Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел эпистемологии и логики
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2008 » Отдел эпистемологии и логики

Отдел эпистемологии и логики

Научный отчет за 2008 год

 

Сектор теории познания

Зав. сектором – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский 

 

Была проанализирована дискуссия реализма и конструктивизма в современной эпистемологии и науках о человеке и обоснована концепция конструктивного реализма. Выявлено отношение этой концепции к деятельностному подходу, популярному в отечественной психологии, педагогике, социологии. Исследовано отношение эпистемологического конструктивизма и более общей проективно-конструктивной установки в отношении к миру, характерной для европейской культуры Нового Времени. Предпринята попытка рассмотреть проективно-конструктивный и коммуникационный подходы к социально-культурной реальности как взаимосвязанные и взаимодействующие и представить коммуникационный конструктивизм как новую парадигму социального познания в условиях современной глобализации. Проведено сопоставление эпистемологического конструктивизма с базисными предпосылками утопического сознания. Показано, что во многих частных позициях они совпадают, но расходятся в основополагающих для каждого из них принципах. В отношении последних конструктивизм не просто отличается от утопизма, но представляет противоположную ему крайность в понимании природы социального. Показано, что конструктивистский подход к Я представляется наиболее актуальным и перспективным для понимания сущности индивидуального Я, для обсуждения вопросов, связанных с понимание единства и множественности Я (Конструктивизм в теории познания / Под ред. В.А.Лекторского.).

Введена и обоснована категория перевода, ее эпистемологические и мировоззренческие функции в современной философии и гуманитарном познании. Показана конструктивная роль этой категории в анализе проблем несоизмеримости, понимания, диалога, рефлексии. Выявлена специфика исторических контекстов, в которых возникала проблема перевода в русской культуре. Выявлен философский смысл процедур рецепции и понимания (Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка).

Проанализировано взаимоотношение разных типов эпистемической веры и веры религиозной (Левин Г.Д. Методологические принципы диалога материалистов с верующими).

 

 

Сектор эволюционной эпистемологии

Зав. сектором – доктор филос. наук Е.Н. Князева 

 

Показано, что классические определения истины получают нестандартную интерпретацию в изменяющихся условиях научного и философского познания. Введены новые аспекты исследования и предложены оригинальные определения истины. Развернут эволюционный подход к пониманию проблемы истины. Проведен сравнительный анализ научной и вненаучных традиций познания, при этом значительное внимание уделено и таким проблемам, как истина и творчество, истина и интерпретация, истина и мистический опыт (Многомерность истины / Отв. ред.: А.А.Горелов, М.М.Новосёлов).

Проведены междисциплинарные исследования стратегий мышления, основанных на принципе противоположностей. Методологический анализ противоположностей, противоречий и парадоксов осуществлен во множестве аспектов: историко-культурном, методологическом, когнитивном, лингвистическом. Предложено различать аналитическую, диалектическую, дуалистическую и холистическую стратегии мышления в отношении противоположностей. Выявлены аналогии восточного недуального мышления с паттернами синергетического мышления. Развит интервальный подход к парадоксам. Проделан методологический анализ коанов чань буддизма. (Противоположности и парадоксы. Методол. анализ / Отв. редактор: И.А.Гера­симова).

Развернута концепция, согласно которой поток данных от органов восприятия обрабатывается в мозгу в дискретной форме, в виде нейрофизиологических кадров. Исходя из концепции кадров восприятия, дано объяснение феномену измененного восприятия течения времени у людей и своеобразия темпоральной стороны жизненного мира у различных животных. Предложен метод, который позволяет гипотетическим образом моделировать восприятие реальности в тех временных шкалах, которые простираются далеко за пределы темпорального жизненного мира реальных живых существ. Этот метод предложено называть эндофизическим, поскольку он ориентирован на изучение природного мира изнутри его самого, с позиции внутреннего наблюдателя, которая накладывает определенные ограничения на сам процесс наблюдения (Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Темпомиры. Скорость восприятия и проблема времени).

Осуществлен логико-методологический анализ механизмов и приемов, структур и схем, методов и процедур, используемых сознательно или неосознанно в процессе научного творчества. Рассмотрены те его стороны и характеристики, в которых обнаруживается его логика, описываются общие черты этого противоречивого, драматичного и в то же время прогрессивно развивающегося процесса. Исследованы научные парадоксы, причины их возникновения, их классификации и способы разрешения. Показана плюралистичность познавательного процесса, выражающуюся в многозначности и поливариантности его многочисленных компонентов и характеристик. Предложена в значительной степени новая структура творческого процесса, которая построена на типологии открытий. Открытие в целом охарактеризовано как событие многомерного процесса, потока познавательно-практической деятельности (Майданов А.С. Методология научного творчества).

Разработана методология понимания различного рода текстов, расширяющая теорию познания за счет включения герменевтического подхода в учение о методе. Показано, что эволюция методов интерпретации представляет собой процесс становления исторически сменяющихся типов понимания. Сделан вывод о необходимости различать универсальные и специальные правила интерпретации, применимые как в отношении постижения смысла текстов (устного слова, литературного произведения, философского учения, религиозного опыта), так и в отношении практического использования герменевтики в области развития сферы искусственного интеллекта (Шульга Е.Н. Понимание и интерпретация).

Построен логически совершенный искусственный (формализованный) язык, с помощью которого могут быть даны строгие формулировки разных версий принципов детерминизма и индетерминизма, выявлены смешанные позиции, комбинирующие детерминизм с индетерминизмом и т.д. Выделено понятие «временного детерминизма», связывающее категорию детерминизма с понятием времени. Построена новая логическая теория причинной связи, а понятие временного детерминизма определено в терминах каузальной импликации (Ивин А.А. Истина, время детерминизм; Ивин А.А. Логическое исследование детерминизма).

 

 

Сектор социальной эпистемологии

Зав. сектором – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук И.Т. Касавин

 

Проведен эпистемологический и междициплинарный анализ формирования и развития такиx феноменов, как текст, дискурс и контекст. Первые два из них понимаются соответственно как предметно объективированный и субъективно-незавершенный аспекты знаковой деятельности, а третий – контекст – как социокультурное окружение этой деятельности, служащее ее источником и сферой объективации. В их взаимоотношении текст выступает как форма фиксации дискурса, дискурс – как форма озвучивания текста, а контекст – как материал, из которого в ходе дискурса выстраивается текст. Одновременно функцией текста является формирование контекстуальных смыслов, а функцией дискурса – их взаимообмен. Реконструированы междисциплинарные методологические программы, связанные с понятиями «текст», «дискурс» и «контекст» (Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка).

Проведен феноменологический анализ понятия пространства, рассмотрено многообразие модусов восприятия этого феномена, которое реализовалось в подходах ряда социологов-классиков, прежде всего, А.Щюца, Г.Зиммеля, Т.Парсонса, Н.Лумана (Антоновский А.Ю. Феноменология пространства в классической социологии // Феноменологические исследования. Владимир, 2008. С. 97–113). Рассмотрена проблема соотношения объемов понятий истины и знания. Обоснован тезис о том, что в основе различия истины знания и знания истины, зафиксированного в парадоксах Э.Гетьера, лежит различение двух типов наблюдений (первого и второго порядков), где наблюдателю второго порядка открывается скрытый пространственно-временной и личностный контекст истинных (случайных или вероятных) высказываний первого наблюдателя (Антоновский А.Ю. Знание истины: к вопросу об объеме понятия).

Впервые осуществлена философско-методологическая реконструкция развития экономических теорий. Показано, что в реальном процессе всегда можно обнаружить конкуренцию натуралистических и антинатуралистических программ построения теории. В натуралистической программе экономической науки выделены два ее конкретных вида – социальная механика и социальная математика. В антинатуралистической – три вида: культурцентризм, институционализм и подход, ориентированный на социально-антропологические и исторические исследования. Возможность роста числа антинатуралистических программ хорошо коррелируется с плюрализмом как элементом неклассического идеала научности (Колпаков В.А. Слциально-эпистемологические проблемы современного экономического знания).

Обоснован тезис о том, что переосмыслению подвергается основание нововременного мышления – субъект-предметное отношение. Новые идеализации, такие как наблюдатель, смысл, контекст, виртуальный мир, точки бифуркации, точки неразличимости и др. делают маргинальными (хотя и продолжающими работать в рамках классической науки) понятия истины, объективности знания, отношение субъект-предмет и ряд других. Формируется новый тип логики, которая не отрицает и не разрушает прежнюю, а существует наряду с ней (плюрализм) (Маркова Л.А. Человек и мир в науке и искусстве).

Продемонстрирована роль понятия «потока жизни» в философии языка Д.Блура (Моркина Ю.С. Язык и понятия в социальной теории познания Дэвида Блура).

 

 

Сектор логики

Зав. сектором – доктор филос. наук А.С. Карпенко 

 

Впервые построена имеющая фундаментальное значение для гуманитарных и общественных дисциплин логика интерсубъективного цитирования. Продемонстрирована нетривиальность процедуры цитирования как способа интерсубъективного обоснования различных светских и религиозных систем идей (Анисов А.М. Логика интерсубъективного цитирования).

Предложен один из возможных подходов к определению предмета логики как науки и ее места в системе современного научного знания (Быстров П.И. Размышления о статусе логики в современной науке).

Показана возможность построения многозначной семантики классической логики с отношением логического следования, альтернативным классическому (Девяткин Л.Ю.Отношение логического следования и проблема многозначности).

Проведен сравнительный анализ современного состояния исследований в области философской логики, как в России, так и за рубежом (Карпенко А.С. Modern study in philosophical logic: Worldwide level and Russian science).

Построена теория истины с оператором истины для классической сентенциональной логики и затем расширена на область неправильно построенных формул (Павлов С.А. Тр. членов РФО).

Введено понятие лингвистического априоризма и выявлены скрытые математические структуры языков, составляющие ядро математического знания (Шалак В.И. О скрытых математических структурах языка).

Разработан взгляд на пропозициональную модальную логику как на фрагмент классической логики предикатов, а не как на расширение классической пропозициональной логики, что помогает обнаружить разрешимые фрагменты первопорядковой логики (Шкатов Д.П. Модальная логика и модальные фрагменты классической логики).