Институт Философии
Российской Академии Наук




  2006
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2006

2006

Краткий научный отчет Института философии РАН

 

В рамках Программы фундаментальных исследований От­деления общественных наук РАН «Россия в глобализирующем­ся мире» проведено комплексное исследование общецивилизационных оснований духовного опыта России. Изучены оте­чественные философские традиции (почвенничество, европеизм, евразийство, русский авангард, космизм) в их вза­имодействии с западной культурой и рассмотрены логические основания диалога с представителями восточных культур.

Проанализированы новые формы развития теоретическо­го знания с позиций деятельностного подхода, позволяющего снять противостояние релятивизма и наивного объективизма. Проведены философские исследования искусственного интел­лекта с использованием моделей робототехники и когнитивной науки (Искусственный интеллект. Междисциплинарный под­ход /Под ред. Д.И.Дубровского и В.А.Лекторского). Рассмотрены тенденции развития современной науки, связанные с уси­лением ее проектно-конструктивной функции, возникновение феномена технонауки и техноценозов.

Завершена разработка концепции эволюционно-информационной эпистемологии, ориентированной на синтез совре­менных эволюционных представлений и моделей переработки информации (Меркулов И.П. Эпистемология. Т. II).

Раскрыты социальные особенности экологии и универсаль­ного эволюционизма как теоретических реконструкций пред­ставлений об эволюции в различных научных дисциплинах (Модернизация общества и экология. Ч. I.).

Установлена прямая связь между логикой и простыми чис­лами; выявлена структурализация простых чисел и закон по­рождения классов простых чисел (Karpenko A.S. Lukasiewicz and Prime numbers. Luniver Press). Дано определение логического следования, имеющего вычислительную природу, осуществле­на полная аксиоматизация пропозициональной логики, пост­роена семантика логики квантитативного следования (Логиче­ские исследования. Вып. 13).

Обобщены существенные особенности различных телеоно-мических процессов (спонтанные процессы, процессы самоор­ганизации, биогеоценозы) (Спонтанность и детерминизм /Ред. В. В. Казютинский).

Показаны формы приложения синергетики к проблемам образования, познания и управления, а также к прогнозирова­нию социальных процессов в России (Синергетическая пара­дигма /Ред. В.Г.Буданов).

Раскрыто своеобразие философии культуры как основы со­временных культутрологических знаний о культуре. Исследо­ваны проблемы национальной культуры, цивилизационной и культурной идентичности России, культуры в эпоху глобали­зации (Межуев В.М. Идея культуры).

Проанализированы конфликты, связанные с миграцион­ными процессами в России, предложены рекомендации по смягчению имеющейся напряженности (Дмитриев А.В. Миг­рация: конфликтное измерение).

По результатам Всероссийского мониторинга (1990–2006 гг.) раскрыто противоречивое взаимодействие общечеловече­ских, традиционных и современных ценностей в обществен­ном сознании россиян. Зафиксированы крайне резкая верти­кальная и горизонтальная дифференциация общества, устой­чивые представления о непреодолимости социальной дистанции между верхними и всеми остальными слоями общества (Социокультурный портрет региона /Ред.: Н.И.Лапин, Л.А.Беляева).

В ходе анализа проблемы справедливости разработаны ее социальные индикаторы: защищенность человека в обществе, гражданская исполнительность и гражданское участие, харак­тер соотношения распределяющей и уравнивающей справед­ливости (Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы морали).

Впервые написана история аксиологической мысли от Афинской школы до 30-х гг. XX в., дана критика стереотипных представлений в аксиологии, предложена альтернативная кон­цепция ценностей (Шохин В.К. Философия ценностей и ран­няя аксиологическая мысль).

Уточнена типология новых религиозных движений, ареа­лы их распространения в современной России. Дана критика редукционизма в понимании религии, предложена классифи­кация понятия веры (Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход).

Впервые разработана методология антропологического анализа литературы (Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. T. 1) Исследо­ван феномен непрямого выражения смысла в языке. Выявле­ны формы неизоморфной корреляции смысловых и языковых структур (Гоготишвили Л.А. Непрямое говорение).

Дан суммированный анализ состояния и динамики массо­вого сознания периода «застоя» (Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 2-я).

Обоснована необходимость гуманитарной экспертизы раз­ноплановых воздействий, которым подвергается человек в мире современных технологий, определен круг ее задач, формы и методы организации и проведения.

Проведена работа по адаптации этических стандартов био­медицинских исследований к российским условиям; в сотруд­ничестве с юристами и медиками разработан проект закона о защите прав и свобод человека, участвующего в биомедицин­ских исследованиях.

Выявлено существование в России в течение столетия (с 30-х гг. XIX до 30-х гг. ХХ в.) религиозно ориентированной эстети­ки, разработанной на основе софиологии и теургии (Эстетика вчера, сегодня, всегда. Вып. 21). Исследовано религиозно-фи­лософское наследие крупного русского религиозного деятеля, писателя и мыслителя XII столетия митрополита Никифора (Мильков В.В. Творения митрополита Никифора /Oтв. pед. М.Н.Громов).

Изданием основного труда И.Канта «Критика чистого ра­зума» завершен совместный с Марбургским университетом (ФРГ) исследовательский проект четырехтомного немецко-рус­ского издания сочинений И.Канта.

Продолжена работа по созданию учебников нового поко­ления, в том числе для кандидатского экзамена по истории и философии науки, опубликованы учебники по теории аргумен­тации, эстетике, истории культурологии, истории арабо-мусульманской философии и др.

Всего опубликовано 118 книг, включая 14 изданий фило­софской классики.

 

 

Научные отчеты Отделов

 

Список опубликованных работ сотрудников института