Институт Философии
Российской Академии Наук




  2013 год
Главная страница » » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора » 2013 год

2013 год

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СЕКТОРА

ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ

ЗА 2013 г.

 

 

Общая характеристика важнейших научных достижений сектора за отчетный период (важнейшие результаты законченных фундаментальных и прикладных исследований).

 

Проведен анализ проблемы творчества с позиции новейших достижений когнитивной науки и неклассической эпистемологии. Для исследования творчества развиваются новые, нетрадиционные подходы: телесный, натуралистический, конструктивистский, нелинейно-динамический, феноменологический. Исследуются личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы развития и тренировки креативного мышления, креативность при создании систем искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики различных видов творческой деятельности человека – научного творчества, инженерного творчества, мифопоэтического творчества, философского творчества, актерского, поэтического и музыкального творчества, а также творчества в процессе образования. Исследуются сложная структура человеческого сознания и мира личностных смыслов, роль сознательного, осознаваемого и подсознательного или, как говорил К.С. Станиславский, сверхсознательного в творчестве. Показывается, что в творчестве проявляют себя такие феномены сложного познания, как визуальное мышление, телесное мышление, изменение восприятия времени, энактивность восприятия и мышления (Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 520 с. ISBN 978-5-88373-331-3).

Осуществлено исследование воображения как проблемы эволюционной эпистемологии. К анализу этой традиционной для эпистемологии проблемы привлечены данные современных когнитивных наук, наук о жизни, нейронауки, т.е. проблема рассмотрена в междисциплинарной перспективе. Способность продуктивного воображения проанализирована в связи с новейшими исследованиями креативности, творческих способностей человека. Исследование воображения помещен в контекст современных дискуссий о ментальных образах, перцептивном мышлении, роли визуализации, встроенной в игры разума, в ментальные процессы, происходящие в различных состояниях сознания. Феномен воображения рассмотрен в связи проблемами индивидуальной, телесной и духовной, культурной и социальной составляющих познавательных процессов. (Проблема воображения в эволюционной эпистемологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Е.Н.Князева. - М.: ИФ РАН, 2013. - 207 с. - ISBN 978-5-9540-0242-3).

Рассмотрен широкий комплекс вопросов, относящихся к анализу эвристического потенциала и когнитивных границ концепта интерсубъективности в науке и философии. Показано, что когнитивные истоки концепта интерсубъективности в западноевропейской философии восходят к парадигме (пост)неклассической рациональности. Они отражают углубление и усложнение философских представлений о процессе познания, месте человека в природе, культуре и социальности, адекватных новым социальным и когнитивным вызовам ХХI века. На материале философии и когнитивных наук продемонстрирована высокая эвристическая ценность понятия интерсубъективности как инструмента анализа проблем философской эпистемологии (например, эволюционной эпистемологии, артикулирующей роль телесных параметров в анализе когнитивных практик), неклассического естествознания (философско-методологических проблем инновационной сложности, философии искусственного интеллекта), когнитивных социальных наук (социологии, социальной психологии, культурологи). (Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Н.М. Смирнова. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - 520 с (Гриф ИФ РАН, 25 п.л.))

Исследованы  когнитивные функции воображения в научном и философском мышлении. Показано, что вариативность трактовок когнитивной роли концепта воображения в европейском историко-философском контексте  от античности до наших дней позволяет сделать вывод  о его когнитивной амбивалентности, «пограничной роли» между чувственностью и рациональным мышлением. Сравнительный анализ когнитивной роли воображения в концепциях И. Канта, Э. Гуссерля и П. Рикёра позволил сформулировать новые подходы к изучению соотношения пиктографической (изобразительной) функции метафоры и пространственной компоненты образов воображения на основе понятийных конструктов «расщепленный смысл», «расколотая референция», предикативное напряжение». Показано, что новые подходы к пониманию соотношения воображения и метафоры апеллируют к эволюционно-эпистемологической парадигме и заимствуют ее концептуальныне инструменты (квази-телесная экстернализация, ре-энактивация и т.п.) (Смирнова Н.М. Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: ИФ РАН, 2013 С. 9-29).

Эксплицирован когнитивный горизонт и эвристический потенциал концепта интерсубъективности, исследованы его смысловые коннотации и инструментальные функции в различных дисциплинарных контекстах. Показано, что концепт интерсубъективности обнаруживает высокий эвристический потенциал как в собственно философских исследованиях  в области социальной философии (проблема генезиса социальной связи) и эпистемологии (проблема обоснования), а также в философско-методологическом анализе актуальных проблем когнитивных наук (инновационной сложности, искусственного интеллекта, социологии коммуникации). (Смирнова Н.М. Когнитивный анализ феноменологической концепции интерсубъективности  // Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М. М., Канон +, 2013. С.47-69).

Показано, что глубинная сущность всякого творчества, начиная с художественного и заканчивая научным и любым иным творчеством, заключается в том, что оно постоянно порождает парадоксы. Гениальность – квинтэссенция творчества. И если в творчестве обычного человека парадоксы появляются только периодически, творчество гения представляет собой один непрерывный парадокс. Парадоксы – постоянное, дружеское окружение гения. Особенно наглядно связи творчества с парадоксами проявляется в так называемых формальных науках: логике и математике. Выводы, касающиеся неизбежной парадоксальности логико-математического творчества, распространяются на всякое творчество. Продемонстрировано, что парадоксальным является не только творчество, но и сам процесс обучения творчеству (Ивин А.А. «…И гений, парадоксов друг…» // Эпистемология креативности. М.: Канон+, 2013. С. 48-81.)

Обосновано, что обычное определение воображения как познавательной способности создания образов, ранее не воспринимавшихся человеком, является чрезмерно узким. Воображение связано не только с формированием чувственных образов, но и с образованием понятий. Воображение стоит также в связи с двойственными, образно-понятийными выражениями, играющими в одних случаях роль образов, а в других – понятий. Если же предполагается, что воображение способно давать только новые образы, но не новые понятия или своеобразные образно-понятийные единства, понятие воображения лишается прямого отношения к эволюционной эпистемологии, говорящей о развитии знания (Ивин А.А. Воображение: оппозиция описания и оценки // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013. С. 53-71.)

Проанализированы основные особенности глобального кризиса современного человечества в его экологическом и социально-экономическом измерениях. Выявлено значение духовного прогресса для преодоления данного кризиса. Духовный императив представляется как главный фактор предотвращения инволюционных тенденций в развитии человека и социума (Горелов А.А. Лекарство от бессмысленности. Духовность. Целостность. Индивидуальность. М.: Летний сад, 2013. 600 с. 35 п.л., 500 экз., 60 х 84/16, ISBN 978-5-98856-168-5.)

Выработан взгляд на научное исследование как многомерный и многолинейный процесс. Среди множества факторов, обусловливающих процесс научных открытий, на первом месте стоит активная целеполагающая деятельность познающего субъекта. Во всем потоке познавательно-практической деятельности выделен целый ряд планов, линий или направлений, вех его развития. Каждый план имеет свою динамику, логику и законы развития. В то же время они подчиняются общим закономерностям этого потока как стохастического процесса. Внутри этого комплекса выделены интенциальный и неинтенциальный планы. Первый – это план сознательных целей, намерений и действий исследователя; второй – план внешних событий, влияющих на поисковый процесс помимо сознательных намерений исследователя. Одним из условий открытий является множественность исследовательских направлений. Охарактеризованы взаимоотношения этих направлений, а также продуктивность их кооперативного функционирования, определены методологические следствия многолинейного диалогического характера поискового процесса. (Майданов А.С. «Ползущий спрут» научного исследования // Эпистемология креативности. Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: Канон+, 2013. С. 316-361).

Установлено, что в текстах индийских вед вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали динамику мира, его целостность и единство. Под этим углом зрения выявлены известные древним ариям характеристики таких небесных тел и соответствующих им божеств как Солнце, Земля, Луна, звёзды и планеты. Установлена генеалогия этих божеств, а также отношения между ними как мировыми акторами. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, при том природного и социального. Выявлена логика постижения древними мудрецами действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного (Майданов А.С. Динамика мира и её субъекты в ведийской космологии. Ч.1, 2 // Философия и культура. 2013. № 3. С. 337-349; № 4. С. 487-498).

Показана роль трансцендентального воображения в конституировании понятий, в том числе философских, и с помощью теории сложных систем раскрыты механизмы работы трансцендентального воображения. (Моркина Ю.С. Роль воображения в философии: эмпирическое и трансцендентальное // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013. С. 137-142. (ISBN 978-5-9540-0242-3))

Разработано понятие антропокосма – человекоразмерного мира, конституированного познающим субъектом в процессе познания, и показана связь антропокосма с мезокосмом (миром, к которому биологический человек эволюционно приспособлен) (Моркина Ю.С. Мезокосм и антропокосм: когнитивный, онтологический, эстетический аспекты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №9. С. 282-290. (ВАК, РИНЦ, http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/2013_9.pdf)

 

 

Перечень опубликованных книг с аннотациями

 

Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 520 с. (Гриф ИФ РАН, 32,5 п.л., 1000 экз., 60х90 1/16, ISBN 978-5-88373-331-3).

В книге анализируются проблемы творчества с позиции новейших достижений когнитивной науки и неклассической эпистемологии. Рассматривая творчество в контексте эпистемологических проблем, авторы книги развивают новые, нетрадиционные подходы: телесный, натуралистический, конструктивистский, нелинейно-динамический, феноменологический. Исследуются личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы развития и тренировки креативного мышления, креативность при создании систем искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики различных видов творческой деятельности человека – научного творчества, инженерного творчества, мифопоэтического творчества, философского творчества, актерского, поэтического и музыкального творчества, а также творчества в процессе образования. Исследуются сложная структура человеческого сознания и мира личностных смыслов, роль сознательного, осознаваемого и подсознательного или, как говорил К.С. Станиславский, сверхсознательного в творчестве. Показывается, что в творчестве проявляют себя такие феномены сложного познания, как визуальное мышление, телесное мышление, изменение восприятия времени, энактивность восприятия и мышления. Книга адресована специалистам по философии и смежным дисциплинам, а также широкому кругу читателей, стремящихся улучшить практику жизни и продуктивность своего творчества.

Проблема воображения в эволюционной эпистемологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Е.Н.Князева. М.: ИФ РАН, 2013. 207 с. (Гриф ИФ РАН, 13 п.л., 500 экз., 60х84 1/16, ISBN 978-5-9540-0242-3).

В центре внимания авторов сборника – воображение как проблема эволюционной эпистемологии. К анализу этой традиционной для эпистемологии проблемы привлекаются данные современных когнитивных наук, наук о жизни, нейронауки, т.е. проблема обсуждается в междисциплинарной перспективе. Способность продуктивного воображения рассматривается в связи с новейшими исследованиями креативности, творческих способностей человека. Исследование воображения помещается в контекст современных дискуссий о ментальных образах, перцептивном мышлении, роли визуализации, встроенной в игры разума, в ментальные процессы, происходящие в различных состояниях сознания. Воображение исследуется в связи проблемами индивидуальной, телесной и духовной, культурной и социальной составляющих познавательных процессов

Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Н.М. Смирнова. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 520 с (Гриф ИФ РАН, 25 п.л.)

В книге рассмотрен широкий комплекс вопросов, относящихся к анализу эвристического потенциала и когнитивных границ концепта интерсубъективности в науке и философии. Показано, что когнитивные истоки концепта интерсубъективности в западноевропейской философии восходят к парадигме (пост)неклассической рациональности. Они отражают углубление и усложнение философских представлений о процессе познания, месте человека в природе, культуре и социальности, адекватных новым социальным и когнитивным вызовам ХХI в. Коллектив авторов на материале философии и когнитивных наук демонстрирует высокую эвристическую ценность понятия интерсубъективности как инструмента анализа проблем философской эпистемологии (напр., эволюционной эпистемологии, артикулирующей роль телесных параметров в анализе когнитивных практик), неклассического естествознания (философско-методологических проблем инновационной сложности, философии искусственного интеллекта), когнитивных социальных наук (социологии, социальной психологии, культурологии), в изучении социокультурного опыта кросс-культурных коммуникаций. Содержание книги отражает когнитивную многомерность и междисциплинарный статус понятия интерсубъективности. Издание адресовано специалистам в области философии и когнитивных наук, а также широкому кругу научной и философской общественности.

Морен Э. Метод. Природа Природы / Эдгар Морен; перевод и вступительная статья Е.Н. Князевой. Изд. 2-е, доп. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 488 с. (Гриф ИФ РАН, 30,5 п.л., 800 экз., 60х90 1/16, ISBN 978-5-88373-359-7).

«Метод» – главное сочинение выдающегося французского философа и социолога, известного своими трансдисциплинарными ислледованиями и отстаивающегой необходимость реформы мышления, радикального изменения метода познания, чтобы постигнуть сложность реального мира, приблизиться к раскрытию глубинной тайны вещей. В настоящем издании с позиции общей теории систем и современной теории самоорганизации излагаются оригинальные воззрения автора на природу сложных формообразований и человека, процессы жизни и познания, развитие человечества.

Горелов А.А. Лекарство от бессмысленности. Духовность. Целостность. Индивидуальность. М.: Летний сад, 2013. 600 с. 35 п.л., 500 экз., 60 х 84/16, ISBN 978-5-98856-168-5.

В XIX-XX вв. в философии обсуждалась проблема духовного кризиса общества. XXI век не прибавил оптимизма в отношении перспектив духовного развития. Ныне и в философии, и в искусстве, и в религии много говорится о бездуховности современного массового человека и социума. В эпоху духовного кризиса, ответственного за все другие кризисы человечества – экологический, экономический и т.д. - приходится вновь обращаться к рассмотрению значения духовного прогресса. В данной работе обоснование нескольких взаимосвязанных положений строится на их возведении к общему понятию духа. Автор основывается на богатой традиции обсуждения проблемы духовности, но предлагает свой вариант ее решения.

Ивин А.А. Теория и практика аргументации. Базовый курс. Учебник для бакалавров. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2013. 304 с. (Гриф Минобрнауки РФ. 15,8 п.л., 1000 экз., 84х108 1/32, ISBN 978-5-9916-2329-2).

В учебнике анализируются основные способы воздействия речью на убеждения людей. Учитываются три составляющие ситуации убеждения: речь, призванная внушить определенные идеи; говорящий, или оратор; аудитория, к которой обращена речь. При описании способов убеждения основное внимание уделяется прямому или косвенному подтверждению в опыте, примерам и иллюстрациям, теоретическим доводам, ссылкам на традицию, здравый смысл и вкус, ловушкам языка, искусству полемики и дискуссии. Упор делается не только на теоретическом анализе приемов убеждения, но и на практике их применения. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Учебник предназначается в первую очередь для студентов и преподавателей гуманитарных специальностей. Он может использоваться также всеми, кто желает усовершенствовать свое искусство убеждать.

Ивин А.А. Социальная философия. Базовый курс. Учебник для бакалавров. 2-ое издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2013. 511 с. (Гриф Минобрнауки РФ. 26,78 п.л., 1000 экз., 84х108 1/32, ISBN 978-5-9916-2396).

В учебном пособии анализируются основные идеи и проблемы современной социальной философии. Подход к истории как последовательности сменяющих друг друга эпох объединяется с представлением о каждом периоде истории как системе цивилизаций, руководствующихся собственными ценностями. Особое внимание уделяется вопросу о возможности динамических или статистических «законов» истории, представляющей собой совокупность единичных, не повторяющихся событий, смыслу истории, современному обществу и исторически обозримым перспективам его развития, социальным институтам, факторам устойчивости общества и его динамики, понятиям свободы, равенства и справедливости. Философская антропология и философия социального познания рассматриваются как разделы социальной философии. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Книга рассчитана на студентов социальных и гуманитарных факультетов.


Перечень научных статей (включая статьи аспирантов Института)

1)                 Бескова И.А. Творческая одаренность: природа, предпосылки, проявления // Эпистемология креативности (Отв. ред. Е.Н. Князева). М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 204-272. - 2.5 а.л.;

2)                 Бескова И.А. Интеллект – воображение – творчество: подходы и решения» / Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: Изд-во ИФРАН, 2013. С. 72-90. (1 а.л.); Горелов А.А., Ильина Я.В. Воображение и истина // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Е.Н. Князева. М.: ИФ РАН, 2013. С. 105-125 (0,5 п.л.) – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0242-3;

3)                 Горелов А.А. Роман Л. Толстого «Воскресение» и проблема этического выбора [Текст] // Философия и культура. 2013. № 9. С. 1233-1243 (1 п.л.) (ВАК, РИНЦ, ISSN 199-2793, DOI 10.7256/1999-2793.2013.01.11, http://elibrary.ru/item.asp?id=18911776);

4)                 Горелов А.А. Мировая тенденция социальной интеграции и перспективы интеграции на постсоветском пространстве [Текст] // А.А. Горелов Реинтеграция и интеграция братских народов постсоветских республик – историческая необходимость современности / Состав. и отв. ред. Д.В. Джохадзе. – М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2013. 600 с. С. 74-79. (0,5 п.л.) ISBN 978-5-88373-333-7;

5)                 Ивин А.А. «…И гений, парадоксов друг…» // Эпистемология креативности. М.: Канон+, 2013. С. 48-81;

6)                 Ивин А.А. Воображение: оппозиция описания и оценки // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013  (1 а.л.);

7)                 Ивин А.А. Тема патриотизма в отечественной культуре // Проблемы российского самосознания: патриотизм, гражданственность и отечественная культура. М.-Белгород, 2013. (0,5 а.л.);

8)                 Ивин А.А. Поль Рикёр о социальной справедливости // Мудрость философии: творческий путь Поля Рикёра. М.: ИФ РАН, 2013 (0,35 а.л.);

9)                 Ивин А.А., Никитина И.П. Классическое и неклассическое определения ценности // Философия и ценности современной культуры. Минск: 2013. (0,5 а.л.);

10)             Кибальчич А.Г. Музыкальное творчество: философско-методологический анализ // Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 499-511;

11)             Князева Е.Н. Предисловие // Эпистемология креативности / Отв. редактор Е.Н. Князева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 3-8. (0,4 а.л.);

12)             Князева Е.Н. Природа креативности в зеркале креативности природы // Эпистемология креативности / Отв. редактор Е.Н. Князева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С.10-47 (2,5 а.л.);

13)             Gershenson C., Csermely P., Erdi P., Hofkirchner W., Knyazeva H., Laszlo A. The Past, Present and Future of Cybernetics and Systems Research // arXiv:1308.6317 [nlin.AO] 31 August 2013;

14)             Князева Е.Н. Предисловие // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013. С.7-8 (0,1 а.л.);

15)             Князева Е.Н. Глаз ума: понятия ментальных образов и воображения от Беркли до современной когнитивной науки // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013. С. 30-51 (1,2 а.л.);

16)             Князева Е.Н. Эдгар Морен в поисках метода познания сложного // Морен Э. Метод. Природа Природы / Эдгар Морен; перевод и вступительная статья Е.Н. Князевой. Изд. 2-е, доп. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С.5-26. (1,7 а.л.);

17)             Князева Е.Н. Интерсубъективность с позиции энактивизма // Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М. М., Канон +, 2013 С. 106-122. (1 а.л.);

18)             Князева Е.Н. Методология организации активных инновационных сред // Организация саморазвивающихся инновационных сред. М.: Когито-Центр, 2012. С. 48-59 (0,7 а.л.) (в отчет 2012 года не вошла!);

19)             Князева Е.Н. Социальная сложность: самоорганизация, тренды, инновации // Общество: философия, история, культура. 2013. № 1. С. 20-28. (0,9 а.л.) (РИНЦ, http://elibrary.ru/download/84085976.pdf);

20)             Князева Е.Н. Когнитивная сложность // Философия науки. Вып. 18. Философия науки в мире сложности. М.: ИФ РАН, 2013. С.81-94. (0,8 а.л.) (РИНЦ);

21)             Князева Е.Н. Инновационная сложность с позиции энактивизма // Философский журнал. 2013. № 1 (10). С.121-134. (1,1 а.л.). (ВАК, РИНЦ, ISSN 2072-0726);

22)             Князева Е.Н. Коммуникативная сложность // Вестник Томского Государственного педагогического университета. 2013. № 5 (133). С.110-118. (1,1 а.л.). (ВАК, РИНЦ, ISSN 1609-624X, http://elibrary.ru/download/44947183.pdf);

23)             Князева Е.Н. Атомизм и холизм в современной теории сложности // Философия и культура. 2013. № 6. С. 736-745;

24)             Князева Е.Н. Сложное мышление: Э. Морен, Ф. Варела, К. Майнцер // Философия мышления. Одесса: Печатный дом, 2013. С. 17-38. (1,2 а.л.);

25)             Князева Е.Н. Перспективы экологического эволюционизма // Вестник Московского Государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии». 2013, № 1. С.13-25. (0,8 а.л.) (РИНЦ, ISSN 2225-2517, http://mggu-sh.ru/sites/default/files/knyazeva.pdf);

26)             Князева Е.Н. Среда управления как коэволюционный ландшафт // Рефлексивные процессы и управление / Под ред. В.Е. Лепского. М.: «Когито-Центр», 2013. С.206-209. (0,3 а.л.);

27)             Князева Е.Н. Когнитивная биология и биомедицина: способы междисциплинарного синтеза // Философские проблемы биологии и медицины. Выпуск 7: Естественнонаучный и гуманитарный полилог. М.: Изд-во «Принтберри», 2013. С.46-51. (0,4 а.л.);

28)             Князева Е.Н. Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. 2013, № 10. С. 91-104 (ВАК, РИНЦ, ISSN 0042-8744, http://www.vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=835&Itemid=52);

29)             Майданов А.С. Отображение и воображение как виды деятельности архаического человека // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013. С. 143–165;

30)             Майданов А.С. Динамика мира и её субъекты в ведийской космологии. Ч. I // Философия и культура. 2013. № 3. С. 337–349. (ВАК, РИНЦ, ISSN 1999-2793, DOI 10.7256/1999-2793.2013.01.11);

31)             Майданов А.С. Динамика мира и её субъекты в ведийской космологии. Ч. II // Философия и культура. 2013. № 4. С. 487–498. (ВАК, РИНЦ, ISSN 1999-2793, DOI 10.7256/1999-2793.2013.01.11);

32)             Майданов А.С. «Ползущий спрут» научного исследования // Эпистемология креативности. Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: Канон+, 2013. С. 316-361;

33)             Майданов А.С. Источники и методы мифотворчества в индийских ведах // Эпистемология креативности. Отв. ред. Е.М. Князева. М: Канон+, 2013. С. 415–433.;

34)             Майданов А.С. Инверсный образ Вселенной в индийских ведах // Философские исследования. 2013. № 1. С. 60–89. (Ulrich's Periodicals Directory, РИНЦ, ISSN 2306-0174, DOI 10.7256/2306-0174.2013.1.223, http://e-notabene.ru/fr/article_223.html);

35)             Майданов А.С. Боги как акторы Вселенной // Философские исследования. 2013. № 7. С. 496–579. (Ulrich's Periodicals Directory, РИНЦ, ISSN 2306-0174, DOI 10.7256/2306-0174.2013.7.644, http://e-notabene.ru/fr/article_644.html );

36)             Моркина Ю.С. Автор премудрый: знания и смыслы в поэтическом творчестве // Эпистемология креативности. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 476-498 (ISBN 978-5-88373-331-3);

37)             Моркина Ю.С. Роль воображения в философии: эмпирическое и трансцендентальное // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013. С. 137-142 (ISBN 978-5-9540-0242-3);

38)             Моркина Ю.С. Интерсубъективность как трансляция смыслов// Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М. М., Канон +, 2013.  С. 313-323 (0,7 а.л);

39)               Моркина Ю.С. Творческая ситуация // Философия и культура. 2013. № 6 (66). С. 842-851. (ВАК, РИНЦ, DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.7776, http://www.nbpublish.com) (ВАК, РИНЦ, DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.7776);

40)             Моркина Ю.С. Мезокосм и антропокосм: когнитивный, онтологический, эстетический аспекты // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. №9 (137). С. 282-290. (ВАК, РИНЦ, УДК 11, http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/2013_9.pdf) (ВАК, РИНЦ)

41)             Моркина Ю.С. Интерсубъективность интерпретации произведения // Интерсубъективность в науке и философии (отв. ред. Смирнова Н.М.). М., Канон +, 2013.  С.349-363.  (1 а.л.);

42)             Новоселов М.М. Абстракция и лики творчества (Мысли вслух) // Эпистемология креативности. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 82-103. (ISBN 978-5-88373-331-3);

43)             Новоселов М.М. Воображение и абстракция в контексте научного творчества (интервальный аспект) // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013. С.91-104 (ISBN 978-5-9540-0242-3);

44)             Агошкова Е.Б., Новоселов М.М. Интервальность в структуре научных теорий // Вопросы философии. 2013. №4. C. 44-69. (ВАК, РИНЦ);

45)             Пилюгина М.А. Воображение как способ познавательной деятельности // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: ИФ РАН, 2013. С.195-205;

46)             Смирнова Н.М., Демченко Л.М. Трансценденталистская ориентация когнитивного анализа творчества // Эпистемология креативности. Канон +, 2013. С. 104-129;

47)             Смирнова Н.М. Воображение в структуре когнитивных практик // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М., 2013. С.9-29;

48)             Смирнова Н.М. О книге В.А. Лекторского. Вопросы философии. 2013, № 4. С. 176-179. (ВАК, РИНЦ, ISSN 0042-8744, http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=735&Itemid=44);

49)             Смирнова Н.М. Автономова Н.С. Философский язык Ж. Деррида // Вопросы  философии. 2013. № 6. 181-185. (ВАК, РИНЦ, ISSN 0042-8744, http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=766&Itemid=44);

50)             Cмирнова Н.М. Неофункционализм в философии сознания: эвристический потенциал и когнитивные границы // Проблема сознания в междисциплинарной перспективе. М. Канон+, 2013. С.С. 255-262. ISBN 978-5-88373-365-8;

51)             Смирнова Н.М. Интерсубъективность как концепт науки и философии. Предисловие научного редактора  // Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М. М., Канон +, 2013. С. 3-13. (0,7 а.л);

52)             Смирнова Н.М. Когнитивный анализ феноменологической концепции интерсубъективности  // Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М.). М., Канон +, 2013. С. 47-69. (2 а.л.);

53)             Смирнова Н.М. Трансцендентальная интерсубъективность и проблема «чужих сознаний» // Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М.. М.: Канон +, 2013. С. 183-202. (1,5 а.л.);

54)             Смирнова Н.М.  Коммуникативный смысл интерсубъективности: феноменология и когнитивные науки  // Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М.). М., Канон +, 2013. С. 273-302. (2 а.л.);

55)             Смирнова Н.М. «Круглый стол» журнала «Вопросы
философии», посвященный обсуждению книги В.С. Степина «Цивилизация и
культура» М., 2011 // Вопросы философии, 2013. № 12. (0,5 а.л.) (ВАК, РИНЦ, ISSN 0042-8744);

56)             Smirnova N. Naturalistic Challenge to Contemporary Epistemology // Сборник докладов участников XXIII Всемирного философского Конгресса (Афины, 04-10 августа2013 г.);

57)             Смирнова Н.М. Понятие сложности в анализе коммуникативно-смысловых характеристик социальной реальности // Вестник Томского государственного ун-та. 2013. № 1 (129). С. 169-175. (ВАК, РИНЦ),

58)             Смирнова Н.М. Интерсубъективность речевых коммуникаций  // Интерсубъективность в науке и философии (отв. ред. Смирнова Н.М.). М., Канон +, 2013. С. 226-248 (2 а.л.).

59)             Солоненко М.А. Проблема восприятия времени и креативность: история и современные подходы // Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 289-315;

60)             Солоненко М.А. Роль воображения в восприятии времени (по материалам работ Канта и Хайдеггера) // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: ИФ РАН, 2013. С. 185-194;

61)             Шульга Е.Н. Философия креативности: идеи, концепции и теории творчества // Эпистемология креативности. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2013. С.130-148. (1,3 а.л.) ( Гриф ИФ РАН, 520 с, 32,5 п.л., 1000 экз., 60х90 1/16, ISBN 978-5-88373-331-3.);

62)             Шульга Е.Н. Философия сознания как фундаментальная проблема эпистемологии // Сознание. Практика. Реальность. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2013. С.69-88. (1 а.л.) (Гриф ИФ РАН, 304 с., 15,1 п.л., 1000 экз., 84х108 1/32, ISBN, 978-88373-356-6.);

63)             Шульга Е.Н. Герменевтика Поля Рикёра и современные проблемы эпистемологии // Поль Рикёр в Москве. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2013. С.237-255. (1,7 а.л.) (Гриф ИФ РАН, 488 с, 27,34 п.л., 1000 экз., 84х108 1/32, ISBN, 978-5-88373-312-2.);

64)             Шульга Е.Н., Букреева А.Н. Воплощение воображаемых образов в художественном творчестве // Воображение как эпистемологическая проблема. М., ИФ РАН. 2013. С.169-188. (1 а.л.) (Гриф ИФРАН, 13,0 п.л., 500 экз. 60х84 1/16, http://iphras.ru./arhive.htm );

65)             Шульга Е.Н. Художественный образ как объект когнитивной герменевтики // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Иваново. 2013. С. 131-141. (0,75 а.л.) (Гриф Ивановский государственный химико-технологический университет; Ивановский государственный университет. 20,6 п.л., 310 экз. 60х84 1/16, ISBN 978-5-85229-470-8, www.ivanovo.ucoz.com);

66)             Шульга Е.Н. Миропонимание русского народы эпохи раннего средневековья // Новгородика-2012. У истоков российской государственности: материалы IV междунар. Науч. Конф. 24-26 сентября2012 г. Ч.2 / сост. Д.Б. Терешкина, С.А. Коварская и др. Великий Новгород. 2013. С.108-128. (0,5 а.л.) (Гриф НовГУ им. Ярослава Мудрого. 411 с., 1000 экз., ББК 83 я43+63.3(2)633-68, Н72);

67)             Шульга Е.Н. Интерсубъективные аспекты интерпретации  и понимания в коммуникативном процессе // Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М.). М., Канон +, 2013. С. 303-312. (0,7 а.л);

68)             Филипенок С.А. Личностный опыт в творческом процессе. Эпистемологический анализ // Эпистемология креативности (Отв. ред. Е.Н. Князева). М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 272-288.

 

Доклады, тезисы, выступления

1)                 Бескова И.А. Доклад на XXIII Всемирном философском конгресс «Философия как исследование и образ жизни» 4–10 августа 2013 г., Афины, Греция; Тезисы Irina Beskova The complexity of a human embodiment / 23rd World Congress of Philosophy (WCP 2013), (Philosophy as Inquiry and Way of Life).Athens,School ofPhilosophy, National & KapodistrianUniversity of Athens,Greece. 4 - 10 August 2013. P. 120;

2)                 Горелов А.А. Эволюция и инволюция человека [Текст] // Философские диалоги «Круглый стол» в Центральном доме литераторов. 2009-2013 гг. / Отв. ред. В.Ф. Дружинин. М.: МГО СПР, 2013. 174 с. С. 101-108 (0,4 а.л.);

3)                 Горелов А.А. Пневматосфера и ноосфера: дух в единстве с природой [Текст] // Сб. материалов XV конференции «Наука. Философия. Религия»: Проблемы экологии и кризис ценностей современной техногенной цивилизации (г. Дубна, 25-26 октября2012 г.) / Отв. ред. В.И. Немыченков. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2013. 368 с. С. 193-211 (1,2 а.л.) ISBN 978-5-906123-03-9;

4)                 Горелов А.А. Глобальный неоколониализм: государство и инволюция [Текст]// Глобальные тенденции развития мира. Материалы Всеросс. науч. конф., 14 июня2012 г. /Центр. пробл. анализа и гос-упр. проект. Рук. С.С. Сулакшин. – М.: Научный эксперт, 2013. 664 с. С. 69-82. (1 а.л.) ISBN 978-5-91290-204-8;

5)                 Горелов А.А. Неоколониализм и социокультурная инволюция как глобальные тенденции нашего времени [Текст] // А.А. Горелов, Т.А. Горелова. Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России: сб. науч. статей / Отв. ред. А.В. Костина. – М.: Изд-во Мос. гуманит. ун-та, 2013. – 364 с. С. 29-41 (0,5/1 а.л.) ISBN 978-5-98079-891-8;

6)                 Ивин А.А. Тема патриотизма в отечественной культуре // Статья для сборника докладов на Х Международной конференции «Проблемы российского самосознания: патриотизм, гражданственность и отечественная культура». М.-Белгород, 2013. (0,5 а.л.);

7)                 Ивин А.А. О прескриптивно-дескриптивной природе норм права // Тезисы доклада на Международном симпозиуме «Философия и современное международное право», Секция «Ценности и нормы». СПб.: 2013. (0,2 а.л.);

8)                 Ивин А.А. Поль Рикёр о социальной справедливости // Текст доклада на Международной научной конференции «Мудрость философии: творческий путь Поля Рикёра». М.: ИФ РАН, 2013. (0,35 а.л.);

9)                 Ивин А.А., Никитина И.П. Классическое и неклассическое определения понятия ценности // Тезисы доклада на Международной научной конференции «Философия и ценности современной культуры». Минск: 10-11 октября 2013. (0,2 а.л.);

10)             Morkina J. Philosophical Concepts in Consciousness: Transcendental in Dynamics / 23rd World Congress of Philosophy (WCP 2013), (Philosophy as Inquiry and Way of Life).Athens,School ofPhilosophy, National & KapodistrianUniversity of Athens,Greece. 4 – 10 August 2013. P.483;

11)             Моркина Ю.С. Интенциональный объект – атомистическая и холистическая перспективы // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы шестой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-19 октября 2013 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2013. С.71-73. (ISBN 978-5-85229-470-8);

12)             Smirnova N. Naturalistic Challenge to Contemporary Epistemology// XXIII World Congress of Philosophy. Philosophy as Inquiry and Way of Life. Volume of Abstracts.Athens, 2013. P. 683.