Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2012

2012

Презентация отчета о научной деятельности Института философии РАН в 2012 году >>

 

Представление

 

Практика ежегодных докладов об итогах работы нашего Института философии, берет начало в 2006 году. Первые два года они выходили под названием «Отчета» о научной работе, затем стали именоваться «Итогами» научной работы. Доклад этого года обозначен так: «Институт философии РАН: итоги работы за 2012 год». Он отличается от предыдущих докладов тем, что в нём, наряду с научными итогами, полной библиографией книг и статей за год, добавлен небольшой раздел «Научно-организационная работа», в котором предпринята попытка суммировать показатели, характеризующие жизнь Института как научного коллектива. Другое новшество состоит в том, что библиография разбита на разделы, позволяющие отделить научные труды от научно-популярных и учебных текстов.

Основной итог, который определяет лицо Института и доказывает его жизнеспособность и незаменимость в интеллектуальном пространстве России и мира, – это книги и статьи. Их в 2012 г. было соответственно 143 и 1413. Эти показатели при нашей численности следует признать максимальными. Остается открытым вопрос о том, являются ли они также оптимальными. В любом случае, на мой взгляд, нельзя ставить задачу их дальнейшего увеличения, некоторое же сокращение допустимо и, быть может, даже целесообразно. Как бы то ни было, Институт сохранил выработанный в последние два десятилетия невероятно напряженный ритм работы и стабилизировал выпуск научной продукции на уровне, который по этому критерию выдвигает его в число самых продуктивных институтов гуманитарного профиля.

Вопрос о количественных показателях научной продукции является для нас важным и острым, прежде всего, по той причине, что он связан с качеством и является одним из каналов, влияющих на качество. А повышение качества исследовательского труда, его профессиональной отточенности – это важнейший наш приоритет, и ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы он оказался размытым в потоке удобных для отчета количественных показателей. Больше – не значит лучше.

Выпускать хорошие книги и статьи – это наше первое дело. Но почти столь же важно, чтобы их читали, и читали не только в философской среде. Выход философии в публичное пространство также является одной из стратегических задач, которые стоят перед нашим Институтом. 2012 год в этом отношении принес определенные результаты. Здесь следует назвать международный проект «Философия в публичном пространстве»; работу научно-образовательных центров (совместно с Государственным академическим университетом гуманитарных наук), в рамках которых в 2012 г. были реализованы 4 проекта по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»; получившие общественный резонанс юбилейные конференции, посвященные 300-летию Ж.-Ж.Руссо и 200-летию А.И.Герцена. Отдельно следует назвать «Школу диалога культур» (совместно с Международным общественным форумом «Диалог цивилизаций»). Заслуживает внимания и может способствовать сотрудничеству с другими гуманитарными институтами исследование критериев оценки философского труда (см. «Измерение философии»). Намного активнее стало участие сотрудников в СМИ (лекции на Центральном телевизионном канале «Культура», в рамках проекта «Academia», а также медиа-проекты «История идей», «Устная история» и др.). Большим резервом для вовлечения в круг философских размышлений образованного российского общества являются альманах «Философия религии», наши журналы «Философский журнал», «Эпистемология и философия науки», «Философия и культура», «Личность, культура, общество», ежегодники «Историко-философский ежегодник», «Логические исследования», «Этическая мысль», «Философия науки», «История философии» и др.

Разумеется, востребованность философского труда зависит не только от философов. Важное значение имеет также общее духовное состояние общества и, в особенности, интеллектуальный уровень власти. Но для нас первостепенный интерес должен представлять тот факт, что востребованность нашего труда зависит также от нас и является одним из вполне понятных и законных критериев его оценки. При этом нельзя думать, что речь идет только об общегражданской активности, мероприятиях и действиях публичного характера. Нет, в первую очередь общественная востребованность философии определяется её состоянием, здесь, прежде всего, следует назвать язык философских сочинений и их тематическую заострённость. В этом смысле очень важно, что у нас публикуются фундаментальные труды тиражами в 1000 и более экземпляров, которые по нынешним временам является достаточно высокими. Ещё более отрадным фактом является большое число обращений к нашей литературе через сайт Института (в прошедшем году уже сложилось стабильное ядро пользователей и на порядок вырос электронный тираж научных трудов, достигая 5 и более тысяч).

Ещё одним стратегическим направлением деятельности Института в текущем пятилетии является омоложение состава научных сотрудников с целью обеспечить преемственность философского исследовательского труда и придать ему новую динамику. Институт в 2011–2012 гг. принял на работу 18 молодых научных сотрудников. Из них шестеро уже опубликовали свои первые научные монографии, трое получили целевые гранты РГНФ для молодых ученых. В настоящее время в Институте трудится 52 человека до 39 лет, а средний возраст научных сотрудников составляет 54,5 года. Эта цифра всё ещё остается высокой; важно, однако, что Институт молодеет, хотя и медленно. Задача омоложения кадров остается первостепенной. И мы её будем решать. Совершенно ясно, что омоложение – не самоцель. Очень важно, чтобы оно и впредь происходило за счет талантливых, мотивированных, штучно отобранных молодых людей. Не менее важно, чтобы молодые сотрудники активно включались в исследовательский процесс, чтобы, в частности, их идеи и труды обязательно становились предметом нашего внимания, научных дискуссий (прежде всего в соответствующих секторах и отделах).

Доклад не дает, разумеется, исчерпывающего, тем более живого представления об Институте. Он, тем не менее, показывает, что Институт живет полноценной и достаточно интенсивной жизнью научно-исследовательского коллектива, и позволяет увидеть наши недостатки и резервы. 2012 год был напряженным. Нет никаких оснований думать, что 2013 год будет легче.

 

Директор Института философии РАН

академик РАН

А.А. Гусейнов

 

 

Основные итоги научной работы Института философии РАН

 

Институтом в 2012 г. опубликовано 143 книги, из них 12 произведений классики, и 1413 статей (в том числе 4 книги и 74 статьи на иностранных языках, изданных за рубежом). Исследования проводились в рамках общей темы: «Философия в социально-культурном и духовном пространстве России».

Обоснована идея расширения предмета философии науки в рамках ее взаимодействия с современной социологией знания (Стёпин В.С. Научное познание в социальном контексте).

В рамках научного сотрудничества с Международным Институтом философии (Париж) осуществлен комплексный анализ проблемы рациональности, ее исторических типов, материальных и формальных аспектов, места в науке и вне науки; сформулированы пределы разума в его теоретическом и практическом применении (Рациональность и её границы / Отв. ред.: А.А.Гусейнов, В.А.Лекторский. Переведено на англ. яз.: «Rationality and its Limits»).

Проанализирована эволюция в понимании знания в его отношении к вере, мнению и доверию в связи с развитием современной культуры и специальных когнитивных исследований и технологий. Показано, что традиционная проблематика философской теории познания обнаруживает новые связи с психологией, исследованиями в области когнитивной лингвистики и искусственного интеллекта: гипотеза ментальных репрезентаций и языка мысли, гипотеза «расширенного разума» и др. (Эпистемология: перспективы развития / Под ред. В.А.Лекторского; Лекторский В.А. Философия, познание, культура).

Продемонстрирована перспективность соединения эволюционной эпистемологии с когнитивной биологией (Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции / Отв. ред. Е.Н.Князева).

Изучены механизмы взаимодействия социально-гуманитарного знания с различными социальными практиками, коммуникативные особенности социальных технологий в системе наука–общество, выполняемая ими функция посредника между индивидом и социумом (Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий / Под ред. И.Т.Касавина).

Продемонстрировано преимущество компьютерных моделей темпоральности над преобладающими в современном точном естествознании геометрическими моделями времени. Показано, что компьютерные модели позволяют адекватно описать динамику темпоральных переходов между прошлым, настоящим и будущим, избавиться от ряда парадоксов времени (Анисов А.М. Время как процесс вычислений).

Представлена своеобразная классификация трехзначных логик посредством соответствующих решеток по функциональной вложимости: построены решетки импликативных расширений регулярных логик Клини, а также решетки p-логик. Эти структуры ясно демонстрируют взаимоотношения между различными трехзначными логиками (Томова Н.Е. Естественные трехзначные логики: функциональные свойства и отношения).

Исследованы предпосылки становления новой постнеклассической «парадигмы синергетической сложности» в процессах интеграции междисциплинарной науки и высоких технологий, показано ее принципиальное значение для управления инновационными процессами в области современных конвергентных технологий (Аршинов В.И. Конвергирующие технологии в перспективе будущего человека).

Раскрыта историческая динамика социальности и ее понимания (XVII – начало XXI вв.), разработана методология прогнозирования на этой основе (Меняющаяся социальность: контуры будущего / Отв. ред. В.Г.Федотова).

Предложена матрица социально-политического исследования, позволяющая сопоставлять этапы становления Современности в системе разных культур. В рамках этой концепции был сделан важный вывод о наличии особых незападных форм индивидуализации личности (Глинчикова А.Г. Индивидуализация личности в преддверии Современности).

Обоснована актуальность сформулированных П.Б.Струве принципов либерально-консервативного синтеза (Кара-Мурза А.А. П.Б.Струве и развитие им концепции «личной годности»).

Разработано неинституциональное понимание сообщества, позволяющее по-новому установить взаимосвязь между критическим мышлением, эстетическим суждением и социальным действием (Петровская Е.В. Безымянные сообщества).

Дано понимание философии культуры в системе современного гуманитарного знания. С этой целью исследованы генезис текстового основания культуры, возможности интеграции философских и гендерных подходов к анализу культуры, взаимодействие традиций и новаций в рамках мультикультурных пространств (Проблемы философии культуры / Отв. ред. С.А.Никольский).

Впервые получены международно-сопоставимые индексы уровней и фазовые значения двух стадий модернизации регионов России, создана модель качественных состояний (типов) последних. Обоснована необходимость конкретизации стратегии развития России и групп ее регионов соответственно тому, на какой стадии модернизации они находятся; совместно с Институтом социально-экономического развития территорий РАН подготовлена информационно-аналитическая система компьютерного анализа статистических данных о модернизации регионов России (Лапин Н.И. О структурировании регионов России по их вовлеченности в процессы модернизации).

В рамках анализа соотношения философии морали и прикладной этики показано, что нравственный абсолютизм является выражением и продолжением индивидуально-ответственного поведения. Осуществлен комплексный анализ моральной философии Д.Юма. Показано, что, согласно Юму, в сфере взаимодействий между людьми мораль обнаруживает себя в виде решений, усилий, суждений, сориентированных на общее благо и примирение (Философская этика и её перспективы в современном мире; К 300-летию со дня рождения Дэвида Юма // Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. А.А.Гусейнов).

Критически проанализирована тенденция узко-психиатрического подхода к душевному миру человека (Гуревич П.С. Психоанализ личности).

Выявлена многомерная динамическая картина постнеклассической эстетики, сочетающей классику, нонклассику и сетевую виртуалистику (Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог).

В области сравнительного религиоведения скорректирована схема соотношения сакрального и профанного в традиционном индийском науковедении и уточнена его религиозная составляющая (Шохин В.К. Раджашекхара и его синтез двух форматов традиционного индийского науковедения).

Исследованы социальные и гуманитарные последствия расширяющегося применения новейших био-, инфо- и психотехнологий совершенствования человеческих характеристик, трансгуманистических проектов преобразования человека (Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 6 / Отв. ред. Ф.Г.Майленова; Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 14 / Отв. ред. П.Д.Тищенко).

В результате анализа отечественной философии второй половины XX в. доказано, что даже в условиях доминирования догматической идеологии в разных областях философского знания (история философии, философия науки, логика, теория познания и др.) развивалась творческая мысль, многие результаты которой сопоставимы с достижениями тогдашней западной философии (Мотрошилова Н.В. Отечественная философия 50–80-х годов XX в. и западная мысль).

Выявлены новые тенденции в современной западной философии: «экзистенциально-практический поворот», возврат к смысложизненным проблемам человека и др. (Западная философия конца XX – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции / Отв. ред. И.И.Блауберг).

Рассмотрены инновационная и мобилизационная составляющие модернизации Японии и Индии с точки зрения роли традиции как ресурса модернизации. В этом же ключе рассмотрены проблемы модернизации в России (Карелова Л.Б. Проблемы модернизации Японии и межкультурное взаимодействие; Степанянц М.Т. Социально-культурные основания модернизации Индии; Степанянц М.Т. Культура как гарант российской безопасности).

Впервые выделены и описаны основные темы арабского философского дискурса второй половины XX – начала XXI в.: возрождение арабской культуры, отношение к западной мысли, подражание ей и отстаивание самобытности, оценка роли ислама в современном мире, а также видение будущности арабской культуры (Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии. Ч. 1 / Отв. ред. А.В.Смирнов).

Выявлены основные проблемы, конкретизирующие идеи целостности в русской религиозной философии XIX – начала XX в. (Лазарев В.В. Идея целостности в русской религиозной философии (середина XIX – начало XX в.)).

 

 

Важнейшие результаты исследований

Научно-организационная работа


Список опубликованных работ сотрудников института