Институт Философии
Российской Академии Наук




  2013
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013

2013

Презентация отчета о научной деятельности Института философии РАН в 2013 году >>

 

Отчет в формате PDF

 


Представление


В предлагаемом докладе подводятся итоги научной и научно-организационной работы Института философии РАН за 2013 год. Основными при этом, разумеется, являются научные итоги. Научно-организационная работа также важна, но важна именно тем, что создает атмосферу, среду, в которой достигаются научные результаты.

 

За прошедший год опубликовано 135 книг и 1623 статьи (в 2012 г. соответственно 143 и 1413). Некоторое уменьшение количества книг по сравнению с 2012 г. следует признать положительным явлением и можно считать результатом научной политики Ученого совета и дирекции, направленной на ограничение количества и повышение качества издаваемых трудов. Что касается увеличения числа статей, то, возможно, это стало следствием внедряемых Министерством образования и науки библиометрических показателей, ориентированных по преимуществу, если не исключительно, на статьи. В любом случае почти шесть статей в год на одного научного сотрудника – это всё-таки много. Правда, надо принять во внимание, что определенное количество статей относится к разряду популярных и публицистических, которые служат показателями скорее гражданской, чем научной активности. Тематически исследования охватывают все основные направления философской науки; представленные в Институте научные подразделения с точки зрения исследовательской активности, если взять за критерий количество публикаций, вполне сопоставимы между собой. Этого, к сожалению, нельзя сказать об отдельных научных сотрудниках; хотя число тех, кто не выполнил плановую норму в прошедшем году, уменьшилось, но по-прежнему значительно, чтобы считать случайностью (сейчас их 10 человек).

 

В целом, итоги научной работы за 2013 год сопоставимы со средними показателями за последние годы, когда Институт работает при данном численном составе сотрудников. Они не исчерпывающе, но, тем не менее, в целом адекватно отражают реальное состояние Института как научного коллектива. Представленный доклад заслуживает поэтому внимательного изучения и анализа. Он заслуживает этого в особенности по той причине, что фактически является результатом коллективной работы, которая по времени длилась более двух месяцев и протекала следующим образом: первый этап – индивидуальные отчеты научных сотрудников, второй этап – их анализ и обобщение в научных подразделениях (секторах), третий этап – проверка, уточнение отчетов научных подразделений и их сведение в единый документ на уровне дирекции, четвертый этап – обсуждение и утверждение на заседании Ученого совета, которому и принадлежит окончательное слово. Представленный доклад – доклад Ученого совета, высшего органа академического научно-исследовательского института.

 

Данный доклад является отчетом о нашей работе перед обществом и перед вышестоящими инстанциями. Но не только. Он имеет также важное значение для внутренней жизни Института, позволяет и обязывает нас критически взглянуть на работу Института в целом и отдельных научных направлений. На мой взгляд, важно, чтобы каждый научный сотрудник познакомился с данным докладом, чтобы доклад был обсужден в каждом научном подразделении. Его обсуждение может помочь найти новые возможности взаимодействия между исследователями и научными подразделениями в масштабе Института, способствуя тем самым его сплочению как единого научно-коммуникативного сообщества. Это может стать также хорошим поводом и основанием для того, чтобы рассмотреть свою работу в контексте и на фоне состояния отечественной и мировой философии, а также в свете актуальных проблем духовной жизни нашего общества.

 

Представление доклада за позапрошлый год завершалось словами: «2012 год был напряженным. Нет никаких оснований думать, что 2013 год будет легче». И он действительно не был легче. Он оказался для нас намного труднее, если же иметь в виду всю драматическую историю, связанную с принятием закона о реформе РАН, он стал настоящим испытанием. Не о том только речь, что эта история на три месяца в буквальном смысле оторвала нас от научных занятий и в целом оказала гнетущее воздействие на наше профессиональное самочувствие. Более существенно другое: нам был преподан урок, смысл которого в том, что мы, люди, занятые фундаментальной наукой (в нашем случае философией) несем исключительную ответственность за свое дело, и что реализовать эту ответственность мы можем только в режиме самоотверженного труда. Нам нужно учиться отстаивать свое дело и право заниматься им. Мы не можем уповать на то, что кто-то сверху или сбоку проникнется убеждением нужности философских исследований. Мы должны научиться довольствоваться своим собственным сознанием ценности философского труда – сознанием, которое опирается на исторический опыт всех цивилизованных народов. Мы помним слова Декарта о том, что сама философия является признаком и мерой цивилизованности народов.

 

Предстоящий год тоже нельзя назвать годом надежд. Более того, он таит в себе много неопределенностей, которые могут обернуться опасностями. Речь идет о неопределенностях, связанных с новым административным статусом исследовательских институтов и со всё более формализуемыми критериями оценки научного труда. К ним в нашем случае добавляется неопределенность, проистекающая из того, что еще не освобождено здание, предназначенное для нашего перемещения. Всё это обязывает нас настроиться на стоический лад, быть предельно собранными и деятельными.

 

2014 год – год 85-летнего юбилея Института. 85 лет можно считать солидным возрастом для философа, но не для философии и философской институции. В прошлом году мы принимали коллегу с философского факультета Неаполитанского университета. На вопрос, как давно существует их факультет, он ответил – с XIII в. Наш юбилей скромнее. Но это означает, что у нас много впереди, что мы не только причастны к прошлому Института, но и несем ответственность за его будущее.

 

Директор Института философии РАН,

академик РАН А.А.Гусейнов

 

 

Основные итоги научной работы Института философии

 

Институтом в 2013 г. опубликовано 135 книг, из них 10 произведений классики, и 1623 статьи (в том числе 6 книг и 163 статьи на иностранных языках).

 

Наиболее значительным научным событием года стали доклады на XXIII Всемирном философском конгрессе (Афины, 2013). С пленарным докладом «Философия как этический проект» выступил директор Института академик РАН А.А.Гусейнов, в целом научные сотрудники представили 40 научных докладов («Philosophy: Theory and Practice»). Специалисты Института также руководили работой 8 секций и 5 специальных сессий.

 

Отечественным достижениям в области эпистемологии, философии науки, политической философии, этики был посвящен специальный номер «Философия в России сегодня» ведущего французского журнала «Revue philosophique de la France et de l’étranger» (2013. № 2 (т. 138)), основными авторами статей в котором выступили ведущие специалисты Института. Изменение сложившихся на Западе стереотипов по отношению к русской философии, осмысление её вклада в мировую философию стало главной задачей номера.

 

Издан ряд новых томов 40-томной серии «Философия в России первой половины XX в.», посвященных неокантианству в России (А.И.Введенский, И.И.Лапшин), отечественному марксизму (Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин)), творчеству Б.П.Вышеславцева, П.А.Флоренского; Н.А.Бердяева, П.А.Сорокина.

 

Решена одна из важнейших проблем современной философии науки – раскрыта преемственность различных исторических типов научной рациональности в их онтологических и методологических аспектах (Степин В.С. Человеческое познание и культура).

 

В рамках сравнительных философских исследований выявлено своеобразие подходов мыслителей России, Запада, дальневосточной, индийской и исламской цивилизаций к общетеоретическим проблемам соотношения философии и науки (Философия и наука в культурах Востока и Запада / Ред. М.Т.Степанянц).

 

Выявлен и обоснован специфический теоретический статус и прикладные возможности социальной эпистемологии по сравнению с классической теорией познания, дана новая интерпретация фундаментальных эпистемологических категорий (знание, истина, опыт, коммуникация, творчество и др.) и социокультурных реалий (Касавин И.Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы).

 

Рассмотрены основные концепции феноменальной природы сознания, показаны эвристические преимущества репрезентационистской теории сознания в рамках философского натурализма (Иванов Д.В. Природа феноменального сознания).

 

В свете новейших достижений когнитивной науки исследованы механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, выявлена особая роль феномена парадоксальности (Эпистемология креативности / Ред. Е.Н.Князева). Обоснована необходимость комплексного социогуманитарного методологического сопровождения эффективного управления (Философия управления: методологические проблемы и проекты / Ред.: В.И.Аршинов, В.М.Розин).

 

В области неклассической логики рассмотрены возможные применения IFлогики (Independence-Friendly logic) и теоретико-игрового подхода, предложен новый взгляд на комбинаторную логику как на логику абстрактных знаков (Logical Investigations. Vol. 19 / Ред. А.С.Карпенко).

 

На основе анализа новейших зарубежных исследований сделан вывод, согласно которому современная трактовка модернизации предполагает необходимость заимствования также и не-западного передового опыта, что требует существенного уточнения представлений, доминирующих в российском экспертном сообществе (Социально-философский анализ модернизации: теории, модели, опыт / Ред. В.Г.Федотова).

 

Проведён анализ социокультурной модернизации регионов России под углом зрения соотношения социоэкономических индексов и показателей человеческого развития (Проблемы социокультурной модернизации регионов России / Ред.: Н.И.Лапин, Л.А.Беляева).

 

Дан анализ причин, механизма и последствий циклического характера взаимодействия российского государства с Западом (Динамика внешних и внутренних факторов и вектор развития российского общества / Ред. В.Н.Шевченко).

 

Предложено расширенное понимание идеологии, которое не ограничивается политической сферой. Дана критика тезиса о деидеологизации современного общества (Идеология и процессы социальной модернизации / Ред. Т.Б.Любимовой).

 

По результатам международного исследования обобщены современные дискуссии по фундаментальным этическим проблемам: природа, основания и смысл морали, истоки морального долженствования, природа, роль моральных абсолютов, возможность и невозможность их содержательного выражения и др. (Постигая добро / Ред.: О.В.Артемьева и А.В.Прокофьев). Рассмотрены истоки морали в архаическом обществе на материале гомеровского эпоса (Р.Г.Апресян. Нравоперемена Ахилла).

 

Впервые рассмотрена тема этикотеологии – соотношение благодарности к людям и благодарения Бога (Философия религии: Альманах: 2012–2013 / Ред. В.К.Шохин). Осуществлена целостная и всесторонная реконструкция исихазма как антропологического и духовного феномена (Хоружий С.С. Исследования по исихастской традиции. Т. 1: К феноменологии аскезы; Т. 2: Многогранный мир исихазма).

 

Сложные взаимопереплетения присущих искусству принципов изображения, выражения, символизации, мифологизации рассмотрены на разных этапах истории искусства (Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus). Проанализирован процесс радикального отказа от традиционных аспектов мимесиса в пользу экспериментального конструирования в актуальном искусстве (Подорога В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше).

 

В рамках всестороннего анализа творчества А.И.Герцена показана историческая обоснованность его центристской позиции в идейных противостояниях XIX века и её актуальность в современных спорах о национальной идентичности России (Александр Иванович Герцен и исторические судьбы России / Ред.: А.А.Кара-Мурза, А.Ф. Яковлева).

 

В связи с 300-летием со дня рождения Ж.-Ж.Руссо проанализированы его основные идеи об общественном договоре и суверенитете народа, показано их значение для современной политической мысли (Историко-философский ежегодник: 2012 / Ред.: М.А.Солопова). Рассмотрено творчество двух выдающихся мыслителей – М.Хайдеггера и Х.Арендт – в единстве их идейного развития и индивидуальных судеб (Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь).

 

Исследована онтология позднего языческого и христианского неоплатонизма V–VII вв. (ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / Ред. В.В.Петров). Введены в научный оборот новые источники по истории духовно-академической философии в России (Куценко Н.А. Философия, филология, теология в образовательной системе Российской империи XIX века).

 

Изучены современные тенденции развития аналитической философии, в том числе американского прагматизма (Сознание. Практика. Реальность: Памяти Нины Степановны Юлиной; Джохадзе И.Д. Прагматический реализм Хилари Патнэма). Проведено всестороннее исследование творчества Поля Рикёра: проблема человека; понимание времени, памяти, истории; социальное действие и его смысл; герменевтика и современные проблемы эпистемологии (Поль Рикёр в Москве/ Ред. И.С.Вдовина).

 

Подготовлены уникальные и концептуально новые учебно-научные комплексы в области истории философии: школьный курс «Диалог культур», направленный на преодоление европоцентризма в системе образования (Диалог культур: Прогр. учебн. курса для 9–10 классов / Ред. М.Т.Степанянц); учебник и антология арабо-мусульманской философии, где философия показана как органичная часть арабо-мусульманской культуры, обусловленная характерным для нее стилем мышления и не редуцируемая к греческому влиянию (История арабо-мусульманской философии / Ред. А.В.Смирнов); комплексный учебник по истории политической философии для высшей школы (Ерохов И.А., Федорова М.М., Яковлева А.Ф. Очерки истории западной политической философии). Представлена в целостном виде история философии эпохи Хань (Анашина М.В. Философия эпохи Хань).

 

 

Важнейшие результаты исследований

 

Научно-организационная работа


Список опубликованных работ сотрудников института