Институт Философии
Российской Академии Наук




  2006 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора » 2006 год

2006 год

Научный отчет Сектора эволюционной эпистемологии ИФ РАН за 2006 год

 

Важнейшие результаты законченных фундаментальных и прикладных исследований

 

Завершена разработка концепции эволюционно-информационной эпистемологии, ориентированной на синтез совре­менных эволюционных представлений и общепринятых в ког­нитивной науке моделей переработки информации (Мерку­лов И.П. Эпистемология. Т. II. СПб.: РХГА, 2006 22 п.л.).

 

Направление исследований: «Сознание: эволюционные, когнитивные и социокультур­ные аспекты».

В проведенных по данной теме исследованиях анализиро­вался комплекс вопросов, касающихся сознания как когнитив­ной способности, информационной природы сознания, эволю­ции сознания, типологий сознания и т.д. Эти исследования, в частности, позволили выделить два типа сознания – перцеп­тивное и символьное (вербальное). Это разграничение хорошо согласуется с широко известными экспериментальными дан­ными, полученными в последние десятилетия в когнитивной науке, а также в нейробиологии и нейрофизиологии. Оно так­же позволяет аналитически выделить важнейшие этапы эволю­ции человеческого сознания и функциональные различия меж­ду его относительно более низким и более высоким когнитив­ными уровнями.

Исследования по данной теме также показали, что способ­ность сознания скорее всего представляет собой лишь поверхно­стный слой более фундаментальной способности (она может быть названа глубинным сознанием). Поверхностный уровень созна­ния и эволюционно, и функционально тесно соотнесен с челове­ческим эго, поэтому его удобно обозначить как эго-сознание. Глу­бинный уровень сознания имеет дело с когнитивной информа­цией, которая не достигает барьера эго-сознания людей.

В рамках данной темы разработан динамический подход к проблеме сознания и бессознательного. На основе анализа ду­ховных практик, художественного творчества, практик само­реализации выявлены механизмы взаимодействия и взаимообо­гащения сознания и бессознательного в процессах восприятия, воображения и мышления (Философия науки. Вып. 12: Фено­мен сознания М.: ИФРАН, 2006).

 

Направление исследований: «Синергии тела и конструкции сознания: телесный пово­рот в эпистемологии».

Проанализированы происходящие в современной эписте­мологии концептуальные сдвиги, обусловленные применени­ем новейших моделей нелинейной динамики (синергетики) и персонифицированного подхода к когнитивным способнос­тям (embodied cognition approach). В результате меняется по­нимание всей системы связей между субъектом и объектом по­знания, между индивидуальным разумом и сетями коллектив­ного разума и открывается ряд новых интересных направлений исследования, а именно: динамика индивидуальной эмерджентности в познании (становление «Я» в актах познания, появление новых, не выводимых из прежних бытийных качеств «Я»); открытость когнитивных систем как условие их самоор­ганизации и их операциональная замкнутость как условие со­хранения их идентичности; нелинейность локальных и гло­бальных связей в индивидуальных когнитивных актах; авто-поэзис, т.е. самопроизводство, когнитивных систем и структур и т.д. Раскрыто содержание нового представления о ситуационности познания и нелинейных обратных связях, устанав­ливающихся между познающим субъектом и объектом позна­ния, а также между индивидуальным разумом и сетями кол­лективного разума. Изучены основные черты современного эпистемологического конструктивизма и его исторические предпосылки. Показано, что одним из центральных представ­лений, на которых строится новое видение отношения между конструктами сознания и конструируемой действительностью, – это кибернетическое представление о циклической причин­ности, самореферентности и самоотнесенности как свойства сложных систем (Князева. Е.Н., Курдюмов С.П. Основания си­нергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2006).

 

 

Книги:

  • Горелов А.А. Индивидуальность и эволюция. М.: ИФ РАН, 2006. 162 с. (7,47 а.л.).
  • Ивин А.А. Логика и теория аргументации: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. 258 с. (16 п.л.).
  • Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: Учеб. пособие. М.: ФайирПресс, 2006. 301 с. (19 п.л.).
  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2006. 232 с. (14,5 п.л.).
  • Новосёлов М.М. Беседы о логике. М.: ИФ РАН, 2006. 158 с. (8,7 а.л.).

 

Статьи:

  • Бескова И.А. Эго-сознание как поверхностная структура // Философия науки. Вып. 12. М., 2006 (1,2 а.л.).
  • Герасимова И.А. «Бинаризм» и классическая логика // Логика: перспективы развития. Киев, 2006 (0,6 а.л.).
  • Герасимова И.А. Вопрос, ответ на который «невозможен в принципе» // Эпистемология и философия науки. 2006. № 3 (0,6 а.л.).
  • Герасимова И.А. Классическая и неклассическая логика: возможности и границы применимости // Эпистемология и философия науки. 2006. № 2 (0,7 а.л.).
  • Герасимова И.А. Логические стратегии в аргументации // Логiка та багаторiвнева система освiти: методологiя та методика викладання. Мiжнародна науково-практична конференцiя (11–12 травня 2006 року). Киев, 2006 (0,3 а.л.).
  • Герасимова И.А. Модальные интеррогативные стратегии в научном поиске // Современная логика: Пробл. теории, истории и применения в науке: Материалы IX Общерос. науч. конф. СПб., 2006 (0,3 а.л.).
  • Герасимова И.А. Правильное мышление – ключ к культуре своего здоровья // Ваша Светлость. 2006. № 2 (1 а.л.).
  • Герасимова И.А. Принцип двойственности и когнитивные практики // Вопр. философии. 2006. № 3 (1 а.л.).
  • Герасимова И.А. Проблема добра и зла. Дуалистические и холистические модели аргументации // Мысль. СПб., 2006. 1 а.л.
  • Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. М., 2006 (1 а.л.).
  • Ивин А.А. Логика и теория аргументации: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. 258 с. (16 п.л.).
  • Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: Учеб. пособие. М.: ФайирПресс, 2006. 301 с. (19 п.л.).
  • Ивин А.А. Аксиология. М.: Высш. шк., 2006. 391 с. (24,01 п.л.).
  • Князева Е.Н. (Knyazeva H.) Management of the Co-evolutionary Complexity and Construction of a Desirable Future // Management of Risk Factors in Economically Relevant Human Activity. Abstracts and List of Speakers. Rome, August 31st – September 2nd, 2006. Rome, 2006 (0,4 а.л.).
  • Князева Е.Н. Выступление на круглом столе «Синергетика: перспективы, проблемы, трудности» // Вопр. философии. 2006. № 9 (0,5 а.л.).
  • Князева Е.Н. Конструктивистские установки в инновационном государственном управлении // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. М., 2006 (0,7 а.л.).
  • Князева Е.Н. Мир философских идей С.П.Курдюмова. // Идеи синергетики в естественных науках: 2-е Курдюмовские чтения. Материалы междунар. междисциплинар. науч. конф. Тверь, 2006 (0,3 а.л.).
  • Князева Е.Н. Нелинейная паутина познания // Человек. 2006. № 2 (0,9 а.л.).
  • Князева Е.Н. Овладение временем // Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое: Сб. тр. IV Междунар. конф. М., 2006 (0,7 а.л.).
  • Князева Е.Н. Проблема времени в синергетике: некоторые идеи С.П. Курдюмова // Синергетика. Т. 8. М., 2006 (1,2 а.л.).
  • Князева Е.Н. Пробуждащото обучение // Педагогика. София (Болгария), 2006. № 8 (1,2 а.л.).
  • Князева Е.Н. Синергетика на волне эпистемологического конструктивизма // Синергетика. Т. 8. М., 2006 (1,3 а.л.).
  • Князева Е.Н. Софийность человеческого творчества // Дельфис. Ежегодник, 2005. М., 2005 (0,8 а.л.).
  • Князева Е.Н. Стратегическое видение будущего и стратегии конструктивной деятельности человека // Управление и благополучие человека. СПб., 2006 (0,7 а.л.).
  • Князева Е.Н. Холизм синергетики и недуальность восточного мышления // Противоречие и дискурс. М., 2005. С. 45–62 (1 а.л.).
  • Князева Е.Н. Эпистемологический конструктивизм // Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания. М., 2006 (1,3 а.л.).
  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Коэволюция сложных социальных структур: баланс доли самоорганизации и доли управления // Будущее России в зеркале синергетики. М., 2006 (1,5 а.л.).
  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетическая парадигма в современном естествознании и культурная традиция // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: филос. аспекты осмысления /Науч. ред. М.А.Можейко, А.А.Легчилин, В.Э.Жигото. Минск, 2005 (3 а.л.).
  • Кривых Л.В. Невербальный компонент в межкультурной коммуникации // Гуманитарные исследования. Астрахань, 2006. № 2 (18) (0,8 а.л.).
  • Майданов А. С. Сакрализация социальных явлений как свойство архаического сознания // Философия науки. Вып. 12. М., 2006 (1,5 а.л.).
  • Шульга Е.Н. Компьютерная герменевтика // Вопр. философии. 2006. № 11 (1 а.л.).
  • Шульга Е.Н. Концепция рациональности и аналитическое наследие Львовско-Варшавской школы // Исследования аналитического наследия Львовско-Варшавской школы. Вып. I. СПб., 2006 (1,5 а.л.).
  • Шульга Е.Н. Философия сознания: методологические инварианты исследования» // Философия науки. Вып. 12. М., 2006 (1 а.л.).