структурах личностного знания. Выявлен потенциал современных цифровых технологий для развития творческих способностей человека (Горелов А.А., Филипенок С.А., Ярославцева Е.И. Творчество, человек, наука. М.: ИФ РАН, 2018. 101 с.).

 

Современное состояние исследований в области философии творчества характеризуется отсутствием полноценного взаимодействия философии и когнитивных наук в анализе творческих процессов. Задача данного этапа работы над проектом – углубление исследования специфики философского и когнитивно-научного предметных срезов изучения творчества – исследование процессов формирования новых культурных смыслов в философском, научном и художественном (поэтическом, мифологическом, кинематографическом) творчестве. Задача анализа когнитивных аспектов творчества чрезвычайно актуальна и значима, поскольку динамики смыслообразования, проявляющиеся в искусственных, лабораторно организованных исследованиях, принципиально отличаются от форм естественно разворачивающейся интеллектуально-поисковой активности. Знание, получаемое в первом случае, может быть адекватно описано в рамках классической парадигмы рациональности. Однако всё то, что в человеческой познавательной активности далеко отстоит от устойчиво воспроизводящегося, повседневного, рутинного, и что наиболее явно соотнесено с феноменом творчества, требует значительного расширения подхода. Показана ограниченность классических методологий в постижении феномена творчества. В этой связи особую значимость приобретают исследования, направленные на снятие тех привносимых в картину мира стереотипов само- и мировидения, которые в данное время преобладают как в философских, так и в естественнонаучных исследованиях (Бескова И.А. Творческая самотрансформация: предпосылки, ступени, следствия // Международный научно-исследовательский журнал / International Research Journal. 2018. № 11 (77). Ч. 2. С. 93–100. ISSN 2303-9868. DOI 10.23670/IRJ.2018.77.11.056). Методологически исследование процессов смыслообразования осуществлялось в парадигмах современного теоретико-сложностного анализа, феноменологии и философии искусственного интеллекта, а также неклассической синергетики, трактуемых как взаимодополнительные, но не сводимые друг к другу. В работе над проектом использованы также методы концептуального анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики, а также методы телесно-ориентированного подхода (все участники проекта). Продолжено формирование концептуального аппарата для реконструкции наиболее значимых философско-методологических составляющих творческого процесса. Дальнейшие содержательные уточнения понятия творчества осуществлены за счет его концептуального соотнесения с понятиями жизненного мира человека и недуальной целостности человеческой экзистенции, а также в ходе анализа философских проблем музыкальной эстетики, мифологического дискурса, киноведения (Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ: 2018. 421 c. ISBN 978-3-98956-023-3).

С целью расширения философских подходов к изучению творчества проанализированы когнитивные и социокультурные предпосылки анализа творчества в наиболее крупных когнитивных проектах современности – парадигмах феноменологии и философии анализа естественного языка (Смирнова Н.М. Когнитивные импликации феноменологического конструктивизма // Философия науки и техники. М.: ИФ РАН, 2018. Т. 23. № 2. С. 10–13. ISSN 2413-9084. DOI: 10.21146/2413-9084-2018-23-2-10-13; Смирнова Н.М. Когнитивные презумпции анализа творчества // Вопросы философии. 2018. № 11. С. 65–75. ISSN 0042-8744. DOI:10.31857/S004287440001895-9).

В целях исследования когнитивных механизмов смыслообразования как конституирующей (трансцендентальной) субъективности продолжено изучение роли воображения в научном (Смирнова Н.М. Воображение и творчество: когнитивный анализ // Международный журнал «Социально-гуманитарное обозрение» / International Journal Socio-Humanitarian Review (IJSHR). 2018. № 3. С. 12–21 ISSN 2346-8408. DOI 10.24411/2346-8408-2018-10002) и мифопоэтическом творчестве (Майданов А.С. Миф как средство сакрализации жизненного мира человека // Вопр. философии. 2018. № 9. С. 207–214; Майданов А.С. Креативность и символизм мифов // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 308–331).

Тезис У. Куайна о невозможности абсолютно адекватного перевода заострил проблему лингвоспецифичности смысла. В отчетный период продолжен анализ смыслоконституирующих функций языка. Осуществлен дальнейший анализ процессов смыслоконституирования в рамках феноменологии и «расщепления» смыслов в философии анализа естественного языка, «смещения» смыслов в тропологическом дискурсе (Смирнова Н.М. Когнитивные презумпции анализа творчества // Вопр. философии. 2018. № 11. С. 65–75). В контексте дальнейшего анализа смысловой размерности творчества (как процессов порождения новых культурных смыслов) проанализированы философские метаморфозы смысла в исторических типах герменевтики, показана обусловленность философского содержания понятия смысла от способов его теоретической реконструкции (Смирнова Н.М. Понятие смысла в зеркале герменевтических практик // Вопр. социальной теории. Научный альманах. Том X. М.: ИФ РАН, 2018. С. 25–37), а также роль воображения в творческом процессе (Смирнова Н.М. Воображение и творчество: когнитивный анализ // Международный журнал «Социально-гуманитарное обозрение» / International Journal Socio-Humanitarian Review (IJSHR). 2018. № 3. С. 12–21).

Исследовано смысловое наполнение аспектов человеческого опыта, имеющего непосредственное отношение к феномену творческого мышления. Теоретически артикулирован переход от акцентирования наиболее схематизированных и упрощенно-всеобщих представлений о характере и логике мыслительных процессов к индивидуализированным и более богатым моделям, более тесно соотнесенным с жизненным миром человека. Подобная переориентация обусловила возможность приблизиться к пониманию активности естественного интеллекта в решении творческих задач, поскольку его функционирование не просто богаче тех проявлений, которые могут быть обнаружены в условиях искусственного моделирования творческой деятельности, но и развиваются (по меньшей мере, отчасти) по иным закономерностям. Рассмотрение логики творчества как индивидуального процесса коммуникации исследователя с предметом интереса несет в себе высокий потенциал практической полезности, поскольку, не оставаясь исключительно теоретической реконструкцией, рисует перед исследователем картину реально действующих ресурсов, обращение к которым не только меняет собственную картину происходящего, но и открывает возможность более плодотворно взаимодействовать с материалом исследования (Бескова И.А. Творческая самотрансформация: предпосылки, ступени, следствия // Международный научно-исследовательский журнал / International Research Journal. 2018. № 11 (77). Ч. 2. С. 93–101).

Проведено исследование когнитивных характеристик научной дискуссии как многовекторного коллективного поиска. Охарактеризованы особенности таких аспектов дискуссионного процесса, как логико-методологический, предметно-содержательный, психологический, социальный, организационный, этический. Выявлены специфические логические схемы развития научной дискуссии, соотношение в ней стохастического и упорядоченного. Выделены и охарактеризованы стадии дискуссии. Показано, в какой мере дискуссии позволяют учесть плюрализм точек зрения в процессах решения научных проблем (на примере формирования суперструнной теории в современной физике) (Майданов А.С. Научная дискуссия как многовекторный коллективный поиск // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 210–234).

Когнитивной презумпцией исследования мифопоэтического творчества явилось представление о двойственном содержании мифа как синкретического единства достоверного знания и художественного вымысла. На конкретном материале древнеиранской мифологии показан характер зависимости картины (природного/социального) мира от смыслового наполнения жизненного мира человека. Реконструированы специфические методы и приемы мифологического отображения реальности и формирования мифопоэтических образов. Особую важность имеет дальнейшее развитие специфических методов содержательной интерпретации мифов, позволившее дать содержательную интерпретацию центральному образу авестийской мифологии – символу зороастризма (Майданов А.С. Миф как средство сакрализации жизненного мира человека // Вопр. философии. 2018. № 9. С. 207–214; Майданов А.С. Креативность и символизм мифов // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 /Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 308–331).

Исследована когнитивная специфика смыслопорождающих механизмов поэтического творчества, а также модус бытия литературно-художественных произведений  в сознании творца и культурного сообщества (онтология художественно-поэтической реальности). В аспекте исследования смыслополагающих функций языка поэтическое произведение рассмотрено как сложная система взаимосвязанных смыслов, формирующих художественную реальность на двух уровнях: в сознании автора (при написании произведения) и в сознании читателя (при его прочтении). Показано, что восприятие художественной реальности зависит от двух родов смыслов: внутренних, сугубо эстетических смыслов и связей между ними, и внешних, интерсубъективных смыслов, обусловленных социумом и детерминированных социокультурной ситуацией конкретного сообщества. Но и сугубо эстетические смыслы произведения обусловлены превалирующим типом социокультурных практик. Исследование культурной онтологии художественно-поэтической реальности позволили по-новому высветить традиционные проблемы когнитивного анализа процессов интерпретации. То, что ранее воспринималось автором и читателем как «само собой разумеющееся» («культурное априори», «коллективное бессознательное»), с течением времени требует сознательной рефлексии на основе реконструкции содержания исторически определенных универсалий культуры (Моркина Ю.С. Социум и поэтическое произведение: эфемерность и вечность // Филология: научные исследования. 2018. № 1. С. 122–135. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pfni/article_25343.html ISSN 2454-0749 (Дата обращения 29.11.18.)). В анализе когнитивных функций поэтического произведения показана общность процедур формирования идеальных объектов науки и художественно-поэтических типизаций, роль концептов «картина мира» и «модель мира» в анализе содержания художественного произведения. Идеальный объект поэтического творчества отображает релевантные свойства художественной реальности, представленной в поэтическом образе. Показано, что подобная миграция методологических смыслов эвристична и продуктивна для анализа развития как самой науки, так и творческого мышления в целом (Моркина Ю.С. Смыслы и идеальные объекты культуры // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 288–307).

Проведен концептуальный анализ содержания понятия личностного смысла, введенного М. Полани в рамках его концепции личностного знания (personal knowledge). Показано, что у М. Полани, равно как и у советского психолога А.Н. Леонтьева, в основу творческого процесса положена активная конструктивная деятельность субъекта по объединению отдельных компонентов личностного опыта в новый смысловой гештальт. На основе анализа финалистсткой модели эволюции М. Полани описана логика становления личности и ее творческих когнитивных способностей – объективная логика развития операциональных принципов, подчиняющаяся поставленным субъектом целям. Исходя из так называемой «логики достижений» (logic of achievement), творчество и самосозидание понимаются как достижение личностью – согласно операциональным принципам – поставленной когнитивной цели, что приводит к появлению нового уровня развития личностного опыта и к возникновению новых операциональных принципов, которыми ранее субъект не обладал. Перспективы развития исследований в данной области сопряжены с проведением более детального анализа когнитивных механизмов трансформации интерпретативной схемы в процессах смыслообразования в структурах индивидуального сознания – как важнейший аспект смыслоконституирующей деятельности субъекта (Филипенок С.А. Становление личности и творческих когнитивных способностей в онтогенезе: анализ эволюционной модели М. Полани // Горелов А.А., Филипенок С.А., Ярославцева Е.И. Творчество, человек, наука. Гл. 2. М.: ИФ РАН, 2018. С. 46–60). В ходе анализа ранее не переведенных на русский язык фрагментов работы М. Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» проанализирована и включена в современный философский контекст мысль автора, что операциональные принципы технического устройства являются специфическими правилами, определяющими взаимодействие отдельных элементов механизма при выполнении их общей задачи во время работы механизма как целостного образования. (Филипенок С.А., пер. с англ., предисловие к пер., заключение: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии (The Univ of Chicago press, 1965). Ч. 4: Познание и бытие. Гл. 11: Логика достижений. 1–4 // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 402-416).

В работах А.А. Горелова процесс творчества представлен, прежде всего, как самосозидание, духовное строительство собственной личности и ее жизненного мира. Выявлена аналогия между логикой «духовного рождения» героя романа «Воскресенье» и схемой «этического выбора» в рамках экзистенциалистской философии от С. Кьеркегора до К. Ясперса. Показано, как в процессе мучительных размышлений о судьбе России Ф.М. Достоевский сформировал свой личный духовный синтез – соединение православия с социалистическими идеями. Выявлены вехи становления личности, взаимосвязанные характеристики личностной динамики (Горелов А.А. Творчество и самотворчество // Горелов А.А., Филипенок С.А., Ярославцева Е.И. Творчество, человек, наука. Гл. 1. М.: ИФ РАН, 2018. С. 3–45), а также эволюция символических практик в развитии культуры (Горелов А.А., Горелова Т.А. Эволюция культурного смысла жертвоприношений // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 86–99). Рассмотрены базовые характеристики творческого саморазвития (на примере школы Эпиктета). (Горелов А.А. Самотворчество и принципы работы с представлениями в школе Эпиктета // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 63–78).

Проанализированы когнитивно-коммуникативные и ценностные аспекты развития творческого мышления в рамках современного междисциплинарного научного познания. Показано значение постнеклассического человекоразмерного подхода для изучения когнитивных возможностей Hi-tech пространства в формировании творческого мышления. Продемонстрирован образовательный потенциал виртуальных пространств и продуктивность расширения сетевых интерактивных коммуникаций для развития творческого мышления (Ярославцева Е.И. Будущее в контексте человекоразмерных научных технологий // Горелов А.А., Филипенок С.А., Ярославцева Е.И. Творчество, человек, наука. Гл. 3. М.: ИФ РАН, 2018. С. 61–95). Продемонстрировано, что в современной науке происходят фундаментальные изменения в связи с необходимостью повышения скорости обновления когнитивных ресурсов, в частности, их обогащения на основе повышения творческого потенциала человека, его персональной способности к самообучению и рефлексии творческих устремлений. Показано, как человек создает необходимые для проектирования будущего новые миры предметного освоения на основе интенсивно обновляемого жизнепрактического опыта (Ярославцева Е.И. Феномен цифровой гуманитаристики и человекоразмерность науки //             Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 261–286).

Основные результаты работы в рамках исследовательской программы «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» представлены в ежегодном издании сектора «Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4» / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. 421 c. ISBN 978-3-98956-023-3.

Раздел «Философское творчество: традиции и инновации» посвящен 200-летию со дня рождения К. Маркса. Исходя из презумпции того, что формирование новых философских смыслов представляет собой как творческий процесс селективного отбора релевантных философских смыслов, с одной стороны, так и «смысловой взрыв» (Ю.М. Лотман) новых ходов философской мысли, находящихся в горизонте ее возможных импликаций, реконструированы когнитивные и социокультурные предпосылки становления материалистического понимания истории К. Маркса. Показана роль марксистских (диалектико-материалистических) предпосылок в формировании когнитивных установок постпозитивистской методологии науки – методологии исследовательских программ И. Лакатоса.

В разделе «Творчество как смыслообразующая деятельность человека» продолжено исследование порождающих структур смысла в языке, творческом бессознательном и неявном знании в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов. Осуществлено дальнейшее исследование философских «превращений» смысла в когнитивных проектах современности: лингво-коммуникативном, феноменологическом, проекте (аналитической) философии анализа естественного языка.

Раздел «Когнитивные и социокультурные факторы научного творчества» представляет углубленный анализ специфических проблем творчества в различных когнитивных науках: информатике, лингвистике, психологии. Показана роль научных дискуссий в процессах научного творчества. Обоснован статус философской эпистемологии в когнитивном синтезе результатов исследования творчества в рамках отдельных когнитивно-научных дисциплин.

Раздел «Социально-культурные миры художественного творчества» обращен к проблемам порождающих механизмов поэтического, музыкального, и киноведческого творчества. Выявлены как моменты философской всеобщности, так и когнитивные особенности процессов смыслообразования в различных областях художественной деятельности как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума.

 

ОПУБЛИКОВАННЫЕ КНИГИ

  1. Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. 421 c.
  2. Горелов А.А., Филипенок С.А., Ярославцева Е.И. Творчество, человек, наука. М.: ИФ РАН, 2018. 101 с.
  3. Горелов А.А. Русская революция и цивилизационные основы России. М.: Горячая линия – Телеком, 2018. 166 с.

 

ОПУБЛИКОВАННЫЕ СТАТЬИ

Статьи в журналах

1.Степин В.С., Смирнова Н.М., Синеокая Ю.В. Существует ли методологический изоморфизм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания? // Философский журнал. Научно-теоретический журнал. 2018. Том XI. № 3. С. 150–165. ISSN 2072-0726. DOI 10.21146/2072-0726-2018-11-3-15-165 (Web of Science, РИНЦ).

2. Смирнова Н.М. Понятие смысла в зеркале герменевтических практик // Вопросы социальной теории. Научный альманах. Том X. Человек и его смыслы в контексте цивилизационного развития России. М.: Издательство Независимого института гражданского общества, 2018. С. 25–37. ISSN 2227-7951. DOI 10.30936/2227-7951-2018-10-25-37 (РИНЦ).

3. Смирнова Н.М. Цивилизационная идентичность как методологическая проблема социально-философского анализа // Вопросы социальной теории. Научный альманах. Том X. Человек и его смыслы в контексте цивилизационного развития России. М.: Издательство Независимого института гражданского общества, 2018. С. 59–68. ISSN 2227-7951. DOI 10.30936/2227-7951-2018-10-59-68 (РИНЦ).

4. Смирнова Н.М. Когнитивные импликации феноменологического конструктивизма // Философия науки и техники. 2018. Т. 23. № 2. С. 10–13. ISSN 2227-795113. ISSN 2413-9084. DOI 10.21146/2413-9084-2018-23-2-10-13 (РИНЦ).

5. Смирнова Н.М. Воображение и творчество: когнитивный анализ // International Journal Socio-Humanitarian Review (IJSHR). Международный журнал «Социально-гуманитарное обозрение». 2018. № 3. С. 12–21. ISSN 2346-8408. DOI 10.24411/2346-8408-2018-10002 (РИНЦ).

6. Смирнова Н.М. Когнитивные презумпции анализа творчества // Вопросы философии. 2018. № 11. С. 65–75. ISSN 0042-8744. DOI 10.31857/S004287440001895-9 (Web of Science, ERIH PLUS, РИНЦ).

7. Лекторский В., Автономова Н., Дубровский Д., Загидуллин Ж., Иванов Д., Касавин И., Катунин А., Кузнецова Н., Левин Г., Пирожклва С., Порус В., Пружинин Б., Смирнова Н., Труфанова Е., Черткова Е. Современные тенденции развития эпистемологии (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2018. № 10. С. 31–66. ISSN 0042-8744. DOI 10.31857/S004287440001151-1 (Web of Science, ERIH PLUS, РИНЦ).

8. Бескова И.А. Логико-методологический анализ формирования я-позиции // Философская мысль. 2018. № 2. С. 1–14. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/fr/article_24386.html (Дата обращения 04.12.18.) ISSN 2409-8728. DOI 10.25136/2409-8728.2018.2.24386 (ERIH PLUS, РИНЦ).

9. Бескова И.А. Творческая самотрансформация: предпосылки, ступени, следствия // Международный научно-исследовательский журнал / International Research Journal. 2018. № 11 (77). Ч. 2. С. 93–100. ISSN 2303-9868. DOI 10.23670/IRJ.2018.77.11.056 (РИНЦ).

10. Горелов А.А. Самотворчество и принципы работы с представлениями в школе Эпиктета // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 63–78. ISSN 1998-9813. DOI 10.17805/zpu.2018.3.6. (РИНЦ).

11. Горелов А.А., Горелова Т.А. Эволюция культурного смысла жертвоприношений // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 86–99. [Электронный ресурс] URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/695 (Дата обращения 04.12.18.) ISSN 2587-8441. DOI 10.17805/trudy.2018.2.8. (РИНЦ).

12. Майданов А.С. Миф как средство сакрализации жизненного мира человека // Вопросы философии. 2018. № 9. С. 207–214. ISSN 0042-8744. DOI 10.31857/S004287440001363-4 (Web of Sciences, ERIH PLUS).

13. Моркина Ю.С. Социум и поэтическое произведение: эфемерность и вечность // Филология: научные исследования. 2018. № 1. С. 122–135. [Электронный ресурс]

URL: http://e-notabene.ru/pfni/article_25343.html (Дата обращения 04.12.18.) ISSN 2454-0749. DOI 10.7256/2454-0749.2018.1.25343 (РИНЦ, ERIH PLUS, НЭБ).

14. Ярославцева Е.И. Человек аутопоэзисный в цифровом формате // Человек. 2018. № 2. С. 121–127. ISSN 0236-2007. DOI 10.7868/S0236200718020104 (РИНЦ, ВАК).

15. Ярославцева Е.И. Наука как игра естественного интеллекта // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 4. С. 402–412. ISSN 2072-3156 (PRINT), ISSN 2588-0047 (ONLINE). DOI 10.25281/2072-3156-2018-15-4-402-412 (РИНЦ, ВАК).

16. Моркина Ю.С. Рец. на кн.: Труфанова Е.О. Субъект и познание в мире социальных конструкций. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018 // Философия науки и техники. 2018. Т. 23. № 2. С. 122–130. ISSN 2413-9084. DOI 10.21146/2413-9084-2018-23-2-122-130 (РИНЦ, КиберЛенинка, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCOhost (Philosopher's Index with Full Text); ERIH PLUS) (рецензия).

17 Ярославцева Е.И., Завоеванная Н.С., Лубовский Д.В., Шмелев А.Г., Чупров Л.Ф. Владимир Иванович Лубовский: слово об ученом // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 6. С 319–325 (обзор). [Ссылка на электронную версию] URL: http://journals.hist-psy.ru/index.php/HPRPD/article/view/382 (Дата обращения 07.12.18.) ISSN 2415-7953 (РИНЦ).

 

Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций.

  1. Смирнова Н.М. Лики творчества в многообразии социокультурных практик // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 7–21. 500 экз. ISBN 978-5-98956-023-3.
  2. Смирнова Н.М. Материалистическое понимание истории как стратегия творческого мышления (полемические заметки к статье С.Ю. Колчигина) // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 37–44. 500 экз. ISBN 978-5-98956-023-3.
  3. Смирнова Н.М. Науки о человеке перед лицом «натуралистического вызова» // Материалы Первого конгресса Русского общества истории и философии науки (РОИФН) Москва, ИФ РАН – МГУ, 14-15 сентября 2018 г. // «История и философия науки в эпоху перемен» /Ред. Касавин И.Т. Сб. научных статей. Т. 5. М.: РОИФН, 2018 С. 27–29. [Электронный ресурс] URL: http://rshps.ru/books/congress2018t5.pdf (Дата обращения 12.12.18.)
  4. Смирнова Н.М. Как возможна междисциплинарная модель интерсубъективности? // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Гл. 7 / Ред. И.Т. Касавин, Н.Н. Воронина. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,, 2018. С. 247–261. 500 экз. ISBN 978-5-91326-439-8.
  5. Смирнова Н.М. Цивилизационная размерность современных социально-культурных трансформаций // Россия и Турция: диалог философов / Ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2018. С. 227–242.
  6. Бескова И.А. Обоснование недуального подхода к анализу инсайтного постижения // Философия творчества. Лики творчества в многообразии социокультурных практик.  Ежегодник. Вып. 4 /Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 140-185. 500 экз. ISBN 978-5-98956-023-3.
  7. Горелов А.А. Концепции Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого как духовные альтернативы русской революции // Революция, эволюция и диалог культур. Доклады к 100-летию русской революции на Всемирном дне философии в Институте философии РАН 14 и 16 ноября 2017 г. / Отв. ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2018. С. 119–133. 500 экз. ISBN 978-5-94244-061-9. (0,8 п.л.).
  8. Майданов А.С. Научная дискуссия как многовекторный коллективный поиск // Философия творчества. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Ежегодник. Вып. 4, 2018: / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 210–234. 500 экз. ISBN 978-5-98956-023-3.
  9. Майданов А.С. Креативность и символизм мифов // Философия творчества. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Ежегодник. Вып. 4.  / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 308–331. 500 экз. ISBN 978-5-98956-023-3.
  10. Моркина Ю.С. Смыслы и идеальные объекты культуры // Философия творчества. Лики творчества в многообразии социокультурных практик / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. Ежегодник. Вып. 4, 2018:М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 288–307. 500 экз. ISBN 978-5-98956-023-3.
  11. Филипенок С.А. Пер. с англ., предисловие к пер., заключение: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Ч. 4: Познание и бытие. Гл. 11: Логика достижений (1-4) // Философия творчества. Ежегодник. Лики творчества в многообразии социокультурных практик.  Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 402–416. 500 экз. ISBN 978-5-98956-023-3.
  12. Ярославцева Е.И. Феномен цифровой гуманитаристики и человекоразмерность науки // Философия творчества. Лики творчества в многообразии социокультурных практик. Ежегодник. Вып. 4 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 261-286. 500 экз. ISBN 978-5-98956-023-3.
  13. Ярославцева Е.И. Человек как проблема человека. Опыт наблюдателя и участника // Институт человека: Идея и реальность / Ред. Г.Л. Белкина; Ред.-сост. М.И. Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2018. С. 241–252. 500 экз. ISBN 978-5-9710-4896-1 (РИНЦ).
  14. Ярославцева Е.И. Человек в цифровых коммуникациях и потенциал дизайн-психологии // Государственное управление и развитие России: выбор приоритетов. Сборник статей международной конференц-сессии Государственное управление и развитие России: выбор приоритетов. Т. 1. М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2017. С. 866–870. 500 экз. ISBN 978-5-6040214-2-2 (РИНЦ).
  15. Ярославцева Е.И. Цифровая мобильность и культурные переклички // Исторические повороты культуры: сборник научных статей (к 70-летию профессора И.В. Кондакова) / Ред. и сост. О.Н. Астафьевой. М.: Согласие, 2018. С. 468–478. 500 экз. ISBN 978-5-906709-76-9 (РИНЦ).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР.

Осуществлен общефилософский анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека в формате теоретико-познавательного анализа когнитивных и социокультурных измерений творчества в крупнейших когнитивных проектах современности: феноменологической философии и аналитической философии сознания. Эксплицированы когнитивные презумпции исследования смысла как идеальной предметности эпистемологии и интенционального объекта логико-методологического анализа (Смирнова Н.М.).

В рамках решения исходной задачи выявления средств логико-методологического анализа, адекватных сложности феномена творческого мышления, раскрыты ключевые динамики знания, соотнесенные с логикой трансформации смыслов в творческом процессе. Обоснован вывод, что ресурсы становления когнитивных способностей, равно как и подлинная природа креативности, соотнесены с режимом недуальной целостности человеческой экзистенции (Бескова И.А.).

Показана принципиальная аналогия между творчеством в общекультурном пространстве и процессами самосозидания (самотворчества), последовательность этапов творческого процесса (на примерах обучения в пифагорейской школе, школе Эпиктета, эволюции взглядов Л.Н. Толстого). (Горелов А.А.).

Проанализирован когнитивный аспект творческого начала научных дискуссий, их стадии и логические схемы когнитивной динамики. Показано, как в дискуссиях реализуется метод поливариантных решений, как сказывается на эффективности исследований кооперация и конфронтация различных точек зрения и т.п. (Майданов А.С.). Исследована когнитивная специфика мифологического творчества, своеобразие мифологического символизма, социокультурные механизмы сакрализации жизненного мира человека (Майданов А.С.).

Проанализированы проблемы культурной онтологии художественно-поэтической реальности с акцентом на смыслоконституирующих функциях естественного языка. Поэтическое творчество представлено как моделирующее «образ мира» (Ю.М. Лотман) и/или картину мира (В.С. Степин) с помощью поэтически-художественных идеальных объектов. Проанализированы когнитивные схемы выполнения поэтическим произведением познавательных функций на основе изучения аналогии между идеализированными объектами науки и поэтически-художественными типизациями. Показаны схемы функционирования поэтически-художественных идеальных объектов в процессах культурной трансляции (Моркина Ю.С.).

Показана роль интерпретативной схемы и ее субъективных динамик в решении творческих задач. Обосновано, что творческое озарение предполагает коренную перестройку интерпретативной схемы, сопровождаемую логическим разрывом между старыми и новыми смысловыми связями; теоретически интерпретирована принципиальная роль неявного (латентного) знания в этом процессе. Предложено решение проблем соотношения индивидуального и универсального, субъективного и объективного аспектов знания в творческой деятельности человека (Филипенок С.А.).

В аспекте анализа специфики творческих процессов в виртуальной коммуникативно-цифровой среде показано, что гуманитарные технологии должны соответствовать современному уровню сложности социокультурных систем, а также динамичности человека, интерактивной сети виртуальных коммуникаций, опирающихся на базовую психофизиологическую аудиовизуальную и сенсорную телесную системы целостного человека (Ярославцева Е.И.).