Научный отчет за 2006 год
В 2006 г. продолжалась исследовательская работа по философским основаниям и методологии гуманитарных экспертиз. Объектом изучения стали возможности гуманитарной экспертизы для анализа тех разноплановых воздействий, которым подвергается человек в мире современных технологий (Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс // Вестн. Рос. акад. наук. Т. 76, № 7. С. 587-595). В ходе сопоставления гуманитарной и этической экспертизы показано, что последняя является достаточно институционализированной формой деятельности с определенным кругом целей и возможностей. Был определен круг задач, которые в принципе может и должна решать гуманитарная экспертиза, описаны формы и методы ее организации и проведения (Юдин Б.Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной. Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности. М., 2006. С. 30–44). Предложены пути формирования гуманитарной экспертизы, ее институализации как целостной и относительно автономной экспертной системы (рук. В.Ж.Келле). Объектом специального анализа стали ценностные основания гуманитарной экспертизы – показаны условия ее успешного проведения. В области биоэтики основное внимание уделялось изучению особенностей развития в стране этических стандартов биомедицинских исследований с участием человека. В сотрудничестве с юристами и представителями неправительственных организаций в области здравоохранения разработан проект закона, призванного защищать права и свободы человека, участвующего в биомедицинских исследованиях. Картированы основные этические, философско-методологические и антропологические проблемы современной генетики. Показана возможность использования генетических знаний в целях реконструкции первоначальных этапов человеческой истории. Исследована динамика ценностных ориентаций российских медицинских генетиков в отношении процедур проведения генетического тестирования и скрининга. Предложено философско-культурологическое осмысление феномена искусства людей с ограниченными возможностями, которое позволяет им раскрывать и реализовывать свой потенциал, а также полнее интегрироваться в жизнь общества. Продолжались исследования по теме «Философия телесности и биоэтика» (Я.В. Чеснов) Описаны вопросы здоровья, витальности, «обряды бессмертия», впервые выделенные на материале традиционных культур. В исследованиях группы «Виртуалистика» сформулированы основания эпистемологических моделей «чувство родины», «чувство места в жизни», «чувство места в профессии» – применительно к человеку опасной профессии, учителю, врачу. Отдельно рассмотрен сакральный архетип воина: структура и сознание военнослужащего советской и российской армии. Заложены основы философского и теоретического осмысления механизмов мировоззренческой травмы. Проведены 2-е научно-практические чтения, посвященные памяти Н.А.Носова на тему «Концепт чувства места», 16–17 мая 2006 г. Разработаны концептуальные основы комплексного изучения жизненного мира человека; выявлены типологические особенности его формирования в условиях социокультурных трансформаций (Ю.М. Резник). Были продолжены исследования по приоритетным направлениям методологии междисциплинарного изучения человека. Разработана методология историко-типологического исследования человека в контексте русской культуры XVII–XVIII вв. (М.С.Киселева, Т.В.Чумакова, Т.В.Артемьева), проанализирована концепция барочной антропологии. Проведена международная конференция «Человек в культуре русского барокко», подготовлен монографический сборник по материалам конференции. В рамках исследования истории научного метода в творчестве академика И.Т.Фролова подготовлена к переизданию книга акад. И.Т.Фролова «Очерки методологии биологического исследования». Москва. «URSS», 2006. 15п.л. Участники VI Фроловских чтений «О смысле жизни, смерти и бессмертии человека» ИФ РАН, 21 нояб. 2006 г. пришли к выводу, что эти проблемы находятся в фокусе духовной культуры. Показано увеличение доли гуманитарной составляющей в исследованиях здоровья человека (Степанова Г. Б. Здоровье человека: гуманитарная составляющая // Социальная профилактика и здоровье. 2006. № 5. С. 4–10). Выявлено, что реализация ресурсов человеческого потенциала России и инновационной стратегии актуализирует не только ставку на молодежь, но и акцент на сотрудничество и преемственность поколений (В.Ж.Келле). Показано, что на шкале как личностных, так и социокультурных приоритетов студентов образование, самореализация и нравственные ценности занимают ведущие места (И.И.Ашмарин, Г.Б.Степанова). Выявлены значительные перспективы интерактивного метода в образовательном процессе (Е.И.Ярославцева). Изучение влияния глобализации на страны «второго», «третьего» и «четвертого» миров позволило сделать вывод о наличии там националистической контртенденции, появления национальных концепций модернизации, направленных против модернизации западного типа. В качестве нравственной основы снятия этого противостояния предлагается рассматривать идеи «нового гуманизма» и «глобальную этику» (Гранин Ю.Д. Глобализация и национализм // Фил ос. науки. 2006. № 7. С. 5–23). Отделом подготовлена к изданию коллективная монография «Человеческий потенциал как критический ресурс России» / Отв. ред. Б.Г.Юдин (10 а.л.). Регулярно проводились заседания методологического семинара «Многомерный образ человека» /Отв. ред.: В.Г.Борзенков, С.М.Малков), в ходе которых проведен всесторонний анализ тех возможностей модификации человека, которые открывает современное научно-техническое развитие, прежде всего – развитие биотехнологий.
Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
В 2006 г. продолжалась исследовательская работа по философским основаниям биоэтики и методологии гуманитарных экспертиз. В 2006 г. проводились исследования, направленные на изучение возможностей гуманитарной экспертизы, в частности, для изучения тех разноплановых воздействий, которым подвергается человек в мире современных технологий. (См.: Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс // Вестн. Рос. акад. наук. Т. 76, № 7. С. 587–595.) В ходе сопоставления гуманитарной и этической экспертизы показано, что последняя является достаточно институциализированной формой деятельности, со вполне определенным кругом целей и возможностей. Что касается гуманитарной экспертизы, то сегодня более четко просматривается круг задач, которые она в принципе может и должна решать, чем формы и методы ее организации и проведения. (См.: Юдин Б.Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности. М., 2006. С. 30–44.) Объектом специального анализа стали ценностные основания гуманитарной экспертизы – показано, что для сколько-нибудь успешного ее проведения в каждом конкретном случае они должны быть по возможности эксплицированы. В области проблем биоэтики основное внимание уделялось изучению особенностей развития этических стандартов биомедицинских исследований на человеке в Российской федерации. Проведено три теоретических семинара по данной теме. Сотрудники сектора (Б.Г.Юдин, П.Д.Тищенко, Р.Р.Белялетдинов) приняли участие в пяти международных конференциях по вопросам совершенствования этической регуляции биомедицинских исследований на человеке в странах СНГ. В сотрудничестве с юристами и представителями неправительственных организаций в области здравоохранения разработан проект нового законодательства, регламентирующего процедуры проведения биомедицинских исследований на человеке. Другой областью биоэтических исследований стало изучение этических, философско-методологических и антропологических проблем современной генетики. Дано философско-методологическое обоснование использования генетических знаний в целях реконструкции первоначальных этапов человеческой истории. Исследована динамика ценностных ориентаций российских медицинских генетиков в отношении процедур проведения генетического тестирования и скринирования. Третьим направлением биоэтических исследований выступило изучение проблем развития искусства людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Дан междисциплинарный философско-культурологический анализ проблем «Протеатра» (театра инвалидов). Регулярно проводился теоретический семинар, по материалам которого подготовлен и опубликован сборник трудов участников семинара. Разработана программа 3-го всероссийского фестиваля «Протеатр» фестиваля театральных коллективов, включающих людей с ограниченными физическими и психическими возможностями (инвалидов), который будет проведен в сентябре 2007 г. Четвертым направлением оказалось обсуждение проблемы антропологических и этических границ использования биомедицинских технологий модификации человека. Описаны и проанализированы философско-методологические проблемы биомедицинской модификации человека. Пятым направлением биоэтических исследований стала тема «Философия телесности и биоэтика» (Я.В.Чеснов). По философии телесности и биоэтике дана интерпретация мировоззренческих аспектов порождения жизни в разных культурах, виртуальных статусов детского, взрослого и пожилого возрастов. Истолкованы культурологические основания онтологии долголетия. Изучались связанные с ними вопросы здоровья, витальности, «обряды бессмертия», впервые выделенные на материале традиционных культур. Оказалось, что здоровье, витальность и долголетие онтологично присутствуют в исторически определенных религиозных системах, например, в шаманизме. Параллельно изучалась тема Философия среды обитания человека (Я.В. Чеснов). В этом направлении показана связь вопросов человеческого потенциала и качества среды обитания на примере Москвы, городов Обнинска и Боровска, Малого Ярославца, а также сельских местностей Калужской области. Эти разработки ведутся в русле введенных Д.С.Лихачевым понятий «экология культуры» и «культурное наследие». Особое внимание уделено разработке гуманитарной экспертизы антропогенных (социоприродных) ландшафтов. Исследовательская группа «Виртуалистика» (ИГВ) продолжила изучение виртуальных реальностей на уровне теоретического знания и на уровне решения конкретных научно-практических проблем. Парадигматическое направление работ было сфокусировано на философском исследовании проблем онтологического статуса виртуальной реальности, а именно, на синтезе философских и психологических представлений о виртуальной реальности. Прикладные исследования были организованы вокруг концепта «чувство места»: сформированы основания эпистемологических моделей «чувство родины», «чувство места в жизни», «чувство места в профессии» – применительно к «человеку опасной профессии» (например, «человеку военному»), учителю, врачу. Отдельно рассмотрен сакральный архетип воина: структура сознания военнослужащего советской и российской армии. Заложены основы философского и теоретического осмысления механизмов мировоззренческой травмы. Проведены 2-е научно-практические чтения, посвященные памяти Н.А.Носова на тему «Концепт чувства места», 16–17 мая 2006 г. Помимо исследования биоэтических проблем сотрудником сектора Ю.М.Резником разработаны концептуальные основы комплексного изучения жизненного мира человека и определены типологические особенности его формирования в условиях социокультурной трансформации России. Выделены и обоснованы социокультурные основания гражданского общества и возможности его формирования в современной России. Разработан и обоснован «проектный подход» к изучению гражданского общества и процессов его формирования. Определены основные параметры гражданской миссии и рефлексивной позиции социальных ученых в современном обществе.
Сектор методологии междисциплинарных исследований человека
В 2006 г продолжалась исследовательская работа по разным направлениям междисциплинарного изучения человека. Методология историко-типологического исследования человека разрабатывалась в контексте русской культуры XVII– XVIII вв. (М.С.Киселева, Т.В.Чумакова, Т.В.Артемьева), где исследовалась концепция барочной антропологии. Проведена в ИФРАН международная конференция «Человек в культуре русского барокко» совместно с НАНУ 28–30 сент. 2006г., ее результатом явился монографический сборник (30 п.л., 50 авторов, отв. ред. М.С.Киселева, редакторская подготовка). Исследование истории научного метода в творчестве академика И.Т.Фролова связано с разработкой проекта «Из наследия И.Т. Фролова» (отв. ред. Г.Л.Белкина, подготовка и переиздание книги акад. И.Т.Фролова «Очерки методологии биологического исследования». М.: URSS, 2006. 15 п.л.). Участники VI Фроловских чтений «О смысле жизни, смерти и бессмертии человека» ИФ РАН, 21 нояб. 2006 г. пришли к выводу, что эти проблемы находятся в фокусе духовной культуры. Предложены пути формирования гуманитарной экспертизы, институализации как целостной и относительно автономной экспертной системы, методов ее проведения, а также наиболее значимых объектов ее применения (рук. В.Ж.Келле). Показано увеличение доли гуманитарной составляющей в исследованиях здоровья человека (Степанова Г. Б. Здоровье человека: гуманитарная составляющая // Социальная профилактика и здоровье. 2006. № 5. С. 4–10). Выявлено, что реализация ресурсов человеческого потенциала России и инновационной стратегии актуализирует не только ставку на молодежь, но и акцент на сотрудничество и преемственность поколений (В.Ж.Келле). Анализ ценностных ориентаций студентов выявил, что на шкале личностных и социокультурных приоритетов образование, самореализация и нравственные ценности занимают ведущие места (И.И.Ашмарин, Г.Б.Степанова). Анализ применения современных образовательных технологий привел к выводу о значительных перспективах интерактивного метода в процессе преподавания (Е.И.Ярославцева). Изучалось влияние глобализации на страны «второго», «третьего» и «четвертого» миров. Сделан вывод о наличии там националистической контртенденции, появления национальных концепций модернизации, направленных против модернизации западного типа. В качестве нравственной основы снятия этого противостояния предлагается рассматривать идеи «нового гуманизма» и «глобальную этику» (Гранин Ю.Д. Глобализация и национализм // Филос. науки. 2006. № 7. С. 5–23). Исследованы проблемы образования с точки зрения развития методов интеграции и унификации в российских образовательных пространствах. Рекомендуется пересмотреть концепцию Закона об образовании РФ, создать общероссийскую программу гражданского образования и воспитания для взрослых, детей и молодежи, ввести программу в систему федеральных образовательных ГОСТов (Гранин Ю.Д. Роль образования в формировании российской нации // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 150-156). |
|||||
|