Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел историко-философских исследований
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2006 » Отдел историко-философских исследований

Отдел историко-философских исследований

Научный отчет за 2006 год

 

Сектор западной философии

 

I.1. В2006 г. закончено немецко-русское издание Сочине­ний И.Канта (4 тома, 5 книг). Это единственное в мире, уни­кальное двуязычное издание основных работ великого немец­кого философа. Выполненное в рамках совместного с Марбургским университетом исследовательского проекта, оно является результатом исследовательской работы обширного объема, чрезвычайной трудности и большой научной, академической значимости. В 2006 г. издано в качестве 2-го тома издания (в двух книгах объемом более 2000 страниц) главное сочинение И.Канта – «Критика чистого разума» (М.: Наука. 2006).

Закончено и вышло в свет исследование «Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции. Антология» (СПб.: РХГА (се­рия «Русский путь»). 2006). Это исследование является завер­шением многолетней работы В.А.Жучкова (совместно с В. Ф.Пустарнаковым, М.А.Абрамовым и др.) по подготовке многотом­ной серии книг, посвященных исследованию русско-немецких философских связей, начиная с конца XVIII в. до начала ХХ в. («Философия Шеллинга в России» (1998), «Философия Фихте в России» (2000), «Христиан Вольф и философия в России» (2001) и др.) В отечественной историко-философской литера­туре столь панорамное, последовательное и систематическое исследование влияния указанных мыслителей на философскую, научную мысль в России, равно как и анализ специфики их ре­цепции русскими философами, было предпринято впервые и может рассматриваться как новаторское.

Благодаря данным работам, а также книгам, которые долж­ны выйти в свет в 2007г., сектор осуществил на уровне совре­менных мировых требований масштабную фундаментальную работу над наследием Канта, которая включает академическое издание оригинальных кантовских текстов, исследование ис­тории отечественного кантоведения и новейших кантоведческих дискуссий.

1.2. В процессе исследования российской философии кон­ца XIX – первой половины XX вв. в ее соотношении с запад­ной мыслью доказано, что отечественные философы В.Соло­вьев, Н.Бердяев, С.Франк на равных с западными мыслите­лями участвуя в поиске новых, неклассических парадигм, создали оригинальные варианты философии жизни как рели­гиозной философии духа; много раньше экзистенциализма Н.Бердяевым, С.Франком, Л.Шестовым были предложены экзистенциально-персоналистские, антропологически ориенти­рованные философские концепции (Мотрошилова Н.В. Мыс­лители России и философия Запада. М.: Республика, Культур­ная революция, 2006).

1.3. Закончено изучение работ виднейших представителей французского Просвещения Вольтера, Монтескьё и Руссо в свя­зи с анализом основных характеристик гражданского общест­ва и правового государства. Роль народа как суверена, прини­мающего законы, значение при этом общей воли выделяются в качестве главных особенностей гражданского общества; послед­нее же рассматривается как осуществившийся общественный договор. Анализ сочинений Руссо увязан с мнением о развитии гражданского общества таких видных его исследователей, как Ю.Хабермас и В.Библер. Анализ проводился в ориентации на современное состояние России. Принцип разделения властей изучается как важнейшая черта правового государства, иссле­довано его обоснование в работах Монтескьё. Объясняется, почему Вольтер склонялся в пользу просвещенной монархии; представлена и логическая нить, соединяющая взгляды Вольтера, Монтескьё и Руссо (Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Про­свещения. Вольтер. Монтескьё. Руссо (от концепции просве­щенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: ИФ РАН, 2006.

1.4. Доказано, что цивилизации санкционируют известные образцы должного поступания, работы и речи. Существенны­ми компонентами новоевропейской цивилизации оказываются такие новые типы универсальных обязательств, как трудо­вая этика (паттерн самопринуждения к полезной работе), про­фессиональная этика (паттерн специализации и призвания), предпринимательская этика (паттерн рентабельного хозяйст­вования), правовая этика (паттерн уважения к правам челове­ка). Именно эти паттерны образуют деонтологический базис, над которым надстраивается индустриальное общество с его экономизмом и техногенным производством. Данные паттер­ны являются, далее, обязательной («неминуемой») историчес­кой предпосылкой последующего перехода к «постиндустри­альному» общественному порядку (СоловьевЭ.Ю. Основные паттерны новоевропейской цивилизации // Интернет-сайт «Этика: информационный ресурс»).

1.5. В результате анализа структуры религиозно-символи­ческого знания, представленного в святоотеческой литерату­ре и средневековых философско-теологических доктринах, обоснован вывод о радикальном различии понятий знака и символа. Если знак просто указывает на некий предмет, то символ сверхпредметен: он указывает на сакральный предмет, открывающийся сознанию человека лишь в момент выполне­ния определенного акта, а именно акта веры, побуждая чело­века к изменению естественной установки сознания, к выпол­нению актов, ведущих к преобразованию его внутреннего мира. Предметное значение символа неотделимо от его экзи­стенциального смысла – символ одновременно устремлен вверх, в сакральную сферу, и обращен к человеку (Гайденко В.П. Предметная и аскетическая составляющие средневе­кового символизма // Историко-философский ежегодник, 2006. М.: Наука. 2006 – в соавт.)

 

Сектор восточных философий

 

I.6. Сдан в издательство труд «Знание и вера в контексте диалога культур», основанный на материалах 2-ой Московской международной конференции по сравнительной философии (30 мая – 4 июня 2006). Впервые предпринята попытка осветить данную тематику одновременно в контексте нескольких циви­лизаций – китайской, индийской, мусульманской и западной, фундированной христианскими ценностями. Компаративные исследования прошлого исходили из возможности обнаружить общее на фоне культурного своеобразия. Предполагалось, что основание межкультурного понимания может быть найдено благодаря взаимному переводу, своеобразной «конвертируемо­сти» категорий и понятий. Именно это представление было подвергнуто сомнению большинством авторов данного труда, продемонстрировавших иллюзорность стратегий мирового син­теза культур.

 

Сектор истории русской философии

 

I.7. Впервые в научный оборот введены выявленные В.В.Мильковым с соавтором в книгохранилищах страны тексты космологического, натурфилософского и естественнонаучного содержания. Они представляют уникальный и почти неисследованный пласт идейного наследия древнерусской эпохи, кото­рый впервые предлагается вниманию широкого читателя. Па­мятники письменности воспроизводятся на языке оригинала, с переводом на современный русский язык и с подробными культурологическими и натурфилософскими комментариями к со­держанию. (Космологические произведения в книжности Древ­ней Руси. Ч. 1: Тексты геоцентрической традиции / Сер. «Памят­ники древнерусской мысли: исследования и тексты. СПб.: «Мiръ», 44 п.л. Книга подготовлена в рамках программы «Разви­тие культуры и сохранение культурного наследия России».)

I.8. В плане приращения научных знаний значительный интерес также представляет обстоятельная монография В.В.Ла­зарева, входящая в серию его монографий, посвященных со­поставлению философско-этической мысли в Германии и России XIX – начала XX вв. (В.В.Лазарев. Этическая мысль в Гер­мании и России. Осмысление фихтеанства русскими филосо­фами конца XIX – начала XX. М., ИФРАН,2006. 10 п.л.).

 

Сектор современной западной философии

 

1.9. Изучена проблема методического сомнения в филосо­фии крупнейшего французского мыслителя XVII в., осново­положника европейской философии Нового времени Рене Де­карта. Предложена целостная и основанная на новейших мате­риалах и дискуссиях историко-философская реконструкция учения Декарта о сомнении и его преодолении, выявлено зна­чение радикального сомнения как истинного начала метафи­зики Декарта, рассмотрены основные особенности, этапы и итоги применения процедуры методического сомнения в его философии, прослежена связь методического сомнения с кар­тезианской концепцией философии, с теоретико-познаватель­ными основоположениями философии Декарта и его учением о методе. Особое внимание уделено отношению Декарта к уни­верситетской схоластике и скептицизму Возрождения как двум ведущим интеллектуальным тенденциям XVI–XVII вв. (Дмит­риев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. М.: ИФРАН, 2006).