ОТЧЕТ О научно-исследовательской работе По теме: «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» за 2015 год (руководитель – доктор филос. наук Н.М. Смирнова)
Ключевые слова: Мышление, творчество, смысл, язык, онтология культуры, метафора, миф, интерпретация. Объектом исследования является развернутый философско-методологический анализ когнитивных и социокультурных параметров творчества как смыслообразующей деятельности человека в контекстах социально-феноменологического, философско-аналитического и экзистенциально-герменевтического подходов; предметом – исследование процессов смыслообразования, трансформации и рецепции смыслов в процессе культурной трансляции в научном, художественном и поэтическом творчестве. Цель работы: общефилософское исследование творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Анализ порождающих структур смысла в языке: исследования в области эпистемологии метафоры (изучение роли воображения, памяти и «расщепления смыслов» в процессах метафоризации, эвристических функций метафор в процессах научного объяснения) для реконструкции когнитивных механизмов творческого процесса. Методы исследования - концептуальный анализ, историко-философская и историко-научная реконструкция, когнитивная герменевтика, компаративный и логико-методологический анализ. Новизна результатов состоит в обосновании конститутивной роли (интер)субъективного опыта в процессах генезиса, трансляции и рецепции новых культурных смыслов, обоснование интерактивного подхода к анализу смыслообразующей деятельности человека в научном, художественном и поэтическом творчестве, а также в установлении содержательных корреляций изучения смыслообразующей деятельности человека как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума и новейших тенденций в эпистемологии («телесно-ориентированного» познания, «расширенного» понимания сознания, неявного знания, компьютерной метафоры сознания, нейрофилософии, философии искусственного интеллекта и т.п.) в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов.
Содержанием программы «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» является философско-методологический анализ когнитивных и социокультурных параметров творчества как смыслообразующей деятельности человека, исследование когнитивных аспектов процессов смыслообразования, трансформации и рецепции смыслов в процессе культурной трансляции в научном, художественном и поэтическом творчестве. В 2015 г. философско-методологический анализ когнитивных и социокультурных параметров творчества осуществлен по трем основным направлениям: когнитивный анализ смысла как идеальной предметности эпистемологии, исследование когнитивных истоков и генезиса смыслообразующей деятельности человека, анализ теоретических и прикладных аспектов эпистемологии метафоры. Работа нацелена на углубление общефилософского и социокультурного понимания творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Осуществлен анализ порождающих структур смысла в языке: исследования в области эпистемологии метафоры (изучение роли воображения, памяти и «расщепления смыслов» в процессах метафоризации, эвристических функций метафор в процессах научного объяснения) для реконструкции когнитивных механизмов творческого процесса. Результаты исследований 2015 г. изложены в плановой коллективной монографии сектора: Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФ РАН, 2015. 141 с. (9 п.л.) В фокусе исследований 2015 г. – анализ дискуссионных аспектов социокультурной презентации смыслов в языке как инструменте социального конструирования реальности. Рассмотрены основанные на различных когнитивных презумпциях дискуссионные подходы к пониманию когнитивной структуры смысловых образований, совместно работающие на обогащение философского понятия смысла: менталистский, лингво-коммуникативный, социально-феноменологический, когнитивно-герменевтический подходы. Показано, что когнитивная эволюция лингво-коммуникативного подхода осуществляется в контексте философско-аналитических дискуссий о «расщеплении» смысла (первичный смысл, прямой смысл, конвенциональный смысл), его семантической и семиотической дифференциации в ответ на вызовы современных коммуникативных практик (Смирнова Н.М. Смысл как идеальная предметность эпистемологии // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФ РАН, 2015. С. 13–52). Исследование персонально-идентифицирующих функций смысла в структурах субъективной реальности дополнено изучением генезиса его интерсубъективной культурной формы в естественном языке. Внесен определенный вклад в обновленное понимание логики эволюции естественного языка: обоснован тезис о неслучайном характере взаимосвязи звукокомплексов, лежащих в основе базисной лексики современных естественных языков. Предложена модель формирования и эволюции когнитивных способностей в филогенезе, в том числе языковой и творческой способности. Показана сложность языковых экспликаций различных этапов творческого процесса (Бескова И.А. Рождение новых смыслов как творческий процесс // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015. С. 53–96). Дополнительный свет на процессы функционирования смысла в языке проливают исследования в области эпистемологии метафоры: проанализированы дискуссионные подходы к анализу когнитивной природы и структуры метафор, особенности интерпретации, генезиса и эвристический потенциал метафорического смысла, а также методы дешифровки мифа как полисмыслового текста (на примере мифологического творчества). (Смирнова Н.М. Эвристический потенциал метафорического смысла // Топосы философии Наталии Автономовой. М.: РОССПЭН, 2015. С. 203–220; Майданов А.С. Конструирование метафор и мифов и их истолкование // Философская мысль. 2015. № 4. С. 79–225). Дан феноменологический анализ поэтического творчества, проанализированы когнитивные характеристики поэтического образа (особый вид достоверности и фактичности), лирического и поэтического героя (Моркина Ю.С. Человеческое сознание и поэтические смыслы // Философская антропология. 2015. №2. /iphjournal.htm). В области социально-философского познания проанализирована многофакторность и полилинейность развития обществ и цивилизаций на основе синтеза линейно-стадиального подхода с цивилизационным (Ивин А.А. Из тени в свет перелетая… Очерки современной социальной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 592 с.). Анализ взглядов Л.Н. Толстого на социальное назначение творчества, в частности, взаимосвязь его моральных и религиозных аспектов, позволил выявить ведущую роли последних в социально-философском мировоззрении писателя и прояснить некоторые аспекты динамики его творческого процесса. (Горелов А.А. Толстой о социальном назначении творчества // Философия творчества (ред. Смирнова Н.М., Алексеев А.Ю.) М, ИИнтелл, М., 2015 С. 294-303). Изучено, как проблема ограничений (и утончения) теоретического знания формулируется в терминах интервального подхода к анализу абстракции (Новоселов М.М.). Показана эффективность герменевтического подхода к решению проблемы выбора, детерминированного пониманием человеком «ситуации выбора» (Шульга Е.Н. Выбор как герменевтическая проблема // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Т.1. М.: Научная мысль, 2015. С. 58-65). Дальнейшее развитие программы предполагается осуществлять в сопряжении контекстов изучения смыслообразующей деятельности человека как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума и новейших тенденций в эпистемологии («телесно-ориентированного» познания, «расширенного» понимания сознания, неявного знания, компьютерной метафоры сознания, нейрофилософии, философии искусственного интеллекта и т.п.) в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов. Итак, объектом исследования программы «Эпистемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» является развернутый философско-методологический анализ когнитивных и социокультурных параметров творчества как смыслообразующей деятельности человека, предметом – исследование процессов смыслообразования, трансформации и рецепции смыслов в процессе культурной трансляции в научном, художественном, поэтическом и социальном творчестве. Исследовательская задача состоит в углублении общефилософского анализа творчества как расширения семантических пространств, в изучении широкого спектра проблем, связанных с философским анализом языка как репрезентанта различных смысловых пространств социокультурной реальности. Исследован эвристический потенциал метафорического смысла (эпистемология метафоры), «телесно-ориентированного» знания, неявного знания (М. Полани), компьютерной метафоры сознания, а также нейрофилософии и философии искусственного интеллекта в реконструкции когнитивного основания творческих процессов. Поставленной задаче адекватны методы концептуального анализа, историко-философской и историко-научной реконструкции, когнитивной герменевтики, компаративного и логико-методологического анализа. Философско-методологический анализ когнитивных и социокультурных параметров творчества как смыслообразующей деятельности человека осуществлен по трем основным направлениям: когнитивный анализ смысла как идеальной предметности эпистемологии, исследование когнитивных истоков и генезиса смыслообразующей деятельности человека, анализ теоретических и прикладных аспектов «бытия» смысла в естественном языке. Работа нацелена на углубление общефилософского и социокультурного понимания творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации, анализ широкого спектра проблем философского анализа языка как репрезентанта различных смысловых пластов социокультурного опыта. Результаты исследований 2015 г. изложены в коллективной монографии сектора: Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015. В фокусе исследований 2015 г. – рассмотрение дискуссионных аспектов социокультурной презентации смыслов в языке как инструменте социального конструирования реальности. Рассмотрены основанные на различных когнитивных презумпциях дискуссионные подходы к пониманию когнитивной структуры смысловых образований, совместно работающие на обогащение философского понятия смысла: менталистский, лингво-коммуникативный, социально-феноменологический, когнитивно-герменевтический подходы. Соответственно, когнитивными инструментами концептуального анализа проблем творчества на данном этапе стали понятия «расщепление смысла», «раскол референции», метафоризация, интерпретация, демифологизация. Показано, что когнитивная эволюция лингво-коммуникативного подхода осуществляется в контексте философско-аналитических дискуссий о «расщеплении» смысла (первичный смысл, прямой смысл, конвенциональный смысл), его семантической и семиотической дифференциации в ответ на вызовы современных коммуникативных практик. Показано, что понятие первичного (примордиального) смысла выводит за пределы собственно философско-аналитического подхода в область междисциплинарных исследований (эпистемологический анализ воображения, психология творчества и т.п.). (Смирнова Н.М. Смысл как идеальная предметность эпистемологии // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015. С. 13–52). Представлено новое истолкование смысла как объемного паттерна организации внутреннего опыта субъекта, возникающего в режиме недуального взаимодействия с объектом интереса. Традиционное понимание смысла как совокупности признаков, указывающих на предмет, рассматривается как верхний пласт иерархии уровней изначального глубинного переживания на пути трансформации от языка прото-образов до языка символов. На этой основе предлагается объяснение того, почему интуитивные усмотрения и творческие прозрения не могут быть объектом прямого восприятия сознания. Показано, какие типы языков приоритетно используются на разных стадиях творческого процесса, обозначены трудности языковой экспликации различных этапов творческого процесса (Бескова И.А. Рождение новых смыслов как творческий процесс // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015. 141 с. С. 53–96.) Вскрыты новые аспекты природы бессознательного, позволяющие описывать происходящее в акте творческого прозрения как сложно организованного, двунаправленного, непрерывно осуществляющегося обмена состояниями между контрагентами коммуникативного взаимодействия в минделловском пространстве. В этом непрерывно осуществляющемся диалоге новое рождается не как следствие реализации ранее поставленной задачи, а как побочный продукт получения контрагентом коммуникации паттернов состояний, изначально в нем не представленных, поскольку те не составляют части его собственных динамик. (Бескова И.А. Природа творческого прозрения // Философия творчества (ред. Смирнова Н.М., Алексеев А.Ю.) М, ИИнтелл, М., 2015 С. 220-236). Исследование персонально-идентифицирующих функций смысла в структурах субъективной реальности дополнено изучением генезиса его интерсубъективной культурной формы в естественном языке. Внесен определенный вклад в обновленное понимание логики эволюции естественного языка: обоснован тезис о неслучайном характере взаимосвязи звукокомплексов, лежащих в основе базисной лексики современных естественных языков. Предложена модель формирования и эволюции когнитивных способностей в филогенезе, в том числе языковой и творческой способности (Бескова И.А. Рождение новых смыслов как творческий процесс // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015. С. 53–96.). Сформулированы новые подходы к рассмотрению места и роли метафоры в интерпретации мифических образов и сюжетов (демифологизация, дешифровка, демонтаж). Определено место и роль метафоры в процессе мифологического творчества. Охарактеризована сложная система отношений между разнородными элементами семантики метафор, а также между ними, с одной стороны, и реалиями жизненного мира архаичных людей, с другой. Предложено толкование некоторых, до сих пор удовлетворительно не интерпретированных мифов индийских Вед. (Майданов А.С. Конструирование метафор и мифов и их истолкование // Философская мысль. 2015. № 4. С. 79–225.). Дан феноменологический анализ поэтического творчества – поэтического произведения как интенционального объекта сознания. Проанализированы когнитивные характеристики поэтического образа (особый вид достоверности и фактичности), лирического и поэтического героя. В анализе использована автопоэтическая модель сознания как самоорганизующийся системы. Исследованы специфические формы «укорененности» сознания в особом сегменте жизненного мира – поэтической реальности (Моркина Ю.С. Человеческое сознание и поэтические смыслы // Философская антропология. 2015. №2. /iphjournal.htm). Проанализирована связь понятий истины и детерминизма со временем, введено каузальное определение существования во времени и коррелятивные ему понятия детерминизма и причинности. Построены искусственные языки, использование которых позволяет описывать свойства этих понятий (Ивин А.А. Истина в потоке времени. Философский и логический анализ. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 363 с.). В области социального познания проанализирована многофакторность и полилинейность развития обществ и цивилизаций на основе синтеза линейно-стадиального подхода с цивилизационным (Ивин А.А. Из тени в свет перелетая… Очерки современной социальной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 592 с.). Прослежены корреляции между творчеством как способом трансформации телесного в духовное и опытом как основой данной трансформации (Горелов А.А., Горелова Т.А. Опыт как эволюционный процесс // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 18–28). Рассмотрены взгляды Л.Н. Толстого на социальное назначение творчества в единстве художественного и религиозно-философского моментов, проясняющие некоторые аспекты динамики его творческого процесса (Горелов А.А. Духовное рождение и уход Толстого. М.: ЛЕНАНД, 2015. 288 с.). Показано, как проблема ограничений (и утончения) теоретического знания (путём абстракций) формулируется в терминах интервального подхода к анализу самой абстракции (Новоселов М.М.). Показана эффективность герменевтического подхода к решению проблемы выбора, детерминированного пониманием человеком «ситуации выбора», контекст которой осознается на когнитивном уровне как соотношение стереотипов обыденного сознания, организующих область социального предпонимания как исходной позиции духовного выбора (Шульга Е.Н. Выбор как герменевтическая проблема // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Т.1. М.: Научная мысль, 2015. С. 58–65). Исследован «жизненный мир» интерпретируемых смыслов в феноменологической герменевтике П. Рикера (Шульга Е.Н. Нарративная герменевтика Поля Рикёра // Поль Рикёр: Человек – общество – цивилизация. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. С. 219–234.) Новизна полученных результатов состоит в обосновании конститутивной роли (интер)субъективного опыта в процессах генезиса, трансляции и рецепции новых культурных смыслов, обоснование интерактивного подхода к анализу смыслообразующей деятельности человека в научном, художественном и поэтическом творчестве, а также в установлении содержательных корреляций изучения смыслообразующей деятельности человека как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума и новейших тенденций в эпистемологии («телесно-ориентированного» познания, «расширенного» понимания сознания, неявного знания, компьютерной метафоры сознания, нейрофилософии, философии искусственного интеллекта) в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов. Предложено новое понимание логики формирования естественного языка в филогенезе, дающее возможность сформулировать новый подход к интерпретации смыслов и их роли на разных стадиях творческого процесса.
ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ
ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ
Статьи аспирантов и соискателей:
НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СЕКТОРА В2015 г. сектором организована Первая Всероссийская научная конференция «Философия творчества» (8–9 апреля2015 г., Институт философии РАН). Организаторы: Смирнова Н.М. – председатель Оргкомитета конференции, Моркина Ю.С. – член оргкомитета конференции. Пленарные докладчики: (8 апреля2015 г.)
В 2015 году сектором проводился теоретический семинар «Философия творчества» (рук. Н.М. Смирнова)
|
|||||
|