Институт Философии
Российской Академии Наук




  2024 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора » 2024 год

2024 год




ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

СЕКТОРА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ТВОРЧЕСТВА

2024 год

МЕГАТЕМА: «Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека»

 

Подтема сектора философских проблем творчества:

«Философско-методологический анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека»

 

ВВЕДЕНИЕ


 Объект исследования: 

 

Смирнова Н.М. Объект исследования: методологические проблемы междисциплинарного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии и когнитивных наук в парадигме конструктивного реализма. Предмет исследования: теоретико-познавательные основания и философско-методологические импликации когнитивного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии с когнитивной лингвистикой и психологией развития.

Бескова И.А. Объект исследования: творческий процесс в контексте реализации расширенного истолкования деятельностной парадигмы в познании и творчестве. Предмет исследования – преображение формата вовлеченности субъекта в познавательную деятельность за счет введения в оборот таких техническо-методологических ресурсов, как модусы недуальности и целостности, актуализирующие креативную стилистику в восприятии разворачивающегося опыта.

Моркина Ю.С. Объект исследования – поэтическое творчество. Предмет исследования – когнитивные аспекты поэтического творчества, рассмотренные с позиции философии творчества и современной эпистемологии. Метафоризация и поэтизация как когнитивные процессы, включенные в общую познавательную деятельность человека.

Ярославцева Е.И. Объектом исследования становится обогащенная система связей и отношений, развернутая в богатой культурной палитре языка, речевой деятельности, чтении, создании текстов и рисунков – всех видов коммуникативной деятельности, которую способен осуществлять, а также наблюдать человек, прибегая к использованию различных видов современных цифровых технологий, реализуя самообучение как познавательную практику.

Филипенок С.А. Объект исследованияличностный язык, выражающий имплицитное содержание грамматических конструкций, выходящих за рамки словарных значений употребляемых в речевой практике слов и выражений. Предмет исследования – процесс экспликации компонентов неявного знания как фундаментальных оснований знаковых систем в личностном языке.

 

Актуальность исследования:


Смирнова Н.М. Исследование междисциплинарного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии и когнитивных наук способствует философски более глубокому пониманию интенциональной структуры восприятия, когнитивных функций субъективной реальности, воздействию перцептивной интенциональности на процессы творческого воображения, а также осознанию воздействия образной составляющей человеческого мышления на процессы лингвистической референции.

Бескова И.А. Расширенное истолкование деятельностной парадигмы актуально, поскольку позволяет ввести в оборот эпистемологического анализа инструментарий неинвазивного и ненасильственного преображения предметной ситуации в познавательном процессе, тем самым пополнив репертуар когнитивных ресурсов, эффективно приложимых к решению творческих задач.

Моркина Ю.С. Когнитивный потенциал поэтического творчества в целом и его отдельных приемов, в том числе метафоризации, долгое время оставался недооцененным: поэтическое творчество, поэтизация, метафоризация не осознавались как способы познания и мышления, оставаясь своего рода «лакуной мысли». Показано, что в отечественной мысли конца XIX –начала ХХ века уже содержатся идеи, заложившие основу изучению поэтического мышления, которое как особое направление («когнитивная поэтика») на Западе зарождается лишь в 1980-х гг.

Ярославцева Е.И. Актуальность исследования процессов цифровизации связана с повышением скорости получения и использования информации, когда индивид достаточно быстро может осознавать смену своей познавательной активности: сначала видеть в роли созидающим информацию, а затем – наблюдающим ее действие, поскольку цифровые алгоритмы быстро и технологично добиваются результата, создают когнитивные образы и готовый текст.

Филипенок С.А. Процесс экспликации неявного знания рассмотрен в рамках распространенного в последние десятилетия направления «менеджмент знаний» (knowledge management). Показано, что для решения сугубо прикладных задач по внедрению и распространению новых знаний в современных организациях необходима разработка проблематики в сфере философской теории познания. Продемонстрирована актуальность деятельностных теорий в современной когнитивной науке и философии на примере активного взаимодействия сотрудников современных компаний в процессе производства нового знания. Актуальным является телесно ориентированный подход 4-E Cognition, позволяющий описать когнитивные механизмы объективации неявного знания.

 

Цели и задачи: 

 

Смирнова Н.М. Цель: Экспликация когнитивных оснований продуктивного взаимодействия философских и когнитивно-научных исследований в анализе смыслопорождающей деятельности человека. Задачи: анализ порождающих структур смыслообразования в естественном языке в их сопряжении с продуктивной способностью воображения; выявление роли образных схем в анализе естественного языка и вербальных форм мышления.

Бескова И.А. Цель: расширение ландшафта применимости деятельностного подхода на новые области творческой реализации за счет включения в сферу его влияния высокопродуктивных состояний, протекающих в иной когнитивно-перцептивной стилистике, чем решение рутинных вопросов. Задачи: показать, что контингентные события, обычно воспринимаемые как сугубо негативные (характеризуются внезапностью наступления, несут значительный разрушительный потенциал, воспринимаются субъектом как им самим не спровоцированные), имеют и положительную составляющую, поскольку стимулируют изменение стилистики человеческого мышления, вызывая переход от привычного рутинного модуса функционирования интеллекта к состоянию всецелой сконцентрированности на проблемной ситуации, – гораздо более продуктивному в творческом отношении; раскрыть место и роль осознанности, как ресурса когнитивной трансформации индивидуального сознания, за счет наступления избыточности, способствующего актуализации таких высокопродуктивных в творческом отношении режимов переработки информации, как творческое созерцание, расширение сознания, скачок осознанности и «претворение в сознание».

Моркина Ю.С. Цель: проанализировать когнитивные основания поэтического творчества. Задачи: рассмотреть поэтическое творчество как способ познания действительности автором, с одной стороны, и читателем, с другой; проанализировать метафоризацию и поэтизацию как приемы мышления; исследовать создание писателем художественных типов – альтернативы абстракции как логического обобщения.

Ярославцева Е.И. Цели и задачи при рассмотрении особенностей современного творческого освоения цифровых хай-тек технологий связаны с определением типа нагрузок на человека в новой среде. Он кардинально поменял виды своей физической активности: ускорение работы устройств повышает уровень гиподинамии человека, усиливая нагрузку на нервную систему, области восприятия аудиовизуальных сигналов.

Филипенок С.А. Цель: используя деятельностный подход, описывающий взаимодействие людей в современных компаниях, исследовать когнитивные механизмы процесса экспликации неявного знания в ходе порождения нового знания. Задачи: раскрыть когнитивные механизмы процесса объективации неявного знания на основе анализа описанной современным японским исследователем И. Нонака «спирали создания знания»; продемонстрировать, как метафорическая природа личностного языка проявляется в научном и художественном творчестве.

 

Методология:

 

Смирнова Н.М. В процессе реализации проекта использованы философско-методологические наработки советско-российской школы методологии науки: концепция исторических типов научной рациональности (акад. В.С. Степин), эвристический потенциал конструктивного реализма в современной эпистемологии (акад. В.А. Лекторский), равно как и взаимодополнительность методов концептуального и теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа.

Бескова И.А. Концептуальным базисом исследования служит смысловой каркас теории конструктивного реализма, разработанной В.А. Лекторским. Основным инструментом в интерпретации глубинных тенденций самопреображения креативного разума в ходе решения творческих задач выступает логико-методологический анализ предпосылок перехода от стадий творческого процесса, протекающих в привычной бинарной стилистике (стадии сбора и осмысления данных по проблеме, проверки гипотез, выведения следствий), к стилистически альтернативным периодам творческой активности (инкубация идеи, озарение), актуализирующим инновационные схемы упорядочения опыта, новаторские форматы связности когнитивного пространства и, соответственно, креативные ресурсы обеспечения генерации новизны. Новые результаты в ходе применения логико-методологического анализа обеспечиваются за счет использования недуально-целостного подхода к истолкованию природы ключевых фаз преображений сознания, реализующихся в творческой деятельности.

Моркина Ю.С. Методологическая основа исследования представляет собой сочетание историко-генетического метода и метода теоретической реконструкции, с одной стороны, и критико-аналитического метода, с другой. Использованы актуальные идеи и выводы А.А. Потебни и его последователей (Харьковская лингвистическая школа) относительно поэзии и метафоризации как видов познания. Использованы наработки последователей А.А. Потебни: Д.Н. Овсянико-Куликовского, В.И. Харциева. В анализе поэтического творчества широко применялись феноменологические методы.

Ярославцева Е.И. Методология в рамках постнеклассического исследования требует создать экспертную систему вопросов, а также понятий, чтобы определить ситуацию в целом, чтобы описать качественные изменения коммуникативной среды человека, фокусируя внимание на его способности аутопоэтического и творческого развития в алгоритмизированном технопространстве. Важно обратить внимание на появление мира псевдообъектов, виртуальных сред, которые имитируют аудиовизуальные образы.

Филипенок С.А. Концептуальным базисом исследования служит теория конструктивного реализма, разработанная В.А. Лекторским. Использован метод сравнительного анализа, а также концептуального и критического анализа, а также «спираль создания знания», описанная современным японским исследователем И. Нонака. Установлено, что предложенная им теоретико-познавательная модель коренится в сформированной в рамках дзэн-буддийской традиции онтологии “ba”. Показано, что в концепции И. Нонака нашли применение ключевые принципы телесно ориентированной эпистемологии и подхода 4-E Cognition.

 

Возможная практическая применимость результатов исследования:

 

Смирнова Н.М. Результаты исследования практически реализуются в рамках учебного курса «Методология социально-гуманитарного познания» (в объеме 40 часов) для магистрантов философского факультета 1 года обучения Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Бескова И.А. Проблематика философии творчества, реализованная с позиции недуально-целостного мировидения, может оказать содействие представителям конкретно-научных дисциплин в выборе продуктивного ракурса истолкования проблемной ситуации за счет понимания мировоззренческих презумпций, повышающих вероятность доступа к креативной стилистике решения задач.

Моркина Ю.С. Результаты исследований могут быть отражены в учебных пособиях и аспирантских учебных курсах по эпистемологии, когнитивным наукам и психологии творчества для аспирантов философского и гуманитарного профиля, а также при разработке курсов переподготовки специалистов гуманитарного профиля.

Ярославцева Е.И. Практические результаты проявляют свое значение в современной системе образования, предлагающей продуктивные способы освоения новых технологий, познавая не только их благо, но также и естественные ограничения, риски в их применении. Наука, как можно полагать, встретилась с проблемой: каким образом генерировать, обретя мощную индустрию имитаций, а точнее, уже «имитронную» среду, результат исследования, вызывающий доверие? Цифровое моделирование процессов – это высоко динамичный, а значит, и с ограниченной достоверностью, инструмент исследования. Насколько безопасно существование Hi-tech среды для природной биологической реальности, а также развития человека? Получаемые ответы будет требовать серьезной обработки материалов, критических интерпретаций, дополнительных исследований. Это выявляет необходимость обновления философской методологии познавательной деятельности, расширения когнитивной практики, работы с противоречиями и ценностями, затрагивающими психологические пласты развития индивида, для реализации междисциплинарного подхода к современному пониманию целостного развития человека.

Филипенок С.А. Результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по когнитивным наукам, философии сознания, теории познания, философии науки и эстетике. Полученные результаты могут быть применены при разработке методик повышения творческого потенциала профессиональных коллективов в современных компаниях.

 

Важнейшие результаты исследований:

 

Смирнова Н.М. Выявлена роль раннего чувственного опыта в генезисе образной схематизации. Обоснован вывод, что образная схематизация предшествует концептуальной метафоризации, которая впоследствии развивается под ее определяющим воздействием (Смирнова Н.М. Образные схемы как когнитивная основа языковой артикуляции / Вестник Пермского университета. 2024. Вып. 2. С.152–159). Определена роль образных схем в формировании концептуальных метафор и концептуализации времени на ранних этапах онтогенетического развития (Смирнова Н.М. Что дает нам история ментального развития для понимания роли воображения в формировании концептуального мышления? // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М. Голос, 2024. С. 124–168).

Бескова И.А. Показано, что в творческом процессе смыслопорождение реализуется в синтезе противоположно ориентированных когнитивных динамик творящего разума, разворачивающихся как из бинарной мировоззренческой перспективы, так и из состояния недвойственной отождествленности с ним в акте реализации глубинной созерцательности (Бескова И.А. Творчество жизни как ресурс поглощения контингентности // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 244–315).

Моркина Ю.С. Реконструирована идея художественного типа как обобщения индивидуальностей Харьковской лингвистической школы и соотнесена с научно-логическими обобщениями (Моркина Ю.С. Обобщающая сила частностей // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2024. С. 45–52). Показано, что метафора лежит в основе как языка, так и мышления как такового (Моркина Ю.С. Поэзия как познание, поэзия как наука // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2024. С. 169–208).

Ярославцева Е.И Показано, что с использованием цифровых технологий познавательный процесс дополняется работой не только с природными объектами, но и манипуляциями с аудиовизуальными и сетевыми имитациями современной цифровой индустрии, за которой стоит творческий потенциал человека (Ярославцева Е.И. Хрупкость познавательных образов: риски цифровых имитаций // Хрупкость жизни в условиях новой реальности / Отв. ред. Г.Л. Белкина. М.: КАНОН+, 2024. С. 474–484).

Филипенок С.А. Показано, что структуры личностного языка представляют собой метафорические значения общезначимых понятий, формируемых в результате соотнесения нового явления с наличным субъективным опытом и переноса значений с известного на познаваемое (Филипенок С.А. Метафоричность личностного языка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 2. С. 214–222).




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЁТА О НИР



§ 1.1. Философско-методологический анализ когнитивных оснований смыслопорождающей деятельности человека (Смирнова Н.М.)

Обосновано, что встроенность ценностно-смысловых характеристик субъекта в корпус научного знания в парадигме постнеклассической рациональности объективно способствует развитию междисциплинарного взаимодействия между философией сознания и когнитивными науками. Прочерчены отдельные траектории взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии с когнитивными науками (когнитивной лингвистикой, психологией развития) в постижении тайн смыслообразования, в частности, построения языковых метафор из изначального опыта доречевого схватывания природного и социокультурного миров. Продемонстрировано, каким образом телесно-ориентированная эпистемология ассимилирует и философски обогащает концептуальные наработки когнитивной лингвистики и девелопментальной психологии. Проанализированы когнитивные функции воображения и влияние его схематизированных продуктов на формирование концептуальных метафор в процессах ментального развития. Обоснован вывод, что на ранних этапах онтогенеза образная схематизация предшествует концептуальной метафоризации, которая впоследствии развивается под ее определяющим воздействием (Смирнова Н.М. Образные схемы как когнитивная основа языковой артикуляции // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. Философия творчества в становлении языка культуры. 2024. Выпуск 2. С. 152–159. DOI: http://doi.org/10/17072/2078-7898/2024-2-152-159). На основе изучения междисциплинарного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии и когнитивной лингвистики показано, что необходимым посредствующим звеном в процессе перехода от перцепта к концепту является образная схема, стягивающая разнородные данные различных органов чувств в единый когнитивный контур – эмпирический гештальт. В перспективе телесно-ориентированной эпистемологии эмпирический гештальт мыслится ре-энактивацией следов сенсомоторного опыта с его последующим преобразованием в устойчивые обобщенные паттерны воображения, наделенные статусом изначального когнитивного синтеза: локусом человеческого смысла, мышления и суждения. Показано, что обращение к истории ментального развития позволяет прояснить некоторые дискуссионные моменты, касающиеся философских оснований (термин В.С. Степина) теории образных схем, а также прояснить принципиальные вопросы относительно роли чувственного опыта в образной схематизации (чувства лишь сопровождают образные схемы или же являются их конститутивным элементом?) В свою очередь, изучение когнитивного содружества телесно-ориентированной теории познания с девелопментальной психологией позволяет сформировать решающие предпосылки для изучения вопроса о роли образных схем в понимании времени на ранних этапах развития человека. Показано, что изучение иерархии ранних концептуальных образований позволяет выявить когнитивные границы классической теории абстракций (Смирнова Н.М. Что дает нам история ментального развития для понимания роли воображения в формировании концептуального мышления? // Философия творчества. Вып. 10: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М. Голос, 2024. С. 124–168). Проанализированы собственно философско-методологические наработки представителей отечественной школы методологии науки. В ходе анализа вклада В.С. Степина в методологию социального анализа показано, что универсализм его общенаучной методологии отвечал задачам оппозиции лженаучным представлениям в условиях резкого снижения рационального тонуса современной культуры. Обосновано, что представления о методологическом изоморфизме естественнонаучного и социально-научного знания не приводят с необходимостью к элиминации социально-онтологических различий природного объекта и артефактов культуры как «мира, светящегося смыслом» (Смирнова Н.М. Вклад В.С. Степина в развитие социальной философии // Эпоха академика В.С. Степина. Минск: Беларуская навука, 2024. С. 220–232). Продемонстрировано, что Б.И. Пружинин показал, что «цифровая рациональность», бросая вызов сложившимся представлениям о роли объяснения и понимания в науке, тем не менее, не в состоянии отменить периодизации исторических форм научной рациональности, но выступает лишь их «превращенной формой» (Смирнова Н.М. Проблемы рациональности в современной науке, или о знаково-символическом статусе реальности (материалы круглого стола) // Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Б.И. Пружинина. М.: РОССПЭН, 2024. С. 160–163).


 

§ 1.2. Смыслопорождение в синтезе противоположно ориентированных когнитивных динамик творящего разума: бинарной и недвойственной, согласованность которых в креативной деятельности обеспечивает актуализацию режима творческой продуктивности (Бескова И.А.).

Потенциал творческого отстраивания человеческой жизни не в последнюю очередь соотнесен с кризисами, представляющими серьезный вызов для человеческой интеллектуальности. Именно кризисная ситуация, требующая немедленной реакции индивида, способна вызвать автоматическую перестройку внимательности с поверхностной заинтересованности (рутинный формат осуществления деятельности) в состояние всецелой сконцентрированности на мгновении разворачивающегося процесса (творчески продуктивное состояние сознания). При этом радикально трансформируется модус функционирования разума: из привычно бинарного он становится доминирующе недвойственным. В недуальной стилистике эмерджентно рождаются инновационные стилевые паттерны упорядочения опыта и креативного решения задач, в автоматически-рутинном модусе функционирования интеллекта не всплывающие в сознании субъекта (Бескова И.А. Творчество жизни как ресурс поглощения контингентности // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 244–315).

Избыточность перцептивно-коммуникативного аппарата когнитивной системы складывается вследствие подключения осознанности к осуществляющемуся познавательному взаимодействию. Благодаря этому реализуемым становится модус встречи воспринимаемого из перспективы отождествленности с ним, а не противопоставленности ему. Как следствие, барьер инаковости между воспринимающим и воспринимаемым растворяется, и актуализируется возможность «схватывать» воспринимаемое в прямом непосредственном усмотрении, что является базисом интуитивной способности (Бескова И.А. Избыточность когнитивной системы и потенциал реализации креативности // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 28–44).

Логико-методологический анализ предпосылок формирования языковой компетенции на стадии, онтогенетически более ранней, чем этап функционирования изолированных когнитивных агентов (пренатальный период), позволяет выявить новые аспекты сопряжения выразительных ресурсов и обусловливающего их опыта. Это вводит в оборот эпистемологического дискурса инновационные по своей природе пласты смыслов, принципиально отличающихся от структуры содержаний, которыми оперирует субъект как завершившая свое становление индивидуальность (постнатальный период). Обоснована возможность особого рода перцептивно-коммуникативных стратегий (расширение сознания, скачок осознанности, «претворение в сознание»), способных порождать принципиально иные содержательные схемы, чем те, которыми человек оперирует в рамках персонифицированного бытия-в-мире (Бескова И.А. Язык, смысл, осознанность: аспекты обусловленности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 2. С. 160–169. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-160-169).

 

§ 1.3. Философский анализ когнитивных аспектов поэтического творчества (Моркина Ю.С.).

Поэтическое творчество рассматривается как один из самых древних, изначальных способов мышления, категоризации и освоения мира человеком. Когнитивная роль метафоры и метафоризации долгое время недооценивалась эпистемологами. Метафоризация является древним способом познания, проявляясь как таковой в самом явлении именования, где служит способом выделения наиболее важного признака именуемого предмета или явления. В таком качестве она анализировалась А.А. Потебней, рассматривавшим слово естественного языка как единицу поэзии, а поэзию, в свою очередь, как способ познания. Таким образом, в отечественной мысли XIX в. уже содержатся идеи, способные дать начало изучению поэтического мышления, которое, как особое направление («когнитивная поэтика»), на Западе зарождается только в 1980-х гг. Рассмотрены построения последователей А.А. Потебни (Харьковской лингвистической школы) в области философии поэтического творчества. Представлено также собственное видение поэтического познания и поэзии как когнитивного явления. Данные исследования будут продолжены (Моркина Ю.С. Когнитивный смысл поэтического. М.: Издательский Дом ЯСК, 2024. 256 с.).

Рассмотрена характерная для Харьковской лингвистической школы идея художественного типа как обобщения жизненных явлений, отличающегося от научного обобщения, но при этом обеспечивающего экономию мысли и помогающего осмыслению реальности. Высказана гипотеза о том, что за художественным приемом, заключающимся в добавлении частных деталей и подробностей, работающих на характеристику художественного типа, стоит когнитивный механизм, благодаря которому этот прием и может работать, – узнавания в мелких деталях глобальных явлений жизни, обобщения, отличающегося от логической абстракции, но при этом также используемого человеком как вид обобщения (Моркина Ю.С. Обобщающая сила частностей // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 45–52.)

Показано, что поэтизация и метафоризация – древнейшие способы когнитивного освоения реальности, действующие и в наше время. При этом особая роль в поэтизации реальности отводится метафоре. А.А. Потебня показывает, что в самой основе операции именования лежит метафоризация. В.И. Харциев (последователь А.А. Потебни) считает, что метафоризация лежит в основе любого употребления языка, каждого применения любого слова. Употребление слова – это психологический процесс «свертывания мысли»: употребляя слово, мы не вспоминаем обо всех его возможных значениях и о полноте понятия, обозначаемого этим словом. Каждое слово при употреблении лишь метафорически указывает на свое значение. Метафоризация рассмотрена как основной механизм человеческой когниции.

Показано, что метафоризация – когнитивная способность человека, помогающая в новом увидеть привычные черты и признаки, выделить основной для человека на данный момент признак в именуемом предмете или явлении. При этом часто основным является именно знакомое, уже освоенное, которым человек может оперировать. Метафоризация подсказывает способы обращения с действительностью.

Показано, что эстетический эффект от метафоры является эффектом от узнавания как когнитивного акта. Особо следует подчеркнуть тот вывод, что метафоризация представляет собой основной механизм нашей когниции. Мы воспринимаем мир, конституируем нашу реальность метафорически. Метафора лежит как в основе мышления как такового, так и в основе всего функционирования языка, поскольку и то, и другое взаимосвязаны. Человеческому мышлению свойственно видеть одно в другом, одно через другое, и без этого видения невозможно было бы никакое движение мысли (Моркина Ю.С. Поэзия как познание, поэзия как наука // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. С. 169–208).

Показано, что наряду с неявным знанием в структуре повседневности присутствует когнитивный фон – то, что настолько близко и привычно, что не выявляемо. Показано, что когнитивный фон не может называться знанием в силу своей принципиальной нерефлексируемости и непроблематизируемости. Это нечто, настолько не подлежащее сомнению, что «мы не знаем, что мы это знаем». В разные времена для различных культур когнитивный фон различен. Рассмотрены понятия повседневности, жизненного мира (Э. Гуссерль), мезокосма (Г. Фолльмер). Подчеркнуто значение лингвистического поворота в философии для осознания философских проблем, связанных с повседневностью и фоновым знанием культур (Моркина Ю.С. Проблема общечеловеческого в эпистемологии // Философская мысль. 2024. № 5. С. 22–33. DOI: 10.25136/2409-8728.2024.5.70092. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70092).

Продемонстрировано, что причины противоречий, существующих в философии искусственного интеллекта (ИИ), коренятся в недостаточной отрефлектированности общефилософских оснований. В числе таких оснований – понятия «сознание» и «другое сознание». Проанализированы различные подходы к интерпретации данных понятий, проведена логико-методологическая реконструкция дискуссионного столкновения различных подходов к проблеме ИИ и сознания. При концептуализации и соотнесении понятий «сознание», «Я» и «Другой» неизбежны эпистемологические разрывы, обусловленные качественными различиями феноменологических проявлений и способов концептуализации сфер реальности, которые необходимо соотнести между собой. Показана антиномичность понятия «сознание» как невозможность заключения о его наличии или отсутствии у системы (Я, Другой, ИИ) при использовании чисто философских методов рассуждения. Понятие сознания, как и представления о сознании Другого, однако, необходимы для практической деятельности и коммуникации, поэтому человек пользуется практическими способами концептуализации сознания, включающими интуитивное восприятие, эмпатию, приписывание и т.д. (Моркина Ю.С. Сознание как антиномия (антиномичность понятия «сознание» и философия искусственного интеллекта) // Философия науки и техники. 2024. Т. 29. № 1. С. 20–33).

Дан краткий комментарий, который знакомит читателя с Харьковской лингвистической школой и идеями, развиваемыми некоторыми ее членами. Описываются общие идеи этих исследователей и «лингвистическая теория» Д.Н. Овсянико-Куликовского, а также разбирается понятие «лирической эмоции», вводимое Д.Н. Овсянико-Куликовским и Т.И. Райновым. Подчеркнута актуальность идей Харьковской школы для нашего времени (Моркина Ю.С. Комментарий к статье Т. Райнова «“Психология творчества” Д.Н. Овсянико-Куликовского» // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. С. 436–441).

 

§ 1.4. Методы моделирования познавательных процессов в цифровых средах (Ярославцева Е.И.).

Поставлен вопрос об особенностях современного моделирования познавательных процессов и важности постановки вопроса о природе порождаемых технологическим исчислением электронных объектов, получаемых в формате цифровых имитаций, которые изначально были сопряжены с задачами разработки кибернетических технологий управления. Научное рассмотрение познавательных процессов предполагает необходимость выявления проблемных связей и соотношений, синергийных узлов, генерирующих точки роста современного познания, которые наиболее ярко проявляются в сферах риска. В середине XX века при разработке в СССР как нового научно-практического направления – кибернетики, утверждении ее как технологии научного знания стало ясно, что идет формирование системы управления и нового способа создания познавательных моделей. Исчисляемые посредством логико-математических моделей цифровые конструкты, требующие мощных информационных потоков, больших баз данных, позволяющих вычислять перспективы развития отношений и связей, требуют скоростной обработки. Этим созидается потенциал человеческих знаний, генерируя новые когнитивные образы, практику моделирования исследуемого объекта, а также новые формы цифровых имитаций. Акад. И.Т. Фролов писал о высокой требовательности к методикам моделирования биологических процессов, что сегодня актуально в отношении феноменов цифровых имитаций. Важно обратить внимание на то, что электронный вычислитель – компьютер как исследовательский инструмент, опирающийся на алгоритмы программного обеспечения, имеет свои ограничения, как и всякий другой исчислитель (например, ожидаемый квантовый агрегат), природу которых важно осознавать. Они, по существу, техническим образом соприкасаются с феноменом живой жизни, не воспринимая в рамках формализованной логической абстрагированности отрыв от изучаемых явлений, неизбежную предметно-когнитивную границу, что формирует при моделировании процессов природы, ее естественных биологических связей и соотношений, скрытые, неявные риски (Ярославцева Е.И. Хрупкость познавательных образов: риски цифровых имитаций // Хрупкость жизни в условиях новой реальности / Отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: КАНОН+, 2024. С. 474–484).

Показано, что триумф современных цифровых технологий, которые демонстрирует успехи реализации алгоритмического подхода и счетно-математических исчислений на ресурсах современной электроники, заставляет внимательно отнестись к этому успеху современной науки, рассматривая его как эффект нового этапа научно-технической революции (НТР), начавшейся в XX в. и не затухающей в XXI веке. Третье тысячелетие, как можно полагать, проявляет новый кризис в познавательных возможностях человека, что и проявляется в науке, опирающейся на новые исследовательские инструменты и традиционно высокие российские стандарты интеллектуальной и культурной образованности общества. Происходящие трансформации неизбежно включают в себя противоречия и внутренние кризисы, рождение междисциплинарных подходов для практического использования накопленных знаний. Актуальным становится внимание к человекоразмерным решениям, понижению рисков развивающих коммуникаций и способности прогноза новых тенденций. Происходит становление нового принципа – постнеклассического подхода, качественно нового формата измерения научно-исследовательского процесса, что было отмечено акад. В.С. Степиным как человекоразмерность. Сегодня важно понять, насколько эти суперэффективные технологии продолжают служить человеку в целях его саморазвития, реализации потенциальных возможностей, сопряженных с социогуманитарными целями и задачами. Критически важно определить, насколько эффективны имитационные технологии цифровых программных решений, которые порождают серьезное противоречие в интеллектуальной самооценке человека. Имитационная индустрия формирует приоритет машинных алгоритмов перед творческой природой мышления человека, фактически закрепляя в психологическом контуре поведения нерефлексируемую зависимость индивида от многочисленных гаджетов, программируемых аппаратных устройств. Современный гаджет, микрокомпьютер имеет не только потенциал для управления космическими аппаратами, но и соответствующий электромагнитный фон, что дополняет поле проблем (Ярославцева Е.И. Коммуникативный ландшафт техноимитаций в морфогенезе человека // Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании, медиа и в других областях: XVI Международная научно-практическая конференция, Москва, 2–4 апреля 2024 г.: Материалы и доклады / Под общей редакцией О.Н. Раева. М.: ИПП «КУНА», 2024. С. 262–272).

Показано, что в современном социуме, где системы обработки информации стали не просто технологиями суперскоростной передачи информации, а значит, и управляющих сигналов, но стали уже инструментами образовательного процесса, расширения имитационного культурного пространства, в котором человеку обеспечивается техническая возможность компенсировать аудиовизуальные и другие функциональные ограничения или усилить природные способности, форсировав их нагрузку. Но это значит, что возникает система рисков, когда сам человек не осознает пределы допустимого вмешательства в свою природу, или родители школьников хотят сразу смоделировать успешную перспективу молодому поколению, создавая гарантии обеспеченности, и тем самым вступают в зону онтологического риска. Важно помнить, что «теория без практики мертва, а практика без теории – опасна», и, по существу, при открывшихся горизонтах развития, расширении свободы, актуальным становится чувство меры – один из этических нормативов, создававших устойчивость и гарантию успеха в новом мире. Цифровые технологии демонстрируют взрывное развитие, предлагая всем стать потребителями возможностей. И это порождает отказ человека от собственных усилий в становлении, а выбор функции утилизатора продуктов чужой деятельности, что порождает проблему свертывания активности индивидов под давлением перепроизводства безжизненных факторов. Индустрия имитаций, имитации как социально-коммуникативный кластер, сетевое пространство, потребляющее энергию биоса, может вести к стагнации. «Имитрон» как форма индустриального производства по уподоблению робототехнической системе порождает у многих надежду на Благо, но потенциально несет в себе Риски и требует гуманитарной экспертизы. В этическом контексте, ценностные смыслы развития необходимо осознавать, как центральные важнейшие точки опоры в раскрытии собственного потенциала. В дополнение к категории Благо надо использовать категорию Риски, что превращает их в эффективную модель противоречия «Благо-Риски», понятийный аппарат, который опирается на опыт жизненных ситуаций и давно замеченное соотношение, что Благо – конечно, избыточность Блага открывает обратную сторону мира – Риски. Использование множества цифровых устройств для коллективного и индивидуального обучения прочно вошло в современную систему образования, показав свой потенциал при работе в экстремальных ситуациях пандемии, когда образовательные задачи решались дистанционно, в новых условиях. Сегодня нужно использовать этот опыт для углубления знаний о природе цифровых технологий, создавать методические решения, учиться использованию потенциала коммуникативных сетей и сред, соблюдая меру. Создавая Благо для образования, необходимо выявлять неизбежные риски для здоровья и интеллекта человека (Ярославцева Е.И. Благо и риски цифровой индустрии аудиовизуальных имитаций. XI ежегодная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии и образовании» (28–30 октября 2024 г.): Материалы и доклады / Под общей редакцией О.Н. Раева. Москва: ИПП «КУНА», 2024. С. 97–110. – в печати).

 

§ 1.5. Экспликация неявного знания в структурах личностного языка как условие порождения нового знания (Филипенок С.А.).

Было показано, что эффективность человека в современном мире, качество его жизни непосредственно зависят от того, насколько творчески он способен относиться к событиям как повседневной реальности, так и к неожиданным поворотам быстро и не всегда предсказуемо меняющейся среды. Это проявляется, в частности, в совместной профессиональной деятельности в современных компаниях. Выявлен потенциал деятельностного подхода для решения теоретико-познавательных задач в области социального проектирования. Показано, что данный подход может быть использован в рамках получившего широкое распространение направления под названием «менеджмент знаний» для описания процесса порождения нового знания, являющегося результатом взаимодействия неявного и эксплицитного знания, трансформации одного вида знания в другой. Особое значение в этом процессе имеет объективация неявного знания, носителями которого являются отдельные индивиды. Рассмотрена описанная современным японским исследователем И. Нонака «спираль создания знания». Установлено, что представленная им теоретико-познавательная модель основана на сформированной в рамках дзэн-буддийской традиции онтологии “ba”. Кроме того, показано, что идеи И. Нонака во многих отношениях созвучны основным положениям актуального подхода 4E-Cognition. В рамках данной онтологии исследована роль интерсубъективности в созидании новых смыслов. Показано, что в качестве источника интерсубъективности выступает «интеркорпоральность» способность переживать совместный телесный опыт с другими. Данное явление лежит в основе эмпатии и берет начало в опыте взаимодействия младенца с матерью, предполагающего их тесный физический контакт. Обосновано, что решение практических задач повышения интеллектуального потенциала компаний зависит от теоретико-познавательных установок исследователя, которые, в свою очередь, укоренены в той или иной культурно-религиозной традиции (Филипенок С.А. Экспликация неявного знания как условие порождения нового знания // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 103–113).

На основе разработок представителей Харьковской лингвистической школы обоснован вывод о метафорическом характере личностного языка. Установлено, что тропологический характер личностного языка проявляется как в художественном творчестве, так и в научном познании, что указывает на их глубинную связь. Показано, что с метафоричностью личностного языка связаны его образность и контекстуальность. Иносказательное употребление научных терминов продемонстрировано на примере классификации живых организмов. При отнесении той или иной особи к определенному виду ученый-таксономист обнаруживает у нее признак, который он считает существенным для данного вида. Таким образом, характеристики конкретной таксономической группы применяются к наблюдаемому животному или растению, значения известных терминов переносятся на новый исследуемый объект. Обоснован вывод, что процедура определения видовой принадлежности исследуемого биологического организма может быть описана по аналогии с механизмом возникновения иносказательных значений слов, представленным основоположником Харьковской лингвистической школы А.А. Потебней. Более того, в основе любой классификации лежит «сдвиг» исходных смыслов используемых понятий, распространение их на новое явление. В процессе отнесения изучаемого объекта к некой категории выделяются его свойства, которые сопоставляются с отличительными особенностями данной категории объектов (Филипенок С.А. Метафоричность личностного языка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 2. С. 214–222. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-214-222).


 

 СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ 

1. Перечень опубликованных книг 

1. Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. 447 с. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

2. Моркина Ю.С. Когнитивный смысл поэтического. М.: Издательский Дом ЯСК, 2024. 256 с. 500 экз. ISBN 978-5-907498-66-2.

 

2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания 

  1. Смирнова Н.М. Вклад В.С. Степина в развитие социальной философии // Эпоха академика В.С. Степина. Минск: Беларуская навука, 2024. С. 220–232. 200 экз. ISBN 978-985-08-3159-0. – зарубежное издание. (0,9 п.л.).

  2. Смирнова Н.М. Образные схемы как когнитивная основа языковой артикуляции // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. Философия творчества в становлении языка культуры. 2024. Вып. 2. С. 152–159. DOI:http://doi.org/10/17072/2078-7898/2024-2-152-159. ISSN 2078-7898 (Print), ISSN 2686-7532 (Online). (ВАК). (0,75 п.л.).

  3. Смирнова Н.М. Предисловие // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 10–17. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  4. Смирнова Н.М. Воображение и творчество: когнитивные функции образных схем // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 20–27. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  5. Смирнова Н.М. Что дает нам история ментального развития для понимания роли воображения в формировании концептуального мышления? // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М. Голос, 2024. С. 124–168. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  6. Смирнова Н.М. Проблемы рациональности в современной науке, или о знаково-символическом статусе реальности (материалы круглого стола) // Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры: К юбилею Бориса Исаевича Пружинина. Коллективная монография / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2024. С. 88, 98, 134, 158, 159, 160–163, 173. 500 экз. ISBN 978-5-8243-2589-8. (0, 25 п.л.).

  7. Бескова И.А. Язык, смысл, осознанность: аспекты обусловленности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 2. С. 160–169. DOI:https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-160-169. ISSN 2078-7898 (Print), ISSN 2686-7532 (Online). (ВАК).

  8. Бескова И.А. Творчество жизни как ресурс поглощения контингентности // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 244–315. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  9. Бескова И.А. Избыточность когнитивной системы и потенциал реализации креативности // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 28–44. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  10. Бескова И.А. Творческая реализация осознанности в языках науки и искусства // Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха: материалы Междунар. науч.-практ. форума (Москва, Институт философии РАН, 20–22 марта 2024 г.) / Отв. ред. И.А. Герасимова. М.; Спб.; Улан-Батор; Киров: КОГБУК «Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена», 2024. С. 370–373. 300 экз. ISBN 978-5-6051648-8-3.

  11. Моркина Ю.С. Проблема общечеловеческого в эпистемологии // Философская мысль. 2024. № 5. С. 22–33. DOI: 10.25136/2409-8728.2024.5.70092 EDN: DINAXQ URL:https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70092. ISSN 2409-8728. (1 а.л.).

  12. Моркина Ю.С. Сознание как антиномия (антиномичность понятия «сознание» и философия искусственного интеллекта) // Философия науки и техники. 2024. Т. 29. № 1. С. 20–33. DOI: 10.21146/2413-9084-2024-29-1-20-33. ISSN 2413-9084 (Print), ISSN 2658-7297 (Online). (Scopus, ВАК)

  13. Моркина Ю.С. Обобщающая сила частностей // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 45–52. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  14. Моркина Ю.С. Поэзия как познание, поэзия как наука // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 169–208. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  15. Моркина Ю.С. Комментарий к статье Т. Райнова «“Психология творчества” Д.Н. Овсянико-Куликовского» // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 437–442. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  16. Ярославцева Е.И. Хрупкость познавательных образов: риски цифровых имитаций // Хрупкость жизни в условиях новой реальности / Отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: КАНОН+, 2024. С. 474–484. 1000 экз. ISBN 978-5-88373-809-7.

  17. Ярославцева Е.И. Коммуникативный ландшафт техноимитаций в морфогенезе человека // Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании, медиа и в других областях: XVI Международная научно-практическая конференция, Москва, 2–4 апреля 2024 г.: Материалы и доклады / Под общей редакцией О.Н. Раева. М.: ИПП «КУНА», 2024. С. 262–272. 500 экз. ISBN 978-5-98547-148-9.

  18. Ярославцева Е.И. Благо и риски цифровой индустрии аудиовизуальных имитаций // Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии и образовании: XI Международная научно-практическая конференция, Москва, 28–30 октября и 5, 6 ноября 2024 г.: Материалы и доклады / Под общей редакцией О.Н. Раева. М.: ИПП «КУНА», 2024. С. 115–128. 500 экз. ISBN 978-5-98547-151-9.

  19. Ярославцева Е.И. Синтез в движении к цели: Николай Рерих как путешественник по реальному миру // Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха: материалы Междунар. науч.-практ. форума (Москва, Институт философии РАН, 20–22 марта 2024 г.) / Отв. ред. И.А. Герасимова. М.; Спб.; Улан-Батор; Киров: КОГБУК «Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена», 2024. С. 197–204. 300 экз. ISBN 978-5-6051648-8-3.

  20. Филипенок С.А. Метафоричность личностного языка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 2. С. 214–222. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-214-222. ISSN 2078-7898 (Print), ISSN 2686-7532 (Online). (ВАК).

  21. Филипенок С.А. Экспликация неявного знания как условие порождения нового знания // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2024. С. 103–113. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.

  22. Филипенок С.А. Индивидуальные языки ученых и художников как источник творчества // Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха: материалы Междунар. науч.-практ. форума (Москва, Институт философии РАН, 20–22 марта 2024 г.) / Отв. ред. И.А. Герасимова. М.; Спб.; Улан-Батор; Киров: КОГБУК «Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена», 2024. С. 373–378. 300 экз. ISBN 978-5-6051648-8-3.

  23. Филипенок С.А. Формирование личностного языка в культуре // Язык и культура: сборник статей XXXIV Международной научной конференция (15, 16, 17 октября 2024 г.) / Отв. ред. С.К. Гураль. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2024. С. 141–146. 500 экз. ISBN 978-5-907890-40-4.

  24. Алексеева А.А. Иммануил Кант о синтезирующей работе воображения: спонтанность и желание // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 10, 2024: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М. Голос, 2024. С. 114–122. 300 экз. ISBN 978-5-91932-033-3.