Институт Философии
Российской Академии Наук




  2016 год
Главная страница » » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора » 2016 год

2016 год

ОТЧЕТ

О научно-исследовательской работе

По теме: «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения»

за 2016 год

 (руководитель – доктор филос. наук, профессор Н.М. Смирнова)

Ключевые слова: Мышление, творчество, смысл, язык, творческое бессознательное, герменевтика, интерпретация.

Объектом исследования является развернутый философско-методологический анализ когнитивных и  социокультурных измерений творчества как смыслообразующей деятельности человеческого мышления, действия и социальной организации.  предметным срезом исследования творчества является анализ истоков и когнитивных механизмов  смыслообразования, трансляции и рецепции смыслов (с неизбежным порождением новых коннотаций) в процессах культурной трансляции в научном, художественном и поэтическом творчестве в контекстах феноменологического, философско-аналитического и поструктуралистского подходов.

Цель работы: общефилософское исследование когнитивного и социального смысла творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Анализ порождающих структур смысла в языке, творческого бессознательного и неявного знания  для реконструкции когнитивных оснований творческого процесса.

 Методы исследования: взаимодополнительность методов концептуального и теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкции, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа.

Новизна результатов: Выявлены как моменты философской всеобщности, так и когнитивные особенности философско-эпистемологического и когнитивно-научного  предметных срезов  в исследовании творчества - процессов смыслообразования в философском, научном и художественном (поэтическом, музыкальном, архитектурном) творчестве в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов - как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума. Обоснована коррелятивность философского понятия смысла - способам его реконструкции в исторических типах герменевтики. Эксплицированы методологические основания изучения языка творческого бессознательного. Выработаны основы языка философского анализа творчества: осуществлен отбор базовых когнитивных метафор и определены их смысловые коннотации в различных исследовательских контекстах (историко-философском, научно-методологическом, социально-философском). Введены в научный оборот новые источники, ранее не публиковавшиеся на русском языке (письма А. Шюца – А. Гурвичу 1939-1959 г.г.).

 

ВВЕДЕНИЕ

На основе методов концептуального анализа и теоретико-сложностных представлений, историко-философской,  историко-научной реконструкции и когнитивной герменевтики исследованы когнитивные и социокультурные параметры творчества как смыслообразующей деятельности человека, проанализированы  теоретические и прикладные аспекты смыслообразования в философском,  когнитивно-научном и литературно-художественном  творчестве, проблемы культурной онтологии поэтической реальности. Выявлены как моменты философской всеобщности, так и когнитивные особенности философско-эпистемологического и когнитивно-научного  предметных срезов  в изучении творчества - процессов смыслообразования в философском, научном и художественном (поэтическом, музыкальном, архитектурном) творчестве в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов - как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума (Смирнова Н.М., Горелов А.А., Моркина Ю.С. Творчество, смысл, интерпретация. М.: ИФ РАН, 2016 г.). Обоснована коррелятивность философского понятия смысла и способов его рациональной реконструкции в исторических типах герменевтики. Эксплицированы методологические основания изучения языка творческого бессознательного. Выработаны основы языка философского анализа творчества: отбор когнитивных метафор и их смысловых коннотаций в различных исследовательских контекстах. Рассмотрены философские метаморфозы смысла в когнитивных проектах современности (феноменологическом, философско-аналитическом, постструктуралистском). Показано, что конкуренция исследовательских программ и критика позитивистски-ориентированного лингвистического релятивизма с позиций философски более изощренных когнитивных «различимостей» приводит к содержательному обогащению философского понятия смысла (Философия творчества. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Смирнова Н.М., Майданов А.С. Вып.2. М., ИИнтелл, 2016).

Современное состояние исследований характеризуется недостаточным вниманием исследователей-философов к проблематике творчества: основной массив разработок в этой области осуществляется либо в рамках психологических дисциплин, либо в сфере художественно-искусствоведческой деятельности. Философские исследования творчества как процессов смыслообразования и расширения семантических пространств человеческого мышления и деятельности, призваны восполнить этот пробел. Перспективы развития исследований в данной области связаны с дальнейшим углублением философского понятия творчества как смыслообразующей деятельности человеческого мышления, деятельности и социальной организации, а также анализ порождающих механизмов творчества в естественном,  научном и художественном языке.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Исследовательская работа в рамках программы «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» осуществлялась в формате развернутого философско-методологического анализа когнитивных и социокультурных параметров творчества как смыслообразующей деятельности человека. Предметным срезом исследования творчества является анализ истоков и когнитивных механизмов смыслообразования, трансляции и рецепции смыслов (с неизбежным порождением новых коннотаций – сдвигом смысла в логическом пространстве) в процессах культурной трансляции в философском, научном и художественном творчестве в контекстах феноменологического, философско-аналитического и поструктуралистского подходов. Работа нацелена на общефилософское исследование когнитивного и социального смысла творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации, а также анализ порождающих структур смысла в языке, творческом бессознательном и неявном знании (М. Полани) в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов.

На данной стадии реализации программы продолжено исследование процессов смыслообразования, трансформации и рецепции смыслов в процессе культурной трансляции в философском, научном и художественном творчестве. Обоснована конститутивная роль интерсубъективного опыта в процессах генезиса, трансляции и рецепции новых культурных смыслов. Углублен общефилософский анализ творчества как расширения семантических пространств на основе современных теоретико-сложностных представлений. Показано, что в рамках теоретико-сложностной парадигмы философский смысл творчества представлен как рост инновационной сложности семантических пространств  человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Показано, что в (пост)неклассической рациональности уровень сложности социально-культурных артефактов задан не только их социально-онтологическими и культурно-историческими параметрами, но и семиотическими характеристиками, выбором языка их описания. Показано, что в исследовании коммуникативно-смысловых моделей социальной реальности конструктивная роль принадлежит герменевтической метафоре «распаковки смыслового континуума», позволяющей артикулировать идею плюрализма языков описания сложности и ввести методологически важные различения. Показано также, что одним из важнейших направлений методологического исследования творчества в парадигме теоретико-сложностных представлений является изучение семиотики темпоральности как когнитивного инструмента редукции сложности в исследованиях культурных артефактов человеческого мышления и деятельности. Очерчены общие контуры многоуровневой теории значений в парадигме инновационной сложности (Смирнова Н.М. Концепт коммуникативной сложности в парадигме (пост)неклассической рациональности. Отв. ред. Князева Е.Н. СПб.: Алетейя,, 2016. С. 268-296.; Смирнова Н.М. Творчество как инновационная сложность // Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации и Dasein. Сборник статей. Отв. ред. Г.Е. Аляев, О.Д. Маслобоева. СПб, 2016. С. 127-134.). Обосновано, что творческий акт представляет собой сложный процесс, в рамках которого могут быть выделены как первопорядковые трансформации (характерные для рутинных форм оперирования знанием), так и второпорядковые (выражающие динамики процессов, разворачивающихся в состоянии недвойственности системы и характерных для этапов инкубации идеи и озарения). Последние характеризуются тем, что порождаемые в них сложностные динамики обусловлены особого рода взаимодействиями, устанавливающимися между контрагентами коммуникации в пространстве недвойственных состояний системы. Показано, что сложная структура, рожденная в рамках первопорядкового процесса, способна становиться одним из элементов метауровневых динамик сложности. Данное исследование, эксплицирующее принципиальное отличие актов рутинного и инновационного преобразования знания, позволяет пролить новый свет на предпосылки собственно творческого процесса. (Бескова И.А. Методология исследования когнитивной сложности // Инновационная сложность / Отв. ред. Е.Н. Князева. СПб.: Алетейя, 2016. С. 218–268.).

Моркиной Ю.С. продемонстрирована универсальность понятия сложности и его применимость к таким идеальным системам, как произведения поэтического творчества. Показано, что понятие сложности эвристично как для анализа результатов творческой деятельности, так и для анализа самого творческого процесса. Обоснован тезис о том, что результатом творческого акта является произведение как сложная идеальная система, структура смыслов которой актуализируется в процессе ее восприятии сознанием интерпретатора. (Ю.С. Моркина. Сложность творчества // Инновационная сложность. СПб.: Алетейя, 2016. С. 296–332.).

Помимо теоретико-сложностных представлений, в исследовательской работе широко  использованы методы концептуального анализа, историко-философской и историко-научной реконструкции, когнитивной герменевтики, компаративного и логико-методологического анализа.

В 2016 г. исследования в рамках программы «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» осуществлялись по трем основным направлениям: философско-методологический анализ когнитивных и социокультурных параметров творчества как смыслообразующей деятельности человека, смысл и социальное назначение творчества, культурная онтология поэтической реальности (анализ теоретических и прикладных аспектов смыслообразования в литературно-художественном и поэтическом творчестве). Результаты исследований в этой области изложены в коллективной монографии сектора: Н.М. Смирнова, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина. Творчество, смысл, интерпретация. М.: ИФ РАН,2016 г. 139 с.

Осуществлены важные содержательные уточнения понятия творчества за счет его контекстуального «доопределения»: соотнесения  «смысла» как продукта и атрибута творческого процесса с такими понятиями, как жизненный мир человека, естественный язык и коммуникация. Особое внимание уделено дискуссионным аспектам социокультурной презентации смыслов в языке как инструменте персональной идентификации и социального конструирования реальности. Осуществлен анализ широкого круга проблем философии языка как репрезентанта различных смысловых пространств социокультурной реальности. Эксплицированы методологические основания изучения языка творческого бессознательного, показано, какие типы языков приоритетно используются на разных стадиях творческого процесса. Рассмотрены проблемы социокультурной презентации в языке смыслов неявного знания.

Исследованы исторические типы герменевтики в соотнесении с типом рациональности в социальном познании. Обоснована коррелятивность философского понятия смысла - способам его реконструкции в исторических типах герменевтики. Показано, что контекстуальная относительность смысла реализуется и в зависимости от концептуального каркаса, в который это понятие «встроено», поскольку смысл – не только контекст-зависимое, но одно из самых концепцио-зависимых понятий. Рассмотрены основанные на различных когнитивных презумпциях дискуссионные подходы к пониманию когнитивной структуры смысловых образований, философские метаморфозы смысла в когнитивных проектах современности (феноменологическом, философско-аналитическом, постструктуралистском), совместно работающие на обогащение философского понятия смысла. Показано, что философски не вполне оправдано оценивать их по шкале большей или меньшей методологической адекватности, т.е. соответствия идеалам и нормам (пост)неклассической рациональности. Их взаимодополнительность – залог успешного использования эвристического потенциала каждого из них. Конкуренция исследовательских программ и критика позитивистски-ориентированного лингвистического релятивизма с позиций философски более изощренных когнитивных «различимостей» ведет к содержательному обогащению философского понятия смысла - Смирнова Н.М. Смысловая размерность творчества // Н.М. Смирнова, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина. Творчество, смысл, интерпретация. М.: ИФ РАН, 2016. С. 11-49.

Проанализированы социальные аспекты творчества, роль творчества в развитии человека и общества. Основное внимание уделено таким вопросам, как смысл и атрибуты творчества, роль творчества в развитии личности, социальные аспекты творчества, а также этимологические корни самого термина «творчество». Соотнесены понятия творческой эволюции и инволюции. А. А. Горелов различает положительное (эволюционное) и отрицательное (инволюционное) творчество. Подобное различение наполняет смысл творчества социально-экологическим содержанием, обеспечивающим целостное видение творческого процесса. Им исследованы когнитивные, социальные и экологические измерения творчества, отвечающие критериям новизны и пользы. - Горелов А.А. Смысл и социальное назначение творчества // Н.М. Смирнова, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина. Творчество, смысл, интерпретация. М.: ИФ РАН, 2016. С. 50-98.

Ю.С. Моркиной рассмотрены проблемы культурной онтологии поэтической реальности. Проанализировано понятие поэтического произведения как сложной системы смыслов, генерируемых как в потоке сознания автора произведения, так и читателя-интерпретатора. Рассмотрены такие понятия, как лирический герой, поэтический герой и поэтический образ. Изучены когнитивные характеристики поэтического образа, его «двойственное конституирование»: как в процессе написания (автором), так и в процессе прочтения (читателем поэтического произведения). Показано, что поэтический образ детерминирован не только историей культурного сообщества, но и «биографической ситуацией» (термин А. Шюца) его творца. Обосновано, что процесс становления поэтического образа мобилизует, помимо дара эмоционального сопереживания, способность творческого воображения. Показана релевантность конститутивной феноменологии Э. Гуссерля для когнитивного исследования процессов формирования поэтического образа - Моркина Ю.С.: Культурная онтология поэтической реальности // Смирнова Н.М., Горелов А.А., Моркина Ю.С. Творчество, смысл, интерпретация. М.: ИФ РАН, 2016. С. 99-133.

Если упомянутая выше коллективная монография сектора посвящена в основном общефилософским проблемам творчества как сотворения новых смыслов в контексте различных философских традиций, то коллективный сборник трудов сектора «Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения». (Отв. ред. Смирнова Н.М., Майданов А.С.) М.: ИИнтелл, 2016. 314 с. содержит расширенный анализ специфических проблем творчества в различных предметных сферах: в философии, науке и литературно-художественной деятельности. Осуществлена креативная эвристика в разграничении и последующем когнитивном синтезе философско-эпистемологического и когнитивно-научного предметных срезов  в исследовании творчества. Эксплицирована методологическая роль философской эпистемологии  в осуществлении когнитивного синтеза полученных результатов. Определены магистральные векторы проблемного поля философского и междисциплинарного исследования творчества, показана принципиальная ограниченность радикально-натуралистических трактовок творчества в парадигме натуралистического поворота в философии. Очерчен корпус наиболее значимых проблем изучения творчества, в числе которых – создание особого  концептуального аппарата для реконструкции как общефилософских параметров творческого процесса, так и специфики творческих процессов в различных предметных сферах: истории философии, науке, художественном (литературно-поэтическом, музыкальном и архитектурном) творчестве. Выработаны основы языка в исследовании творчества: осуществлен отбор базовых когнитивных метафор и определены их смысловые коннотации в различных исследовательских контекстах (историко-философском, научно-методологическом, социально-философском).

Представлен когнитивный анализ образцов философского творчества в контексте феноменологической традиции ХХ в. Показано, что и при радикальных сдвигах стиля философствования, и в процессе развития определенных философских представлений  на собственной основе формирование новых философских смыслов представляет собой сложный двуединый процесс как селективного отбора философских смыслов определенной традиции, так и инновационного «смыслового взрыва» (Ю. Лотман) новых ходов мысли, предначертанных, но не предустановленных (по типу логического следования) этой философской традицией, но находящихся в горизонте ее возможных импликаций. Многие предшественники родоначальника феноменологии вплотную приблизились к точке «феноменологического невозврата», но так и не смогли перейти грань, отделяющую их от классического стиля философствования. На примере взаимоотношения картезианства, кантианства и феноменологии рассмотрены инновационные предпосылки, подготовившие этот смысловой взрыв - Смирнова Н.М., в соавт. с Зотовым А.Ф. Философское творчество в контексте феноменологической традиции в европейской философии ХХ в. // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 16-38.

 В исследовании философского творчества как предметной интерпретации проанализированы социально-философские импликации трансцендентальной феноменологии. При этом в научный оборот введены новые источники, ранее не публиковавшиеся на русском языке (письма А. Шюца – А. Гурвичу 1939-1959 г.г.) - Смирнова Н.М. Философское творчество как предметная интерпретация: социально-философские импликации трансцендентальной феноменологии // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения /Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 39-58.

Эксплицирована роль творческого бессознательного и методологические особенности его изучения (позиции принципиальной недуальности, энактивации, телесно-ориентированного познания и т. п.). Рассмотрены проблемы языка творческого бессознательного (И.А. Бескова). Целью осуществленного исследования было выявление и отделение друг от друга тех аспектов исследования языка бессознательного, которые, как правило, не различаются, что не позволяет сформировать адекватный методологический инструментарий его исследования. Проведено различение того, что представляет собой бессознательное, и того, каков тот язык, на котором можно говорить о бессознательном, а также того, в каком направлении следует трансформировать язык, чтобы на нем можно было говорить о языке бессознательного. Подобная детализация, дающая возможность осуществить  предметный анализ особенностей языка творческого бессознательного, позволила предложить модель понимания логики трансформации переживаемых субъектом состояний в акте творческого постижения. Характеристики последнего сопоставлены с характеристиками рассудочного познания. Предложен язык, на котором можно говорить о трудно выразимом опыте, в частности, о недуальном, личностно обусловленном и неосознаваемом, раскрыты особенности языка творческого бессознательного, сформулированы предпосылки языка интегрального опыта, ресурсами которого данные аспекты человеческого знания-переживания могут быть выражены с наименьшими искажениями – Бескова И.А. Язык творческого бессознательного // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С.111–151.

В статье «Динамика творческого процесса в научном познании» (Майданов А.С. Динамика творческого процесса в научном познании // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл. 2016. С. 86-110 осуществлен логико-методологический анализ творческого процесса в научном познании. Автор характеризует научное творчество как драматически-прогрессивный процесс. Наиболее существенные его черты проявляются в таких характеристиках этого процесса, как плюралистичность, конвергенция и дивергенция, кумуляция и элиминация, диалог, дискуссия.

В статье «Личностное знание как фактор научного творчества» (Филипенок С.А. Личностное знание как фактор научного творчества // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл. 2016. С. 196-204) исследована роль личностного знания и личностных смыслов в научном творчестве. Исследована роль неявного (tacit) знания в творческом процессе. Проанализирована предложенная М. Полани структура индивидуального сознания. Исходя из его представлений о структуре сознания и основных принципах неявного познания, показано, что научное творчество, как и любой другой вид творческой активности, предполагает взаимодействие разнообразных компонентов личностного опыта, выступающих неявными предпосылками когнитивной деятельности и формирующих уникальный смысловой гештальт как объект главного («фокусного») внимания ученого. Культурно-антропологические параметры научного творчества в парадигме междисциплинарного и коммуникативно-когнитивного подходов нашли свое отражение в статье: Ярославцева Е.И. Творческий потенциал человека в науке // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Смирнова Н.М., Майданов А.С. М.: ИИнтелл, 2016. С. 152-170.

В разделе «Социально-культурные миры художественного творчества» рассмотрены особенности порождающих механизмов литературно-художественного творчества. Выявлены как моменты всеобщности, так и когнитивные особенности процессов смыслообразования в научном и художественном (поэтическом, музыкальном, архитектурном) творчестве в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов - как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума.

Сопоставлены содержания понятий «художественного мира» и «поэтического мира» как составляющих целостного мира культуры и соотнесены с введенным Э. Гуссерлем понятием «жизненного мира». Показано, что проблема создания и восприятия-интерпретации художественных произведений может быть проанализирована в терминах множественности миров: повседневности, научной, игровой и художественной  реальности. Выявлено, что используемые автором художественные средства выступают в роли аттракторов, направляющих деятельность сознания его интерпретатора. Проанализирован феномен конституирования художественных миров и дана краткая классификация интерпретаторов по степени вовлеченности в состояние со-творчества. - Моркина Ю. С. Миры художественных произведений: феноменология интерпретации // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 235–255.

А.А. Горелов, наряду с ранее используемыми понятиями моно- и полифонии как методов литературно-художественного творчества, ввел понятие симфонии как высшей формы художественного произведения. Рассмотрено влияние творчества на самого творца, взаимосвязь основных этапов творческого процесса и процесса творения самого себя как личности - Горелов А.А. Полифония и симфония: особенности творческих методов литературно-художественного творчества // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл. 2016. С. 206 -221.

В 2016 г. А.С. Майданов приступил к работе по эпистемологическому анализу выдающегося произведения древнеиранской культуры «Авеста». В рамках этой темы написана и опубликована статья: Майданов А.С. Соотнесение мифологических и научных образов реальности как метод их взаимной интерпретации // Филос. мысль. 2016. № 5. С. 55-86. ISSN 2409-8728. DOI: 10.7256/2409-8728.2016.5.18971. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_18971.html (РИНЦ, CrossRef). Использованы подходы, позволяющие адекватным образом истолковывать его содержание, основанные на взаимодействии мифологии и археологии. Исходной установкой исследования является идея об информативном отношении мифа к реальности, а также двойственности содержания мифа как синкретического единства достоверного знания и вымысла.

Новизна полученных результатов.

Выявлены как моменты всеобщности, так и когнитивные особенности процессов смыслообразования в философском, научном и художественном (поэтическом, музыкальном, архитектурном) творчестве в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов - как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума. Обоснована коррелятивность философского понятия смысла процедурам его рациональной  реконструкции в исторических типах герменевтики. Рассмотрены философские метаморфозы смысла в когнитивных проектах современности и  их эвристические потенциалы для дальнейшего углубления философского анализа смысла. Эксплицированы методологические основания изучения языка творческого бессознательного. Установлены содержательные корреляции в философско-эпистемологическом изучении смыслообразующей деятельности человека и в современных междисциплинарных исследованиях (психологии, структурной лингвистике, философском литературоведении), а также в рамках новейших течений в современной эпистемологии («телесно-ориентированного» познания, «расширенного» понимания сознания, неявного знания, компьютерной метафоры сознания и т.п.) в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов. Введены в научный оборот новые источники, ранее не публиковавшиеся на русском языке (письма А. Шюца – А. Гурвичу 1939-1959 г.г.).

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ

  1. 1.                  Смирнова Н.М., Горелов А.А., Моркина Ю.С. Творчество, смысл, интерпретация. М.: ИФ РАН, 2016. 139 с. 500 экз. ISBN 978-5-9540-0307-9.
  2. 2.                  Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. 314 с. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1.
  3. 3.                  Горелов А.А. Глобальный неоколониализм в действии: война Запада против России и мира. М.: Летний сад, 2016. 358 с. 500 экз. ISBN 978-5-98856-242-9. (17 а.л., новый материал - 10 а.л.).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ

  • Смирнова Н.М., Нурышева Г.Ж. Философия, научное социальное знание и жизненный мир человека // AL-Farabi. Journal of Socio-Humanitarian Studies. 2015. № 4 (52). С. 3-17 (научная статья). ISSN 1999-5911. (Не вошла в отчет 2015 г.).
  • Смирнова Н.М., Алексеев А.Ю. Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Философия творчества» (г. Москва, 8-9 апреля2015 г.) // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 1. С. 188- 199 (обзор). ISSN 2413-9084. (РИНЦ, ВАК).
  • Смирнова Н.М. Новая веха сотрудничества философов России и Казахстана // Вестник Российского философского общества. 2016. № 1. С. 102-105 (научная статья). ISSN 1606-6251.
  • Смирнова Н.М. От исследования массового сознания к методу биографического нарратива: опыт реконструкции творческой биографии и исследовательской программы Н.Н. Козловой // Вестник РГГУ. Научный журнал. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 9-17 (научная статья). ISSN 2073-6398. (РИНЦ, ВАК).
  • Зотов А.Ф., Смирнова Н.М. Философское творчество в контексте феноменологической традиции в европейской философии ХХ в. // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 16-38. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1. (РИНЦ).
  • Смирнова Н.М. Философское творчество как предметная интерпретация:    социально-философские импликации трансцендентальной феноменологии // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 39-58. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1. (РИНЦ).
  • Смирнова Н.М. Предисловие, Summary // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С.  Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 7-9, 313. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1.  (РИНЦ).
  • Смирнова Н.М. Концепт коммуникативной сложности в парадигме (пост)неклассической рациональности // Инновационная сложность / Отв. ред. Е.Н. Князева. СПб.: Алетейя, 2016. С. 268-295. 500 экз. ISBN 978-5-906823-11-3.
  • .Смирнова Н.М. А. Шюц. Мир, светящийся смыслом // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Изд. Дом ЯСК, 2016. С. 815-834. ISBN 978-5-9908330-5-0.
  • .Смирнова Н.М. Творчество как инновационная сложность // Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации и Dasein / Отв. ред. Г.Е. Аляев, О.Д. Маслобоева. СПб.: СПбГЭУ, 2016. С. 127-134. 60 экз. ISBN 978-5-7310-3674-4. (РИНЦ).
  • Бескова И.А. Методология исследования когнитивной сложности // Инновационная сложность / Отв. ред. Е.Н. Князева. СПб.: Алетейя, 2016. С. 218–268. 500 экз. ISBN 978-5-906823-11-3. (2.5 а.л.).
  • Бескова И.А. Язык творческого бессознательного // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 111–151.500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1. (2.6 а.л.). (РИНЦ).
  • Горелов А.А. Мегатенденция современного мирового развития // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. М., 2016. Ч. 2. С. 96-101. 150 экз. ISBN 978-5-248-00821-6. (0,8 а.л.).
  • Горелов А.А. Полифония и симфония: особенности творческих методов литературно-художественного творчества // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтел,2016. C. 206-221. 500 экз. ISBN 978-5- 98956-014-1. (РИНЦ). (1 а.л
  • Горелов А.А. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и современная социально-политическая реальность // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 53-62 (научная статья). ISSN 1998-9873. DOI:10.17805/zpu.2015.4.5. (0,9 а.л.). (RSCI, РИНЦ, ВАК). (Не вошло в отчет2015 г.).
  • Горелов А.А., Горелова Т.А. «Закат Европы» О. Шпенглера и возможность заката мира // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 29-44 (научная статья). ISSN 1998-9873. DOI:10.17805/zpu.2016.1.2 (0,7 а.л.). (RSCI, РИНЦ, ВАК).
  • Горелов А.А., Горелова Т.А. Капиталистическая идеология и политическая культура в формате глобального неоколониализма // PolitBook. 2015. № 4. С. 110-124 (научная статья). ISSN: 2227-1538. (0,45 а.л.). (RSCI, РИНЦ, ВАК). (Не вошло в отчет2015 г.).
  • Горелов А.А., Горелова Т.А., Титова Л.Г. Идеология неоколониализма и глобальная социокультурная инволюция в контексте политической культуры // Евразийский юридический журнал. 2015. № 12 (91). С. 332-336 (научная статья). ISSN: 2073-4506. (0,3 а.л.). (RSCI, РИНЦ, ВАК). (Не вошло в отчет2015 г.).
  • Горелов А.А. «Холодная война» США с Россией: что мы защищаем? // Стратегические приоритеты. 2015. № 3 (7). С. 44-54 (научная статья). ISSN: 2311-925X. (RSCI). (Не вошло в отчет2015 г.).
  • Майданов А.С. Соотнесение мифологических и научных образов реальности как метод их взаимной интерпретации // Филос. мысль. 2016. № 5. С. 55-86 (научная статья). ISSN 2409-8728. DOI: 10.7256/2409-8728.2016.5.18971. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/fr/article_18971.html (2 а.л.). (РИНЦ, ВАК, CrossRef).
  • Майданов А.С. Динамика творческого процесса в научном познании // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 86-110. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1. (РИНЦ).
  • Майданов А.С. Предисловие // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 9-14. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1. (РИНЦ).
  • Моркина Ю.С. Сложность творчества // Инновационная сложность / Отв. ред. Е.Н. Князева. СПб.: Алетейя, 2016. С. 296–332. 500 экз. ISBN 978-5-906823-11-3.
  • Моркина Ю.С. Миры художественных произведений: феноменология интерпретации // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 235–255. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1. (1,4 а.л.). (РИНЦ).
  • Филипенок С.А. Личностное знание как фактор научного творчества // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 196-204. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1. (РИНЦ).
  • Ярославцева Е.И., Кувшинов С.В. Международному институту новых образовательных технологий РГГУ – 15 лет! // Философские науки. 2015. № 12. С. 122-129 (научная статья). ISSN 0235-1188 (РИНЦ, ВАК, RSCI, Scopus, Web of Science). (Не вошло в отчет2015 г.).
  • Ярославцева Е.И. Общество и цифровые технологии: новые социальные реалии сетевого образования // Социология образования. 2016. № 2. С. 77-89 (научная статья). ISSN 1561-2465. (РИНЦ, ВАК).
  • Ярославцева Е.И. Генетические корни междисциплинарности. Междисциплинарность в научном исследовании. – Проблема междисциплинарности в контексте реформ российской науки. Материалы «круглого стола» // Философия науки и техники. Научно-теоретический журнал. 2016. Т. 21. № 1. С. 28-29 (Круглый стол). ISSN 2413-9084. (РИНЦ, ВАК).
  • Ярославцева Е.И. Технологии культуры: синергия естественного и искусственного в творческой деятельности человека // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 5. С. 526-533. ISSN 2072-3156. (ВАК, РИНЦ).
  • Ярославцева Е.И. Творческий потенциал человека в науке // Философия творчества. Вып. 2. Когнитивные и социокультурные измерения / Отв. ред. Н.М. Смирнова, А.С. Майданов. М.: ИИнтелл, 2016. С. 152-170. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1. (РИНЦ).
  • 17.Ярославцева Е.И. Человек в цифровом пространстве – допуск к образованию или просвещению? // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. Москва, 3-5 декабря2015 г.: Доклады и материалы. Симпозиум «Высшее образование и развитие человека». М.: Издательство МосГУ, 2015. С. 27-36. 100 экз. (РИНЦ). (Не вошло в отчет2015 г.). (РИНЦ).
  • Ярославцева Е.И. Философия инструмента: орудия и оружие войны // Философия войны и мира. К 70-летию Великой Победы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Философия войны и мира: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне». 28-29 апреля 2015 года. Москва, Институт философии РАН / Редколлегия: В.Н. Шевченко (отв. редактор), А.Д. Королев, И.К. Лисеев, Л.Ф. Матронина, Ю.М. Хрусталев, А.Н. Чумаков. М.: Российское философское общество, ООО «СиДиПрессАрт», 2016. С. 440-447. 1500 экз. ISBN 978-5-9907760-0-5. (РИНЦ).
  • Ярославцева Е.И. Совершенствование человека – некоторые аспекты поколенческого и индивидуального выбора // Проблема совершенствования человека (в свете новых технологий): Трансгуманизм и проблема социальных рисков. Редукционизм как соблазн наук о человеке. Об идолах и идеалах биотехнологического самоизобретения человека. Как возможен совершенный человек? / Отв. ред. Г.Л. Белкина; Ред.-сост. М.И. Фролова. Предисл. Н.С. Корсакова. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 219-232 (научная статья). 500 экз. ISBN 978-5-9710-2778-2. (РИНЦ).
  • Ярославцева Е.И., Кувшинов С.В. Современное инклюзивное образование и материализация киберпространства // Трансформация библиотеки в цифровую эпоху: сб. статей по матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 11–12 ноября2015 г.) / Рос. гос. б-ка для слепых; [сост. Е.В. Захарова]. М., 2016. С. 87-104. 140 экз. ISBN 978-5-4465-1217-1.