Институт Философии
Российской Академии Наук




  Досократики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Досократики

Досократики

СЕМИНАР [6] 

ЭМПЕДОКЛ. АНАКСАГОР. ДЕМОКРИТ.


ДЕМОКРИТ (68DK)

 

1. Необходимость и случайность.

 

Аристотель. Физика II, 4, 195b36-

Существует случайность или нет, - для некоторых это представляет затруднение. Они говорят, что ничто не происходит случайно, но для всего, о чем мы говорим, что он произошло само собой или случайно, бывает какая-то определенная причина. Например, причина того, что человек, зайдя случайно на агору, встретился со своим знакомым, которого хотел увидеть, но не думал там увидеть, - в том, что пришедший на агору хотел пойти купить что-нибудь. Равным образом и относительно всего прочего, что называется случайным, всегда можно найти ту или иную причину, а не случай.


Симпликий, комментарий ad loc., 330, 14: Демокрит, хотя и прибегал к помощи случая при обьяснении возникновения космоса, но для частных явлений утверждал, что случай не \вляется причиной ни одного из них, и сводил эти явления к другим причинам. Так, например, причиной нахождения клада он считал вскапывание земли или посадку оливкового дерева, причиной же того, что у лысого разбился череп, - то, что орел сбросил на него черепаху, желая разбить ее панцрь. Так рассказывает Евдем.

 

 

АНАКСАГОР (59 DK)

 

A. СВИДЕТЕЛЬСТВА

 

  • Анаксагор и Перикл (фр. А 15 - А 17)

 

А 15

ПЛУТАРХ. Перикл, 4 (пер. С.И. Соболевского):

Самым близким Периклу человеком, который вдохнул в него величественный образ мыслей, возвышающий его над уровнем обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характеру высокое достоинство, был Анаксагор из Клазомен, которого современники называли «Умом» — потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, проявлявшемуся при исследовании природы, или потому, что он первый выставил принципом устройства Вселенной не случай или необходимость, но ум, чистый, несмешанный, который во всех остальных предметах, смешанных, выделяет однородные частицы (гомеомерии)

 

А 16

ПЛУТАРХ. Перикл, 6:

Это были не единственные плоды, которые получил Перикл от общения c Анаксагором: по-видимому, он стал выше суеверного страха, внушаемого удивительными небесными явлениями людям, которые не знают их причин, теряют рассудок и приходят в смятение от божественных дел по неведению их, тогда как наука о природе, устраняя боязнь, вместо устрашающего, болезненного суеверия дает человеку спокойное благочестие и благие надежды. Рассказывают, что однажды Периклу принесли из деревни голову однорогого барана. Прорицатель Лампон, увидев, что рог, выросший на середине лба, был крепок и тверд, сказал, что от двух могущественных партий, существующих теперь в городе, Фукидидовой и Перикловой, сила перейдет к одному, у кого будет это чудо. А Анаксагор, разрубив череп, показал, что мозг не наполнял своего основания, но, имея форму яйца, собрался из всего вместилища своего в то место, где корень рога имел начало. Тогда все присутствующие удивлялись Анаксагору, а немного спустя Лампону, когда Фукидид был низвергнут, а управление всеми общественными делами перешло в руки Перикла.

 

А 17

ПЛУТАРХ. Перикл, 32:

[В начале Пелопоннесской войны] Диопиф внес законопроект о привлечении к суду по обвинению в государственном преступлении тех, кто не признает богов и преподает учения о небесных явлениях; тем самым он хотел навлечь подозрение на Перикла через Анаксагора . . . Опасаясь за Анаксагора, Перикл отослал его из города.

 

  • О цели жизни

 

А 29

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. Строматы, II, 130:

Как сообщают, Анаксагор из Клазомен сказал, что цель жизни — созерцание и проистекающая из него свобода.

 

А 30

АРИСТОТЕЛЬ. Никомахова этика, 1141b3 = ФАЛЕС, А 9.

Никомахова этика, 1179а13: По-видимому, и Анаксагор считал, что счастливый — это не богач и не властитель; по его словам, он бы не удивился, если бы [счастливый] показался толпе ненормальным. Ср.: АРИСТОТЕЛЬ. Евдемова этика, 1215 b 6.

Евдемова этика, 1216а11: На чей-то вопрос, ради чего же лучше родиться на свет, чем не родиться, Анаксагор ответил: «Ради созерцания неба и порядка Вселенной».

 

ЕВРИПИД, фр. 910 N. (поет хор):

Блажен, кто стяжал знание науки (ἱστορία), кто не причиняет зла согражданам и не стремится к неправедным делам, но созерцает нестареющий космос бессмертной природы — как он возник, отчего? К таким людям никогда не льнут помыслы о постыдных делах.

 

  • О предварении событий

 

А 33

ГАЛЕН. О мнениях Гиппократа и Платона, IV, 7. с. 392 Müller = ПОСИДОНИЙ, F 165 Edelstein-Kidd:

Поэтому он говорит о «предварении» событий и об отношении к еще не наступившему как к уже наступившему. Термин «предварять» (προενδημεῖν) означает у Посидония: заранее воображать и представлять в своем сознании то событие, которое должно произойти, так чтобы постепенно свыкнуться с ним как со свершившимся фактом. Поэтому [Посидоний] привел тут изречение Анаксагора: когда ему сообщили о смерти сына, он спокойно ответил: «Я знал, что родил его смертным», а Еврипид заимствовал эту мысль и вложил в уста Тесею слова [фр. 964 N.]:

 

Я мудрецом одним сему наученный

Всегда несчастья в мыслях представлял себе,

Воображал изгнанье из отечества,

Безвременную смерть, другие бедствия,

Чтоб коль со мной стрясется, что я мнил в уме,

Страданий вящих новизной не вызвало.

 

А 34а

ЦИЦЕРОН. Тускуланские беседы, I, 43, 104:

Когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он, чтобы, если что случится, его перевезли на родину в Клазомены, он ответил: «Не надо: путь в Аид отовсюду одинаков». Прекрасно сказано!

 

 

B. ФРАГМЕНТЫ

(ФРГФ, с. 531-535)

 

B 1. СИМПЛИКИЙ. Комм, к «Физике», с. 155, 23 Diels:

О том, что, по мнению Анаксагора, бесконечное множество подобочастных выделяется из одной смеси, при том что все содержится во всем, а каждая вещь характеризуется тем, что в ней преобладает, он ясно дает понять в первой книге «Физики», в самом начале которой он говорит:

«Все вещи были вперемешку, бесконечные и по множеству, и по малости, так как и малость была бесконечной. И пока все было вперемешку, ничто не было ясноразличимо по причине [своей] малости: все обнимали аэр (туман) и эфир, оба бесконечные. Ибо изо всех [тел], которые содержатся во Вселенной, эти [два] самые большие и по множеству, и по величине».

 

B 6. Там же, 164, 25 (после В 12):

В другом месте он говорит так: «А так как и у большого и у малого равное число долей по количеству, то и на этом основании все должно заключаться во всем. И [следовательно, ничто] не может быть по отдельности, но все содержит долю всего. Так как наименьшей величины быть не может, то она не могла бы обособиться или стать сама по себе, но как вначале, так и теперь: все вперемешку. Во всех [вещах] содержится много [веществ], и причем как в больших, так и в меньших [вещах] содержится равное количество [веществ], выделяющихся [из смеси]» .

 

B 12. Там же, 164, 24 (после В 11):

«Все [вещи] содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной вещью, но — единственный — сам по себе. Если бы он не был сам по себе, но был смешан с чем-то другим, он был бы причастен всем вещам [сразу], будь он смешан с чем-то [одним]. Ибо, как я сказал выше [В 11], во всем содержится доля всего. Примешанные [вещи] препятствовали бы ему, [не давая] править ни одной вещью так, как [он правит] в одиночку и сам по себе.

Ибо он тончайшее и чистейшее из всех вещей, и предрешает (γνώμην ἴσχει) абсолютно все, и обладает величайшим могуществом. И всеми [существами], обладающими душой, как большими, так и меньшими, правит Ум. И совокупным круговращением [мира] правит Ум, так что [благодаря ему это] круговращение вообще началось. Сперва круговращение началось с малого, [теперь] оно расширилось, а в будущем расширится еще больше. И то, что смешивается, и то, что выделяется [из смеси], и то, что разделяется, — все это предрешает (ἔγνω) Ум. И все, чему суждено было быть, и все, что было, во чего теперь нет, и все, что есть теперь и будет в будущем, — все это упорядочил Ум, равно как и это круговращение, в котором кружатся теперь звезды, Солнце и Луна, а также выделяющиеся аэр (темный воздух) и эфир. Именно это круговращение стало причиной выделения. И выделяется из разреженного плотное, из холодного горячее, из темного светлое и из влажного сухое. Но [в них по-прежнему] содержится много долей многих [веществ]. Полностью ничто не выделяется и не отделяется одно от другого, кроме Ума. Всякий ум, и больший, и меньший, подобен [~однороден]. Однако ничто другое не подобно ничему, но чего в каждой отдельной вещи больше всего содержится, тем она с наибольшей ясно различимостью была и есть».

 

B 17. Там же, 163, 18:

В первой книге «Физики» Анаксагор со всей ясностью говорит, что рождение и гибель — это соединение и разъединение; он пишет так: «О рождении и гибели эллины думают неправильно: на самом деле ничто не рождается и не гибнет, но соединяется из вещей, которые [уже] есть, и разделяется. Так что правильнее было бы называть рождение «соединением», а гибель «разделением».

 

B 18. ПЛУТАРХ. О лице на Луне, 16. 929 В:

Приятель блеснул, процитировав в беседе слова Анаксагора: «Солнце придает Луне светлый облик».

 

B 19. Схолии к ГОМЕРУ ВТ (к Ил. XVII, 547):

Анаксагор говорит: «Радугой мы называем отсвет солнца в облаках. Она примета бури, так как вода, которой обрызгана облако, вызывает ветер или изливает дождь».

 

B 21. СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых VII, 90:

Анаксагор, этот физик из физиков, дискредитируя ощущения за бессилие, говорит: «Из-за их слабости мы не способны различать истину». В доказательство их недостоверности он ссылается на постепенное изменение цветов: если взять две краски, черную и белую, и затем по капле вливать

 

535

 

из одной в другую, то зрение не сможет различить постепенные изменения, хотя объективно они будут реальными.

21а. СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, VII, 140: Диотим говорил, что, но Демокриту, есть три критерия истины: критерий постижения невидимого — явления, ибо «явления суть видимое обнаружение невидимого», как говорит Анаксагор, которого хвалит за это Демокрит и т. д.

 

___________________________________________________________________________________

 

СЕМИНАР 4

ПАРМЕНИД. ПОЭМА "О ПРИРОДЕ"

 

СЕМИНАР 5

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ. АПОРИИ

 

___________________________________________________________________________________

 

 

СЕМИНАРЫ [2-3]

ГЕРАКЛИТ

(некоторые фрагменты, нумерация по Дильсу-Кранцу (DK), https://iphras.ru/page22116987.htm)

 

вопросы для обсуждения:

1. Космос как «вечно-живой огонь». Космические циклы (фрагмент B 30 DK).

  • Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся, мерами погасающим.

2. Возникновение и борьба (война) как космический закон. 50 DK; 80 DK; 8 DK .

  • Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными. (53 DK)
  • Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон (δίκη), и что все возникает через вражду и взаимообразно. (80 DK)
  • Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу. (8 DK)

3. Единство и множество.

Изменчивость чувственного мира (все течет, все изменяется) и разумное (божественное) единство.

  • На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды (12 DK)
  • «Море — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная» (61 DK)
  • «Свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой» (13 DK)
  • как говорит Гераклит, "ослы солому предпочли бы золоту". Ведь ослам корм приятнее золота. (9 DK)
  • «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых» (111 DK)
  • Путь вверх-вниз один и тот же.
  • «Сопряжения (συνάψιες): целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного — всё» (10 DK)
  • «Бог: день-ночь, зима-лето, война-мир, избыток-нужда; изменяется же словно, когда смешается с благовониями, именуется по запаху каждого» (67 DK)
  • «Скрытая гармония лучше явной» (ἁρμονίη ἀφανὴς φανερῆς κρείττων) (54 DK)
  • Владыка, чье прорицалище в Дельфах, и не говорит, и не утаивает, а подает знаки (93 DK)
  • Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это. (88 DK)
  • Они не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся [к себе] гармония, как у лука и лиры. (51 DK)
  • Один день равен всякому – 106 DK
  • Чьи только речи я не слушал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено. – 108 DK
  • Ибо Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной. (41 DK)

4. Понятие Логоса у Гераклита (возможные интерпретации). B 1.

  • Хотя этот логос существует вечно люди не понимают его - ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они забывают свои сны. (1 DK)

 5*. О душе. О познании.

  • Сухая душа — мудрейшая и наилучшая.
  • Когда взрослый муж напьется пьян, его ведет безусый мальчишка; а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, ибо душа его влажна.
  • Границ души тебе не отыскать, но какому бы пути ты ни пошел: столь глубок ее логос [глубока ее мера]. (45 DK)
  • Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем. (40 DK)
  • Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю. (55 DK)
  • Души обоняют в Аиде.
  • Глаза – более точные свидетели, чем уши.  – (101 DK)
  • Глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские. (107 DK)
  • Нрав (ἦθος, êthos) человека — его божество. (119 DK)
  • С сердцем бороться тяжело, ибо чего оно хочет, то покупает ценой души – (85 DK)
  • Не к добру людям исполнение их желаний.  – (110 DK)
  • Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными. (116 DK)

 

____________________________________________________________________________________

 

СЕМИНАР [1]

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. ПИФАГОР. КСЕНОФАН

 

Солнечные часы Анаксимандра (римская мозаика)

 

Карта мира согласно Анаксимандру (реконструкция)

  

 

АНАКСИМЕН

 

1) Прочитать фрагмент: DK13 A7.

Вопросы:

  • кто сообщает эти сведения?
  • Какая форма у Земли? Как рассуждение о форме Земли связано с наблюдением за движением Солнца (восходами и закатами)?
  • Чем обьясняется круговое движение неба?

 

2) фрагмент DK13B1.

  • Поясните пример Анаксимена с дыханием (и критику его Аристотелем).

 

Источники:

 

1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В. Лебедев / Отв. ред. И.Д. Рожанский. Москва: Наука, 1989. С. 129—135 (Анаксимен).

Html: на сайте Новосибирского гос. университета: https://classics.nsu.ru/plato/vorsokratiker.htm

Или :

2. Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований: В 3 ч. / Историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Ч. 1. Доэлеатовский период. Казань, 1914. С. 51-57 (Анаксимен).

 

3. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В. Лебедев / Отв. ред. И.Д. Рожанский. Москва: Наука, 1989. С. 127 (фрагмент Анаксимандра).

 

 

ПИФАГОР

 

Вопросы:

  • "Проблема Пифагора" как проблема интепретации его личности и учения для истории философии. Пять основных трудностей 1) Пифагор ничего не писал, следовательно, мы можем основываться только на сообщениях других; 2) отсутствие авторитетного современного описания Пифагора (подобного описанию Сократа у Платона); 3) первые подробные свидетельства были написаны не ранее, чем через 150 лет после его смерти; 4) эти свидетельства разноречивы; 5) к 3 в. до н.э. сложилась псевдопифагорейская литература - корпус сочинений, которые были приписаны Пифагору, его ученикам и родственникам.
  • Жизнь Пифагора: где и когда родился, почему покинул родной остров Самос, его деятельность и круг общения в Кротоне (Сицилия). Порфирий о Пифагоре согласно фрагменту 14DK fr. A8.
  • Пифагор и переселение душ (метемпсихоз). Ср.: Ксенофан, 21DK fr. B7
  • Пифагор и арифметика: учение о числах. Почему четные числа квадратные, а нечетные - прямоугольные?
  • Пифагор и музыка: учение о гармоничных интервалах.
  • Пифагор как изобретатель слов «космос» и «философия» - 14DK fr. A21a-b

 

Литература:

 

1. статья «Пифагор» – Википедия.

2. Жмудь Л.Я. ПИФАГОР // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 553-559.

3. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В. Лебедев. Москва: Наука, 1989

С. 138—149 (Пифагор).

 

 

КСЕНОФАН

 

1. Жизнь и сочинения Ксенофана.

2. Критика Ксенофаном Гомера.

3. Ксенофан о едином боге.

4. Постановка вопроса о ценности: сила или мудрость?

5. Истина непостижима.

6. Идея культурного прогресса.

7. Свидетельство Ксенофана об учении Пифагора о метемпсихозе.

 

 

  • Когда родился, где жил Ксенофан? – fr. B 8 DK

 

565 до н.э., Колофон, Мал. Азия — после 472 до н.э., Элея, Южная Италия

539 – год взятия Гарпагом Колофона.

 

Вот уже семь да еще шестьдесят годов миновало,

Как с моей думой мечусь я по элладской земле. (ἐμὴν φροντίδ' ἀν')

Отроду ж было тогда мне двадцать пять, если только

Я в состояньи еще верно об этом судить.

 

Таким образом: 539 – год взятия Гарпагом Колофона. 539 + 25 = 565 год.

 

  • Скитания Ксенофана после захвата Ионии персами

 

B 45  А я из града в град скитаясь странником так метался

 

Подробнее про хронологию:

Панченко Д. “Сколько тебе было лет?”: Хронология досократиков и нашествие персов // Hyperboreus 1 (1994/1995) 2. 34–45.

http://www.bibliotheca-classica.org/sites/default/files/panchenko_0.pdf

B 22

πὰρ πυρὶ χρὴ τοιαῦτα λέγειν χειμῶνος ἐν ὥρηι (У очага зимней порою вот о чем надо вести беседу)

ἐν κλίνηι μαλακῆι κατακείμενον, ἔμπλεον ὄντα,  на ложе мягком расположившись, досыта поев,

πίνοντα γλυκὺν οἶνον, ὑποτρώγοντ' ἐρεβίνθους· попивая сладкое вино и жуя вкусный горошек

‘τίς πόθεν εἷς ἀνδρῶν; Кто же ты будешь, откуда?

πόσα τοι ἔτε' ἐστί, φέριστε; Годов тебе сколько, приятель?

πηλίκος ἦσθ', ὅθ' ὁ Μῆδος ἀφίκετο;’  Сколько было тебе, когда нагрянул Мидиец?».

 

  • Откуда у людей знание?

1) жизненный опыт.

2) Гомер – учитель Эллады (B10). Указание на авторитет.

B 10

ἐξ ἀρχῆς καθ' ῞Ομηρον, ἐπεὶ μεμαθήκασι πάντες ...

Сначала, согласно Гомеру, ведь это у него научились все,…

 

  • Критика Ксенофаном Гомера («хулитель Гомера»).

A 1:       ‘Ξεινοφάνη θ' ὑπάτυφον ῾Ομηραπάτην ἐπικόπτην’.

– антропоморфизм: их вид (B 14-16) ; пороки (B 11-12). 

B 11

πάντα θεοῖσ' ἀνέθηκαν ῞Ομηρός θ' ῾Ησίοδός τε, 

ὅσσα παρ' ἀνθρώποισιν ὀνείδεα καὶ ψόγος ἐστίν,

κλέπτειν μοιχεύειν τε καὶ ἀλλήλους ἀπατεύειν.

  • Все, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровать, блудить, друг друга обманывать»

B 12 (Гомер и Гесиод)

  • «Весьма много неправедных (против Фемиды) дел изрекли о богах: воровать, блудить, друг друга обманывать»

ὡς πλεῖστ' ἐφθέγξαντο θεῶν ἀθεμίστια ἔργα,

κλέπτειν μοιχεύειν τε καὶ ἀλλήλους ἀπατεύειν.

Ведь Кронос, при котором была счастливая жизнь, оскопил своего отца, проглотил детей, и сын его Зевс, отняв у отца власть, «низверг его в подземное царство».

B 14 (Климент Александрийский)

  • Смертные думают, будто боги рождаются, имеют одежду, голос и телесный образ, как у них.

Β 15 (Климент Александрийский)

  • Но если бы быки, лошади или львы имели руки и руками могли рисовать и создавать искусные вещи, как люди, то лошади начертали бы образы богов похожими на лошадей, быки – на быков, и сделали их тела под стать самим себе («такими, каков телесный облик у них самих»)

ἀλλ' εἰ χεῖρας ἔχον βόες

καί θεῶν ἰδέας ἔγραφον καὶ σώματ' ἐποίουν

τοιαῦθ', οἷόν περ καὐτοὶ δέμας εἶχον. 

B 16

  • Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы – голубоглазы и рыжи»

 

  • Идея культурного прогресса:

«Боги людям не все открыли с самого начала, но люди «со временем» сами находят все более совершенное» (Ксенофан, B 18 DK)

 

  • В чем мудрость?

1) противопоставление физической силы и ума (мудрости). "Старые сказанья" versus "наша мудрость", "добрая мудрость".

B 2. 12 (о победителях в конных скачках)

Он человек этого не достойный, - как я, - ибо лучше, чем сила

Мужей или коней – наша мудрость

οὐκ ἐὼν ἄξιος ὥσπερ ἐγώ· ῥώμης γὰρ ἀμείνων

     ἀνδρῶν ἠδ' ἵππων ἡμετέρη σοφίη.

 

Но право, вздорен обычай сей, и несправедливо

Крепкую силу предпочитать доброй мудрости.

ἀλλ' εἰκῆι μάλα τοῦτο νομίζεται, οὐδὲ δίκαιον

     προκρίνειν ῥώμην τῆς ἀγαθῆς σοφίης·

 

  • Физическая сила, мудрость и польза

B 1 (Элегия, известная по стихотворению Пушкина «Из Ксенофана Колофонского»: «чистый лоснится пол…»)

 

«Надобно бога сперва воспеть благомысленным мужам

В благоговейных словах и непорочных речах»

χρὴ δὲ πρῶτον μὲν θεὸν ὑμνεῖν εὔφρονας ἄνδρας

     εὐφήμοις μύθοις καὶ καθαροῖσι λόγοις,

 

У Пушкина стих заканчивается строкой  но слава гостю, который за чашей беседует мудро и тихо.

 

У Ксенофана в конце критика суеверий и мифологических сюжетов:

- (кентавры, титаны - «выдумки прежних лет» (B 1.22 -  πλάσματῶν προτέρων)

ср. Еврипид «все это бредни дерзкие певцов» 

- утверждение, что «во всем этом нет ничего полезного»


B 1.25     θεῶν προμηθείην αἰὲν ἔχειν ἀγαθήν.

Но «о богах всегда добру заботу иметь».

 

«О природе»

  • Бог - один

B 23  (Климент Александрийский, Строматы, кн. 5, «хорошие доводы в пользу своего учения о том, что бог один и бестелесен»)

Единый бог εἷς θεὸς,

величайший между богами и людьми, ἔν τε θεοῖσι καὶ ἀνθρώποισι μέγιστος

не подобный смертным ни телом, ни мыслью. οὔ τι δέμας θνητοῖσιν ὁμοίιος οὐδὲ νόημα.

  • Бог как целое и как сила ума

B 24 (Секст Эмпирик, Против ученых, кн. 9)

οὖλος ὁρᾶι, οὖλος δὲ νοεῖ, οὖλος δέ τ' ἀκούει.

Весь он видит, весь мыслит, весь слышит.

B 25 (Симпликий. Комм. к Физике, 23)

Но без труда, помышленьем ума он все потрясает.

ἀλλ' ἀπάνευθε πόνοιο νόου φρενὶ πάντα κραδαίνει.

  • Бог неизменен, неподвижен

B 26 (Симпликий. Комм. к Физике, 23)

Вечно на месте одном пребывает, не двигаясь вовсе,

переходить то туда, то сюда ему не пристало.

  • Невозможность познать истину

B 34 (SEXT. adv. math. VII 49. 110. Плутарх, Как слушать поэтов, 2 p. 17 E)

Истины точной никто не узрел и никто не узнает

Из людей о богах и обо всем, что я только толкую:

     καὶ τὸ μὲν οὖν σαφὲς οὔτις ἀνὴρ ἴδεν οὐδέ τις ἔσται

     εἰδὼς ἀμφὶ θεῶν τε καὶ ἅσσα λέγω περὶ πάντων·

Никто из людей не мудр, - и не знает и никогда не узнает

Он о богах то, что я обо всем говорю

Если кому и удастся сказать то, что полностью сбылось,

Сам все равно он не знает, во всем лишь догадка бывает.

     εἰ γὰρ καὶ τὰ μάλιστα τύχοι τετελεσμένον εἰπών,

     αὐτὸς ὅμως οὐκ οἶδε· δόκος δ' ἐπὶ πᾶσι τέτυκται.

    

PLUT. Sympos. IX 7 p. 746 B

     ταῦτα δεδοξάσθω μὲν ἐοικότα τοῖς ἐτύμοισι ...

пусть будет нашим мнением то, что правдоподобно.