Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные отчеты сектора
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора

Научные отчеты сектора

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

СЕКТОРА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ТВОРЧЕСТВА

2023 год

МЕГАТЕМА: «Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека»

 

Подтема сектора философских проблем творчества:

«Философско-методологический анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека»

 

ВВЕДЕНИЕ


Объект исследования:

Смирнова Н.М.:

Объектом исследования является философско-методологический анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека в парадигме конструктивного реализма и с учетом современных телесно-ориентированных подходов. Предмет исследования – теоретико-познавательные основания и философские импликации когнитивного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии с когнитивной лингвистикой, эвристический потенциал понятия «образная схема», значение и функции образных схем в пространстве междисциплинарного диалога.

Бескова И.А.:

Творчество в аспекте научного, культурного, духовного, когнитивного становления систем, несущего потенциал трансформации как личности, так и социума, и реализующегося в контексте мгновенного инсайтного постижения глубинной природы вещей, подготовленного и обусловленного логикой целостного преображения пространства когниции.

Моркина Ю.С.:

Объект исследования – поэтическое творчество. Предмет исследования – когнитивные аспекты поэтического творчества, рассмотренные с позиции философии творчества и современной эпистемологии. Метафоризация и поэтизация как когнитивные процессы, включенные в общую познавательную деятельность человека.

Филипенок С.А.: Объект исследования – интерсубъективность личностного знания и индивидуального творчества, соотношение субъективного и интерсубъективного в структуре творческого процесса. Предметом исследования является процесс объективации неповторимого содержания внутреннего опыта как условие трансформации личностного знания в интерсубъективное.

Ярославцева Е.И.:

Объектом постнеклассического междисциплинарного исследования является человек как творческий субъект в качестве целостной открытой системы, порождающей бифуркационные сдвиги, особенно в связи с изобретением ЭВМ и персональных цифровых устройств. Предмет исследования – познание индивида как сложнейший процесс связи онтогенеза с его филогенетическим основанием в поле собственных психологических проекций.

 

Актуальность исследования:

Смирнова Н.М.:

Анализ междисциплинарного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии и когнитивной лингвистики способствует углубленному пониманию интенциональной структуры восприятия, когнитивной природы субъективной реальности, взаимосвязи перцептивной интенциональности и творческого воображения, а также взаимосвязи образной и знаковой составляющих человеческого мышления как экзистенциальных характеристик человеческого разума.

Бескова И.А.:

Исследование является актуальным, поскольку потенциал творческого освоения реальности – подлинный локомотив современного этапа развития науки, техники, улучшения качества жизни людей за счет максимально гармоничного вхождения в пространство слияния цифровой и гуманитарной сред, обеспечить которое может именно анализ оснований творческого отношения к миру, человеку и к взаимосвязям мира и человека.

Моркина Ю.С.:

Когнитивный потенциал поэтического творчества в целом и его отдельных приемов, в том числе метафоризации, долгое время оставался недооцененным. «Когнитивная поэтика» или «когнитивное литературоведение» – направление, зародившееся как в западной, так и в отечественной мысли не так давно, наиболее интенсивно начав развиваться в 1990-х и 2000-х. Тем не менее, в отечественной традиции идеи когнитивных исследований поэтического творчества высказывались еще в XIX в. А.А. Потебней и его последователями (Харьковская лингвистическая школа). Представляется весьма актуальным сравнительное исследование достижений отечественной и зарубежной школ когнитивного анализа поэтического творчества.

Филипенок С.А.:

Актуальность исследования состоит в том, что в контексте постнеклассической рациональности особое значение приобретает исследование неартикулируемых аспектов знания, в частности неявного знания как неотъемлемого компонента системы личностного знания и фактора индивидуального творчества и познания.

Ярославцева Е.И.:

Процесс познавательного углубления в мир в условиях XXI века оказывается не просто адаптационным, но и трансформирующим биологическую среду изобретенными Hi-tech инструментами и техно-коммуникациями. В этой связи обрела особую актуальность проблема сетевого регулирования социальных отношений, достижения цифрового равенства, необходимость научного решения вопросов биобезопасности, баланса природных сред.


Цели и задачи:

Смирнова Н.М.:

Экспликация когнитивных оснований продуктивного взаимодействия философских и когнитивно-научных исследований в анализе смыслопорождающей деятельности человека. Анализ порождающих структур смыслообразования в естественном языке в их сопряжении с продуктивной способностью воображения в парадигме конструктивного реализма и на основе современных телесно-ориентированных подходов.

Бескова И.А.:

Цель – постижение глубинного смысла творческой способности как инструмента реализации прогресса в динамике человеческой индивидуальности. Задачи: реконструировать условия, предпосылки, механизмы творческого постижения смысла совершающихся изменений с тем, чтобы дать возможность человеку наиболее продуктивно встроиться в структуру реализующихся перемен.

Моркина Ю.С.:

Цель: проанализировать когнитивные основания поэтического творчества. Задачи: рассмотреть поэтическое творчество как способ познания действительности автором, с одной стороны, и читателем, с другой. Проанализировать метафоризацию и поэтизацию как приемы мышления. Исследовать культурно-антропологические характеристики феномена «лирической эмоции», опираясь на работы Д.Н. Овсянико-Куликовского.

Филипенок С.А.:

Целью исследования является рассмотрение проблемы интерсубъективности личностного знания: как может быть воплощено в общезначимой форме то уникальное, невыразимое в полной мере знание, которое доступно конкретному человеку лишь в его непосредственных переживаниях. Поставлена задача получить ответы на два вопроса: может ли личностное знание содержать в себе интерсубъективные структуры и в какой мере неявное знание быть объективировано в общезначимой форме, благодаря чему обрести интерсубъективный статус.

Ярославцева Е.И.:

Научно выявить и держать под контролем степень человекоразмерности и безопасности электронного инструментария, его сопряжения с темпами развития человека. Важно решить ряд конкретных задач: 1. Выявить реальный потенциал и пределы эффективности цифровых технологий, на сегодняшний день основывающихся на количественных, но не на качественных характеристиках; 2. Провести различение между рутинными свойствами деятельности индивида, которые имитируются посредством программных кодовых решений, и живыми нелинейными функциями динамичной самоорганизации организма; 3. Проанализировать социопсихологические причины возникновения зависимости индивида от использования технического устройства; 4. Прояснить отсутствие критичности при использовании вышеупомянутых понятий; 5. Обеспечить качество создаваемого оборудования, безопасность его использования в режиме сбережения потенциала пользователя-человека.


Методология:

Смирнова Н.М.:

Использованы философско-методологические разработки отечественной школы методологии науки, в частности – концепция исторических типов научной рациональности (акад. В.С. Степин), эвристический потенциал конструктивного реализма в современной эпистемологии (акад. В.А. Лекторский), а также взаимодополнительные методы концептуального и теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа. Обрели применение философски значимые выводы когнитивных наук.

Бескова И.А.:

Инструментом работы с глубинными составляющими динамик трансформации выступает логико-методологический анализ происходящего, наилучшие результаты при котором достигаются за счет использования методологии недуально-целостного подхода к истолкованию природы сущего.

Моркина Ю.С.:

Использованы актуальные идеи и выводы А.А. Потебни и его последователей (Харьковская лингвистическая школа) относительно поэзии как вида познания, сущности именования как поэтического акта, слов естественного языка как единиц поэзии и познания. Использованы наработки последователей А.А. Потебни: Д.Н. Овсянико-Куликовского и А.Г. Горнфельда. В анализе поэтического творчества использовались феноменологические методы.

Филипенок С.А.:

Основу рассмотрения составляет логико-методологический подход, а также диалектический и социально-феноменологический. Применяется метод концептуального и критического анализа. Исследование строится на анализе концепции личностного знания М. Полани и разработок А. Шюца в области социальной феноменологии. Использованы результаты, полученные в рамках психологии развития.

Ярославцева Е.И.:

В парадигме постнеклассического научного подхода использованы принципы гуманитарной экспертизы, выявляющей необходимые характеристики устройств, настраивающихся на индивидуальные характеристики человека, в качестве этически важного основания, позволяющего человеку развиваться в оптимальном коридоре возможностей.

 

Возможная практическая применимость результатов исследования:

Смирнова Н.М.:

Результаты исследования в рамках гос. задания практически реализованы в рамках учебного курса «Методология социально-гуманитарного познания» (в объеме 44 часов) для магистрантов философского факультета 1 года обучения Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Бескова И.А.:

Помимо приложимости в обучении студентов и аспирантов философского и естественно-научного профиля, проблематика философии творчества, реализованная с позиции недуально-целостного мировидения, способна оказать содействие представителям конкретно-научных дисциплин в грамотном позиционировании относительно общего поля исследований, в выборе продуктивного ракурса истолкования проблемной ситуации за счет понимания механизмов, истоков и мировоззренческих презумпций, повышающих вероятность доступа к креативному решению проблем.

Моркина Ю.С.:

Результаты исследований могут быть отражены в учебных пособиях и аспирантских учебных курсах по эпистемологии, когнитивным наукам и психологии творчества для аспирантов философского и гуманитарного профиля, а также при разработке курсов переподготовки специалистов гуманитарного профиля.

Филипенок С.А.:

Результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по когнитивным наукам, философии сознания, теории познания и философии науки в разделах, посвященных концепции личностного знания М. Полани. Полученные результаты могут быть применены при разработке методик развития творческого мышления и коммуникативных навыков.

Ярославцева Е.И.:

Методологически значимые для постнеклассического междисциплинарного подхода опорные позиции создают потенциал их практического применения. Они, в конечном счете, способны помогать человеку в своеобразном «сотрудничестве» с окружающим миром, безошибочной работе в ситуациях естественной усталости и перегрузок. Диапазон использования электронного программного оборудования может быть расширен не через подмену интеллектуальной работы человека, а через готовность аппарата к настройке, тренингу как «имитации» равновесия и баланса при решении нестандартных творческих задач. В рамках МИНОТ РГГУ (Международного института новых образовательных технологий РГГУ) разработаны программы для решения проблем инклюзивного образования в новой интерактивной образовательной среде.

 

Важнейшие результаты исследований:

Смирнова Н.М.: Показано, что в результате междисциплинарного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии с когнитивной лингвистикой сформулированы ключевые понятия, позволяющие выразить телесную обусловленность процедур лингвистической референции: опытный гештальт, образная схема и изначальная образная схема. Эксплицирован эвристический потенциал понятия «образная схема», исследованы значение и функции образных схем в пространстве междисциплинарного диалога. Обосновано, что философская значимость понятия образной схемы как реккурентного паттерна сенсомоторного опыта обусловлена тем, что с его помощью артикулированы более глубокие сенсомоторные основания абстрактного мышления и смыслополагания на основе современной телесно-ориентированной теории познания (Смирнова Н.М. Образ и знак на перекрестье телесно-ориентированной эпистемологии и когнитивной лингвистики // Философия науки и техники. 2023. Т. 28 № 2. С. 5–19); По оригинальным источникам (эпистолярному наследию) реконструированы не получившие освещения в завершенных работах гипотетические наработки социальной феноменологии А. Шюца: проблемы соотношения социальных конструктов различных уровней, дискуссионные аспекты социально-феноменологической концепции интерсубъективности, роли в ней человеческой телесности и ее пространственных модусов, общекультурные основания кризиса европейских наук и жизнемировых корней научных понятий (Смирнова Н.М. Социально-феноменологическая эпистемология А. Шюца в письмах к А. Гурвичу 1950–1951 годов // Вопросы социальной теории. Том XV. 2023. С. 66–74).

Бескова И.А.: Показано, что хорошего приближения к пониманию феномена смыслообразования удается достичь путем апелляции к многомерному видению морфогенеза смыслов. Обосновано, что формат генерации, репрезентации и трансляции смыслов небезразличен к уровню глубины передачи содержания, которого удается достичь в этом процессе (Бескова И.А. Смыслообразование как эпистемологический феномен // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 106–180).

Моркина Ю.С.: Показано, что эмоциональное восприятие имеет абстрактный уровень. Эксплицировано значение идей Харьковской психолингвистической школы (конец XIX – нач. XX вв.) для современного развития когнитивной поэтики. Проведены философски важные сопоставления достижений отечественной и зарубежной школ психолингвистики (Моркина Ю.С. Поэтическое творчество как способ мышления // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 250–302).

Филипенок С.А.: в ходе исследования проблемы интерсубъективности личностного знания показано, что существует эпистемологический разрыв между знанием о наших переживаниях, выраженным в языке, и самими этими переживаниями, непосредственно доступными нам лишь в субъективном опыте. Не все содержание личностного опыта может быть сведено к артикулированному знанию, но и оно содержит в себе неэлиминируемые имплицитные предпосылки объективированного знания (Филипенок С.А. Субъективное и интерсубъективное в структуре творческого процесса // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 346–360).

Ярославцева Е.И.:

Исследован новый постнеклассический принцип масштабирования и измерения реальности третьего тысячелетия, в которой развивается человек. Рассмотрены нестандартные эмоционально-психологические ситуации, провоцируемые применением Hi-tech устройств в процессе решения изобретательских задач. Показаны риски, возникающие от придания программному электронному вычислителю свойств «субъектности» (Ярославцева Е.И. Постнеклассическая модель науки и творческий потенциал человека в киберсреде // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск, Университетская книга. 2023).

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЁТА О НИР

 

§ 1.1. Философско-методологический анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека (Смирнова Н.М.)

 

Продолжено всестороннее исследование творчества как в собственно философском контексте, так и как предмета междисциплинарного исследования (Смирнова Н.М. Творчество как предмет философского исследования // Философия в полицентричном мире. К 100-летию со дня рождения А.А. Зиновьева: избранные труды VIII Российского философского конгресса. 2-е, доп. изд. / под ред. акад. А.В. Смирнова, проф. Ю.М. Резника – М.: изд-во ООО «Сам полиграфист», 2023. С. 515–523; Смирнова Н.М. Творчество как предмет междисциплинарного исследования // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 18–25; Смирнова Н.М. К истокам творческого смыслополагания // III Российский эстетический конгресс «Эстетика во времена глобальных перемен» (18–20 мая, Владимир) // Владимир, Аркаим, 2023. С. 175–177). Показаны роль и значение отечественных научных и философских традиций в изучении творческих процессов (Смирнова Н.М. Философия творчества на VIII Российском философском конгрессе // Вестник Российского философского общества. 2023. Вып. 3–4 (101–102). М.: 2023. С. 235–244; Смирнова Н.М. Предисловие // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 10–16).

Продолжено изучение методологических аспектов взаимодействия философии и когнитивных наук и его значения для развития современной эпистемологии. Показано, что в результате междисциплинарного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии с когнитивной лингвистикой сформулированы ключевые понятия, позволяющие выразить телесную обусловленность процедур лингвистической референции: опытный гештальт, образная схема и изначальная образная схема. Эксплицирован эвристический потенциал понятия «образная схема», исследованы значение и функции образных схем в пространстве междисциплинарного диалога. Обосновано, что философская значимость понятия образной схемы как реккурентного паттерна сенсомоторного опыта обусловлена тем, что с его помощью артикулированы более глубокие сенсомоторные основания абстрактного мышления и смыслополагания на основе современной телесно-ориентированной теории познания (Смирнова Н.М. Образ и знак на перекрестье телесно-ориентированной эпистемологии и когнитивной лингвистики // Философия науки и техники. 2023. Т. 28. № 2. С. 5–19; Смирнова Н.М. Образные схемы в структуре творческого смыслополагания // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 181–220).

По оригинальным и неизвестным отечественному читателю источникам (эпистолярному наследию) реконструированы не получившие освещения в завершенных работах гипотетические наработки основателя социальной феноменологии А. Шюца, позволяющие заглянуть в творческую лабораторию социально-феноменологического мышления. В их числе проблемы соотношения первичных и вторичных социальных конструктов, не проясненные моменты социально-феноменологической концепции интерсубъективности, а также роли в ней человеческой телесности и ее пространственных модусов, а, кроме того, общекультурные проблемы кризиса европейских наук и жизнемировых корней научных понятий. Показано, что в письмах А. Шюца к А. Гурвичу очерчены контуры дальнейшего развития теории социального действия (Смирнова Н.М. Социально-феноменологическая эпистемология А. Шюца в письмах к А. Гурвичу 1950–1951 годов // Вопросы социальной теории. Том XV. 2023. С. 66–74).

Показана выдающаяся роль отечественной школы методологии науки в разработке проблем современной эпистемологии и методологии социально-исторического анализа (Смирнова Н.М. Концепт конструктивного реализма В.А. Лекторского в анализе проблем современной эпистемологии // Конструктивизм, реализм, человек. К 90-летию В.А. Лекторского /под ред. Е.О. Труфановой. – М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2023. С. 116–135; Смирнова Н.М. В.А. Лекторский – выдающийся организатор науки // Там же. С. 275–278; Смирнова Н.М. Концепция исторических типов рациональности В.С. Степина и методология социального анализа // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск, Университетская книга. 2023; Смирнова Н.М. Вклад В.С. Степина в развитие методологии социального анализа // Там же).

 

§ 1.2. Анализ динамики смыслообразования, реконструкция механизмов трансформации субъектности на разных стадиях творческого процесса (Бескова И.А.)

 

Предложена модель 3D истолкования феномена смыслообразования, дающая представление о том, какие направляющие играют ключевую роль в контексте генерации новых, креативно ценных смыслов. Обоснована фундаментальная значимость стадии пренатального развития когниции, когда за счет естественного положения вещей, без усилий и без насилия (к которым, чтобы практиковать недуальность и целостность, вынуждены прибегать продвигающиеся по пути освоения потенциала осознанности взрослые индивиды, ум которых историей и логикой формирования личности уже диссоциирован) оказываются реализуемы именно те параметры «встречи» нового опыта, которые играют ключевую роль в жизни сложившегося субъекта творчества: в частности, на стадии инкубации идеи и в акте инсайтного постижения. Показано, что модус недеяния (не как безделия или бездействия, но как отказа от непрерывно осуществляемых поверхностных интервенций в пространство разворачивающегося опыта) имеет высокий потенциал творческой продуктивности, обеспечивая доступ к глубоким состояниям и потенциям, связанным с генерацией фундаментальной новизны.

(Результат представлен в:

Бескова И.А. Смыслообразование как эпистемологический феномен // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 106–180).

Предложена трехзвенная модель трансформации субъектности в процессе творчества, стартующая с привычной дихотомически фрагментированному уму позиции дуального миропонимания (и, соответственно, видения стоящей задачи из этой же перспективы). В момент выхода творческого потенциала на пик освоения проблемы реализуется потенциал недуально-целостного понимания всей когнитивной ситуации в целом, включая преображение формата связности самого пространства когниции. Когда происходит «выпадение» рожденной в этом акте новой, никогда прежде не бывшей целостности («человек ≡ проблемная ситуация ≡ трансформированное пространство когниции») на аттрактор восстановления утраченного на первом этапе равновесия, ситуация возвращается в привычное дихотомизированное русло. При этом субъект вновь оказывается противопоставлен процессу, обретая пережитое не как живое непосредственное переживание, а как итог, как продукт испытанного и реализовавшегося инсайтного постижения. Показано, что основной модифицируемой инстанцией в этой динамике выступает уровень осознанности индивида, помещающего проблемную ситуацию в фокус своего внимания. Пертурбации когнитивных ресурсов, реализующиеся в данном процессе, производны от параметров состояния сознания личности на разных этапах творческого процесса.

(Результат отражен в:

И.А. Бескова Когнитивная трансмутация субъектности в творчестве // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 38–50).

Поскольку индивидуальное сознание является ключом к пониманию природы реализующегося в науке макросдвига, постольку анализ феноменологии творческой трансформации когниции в процессе познавательной деятельности человека позволяет очертить глубинные истоки инновационности. В этой связи предложена интерпретация динамики творческого процесса, в которой сложностность реализуется как скачок осознанности при преобразовании двойственного модуса мировидения в недуально-целостный. Представлен концепт «мышление посредством сложности» как ресурс трансформации размерности постигаемого от суммативного к целостному.

(Результат представлен в работе:

Бескова И.А. Парадигмальный сдвиг, проявляющий природу человеческого разума // Наука и феномен человека в эпоху цивилизационного макросдвига / Отв. ред. В.Г. Буданов, Л.П. Киященко. М.: Изд-во «Институт Общегуманитарных исследований», 2023).

 

§ 1.3. Философский анализ когнитивных аспектов поэтического творчества (Моркина Ю.С.)

 

Показано, что поэтическое творчество представляет собой один из самых древних, изначальных способов мышления, категоризации и освоения мира человеком. Метафоризация, исторически появившаяся позднее мифологизации, теснит последнюю, становясь одним из основных способов схватывания человеком предметов и явлений мира, способом постижения, в наше время не только актуальным, но и эволюционирующим с развитием современной поэзии и, соответственно, современных форм поэтического мышления. Поэзия и поэтизирование рассмотрены как особый способ мышления, а поэтическое произведение – как система концептов – результат концептуализации самых разнообразных явлений мира, как внешнего, так и внутреннего. В целом, если понимать мир и сознание феноменологически, то поэзия – результат концептуализации культурного горизонта человечества. Но когнитивное значение поэтического творчества как способа мышления в философии долгое время отрицалось, и за поэзией признавалось только эмоциональное значение. Но в отечественной мысли конца XIX века уже содержатся идеи, способные дать начало изучению поэтического мышления, которое как особое направление («когнитивная поэтика») на Западе зародилось лишь в 1980-х гг. Провал в философской мысли, связанный с недооценкой поэтического способа познания мира и человека, обусловлен отождествлением в эпистемологии познания с наукой и признанием истинной ценности только за научными знаниями. При этом игнорировалась роль и высокая рефлективность познания не только поэтического, но и вообще художественного. Продемонстрировано, что, в связи с этим задачей современной эпистемологии является восполнение пробела и восстановление в правах как поэзии в целом (в статусе способа познания), так и процедур поэтизации и метафоризации в качестве исконно-когнитивных, первичных приемов мышления.

Сделан вывод о необходимости возрождения отечественной традиции рассмотрения поэзии как способа мышления и познания (и как особой практики оперирования смыслами), которая имеет более долголетнюю историю существования, чем западная, хотя и без наименования «когнитивная поэтика» (Моркина Ю.С. Поэтическое творчество как способ мышления // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 250–302).

Дано определение искусства как формы самопознания человечества. Показано, что поэт, насколько «личные» содержания он бы ни выражал, в культуре предстает как образ (личности, судьбы), индивидуальный, но в котором сама индивидуальность и неповторимость наделена обобщающей силой. Поставлен вопрос о всеобщем/обобщающем содержании индивидуального и личностного в поэтическом творчестве. Проанализировано значение произведений, в которых поэт выражает личностные содержания для читателя как Другого. Для решения проблемы использованы некоторые понятия и выводы, сделанные Д.Н. Овсянико-Куликовским – представителем Харьковской лингвистической школы, в том числе понятия лирической эмоции (лирического чувства) и поэтической индукции. Факт существования абстрактных эмоций, таких как введенные Д.Н. Овсянико-Куликовским лирические эмоции, требует внимания современных исследователей. Сделан вывод об особой рефлексивности субъекта поэтического творчества как личности, принимающей участие в самопознании человечества (Моркина Ю.С. Субъект поэтического творчества: личное как общечеловеческое // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 67–76).

Показано, что ценности культуры (цивилизации) выполняют в ней познавательную и регуляторную функции, обеспечивая ответ на вопрос о том, что и как следует познавать в целях выживания данной культуры, разрешения ее внутренних противоречий, выхода из кризисных ситуаций. Именно ценности обеспечивают целостность всей культуры в ее универсалиях, а также целостность картины мира каждого отдельного субъекта данной культуры. Ценностно-целевые структуры наиболее чувствительно реагируют на опасность для выживания культуры или отдельного человека в ней, обусловленную потерей адаптивности устаревшим направлением развития. Использовано разработанное В.С. Степиным фундаментальное для анализа культурных процессов понятие культуры как набора надбиологических программ жизнедеятельности и соответствующее им понятие универсалий культуры (Моркина Ю.С. Ценности как фактор культурного развития // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск, Университетская книга. 2023).

 

§ 1.4. Объективация личностного знания как основа индивидуального творчества (Филипенок С.А.)

 

Исследована проблема интерсубъективности личностного знания и индивидуального творчества, соотношение субъективного и интерсубъективного в структуре творческого процесса. Показано, что интерсубъективность личностного знания обусловлена способностью индивида описывать свои субъективные состояния с помощью языка, используемого наравне с членами лингвистического сообщества. Установлено, что следует проводить различие между артикулированным знанием о наших внутренних переживаниях и самими этими переживаниями, непосредственно доступными в субъективном опыте. Личностное знание о нас самих и окружающей действительности, выраженное в языке, перестает быть в собственном смысле слова личностным и становится знанием интерсубъективным, универсальным для культурного сообщества.

Обосновано, что уникальный субъективный опыт может быть выражен посредством так называемого личностного языка. Личностный язык понимается как речевая практика конкретного индивида, в которой грамматические структуры естественного языка наполняются личностным содержанием. Это содержание может не быть напрямую представлено в языковой форме. Однако оно создает тот смысловой контекст, в котором осуществляется речевой акт, и может проявляться не только в способе употребления языковых структур, но и в разнообразных невербальных компонентах этого акта.

Показано, что предложенное основоположником социальной феноменологии А. Шюцем понятие биографически детерминированной ситуации дает возможность описать уникальный событийно-личностный контекст субъекта как носителя неповторимого личностного опыта. Социально одобренные типизирующие конструкты структурируют этот опыт, позволяют взаимодействовать с окружающими людьми и формировать представления о знании другой личности. Это придает интерсубъективный статус нашему личностному знанию, возникающему в определенной биографически детерминированной ситуации (Филипенок С.А. Субъективное и интерсубъективное в структуре творческого процесса // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 346–360).

Показано, что личностное знание содержит в себе интерсубъективные структуры. Разнообразные интерсубъективные факторы формирования опыта, взаимодействуя друг с другом, порождают уникальный смысловой контекст, который находит выражение в конкретных субъективных переживаниях. Эти переживания не могут быть исчерпывающим образом выражены во всем богатстве и уникальности своего содержания и постижимы только самим субъектом. На основе анализа философа науки и ученого XX в. М. Полани модели индивидуального сознания сделан вывод, что в творческом процессе происходит воплощение в общезначимой форме оказавшегося в фокусе сознания объекта того особого смысла, которым он наделен для самого субъекта. Продемонстрировано, что данное на периферии сознания неявное знание также может стать интерсубъективным. Оно может оказаться в фокусе внимания, что создает условия для его артикуляции. В таком случае оно трансформируется в эксплицитное знание, меняется его статус: знание, прежде бывшее неявным, обретает новые смыслы. Как следствие, трансформируется вся когнитивная ситуация, в итоге в качестве имплицитных предпосылок познавательного процесса выступают иные компоненты. Показано, что расположенное на периферии сознания неявное знание может стать интерсубъективным не только в эксплицитной форме (в результате языковой артикуляции), но и в качестве имплицитных предпосылок объективированного знания (Филипенок С.А. Объективация личностного знания в творческом процессе / Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 85–90).

Исследована творческая природа практического знания, лежащего в основе обыденного опыта. Показано, что воспроизведение человеком в его повседневной активности социальных образцов приводит к их преобразованию, превращению их в компоненты его субъективного опыта и наделению их уникальными личностными смыслами. В таком качестве они выступают как предпосылки познавательной, в том числе и подлинно творческой, деятельности. Обыденный опыт содержит в себе огромный пласт неявного знания, который в значительной степени определяет творческий характер процесса мышления (Филипенок С.А. Творческий потенциал обыденного опыта // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва, 20–21 июня 2023 г. Материалы международной конференции. Курск: Университетская книга, 2023).

 

§ 1.5. Принципы научного постнеклассического подхода к научно-теоретическому и практико-ориентированному анализу перспектив применения современных Hi-tech цифровых технологий, и разработка технологий этико-гуманитарной экспертизы (Ярославцева Е.И.)

 

Постнеклассический междисциплинарный подход позволяет составить целостное научное представление о человеке в мире с наиболее близких практико-когнитивных позиций, когда для каждого индивида представления об электромагнитных силах уже не абстракция из учебника, а осознаваемая реальность. Данное обстоятельство позволяет мыслить собственное развитие как фактор роста, расширение индивидуального потенциала. Живое вырабатывает способность самосохранения своих потенций, их умножения, создавать опору, используя новые Hi-tech устройства – киберсистемы. Человек расширил системы коммуникации, используя компьютерные сети и комплексы программных решений для персонально настраиваемых цифровых инструментов. Человекоразмерное виртуальное пространство становится потенциально творческой средой, насыщенной устройствами, активность которых порождает сам человек. Возникают соответствующие профессиональные сферы разработки электронных устройств, значимых для психологического и эмоционального состояния человека. (Данная тематика представлена в: Ярославцева Е.И. Постнеклассическая модель науки и творческий потенциал человека в киберсреде / Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск, Университетская книга. 2023);

Философия как человеческая деятельность имеет много свойств, отражающих культуру народа, его базовые свойства, которые помогают понимать природу и поддерживают взаимоотношения с окружающим миром и людьми. В философско-культурном подходе отражаются не только абстрактные представления, которые требуют развитой критической рефлексии. Эмоционально-психологические состояния, несущие опыт целостного восприятия мира, есть у каждого человека, объединяя всех в едином культурном пространстве. Но нередко ориентированная на человека философия включает в свой круг и других, полагая, что мир для всех выглядит одинаково, не всегда отличая свой образ от иных. При этом такие мировоззренческие представления обнаруживаются в кризисных ситуациях, заставляя обращать внимание на значимость различий. И только профессионально подготовленный человек, ученый, способен в рамках научного подхода описать их существенные особенности, поставить и решать вопрос об установлении баланса в отношениях, способен понижать риски деструктивных коммуникаций (Результат представлен в: Ярославцева Е.И. Человеческое смыслополагание: российский формат // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 91–103).

Современная наука стала областью пристального внимания, поскольку открывает перед человеком все больше возможностей, позволяет творить новые техно-среды, сети цифровых коммуникаций, а также активно требует выявления человеческих смыслов, гуманистических сопряжений в среде интерактивного общения. Показано, что наука – не только эффективный инструмент развития знания, помогающий человеку овладеть ресурсами природы и сформировать более тесные культурные взаимодействия. Она также и смысловой концепт, определяющий человекоразмерность исследовательских принципов, понимание неизбежных рисков, возникающих при освоении пространства свободы. Показано, что научно-технологическая база цифрового и квантового формата повышает скорость обработки информации, но еще не обеспечивает должного баланса развития, предоставляя лишь возможность будущего, которое еще необходимо обустроить.

(Результат отражен в: Ярославцева Е.И. Смысл цифровых и квантовых технологий в практике человека // Время решающих перемен: «звездный час» науки? (ХХI Фроловские чтения). – М.: КАНОН+, 2023. С. 402–411).

В современных развивающихся средах цифровой коммуникации происходят постоянные обновления, развиваются разные приспособления для управления стерео-объектами внутри стерео-среды, активно используется все, что имитирует учебное и техно-пространство для совместных взаимодействий. Цифровые объекты, порожденные программируемыми счетно-вычислительными устройствами, имитируют предметную и коммуникативную сферу, создавая специфическую сеть. Показано, насколько понятие виртуальности сопрягается со сферой техники, с современными цифровыми решениями и разворачивает потенциальные коммуникации человека. Обосновано, какую роль играет виртуальность в процессе познания мира. А поскольку человек играет в культуре ведущую роль, важен постнеклассический подход для понимания возникающих перспектив.

(Результат представлен в:

Ярославцева Е.И. Понимание виртуальности в цифровых имитациях расширяющихся техно-коммуникаций человека // Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании, медиа и в других областях: XV Международная научно-практическая конференция, Москва, 3–5 апреля 2023 г.: Материалы и доклады / под общей редакцией О.Н. Раева. М.: ИПП «КУНА», 2023. С. 336–343).

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ


  • 1. Перечень опубликованных книг:

 Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2023. 430 с. 300 экз. ISBN 978-5-91932-025-8.

  • 2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания:

 1. Смирнова Н.М.Образ и знак на перекрестье телесно-ориентированной эпистемологии и когнитивной лингвистики // Философия науки и техники. 2023. Т. 28. № 2. С. 5–19. DOI: 10.21146/2413-9084-2023-28-2-5-19. ISSN 2413-9084 (Print), ISSN 2658-7297 (Online) Scopus, RSCI. 

2. Смирнова Н.М. Социально-феноменологическая эпистемология А. Шюца в письмах к А. Гурвичу 1950–1951 годов // Вопросы социальной теории: Научный альманах. Том XV. 2023. Экофилософские перспективы цивилизационного развития России / Под общ. редакцией Ю.М. Резника. – М.: Издательство Независимого института гражданского общества, 2023. С. 66–74. DOI: 10.30936/2227_7951_2023_15_66-74. ISSN 2227-7951.

3. Смирнова Н.М. Философия творчества на VIII российском философском конгрессе // Вестник Российского философского общества. 2022. Вып. 3-4 (101-102). М.: РФО, 2023. С. 235–244. DOI: 10.21146/1606_6251_2022_3/4_235-244. ISSN 1606-6251. 

4. Смирнова Н.М. Концепт конструктивного реализма В.А. Лекторского в анализе проблем современной эпистемологии // Конструктивизм, реализм, человек. К 90-летию В.А. Лекторского / под ред. Е.О. Труфановой. – М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2023. С. 116–135. ISBN 978-5-98712-934-0. 334 с.

5. Смирнова Н.М. В.А. Лекторский – выдающийся организатор науки // Конструктивизм, реализм, человек. К 90-летию В.А. Лекторского / под ред. Е.О. Труфановой. – М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2023. С. 275–278. ISBN 978-5-98712-934-0. 334 с.

6. Смирнова Н.М. Творчество как предмет философского исследования // Философия в полицентричном мире. К 100-летию со дня рождения А.А. Зиновьева: избранные труды VIII Российского философского конгресса. 2-е, доп. изд. / Российское философское об-во, Институт философии РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, под ред. акад. А.В. Смирнова, проф. Ю.М. Резника. – М.: изд-во ООО «Сам полиграфист», 2023. С. 515–523. ISBN 978-5-00166-924-1. – 784 с.

7. Смирнова Н.М. Творчество как предмет междисциплинарного исследования // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 18–25. ISBN 978-5-91932-025-8.

8. Смирнова Н.М. Воображение и смысл: трансценденталистское понимание и когнитивно-лингвистические импликации // Трансцендентальный поворот в современной философии – 8: Метафизика, эпистемология, трансцендентальная когнитивистика и искусственный интеллект. Москва, ГАУГН-РГГУ, 20–22 апреля 2023 г. М.: РГГУ, 2023. С. 150–154. 

9. Смирнова Н.М. Образные схемы в структуре творческого смыслополагания // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 181–220. ISBN 978-5-91932-025-8.

10. Смирнова Н.М. Предисловие // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 10–16. ISBN 978-5-91932-025-8.

11. Смирнова Н.М. Концепция исторических типов рациональности В.С. Степина и методология социального анализа // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск: Университетская книга, 2023. 

12. Смирнова Н.М. Вклад В.С. Степина в развитие методологии социального анализа // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск: Университетская книга, 2023.

13. Бескова И.А. Смыслообразование как эпистемологический феномен // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 106–180. ISBN 978-5-91932-025-8.

14. Бескова И.А. Когнитивная трансмутация субъектности в творчестве // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 38–50. ISBN 978-5-91932-025-8.

15. Бескова И.А. Парадигмальный сдвиг, проявляющий природу человеческого разума // Наука и феномен человека в эпоху цивилизационного макросдвига / Отв. ред. В.Г. Буданов, Л.П. Киященко. М.: Изд-во «Институт Общегуманитарных исследований», 2023.

16. Бескова И.А. Парадигмальный сдвиг в индивидуальном сознании // Наука и феномен человека в эпоху цивилизационного макросдвига / Отв. ред. В.Г. Буданов, Л.П. Киященко. М.: Изд.во «Институт Общегуманитарных исследований», 2023. 

17. Бескова И.А. К вопросу об изоморфизме двух типов знания // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск: Университетская книга, 2023. 

18. Моркина Ю.С. Субъект поэтического творчества: личное как общечеловеческое // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 67–76. ISBN 978-5-91932-025-8.

19. Моркина Ю.С. Поэтическое творчество как способ мышления // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 250–302. ISBN 978-5-91932-025-8.

20. Моркина Ю.С. Ценности как фактор культурного развития // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск: Университетская книга, 2023. 

21. Филипенок С.А. Субъективное и интерсубъективное в структуре творческого процесса // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 346–360. ISBN 978-5-91932-025-8.

22. Филипенок С.А. Объективация личностного знания в творческом процессе // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 85–90. ISBN 978-5-91932-025-8.

23. Филипенок С.А. Творческий потенциал обыденного опыта // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск: Университетская книга, 2023. 

24. Ярославцева Е.И. Цифровой инжиниринг: о рисках имитации и природе абсурда // Науковедческие исследования. 2022. № 2. С. 84–107. DOI: 10.31249/scis/2022.02.06. ISSN 2658–5405.

25. Ярославцева Е.И. Смысл цифровых и квантовых технологий в практике человека // Время решающих перемен: «звездный час» науки? М.: КАНОН+, 2023. С. 402–411. ISBN 978-5-88373-750-2.

26. Ярославцева Е.И. Человеческое смыслополагание: российский формат // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9, 2023: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 91–103. ISBN 978-5-91932-025-8.

27. Ярославцева Е.И. Понимание виртуальности в цифровых имитациях расширяющихся техно-коммуникаций человека // Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании, медиа и в других областях: XV Международная научно-практическая конференция, Москва, 3–5 апреля 2023 г.: Материалы и доклады / под общей редакцией О.Н. Раева. М.: ИПП «КУНА», 2023. С. 336–343. ISBN 978-5-98547-144-1.

28. Ярославцева Е.И. Постнеклассическая модель науки и творческий потенциал человека в киберсреде // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Москва 20–21 июня, 2023. Материалы международной конференции. Курск: Университетская книга, 2023.