Краткий научный отчет Института философии РАН
В рамках Программы фундаментальных исследований Отделения общественных наук РАН «Россия в глобализирующемся мире» проведено комплексное исследование общецивилизационных оснований духовного опыта России. Изучены отечественные философские традиции (почвенничество, европеизм, евразийство, русский авангард, космизм) в их взаимодействии с западной культурой и рассмотрены логические основания диалога с представителями восточных культур. Проанализированы новые формы развития теоретического знания с позиций деятельностного подхода, позволяющего снять противостояние релятивизма и наивного объективизма. Проведены философские исследования искусственного интеллекта с использованием моделей робототехники и когнитивной науки (Искусственный интеллект. Междисциплинарный подход /Под ред. Д.И.Дубровского и В.А.Лекторского). Рассмотрены тенденции развития современной науки, связанные с усилением ее проектно-конструктивной функции, возникновение феномена технонауки и техноценозов. Завершена разработка концепции эволюционно-информационной эпистемологии, ориентированной на синтез современных эволюционных представлений и моделей переработки информации (Меркулов И.П. Эпистемология. Т. II). Раскрыты социальные особенности экологии и универсального эволюционизма как теоретических реконструкций представлений об эволюции в различных научных дисциплинах (Модернизация общества и экология. Ч. I.). Установлена прямая связь между логикой и простыми числами; выявлена структурализация простых чисел и закон порождения классов простых чисел (Karpenko A.S. Lukasiewicz and Prime numbers. Luniver Press). Дано определение логического следования, имеющего вычислительную природу, осуществлена полная аксиоматизация пропозициональной логики, построена семантика логики квантитативного следования (Логические исследования. Вып. 13). Обобщены существенные особенности различных телеоно-мических процессов (спонтанные процессы, процессы самоорганизации, биогеоценозы) (Спонтанность и детерминизм /Ред. В. В. Казютинский). Показаны формы приложения синергетики к проблемам образования, познания и управления, а также к прогнозированию социальных процессов в России (Синергетическая парадигма /Ред. В.Г.Буданов). Раскрыто своеобразие философии культуры как основы современных культутрологических знаний о культуре. Исследованы проблемы национальной культуры, цивилизационной и культурной идентичности России, культуры в эпоху глобализации (Межуев В.М. Идея культуры). Проанализированы конфликты, связанные с миграционными процессами в России, предложены рекомендации по смягчению имеющейся напряженности (Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение). По результатам Всероссийского мониторинга (1990–2006 гг.) раскрыто противоречивое взаимодействие общечеловеческих, традиционных и современных ценностей в общественном сознании россиян. Зафиксированы крайне резкая вертикальная и горизонтальная дифференциация общества, устойчивые представления о непреодолимости социальной дистанции между верхними и всеми остальными слоями общества (Социокультурный портрет региона /Ред.: Н.И.Лапин, Л.А.Беляева). В ходе анализа проблемы справедливости разработаны ее социальные индикаторы: защищенность человека в обществе, гражданская исполнительность и гражданское участие, характер соотношения распределяющей и уравнивающей справедливости (Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы морали). Впервые написана история аксиологической мысли от Афинской школы до 30-х гг. XX в., дана критика стереотипных представлений в аксиологии, предложена альтернативная концепция ценностей (Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль). Уточнена типология новых религиозных движений, ареалы их распространения в современной России. Дана критика редукционизма в понимании религии, предложена классификация понятия веры (Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход). Впервые разработана методология антропологического анализа литературы (Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. T. 1) Исследован феномен непрямого выражения смысла в языке. Выявлены формы неизоморфной корреляции смысловых и языковых структур (Гоготишвили Л.А. Непрямое говорение). Дан суммированный анализ состояния и динамики массового сознания периода «застоя» (Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 2-я). Обоснована необходимость гуманитарной экспертизы разноплановых воздействий, которым подвергается человек в мире современных технологий, определен круг ее задач, формы и методы организации и проведения. Проведена работа по адаптации этических стандартов биомедицинских исследований к российским условиям; в сотрудничестве с юристами и медиками разработан проект закона о защите прав и свобод человека, участвующего в биомедицинских исследованиях. Выявлено существование в России в течение столетия (с 30-х гг. XIX до 30-х гг. ХХ в.) религиозно ориентированной эстетики, разработанной на основе софиологии и теургии (Эстетика вчера, сегодня, всегда. Вып. 21). Исследовано религиозно-философское наследие крупного русского религиозного деятеля, писателя и мыслителя XII столетия митрополита Никифора (Мильков В.В. Творения митрополита Никифора /Oтв. pед. М.Н.Громов). Изданием основного труда И.Канта «Критика чистого разума» завершен совместный с Марбургским университетом (ФРГ) исследовательский проект четырехтомного немецко-русского издания сочинений И.Канта. Продолжена работа по созданию учебников нового поколения, в том числе для кандидатского экзамена по истории и философии науки, опубликованы учебники по теории аргументации, эстетике, истории культурологии, истории арабо-мусульманской философии и др. Всего опубликовано 118 книг, включая 14 изданий философской классики.
Научные отчеты Отделов
Список опубликованных работ сотрудников института
|
|||||
|