Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел комплексных проблем изучения человека
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2006 » Отдел комплексных проблем изучения человека

Отдел комплексных проблем изучения человека

Научный отчет за 2006 год

 

В 2006 г. продолжалась исследовательская работа по фило­софским основаниям и методологии гуманитарных экспертиз. Объектом изучения стали возможности гуманитарной экспер­тизы для анализа тех разноплановых воздействий, которым подвергается человек в мире современных технологий (Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс // Вестн. Рос. акад. наук. Т. 76, № 7. С. 587-595).

В ходе сопоставления гуманитарной и этической эксперти­зы показано, что последняя является достаточно институциона­лизированной формой деятельности с определенным кругом целей и возможностей. Был определен круг задач, которые в принципе может и должна решать гуманитарная экспертиза, описаны формы и методы ее организации и проведения (Юдин Б.Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной. Экс­пертиза в современном мире: от знания к деятельности. М., 2006. С. 30–44). Предложены пути формирования гуманитарной экс­пертизы, ее институализации как целостной и относительно ав­тономной экспертной системы (рук. В.Ж.Келле). Объектом спе­циального анализа стали ценностные основания гуманитарной экспертизы – показаны условия ее успешного проведения.

В области биоэтики основное внимание уделялось изуче­нию особенностей развития в стране этических стандартов би­омедицинских исследований с участием человека. В сотрудни­честве с юристами и представителями неправительственных организаций в области здравоохранения разработан проект за­кона, призванного защищать права и свободы человека, участ­вующего в биомедицинских исследованиях.

Картированы основные этические, философско-методологические и антропологические проблемы современной генети­ки. Показана возможность использования генетических знаний в целях реконструкции первоначальных этапов человеческой истории. Исследована динамика ценностных ориентаций рос­сийских медицинских генетиков в отношении процедур про­ведения генетического тестирования и скрининга. Предложе­но философско-культурологическое осмысление феномена ис­кусства людей с ограниченными возможностями, которое позволяет им раскрывать и реализовывать свой потенциал, а также полнее интегрироваться в жизнь общества.

Продолжались исследования по теме «Философия телесно­сти и биоэтика» (Я.В. Чеснов) Описаны вопросы здоровья, ви­тальности, «обряды бессмертия», впервые выделенные на ма­териале традиционных культур.

В исследованиях группы «Виртуалистика» сформулирова­ны основания эпистемологических моделей «чувство родины», «чувство места в жизни», «чувство места в профессии» – при­менительно к человеку опасной профессии, учителю, врачу. Отдельно рассмотрен сакральный архетип воина: структура и сознание военнослужащего советской и российской армии. Заложены основы философского и теоретического осмысления механизмов мировоззренческой травмы. Проведены 2-е науч­но-практические чтения, посвященные памяти Н.А.Носова на тему «Концепт чувства места», 16–17 мая 2006 г.

Разработаны концептуальные основы комплексного изуче­ния жизненного мира человека; выявлены типологические осо­бенности его формирования в условиях социокультурных транс­формаций (Ю.М. Резник).

Были продолжены исследования по приоритетным направ­лениям методологии междисциплинарного изучения человека. Разработана методология историко-типологического исследо­вания человека в контексте русской культуры XVII–XVIII вв. (М.С.Киселева, Т.В.Чумакова, Т.В.Артемьева), проанализирова­на концепция барочной антропологии. Проведена международная конференция «Человек в культуре русского барокко», под­готовлен монографический сборник по материалам конферен­ции. В рамках исследования истории научного метода в твор­честве академика И.Т.Фролова подготовлена к переизданию книга акад. И.Т.Фролова «Очерки методологии биологическо­го исследования». Москва. «URSS», 2006. 15п.л. Участники VI Фроловских чтений «О смысле жизни, смерти и бессмертии человека» ИФ РАН, 21 нояб. 2006 г. пришли к выводу, что эти проблемы находятся в фокусе духовной культуры. Показано увеличение доли гуманитарной составляющей в исследовани­ях здоровья человека (Степанова Г. Б. Здоровье человека: гума­нитарная составляющая // Социальная профилактика и здоро­вье. 2006. № 5. С. 4–10). Выявлено, что реализация ресурсов человеческого потенциала России и инновационной стратегии актуализирует не только ставку на молодежь, но и акцент на сотрудничество и преемственность поколений (В.Ж.Келле). Показано, что на шкале как личностных, так и социокультур­ных приоритетов студентов образование, самореализация и нравственные ценности занимают ведущие места (И.И.Ашмарин, Г.Б.Степанова). Выявлены значительные перспективы интерактивного метода в образовательном процессе (Е.И.Ярославцева). Изучение влияния глобализации на страны «второго», «третьего» и «четвертого» миров позволило сделать вывод о на­личии там националистической контртенденции, появления национальных концепций модернизации, направленных против модернизации западного типа. В качестве нравственной основы снятия этого противостояния предлагается рассматривать идеи «нового гуманизма» и «глобальную этику» (Гранин Ю.Д. Глоба­лизация и национализм // Фил ос. науки. 2006. № 7. С. 5–23).

Отделом подготовлена к изданию коллективная моногра­фия «Человеческий потенциал как критический ресурс России» / Отв. ред. Б.Г.Юдин (10 а.л.).

Регулярно проводились заседания методологического семи­нара «Многомерный образ человека» /Отв. ред.: В.Г.Борзенков, С.М.Малков), в ходе которых проведен всесторонний анализ тех возможностей модификации человека, которые открывает со­временное научно-техническое развитие, прежде всего – разви­тие биотехнологий.

 

Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики

 

В 2006 г. продолжалась исследовательская работа по фило­софским основаниям биоэтики и методологии гуманитарных экспертиз.

В 2006 г. проводились исследования, направленные на изу­чение возможностей гуманитарной экспертизы, в частности, для изучения тех разноплановых воздействий, которым подвер­гается человек в мире современных технологий. (См.: Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс // Вестн. Рос. акад. наук. Т. 76, № 7. С. 587–595.) В ходе сопоставления гуманитарной и этиче­ской экспертизы показано, что последняя является достаточно институциализированной формой деятельности, со вполне оп­ределенным кругом целей и возможностей. Что касается гума­нитарной экспертизы, то сегодня более четко просматривается круг задач, которые она в принципе может и должна решать, чем формы и методы ее организации и проведения. (См.: Юдин Б.Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Экс­пертиза в современном мире: от знания к деятельности. М., 2006. С. 30–44.) Объектом специального анализа стали ценностные основания гуманитарной экспертизы – показано, что для сколь­ко-нибудь успешного ее проведения в каждом конкретном слу­чае они должны быть по возможности эксплицированы.

В области проблем биоэтики основное внимание уделялось изучению особенностей развития этических стандартов биоме­дицинских исследований на человеке в Российской федерации. Проведено три теоретических семинара по данной теме. Со­трудники сектора (Б.Г.Юдин, П.Д.Тищенко, Р.Р.Белялетдинов) приняли участие в пяти международных конференциях по во­просам совершенствования этической регуляции биомедицинских исследований на человеке в странах СНГ. В сотрудниче­стве с юристами и представителями неправительственных ор­ганизаций в области здравоохранения разработан проект но­вого законодательства, регламентирующего процедуры прове­дения биомедицинских исследований на человеке.

Другой областью биоэтических исследований стало изуче­ние этических, философско-методологических и антропологи­ческих проблем современной генетики. Дано философско-методологическое обоснование использования генетических зна­ний в целях реконструкции первоначальных этапов человеческой истории. Исследована динамика ценностных ориентаций рос­сийских медицинских генетиков в отношении процедур прове­дения генетического тестирования и скринирования.

Третьим направлением биоэтических исследований высту­пило изучение проблем развития искусства людей с ограничен­ными возможностями (инвалидов). Дан междисциплинарный философско-культурологический анализ проблем «Протеатра» (театра инвалидов). Регулярно проводился теоретический се­минар, по материалам которого подготовлен и опубликован сборник трудов участников семинара. Разработана программа 3-го всероссийского фестиваля «Протеатр» фестиваля театраль­ных коллективов, включающих людей с ограниченными физи­ческими и психическими возможностями (инвалидов), кото­рый будет проведен в сентябре 2007 г.

Четвертым направлением оказалось обсуждение проблемы антропологических и этических границ использования биоме­дицинских технологий модификации человека. Описаны и про­анализированы философско-методологические проблемы би­омедицинской модификации человека.

Пятым направлением биоэтических исследований стала тема «Философия телесности и биоэтика» (Я.В.Чеснов). По философии телесности и биоэтике дана интерпретация миро­воззренческих аспектов порождения жизни в разных культурах, виртуальных статусов детского, взрослого и пожилого возрас­тов. Истолкованы культурологические основания онтологии долголетия. Изучались связанные с ними вопросы здоровья, витальности, «обряды бессмертия», впервые выделенные на материале традиционных культур. Оказалось, что здоровье, витальность и долголетие онтологично присутствуют в историче­ски определенных религиозных системах, например, в шама­низме. Параллельно изучалась тема Философия среды обита­ния человека (Я.В. Чеснов). В этом направлении показана связь вопросов человеческого потенциала и качества среды обитания на примере Москвы, городов Обнинска и Боровска, Малого Ярославца, а также сельских местностей Калужской области. Эти разработки ведутся в русле введенных Д.С.Лихачевым по­нятий «экология культуры» и «культурное наследие». Особое внимание уделено разработке гуманитарной экспертизы ант­ропогенных (социоприродных) ландшафтов.

Исследовательская группа «Виртуалистика» (ИГВ) продол­жила изучение виртуальных реальностей на уровне теоретиче­ского знания и на уровне решения конкретных научно-прак­тических проблем. Парадигматическое направление работ было сфокусировано на философском исследовании проблем онто­логического статуса виртуальной реальности, а именно, на син­тезе философских и психологических представлений о вирту­альной реальности.

Прикладные исследования были организованы вокруг кон­цепта «чувство места»: сформированы основания эпистемоло­гических моделей «чувство родины», «чувство места в жизни», «чувство места в профессии» – применительно к «человеку опас­ной профессии» (например, «человеку военному»), учителю, врачу. Отдельно рассмотрен сакральный архетип воина: струк­тура сознания военнослужащего советской и российской армии. Заложены основы философского и теоретического осмысления механизмов мировоззренческой травмы. Проведены 2-е науч­но-практические чтения, посвященные памяти Н.А.Носова на тему «Концепт чувства места», 16–17 мая 2006 г.

Помимо исследования биоэтических проблем сотрудником сектора Ю.М.Резником разработаны концептуальные основы комплексного изучения жизненного мира человека и опреде­лены типологические особенности его формирования в усло­виях социокультурной трансформации России. Выделены и обоснованы социокультурные основания гражданского обще­ства и возможности его формирования в современной России. Разработан и обоснован «проектный подход» к изучению гражданского общества и процессов его формирования. Определе­ны основные параметры гражданской миссии и рефлексивной позиции социальных ученых в современном обществе.

 

Сектор методологии междисциплинарных исследований человека

 

В 2006 г продолжалась исследовательская работа по раз­ным направлениям междисциплинарного изучения человека. Методология историко-типологического исследования челове­ка разрабатывалась в контексте русской культуры XVII– XVIII вв. (М.С.Киселева, Т.В.Чумакова, Т.В.Артемьева), где ис­следовалась концепция барочной антропологии. Проведена в ИФРАН международная конференция «Человек в культуре рус­ского барокко» совместно с НАНУ 28–30 сент. 2006г., ее резуль­татом явился монографический сборник (30 п.л., 50 авторов, отв. ред. М.С.Киселева, редакторская подготовка). Исследова­ние истории научного метода в творчестве академика И.Т.Фро­лова связано с разработкой проекта «Из наследия И.Т. Фроло­ва» (отв. ред. Г.Л.Белкина, подготовка и переиздание книги акад. И.Т.Фролова «Очерки методологии биологического исследова­ния». М.: URSS, 2006. 15 п.л.). Участники VI Фроловских чте­ний «О смысле жизни, смерти и бессмертии человека» ИФ РАН, 21 нояб. 2006 г. пришли к выводу, что эти проблемы находятся в фокусе духовной культуры. Предложены пути формирования гуманитарной экспертизы, институализации как целостной и относительно автономной экспертной системы, методов ее про­ведения, а также наиболее значимых объектов ее применения (рук. В.Ж.Келле). Показано увеличение доли гуманитарной со­ставляющей в исследованиях здоровья человека (Степанова Г. Б. Здоровье человека: гуманитарная составляющая // Социальная профилактика и здоровье. 2006. № 5. С. 4–10). Выявлено, что реализация ресурсов человеческого потенциала России и ин­новационной стратегии актуализирует не только ставку на мо­лодежь, но и акцент на сотрудничество и преемственность поколений (В.Ж.Келле). Анализ ценностных ориентаций студен­тов выявил, что на шкале личностных и социокультурных при­оритетов образование, самореализация и нравственные ценно­сти занимают ведущие места (И.И.Ашмарин, Г.Б.Степанова). Анализ применения современных образовательных технологий привел к выводу о значительных перспективах интерактивного метода в процессе преподавания (Е.И.Ярославцева). Изучалось влияние глобализации на страны «второго», «третьего» и «чет­вертого» миров. Сделан вывод о наличии там националистиче­ской контртенденции, появления национальных концепций модернизации, направленных против модернизации западно­го типа. В качестве нравственной основы снятия этого проти­востояния предлагается рассматривать идеи «нового гуманиз­ма» и «глобальную этику» (Гранин Ю.Д. Глобализация и нацио­нализм // Филос. науки. 2006. № 7. С. 5–23). Исследованы проблемы образования с точки зрения развития методов инте­грации и унификации в российских образовательных простран­ствах. Рекомендуется пересмотреть концепцию Закона об об­разовании РФ, создать общероссийскую программу граждан­ского образования и воспитания для взрослых, детей и молодежи, ввести программу в систему федеральных образова­тельных ГОСТов (Гранин Ю.Д. Роль образования в формирова­нии российской нации // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 150-156).