ОТЧЕТ о научно-исследовательской работе по теме: «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» за 2017 год (руководитель – доктор филос. наук, профессор Н.М. Смирнова) ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ: КОГНИТИВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ(руководитель – доктор филос. наук Н.М. Смирнова)
Выявлены когнитивные особенности процессов смыслообразования в философском, научном и художественном (поэтическом, музыкальном, театральном, архитектурном) творчестве в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов. В ходе исследования когнитивных механизмов «смещения» смыслов в логическом пространстве (расщепления/расширения смыслов с последующим обретением новых коннотаций в процессе культурной трансляции), выработан набор базовых метафор для исследования языка творческого бессознательного. Обобщены результаты изучения онтогенетических предпосылок становления и эволюции творческих способностей, в частности, роль раннемладенческого опыта в развитии таких когнитивных функций, как интуиция, эмпатия, воображение и т. п. Обоснован вывод, что ресурсы становления когнитивных способностей, как и подлинная природа креативности, соотнесены с режимом недуальной целостности человеческой экзистенции. Реализована программа «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» в рамках философско-методологического анализа когнитивных и социокультурных измерений творчества как смыслообразующей деятельности человека, изучения когнитивных механизмов конституирующей (трансцендентальной) субъективности. Продолжено изучение процессов творчества в философском, научном и поэтическом языке, бессознательном и неявном знании (Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3: Творчество и жизненный мир человека / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. 382 с.). В результате исследований креативных ресурсов языка доказано, что семантических ресурсов метафорического смысла недостаточно для исчерпывающего выражения смыслового содержания образов воображения. Сопоставлены трансформации философского содержания понятия смысла в исторических типах герменевтики с историческими типами рациональности в социальном познании (Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: Канон+, 2017. 304 с.). Выявлено, что предпосылкой адекватного понимания логики формирования творческих способностей является представление о недуальной целостности человеческой экзистенции, реализуемой в рамках телесно-ориентированного подхода (Бескова И.А. Логика становления и реализации творческих способностей // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3: Творчество и жизненный мир человека / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 130–168). В ходе исследования поэтического творчества показана эвристическая роль понятия идеального интерпретатора для анализа смыслового содержания художественного произведения (Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. М.: Канон+, 2017. 304 с.). В ходе анализа содержания и структуры мифологических образов в триаде «образ – реалистическая и мифическая составляющие – реальный прототип», показана когнитивная значимость анализа взаимодействия этих составляющих в реконструкции логики мифологического мышления (Майданов А.С. Эпистемология и логика мифа: Небесное. Земное. Человеческое. М.: ЛЕНАНД, 2017. 600 с.). Доказано, что Hi-tech сетевое пространство формирует новые модели культуры и открывает широкие перспективы творческого развития человека за счет обогащения коммуникативно-когнитивных практик (Ярославцева Е.И. Аутопоэзис человека как процесс развертывания творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3: Творчество и жизненный мир человека / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 220–237). Обоснован вывод в исследовании личностного знания как когнитивной основы творческой деятельности, что постоянный сдвиг значений в обыденном сознании в значительной мере формирует творческий потенциал личности (Филипенок С.А. Формирование личностных смыслов как основа творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3: Творчество и жизненный мир человека / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 238–254). В ознаменование 100-летия русской революции осуществлено исследование духовных альтернатив революции в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского (Горелов А.А. Цивилизационный фактор русской революции // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. С. 102–122).
Ключевые слова: мышление, познание, творчество, смысл, язык, герменевтика, интерпретация, когнитивные способности. Объектом исследования выступает философско-методологический анализ когнитивных и социокультурных измерений творчества как смыслообразующей деятельности человека. Предметом исследования является анализ когнитивных механизмов смыслопорождения как конституирующей (трансцендентальной) субъективности и последуюшей седиментации интерсубъективных значений в процессе культурной трансляции. Цель работы: Общефилософское исследование когнитивного и социокультурного смысла творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Анализ порождающих структур смысла в философском, научном и поэтическом языке, творческом бессознательном и неявном знании – как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума. Методы исследования: взаимодополнительность методов концептуального и современного теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкции, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа. Новизна результатов: Эксплицированы как когнитивные особенности, так и моменты философской всеобщности когнитивно-научного и философско-методологического предметных срезов изучения творчества – процессов смыслообразования в философском, научном и художественном (поэтическом, музыкальном, театральном, архитектурном) творчестве в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов. Исследованы когнитивные механизмы «смещения» смыслов в логическом пространстве: расщепления/расширения смыслов с последующим обретением новых коннотаций в потоке культурной трансляции. Выработан набор базовых метафор для исследования языка творческого бессознательного, философски обобщены результаты изучения онтогенетических предпосылок становления и эволюции творческих способностей, в частности, роль раннемладенческого опыта в развитии таких когнитивных функций, как интуиция, эмпатия, воображение и т.п. Обоснован вывод, что ресурсы становления когнитивных способностей, как и подлинная природа креативности, соотнесены с режимом недуальной целостности человеческой экзистенции.
Исследованы когнитивные и социокультурные параметры творчества как смыслообразующей деятельности человека на основе методов концептуального и современного теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкции, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа в парадигмах философского, когнитивно-научного, литературно-художественного и мифологического мышления. Эксплицированы как когнитивные особенности, так и моменты философской всеобщности когнитивно-научного и философско-методологического предметных срезов изучения творчества – процессов смыслообразования в философском, научном и художественном (поэтическом, музыкальном, театральном, архитектурном) творчестве в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов – как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума. Исследована культурная онтология литературно-художественной (поэтической, мифологической) реальности с использованием эвристического потенциала вновь вводимого понятия идеального интерпретатора, соотношение рациональных и иррациональных моментов поэтического произведения и мифологического конструкта. Выработан набор базовых метафор исследования языка творческого бессознательного, изучены онтогенетические предпосылки становления и развития творческих способностей в опыте «ранних» социальных коммуникаций. Обоснован вывод, что ресурсы становления когнитивных способностей, как и подлинная природа креативности, соотносимы с переживанием целостности человеческой экзистенции. В ознаменование 100-летия русской революции осуществлено исследование русской революции как социального творчества и ее отражения в литературно-философских произведениях начала ХХ в.. Современное состояние исследований проблем творчества страдает определенной узостью подхода, сводящего изучение творчества в основном к анализу его психологических характеристик, реализуемых преимущественно в сфере художественной деятельности. В настоящем проекте реализован философско-методологический подход, ориентированный на постижение когнитивных оснований творчества как в художественной, так и в собственно философской и когнитивно-научной деятельности. Кроме того, в настоящее время явно доминирует поиск нейрофизиологических коррелятов интеллектуальной деятельности, интегральных конфигураций базовых паттернов нейрональной активности, соответствующих сложным когнитивным феноменам. При этом роль философии трактуется исключительно позитивистски: как описание и классификация данных нейронауки. В итоге перспектива познавательной стратегии искажается в направлении узко нейрофизиологического видения проблемной ситуации, провоцируя рождение ожиданий, которые по самой логике своего формирования удовлетворены быть не могут, и потому не ведут к пониманию когнитивных оснований творчества и общей картины функционирования естественного интеллекта в целом. Перспективы развития исследований в данной области сопряжены с дальнейшим углублением философского понимания творчества как смыслообразующей деятельности человека, в частности, с более тонким когнитивным и социокультурным анализом порождающих механизмов смыслообразования в различных сферах человеческого мышления и деятельности. Магистральной перспективой изучения творчества является исследование философией самих оснований преобладающих на сегодняшний день подходов к изучению сложных когнитивных феноменов, позволяющее обозначить общее направление когнитивно-научных исследований порождающих механизмов творческих процессов в различных сферах человеческой деятельности. Развиваемый в данном проекте философский подход к изучению творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления (не только художественного, но также и философского, научного), деятельности и социальной организации призван не только существенно обогатить предметную сферу исследования творчества, но и придать подобным исследованиям общекультурную значимость.
В 2017 г. исследования в рамках программы «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» осуществлялись по трем основным направлениям: философско-методологический анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека, предпосылки и логика формирования творческих способностей человека, онтология поэтической реальности, наконец, русская революция как социальное творчество и ее отражение в литературно-философских произведениях начала ХХ в.. Философско-методологические исследования эпистемологии креативности реализованы в формате теоретико-познавательного анализа ее когнитивных и социокультурных измерений. Показана принципиальная ограниченность радикально-натуралистических трактовок творчества в парадигме натуралистического поворота в современной эпистемологии. Предметный срез исследования порождающих механизмов творчества очерчен рамками анализа процессов смыслообразования как конституирующей (трансцендентальной) субъективности и последующего обретения интерсубъективных значений в потоке культурной трансляции. Эксплицированы когнитивные презумпции исследования смысла как идеальной предметности эпистемологии и интенционального объекта логико-методологического анализа, дана критическая оценка расширительной трактовке понятия смысла в ответ на современные вызовы радикального эпистемологического натурализма. Показано, что седиментация значений в интерсубъективном опыте социокультурного сообщества неизбежно сопровождается процессами «смещения» смыслов в логическом пространстве: «приращения» / «расщепления» смыслов с последующим обретением/утратой смысловых коннотаций в потоке культурной трансляции (Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: Канон+, 2017. Гл. 1. С. 33-66; там же: гл. 7. С. 250-289; Смирнова Н.М. Когнитивные вызовы натуралистического эволюционизма // Перспективы реализма в современной философии / Ред. В.А. Лекторский – М.: Канон+, 2017. С. 353-376, Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. –М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017 ). Основные результаты работы в рамках исследовательской программы «Эпи стемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» представлены в ежегодном издании сектора «Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3., 2017. Творчество и жизненный мир человека» / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. - 382 с. Очерчен корпус наиболее значимых проблем творчества, прежде всего, создание концептуального аппарата для реконструкции наиболее значимых философско-методологических составляющих творческого процесса. Важные содержательные уточнения самого понятия творчества как смыслообразующей деятельности человека осуществлены за счет его концептуального соотнесения с понятиями жизненного мира человека, поэтического языка, мифологического дискурса, а также в ходе анализа философских проблем музыки, архитектуры, театрального искусства (Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3., 2017. Творчество и жизненный мир человека / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2017). Раздел «Философское творчество: традиции и инновации» представляет когнитивные образцы философского творчества (преимущественно в современной французской философии). Показано, что формирование новых философских смыслов представляет собой как творческий процесс селективного отбора философских смыслов определенной философской традиции, с одной стороны, так и «смысловой взрыв» (Ю.М. Лотман) новых ходов философской мысли – предначертанных, но не предустановленных (по типу логического следования) – этой философской традицией, но находящихся в горизонте ее возможных импликаций. Раздел «Когнитивные и социокультурные факторы научного творчества» представляет углубленный анализ специфических проблем творчества в различных когнитивных науках: физике, лингвистике, психологии. Обоснована роль философской теории познания в когнитивном синтезе результатов исследования творчества в рамках отдельных научных дисциплин. Раздел «Социально-культурные миры художественного творчества» обращен к проблемам порождающих механизмов поэтического, музыкального, театрального и архитектурного творчества. Выявлены как моменты всеобщности, так и так и когнитивные особенности процессов смыслообразования в различных областях художественной деятельности как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума. В контексте дальнейшего исследования смысловой размерности творчества (как процессов порождения новых культурных смыслов) проанализированы философские метаморфозы смысла в исторических типах герменевтики. Показано, что содержание понятия смысла «концепцио-зависимо», т.е. относительно к процедурам его рациональной реконструкции, разработанным в классической, неклассической и пост(не)классической типах герменевтики (Смирнова Н.М. Философские метаморфозы смысла в исторических типах герменевтики // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3., 2017. Творчество и жизненный мир человека / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 48-84). Исходя из презумпции высокой «концепцио-зависимости» понятия смысла, проведено дальнейшее исследование философских «превращений» смысла в когнитивных проектах современности: лингво-коммуникативном, феноменологическом, проекте (аналитической) философии анализа естественного языка. Показана зависимость содержания понятия смысла от способов его рациональной реконструкции. В контексте дальнейшего изучения философских метаморфоз смысла в современной западной философии исследован эвристический потенциал «синтетической» программы П. Рикера как многомерного теоретического синтеза феноменологии, «критической философии» (неокантианства Ж. Набера) и классического психоанализа. Проанализированы ее когнитивно-научные предпосылки в концепции «генеративной грамматики» Н. Хомского в ее критической оппозиции исследовательской программе структурного анализа Ф. де Соссюра (Смирнова Н.М. Эвристический потенциал феноменологии для современных когнитивных наук // Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук / Общ. ред. и составление Лекторского В.А., Труфановой Е.О., Яковлевой А.Ф.- М.: Аквилон, 2017.С. 58- 70: Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: Канон+, 2017. С. 102-147; Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. –М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017). Продолжено исследование порождающих структур смысла в языке, творческом бессознательном и неявном знании в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов. Исследованы смещения смысла в семантическом пространстве тропов, метафор (Смирнова Н.М. Смысл и творчество. - М.: Канон+, 2017. Гл. 2, 3, 4. С. 67-147; Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. –М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017), а также аллегорий и мифов (Майданов А.С. Эпистемология и логика мифа: Небесное. Земное. Человеческое. – М.: ЛЕНАНД, 2017) В целях исследования истоков и когнитивных механизмов смыслообразования как конституирующей (трансцендентальной) субъективности продолжено изучение роли воображения в научном (Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: Канон+, 2017. Гл.5. С. 189-212; Гл.6. С. 213-249), поэтическом (Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017. Гл. V…С. 158-202).и мифологическом творчестве (Майданов А.С. Эпистемология и логика мифа: Небесное. Земное. Человеческое. – М.: ЛЕНАНД, 2017). Философски осмыслены онтогенетические предпосылки «раннего» развития творческих способностей, в том числе роль пренатального опыта и раннемладенческих коммуникаций в последующем формировании творческого потенциала личности (Бескова И.А.). Материалом анализа явились отчеты о переживаниях в раннемладенческом опыте, полученные Дж. Франклом на основе разработанного им метода гипноидной регрессии, – с выражением переживаемого в естественном языке. Логико-методологический анализ этого материала позволяет установить, какие именно состояния и процессы раннемладенческого опыта лежат в основании таких развитых когнитивных функций, как интуиция, эмпатия, воображение и т.п. Обоснован вывод, что ресурсы становления когнитивных способностей, как и подлинная природа креативности, соотнесены с режимом недуальной целостности человеческой экзистенции и, напротив, маскируются в режиме двойственности (при их рассмотрении с позиции наблюдателя). Обоснована идея конструирования комплементарной современной эпистемологии недуальности, позволяющей получить более адекватную картину природы творческих способностей. Показано, что, как предпосылки становления когнитивных способностей, так и подлинная природа креативности, соотносимы с режимом недуальной целостности человеческой экзистенции (Бескова И.А. Логика становления и реализации творческих способностей // (Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3., 2017. Творчество и жизненный мир человека / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 130-168). Исследована когнитивная специфика смыслопорождающих механизмов поэтического творчества, а также модус бытия литературно-художественных произведений – результатов творчества – в сознании творца и культурного сообщества. На примере анализа образцов поэтического творчества (О. Мандельштама, Б. Ахмадулиной и др.) показана эвристичность методов автопоэзиса (Ф. Варела, Матурана) в исследовании творческого процесса создания поэтического произведения. Показано, что пред-инсайтный смысловой сдвиг, предшествующий творческому озарению, сопровождается деструкцией привычных связей между наличными смысловыми единицами и последующим порождением новых, ведущих к формированию новых художественных смыслов за счет эффекта когеренции - созидания новых смысловых связей. Проанализировано когнитивное содержание идеального конструкта «лирический герой» в поле художественных смыслов поэтического произведения. Показана эвристическая роль вводимого Ю.С. Моркиной понятия идеального интерпретатора для анализа смыслового содержания художественного произведения. Исследовано соотношение темпоральных характеристик процессов создания и прочтения поэтического произведения (Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 304 с. 1000 экз. ISBN 978-5-88373-056-5). Рассмотрено соотношение рациональных и иррациональных параметров художественного творчества в создании и прочтении поэтического произведения. Эксплицированы когнитивные основания рационального анализа иррациональных составляющих поэтического и мифологического творчества (Моркина Ю.С. Рациональное и иррациональное в поэтическом творчестве // Философия творчества. / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. Ежегодник. Вып. 3, 2017. Творчество и жизненный мир человека. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 256-286; Майданов А.С. Эпистемология и логика мифа: Небесное. Земное. Человеческое. – М.: ЛЕНАНД, 2017. С. 26-61). С целью углубленного изучения субъективных оснований творческих процессов проведен сравнительный анализ понятия личностного смысла, введенного советским психологом А.Н. Леонтьевым, и аналогичного понятия в рамках концепции личностного знания М. Полани. Обоснован вывод, что, в соответствии с концепциями обоих названных авторов, в основе творческого процесса лежит активная конструктивная деятельность субъекта по объединению отдельных компонентов личностного опыта в новый смысловой гештальт. Показано, что концепция личностного смысла М. Полани в гораздо большей степени базируется на идеях гештальт-психологии, тогда как концепция А.Н. Леонтьева основана на культурно-историческом анализе процессов познания и творчества. Исследование когнитивной природы личностных смыслов выполнено на основе анализа не переведенных на русский язык фрагментов работы М. Полани «Personal Knowledge. Towards Post-Critical Philosophy» – Univ. of Chicago press, 1965. (Филипенок С.А. Формирование личностных смыслов как основа творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3, 2017. Творчество и жизненный мир человека / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 238-254.) Майдановым А.С. исследованы когнитивные механизмы мифологического творчества в смыслообразующей деятельности человека. Завершено изучение эпистемологии и логики мифа на материале ведийской мифологии, трактуемой как содержательная система, отображающая архаическое видение мира и места человека в нем. Когнитивной презумпцией исследования выступает представление о двойственном содержании мифа как синкретического единства достоверного знания и вымысла. На конкретном материале ведийской мифологии показан характер зависимости картины (природного/социального) мира от жизненного мира человека. Реконструированы специфические методы и приемы мифологического отображения реальности и формирования мифологических образов. Осуществлен анализ содержания и структуры этих образов в триаде «образ – реалистическая и мифическая составляющие – реальный прототип». (Майданов А.С. Эпистемология и логика мифа: Небесное. Земное. Человеческое. – М.: ЛЕНАНД, 2017). Рассмотрены когнитивно-коммуникативные и ценностные аспекты развития творческого мышления в рамках современного междисциплинарного научного познания. Показано значение постнеклассического человекоразмерного подхода для изучения когнитивных возможностей Hi-tech пространства в формировании творческого мышления. Продемонстрирован образовательный потенциал виртуальных миров и продуктивность расширения сетевых интерактивных коммуникаций для развития творческого мышления. Показано, что Hi-tech сетевое пространство открывает новые перспективы творческого развития человека за счет формирования новых коммуникативно-когнитивных практик (Ярославцева Е.И. Аутопоэзис человека как процесс развертывания творчества // Философия творчества. / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. Ежегодник. Вып. 3, 2017. Творчество и жизненный мир человека. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С.220-237). В ознаменование столетия русской революции 1917 г. Горелов А.А. проанализировал цивилизационные и культурные факторы русской революции. Им рассмотрены представления Ф.М. Достоевского о русской идее и русском социализме, а также учение А.С. Хомякова о церкви и соборности, его взгляды на русскую общину (Горелов А.А. А.С. Хомяков: учение о соборности и русская община // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 78-97. ISSN 1998-9873. DOI: 10.17805/zpu.2017.2.6/). Показано, что данные учения можно рассматривать и как важную духовную основу, и в качестве альтернативы русской революции. Проанализировано противопоставление русского социализма французскому утопическому социализму как культурному продукту Великой французской революции и немецкому протестантскому социализму как вариантам европейского социализма. Проанализированы основные силы русской революции на трех уровнях — стихийном, политическом и идеологическом (Горелов А.А. Ф.М. Достоевский: русская идея и русский социализм // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 50-66. ISSN 1998-9873. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.2). Показано, что учения А.С. Хомякова о церкви и соборности, представления Ф.М. Достоевского о русской идее и русском социализме, концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, а также учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием и нравственном совершенствовании представляют собой важные цивилизационные факторы русской революции как творческая альтернатива революционному насилию (Горелов А.А. Цивилизационный фактор русской революции // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. С. 102-122. ISSN 1998-9873. DOI: 10.17805/zpu.2017.3.9). Исследование процессов смыслообразования в междисциплинарном культурном пространстве осуществлялось в парадигмах современного теоретико-сложностного анализа, феноменологии и философии искусственного интеллекта, а также неклассической синергетики, рассматриваемых как взаимодополнительные, но не сводимые друг к другу. Показана конструктивная роль герменевтической метафоры «распаковки смыслового континуума», позволяющая артикулировать многообразие языков его теоретического описания, а также семиотики темпоральности в изучении творческих процессов (Смирнова Н.М. Философия искусственного интеллекта и феноменология: взаимодополнительность исследовательских стратегий //Научные труды Всероссийской междисциплинарной конференции, посвященной шестидесятилетию исследований искусственного интеллекта, 17-18 марта 2016 / Ред. Лекторский В.А., Дубровский Д.И., Алексеев А.Ю. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 136-153), генеративной психологии ( Бескова И.А. Логика становления и реализации творческих способностей // (Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3., 2017. Творчество и жизненный мир человека / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 130-168), компьютерного инженеринга (Ярославцева Е.И… Аутопоэзис человека как процесс развертывания творчества // Философия творчества. / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. Ежегодник. Вып. 3, 2017. Творчество и жизненный мир человека. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С.220-237). В работе над проектом использованы также методы концептуального анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики, а также методы телесно-ориентированного подхода (все участники проекта). Новизна результатов: Эксплицированы как когнитивные особенности, так и моменты философской всеобщности когнитивно-научного и философско-методологического предметных срезов изучения творчества – процессов смыслообразования в философском, научном и художественном (поэтическом, музыкальном, театральном, архитектурном) творчестве в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов – как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума. Исследованы когнитивные механизмы расщепления/расширения смысла в логическом пространстве. Выработан набор базовых метафор для изучения языка творческого бессознательного, изучены онтогенетические предпосылки становления и эволюции творческих способностей, в частности, роль раннемладенческого опыта в развитии таких когнитивных функций, как интуиция, эмпатия, воображение и т.п. Обоснован вывод, что ресурсы становления когнитивных способностей, как и подлинная природа креативности, соотнесены с режимом недуальной целостности человеческой экзистенции.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ КНИГИ
ОПУБЛИКОВАННЫЕ СТАТЬИ Статьи в журналах
Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследовательская работа в рамках проекта «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» проведена в формате философско-методологического анализа когнитивных и социокультурных параметров творчества как смыслообразующей деятельности человека в строгом соответствии с планом НИР. Когнитивной презумпцией исследования является понимание творческого процесса как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Осуществлен анализ когнитивной специфики порождающих структур смысла в философском, научном и литературно-художественном творчестве. Выработан набор базовых метафор исследования творческого бессознательного. Показана роль онтогенетических предпосылок и опыта «ранних» социальных коммуникаций в формировании и развитии творческих способностей человека. В исследовательской работе использованы методы концептуального и современного теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа. Поставленные на 2017 г. цели и задачи выполнены полностью.
|
|||||
|