Представление
Данный доклад содержит краткое изложение основных научных результатов, получивших отражение в публикациях, а также полный перечень самих публикаций Института и его сотрудников за прошедший 2009 год. За год опубликовано 133 книги, в том числе 118 индивидуальных и коллективных монографий, и более 1400 работ в малом жанре (статьи, тезисы и др.). Количественные показатели печатной продукции Института протяжении последних лет остаются устойчивыми. Они являются достаточно высокими, если только не слишком высокими. Во всяком случае, задача их наращивания перед нами не стоит. Как видно из сравнительно равномерного распределения научных результатов и печатной продукции между научными подразделениями, исследования в Институте ведутся по всем основным направлениям философской науки. Количественные показатели в известном смысле характеризуют и качество нашей научной, научно-популярной и учебной литературы. Как минимум они свидетельствуют о ее востребованности. Но, кроме того, есть и прямые признаки, позволяющие судить о качестве научной продукции Института. Это – прежде всего оценки со стороны профессионального сообщества и различные знаки публичного признания. Приведу наиболее важные из них. На проведенном в 2009 году открытом конкурсе философских сочинений на заданную тему премиями отмечены работы В.И.Толстых по теме «Человечество на распутье: образы будущего» и Е.О.Труфановой по теме «Человек в лабиринте идентичностей». Монография Н.С.Автономовой «Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров» удостоена премии Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования». Работе В.Г.Федотовой, В.А.Колпакова, Н.Н.Федотовой «Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ» было присуждено первое место Политологической ассоциацией РФ в номинации «За вклад социальной философии в развитие политической науки». Энциклопедический словарь «Античная философия» (отв. ред. М.А.Солопова) стал победителем конкурса «Лучшие книги года» Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) в номинации «Лучшие словарно-энциклопедические издания»; энциклопедия «Индийская философия» (отв. ред. М.Т.Степанянц) отмечена призом «Книга года – 2009» на ежегодном национальном конкурсе. Особо надо сказать о конкурсе Ученого совета ИФ РАН на лучшую книгу года, который по накалу и уровню является одним из самых авторитетных и престижных. В этом году первые премии получили: академик Т.И.Ойзерман – за книгу «Кант и Гегель», В.Г.Федотова и В.А.Колпаков – за книгу «Глобальный капитализм: три великие трансформации» в номинации «Индивидуальная монография»; энциклопедический словарь «Античная философия» (ред. М.А.Солопова) в номинации «Коллективный труд»; М.Н.Громов за издание труда «Космологические произведения в книжности Древней Руси» и Г.В.Вдовина за издание текстов Хавьера Субири в номинации «Издание философской классики». За прошедший год многие сотрудники были отмечены различными наградами. Доктор философских наук Н.С.Автономова награждена Французским национальным орденом «За заслуги» и стала кавалером этого ордена; доктор философских наук К.М.Долгов получил премию РАН им. Г.В.Плеханова за цикл работ по эстетике; медалью «За вклад в развитие философии» отмечены член-корреспондент РАН П.П.Гайденко, доктор философских наук Н.В.Мотрошилова, академики В.А.Лекторский, Т.И.Ойзерман, В.С.Степин; академик В.А.Лекторский избран почетным членом Национальной академии Республики Казахстан; доктора философских наук М.Н.Громов и С.И.Бажов награждены Европейским комитетом по наградам и премиям ООН: первый – орденом «Единение», второй – медалью «Международное признание»; институтский Клуб инновационного развития (руководители В.А.Аршинов и В.Е.Лепский) получил диплом X Международного форума «Высокие технологии XXI века». Говоря о научных итогах 2009 года, надо особо выделить Всемирный день философии, который проходил в нашем Институте 16–18 ноября. Он был посвящен теме «Философия в диалоге культур». Ее обсуждение проходило на девяти «круглых столах», охватывавших все основные разделы философской науки и позволивших на международном уровне представить важнейшие исследовательские результаты нашей работы за последние годы. ЮНЕСКО приняла решение о проведении Всемирного дня философии в Москве на базе ИФ РАН в знак уважения к Институту, признания его заслуг и в связи с его 80-летним юбилеем. На наше приглашение откликнулись ведущие философы страны и мира, в том числе Исполком Международной федерации философских обществ, который провел в Москве свое заседание. Все это свидетельствует о научном и общественном авторитете нашего Института. Я выделил наиболее приметные знаки признания заслуг Института философии и его сотрудников в прошедшем году не для похвальбы, а для того, чтобы еще раз призвать дорожить авторитетом Института и приумножать его, помнить о своей ответственности за нашу науку, за отечественную философию, прилагать еще большие усилия для повышения качества нашей работы. Директор Института философии РАН,
Краткий научный отчет Института философии РАН
Проведено комплексное исследование истории и актуального состояния русской философии в контексте основных тенденций развития современной мировой философской мысли (в рамках 21-томного научно-издательского проекта «Философия России второй половины ХХ века» вышли тома: А.Ф.Лосев; М.К.Мамардашвили; В.С.Библер; Ю.М.Лотман; Г.С.Батищев; «Philosophy in Russia: Trends and Perspectives» // Diogenes. № 222–223. Vol. 56). В области эпистемологии и философии науки показано, что современная эпистемология претерпевает радикальные трансформации, связанные с интенсивным развитием специальных когнитивных наук. Проанализирован так называемый «натуралистический поворот» в эпистемологии (Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / Отв. ред. В.А.Лекторский; Проблема сознания в философии и науке / Отв. ред. Д.И.Дубровский). Выявлены способы раскрытия эпистемологического содержания коммуникативной рациональности (Коммуникативная рациональность. Эпистемологический подход / Отв. ред.: И.Т.Касавин, В.Н.Порус). Переработаны, существенно обновлены и систематизированы основные категории и понятия эпистемологии и философии науки, что нашло свое выражение в издании фундаментальной «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» (отв. ред. И.Т.Касавин). Проанализированы изменения в естественнонаучной картине мира и картине социальной реальности на стадии постнеклассической науки (Постнеклассика: философия, наука, культура / Отв. ред.: В.С.Степин, Л.П.Киященко). Совместно с польскими философами рассмотрены принципы и ориентиры становления современной философии природы, проанализировано её место и показана её философско-антропологическая проблематика (Философия природы сегодня / Отв. ред.: И.К.Лисеев, В.Луговский). Осуществлен философско-филологический анализ проблем рациональности и объективности познания на материале наследия русской культурологии XX века (Автономова Н.С. «Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров». Удостоена премии Андрея Белого). В области логики найден оптимальный пропозициональный базис (логика высказываний) для построения неклассической теории истинности (Труды научно-исследовательского семинара логического центра Института философии РАН. Вып. XIX / Отв. ред. А.С.Карпенко). В области этики выявлены основные подходы к проблематизации и изучению общественной морали, пониманию характеристик универсальности, абсолютности, институциональности в приложении к общественной и индивидуальной морали (Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Отв. ред. Р.Г.Апресян*). Обобщены важнейшие этико-нормативные программы, характерные для различных историко-культурных традиций (Гусейнов А.А. «Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней»). В области эстетики проанализирована российская версия постмодернистского типа творчества, обосновано возрастание роли метафизических основ искусства и эстетики, позволяющих сохранить гуманистический смысл художественно-эстетических ценностей (Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. «Триалог: Разговор второй о философии искусства в разных измерениях»). Показано, что в условиях господства медиа-технологий актуальной становится идея неспецифичности выразительного языка искусства, заимствования им форм, типичных для массовой («низкой») культуры (Аронсон О.В., Петровская Е.В. «По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство»). Исследован эстетический потенциал сенсорного аппарата незрячих, разработана методология создания для них адекватной художественной среды (музеев, парковых зон и др.) (Майданов А.С. «Общение незрячих с красотой природы» (напечатано шрифтом Брайля). В области социальной и политической философии исследован процесс перерождения конструктивных общественных идей в непримиримые идеологии, его причины и разрушительные следствия (Проблемы российского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки / Отв. ред. С.А.Никольский). Впервые выполнен анализ состояния и проблем значительной группы регионов России как социокультурных сообществ в контексте эволюции всего российского общества (Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева). Показано, что процесс модернизации в России предполагает опережающую трансформацию сознания, ценностей, идеологии, институциональной системы духовного производства, включая отказ от «теневой идеологии» (Рубцов А.В. «Российская идентичность и вызов модернизации»). В области философской антропологии в ходе анализа философских оснований биомедицинских исследований с участием человека показано, что они включают ценностный уровень, на котором определяются границы морально допустимых вмешательств в тело и психику человека (Философия и этика / Отв. ред. Р.Г.Апресян*). В области истории философии исследованы закономерности историко-философского процесса как важнейшего измерения интеллектуального прогресса человечества (Ойзерман Т.И. «Метафилософия: теория историко-философского процесса»). На материале работ крупнейших философов ХХ века: О.Шпенглера, Л.Мэмфорда, М.Хайдеггера, представителей Франкфуртской школы социальных исследований, французской индустриальной социологии изучены проблемы и перспективы технического развития общества (Тавризян Г.М. «Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации»). Раскрыто фундаментальное различие между субстанциальной архитектоникой западной культуры и процессуальной архитектоникой арабо-мусульманской культуры (Смирнов А.В. «О подходе к сравнительному изучению культур»). Выявлены источники возникновения в рамках ислама самобытной мистической традиции (суфизма) и причины ее дальнейшей эволюции в сторону философского суфизма (Насыров И.Р. «Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция»). Ежегодным десятым национальным конкурсом «Книга года», проводимым Федеральным агентством по печати и коммуникациям, энциклопедическое издание «Индийская философия», представляющее собой серьезный прорыв российского философского востоковедения в деле освобождения от господствующих по сей день западно-центристских стереотипов, было признано «Книгой Года – 2009». Всего опубликовано 133 книги, в том числе 6 изданий философской классики.
Научные отчеты Отделов
Список опубликованных работ сотрудников института
* Включён в реестр иностранных агентов по решению Минюста России от 09.12.2022. |
|||||
|