Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2011

2011

Презентация отчета о научной деятельности Института философии РАН в 2011 году >>



Представление

 

Предлагаемый ежегодный доклад посвящен итогам научной работы Института философии РАН за 2011 год. Он содержит: а) краткое резюме основных достижений, направленное дирекцией в Отделение общественных наук РАН; б) результаты исследовательской работы по всем научным подразделениям; в) полный перечень публикаций (книг и статей) сотрудников Института за год.

Доклад ценен, конечно, прежде всего как своего рода отчет о проделанной работе и займет свое место в истории Института. Но не только. Он является также основой для дискуссии о состоянии и путях улучшения проводимой нами исследовательской работы, в особенности ее качественных характеристик. Этому будет посвящено традиционное общее собрание научных сотрудников. И было бы хорошо, чтобы такого рода обсуждения состоялись также в отделах и секторах.

Философское дело, как известно, не имеет точных количественных, да и вообще объективных показателей эффективности.

Сейчас все больше нашу работу пытаются взять под внешний контроль через формальные (количественные) показатели. Адаптируясь к этой непривычной для нас ситуации и даже признавая известную пользу такого подхода, нам ни в коем случае нельзя терять «гамбургского счета». Никто, кроме философа (в нашем случае, кроме нас самих), не может оценить философский труд. И никогда философ не будет доволен тем, что сделал. Говорят, даже Кант, умирая, сокрушался, что уходит именно тогда, когда хотелось бы начать все заново. Нам, к сожалению ли или к счастью, не приходится ждать признания от окружающих (властей, ученых, людей с улицы, СМИ и так далее). И мы знаем, что даже редкие знаки публичного признания часто бывают неадекватными, достаются не тем, кто этого заслуживает. Наше утешение и наша радость – в любви и уважении к своему делу, во внутреннем профессиональном достоинстве. Но тем строже, взыскательнее, ревнивее мы должны к нему относится.

Количественные показатели нашей работы почти безупречны (153 книги и 1295 статей). А качественные? Конечно, определить качество философского труда нелегко. Быть может, даже невозможно. Однако возможно другое – создать обстановку, которая способствует этому. Речь идет о том, чтобы более активно и целенаправленно культивировать хорошо известные нам формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии, научные доклады, хорошо налаженные экспертные оценки и т. д. Речь идет об Институте как  своего рода лаборатории, в которой испытываются, проверяются, оттачиваются наработанные в тиши кабинетов идеи, как места, где мы можем говорить друг с другом, рассчитывать на понимание.

Пусть заинтересованное обсуждение данного доклада станет одним из моментов такой коллективной работы.

Директор Института философии РАН

академик РАН

А.А. Гусейнов


Основные итоги научной работы Института философии РАН

 

Исследования проводились в рамках общей темы «Цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности и идеалы».

Институтом в 2011 г. опубликовано 153 книги, из них 14 произведений классики, и 1295 статей (в том числе 5 книг и 84 статьи на иностранных языках, изданных за рубежом).

Представлена цельная концепция культуры как сложноорганизованной развивающейся системы надбиологических программ человеческой деятельности (Стёпин В.С. Цивилизация и культура). Раскрыто внутреннее единство культуры как способа исторического существования человека и философии как самосознания в свободе (Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт филос. истолкования).

Систематизирована философия буддизма во всем ее культурно-историческом многообразии: даны ключевые идеи, понятия и трансформации категориального аппарата (Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М.Т.Степанянц).

Исследован новый контекст обсуждения эпистемологии в связи с проблемами «общества знания» и интенсивным развитием специальных когнитивных наук. Обозначены вызовы эпистемологии со стороны современных наук в связи с разработкой концепции ментальных репрезентаций и идей «телесно-воплощённого познания». Показано, что развитие когнитивной науки актуализирует деятельностный подход и эпистемологический конструктивизм, необходимость их переосмысления (Эпистемология: новые горизонты / Отв. ред. В.А. Лекторский).

Выполнен комплексный анализ социальных технологий, проведено типологическое и сравнительное исследование их основных концепций. Осуществлён анализ групп терминов, исторически и логически связанных с понятием социальных технологий, определены условия и возможности введения последнего в дисциплинарный оборот (Наука и социальные технологии / Отв. ред. И.Т. Касавин).

Проведен анализ алгебраических свойств трехзначных семантик для классической логики высказываний, показано, что ряд важных свойств порожден частным двухзначным случаем и не является с необходимостью присущим ей; установлены взаимоотношения между естественными трехзначными логиками относительно отношения функциональной вложимости (Логические исследования. Вып. 17 / Отв. ред. А.С. Карпенко).

Рассмотрены философские проблемы новейших достижений физического знания; показано, что современная космология и неразрывно связанная с ней физика элементарных частиц базируется на рациональных основаниях и может быть эмпирически обоснована (Современная космология: философские горизонты / Отв. ред. В.В. Казютинский; Космология, физика, культура / Отв. ред. В.В. Казютинский).

Проанализирована и показана необоснованность концептуальных, философских и социальных аргументов, призванных обосновать снижение роли и даже возможный конец фундаментальной науки (Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные проблемы / Отв. ред.: Е.А. Мамчур, А.А. Крушанов).

Проанализирована история различных программ исследования науки – от Э.Маха до Б.Латура, значение философии науки в определении стратегий историко-научных реконструкций (Огурцов А.П. Философия науки. Двадцатый век. Ч. I–III).

Исследована история формулы ἕν καὶ πᾶν в европейском пантеизме XIX в. и вывода силлогизма «Кай смертен» в европейской философской, логической и литературной традиции (Петров В.В. С(игизмунд) К(ржижановский) | К(расный) С(нег)).

Продолжено исследование актуальных вопросов политического знания, рассмотрены мифы и призраки современной политической философии (Политико-философский ежегодник. Вып. 4 / Отв. ред. И.К. Пантин).

Дано понимание гражданства как определённой формы нормативно мотивированной политической практики, предполагающей самоорганизацию общественных сил, нацеленную на самоизменение общества. Разработан сайт в сети Интернет (www.ccisru.org), посвященный существующим режимам гражданства; показано, что гражданское общество – не структурный атрибут современного социума, а возможность его деятельной самотрансформации (Государство, миграция и культурный плюрализм в современном мире: Материалы междунар. научн. конф. / Общ. ред. В.С. Малахова, В.А. Тишкова, А.Ф. Яковлевой; Капустин Б.Г.Гражданство и гражданское общество).

В рамках исследования цивилизационного статуса России рассмотрено понятие «Русский мир»; показано, что оно позволяет точнее обозначить роль России в глобальном мире, сопряженную с гуманистическим потенциалом русской культуры и языка (Русский мир как цивилизационное пространство / Под ред. А.А. Гусейнова, А.А. Кара-Мурзы, А.Ф. Яковлевой).

Продолжена разработка проекта, посвященного анализу проблем российского самосознания на примере мировоззрения А.П.Чехова и заключенной в нем модели взаимоотношения народа, интеллигенции и власти (Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова / Отв. ред. С.А. Никольский; Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть / Отв. ред. С.А. Никольский).

Исследованы различные подходы к проблематизации и изучению общественной морали и пониманию характеристик универсальности, абсолютности, институциональности; обосновано понимание морали как относительно целостного, но внутренне неоднородного феномена, по-разному обнаруживающегося в своем существовании и функционировании (Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования).

В ходе совместной работы с англо-американскими христианскими философами исследованы проблемы рационального обоснования теологического дискурса и перспективы его возрождения в интеллектуальном пространстве России (Философия религии: Альманах. 2010–2011 / Отв. ред. В.К. Шохин).

На материале популярных катехизисов XVI в. реконструирован процесс становления конфессиональной идентичности кальвинистских общин в Речи Посполитой (Корзо М.А. Przyczynek do roli druków bazylejskich w XVI-wiecznym piśmiennictwie ewangelickim Wielkiego Księstwa Litewskiego).

В ходе конкретизации метода аналитической антропологии на материале русской классики XIX–XX вв. дана новая трактовка теории подражания в соотнесенности с механизмами восприятия времени (Подорога В.А. Мимесис: Материалы аналит. антропологии лит. Т. 2. Ч. 1).

Очерчены основные проблемы и недостатки в идеологическом и социо-гуманитарном обеспечении модернизации (Лапин Н.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации; Рубцов А.В. Архитектоника постмодерна. Время).

Закончено комплексное междисциплинарное исследование переходных процессов, в результате которых осуществляется трансформация самоидентичности индивида и выстраивание отношений власти–подчинения в закрытых коллективах. Сформулированы основания модели гуманитарной экспертизы и мониторинга такого рода трансформаций (Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 5 / Отв. ред. Ф.Г. Майленова).

Введено в научный оборот понятие «интеллектуальный выбор», описывающее механизм культурных коммуникаций, сложившихся в среде московских книжников 2-й половины XVII – начала XVIII в. для понимания истоков образовательных реформ Петра I (Киселева М.С. Интеллектуальный выбор России 2-й половины XVII – начала XVIII в.: от древнерусской книжности к европейской учености).

Представлен современный критический анализ философии К.Маркса с акцентированием ее гуманистического и философско-исторического потенциалов (Ойзерман Т.И. Возникновение марксизма; Длугач Т.Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом?).

Выявлены перспективы диалога западной и восточных культур в условиях глобализации. Изучены логико-смысловые основания классической арабоязычной философии, позволяющие понять ее как не-западную (Смирнов А.В. Возможна ли не-западная философия?).

Впервые исследованы индийские теории восприятия в двух аспектах: в терминах автохтонной индийской эпистемологии, а также в терминах современного западного философского дискурса (Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение текстов)).

Впервые рассмотрены правозащитные аспекты творчества Л.Н.Толстого (Соловьев Э.Ю. Этика ненасилия и проблема правового нигилизма).

Осуществлен новый перевод классического сочинения Джордано Бруно «О бесконечном, Вселенной и мирах», соответствующий современным научным стандартам (Бруно Дж. О бесконечном, Вселенной и мирах / Пер. с ит. А.В. Серегина, вступ. ст. и коммент. А.А. Россиуса).

Институт продолжает регулярное издание «Философского журнала», а также других журналов и ежегодников: «Эпистемология и философия науки», «Логические исследования», «Этическая мысль», «Политико-философский ежегодник», «Историко-философский ежегодник» и др.



Важнейшие результаты исследований

Список опубликованных работ сотрудников института