СЕМИНАР [8] СОФИСТЫ 1. Тезис Протагора о человеке как мере всех вещей. 2. "Парадокс Еватла" 3. Горгий. Трактат о небытии 4. Двоякие речи. _______________________________________ СЕМИНАР [7] АНАКСАГОР. ДЕМОКРИТ _______________________________________ Учение об атомах, их формах и свойствах. (Аристотель. Метафизика. Книга первая, глава 4). Два вида познания: темное и ясное.
"По обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле — атомы и пустота" (фр. 90; 55). _______________________________________ СЕМИНАР [6] ЭМПЕДОКЛ (490‒430 до н.э.) ____________________________________________
2. Эмпедокл-чудотворец: лекарство от старости, управление погодой - ветрами и дождем, воскрешение мертвых (111 DK)
Поэма "О природе" ВСТУПЛЕНИЕ
Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,
Еще скажу тебе: изо всех смертных вещей ни у одной нет ни рожденья (φύσις), 12 (В 111) Сколько ни есть лекарств от болезней, защиты от старости,
А если захочешь, то наведешь и ветры возмездия.
_________________________________________ СЕМИНАР [5] ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА: ПАРМЕНИД. ЗЕНОН ______________________________________________
1. Поэма Парменида "О природе".
2. Апории Зенона Элейского против движения
______________________________________ СЕМИНАР [4] ГЕРАКЛИТ __________________________________________
некоторые фрагменты, нумерация по Дильсу-Кранцу (DK), https://iphras.ru/page22116987.htm
вопросы:
1. Космос как «вечно-живой огонь» (фрагмент B 30 DK).
2. Возникновение и борьба (война) как космический закон. 50 DK; 80 DK; 8 DK .
3. Единство и множество.
Изменчивость чувственного мира (все течет, все изменяется) и разумное (божественное) единство.
4. Понятие Логоса у Гераклита (возможные интерпретации). B 1.
5*. О душе. О познании.
_______________________________________ СЕМИНАР [3] ПИФАГОР (570‒495 до н.э.) ____________________________________________ Пифагор в зеркале ранней и поздней традиции античности "Проблема Пифагора" проблема интепретации его личности и учения для истории философии. Пять основных трудностей 1) Пифагор ничего не писал, следовательно, мы можем основываться только на сообщениях других; 2) отсутствие авторитетного современного описания Пифагора (подобного описанию Сократа у Платона); 3) первые подробные свидетельства были написаны не ранее, чем через 150 лет после его смерти; 4) эти свидетельства разноречивы; 5) к III в. до н.э. сложилась псевдопифагорейская литература - корпус сочинений, которые были приписаны Пифагору, его ученикам и родственникам.
1. Древнейшие свидетельства о Пифагоре: их текст, содержание и истолкование (ФРГФ, 14. Пифагор). 2. Поздняя традиция о Пифагоре и пифагореизме: неоплатоники Порфирий и Ямвлих. Акусмы и "Золотые стихи". 3. Пифагореизм и орфизм: Золотые таблички о нисхождении души в Аид.
1. Древнейшие свидетельства о Пифагоре: их текст, содержание и истолкование.
21 Β 7 DK = ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 36:
fr. 16, 17, 18 Marcovich = ФРГФ 1989 Лебедев, стр. 195‒196. двойная нумерация фрагментов Гераклита: fr. 16 Marcovich / 22 B 40 DK; fr. 17 Marcovich / 22 B 129 DK; fr. 18 Marcovich / 22 B 81 DK а также см.: fr. 7 Marcovich / 22 В 35 DK (первое употребление слова "философ")
перевод Маковельского: Ибо очень много должны знать мужи философы. перевод Лебедева: Много знатоками должны быть любомудрые мужи.
31 B 129 DK = ПОРФИРИЙ. Жизнь Пифагора, 30
36 Β 2 DK = ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 8; B 4 DK = ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 120
2. Поздние жизнеописания Пифагора у Порфирия и Ямвлиха.
Порфирий. Жизнь Пифагора (Vita Pythagorae) // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. 2-е изд. М., 1986. ПРИЛОЖЕНИЕ. С. 416–426.
Не допускай ленивого сна на усталые очи,
Акусмы и т.н. "Золотые стихи"
Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая ... В успокоительный сон не должно тебе погружаться,
3. Пифагореизм и орфизм: Золотые таблички и тема нисхождения души в Аид.
С. 128. B10 Hipponion, OF 474
Это [дело?] Мнемозины. Когда настанет пора тебе умирать отправишься ты в дом Аидов, что выстроен прочно. Там справа родник, а возле него кипарис белый-белый. Не вздумай к нему подходить! и т.д.
Литература:
1. Жмудь Л.Я. ПИФАГОР // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 553‒559. 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. 2-е изд. М., 1986. С. https://imwerden.de/pdf/diogen_laertsky_o_zhizni_ucheniyakh_i_izrecheniyakh_filosofov_1986_text.pdf 4. Пифагорейские Золотые стихи с комментарием Гиерокла / Пер. с древнегреч. И.Ю. Петер. М., 1995 (переизд. 2014). С. 29‒30. 5. Порфирий. Жизнь Пифагора // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. 2-е изд. М., 1986. С. 416–426. https://iphlib.ru/library/collection/greekdic/document/HASH1662693be72703df28efd9
________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕМИНАР [1] СЕМЬ МУДРЕЦОВ
1. Семь мудрецов и Пифийские игры. 2. Высказывания согласно сборнику Деметрия Фалерского. _______________________________________________________ _______________________________________________________ СЕМИНАР [2] МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА _______________________________________________________ I.ФАЛЕС
1.1. Фалес и астрономия: 11DK A 1 (Диоген Лаэртий, I, 34; I, 23) в этой связи: Ксенофан [21 В 19 DK]; Геродот. История I, 74; Гераклит [63 b Мarсovich]; Демокрит [фр. 156 Лурье].
1.1. Фалес как политический деятель: 11DK A 1 (Диоген Лаэртий, I, 26).
1.3. Из античных историй "про Фалеса":
1.2. Учение Фалеса о воде как начале всего:
Источники [1] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 100-103. [2] Платон. Теэтет, 174а. // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М., 1993. [3] Аристотель. Метафизика, книга первая, гл. 3 // Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С.
"Так вот, большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, - это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество [physis) всегда сохраняется; подобно тому как и про Сократа мы не говорим, что он вообще становится, когда становится прекрасным или образованным, или что он погибает, когда утрачивает эти свойства, так как остается субстрат - сам Сократ, точно так же, говорят они, не возникает и не исчезает все остальное, ибо должно быть некоторое естество - или одно, или больше одного, откуда возникает все остальное, в то время как само это естество сохраняется.
Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало - вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникаете - это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришел к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного - вода."
АНАКСИМАНДР
Фрагмент B 1 Анаксимандра
перевод Лебедева 1. СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», 24, 17 (ср. А 9): ... некую иную бесконечную природу, из которой рождаются все небосводы и заключенные в них космосы. «А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [ = ущерба] в назначенный срок времени», как он сам говорит об этом довольно поэтическими словами».
«Из утверждавших, что начало — единое, движущееся и бесконечное, Анаксимандр Милетский, сын Праксиада, преемник и ученик Фалеса, полагал началом и элементом сущих бесконечное (apeiron/ἄπειρον), первым употребив слово „начало" . Он говорит, что начало не вода и не какой-то другой из так называемых элементов, а некая иная бесконечная природа, из которой возникают все небеса и все находящиеся в них миры. А из чего вещам рожденье, в то же они и разрешаются по необходимости, ибо они воздают друг другу справедливость и возмещают содеянную ими неправду в назначенный срок, — как он сам говорит в чересчур поэтических выражениях. Ясно, что, подметив взаимное превращение четырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за материальный субстрат, но {признал} нечто иное, отличное от них. Возникновение он объясняет не изменением элемента, а выделением противоположностей вследствие вечного движения» (Симпликий. Комментарий к «Физике» Аристотеля, 24, 13~2 5 Diels;
Четыре обьяснения того, что значит апейрон: Маковельский. Досократики. Том 1. С. 26-27.
Литература:
АНАКСИМЕН
1) Прочитать фрагмент: DK13 A 7. Вопросы:
2) фрагмент DK13 B 1.
Источники:
1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В. Лебедев / Отв. ред. И.Д. Рожанский. Москва: Наука, 1989. С. 129—135 (Анаксимен). Или : 2. Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований: В 3 ч. / Историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Ч. 1. Доэлеатовский период. Казань, 1914. С. 51-57 (Анаксимен).
_______________________________________________________________________________________________
3. Акусмы (символы) пифагорейцев и т.н. "Золотые стихи"
Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве, Славных героев, подземных демонов чти по закону, Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним, С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу. Делать старайся полезное людям и следуй советам. Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок: Где, как известно, необходимость, там и возможность. Все это так и запомни. И не предавайся обжорству, Cон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья. Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний, Пусть – что важнее всего – твоим главным судьей станет совесть. ... В успокоительный сон не должно тебе погружаться,
Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:
В чем провинился? Что сделал? Чего не исполнил?
Перебери все в уме, начиная с начала и после.
Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.
Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,
Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств.
Литература: 1. статья «Пифагор» – Википедия. 2. Жмудь Л.Я. ПИФАГОР // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 553-559. 3. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В. Лебедев. Москва: Наука, 1989. С. 138—149 (Пифагор). 4. Пифагорейские Золотые стихи с комментарием Гиерокла / Пер. с древнегреч. И.Ю. Петер. М., 1995 (переизд. 2014). С. 29‒30.
__________________________________ КСЕНОФАН __________________________________ 1. Жизнь и сочинения Ксенофана. 2. Критика Ксенофаном Гомера. 3. Ксенофан о едином боге. 4. Постановка вопроса о ценности: сила или мудрость? 5. Истина непостижима. 6. Идея культурного прогресса. 7. Свидетельство Ксенофана об учении Пифагора о метемпсихозе.
565 до н.э., Колофон, Мал. Азия — после 472 до н.э., Элея, Южная Италия 539 – год взятия Гарпагом Колофона.
Вот уже семь да еще шестьдесят годов миновало, Как с моей думой мечусь я по элладской земле. (ἐμὴν φροντίδ' ἀν') Отроду ж было тогда мне двадцать пять, если только Я в состояньи еще верно об этом судить.
Таким образом: 539 – год взятия Гарпагом Колофона. 539 + 25 = 565 год.
B 45 А я из града в град скитаясь странником так метался
Подробнее про хронологию: Панченко Д. “Сколько тебе было лет?”: Хронология досократиков и нашествие персов // Hyperboreus 1 (1994/1995) 2. С. 34–45. http://www.bibliotheca-classica.org/sites/default/files/panchenko_0.pdf B 22 πὰρ πυρὶ χρὴ τοιαῦτα λέγειν χειμῶνος ἐν ὥρηι Греясь зимнею порою у огня, веди беседу ἐν κλίνηι μαλακῆι κατακείμενον, ἔμπλεον ὄντα, вот о чем, на мягком ложе растянувшись, вдоволь сытый, πίνοντα γλυκὺν οἶνον, ὑποτρώγοντ' ἐρεβίνθους· выпив сладкого вина вдобавок и жуя горошек вкусный: ‘τίς πόθεν εἷς ἀνδρῶν; Кто ты, ты из чьих же будешь? πόσα τοι ἔτε' ἐστί, φέριστε; Сколько лет тебе, приятель? πηλίκος ἦσθ', ὅθ' ὁ Μῆδος ἀφίκετο;’ Возраста какого был ты в год нашествия Мидийца?».
1) жизненный опыт. 2) Гомер – учитель Эллады (B10). Указание на авторитет. B 10 ἐξ ἀρχῆς καθ' ῞Ομηρον, ἐπεὶ μεμαθήκασι πάντες ... Сначала, согласно Гомеру, ведь это у него научились все,…
A 1: ‘Ξεινοφάνη θ' ὑπάτυφον ῾Ομηραπάτην ἐπικόπτην’. – антропоморфизм: их вид (B 14-16) ; пороки (B 11-12). B 11 πάντα θεοῖσ' ἀνέθηκαν ῞Ομηρός θ' ῾Ησίοδός τε, ὅσσα παρ' ἀνθρώποισιν ὀνείδεα καὶ ψόγος ἐστίν, κλέπτειν μοιχεύειν τε καὶ ἀλλήλους ἀπατεύειν.
B 12 (Гомер и Гесиод)
ὡς πλεῖστ' ἐφθέγξαντο θεῶν ἀθεμίστια ἔργα, κλέπτειν μοιχεύειν τε καὶ ἀλλήλους ἀπατεύειν. Ведь Кронос, при котором была счастливая жизнь, оскопил своего отца, проглотил детей, и сын его Зевс, отняв у отца власть, «низверг его в подземное царство». B 14 (Климент Александрийский)
Β 15 (Климент Александрийский)
ἀλλ' εἰ χεῖρας ἔχον βόες καί θεῶν ἰδέας ἔγραφον καὶ σώματ' ἐποίουν τοιαῦθ', οἷόν περ καὐτοὶ δέμας εἶχον. B 16
«Боги людям не все открыли с самого начала, но люди "со временем" сами находят все более совершенное» (Ксенофан, B 18 DK)
1) противопоставление физической силы и ума (мудрости). "Старые сказанья" versus "наша мудрость", "добрая мудрость". B 2. 12 (о победителях в конных скачках) Он человек этого не достойный, - как я, - ибо лучше, чем сила Мужей или коней – наша мудрость οὐκ ἐὼν ἄξιος ὥσπερ ἐγώ· ῥώμης γὰρ ἀμείνων ἀνδρῶν ἠδ' ἵππων ἡμετέρη σοφίη.
Но право, вздорен обычай сей, и несправедливо Крепкую силу предпочитать доброй мудрости. ἀλλ' εἰκῆι μάλα τοῦτο νομίζεται, οὐδὲ δίκαιον προκρίνειν ῥώμην τῆς ἀγαθῆς σοφίης·
B 1 (Элегия, известная по стихотворению Пушкина «Из Ксенофана Колофонского»: «чистый лоснится пол…»)
«Надобно бога сперва воспеть благомысленным мужам В благоговейных словах и непорочных речах» χρὴ δὲ πρῶτον μὲν θεὸν ὑμνεῖν εὔφρονας ἄνδρας εὐφήμοις μύθοις καὶ καθαροῖσι λόγοις,
У Пушкина стих заканчивается строкой но слава гостю, который за чашей беседует мудро и тихо.
У Ксенофана в конце критика суеверий и мифологических сюжетов: - (кентавры, титаны - «выдумки прежних лет» (B 1.22 - πλάσματῶν προτέρων) ср. Еврипид «все это бредни дерзкие певцов» - утверждение, что «во всем этом нет ничего полезного» B 1.25 θεῶν προμηθείην αἰὲν ἔχειν ἀγαθήν. Но «о богах всегда добру заботу иметь».
ДЕМОКРИТ (68DK)
1. Необходимость и случайность.
Аристотель. Физика II, 4, 195b36- Существует случайность или нет, - для некоторых это представляет затруднение. Они говорят, что ничто не происходит случайно, но для всего, о чем мы говорим, что он произошло само собой или случайно, бывает какая-то определенная причина. Например, причина того, что человек, зайдя случайно на агору, встретился со своим знакомым, которого хотел увидеть, но не думал там увидеть, - в том, что пришедший на агору хотел пойти купить что-нибудь. Равным образом и относительно всего прочего, что называется случайным, всегда можно найти ту или иную причину, а не случай. Симпликий, комментарий ad loc., 330, 14: Демокрит, хотя и прибегал к помощи случая при обьяснении возникновения космоса, но для частных явлений утверждал, что случай не \вляется причиной ни одного из них, и сводил эти явления к другим причинам. Так, например, причиной нахождения клада он считал вскапывание земли или посадку оливкового дерева, причиной же того, что у лысого разбился череп, - то, что орел сбросил на него черепаху, желая разбить ее панцрь. Так рассказывает Евдем.
АНАКСАГОР (59 DK)
1. Жизнь Анаксагора.
1. Жизнь Анаксагора
А 15 ПЛУТАРХ. Перикл, 4 (пер. С.И. Соболевского): Самым близким Периклу человеком, который вдохнул в него величественный образ мыслей, возвышающий его над уровнем обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характеру высокое достоинство, был Анаксагор из Клазомен, которого современники называли «Умом» — потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, проявлявшемуся при исследовании природы, или потому, что он первый выставил принципом устройства Вселенной не случай или необходимость, но ум, чистый, несмешанный, который во всех остальных предметах, смешанных, выделяет однородные частицы (гомеомерии)
А 16 ПЛУТАРХ. Перикл, 6 (прорицатель Лампон, философ Анаксагор и голова однорогого барана): [Перикл] благодаря общению c Анаксагором ... стал выше суеверного страха, внушаемого удивительными небесными явлениями людям, которые не знают их причин, теряют рассудок и приходят в смятение от божественных дел по неведению их, тогда как наука о природе, устраняя боязнь, вместо устрашающего, болезненного суеверия дает человеку спокойное благочестие и благие надежды. Рассказывают, что однажды Периклу принесли из деревни голову однорогого барана. Прорицатель Лампон, увидев, что рог, выросший на середине лба, был крепок и тверд, сказал, что от двух могущественных партий, существующих теперь в городе, Фукидидовой и Перикловой, сила перейдет к одному, у кого будет это чудо. А Анаксагор, разрубив череп, показал, что мозг не наполнял своего основания, но, имея форму яйца, собрался из всего вместилища своего в то место, где корень рога имел начало. Тогда все присутствующие удивлялись Анаксагору, а немного спустя Лампону, когда Фукидид был низвергнут, а управление всеми общественными делами перешло в руки Перикла.
А 17 ПЛУТАРХ. Перикл, 32: [В начале Пелопоннесской войны] Диопиф внес законопроект о привлечении к суду по обвинению в государственном преступлении тех, кто не признает богов и преподает учения о небесных явлениях; тем самым он хотел навлечь подозрение на Перикла через Анаксагора . . . Опасаясь за Анаксагора, Перикл отослал его из города.
А 29 КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. Строматы, II, 130: Как сообщают, Анаксагор из Клазомен сказал, что цель жизни — созерцание и проистекающая из него свобода.
А 30 АРИСТОТЕЛЬ. Никомахова этика, 1141b3 = ФАЛЕС, А 9. Никомахова этика, 1179а13: По-видимому, и Анаксагор считал, что счастливый — это не богач и не властитель; по его словам, он бы не удивился, если бы [счастливый] показался толпе ненормальным. Ср.: АРИСТОТЕЛЬ. Евдемова этика, 1215 b 6. Евдемова этика, 1216а11: На чей-то вопрос, ради чего же лучше родиться на свет, чем не родиться, Анаксагор ответил: «Ради созерцания неба и порядка Вселенной».
ЕВРИПИД, фр. 910 N. (поет хор): Блажен, кто стяжал знание науки (ἱστορία), кто не причиняет зла согражданам и не стремится к неправедным делам, но созерцает нестареющий космос бессмертной природы — как он возник, отчего? К таким людям никогда не льнут помыслы о постыдных делах.
А 33 ГАЛЕН. О мнениях Гиппократа и Платона, IV, 7. с. 392 Müller = ПОСИДОНИЙ, F 165 Edelstein-Kidd: Поэтому он говорит о «предварении» событий и об отношении к еще не наступившему как к уже наступившему. Термин «предварять» (προενδημεῖν) означает у Посидония: заранее воображать и представлять в своем сознании то событие, которое должно произойти, так чтобы постепенно свыкнуться с ним как со свершившимся фактом. Поэтому [Посидоний] привел тут изречение Анаксагора: когда ему сообщили о смерти сына, он спокойно ответил: «Я знал, что родил его смертным», а Еврипид заимствовал эту мысль и вложил в уста Тесею слова [фр. 964 N.]:
Я мудрецом одним сему наученный Всегда несчастья в мыслях представлял себе, Воображал изгнанье из отечества, Безвременную смерть, другие бедствия, Чтоб коль со мной стрясется, что я мнил в уме, Страданий вящих новизной не вызвало.
А 34а ЦИЦЕРОН. Тускуланские беседы, I, 43, 104: Когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он, чтобы, если что случится, его перевезли на родину в Клазомены, он ответил: «Не надо: путь в Аид отовсюду одинаков». Прекрасно сказано!
B. ФРАГМЕНТЫ (ФРГФ, с. 531-535)
B 1. СИМПЛИКИЙ. Комм, к «Физике», с. 155, 23 Diels: О том, что, по мнению Анаксагора, бесконечное множество подобочастных выделяется из одной смеси, при том что все содержится во всем, а каждая вещь характеризуется тем, что в ней преобладает, он ясно дает понять в первой книге «Физики», в самом начале которой он говорит: «Все вещи были вперемешку, бесконечные и по множеству, и по малости, так как и малость была бесконечной. И пока все было вперемешку, ничто не было ясноразличимо по причине [своей] малости: все обнимали аэр (туман) и эфир, оба бесконечные. Ибо изо всех [тел], которые содержатся во Вселенной, эти [два] самые большие и по множеству, и по величине».
B 6. Там же, 164, 25 (после В 12): В другом месте он говорит так: «А так как и у большого и у малого равное число долей по количеству, то и на этом основании все должно заключаться во всем. И [следовательно, ничто] не может быть по отдельности, но все содержит долю всего. Так как наименьшей величины быть не может, то она не могла бы обособиться или стать сама по себе, но как вначале, так и теперь: все вперемешку. Во всех [вещах] содержится много [веществ], и причем как в больших, так и в меньших [вещах] содержится равное количество [веществ], выделяющихся [из смеси]» .
B 12. Там же, 164, 24 (после В 11): «Все [вещи] содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной вещью, но — единственный — сам по себе. Если бы он не был сам по себе, но был смешан с чем-то другим, он был бы причастен всем вещам [сразу], будь он смешан с чем-то [одним]. Ибо, как я сказал выше [В 11], во всем содержится доля всего. Примешанные [вещи] препятствовали бы ему, [не давая] править ни одной вещью так, как [он правит] в одиночку и сам по себе. Ибо он тончайшее и чистейшее из всех вещей, и предрешает (γνώμην ἴσχει) абсолютно все, и обладает величайшим могуществом. И всеми [существами], обладающими душой, как большими, так и меньшими, правит Ум. И совокупным круговращением [мира] правит Ум, так что [благодаря ему это] круговращение вообще началось. Сперва круговращение началось с малого, [теперь] оно расширилось, а в будущем расширится еще больше. И то, что смешивается, и то, что выделяется [из смеси], и то, что разделяется, — все это предрешает (ἔγνω) Ум. И все, чему суждено было быть, и все, что было, во чего теперь нет, и все, что есть теперь и будет в будущем, — все это упорядочил Ум, равно как и это круговращение, в котором кружатся теперь звезды, Солнце и Луна, а также выделяющиеся аэр (темный воздух) и эфир. Именно это круговращение стало причиной выделения. И выделяется из разреженного плотное, из холодного горячее, из темного светлое и из влажного сухое. Но [в них по-прежнему] содержится много долей многих [веществ]. Полностью ничто не выделяется и не отделяется одно от другого, кроме Ума. Всякий ум, и больший, и меньший, подобен [~однороден]. Однако ничто другое не подобно ничему, но чего в каждой отдельной вещи больше всего содержится, тем она с наибольшей ясно различимостью была и есть».
B 17. Там же, 163, 18: В первой книге «Физики» Анаксагор со всей ясностью говорит, что рождение и гибель — это соединение и разъединение; он пишет так: «О рождении и гибели эллины думают неправильно: на самом деле ничто не рождается и не гибнет, но соединяется из вещей, которые [уже] есть, и разделяется. Так что правильнее было бы называть рождение «соединением», а гибель «разделением».
B 18. ПЛУТАРХ. О лице на Луне, 16. 929 В: Приятель блеснул, процитировав в беседе слова Анаксагора: «Солнце придает Луне светлый облик».
B 19. Схолии к ГОМЕРУ ВТ (к Ил. XVII, 547): Анаксагор говорит: «Радугой мы называем отсвет солнца в облаках. Она примета бури, так как вода, которой обрызгана облако, вызывает ветер или изливает дождь».
B 21. СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых VII, 90: Анаксагор, этот физик из физиков, дискредитируя ощущения за бессилие, говорит: «Из-за их слабости мы не способны различать истину». В доказательство их недостоверности он ссылается на постепенное изменение цветов: если взять две краски, черную и белую, и затем по капле вливать
535
из одной в другую, то зрение не сможет различить постепенные изменения, хотя объективно они будут реальными. 21а. СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, VII, 140: Диотим говорил, что, но Демокриту, есть три критерия истины: критерий постижения невидимого — явления, ибо «явления суть видимое обнаружение невидимого», как говорит Анаксагор, которого хвалит за это Демокрит и т. д.
СЕМИНАРЫ [2-3] ГЕРАКЛИТ (некоторые фрагменты, нумерация по Дильсу-Кранцу (DK), https://iphras.ru/page22116987.htm)
вопросы для обсуждения: 1. Космос как «вечно-живой огонь». Космические циклы (фрагмент B 30 DK).
2. Возникновение и борьба (война) как космический закон. 50 DK; 80 DK; 8 DK .
3. Единство и множество. Изменчивость чувственного мира (все течет, все изменяется) и разумное (божественное) единство.
4. Понятие Логоса у Гераклита (возможные интерпретации). B 1.
5*. О душе. О познании.
__________________________________ ПИФАГОР __________________________________
Вопросы:
проблема интепретации его личности и учения для истории философии. Пять основных трудностей 1) Пифагор ничего не писал, следовательно, мы можем основываться только на сообщениях других; 2) отсутствие авторитетного современного описания Пифагора (подобного описанию Сократа у Платона); 3) первые подробные свидетельства были написаны не ранее, чем через 150 лет после его смерти; 4) эти свидетельства разноречивы; 5) к 3 в. до н.э. сложилась псевдопифагорейская литература - корпус сочинений, которые были приписаны Пифагору, его ученикам и родственникам.
Литература:
1. статья «Пифагор» – Википедия. 2. Жмудь Л.Я. ПИФАГОР // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 553-559. 3. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В. Лебедев. Москва: Наука, 1989 С. 138—149 (Пифагор).
__________________________________ КСЕНОФАН __________________________________ 1. Жизнь и сочинения Ксенофана. 2. Критика Ксенофаном Гомера. 3. Ксенофан о едином боге. 4. Постановка вопроса о ценности: сила или мудрость? 5. Истина непостижима. 6. Идея культурного прогресса. 7. Свидетельство Ксенофана об учении Пифагора о метемпсихозе.
565 до н.э., Колофон, Мал. Азия — после 472 до н.э., Элея, Южная Италия 539 – год взятия Гарпагом Колофона.
Вот уже семь да еще шестьдесят годов миновало, Как с моей думой мечусь я по элладской земле. (ἐμὴν φροντίδ' ἀν') Отроду ж было тогда мне двадцать пять, если только Я в состояньи еще верно об этом судить.
Таким образом: 539 – год взятия Гарпагом Колофона. 539 + 25 = 565 год.
B 45 А я из града в град скитаясь странником так метался
Подробнее про хронологию: Панченко Д. “Сколько тебе было лет?”: Хронология досократиков и нашествие персов // Hyperboreus 1 (1994/1995) 2. 34–45. http://www.bibliotheca-classica.org/sites/default/files/panchenko_0.pdf B 22 πὰρ πυρὶ χρὴ τοιαῦτα λέγειν χειμῶνος ἐν ὥρηι (У очага зимней порою вот о чем надо вести беседу) ἐν κλίνηι μαλακῆι κατακείμενον, ἔμπλεον ὄντα, на ложе мягком расположившись, досыта поев, πίνοντα γλυκὺν οἶνον, ὑποτρώγοντ' ἐρεβίνθους· попивая сладкое вино и жуя вкусный горошек ‘τίς πόθεν εἷς ἀνδρῶν; Кто же ты будешь, откуда? πόσα τοι ἔτε' ἐστί, φέριστε; Годов тебе сколько, приятель? πηλίκος ἦσθ', ὅθ' ὁ Μῆδος ἀφίκετο;’ Сколько было тебе, когда нагрянул Мидиец?».
1) жизненный опыт. 2) Гомер – учитель Эллады (B10). Указание на авторитет. B 10 ἐξ ἀρχῆς καθ' ῞Ομηρον, ἐπεὶ μεμαθήκασι πάντες ... Сначала, согласно Гомеру, ведь это у него научились все,…
A 1: ‘Ξεινοφάνη θ' ὑπάτυφον ῾Ομηραπάτην ἐπικόπτην’. – антропоморфизм: их вид (B 14-16) ; пороки (B 11-12). B 11 πάντα θεοῖσ' ἀνέθηκαν ῞Ομηρός θ' ῾Ησίοδός τε, ὅσσα παρ' ἀνθρώποισιν ὀνείδεα καὶ ψόγος ἐστίν, κλέπτειν μοιχεύειν τε καὶ ἀλλήλους ἀπατεύειν.
B 12 (Гомер и Гесиод)
ὡς πλεῖστ' ἐφθέγξαντο θεῶν ἀθεμίστια ἔργα, κλέπτειν μοιχεύειν τε καὶ ἀλλήλους ἀπατεύειν. Ведь Кронос, при котором была счастливая жизнь, оскопил своего отца, проглотил детей, и сын его Зевс, отняв у отца власть, «низверг его в подземное царство». B 14 (Климент Александрийский)
Β 15 (Климент Александрийский)
ἀλλ' εἰ χεῖρας ἔχον βόες καί θεῶν ἰδέας ἔγραφον καὶ σώματ' ἐποίουν τοιαῦθ', οἷόν περ καὐτοὶ δέμας εἶχον. B 16
«Боги людям не все открыли с самого начала, но люди «со временем» сами находят все более совершенное» (Ксенофан, B 18 DK)
1) противопоставление физической силы и ума (мудрости). "Старые сказанья" versus "наша мудрость", "добрая мудрость". B 2. 12 (о победителях в конных скачках) Он человек этого не достойный, - как я, - ибо лучше, чем сила Мужей или коней – наша мудрость οὐκ ἐὼν ἄξιος ὥσπερ ἐγώ· ῥώμης γὰρ ἀμείνων ἀνδρῶν ἠδ' ἵππων ἡμετέρη σοφίη.
Но право, вздорен обычай сей, и несправедливо Крепкую силу предпочитать доброй мудрости. ἀλλ' εἰκῆι μάλα τοῦτο νομίζεται, οὐδὲ δίκαιον προκρίνειν ῥώμην τῆς ἀγαθῆς σοφίης·
B 1 (Элегия, известная по стихотворению Пушкина «Из Ксенофана Колофонского»: «чистый лоснится пол…»)
«Надобно бога сперва воспеть благомысленным мужам В благоговейных словах и непорочных речах» χρὴ δὲ πρῶτον μὲν θεὸν ὑμνεῖν εὔφρονας ἄνδρας εὐφήμοις μύθοις καὶ καθαροῖσι λόγοις,
У Пушкина стих заканчивается строкой но слава гостю, который за чашей беседует мудро и тихо.
У Ксенофана в конце критика суеверий и мифологических сюжетов: - (кентавры, титаны - «выдумки прежних лет» (B 1.22 - πλάσματῶν προτέρων) ср. Еврипид «все это бредни дерзкие певцов» - утверждение, что «во всем этом нет ничего полезного» B 1.25 θεῶν προμηθείην αἰὲν ἔχειν ἀγαθήν. Но «о богах всегда добру заботу иметь».
«О природе»
B 23 (Климент Александрийский, Строматы, кн. 5: «хорошие доводы в пользу своего учения о том, что бог один и бестелесен») Единый бог, величайший между богами и людьми, не подобный смертным ни телом, ни мыслью. εἷς θεὸς, ἔν τε θεοῖσι καὶ ἀνθρώποισι μέγιστος οὔ τι δέμας θνητοῖσιν ὁμοίιος οὐδὲ νόημα.
B 24 (Секст Эмпирик, Против ученых, кн. 9) Весь он видит, весь мыслит, весь слышит. οὖλος ὁρᾶι, οὖλος δὲ νοεῖ, οὖλος δέ τ' ἀκούει. B 25 (Симпликий. Комм. к Физике, 23) Но без труда, помышленьем ума он все потрясает. ἀλλ' ἀπάνευθε πόνοιο νόου φρενὶ πάντα κραδαίνει.
B 26 (Симпликий. Комм. к Физике, 23) Вечно на месте одном пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало.
B 34 (SEXT. adv. math. VII 49. 110. Плутарх, Как слушать поэтов, 2 p. 17 E) Истины точной никто не узрел и никто не узнает Из людей о богах и обо всем, что я только толкую: καὶ τὸ μὲν οὖν σαφὲς οὔτις ἀνὴρ ἴδεν οὐδέ τις ἔσται εἰδὼς ἀμφὶ θεῶν τε καὶ ἅσσα λέγω περὶ πάντων· Никто из людей не мудр, - и не знает и никогда не узнает Он о богах то, что я обо всем говорю Если кому и удастся сказать то, что полностью сбылось, Сам все равно он не знает, во всем лишь догадка бывает. εἰ γὰρ καὶ τὰ μάλιστα τύχοι τετελεσμένον εἰπών, αὐτὸς ὅμως οὐκ οἶδε· δόκος δ' ἐπὶ πᾶσι τέτυκται.
PLUT. Sympos. IX 7 p. 746 B ταῦτα δεδοξάσθω μὲν ἐοικότα τοῖς ἐτύμοισι ... пусть будет нашим мнением то, что правдоподобно. |
|||||
|