Институт Философии
Российской Академии Наук




  2007
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2007

2007

Краткий научный отчет Института философии РАН 

 

В области эпистемологии и философии науки показано, что развитие современных когнитивных наук позволяет по-новому понять взаимоотношение познавательной, проективно-конструктивной и коммуникативной деятельности. Выявлены основные типы современного эпистемологического реализма (прямой, метафизический, научный и референциальный) и взаимодействия между ними. Предложена интерпретация понимающего подхода к семиотическим объектам по аналогии с научными феноменологическими теориями (Познание, понимание, конструирование / Отв. ред. В.А.Лекторский). Исследована роль визуализации в познании и деятельности: показано, что повышение эффективности мышления за счет использования визуальных репрезентаций обусловлено двойной системой кодирования информации, присущей человеческой когнитивной системе (Визуальный образ: Междисциплинарные исследования / Отв. ред. И.А.Герасимова). В области логики предложена вычислительная интерпретация философских понятий реальности и истины, дана нестандартная вычислительная трактовка логических связок и кванторов (Логические исследования. Вып. 14).

В рамках эволюционно-исторического взгляда на развитие науки и техники показана эффективность синергийно-антропологического подхода к комплексному осмыслению процессов становления высоких технологий, ядром которых становится симбиоз биотехнологий, информационных технологий, нанотехнологий и когнитивных наук. Построена система методологических принципов оценки научно-технического развития (раннее предупреждение рисков, распознавание инноваций, предупреждение и преодоление конфликтов, улучшение основы поиска решений, решение дилеммы «эксперты – профаны», организация процессов социального обучения, консультирование по вопросам научно-технической политики). Показано, что данная система принципов приобретает форму проектной регуляции (В.Г.Горохов «Основы философии техники и технических наук»).

В исследованиях традиционной проблемы исторического развития цивилизации совершен отход от упрощенных схем (варварство – прогресс – цивилизация), показано, что варварство возрождается и воспроизводится на различных стадиях исторического процесса, меняя свою форму и смысл, но сохраняя фундаментальную оппозицию цивилизации, обостряющуюся в кризисные периоды (Н.В.Мотрошилова «Цивилизация и варварство в современную эпоху»). Продолжена разработка концепции национально-ориентированной модели ускоренного развития. Показано, что именно опора на национальные модели являлась базовым принципом модернизации в самых разных регионах мира, а установка на чистую «вестернизацию» оказывалась непродуктивной. Выявлены истоки и причины зарождения либерализма в России во взаимосвязи внутренних российских процессов и попыток имплантации общеевропейских образцов. Завершено издание фундаментальной энциклопедии российской либеральной мысли XVIII–XX вв. (Российский либерализм: идеи и люди / Отв. ред. А.А.Кара-Мурза).

В области этики анализ подходов к обоснованию нравственного долга перед будущими поколениями показал, что концепция интуитивно очевидных прав будущих поколений имеет значительные преимущества перед утилитаристскими и контракторными моделями решения этой проблемы (Этическая мысль. Вып. 8). Продолжалось сравнительное изучение этических стандартов, на основе которых проводятся биомедицинские исследования на человеке в России и в зарубежных странах («Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию»). Изучены идейные истоки японской трудовой этики, послужившей прообразом национальной корпоративной этики бизнеса и составившей самобытную духовную основу японской экономической жизни (Л.Б.Карелова «У истоков японской трудовой этики»).

В области эстетики выявлены основные причины, характер и тенденции современного кризиса художественно-эстетического сознания; показано, что он связан с переориентацией многих традиционных средств художественного выражения на принципиально новый язык дигитально-виртуальной реальности (В.В.Бычков, Н.Б.Маньковская, В.В.Иванов «Триалог: Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры»). Изучен особый статус события в рамках масс-медиа, показаны его отличия от реальных событий, а также от других масс-медийных явлений, в частности, от новости.

В области истории философии обобщены идеи и достижения российских философов в контексте мирового кантоведения (Иммануил Кант: наследие и проект» /Отв. ред. Н.Мотрошилова; Kant im Spiegel der russischen Kant-forschung heute /Отв. ред. Н.В.Мотрошилова и Н.Хинске). Исследованы тенденции англоязычной философии сознания, состоящие в переходе от лингвистического анализа к натуралистическому объяснению (Н.С.Юлина «Философский натурализм»). Рассмотрена связь евразийского направления в русской философской и общественной мысли XX в. с предшествующей почвеннической традицией русской философии (А.В.Соболев «О русской философии»). Продолжены исследования наследия первого русского христианского неоплатоника митрополита Никифора в русле русско-византийских идейных взаимосвязей, воспроизведены ранее не публиковавшиеся списки его произведений (В.В.Мильков, С.М.Полянский, С.В.Милькова «Митрополит Никифор»). В рамках проекта сравнительной философии проведено комплексное исследование соотношения знания и веры в разнообразии мировоззренческих подходов, присущих китайской, индийской, мусульманской и западной цивилизациям. Раскрыта генетическая связь философии суфизма с ранними аскетико-мистическими учениями ислама (зухд). Выдвинута гипотеза о связи атомизма в Греции и Индии с рядом особенностей индоевропейских языков.

Всего опубликовано 134 книги, охватывающих все основные направления философского знания, а также 7 томов философской классики.

 

Научные отчеты Отделов

Список опубликованных работ сотрудников Института философии