Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел историко-философских исследований
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2009 » Отдел историко-философских исследований

Отдел историко-философских исследований

Научный отчет за 2009 год

 

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова

 

Актуализированы идеи, концепции, проекты, ценностные и теоретические заявки М.К.Мамардашвили. Обсуждены предупреждения, опасения относительно кризиса цивилизации, антропологической катастрофы, различных видов бездуховного националистического опьянения, о которых уже несколько десятилетий назад (Мераб Константинович Мамардашвили / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: РОССПЭН, 2009).

Исследован историко-философский процесс как важнейшее измерение интеллектуального прогресса человечества. Поиски правильного мировоззрения и трагические заблуждения, дивергенция философских учений и их поляризация, борьба направлений, которая иной раз воспринимается как перманентный философский скандал, – все это не только искания, муки и заблуждения отдельных философов, это духовная драма всего человечества, и те, кому она представляется фарсом, по-видимому, истолковывают трагическое лишь как idola theatric (Ойзерман Т.И. Метафилософия: теория историко-философского процесса. М.: Канон+, 2009).

Предпринята попытка на основе проработки текстов и воспроизведения основных ходов мысли и интуиций Гегеля и Шеллинга провести сравнительный анализ их учений об абсолюте. Показано, каким образом Гегель вплотную подходит к пониманию абсолюта как абсолютно свободного субъекта бытия, т. е. как раз к тому пункту, с которого начинаются усилия Шеллинга по построению так называемой «позитивной философии» (Кричевский А.В. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009).

Предпринята попытка обобщающего краткого изложения смысловой динамики западно-европейской религиозной реформации. Виттенбергская, швейцарская, нидерландская и английская реформации представлены как стадии никем не предусматривавшейся преемственной цивилизаторской работы. Особое внимание уделено роли Реформации в генезисе прав человека, в становлении институтов гражданского общества и формировании новой хозяйственной этики (серия статей Э.Ю.Соловьева: «Реформация и становление новоевропейской цивилизации», «Западно-европейская религиозная реформация» и «Предопределение и твердая воля Жана Кальвина»).

В поле актуальной этической полемики введены весьма важные темы кантовской трансцендентально-практической философии: а) безоговорочная правдивость и б) отношение категорического императива к «золотому правилу нравственности». Показано, что в обоих случаях правильное решение предполагает непременное дополнение этического анализа философско-правовым (статьи Э.Ю.Соловьева «Человек под допросом» в журнале «Логос» № 5 и «Кант на все времена» в сборнике «Философия и этика»).

 

 

Сектор современной западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук А.М. Руткевич

 

Проведено исследование специфики западной философии ХХ в., её основных тенденций и многообразия форм, главных противоречий и противостояний через призму интеллектуальных биографий ведущих мыслителей указанного периода. Одна из главных задач авторского коллектива – изучение феномена плюрализма в философии ХХ в., проблем новизны и традиций философского мышления методом логической и исторической реконструкции. Исследование выполнено в историко-философском ключе; использованы методы проблемного и дескриптивного анализа; особое внимание уделено проблемам контекста, связи конкретной философской стилистики с особенностями культуры той или иной страны. В трёх выпусках (книгах) коллективного труда «Философы ХХ века» проанализированы концепции А.Бергсона, Л.Витгенштейна, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, Б.Рассела, Г.-Г.Гадамера, П.Рикёра, М.Фуко, Ж.Деррида и др. В 2009 г. опубликован последний выпуск: «Философы ХХ века. Кн. 3-я» (М.: Искусство – ХХI век).

 Впервые в отечественной литературе обстоятельно, полно и последовательно изучены проблемы и перспективы технического развития общества на материале работ крупнейших философов ХХ в.: О.Шпенглера, Л.Мэмфорда, М.Хайдеггера и других – представителей Франкфуртской школы социальных исследований, французской индустриальной социологии. Отмеченные мыслители внесли большой вклад в осмысление проблем техники, «технизированной цивилизации, выступив с собственным «внетехническим» подходом к ним, с критическим обобщением исторического развития и использования техники обществом (Тавризян Г.М. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации. М.: РОССПЭН, 2009).

 

 

Сектор восточных философий

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Т. Степанянц

 

Впервые в отечественной литературе рассмотрены культурные основания «восточных» проектов глобального мира, предлагаемые наиболее влиятельными государствами азиатского мира (Китай, Индия, Япония) в противовес прозападному (более всего, проамериканскому) гегемонистскому глобализму. Показано, что даже в случае «победоносного шествия» глобализации нет уверенности в том, каким станет в итоге мир. Формирование будущей цивилизации будет в немалой степени определяться «азиатскими» ценностями (Степанянц М.Т. Восточные сценарии глобального мира // Вопр. философии. 2009. № 7. С. 35–43; Карелова Л.Б., Чугров С.В. Глобализация: японские интерпретации социокультурных процессов // Вопр. философии. 2009; Железнова Н.А. Глобализация: индийский ответ на мировой вызов // Вопр. философии. 2009. № 7. С. 54–67).

Предпринята попытка представить исламский мистицизм максимально объемно. Сложное явление мусульманской культуры – суфизм подано через разноплановые тексты. Мистическое мировосприятие воспроизводится на основе обращения к классическим религиозно-философским трактатам и к богатейшему поэтическому наследию. Рубрицированная подборка из произведений Джалал ад-Дина Руми (1207–1273) дает возможность великому персидскому поэту-суфию «самому изложить свои взгляды» и тем самым познакомить читателя с метафоричностью языка суфиев. Отношение мусульманских реформаторов к мистическому опыту иллюстрируется текстом из Мухаммад Икбала (1873–1938) – поэта-философа «завтрашнего дня» (Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009).

В научный оборот введены переводы санскритских текстов виднейших теоретиков индийской эпистемологии и логики («Ньяя-бинду» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары «Тика». Глава 1. Восприятие. Вступит. ст., пер. с санскрита и примеч. В.Г.Лысенко // История философии. № 14. М., 2009. С. 170–206; впервые в отечественной индологии (Винайа Виджайа Махараджа. Найа-карника / Пер. с санскр., вступ. ст. и коммент. Н.А.Канаевой // История философии. № 14. М., 2009. С. 240–261).

 

 

Сектор философии исламского мира

Зав. сектором – член корреспондент РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов

 

Выдвинуто и обосновано положение о субстанциальной и процессуальной архитектонике, характерной (соответственно) для западной и арабо-мусульманской культур. Дана общая постановка вопроса и проанализированы отдельные сегменты культур: язык; религиозная доктрина; право; философия; изобразительное искусство (Смирнов А.В. Как различаются культуры? // Филос. журн. 2009. № 1(2). С. 61–72; Смирнов А.В. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009).

Выявлены источники возникновения в рамках ислама самобытной мистической традиции (суфизма) и причины ее дальнейшей эволюции в сторону философского суфизма. Развитие суфизма показано как последовательная смена способов решения ключевых задач, составляющих единое проблемное поле для каждого нового поколения суфиев (Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция. М.: Языки славянской культуры, 2009.)

Реконструированы учения персидского философа Махмуда Шабистари (XIV в.) о познании и бытии. Изучены отношения между онтологическими категориями в системе его философских взглядов, впервые дано непротиворечивое объяснение его трактовке проблемы религиозной инаковости (Лукашев А.А. Соотношение существования и несуществования в философской поэме-трактате Махмуда Шабистари «Гулшан-и раз» («Цветник тайны») // История философии. № 14. М, 2009. С. 64–84; он же.Онтологические основания соотношения веры и неверия в персидской суфийской поэзии (по произведениям Шабистари, Баба Кухи Ширази) // Изв. акад. наук респ. Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение. № 1. Душанбе, 2009. С. 16–25.)

Установлены основные положения каббалистической алхимии, показаны причины ограниченного распространения каббалистико-алхимических идей в еврейской мысли и их активного восприятия в европейской («христианской») алхимии (Бурмистров К.Ю. «Ибо Он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФ РАН, 2009.). Выявлены универсалистские тенденции в каббале, которые могли способствовать восприятию отдельных ее концепций европейскими мыслителями конца XVII–XVIII вв. (Бурмистров К.Ю. The Christian Kabbalah and Jewish Universalism // От Библии до постмодерна. Ст. по истории еврейской культуры. М., 2009. С. 150–176.). Рассмотрены попытки адаптации учения о самосокращении Божества, предшествовавшем творению (ивр. цимцум), некоторыми христианскими богословами и философами (Кнорр фон Розенрот, Ф.М. ван Гельмонт, Ф.К.Этингер, Ф.В.Й.Шеллинг, Ф.Й.Молитор) в направлении решения ряда важнейших проблем, связанных с возможностью сотворения несовершенного и ограниченного мира абсолютным, совершенным и вездесущим Творцом (Бурмистров К.Ю. «Он сжал Себя в Самом Себе»: Каббалистическое учение о «самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре // История философии. № 14. М., 2009. С. 3–44.)

Исследованы инновации в области религиозного образования российских мусульман, предложенные российским мусульманским реформатором Ризаитдином Фахретдином (1859–1936) (Насыров И.Р. Уроки толерантности // Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье: 1-е Фахретдин. чтения. Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Р.М.Асадуллина Н. Новгород, 2009. С. 102–103).

 

 

Сектор истории русской философии

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Н. Громов

 

Впервые показана эволюция русской мысли первой половины XIX в., как она происходила в кружках, независимых от университетского и духовно-академического направлений. В условиях притеснения философия со стороны николаевского режима эта разновидность отечественной мысли рассмотрена как своеобразная компенсация и проявление независимости мышления, давшая ценные труды и идеи (Сухов А.Д. Литературно-философские кружки в истории русской философии. М.: ИФРАН, 2009).

Коллективный труд «Наш философский дом» (М.: Прогресс-Традиция, 2009), посвященный 80-летию ИФРАН, в значительной степени создан усилиями сотрудников сектора. М.Н.Громов – автор идеи, ответственный редактор, автор послесловия; А.В.Черняев – член редколлегии, организатор интервью с сотрудниками института, формировал иллюстративный материал и формировал раздел воспоминаний; А.В.Соболев – автор текста «Москва философская конца XIX – начала XX века».