Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012 год
Главная страница » » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора » 2012 год

2012 год

 

 

Отчет сектора эволюционной эпистемологии Института философии РАН

о работе в 2012 году

 

1. Важнейшие результаты законченных фундаментальных и прикладных исследований.

 

Впервые в отечественной литературе собраны и изданы в виде антологии тексты основателей эволюционной эпистемологии и их современных продолжателей, которые сопровождены краткими биографиями и библиографиями ученых. Настоящее собрание текстов конституирует направление эволюционной эпистемологии как ветви неклассической эпистемологии в России и в мире (Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, составитель Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012 – 704 с.).

 

Исследованы перспективы развития эволюционной эпистемологии в свете современных дискуссий о возможностях натуралистических подходов к пониманию функционирования и развития сознания, восприятия, мышления, телесности и духовности человека. Показано, что натуралистический подход стимулируется современными предпочтениями к проведению междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований. Продемонстрировано, что один из наметившихся трендов – это соединение эволюционной эпистемологии с когнитивной биологией, которое олицетворяет сближение когнитивных наук и наук о жизни. Прослежена взаимосвязь между эволюцией и развитием, между филогенезом и онтогенезом, что обозначается сегодня как eco-evo-devo-perspective (Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: ИФ РАН, 2012).

 

Обосновано, что именно учет телесной воплощенности разума, телесных детерминант важнейших когнитивных способностей человека (восприятия, понимания, мышления, творчества и др.) позволяет получить доступ к значимым сферам человеческой экзистенции, напрямую соотнесенным с улучшением качества жизни современного человека во всем диапазоне проявлений: от физического здоровья до ментального, эмоционального и духовного благополучия. Показано, какие трансформации само- и мировосприятия позволяют осуществить тот поворот в мировидении, который обусловливает более успешное и грамотное приспособление человека к условиям динамично развивающейся природной и социальной среды. Новизна этого результата состоит в том, что сделанные в монографии выводы основываются на рассмотрении трансформаций человеческой телесности-ментальности, обусловленных переходом к недуальному мировидению, что в данном ключе ранее не осуществлялось. Еще одним новшеством выступает разрабатываемый авторами синтез современных подходов (эволюционно-эпистемологического, нелинейно-динамического, психолого-медицинского, культурно-антропологического, интегрально-телесного) к изучению сложного феномена телесности, истолковываемого как недуальная целостность «ум-тело». Актуальность данного поворота обусловлена возрастающей сложностью и динамизмом жизни современного человека, когда нагрузки становятся все больше, давление стрессогенных факторов все ощутимее, а возможности для восстановления и реабилитации все меньше. Соответственно, включение опыта духовных традиций Востока и Запада в ткань повседневности человека, осуществляемое вне попыток насильственного изменения его мировосприятия, а лишь за счет осознания им подлинной логики взаимосвязи и взаимообусловливания явлений его жизни, не может не быть значимым и ценным для улучшения качества его жизни. (Бескова И.А., Князева Е.Н., Бескова Д.А. Природа и образы телесности. М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 456 с.).

 

Исследован эвристический потенциал концепта интерсубъективности как трансцендентального основания социальных коммуникаций, с одной стороны, и как основания коммуникативной программы обоснования знания в парадигме (пост)неклассической рациональности, с другой. С целью экспликации горизонта его значений критически проанализированы три  основные семантические модели интерсубъективности, представленные в современной философской литературе. Показано, что адекватным постнеклассической рациональности является свободный от метафизических коннотаций феноменологический проект, сосредоточенный не на проектировании связи социального и индивидуального, но на анализе процедур феноменологического конституирования смысла интерсубъективности. (Смирнова Н.М.  Коммуникация и интерсубъективность. // Философия науки. Вып. 17.  М., ИФ РАН, 2012. С. 40 -54).

 

Дано ясное и доступное описание того, что представляет собой современная наука и каким конкретным требованиям должны удовлетворять создаваемые ею теории. Это позволяет точным образом отграничить науку от ненауки и, прежде всего, от паранаучных концепций, подобных парапсихологии, и псевдонаучных построений, типа алхимии или астрологии. Подробно описаны основные особенности науки как специфического вида человеческой деятельности (Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. Москва, Университетская библиотека online 18 п.л).

 

В новом ключе проанализирована природа человека: его конечность, заброшенность, страх перед смертью, социальность, непредопределенность, метафизичность, трансцендирование, разумность и др. Модификации общей природы человека связываются с историческим развитием общества. Человек обнаженный, формируемый коллективистическими цивилизациями, противопоставляется человеку отчужденному, порождаемому индивидуалистическими цивилизациями. Обнаженность выступает как интегральная характеристика, выражающая существенное сходство мыслей, чувств и поступков «винтиков» одной, слаженно работающей социальной машины, реализующей свою глобальную цель. Отчуждение говорит об оторванности людей друг от друга и от общества в целом, о глубоких, болезненно переживаемых ими расхождениях в мыслях, чувствах и поступках. (Ивин А.А. Обнаженность и отчуждение. Индивидуальная монография. Электронное издательство НекстМедиа. 16 п.л.).

 

Выявлены и проанализированы некоторые важные аспекты логики научного исследования, а так же методы, способствующие совершению научных открытий. (Майданов А.С. Методология научного творчества. Изд. 2-е. М.: «Книжный дом «ЛИБРОКОМ»», 2012. - 512 с.)

 

Продемонстрирована универсальность понятия сложности и его применимость к идеальным системам. Показано, что понимание сложности может быть расширено за счет признания феномена сложности во времени, присущей идеальным системам, в отличие от материальных, сложность которых – пространственна (Моркина Ю.С. Сложность в поэтическом творчестве // Вопросы философии. 2012. №6. C. 39-49).

 

2.    Аннотации на важнейшие книги на русском и английском языках:

 

Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е. Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 704 с., ил. (Humanitas) ISBN 978-5-98712-017-0

В антологию включены работы основателей эволюционной эпистемологии — К. Лоренца, К. Поппера, Д. Кэмпбелла, статьи Р. Ридля, Г. Фолльмера, Э. Эзера, Ф. Вукетича как основных представителей эволюционной эпистемологии и последователей К. Лоренца. Книга содержит разделы, представляющие важные для эволюционной эпистемологии смежные направления - теорию геннокультурной коэволюции (Ч. Ламсден, А. Гушурст и др.) и нейробиологию (Дж. Эдельман, Г. Рот). В разделе «эволюционная эпистемология в России» публикуются работы И. П. Меркулова, A.B. Кезина, E.H. Князевой, И.А. Бесковой, И.А. Герасимовой. Книга адресована специалистам в области эпистемологии и философии науки.

Evolutionary Epistemology. Anthology. / Scientific editor and compiler Helena N. Knyazeva. Moscow: Center of Humanitarian Initiatives, 2012. - 704 p., illustrations. (“Humanitas”). ISBN 978-5-98712-017-0

The works of Konrad Lorenz, Karl Popper, Donald Campbell as founders of evolutionary epistemology are included in the anthology. The second part of this anthology includes the works of Rupert Riedl, Gerhard Vollmer, Erhard Oeser and Franz Wuketits as main representatives of evolutionary epistemology and followers of Konrad Lorenz. The anthology has parts in which some important new trends are represented, such as the theory of gene-culture co-evolution (Charles J. Lumsden, Ann Gushurst et al.) and neurobiology (Gerald Edelman, Gerhard Roth), are presented. Some impressive works of Igor P. Merkulov, Anatoly V. Kezin, Helena N. Knyazeva, Irina A. Beskova, Irina A. Gerasimova are published in the part “Evolutionary Epistemology in Russia”. The book is addressed to specialists in the field of epistemology and philosophy of science.

 

Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. Е.Н. Князева. – М.: ИФ РАН, 2012. – 236 с.; 20 см. –500 экз. – ISBN 978-5-9540-0227-0.

В сборнике обсуждаются перспективы развития эволюционной эпистемологии в свете современных дискуссий о возможностях натуралистических подходов к пониманию функционирования и развития сознания, восприятия, мышления, телесности и духовности человека. Натуралистический подход стимулируется современными предпочтениями к проведению трансдисциплинарных исследований. Показывается, что один из наметившихся трендов – это соединение эволюционной эпистемологии с когнитивной биологией, которое олицетворяет сближение когнитивных наук и наук о жизни. Исследуется взаимосвязь между эволюцией и развитием, между филогенезом и онтогенезом, что обозначается сегодня как evo-devo-perspective. Познание рассматривается не столько как построение репрезентаций внешнего мира, сколько как возникновение эмерджентных свойств мозга-тела-сознания в его физическом и биосоциальном встраивании в окружающую среду.

Evolutionary Epistemology: The Modern Discussions and Trends / Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy; Edited by Helena N. Knyazeva. Moscow: Institute of philosophy Publishers, 2012. – 236 p. – 500 copies. – ISBN 978-5-9540-0227-0.

The prospects of development of evolutionary epistemology in the light of the modern discussions about possibilities of naturalistic approaches to understanding of functioning and development of consciousness, perception, thinking, embodiness and spirituality of a human being are under consideration in the book. The naturalistic approach is stimulated by the modern preferences for doing transdisciplinary researches. It is shown that one of emerging trends is a combination of evolutionary epistemology with cognitive biology which embodies approaching of cognitive sciences and life sciences. The interconnection of evolution and development, phylogenesis and ontogenesis what is designated nowadays as the eco-evo-devo-perspective is studied. The cognition is considered as an appearance of emergent properties of brain-body-consciousness in its physical and biosocial in-building into environment rather than the building of representations of the external world.

 

И.А. Бескова, Е.Н. Князева, Д.А. Бескова Природа и образы телесности. М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 456 с.

В монографии представлен спектр образов, отражающих разные аспекты динамик телесного, включая законы трансформации и принципы адаптации к сложным процессам когнитивного функционирования человека, выражаемым метафорой «Жизнь есть познание и познание есть жизнь». Показано, что современные средства эпистемологического анализа не вполне адекватны сложности изучаемого феномена из-за привнесения ими мотива двойственности в исследование недуального. В этой связи в книге формулируется новая методология, предлагаются новые теоретические модели и понятия, позволяющие сделать анализ феномена телесности более адекватным его сложности.

Beskova I.A., Knyazeva H.N., Beskova D.A. The Nature and Images of Embodiment. Moscow: Progress-Tradition, 2011. - 456 p.

In the monograph, the whole spectrum of multidisciplinary images which reflect different aspects of evolutionary dynamics, including laws of modification and adaptation of the embodiment to complex processes of the human cognitive functioning which might be expressed by a metaphor “life as a knowledge and knowledge as a life» is represented. It is shown that the modern means of epistemological analysis are not quite adequate to complexity of the embodiment phenomenon, because of they bring duality in researches of a non-dual phenomenon. That’s why the formulation of a new methodology, some new theoretical models and concepts are needed and developed in the book.

 

Моркина Ю.С. Социальная теория познания Д.Блура: истоки и философский смысл. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. – 256 с.

В книге раскрывается философский смысл социального подхода к изучению знания. Рассматриваются такие понятия, как знание, социальность, а также их эволюция, главным образом на основе анализа работ Д. Блура, одного из основателей социальной эпистемологии. Персоналия Д. Блура находится в центре исследования как пример философа, перешедшего в своем творчестве от колебания между научным реализмом и социальным конструктивизмом к социальному конструктивизму в его сильной версии. На основе изучения работ современных англоязычных исследователей, концепции которых можно причислить к социально-конструктивистским, в книге выделяются принципы, лежащие в основе осмысления социального аспекта знания.

Morkina J.S. Social Epistemology by David Bloor: Origins and Philosophical Meaning. Moscow: Canon+, 2012. - 256 p. (in Russian)

The present scrutiny discloses philosophical meaning of emergence of such trend as social constructivism in sociology of scientific knowledge. It involves such notions as knowledge, sociality and also their evolution as the works of D. Bloor demonstrate. Among preconditions of Bloor’s discourse about sociality of knowledge are the two eternal philosophical problems: one is dealing with existence, ontological status of external world, the other – with the internal one. In that book the attempt is made to view social constructivism as “double epoche”, which “surrounds by parentheses” facts of external and internal world – and it makes philosophical and methodological sense of its own.

 

Ивин А.А. Обнаженность и отчуждение. Индивидуальная монография. Электронное издательство НекстМедиа. 2012. 16 п.л.

В монографии анализируется природа человека и ее связь с природой общества. Рассматриваются конечность человека, его заброшенность, страх перед смертью, социальность, непредопределенность, метафизичность, трансцендирование, разумность и др. Модификации общей природы человека связываются с историческим развитием общества. Человек обнаженный, формируемый коллективистическими цивилизациями, противопоставляется человеку отчужденному, порождаемому индивидуалистическими цивилизациями. Обнаженность выступает как интегральная характеристика, выражающая существенное сходство мыслей, чувств и поступков «винтиков» одной, слаженно работающей социальной машины, реализующей свою глобальную цель. Отчуждение говорит об оторванности людей друг от друга и от общества в целом, о глубоких, болезненно переживаемых ими расхождениях в мыслях, чувствах и поступках. Заключительная часть книги посвящена «человеку любящему», объяснению и пониманию поведения человека, современной угрозе разрушения природы человека.

Ivin A.A. Denudedness and Alienation. Individual Monograph. Electronic edition. 2012.

The nature of man and its connection with the nature of society is analyzed in this book, namely finiteness of man, abandonment, dead fear, non-predeterminaton, his metaphysical, transcendent and reasonable nature, etc. Modifications of the general nature of man are connected with the historical development of society. The notion of “denuded man” was for the first time introduced by Plato. Denuded man is formed by collectivistic civilizations. The notion of “alienated man” is used by Thomas Hobbes, John Locke, Jean-Jacques Rousseau and by others. The notion of alienated man is formed by the individualistic civilizations.

 

3. Изданные книги

 3.1. Научные издания

  • Эволюционная эпистемология. Антология. / Под ред. Князевой Е.Н. М.: Центр гуманитарных инициатив. 2012. - 704 с.
  • Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции . / Под ред. Князевой Е.Н. М.: Институт философии РАН, 2012. 236 с.
  • Бескова И.А., Князева Е.Н., Бескова Д.А. Природа и образы телесности. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 455 с.
  • Горелов А.А., Горелова Т.А. Наука и религия: перспективы синтеза. М.: Книж. Дом «Либроком», 2012. 360 с
  • Майданов А.С. Методология научного творчества. Изд. 2-е. М.: «Книжный дом «ЛИБРОКОМ»», 2012. 512 с.
  • Моркина Ю.С. Социальная теория познания Д.Блура: истоки и философский смысл. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация». 2012. 256 с.;
  • Ивин А.А. Что такое диалектика. Философский очерк. М.: Универсистетская библиотека
  • Online. 2012 (электронное издание).. (www.biblioclub.ru/book.84071)
  • Ивин А.А. Что такое диалектика. Екатеренбург, издательство «Аэлита». 2012 (электронное издание) (http:/iaelita.ru/aelitashop/item/chto-takoe-dialektika.html)
  • Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. М.: Университетская библиотека online. 2012. (электронное издание) (www.biblioclub.ru/book/84073/)
  •  

3.2. Научно-популярные издания

  • Ивин А.А. Обнаженность и отчуждение. М.: Университетская библиотека online. 2012. (электронное издание) (www.biblioclub.ru/book/86319)
  • Ивин А.А. Апокалипсис любви. М.: Университетская библиотека online. 2012. (электронное издание)

 

3.3. Учебные издания

  • Гелих О.Я., Князева Е.Н. Управление и синергетика [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "540400 Социально-экономическое образование" Изд. 3. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2012. 137 с.
  • Горелов А.А. Философия. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012. 320 с.
  • Ивин А.А. Теория и практика аргументации. Базовый курс. Учебник для бакалавров. 2-ое издание, переработанное и дополненное. М.:Юрайт, 2012. 301 с.
  • Ивин А.А. Социальная философия. Учебное пособие для бакалавров. М.: Университетская библиотека online. 2012. (электронное издание)
  • Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. М.: Университетская библиотека online. 2012. (электронное издание)
  •  

4. Другие публикации

  • Бескова И.А. Эволюционная эпистемология как сфера возрастающей сложности // Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции. М., ИФРАН, 2012. С. 35-57.
  • Бескова И.А. Коммуницирующие вселенные // Философия науки. Выпуск 17. Эпистемологический анализ коммуникаций. М.: ИФРАН, 2012. С. 98-113.
  • Бескова И.А. Интеллект, креативность, кульутра // Эволюционная эпистемология. Антология. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С. 556-602.
  • Бескова И.А. Проблема языка и культурной трансляции в свете концепции Д.Смайлли // Эволюционная эпистемология. Антология. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С. 362-366.
  • Бескова И.А. Концепция сознания Джералда Эдельмана // Эволюционная эпистемология. Антология. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С. 409-419.
  • Бескова И.А. Перевод Д. Смайлли // Эволюционная эпистемология. Антология. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С. 362-366.
  • Бескова И.А. Перевод Дж. Эдельмана // Эволюционная эпистемология. Антология. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С. 409-419.
  • Бескова И.А. Обыденное восприятие и восприятие обыденного: Восток – Запад // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иваново, 2012. С. 145-155.
  • Горелов А.А., Горелова Т.А. Христианство и современная физическая картина мира // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 51-59.
  • Горелов А.А. Трансформация политических процессов условиях глобализации // Модернизация политических институтов, процессов и технологий в условиях глобализации (Отв. ред. О.Е. Гришин, А.К. Сковиков).2012. C. 121-130.
  • Горелов А.А., Дрогунов С.В. Проблема истины в эволюционной эпистемологии // Эволюционная эпистемология. Современные дискуссии и тенденции (Отв. ред. Е.Н. Князева). М.: ИФРАН. С. 152-175.
  • Горелов А.А. Русская идея на пути к духовно-социальному единству // Философия и общество. 2012. № 1. С. 182-192.
  • Горелов А.А. Либерализм в России и эволюционный императив // Politbook. 2012. № 1. С. 145-171.
  • Горелов А.А. Инволюция культуры и пути модернизации // Труды Рос. научно-практич. конф. «Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры» В 2 ч. Ч.1. М.-Пермь: ИФРАН. С. 68-74.
  • Горелов А.А. Инволюция культуры и пути модернизации // Труды Рос. научно-практич. конф. «Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры» В 2 ч. Ч.1. М.-Пермь: ИФРАН, 2012. С. 68-74.
  • Горелов А.А. Федоров и Толстой: отношение к смерти // Русский космизм в идеях и лицах: Материалы Межд. научно-практич. конф.(Отв. ред. Терехов А.В.) Орел: ООО Модуль-К, 2012. С. 113-118
  • Горелов А.А. Панарин и современный мир //VIII Юбилейные панаринские чтения: Молодежь – Культура – Политика: историческая память и цивилизационный выбор. М: Макс-Пресс, 2012. С. 41-51.
  • Ивин А.А. Оценки в процессах коммуникации // Философия науки. Выпуск17. М.: ИФ РАН, 2012. С. 203-213.
  • Ивин А.А. Основные особенности комплексной логики А.А. Зиновьева // А.А. Зиновьев: логик, философ, личность. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 100-120.
  • Ивин А.А. Множественность и единство логики // Логико-философские исследования. Выпуск6. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 26-32.
  • Ивин А.А. Некоторые особенности комплексной логики А.А. Зиновьева // Логико-философские исследования. Выпуск6. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 33-40.
  • Ивин А.А. Некоторые проблемы эволюции современного научного метода // Эволюционная эпистемология. Современные дискуссии и тенденции (Отв. ред. Е.Н. Князева). М.: ИФРАН. С. 78-97.
  • Князева Е.Н. Специфика социальной самоорганизации: роль субъективного фактора // Современная философия, наука и культура: Постнеклассическая эпистемология. Баку: Тэкнур,2011. C. 75-92 (0,8 а.л.) (в отчет 2011 не вошла)
  • Князева Е.Н. Эволюционная эпистемология: современный взгляд // Эпистемология: перспективы развития. М.: Канон+, 2012. С.62-89. (1,6 а.л.)
  • Князева Е.Н. Сложность человеческой телесности: структура и динамика // Бескова И.А., Князева Е.Н., Бескова Д.А. Природа и образы телесности. М.: Прогресс-Традиция, 2011. Раздел I. С. 16-148.
  • Князева Е.Н. Конструирование в коммуникативных системах // Философия науки. Вып.17. М.: ИФ РАН, 2012. С. 84-97.
  • Князева Е.Н. Эволюционная эпистемология в ретроспективе и перспективе. Вступительная статья. // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.7-38.
  • Князева Е.Н. Нелинейно-динамический подход в эпистемологии // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.642-693.
  • Князева Е.Н. Перевод: Фолльмер Г. Эволюционная теория познания. К природе человеческого познания // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.189-204.
  • Князева Е.Н. Перевод: Фолльмер Г. Эволюция и проекция – начала современной теории познания // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.205-236.
  • Князева Е.Н. Перевод: Фолльмер Г. По разные стороны мезокосма // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.225-236.
  • Князева Е.Н. Перевод: Фолльмер Г. Чем хороши псевдонауки. Аргументы из теории и практики // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.237-256.
  • Князева Е.Н. Перевод: Эзер Э. Эволюционная эпистемология как самореферентная исследовательская программа в естествознании // // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.258-272.
  • Князева Е.Н. Перевод: Вукетич Ф.М. Эволюция и познание. Парадигмы, перспективы, проблемы // Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.275-314.
  • Князева Е.Н. Перевод: Рот Г. Нейробиологический базис сознания у человека и животных //Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.442-470.
  • Князева Е.Н. Энактивизм: новый подход к развитию идей экологии // Вестник Международной Академии Наук (Русская Секция). 2012. Специальный выпуск. С. 50-53.
  • Князева Е.Н. Эволюционная эпистемология на перекрестках развития / Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции. М.: ИФ РАН, 2012. С. 8-34.
  • Князева Е.Н. Система и среда: сопряжение сложности, эмерджентности и управленческой активности // Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию. М.: «Когито-Центр», 2011. С. 74-83. (0,6 а.л.) (в отчет 2011 не вошла)
  • Князева Е.Н. Телесное и энактивное познание: новая исследовательская программа в эпистемологии // Эпистемология: перспективы развития. М.: Канон+, 2012. С.315-351.
  • Князева Е.Н. Сложность человеческой телесности: структура и динамика // Бескова И.А., Князева Е.Н., Бескова Д.А. Природа и образы телесности. М.: Прогресс-Традиция, 2011. Раздел I. С. 16-148.
  • Князева Е.Н. Удивительный мир нелинейности и сложности // Неизбежность нелинейного мира. К 100-летию со дня рождения В.С. Готта. М.: Гуманитарий, 2012. С. 73-95.
  • Князева Е.Н. Восприятие как телесное действие: концептуальное соприкосновение индийских учений и когнитивной науки // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы пятой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-20 октября 2012) Иваново: ОАО «Изд-во “Иваново”», 2012. С. 19-33.
  • Князева Е.Н. Энактивность систем и сред инновационного развития // Наука и инновации. Минск (Беларусь). 2012, № 10. С. 34-36.
  • Knyazeva H. Nonlinearity of Time in the Complex World // Philosophy.Sofia (Bulgaria). 2012. Vol. 21. N 3. P. 213-228.
  • Knyazeva H. Innovative Complexity Emergence, Self-Organization and Risk Management // EMCSR-2012. European Meeting on Cybernetics and Systems Research. Vienna: Bertalanfy Center for the Study of Systems Science, 2012. P.267-270. (0,3 а.л.). (грант РГНФ белорус). http://www.emcsr.net/wp-content/uploads/2012/Book_of_Abstracts_EMCSR_2012.pdf
  • Knyazeva H. Complex Thinking: Methodological, Managerial and Ethical Aspects // EMCSR-2012. European Meeting on Cybernetics and Systems Research. Vienna: BertalanfyCenterfor the Study of Systems Science, 2012. P.47-50. (0,4 а.л.). http://www.emcsr.net/wp-content/uploads/2012/Book_of_Abstracts_EMCSR_2012.pdf
  • Князева Е.Н. Образование как конструирование человека, его пробуждение и личностная трансформация // Педагогика в XXI веке: синергетика, моделирование и прикладные исследования, электронное, мега-проектное и взаимное обучение, интерактивность и мультимедиа: материалы Международной научно-практической конференции. Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова, 2012. Электронное издание на 1 DVD. Государственный регистрации номер – 0321202043.
  • Князева Е.Н. Трансдисциплинарные узлы знания и инновационные прорывы в науках о жизни и когнитивных науках // VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». Материалы (Нижний Новгород, 27–30 июня2012 г.). Том III. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2012. С. 255-256.
  • Майданов А.С. От демиургии к творящему огню: эволюция космогонического мышления в индийских ведах // Эволюционная эпистемология. Современные дискуссии и тенденции. М.: ИФ РАН, 2012. С. 187–208.
  • Майданов А.С. Космос в зеркале мифологии и науки // Философские исследования (электронный журнал). 2012. № 2. С. 1–52.
  • Майданов А.С. Устройство Вселенной согласно индийским ведам // Философия и культура. 2012. № 10. С. 58–69.
  • Майданов А.С. Незрячие в коммуникативно-информационном обществе // Психология и психотехника. 2012. № 1. С. 26–69.
  • Майданов А.С. Особенности коммуникации незрячих в их интеллектуальной деятельности // Философия науки. Вып.17. М.: ИФ РАН, 2012. С. 270–282.
  • Майданов А.С. Перекличка космологий – архаической и современной // Философия и культура. 2012. № 5. С. 34–51.
  • Моркина Ю.С. Автопоэзис творческого сознания: эволюционно-эпистемологический подход // Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции. М.,: Институт философии РАН,2012. C. 119-136.
  • Моркина Ю.С. «Эпистемические культуры» К. Кнорр-Цетины как концепция научного знания конца XXвека // Мышление ученого вчера и сегодня. М.: Альфа-М, 2012. С.272-289.
  • Моркина Ю.С. «Постнеклассическая» эпистемология? Б. Латур. Попытка создания новой парадигмы // Мышление ученого вчера и сегодня. М.: Альфа-М, 2012. С.81-100.
  • Моркина Ю.С. Эпистемологический дискурс: модель и реальность // Мышление ученого вчера и сегодня. М.: Альфа-М, 2012. С.101-124.
  • Моркина Ю.С. Индивидуальная рациональность в философских системах // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М.: Альфа-М, 2012. С.186-210.
  • Моркина Ю.С. Сложность в поэтическом творчестве // Вопросы философии. 2012. №6. C. 39-49.
  • Моркина Ю.С. Коммуникативный аспект смысла // Философия науки. Выпуск 17. Эпистемологический анализ коммуникации. М.: Институт философии РАН, 2012. С.214-227.
  • Агошкова Е.Б., Новосёлов М.М. Тезисы. Принцип интервальности в научном познании // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI российского философского конгресса в 3-х томах. Нижний Новгород. Издательство Нижегородского государственного университета. 2012. Т. 1. С.321. Т. 2. С.79-80.
  • Смирнова Н.М. Эпистемология жизненного мира: эвристический потенциал и когнитивные границы. // Эпистемология: перспективы развития (отв. ред. В.А. Лекторский). Канон+, 2012. С.С. 160-188.
  • Смирнова Н.М.Феноменологический анализ социальных технологий (этнометодология). // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. (ред. Касавин И.Т.). М, Альфа-М, 2012. С.С. 130-140.
  • Смирнова Н.М. Коммуникативная рациональность – конститутивное основание социальной эпистемологии. // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., Альфа-М, 2012. С.С. 74-102.
  • Смирнова Н.М. Коммуникативная рациональность и субъективный смысл. // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., Альфа-М, 2012. С.С. 28-31.
  • Смирнова Н.М. Эволюционная эпистемология в контексте современных дискуссий. // Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции (ред. Е.Н. Князева). М., Канон+, 2012. С.С. 57-77.
  • Смирнова Н.М. Философско-методологические трансформации современного образа науки: ренессанс трансцендентализма. // Мышление ученого вчера и сегодня (ред. Л.А. Маркова) М., Альфа-М. С.С. 127-144
  • Смирнова Н.М. Ридль Р. Эволюция и эволюционное познание (реф. пер. с англ.). // Эволюционная эпистемология. Антология (ред. Князева Е.Н.). М.-СПб, 2012.С.С. 174-186.
  • Смирнова Н.М. Коммуникация и Интерсубъективность. // Философия науки. Вып.17. М., ИФ РАН. 2012. С.С. 40-54.
  • Смирнова Н.М. Вукетич Ф.М. Эволюционная эпистемология – вызов науке и философии (реф. пер. с англ.). //Эволюционная эпистемология. Антология (ред. Князева Е.Н.). М.-СПб, 2012.С.С. 315-332.
  • Смирнова Н.М. Натуралистический вызов современной эпистемологии. // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Иваново, 2012.. С.С.33-36.
  • Шульга Е.Н. Символический интеракционизм и проблема понимания. // Философия науки. Выпуск семнадцатый. М., ИФ РАН. С. 113-127.
  • Шульга Е.Н. Метафизические границы и герменевтические горизонты эволюционной эпистемологии // Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции. М. ИФ РАН С.98-119.
  • Шульга Е.Н. Фантазия как когнитивный феномен. Фундаментальные основания творческого воображения и сознания // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Ивановский государственный университет. Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»». С.115-126.
  • Шульга Е.Н. Эволюционная эпистемология Майкла Рьюза // Эволюционная эпистемология. Антология. М., СПб. Центр гуманитарных инициатив Humanitus С.387-404.
  • Шульга Е.Н. Теория аргументации как «практическая философия» // Модели рассуждений -5. Аргументация, коммуникация, общество. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И.Канта. С.144-148.
  • Шульга Е.Н. Символический интеракционизм и рациональность // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М. Альфа-М. С.275-287.
  • Шульга Е.Н. Тезисы доклада «Трудные вопросы «теории аргументации» и методика преподавания»// Проблемы викладания логiки та дисциплiн логичного циклу. Материалы докладов Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Киев. С.201-203.