Институт Философии
Российской Академии Наук




  2010
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2010

2010

Представление

 

Научные исследования в Институте философии РАН в 2010 году были организованы в рамках программы фундаментальных исследований ООН РАН «Цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности и идеалы» и велись по всем основным направлениям философского знания: эпистемология, онтология, логика, философия науки и техники, социальная и политическая философия, философская антропология и комплексное изучение человека, этика, эстетика, философия культуры, философия религии, история мировой и отечественной философии.

Кадровый потенциал Института составляет 273 научных работника, в том числе 4 действительных члена и 6 членов-корреспондентов РАН, 124 доктора и 94 кандидата наук. Особенность, а в известном смысле и подлежащий преодолению недостаток кадровой структуры заключается в нехватке научно-вспомогательного (лаборантского) состава, а также в возрастном и квалификационном дисбалансе.

Инфраструктурной основой исследовательской работы являются 28 научных подразделений, сведенных в 6 отделов. Новым элементом научной организации стало создание в 2010 г. в рамках сотрудничества с Государственным академическим университетом гуманитарных наук трех научно-образовательных Центров (НОЦ): «Политология», «Социальное знание, онтология, технология», «Сравнительное изучение цивилизаций». В них реализуются проекты по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Важным элементом научно-организационной жизни являются постоянно действующие теоретические семинары, а также научные конференции (в 2010 г. было проведено 95 конференций силами самого Института, еще 40 совместно с другими учреждениями, всего сотрудники Института приняли участие более чем в 250 отечественных и 50 международных конференций).

Представленные научные итоги характеризуют деятельность Института в основном, но не исчерпывающим образом. Полученные знания трансформируются в образование (прежде всего через философский и политологический факультеты и отделение востоковедения ГАУГНа, действующие на базе Института, а также кафедру истории и философии науки, на которой ежегодно проходят обучение около 450 аспирантов РАН). Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется через собственную аспирантуру, в которой обучается более 50 человек. Наконец, следует отметить наше участие в повышении интеллектуальной и мировоззренческой культуры общества: популяризация и пропаганда философских знаний через СМИ, публичные мероприятия, проведение открытых конкурсов; так, в 2010 г. был проведен конкурс философских сочинений на тему «Возможна ли нравственность, независимая от религии?», в котором приняли участие 232 человека из России, ближнего и дальнего зарубежья; в сотрудничестве с Московско-Петербургским философским клубом был проведен конкурс молодых ученых на тему «Государство как произведение искусства» (участвовало 52 человека).

Количество книг и работ малого жанра (статьи, заметки, рецензии) в 2010 г. заметно увеличилось, достигнув рекордного уровня за всю историю Института, что радует и в то же время заставляет задуматься. Задуматься над профессиональным уровнем наших трудов, их выдержанностью именно в качестве исследовательских. Речь идет в первую очередь и главным образом о том, чтобы выработать критерии и механизмы, которые позволили бы производить качественную оценку работ, как минимум их жанровую селекцию и отсекать работы, лишенные научной ценности. В этой связи уместно вспомнить, что еще Лейбниц в «Набросках меморандума об усовершенствовании искусств и наук в Российской империи» обращал внимание на то, что «книжное дело почти не имеет границ и в конце концов от огромного числа книг не будет больше спасения, поскольку, благодаря книгопечатанию, не только старые книги в большей части сохраняются, но и сотни, тысячи новых добавляются к ним почти каждый год. Вследствие этого, однако, часто случается, что хорошие книги из-за человеческого любопытства оказываются заменены дурными, и много полезных знаний или теряются вовсе, или становятся почти безвестны, когда, наконец, их уже больше невозможно найти в жутких дебрях неисчислимых книг». Эти слова, написанные в начале XVIII века, сегодня, по прошествии трехсот лет, стали в триста раз более актуальными. Сам Лейбниц считал, что спасением могут быть только систематизации («инвентарии»). Это средство и сегодня остается эффективным, и мы стараемся его использовать, о чем свидетельствует наша деятельность по изданию энциклопедий и фундаментальных словарей. Но достаточно ли правильно мы его используем (не оказываются ли наши словари еще одной книгой наряду с другими) и, самое главное, является ли сегодня это средство основным и единственным?

Словом, в количественном отношении мы достигли предела, если не перешли его, и на первый план выходит проблема качества наших работ. Я призываю коллег, наши научные подразделения к размышлению над этой проблемой и поиску путей её решения – решения в том совершенно определенном, строгом, даже операциональном смысле, чтобы мы как Институт, как конкретное научное сообщество могли влиять на качество нашей продукции подобно тому, как мы влияем на её количество.

 

Директор Института философии РАН

академик РАН

А.А. Гусейнов

 

Краткий научный отчет Института философии РАН

 

В 2010 г. опубликовано 162 книги, в том числе 16 произведений классики, 7 учебников и научно-популярных работ.

В рамках программы «Россия в глобализирующемся мире» рассмотрены различные подходы к перспективам национальных культур в эпоху глобализации, проанализированы современные дискуссии о национальной идентичности России. Диалог культур интерпретирован как следствие и форма удержания несводимого разнообразия национальных культур (Россия в диалоге культур. М.: Наука, 2010).

Завершено фундаментальное 21-томное исследование философии России второй половины ХХ в.; показано, что в ней были сформулированы оригинальные концепции идеального, сознания, коммуникации, деятельности, культуры. (В 2010 г. издательством РОСПЭН опубликованы 14 томов серии.)

В рамках всестороннего исследования проблемы истины раскрыто различие между классическими концепциями и современными дефляционистскими подходами к ней (Истина и науках и философии / Под ред. И.Т. Касавина, Е.Н. Князевой, В.А. Лекторского. М.: Альфа-М, 2010). Проанализирована история многозначной логики и современные тенденции её развития (Карпенко А.С. Развитие многозначной логики. М.: ЛКИ, 2010).

Предложено понятие внутренней идеологии как неявного условия стратегии научного исследования. Обосновано, что преодоление её деструктивных воздействий связано с развитием альтернативных стратегий. Проанализированы изменения науки, актуализирующие проблему ответственности учёного.

Совместно с Итальянским институтом философских исследований проанализированы и одновременно на двух языках, русском и итальянском, изданы материалы переписки Г.В. фон Лейбница и Петра I, свидетельствующие о том, что устойчивость и продуктивность отечественной научно-образовательной структуры объясняются заложенными в её основу рационалистическими принципами и комплексным подходом (Гуманистическая наука по Лейбницу и назначение академий. Москва–Неаполь, 2010; L’umanesimo leibniziano e le accademie. Napoli–Mosca, 2010).

Обоснована необходимость рефлексивно-активных сред и многообразия субъектов инноваций (Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Когито-Центр, 2010). Обоснована необходимость расширения понятия конвергирующих технологий до НБИКС (нано-, био-, инфо-, когни- и социо-) технологий; выявлены основные проблемные точки философии нанотехнонауки (V. Gorokhov. Nanotechnoscience. A New Theory of Modern Technology // The International Journal of Technology, Knowledge and Society. 2010. Vol. 6. № 1).

Предложено авторское решение проблемы предмета философии религии и периодизации её исторического становления (Шохин В.К. Философия религии и её исторические формы. М.: Альфа-М, 2010). В области этики продолжены исследования таких фундаментальных понятий, как справедливость, правда и ложь, насилие и ненасилие, а также истории этической терминологии и новоевропейского интуитивизма (Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 48. № 3). В рамках постнеклассической эстетики введен ряд новых категорий для анализа современных арт-практик (Бычков В. Эстетическая аура бытия: современная эстетика как наука и философия искусства. М., МБА, 2010).

Впервые собраны и систематизированы сведения о философах в допетровской Руси (Громов М.Н. Образы философов в Древней Руси. М.: ИФРАН, 2010). На новом материале подтвержден вывод о том, что русский либерализм формировался по преимуществу в рамках литературных поисков и университетского преподавания (Орловские либералы. Люди, события, эпоха / Общ. ред. А.А. Кара-Мурзы. Орел, 2010). Показана опасность абстрактного противопоставления традиции и новаций, чреватого их мифологизацией (Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала / Под общ. ред. С.А.Никольского. М.: ИФРАН, 2010). Определены состав и качественные уровни индексов и индикаторов социокультурных параметров регионов России (Лапин Н.И., Беляева Л.А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» М.: ИФ РАН, 2010) .

Завершён масштабный проект по переводу и научному комментированию первоисточников стоической философии (Фрагменты ранних стоиков. Т. III, ч. 2. М.: Греко-лат. каб. Ю.А.Шичалина, 2010). Раскрыты многообразные трактовки понятия «вещь» в истории мысли – от античной «прагмы» и средневековой «res» до превращения ее в фундаментальную универсалию новоевропейской философии (Неретина С.С., Огурцов А.П. Реабилитация вещи. СПб.: Мiръ, 2010). Проведены исследования различных стереотипов в истории философии (Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010.).

Сформулирована гипотеза о том, что автором разработанного в позднем неоплатонизме учения о генадах является Ямвлих (С.В.Месяц). Впервые в отечественной историко-философской науке осуществлено комплексное исследование религиозно-философского наследия выдающегося раннехристианского ученого, мыслителя и переводчика Библии – Иеронима Стридонского (Фокин А.Р. Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. М.: Центр библейско-патрол. исслед., 2010).

Проанализировано общее понятие живого в философских курсах XVII в. «De anima»; выявлены различия физической и интенциональной жизни как базовые для антропологических учений в схоластике XVI в. Показано, что концептуальные истоки философии жизни XIX–XX вв. восходят к Плотину. Систематизированы все основные направления и школы индийской философии от древности до современности в интерпретации российских философов-востоковедов (Russia Looks at India: A Spectrum of Philosophical Views. New Delhi: Indian Council of Philosophical Research, 2010.) Впервые в отечественной науке реконструирована целостная история арабской философии, включая её современный этап (Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славян. культур, 2010). Разработана методология логико-смыслового анализа культуры в применении к различным сегментам арабо-мусульманской культуры, демонстрирующей процессуальное смыслополагание (Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. М.: Языки славян. культур, 2010.)

 

Научные отчеты Отделов

Список опубликованных работ сотрудников института