Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные отчеты сектора
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора

Научные отчеты сектора

Примечание: С 2020 по 2022 гг. сектор осуществляет работу в рамках темы государственного задания: «Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека».Подтемой сектора в рамках означенного проекта является философско-методологический анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека. Предметом исследования является анализ процессов смыслообразования в естественном, научном и поэтическом языках, творческом бессознательном и неявном знании. В фокусе исследовательского внимания и культурообразующая роль творческой деятельности человека, ее функция в социокультурной идентификации личности, а также дискуссионные аспекты творческой составляющей цифровой гуманитаристики.

 

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

СЕКТОРА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ТВОРЧЕСТВА

МЕГАТЕМА: «Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека»


ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования: Познание, сознание, язык и творчество в парадигме конструктивного реализма с учетом данных современных когнитивных наук.

Предмет исследования: философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества как смыслосозидающей (смыслоконституирующей) деятельности человека в философском, научном мышлении и социальной практике (Смирнова Н.М.).

Бескова И.А. исследует феномен творчества как источник порождения новых личностно, культурно, исторически, социально и духовно значимых смыслов в аспекте интуитивно осуществляющейся трансформации знания.

Объектом исследования Горелова А.А. является самотворчество, понимаемое как особая разновидность творчества, относящаяся к самому творцу, который пытается изменить себя в соответствии со своими представлениями об идеале.

Объектом исследования Моркиной Ю.С. служит содержание трансцендентального сознания. Предметом исследования является понятие «неартикулированных», «пре-вербальных» смыслов и истоки этого понятия в трудах Э. Гуссерля и других представителей феноменологии. Другим объектом исследования Моркиной Ю.С. выступает поэтическое творчество и его результат – поэтические произведения, исследуемые с эпистемологической точки зрения. Предметом ее исследования также являются теоретико-познавательные аспекты поэтического творчества в их когнитивной составляющей.

Объект исследования Филипенок С.А. – «краевое» самосознание как фактор творческой и познавательной деятельности.

Объект анализа Майданова А.С. – мифический образ и мифологическое мышление. Предметом его анализа был избран синтетический характер мифов: сопряжение в них реалистического и вымышленного содержания.

 

Актуальность исследования: Экспликация когнитивных оснований продуктивного взаимодействия философских и когнитивно-научных исследований познавательной деятельности человека и структур его субъективной реальности в современных исследованиях сознания и познания расширяет горизонты анализа порождающих механизмов творческих процессов как естественного, так и искусственного интеллекта. Это позволяет очертить когнитивные пределы современных вариантов неолейбницианского понимания мышления как вычисления, актуального для современной философии искусственного интеллекта (Смирнова Н.М.).

Исследование И.А. Бесковой дает возможность лучше понять природу творчества и креативности, а эти моменты напрямую связаны с ростом научного потенциала и степени инновационности разработок как теоретической, так и прикладной науки.

Монография Горелова А.А. «Самотворчество как жизненная стратегия» представляет собой одно из первых в отечественной и мировой литературе исследований проблемы самотворчества. Прослеживается развитие самотворчества с Античности до нашего времени в его ключевых точках.

Моркина Ю.С. полагает философски важным исследовать работу смысла не только в языке, но и до-языковой этап его генезиса. Смысл может быть ощущаем на интуитивном уровне, но еще не выражен в языке. В связи с этим актуально не только феноменологические исследование подобных «неартикулированных смыслов», но также изучение путей и механизмов их артикуляции, «поднятия» до языкового и рефлексивного уровня. Актуальны и идеи относительно эпистемологического значения художественного творчества, высказанные отечественными исследователями (А. Горнфельд) более 100 лет назад, но обретших новое звучание в связи с появлением в англоязычной и отечественной традиции такого нового направления исследований, как «когнитивная поэтика».

Филипенок С.А. рассматривает сознание как предмет междисциплинарного исследования, интегрирующего данные современных когнитивных наук. В исследованиях самосознания используется преимущественно нарративный подход, трактующий его как жизнеописание, формирование целостного Я-образа в ходе повествования. Актуально исследование существующего наряду с нарративным, артикулированным самосознанием доконцептуального, неявного самосознания (Ш. Галлахер и Д. Захави, М. Жаннерод и др.)

 

Цели и задачи: Исследование когнитивных характеристик творческого мышления как порождения новых культурных смыслов в языке, мышлении и социальной деятельности. Анализ порождающих структур смыслообразования в философском, научном и поэтическом языке, творческом бессознательном и неявном знании – как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума (Смирнова Н.М.).

 Целью исследования И.А. Бесковой является анализ феномена креативности в аспекте логики порождения инновационного продукта. В частности, поставлена задача исследовать природу интуитивности как одной из главных составляющих творческой динамики решения задач, скрытой от внутреннего взора человека, а потому до сих пор не до конца ясной и с трудом моделируемой. В этой связи задачей выступало определение смыслового тезауруса феномена «интуитивности», а также исследование его многообразных проявлений в различных отраслях человеческого знания, практики, социальной коммуникации с тем, чтобы очертить сущностные грани феномена интуитивности, проступающие сквозь призму разнообразных форм ее проявления в жизни человека.

Горелов А. А. поставил целью исследования экспликацию понимания самотворчества и творчества жизни в контексте таких жизненных стратегий, как «искусство жить», «искусство общения с Другим», «искусство умирать».

Моркина Ю.С. поставила перед собой задачу раскрыть значение понятия «неартикулированных смыслов» («пре-вербальных смыслов») для современной философии и продемонстрировать возможную связь этого понятия с понятием «логическое». Одной из задач исследования было проанализировать эпистемическую роль тропов в процессах смыслопорождения в языке, продемонстрировать важность и актуальность идей А.Г. Горнфельда об эпистемологическом значении художественного творчества для современной эпистемологии и философии творчества.

Филипенок С.А. ставила следующие задачи: обоснование существования, наряду с нарративным, концептуальным самосознанием – самосознания до-концептуального. Описать структуру до-концептуального самосознания на основе фокусно-периферической модели сознания М. Полани. Раскрыть содержание понятия телесного самосознания как базовой формы неявного самосознания и самосознания вообще. Показать роль краевого (marginal) самосознания в творческой деятельности человека. Применить предложенную М. Полани модель самосознания к философскому осмыслению смыслопорождающей деятельности человека.

Майдановым А.С. путем сравнения мифологического и научного творчества решалась задача получения когнитивной информации о событиях прошлого времени, отраженных в мифологическом творчестве. Целью применяемого А.С. Майдановым когнитивного подхода является извлечение из мифов достоверного знания, т.е. информации о реальных событиях, явлениях и персонажах.

 

Методология: Н.М. Смирнова прибегает к использованию продуктивных наработок советско-российской школы методологии науки (акад. В.С. Степин), использует эвристический потенциал конструктивно-реалистического подхода в современной эпистемологии (акад. В.А. Лекторский), а также опирается на взаимодополнительность методов концептуального и теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа. Широко использованы методы феноменологического анализа сознания, телесно-ориентированные и психолингвистические подходы.

 В качестве методологического обеспечения исследования Бесковой И.А. использовался логико-методологический анализ и недуальный подход к восприятию, рассмотрению и истолкованию изучаемых феноменов.

Методологией исследований А.А. Горелова служит комплексный, системный, диалектический подходы к познанию и творческому процессу.

Ю.С. Моркиной применены историко-философская реконструкция взглядов исследователей и критико-аналитический метод. Проанализированы понятия пре-вербальных смыслов, сферы логического, а также истоки этих понятий в феноменологии Э. Гуссерля. В этом анализе использовались труды Д. Праделя и Д. де Сантиса. Особое внимание обращено на понятия метафоры и метафоризации и их эпистемологическое значение с опорой на исследование С. Кроуэллом работ М. Натансона. Проанализированы идеи А.Г. Горнфельда, касающиеся эпистемологического значения художественного творчества.

Филипенок С.А. проводила историко-философскую реконструкцию идей философа науки XX века М. Полани, а также современных исследователей в области философии и когнитивных наук; осуществляла сравнительный анализ; использовала взаимодополнительность методов концептуального и теоретико-сложностного анализа; телесный и феноменологический подходы.

Майдановым А.С. применен когнитивно-научный подход с опорой на различные отрасли современного научного знания для извлечения достоверного знания из мифологизированного текста. Показана роль мифологического творчества в сакрализации жизненного мира древних народов.

 

Возможная практическая применимость результатов исследования:

Результаты исследования Смирновой Н.М. обрели практическую реализацию в рамках учебного курса «Методология социально-гуманитарного познания» для магистрантов 1 года обучения Государственного академического университета гуманитарных наук. Результаты Бесковой И.А. могут быть практически применены при разработке научных курсов по эпистемологии и логике развития знания, а также в рамках изменения практическим исследователем своих мировоззренческих установок, касающихся понимания перспективных путей выстраивания исследовательской стратегии взаимодействия с проблемной ситуацией. Полученные Бесковой результаты также могут иметь практическое приложение в организации собственного творческого процесса, поскольку позволяют под новым углом зрения видеть ситуацию трансформации познавательного поля исследований в направлении большего благоприятствования совершению инновационного прорыва в видении проблемной ситуации.

Учебное пособие А.А. Горелова «Философия и методология науки» служит базовым для таких дисциплин, как «История и философия науки», «Методология научного познания», «Логика и аргументация в научной дискуссии» и других направлений гуманитарного профиля. Представленная им же монография является дополнительным пособием для преподавания общеобразовательных дисциплин «Философия» и «Культурология», а также для всех интересующихся проблемами личностного роста.

Результаты исследований Ю.С. Моркиной могут быть отражены в учебных пособиях и применены в учебных курсах по философии сознания и социальной эпистемологии.

Полученные С.А. Филипенок результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по когнитивным наукам, философии сознания, философии творчества. Результаты могут быть использованы при разработке практических методик развития творческого мышления.


ВАЖНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Смирнова Н.М. Продолжено исследование когнитивных оснований творчества в парадигмах конструктивного реализма, телесно-ориентированных подходах, постнеклассической герменевтике. В этой связи выявлены когнитивные границы вычислительного подхода применительно к артефактам культуры и социальной предметности. Показано, что принятие неолейбницианской метафоры мышления как вычисления возможно лишь ценою натуралистического редукционизма, онтологической импликацией которого является элиминация смыслового измерения социокультурной предметности, конститутивного для культуры и социальности. Обосновано, что элиминация смыслового измерения чревата низведением социальной эпистемологии до уровня натурализма и дигитализма, теоретическим «вычитанием» человека и смыслов его бытия из социальной картины мира. (Смирнова Н.М. Социальные науки: вычисление или герменевтика? // Философия науки и техники. 2021. Т. 26. №1. С. 43-46). Эвристичность смыслореконструирующих когнитивных презумпций в исследовании социально-культурных предметностей реализована на примере исследования цивилизационной структуры современного российского социума. Показано, что сложности современного цивилизационного анализа методологически адекватны установки, ориентированные на теоретическую реконструкцию процессов седиментации интерсубъективных значений и формирование смысловой структуры социальной реальности, особенно в случае недостаточной проявленности содержания социальных значений в ситуациях масштабных социальных трансформаций. (Смирнова Н.М. Теоретическая реконструкция смысловой структуры социальной реальности как методологическая предпосылка цивилизационного анализа //Вопросы социальной теории. Т. XIII. 2021. С. 15-30. DOI: 10.30936/2227_7951_2021_13_15_30).

Изучен эвристический потенциал феноменологического понятия «открытых возможностей» для анализа порождающих механизмов творческих процессов, в том числе и социального творчества. Показано, что продуктивное использование мощных источников социальной энергии требует глубокого философского переосмысления традиционных понятий свободы, выбора и творчества с учетом достижений феноменологического анализа сознания (Смирнова Н.М. Творчество как созидание открытых возможностей // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7. Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества. Ред.: Смирнова Н.М. Бескова И.А. М.: Голос, 2021. С. 288-298). Проанализирован эвристический потенциал современных течений феноменологии в анализе интенциональной структуры восприятия и самого понятия смысла как интенциональной модификации структур релевантности. На основе телесно-ориентированных подходов рассмотрен тезис современной когнитивной феноменологии, согласно которому укорененная в до-предикативном столкновении с миром перцептивная интенциональность более изначальна и фундаментальна, чем лингвистическая референция (Смирнова Н.М. Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7. Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества. Ред.: Смирнова Н.М. Бескова И.А. М.: Голос, 2021. С.10-34).

 

Бескова И.А. За отчетный период Бесковой И.А. проведен комплекс исследований природы творческого процесса как недуально целостного феномена. В частности, изучена литература, посвященная нетипичным формам реализации творческого внимания, организации творческого взаимодействия с проблемной ситуацией и эффективного выстраивания стратегий в процессе творческой самотрансформации разума. В рамках решения этой задачи проанализирован подход А. и Э. Минделлов, не только основанный на небанальных допущениях (относительно природы разного типа реальностей, которые должны быть приняты во внимание с тем, чтобы потенциал творящего разума был повышен), но и касающийся нестандартных приемов взаимодействия с проблемной ситуацией. В том числе тех, которые особенно эффективны в плане последующего творческого разворачивания взаимодействия в рамках диады . В связи с этим было изучено, какого рода инструментарий позволяет работать с ситуациями, предполагающими аспекты не всеобщего, но личностно в высшей степени специфицированного знания, которое может не только не осознаваться человеком, но и противоречить тому, что в форме когнитивных установок принимается в культуре за самоочевидное, «само собой разумеющееся». В рамках реализации этой задачи были рассмотрены примеры «особых» когнитивных способностей, в том числе так называемое «второе внимание», «микро-смерть» как отказ от привычной идентичности, мета-навык наблюдать, не вмешиваясь в наблюдаемое, не давая ему оценок, не вынося по его поводу суждений, просто предоставляя право, время и пространство всему быть и др. (Бескова И.А. Минделловская концепция творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 262–286; Бескова И.А. Некоторые концепты теории творчества Э. Минделл // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 368–374).

В рамках изучения динамики творчества проанализирован феномен интуитивности: его природа, статус, место и роль в когнитивном процессе. Особое внимание было уделено возможности недуального истолкования важнейших составляющих творческого процесса, носящих целостный и недвойственный характер.

Данное направление исследования было выбрано не случайно, а с тем, чтобы изучить процесс творчества не только в аспекте доступных непосредственному наблюдению стадий творчества (изучение материалов по проблеме, выдвижение рабочих гипотез и наметка планов исследований в соответствии с выдвинутыми гипотезами), но и методологически реконструировать неосознаваемые фазы творческого процесса. Например, стадии инкубации идеи и озарения, которые недоступны интроспекции и с трудом поддаются экспериментальному изучению.

В философском дискурсе, как историческом, так и современном, обычно внимание уделяется феномену интуиции, тогда как феномен интуитивности исследован совершенно недостаточно. В понимании Бесковой И.А. интуитивность – это способность/склонность/предрасположенность личности в своей научной, художественной, практической или социальной деятельности и коммуникации полагаться на интуитивно вспыхивающие результаты как такие, которые не имеют в момент своего возникновения не только доказательства, но зачастую даже противоречат установкам здравого смысла и доводам рассудка. Сам по себе феномен интуитивности довольно неоднозначен: он может давать как яркие и чрезвычайно ценные прозрения, так и ошибочные результаты («интуиция подвела»). Поэтому крайне полезно разобраться в том, что лежит в его основе, понять, по каким законам интуитивное усмотрение рождается, что в механизме получения интуитивного прозрения может приводить к ложным результатам, несмотря на безупречность самого инструмента такого порождения нового знания.

И поскольку творчество может быть определено как процесс созидания новых культурно, социально, исторически, личностно значимых смыслов, постольку понимание того, как эти смыслы возникают не в рутинных процедурах преобразования знания, а эмерджентно творятся в актах инсайтного порождения нового, является актуальным и практически полезным.

В качестве основных приемов использовались логико-методологический анализ и недуальный подход. В частности, было показано, что использование недуального подхода позволяет не только по-новому очертить ключевые особенности, отличающие интуитивное усмотрение от рассудочного понимания, но и дать ответ на ряд непростых вопросов, вне исследования которых достичь адекватного истолкования феномена интуитивности не представляется возможным. Благодаря такому подходу удалось ответить на ряд вопросов, касающихся глубинных аспектов природы интуитивности, например, показать, в чем причина высокой степени субъективной убежденности в правильности обретенного интуитивным путем решения, хотя его ступени не осознавались, а полученный результат еще не подкреплен какими-либо доказательствами. Было выявлено, что необычного таится в механизме формирования и воздействия на человека недискурсивного, невыводного знания: в чем его отличие от выводного, как оно возникает и в чем – в случае интуитивного схватывания – замещает ментальный дискурс. Объяснено, почему импульс следовать интуитивно обретенному решению может одержать верх не только над голосом рассудка, но даже над инстинктом самосохранения. Раскрыт исток мгновенности интуитивно вспыхивающих «подсказок-догадок» в ситуациях острой и непосредственной опасности, угрожающей человеку. Дано истолкование многообразия интуитивных проявлений, отражающих, тем не менее, грани одного и того же глубинного феномена, – инсайтной трансформации осознанности.

В ходе исследования получен ряд новых результатов:

– обосновано, что феномен интуитивности для своего истолкования требует перехода к методологии недвойственного миропонимания, поскольку глубинно соотнесен с такими фазами динамики знания, которые ресурсами классической методологии могут быть проанализированы лишь весьма приблизительно, в частности, имеется в виду стадия мгновенной трансформации осознанности в акте инсайтного постижения, носящая недуальный характер;

– показано, в чем исток высокой степени субъективной убежденности в правильности интуитивно найденного решения, хотя вспыхнувшее озарение доказательства еще не обрело. В частности, раскрыто, чем – в глубинном отношении – недискурсивное знание отличается от выводного, рассудочного, что и обусловливает высокую степень личностной убежденности субъекта в правильности интуитивно обретенного решения;

– объяснен мгновенный характер интуитивно возникающих «подсказок» в ситуациях острой и непосредственной угрозы человеку, а также показано, как такая мгновенность разрешения потенциально опасной ситуации возможна и какими ресурсами разума обеспечивается;

– раскрывается, как возможно, что многообразные и многоплановые сферы не только научного, но и житейского проявления феномена интуитивности могут иметь в своем основании одни и те же особенности реализующейся при этом динамики осознанности.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что природа интуитивно вспыхивающего усмотрения и интуитивности в целом – как предрасположенности, склонности, готовности личности полагаться на интуитивно обретенные решения – феномен более сложной природы, чем можно было бы ожидать, полагаясь на анализ когнитивной деятельности, осуществляемой в режиме рутинного преобразования знания.

Предложенное решение, хотя и не является полным и завершенным, тем не менее, намечает благоприятную перспективу последующего рассмотрения проблемы, поскольку очерчивает ее в русле нетрадиционного для классической эпистемологии подхода к анализу динамики знания. А именно, в русле недуального миропонимания и мировидения, которое эффективно там и тогда, когда объектом изучения выступает сложный когнитивный феномен недвойственной природы, каковым и является интуитивность и, соответственно, интуиция как ресурс, обеспечивающий обретение прозрений невыводным, недискурсивным путем в акте недуально целостной трансформации осознанности. (Бескова И.А. Природа интуитивности: истоки и проявления // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 36–93).

 

Горелов А.А. А.А. Гореловым показано, что с осевого времени в различных цивилизациях существовал духовный авангард, который прорывался к творческой новизне и формулировал цели будущего развития человечества. На основе серии статей продемонстрировано, что в Античности таким авангардом были философы, которые в качестве цели обозначили истину. В Средневековье телосом христианского авангарда становится предстояние перед Ликом Господа, в котором заключено все – и Путь, и Истина, и Смысл. Возрожденческая апология Человека приводит к идее господства над природой. Отпавший от целого – Бога, Единого, Универсума – современный человек, возомнивший себя центром и попытавшийся занять место этого целого, на самом деле превратился в «атомизированного» индивида, не способного развивать уникальность. Отражена специфика философского творчества по отношению к другим отраслям культуры. Она включает в себя силу и глубину понимания особого круга проблем, относящихся к философским (онтологических, гносеологических, антропологических и т. п.), при том непременном условии, что значение философского произведения оценивается не только по шкале «истина – ложь», но по шкале «добро – зло» в соответствии с античным принципом единства истины, добра и красоты. (Горелов А.А., Горелова Т.А. Самотворчество как жизненная стратегия. Монография. М. : РУСАЙНС, 2021. 186 с.; Горелов А. А., Горелова Т. А. Свободомудрие vs свободомыслие // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. С. 125-138; Горелов А. А., Горелова Т. А. Религиозные аспекты современной парадигмы самотворчества // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 3. С. 57-33.; Горелов А. А., Горелова Т. А. Современные сбои свободомыслия // Высшее образование для XXI века: Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы: XVI Международная научная конференция, МосГУ, 18–19 ноября 2020 г. : доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 2. / под общ. ред. И. М. Ильинского/ М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2020. С. 294-301.; Горелов А.А. К вопросу о специфике философского творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 299-305).

Гореловым также выделены три основных достижения Ф. М. Достоевского, заключающиеся в: 1) исследовании человека на трех уровнях – человекообразности, человечности и всечеловечности; 2) соединении полифоничности с симфоничностью как основой художественно- философского синтеза; 3) соединении его трех основных философских концепций — почвенничества, русской идеи и русского социализма. Показана связь и взаимозависимость поэтического творчества (на примере А. К. Толстого) с любовью поэта к женщине, которая стала спутницей жизни на протяжении нескольких десятилетий до смерти поэта (Горелов А.А. Значение Ф. М. Достоевского в отечественной и мировой философии // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 2. С. 111-125; Горелов А.А. Любовь и творчество (А. К. Толстой) // VIII Российский философский конгресс «Россия в полицентрическом мире». 2021. Т. 1. С. 2544-2549); Им же показано становление и развитие понятия «пневматосфера» через призму базовых концептов современного естествознания (Горелов А.А., Горелова Т.А. Понятие пневматосферы через призму базовых принципов современного естествознания // Материалы XXX межд. науч. симпозиума «Нетрадиционное экологичное растениеводство и земледелие. Космология и охрана био-ноосферы. Философия биополитики и образования в триединстве экономики, экологии и здоровья. 8-12 сентября 2021 г, г. Алушта. Симферополь: ООО «Форма», 2021. 485 с. С. 365-382).

 

Моркина Ю.С. Ю.С. Моркиной рассмотрены такие немаловажные для любого исследования сознания понятия, как мысль и мышление, роль метафоры в конституировании содержаний сознания. Сделан вывод о возможности существования пре-вербальных до-концептуальных смыслов и о возможности их поднятия до артикулированного уровня (Ю.С. Моркина солидаризируется в этом с анализирующими труды Э. Гуссерля Д. Праделем и Д. де Сантисом). Ю.С. Моркина показывает, что суждения о роли метафоры и метафоризации в познании, в том числе поэтическом как обладающем особой достоверностью, обрели новый ракурс рассмотрения в связи с идеями М. Натансона и С. Кроуэлла.

Показано, что сознание имеет пре-концептуальный (пре-вербальный, до-языковой) уровень – уровень «неартикулированных смыслов», равно как и концептуальный, артикулируемый. На первом из этих уровней в структуру ноэмы входят смыслы-ощущения, перцептивные содержания сознания. Перцептивные впечатления изначально пре-рефлексивны, не артикулированы. Однако мысль имеет свою особую структуру, включающую концептуальное, артикулированное содержание, вокруг которого могут группироваться, с которым ассоциироваться «неартикулированные смыслы». Показано, что Э. Гуссерль допускает проникновение логического начала уже на первый уровень ноэмы: смыслы не могут быть полностью отрешены от «логического». Иначе «неартикулированные смыслы» не имели бы способности подниматься до концептуального, артикулированного уровня мышления, и в таком случае их вообще нельзя было бы рассматривать как смыслы. Из исследований С. Кроуэлла, рассматривающего работу М. Натансона, сделан вывод о том, что одним из механизмов такого поднятия до уровня логического может быть метафоризация как явление, имеющее особый эпистемологический смысл. Эпистемология метафоры разработана еще недостаточно, как недостаточно осознано эпистемологическое значение изучения поэтического. Ю.С. Моркиной показано, что, говоря об эпистемологическом значении поэтического, можно сослаться на отечественную традицию, в том числе, на проведенные более ста лет назад исследования сущности естественного языка А.А. Потебней (1835–1891) и членами основанной им Харьковской лингвистической школы (Моркина Ю.С. Трансцендентальное сознание и его содержания: современные идеи // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 94-156).

Проанализированы с точки зрения современной эпистемологии и философии поэтического творчества идеи ученика А.А. Потебни А.Г. Горнфельда (1867–1941), принадлежащего к «Харьковской лингвистической школе». Рассмотрен его анализ понимания художественного произведения, толкования последнего – как самим автором, так и многочисленными читателями-интерпретаторами, которые, по Горнфельду, являются полноценными со-авторами данного произведения. Особо отмечено значение актуального для современной эпистемологии художественного творчества утверждение о множественности толкований любого истинно художественного произведения. С другой стороны, проанализированы попытки А.Г. Горнфельда противостоять тотальной релятивизации смысла художественного произведения, которая наблюдалась уже в его время. По Горнфельду, художественное произведение имеет свою живую историю как историю его существования в умах поколений, для которых оно имеет художественное значение, несет читателю знание о «жизненных явлениях». Показано, что понятие авторства может быть многоуровневым, вбирая в себя все многообразие проявлений данного феномена. Ю.С. Моркиной прокомментированы такие концептуально значимые работы Горнфельда, как «Поэзия» и «Троп» (транслитерация в современный орфографический вариант этих трудов для рубрики «Архив» Ежегодника «Философия творчества-2021» Моркиной Ю.С. подготовлена к печати). Реконструирован общий исследовательский контекст того времени, в который были вписаны эти труды, а также показана их концептуальная значимость для современной философии, в частности и особенно, – эпистемологии. Эпистемология поэтического творчества еще недостаточно разработана, но Ю.С. Моркиной показано, что начало такой разработки положено, в том числе, и членами Харьковской лингвистической школы. Выделены и прокомментированы идеи Горнфельда, имеющие высокую значимость для современной философии творчества (Моркина Ю.С. А. Горнфельд: теория интерпретации художественного произведения // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 326-334; Моркина Ю.С. А. Горнфельд «Поэзия» и «Троп» (комментарий к работам, опубликованным в сборнике «Вопросы теории и психологии творчества») // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 397-403).

 

Филипенок С.А. Филипенок С.А. для более глубокого понимания природы индивидуального творчества был проведен анализ предложенной философом науки М. Полани фокусно-периферической модели маргинального знания (marginal knowledge). В рамках этой концепции творчество понимается как созидание новой смысловой целостности, находящейся в фокусе сознания, из разрозненных элементов опыта. Обосновано, что в непрерывной трансформации смысловых структур сознания заключается творческий потенциал личности, ее способность к порождению нового знания, преобразованию окружающей действительности и преображению самой себя. Личностный смысл экзистенциален по своей природе (Филипенок С.А. Формирование смысловых структур в индивидуальном сознании как основа творчества (анализ концепции М. Полани) // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2021. С. 320–325).

Впервые предложенная М. Полани модель, предполагающая взаимодействие фокусного и периферического способов осознания объектов, была применена к феномену самосознания. Наиболее полное воплощение явное, эксплицитное самосознание находит в нарративе, жизненной истории человека. В ходе проведенного исследования показано, что биографический нарратив придает связность и осмысленность нашему существованию. Благодаря рефлексии в личностный опыт привносится новое содержание, за счет чего он обогащается, а сама личность развивается, преображается.

Обосновано, что наряду с фокусным, явным самосознанием существует краевое, до-концептуальное самосознание. Краевое, маргинальное самосознание является неотъемлемым условием любой когнитивной, в том числе и творческой деятельности, выступает началом, объединяющим и структурирующим непосредственно данный личностный опыт. Этот вид самосознания обозначает данное на периферии сознания осознание себя как субъекта познания, носителя определенных когнитивных установок, выступающих непременным условием всякой познавательной деятельности. При этом подобное осознание себя неотделимо от осознания также воспринимаемых периферическим образом ключевых подсказок, являющихся предпосылками любого познавательного акта. Они образуют сферу маргинального знания и определяют индивидуальность личности, ее когнитивные способности, уникальное содержание личностного опыта.

На основе изучения данных, полученных в рамках психологии развития, установлено, что уже в первые месяцы жизни человека освоение окружающей действительности неразрывно связано с самосознанием, с обработкой проприоцептивной информации. В ходе анализа исследований М. Жаннерода показано, что самосознание всегда соотносится с субъективной моделью собственных действий, с поставленными целями и чувственными данными, поступающими от внутренних органов. Во «внутренней модели» находит отражение информация о текущем состоянии нашего организма как целостной системы, о желаемом состоянии, которого мы стремимся достичь с помощью совершаемых нами действий, и о предвосхищаемом действии. Как следствие самосознание неотделимо от конкретного содержания индивидуального опыта: собственных движений, субъективных ощущений, целей и намерений и т.д. Обоснован вывод, что внутренние образы наших действий можно рассматривать в качестве неотъемлемых компонентов сферы маргинального знания. Они выступают непременными условиями нашей повседневной практической деятельности, определяют осознание человеком самого себя как активного субъекта (Филипенок С.А. Два способа самосознания в структуре сознания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 61. С. 21–28).

Проведен анализ понятия дорефлексивного самосознания (‘pre-reflective’ self-consciousness), предложенного в рамках современной феноменологии. Показано, что в рамках феноменологической, трансценденталистской традиции Я понимается как абстрактное начало, определяющее особый способ данности непосредственно переживаемого субъективного опыта «в перспективе от первого лица». Обоснован вывод, что для осмысления роли Я и краевого самосознания в познавательной и творческой деятельности необходимо также учитывать уникальное содержание личностного опыта.

Раскрыт парадоксальный характер краевого самосознания: оно проявляет себя через познание окружающей действительности, которое направлено на явления самости субъекта. Постижение явлений внешнего мира оказывается способом не только осмысления объективной действительности, но также и краевого осознания себя как субъекта познания, как носителя определенных когнитивных установок, неповторимого опыта. В субъективно окрашенных представлениях об окружающей действительности личностное начало порой может проявляться в большей степени, чем в осознанных суждениях человека о самом себе, выявляющих лишь какие-то обобщенные характеристики его личности. Именно фоновое личностное знание, создающее контекст, в котором протекают субъективные когнитивные процессы, выступает основой краевого самосознания.

Новизна исследования заключается в том, что была рассмотрена роль самосознания, прежде всего краевого самосознания, в творческой деятельности. Поступающая от внутренних органов проприоцептивная информация, являющаяся основой самосознания, в то же время предстает в качестве неустранимого фонового знания в процессе познания и преобразования реальности. (Филипенок С.А. Самосознание и творчество // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО –ИФРАН – МГУ. Издательство “Логос”, ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2621–2623. ISBN 978-5-6045241-5-2). Осознание возникающего в процессе творчества нового личностного знания и новых личностных смыслов является одним из главных способов восприятия собственной индивидуальности, лежащей в основе неповторимого Я человека (Филипенок С.А. Неявное самосознание как фактор творческой деятельности // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2021. С. 208–221).

 

Ярославцева Е.И Ярославцевой Е.И. в текущем году было продолжено изучение постнеклассической парадигмы как современного типа рациональности (Степин В.С.), философской методологии гуманитарного исследования, ориентированного на развитие человекоразмерного подхода к современной динамичной среде цифровых коммуникаций и виртуальных взаимодействий. Проанализирована постнеклассическая когнитивная парадигма, актуализирующая человекоразмерный подход в исследовательской научной практике, которая опирается на понимание человека как аутопоэтической целостности, создающей свои точки опоры в развитии. Это становится основой мировосприятия, формирования мировоззрения и становления индивидуального сознания (Ярославцева Е.И. Целостный человек – точки опоры в современном бытии и познании // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 222-261; Ярославцева Е.И. Гуманитарный дискурс науки: память человека как феномен творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 306-319).

Были выявлены особенности, естественно присущие творческой деятельности человека, – её экспериментальность и наличие рисков, что позволило не только выявить и поставить проблему, но и находить новые решения, связанные со спецификой её проявления. Показано, что человекоразмерный подход не элиминирует, а включает в процесс исследования человека как аутопоэтическую целостность, творчество которого и создает возможность поиска и открытий, порождая актуальную задачу саморегуляции и системы этико-правовых знаний. Обосновано, что современные технологии цифровых коммуникаций развиваются через диалоговые сети – реализующие онтологию обратных связей и ярко демонстрируют необходимость гуманитарной экспертизы в сфере производства и использования виртуальных сетей, устройств и агрегатов. Показана важность образовательных проблем цифрового цивилизационного прогресса (Ярославцева Е.И. Постнеклассическое правовое знание – развитие принципа человекоразмерности // Профессиональная этика и нравственная философия: сближение в парадигме очеловечивания права. М.: РГ-Пресс, 2021. С. 97-108; Ярославцева Е.И. Феномен риска творческой деятельности: стимул или угроза // Человек в глобальном мире: риски и перспективы. М.: Канон+, 2021. С. 350-358; Ярославцева Е.И. Цивилизационные проблемы 21 века (рус.) Connect-Universum – 2020: сборник материалов V Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. С. 71-80). Ярославцевой продемонстрировано, что российское общество находится в авангарде исследований, развивая цифровую гуманитаристику, решая проблемы становления человека в новой коммуникативно-когнитивной среде. Современные поколения неизбежно меняются, но динамика цифровых технологий меняет алгоритм сознательной деятельности человека. Цифровое пространство, ставшее местом ежедневного присутствия, практически бытового использования, активировала проявление новых эмоциональных переживаний. Актуальны ситуации самовосприятия в визуальном и аудиальном формате, длительности нахождения в дистанционном общении, что создает новые эффекты суггестии, внушения. Выбранные среды привлекают именно неизведанностью и граничат с высокими рисками. (Ярославцева Е.И. Алгоритм творчества человека Тезисы на Философский конгресс / Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей М.: РФО – ИФРАН – МГУ. Издательство “Логос”, ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. –С. 2633 – 2635.).

Ярославцевой подведен итог ее части исследований: на данном этапе продолжается формирование представлений об особенностях развития мировосприятия человека, его практики коммуникации в виртуальных сетях, расширения тезауруса и понятийного аппарата цифровых технологических сред, которые использует человек. Сделан вывод о необходимости расширения гуманитарной экспертизы цифровизации, осознанного использования и разработки понятийной базы для философского различения экологической и технологической реальностей.

 

Майданов А.С. А.С. Майдановым миф рассмотрен как семантическая структура, которая содержит два плана – внешний (явный) и внутренний (скрытый), с которыми, соответственно, соотносятся план вымышленного и план реалистического содержания. Показано, что построение такой двойственной структуры возможно благодаря своеобразию языка мифов. В ходе исследования сделан вывод, что у истоков человеческого мышления стояли мифологические средства абстрактного мышления. Установлены корреляции между рациональным и иррациональным мышлением, условным и прямым, алогичным и логическим. Показано, что мифологическое мышление является мышлением конструирующим. Одна из задач исследования А.С. Майданова заключается в том, чтобы, освоив методологию поэтического творчества, постараться извлечь из мифологических текстов как можно больше когнитивной информации для реконструкции социального и духовного облика представителей прошлых эпох, раскрыть мировоззренческий, социальный и этический смысл словесных произведений. С другой стороны, им поставлена задача показать роль мифологического творчества в сакрализации жизненного мира древних народов, а также процесс формирования чувства постоянного обновления мира под влиянием непрерывных изменений природных условий. Отмечено наличие реалистического компонента содержания мифического образа. Обосновано, что познавательные операции, осуществляемые благодаря такому содержанию мифических образов, обеспечивают эволюцию знания от мифологического его варианта к научному (Майданов А.С. Мифологическое творчество: его вымышленное и реалистическое содержание // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 361-367).

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

  • 1. Перечень опубликованных книг

1. Философия творчества. Ежегодник / Институт философии РАН. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н. М. – гл. ред., Бескова И. А., со-редактор, Майданов А. С., Горелов А. А., Моркина Ю. С., Ярославцева Е. И. – М., 2021. – Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. 408 с. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0. (25,5 п.л.).

2. Горелов А.А., Горелова Т.А. Самотворчество как жизненная стратегия. Монография. М.: РУСАЙНС, 2021. 186 с. 1000 экз. ISBN 978-5-4365-8943-5.

3. Философия и методология науки: Учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова, А.В. Костина. М.: КНОРУС, 2021. (Магистратура и аспирантура). 258 с. 500 экз. ISBN 978-5-406-08326-0.

 

  • 2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания
  1. Смирнова Н.М. Социальные науки: вычисление или герменевтика? // Философия науки и техники 2021. Т. 26. № 1. С. 43–46. DOI: 10.21146/2413-9084-2021-26-1-43-46. (Scopus)
  2. Бажанов В.А., Барышников П.Н., Михайлов И.Ф., Смирнова Н.М., Ястреб Н.А. Перспективы вычислительного подхода в социальных науках. Дискуссия. // Философия науки и техники 2021. Т. 26. № 1. С. 56–63. DOI: 10.21146/2413-9084-2021-26-1-56-63. (Scopus).
  3. Смирнова Н.М. Теоретическая реконструкция смысловой структуры социальной реальности как методологическая предпосылка цивилизационного анализа // Вопросы социальной теории: Научный альманах. Том XIII. 2021. Цивилизационные ракурсы современной России. С. 15–30. DOI: 10.30936/2227_7951_2021_13_15_30. ISSN 2227-7951.
  4. Смирнова Н.М. Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 10–34. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0
  5. Смирнова Н.М. Творчество как созидание открытых возможностей // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 288–298. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0
  6. Смирнова Н.М. Проблема человеческой субъективности в контексте «антропологического поворота» в философии ХХ века // Человек и его время: 1920–2020. Проблемы междисциплинарности / Отв. ред. М.С. Киселева. М.: Алгоритм. Мир философии. 2021. С. 149-159. 500 экз.
  7. Смирнова Н.М Философско-методологический анализ творчества как смыслополагающей деятельности человека // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО – ИФРАН – МГУ: Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2610–2612. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_2.pdf ISBN 978-5-6045241-5-2. (не вошла в отчет 2020 года).
  8. Бескова И.А. Природа интуитивности: истоки и проявления // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 36–93. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  9. Бескова И.А. Минделловская концепция творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 262–286. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  10. Бескова И.А. Некоторые концепты теории творчества Э. Минделл // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 368–373. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  11. Бескова И.А. Идея как агрегатор «мягких» смыслообразующих динамик в творчестве // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО – ИФРАН – МГУ: Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. C. 2523–2525. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_2.pdf ISBN 978-5-6045241-5-2. (не вошла в отчет 2020 года).
  12. Горелов А.А. Значение Ф. М. Достоевского в отечественной и мировой философии // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 2. С. 111–125. DOI: 10.17805/zpu.2021.2.7. ISSN 1998-9873.
  13. Горелов А.А., Горелова Т.А. Свободомудрие vs свободомыслие // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. С. 125–138. DOI 10.17805/zpu.2021.1.9. ISSN 1998-9873.
  14. Горелов А.А., Горелова Т.А. Религиозные аспекты современной парадигмы самотворчества // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 3. С. 57–33. DOI: 10.17805/zpu.2021.3.4. ISSN 1998-9873.
  15. Горелов А.А. К вопросу о специфике философского творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 299–305. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  16. Горелов А.А. Любовь и творчество (А. К. Толстой) // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО – ИФРАН – МГУ: Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2542–2546. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_2.pdf ISBN 978-5-6045241-5-2. (не вошла в отчет 2020 года).
  17. Горелов А.А., Горелова Т.А. Современные сбои свободомыслия // Высшее образование для XXI века: Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы: XVI Международная научная конференция, МосГУ, 18–19 ноября 2020 г.: доклады и материалы: в 2 ч. Ч. 2. / под общ. ред. И. М. Ильинского/ М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2020. С. 294–301. [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/24 ISBN 978-5-907410-11-4. (Не вошла в отчет 2020 г.)
  18. Горелов А.А., Горелова Т.А. Биосфера В. И. Вернадского, ноосфера П. Тейяра де Шардена, пневматосфера П. А. Флоренского // IV Моисеевские чтения: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 15–16 апреля 2021 г. / отв. ред. А. В. Костина. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2021. C. 191-200. [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/26 ISBN 978-5-907410-41-1.
  19. Горелов А.А., Горелова Т.А. Понятие пневматосферы через призму базовых принципов современного естествознания // Материалы XXX межд. науч. симпозиума «Нетрадиционное экологичное растениеводство и земледелие. Космология и охрана био-ноосферы. Философия биополитики и образования в триединстве экономики, экологии и здоровья. 8-12 сентября 2021 г, г. Алушта. Симферополь: ООО «Форма», 2021. С. 366–382. 500 экз. ISBN 978-5-907263-82-6.
  20. Горелов А.А. Русский интеллектуальный клуб: Выступление на 29 заседании // Русский интеллектуальный клуб: Стенограммы заседаний и другие материалы. В. 4. Т. 4. М.: Социум, 2020. С. 379–383. 150 экз. ISBN 978-5-907194-91-5. (Не вошло в отчет 2020 года).
  21. Горелов А.А. Русский интеллектуальный клуб: Выступление на 30 заседании // Русский интеллектуальный клуб: Стенограммы заседаний и другие материалы. В. 4. Т. 4. М.: Социум, 2020. С. 465–468. 150 экз. ISBN 978-5-907194-91-5. (Не вошло в отчет 2020 года).
  22. Горелов А.А. Русский интеллектуальный клуб: Выступление на 31 заседании // Русский интеллектуальный клуб: Стенограммы заседаний и другие материалы. В. 4. Т. 4. М. : Социум, 2020. С. 534–537. 150 экз. ISBN 978-5-907194-91-5. (Не вошло в отчет 2020 года).
  23. Моркина Ю.С. Трансцендентальное сознание и его содержания: современные идеи // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 94–156. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  24. Моркина Ю.С. А. Горнфельд: теория интерпретации художественного произведения // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 326–334. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  25. Моркина Ю.С. А. Горнфельд «Поэзия» и «Троп» (комментарий к работам, опубликованным в сборнике «Вопросы теории и психологии творчества») // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 397–403. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  26. Моркина Ю.С. Эпистемология поэтического // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО – ИФРАН – МГУ: Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2578-2580. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_2.pdf ISBN 978-5-6045241-5-2. (не вошла в отчет 2020 года).
  27. Morkina J. The scientific and poetic creativity: knowledge in the culture // E3S Web of Conferences. Vol. 258. 2021. Ural Environmental Science Forum “Sustainable Development of Industrial Region” (UESF-2021). Chelyabinsk, Russia, 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/34/contents/contents.html DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807003. (Scopus)
  28. Филипенок С.А. Два способа самосознания в структуре сознания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 61. С. 21–28. DOI: 10.17223/1998863Х/61/3. ISSN 2311-2395 (Online), ISSN 1998-863X (Print) [Электронный ресурс] URL: http://journals.tsu.ru/philosophy/ (Web of Science).
  29. Филипенок С.А. Теоретический семинар «Философские проблемы творчества» (2017‑2021 гг.) // Вестник РФО. 2021. Вып. 1-2 (95-96). С. 247–254. ISSN 1606-6251. URL: https://rfo1971.ru/svezhiy-vyipusk/
  30. Филипенок С.А. Неявное самосознание как фактор творческой деятельности // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 208–221. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  31. Филипенок С.А. Формирование смысловых структур в индивидуальном сознании как основа творчества (анализ концепции М. Полани) // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 320325. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  32. Филипенок С.А. Самосознание и творчество // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО – ИФРАН – МГУ: Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2621–2623. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_2.pdf ISBN 978-5-6045241-5-2. (не вошла в отчет 2020 года).
  33. Ярославцева Е.И. Цифровые сети и суггестия в ткани виртуальных коммуникаций // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18. № 6. DOI: 10.25281/2072-3156-2021-18-6-586-595.
  34. Ярославцева Е.И. Феномен риска в творческой деятельности человека: стимул или угроза // Человек в глобальном мире: риски и перспективы / отв. ред. Г.Л.Белкина; ред.-сост. М.И.Фролова. – М.: Канон+, 2021. С. 349–359. (по итогам XIX Фроловских чтений). 1000 экз. ISBN.978-5-88373-653-6. (РИНЦ).
  35. Ярославцева Е.И. Постнеклассическое правовое знание – развитие принципа человекоразмерности // Профессиональная этика и нравственная философия: сближение в парадигме очеловечивания права: монография / отв. ред. В.М. Артемов, О.Ю. Рыбаков. – М.: РГ-Пресс, 2021. С. 97–108. 1000 экз. ISBN: 978-5-9988-0946-0. (РИНЦ).
  36. Ярославцева Е.И. Гуманитарная экспертиза аудиовизуального диалога в сетевом топосе коммуникаций // Сб. конфер. «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XIII Международная научно-практическая конференция, Москва, 15-16 апреля 2021г.: Материалы и доклады / Под общей редакцией О.Н. Раева. – М.: ИПП «КУНА», 2021. С. 212–224. 500 экз. ISBN 978-5-98547-138-0. (РИНЦ).
  37. Ярославцева Е.И., Кувшинов С.В. Цивилизационные проблемы 21 века (рус.) // Connect-Universum – 2020: сборник материалов V Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. С. 71–79. (в соавторстве с Кувшиновым С.В.) [Электронный ресурс] URL: http://connect-universum.tsu.ru/wp-content/uploads/2021/09/CU-2020_01.pdf 500 экз. ISBN 978-5-94621-999-0. DOI: 10.17223/978-5-94621-999-0-2021-11. (РИНЦ). Ярославцева Е.И. Целостный человек – точки опоры в современном бытии и познании // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 222–261. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  38. Ярославцева Е.И. Гуманитарный дискурс науки: память человека как феномен творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 306–319. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  39. Ярославцева Е.И. Алгоритм творчества человека: от замысла к технологиям воплощения // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО – ИФРАН – МГУ: Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2633–2635. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_2.pdf ISBN 978-5-6045241-5-2. (не вошла в отчет 2020 года).
  40. Ярославцева Е.И. Мы сами себя сейчас наблюдаем в состоянии гиперболизации киберпереживания и некого катарсиса. Интервью для журнала «Международная жизнь» Института философии РАН // Актуальное интервью, 24.01.2021. Электронный журнал. Международная жизнь. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/28830
  41. Ярославцева Е.И. Человеческое и машинное творчество: проблемы прототипирования // Инновационные технологии в кинопроизводстве и образовании / VIII ежегодной научно-практической конференции «Инновационные технологии в кинематографе и образовании». Материалы и доклады / Под общей редакцией О.Н. Раева. – М.: ИПП «КУНА», 2021. 500 экз.
  42. Ярославцева Е.И. Время сетевой свободы и трансформаций человека // Человек и его время: Проблемы междисциплинарности социальных и гуманитарных наук. М.: Алгоритм, 2021. С. 274-300.
  43. Майданов А.С. Мифологическое творчество: его вымышленное и реалистическое содержание // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. С. 361–367. 300 экз. ISBN 978-5-91932-021-0.
  44. Майданов А.С. Динамика и логика поискового процесса // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО – ИФРАН – МГУ: Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2565–2567. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_2.pdf ISBN 978-5-6045241-5-2. (не вошла в отчет 2020 года).

 

  • Классические тексты и переводы
  1.  Смирнова Н.М. А. Шюц. Моцарт и философы // Звучащие смыслы: духовная встреча. Культурологический альманах / Отв. ред. и сост. С.Я. Левит – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. С. 338–357.– 500 экз.