Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел социальной и политической философии
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2008 » Отдел социальной и политической философии

Отдел социальной и политической философии

Научный отчет за 2008 год

 

Cектор социальной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук В.Г. Федотова

 

Предложена теория, анализирующая эволюцию капитализма, взаимоотношения общества и экономики на протяжении последних столетий, а также под углом зрения событий, происходящих в мире с 90-х гг. ХХ в. Предложенная методология позволяет прогнозировать дальнейшие пути развития глобальной цивилизации (Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации: (социально-филос. анализ взаимоотношений экономики и общества).

Дано критическое осмысление проблематики марксистской социальной философии Наряду с современной трактовкой классических тем материалистического понимания истории исследованы новейшие исторические тенденции мирового развития, оцениваемые как нарастание социалистической альтернативы в системе капитализма. Развитие человеческого общества представлено как естественно-исторический процесс, где настоящее связано с прошлым и открывает перспективу будущему (Плетников Ю.К. Материалистическое понимание истории и проблемы теории социализма).

На основе философского синтеза данных конкретных естественных и социальных наук предлагаются новые подходы к рассмотрению традиционных проблем, таких как: сущность и содержание взаимодействия общества с природой; глобальный экономический кризис; специфика современной экологической ситуации (причины ее ухудшения и пути преодоления планетарной катастрофы); социальная обусловленность природопользования (Олейников Ю.В., Борзова Т.В. Экологическое взаимодействие общества с природой (филос. анализ)).

Дан многосторонний анализ общества. Рассмотрены пределы онтологизации модели человека в экономических и социологических теориях, основные исследовательские программы экономической науки и их связь с философией науки и социальной философией, общественное производство как воспроизводство социальности, феномен аскезы и его типы. Проанализирован механизм наследования и изменчивости культур, их взаимодействие, изменение и сохранение культурной идентичности человека. Дан исторически фундированный анализ соотношения капитализма и демократии (Человек в экономике и других социальных средах).

 

 

Cектор философских проблем политики

Зав. сектором – доктор филос. наук В.Н. Шевченко

 

На основе исследования западной и российской мысли показана эволюция двух представлений о государстве «этического» и «институционального». В первом случае государство рассматривается как политическая машина, механизм поддержания установленного порядка в обществе. Во втором –говорят о государстве в широком смысле слова, видя в нем органический продукт истории народа, развертывание в истории высшей идеи, нравственную ценность. Представления о Российском государстве относятся именно ко второму типу (Соколова Р.И. Жизнеспособность государства и здоровье человека; Спиридонова В.И. Сильное» государство: западная и российская интерпретация).

Было показано, что сегодняшние дискуссии о национальной идее могут привести к положительным результатам, если российское государство признает свою ответственность за «общее благо», т.е., за социальное благополучие, как населения, так и за жизнеспособность российского государства в целом по всем критериям его жизнеспособности. Однако в Конституции РФ в отличие от конституций цивилизованных стран не указана цель государства, его задачи, его «Дело». Контроль со стороны народа за российской бюрократией не в меньшей степени нужен и самой высшей власти, если она действительно желает быть сильной, устойчивой и политически ответственной властью (Шевченко В.Н. Российское государство и российская бюрократия: ретроспектива и перспектива).

Предпринята попытка раскрыть своеобразие социализма эпохи глобализации и постиндустриализма. Рассмотрено высказанные в современной литературе различные точки зрения и взгляды на природу нового социализма. Новый социализм неразрывно связан с наукой, образованием, культурой, с инвестициями в человека, в человеческий капитал, в сферу воспроизводства человека (Буров В.Г. Современная китайская философия; Буров В.Г. Дискуссии в Китае о демократическом социализме; Семенов В.С. О перспективах человека в ХХI столетии; Шевченко В.Н. Выступление; Шевченко В.Н. Выступление).

 

 

Сектор истории политической философии

Зав. сектором – доктор филос. наук М.М. Федорова

 

Осуществлена реконструкция генезиса западноевропейской политической мысли XIX в. Сделан вывод о сложном и многоплановом характере становления основных парадигм политической мысли (либерализм, консерватизм, социализм) в их отношении к Просвещению и друг к другу. Прослежена динамика развития основных идеологических течений этого периода, выделены ее опорные, узловые точки (Великая французская революция, революции 1848–1849 гг.), предопределившие как внутридоктринальные изменения (например, смещение центра интересов в рамках либеральной теории от проблемы автономии личности к проблеме соотношения социальной и политической сфер), так и изменения в общем спектре политических теорий – смещение оси идейно-политической полемики «влево», от дискуссий между либералами и консерваторами к осмыслению социальных вопросов. Сделан вывод о том, что в развитии политической мысли западноевропейских стран этого периода сталкиваются две тенденции: тенденция к устойчивости и сохранению базовых принципов той или иной идеологии и тенденция к обновлению ее узлового ядра путем переосмысления унаследованных идейных установок таким образом, что каждая из «великих идеологий» была вынуждена заново утверждать свою идентичность, через осмысление экономических и общественно-политических сдвигов (Европейская политическая мысль XIX века / Под. ред. И.К.Пантина).

На основе анализа трех идеологических доктрин (агрегативной, делиберативной и агонистической) исследована проблема утраты значения нормативных оснований политики в современной политической философии. Исследование сфокусировано на стратегиях политического участия (вплоть до отстранения от участия), коммуникации и перспективы общественного консенсуса, плюрализма в условиях политической борьбы (Ерохов И.А. Современные политические теории: кризис нормативности).

Выявлена специфика перехода России от теократического к секуляризированному типу государственности; исследован феномен «сращенной империи». Особое внимание уделено проблеме трансформации веры и морали как важнейших компонентов общественной эволюции. Доказано, что незавершенность процессов индивидуализации веры в России, вылившаяся в церковный Раскол, является существенным фактором, повлекшим за собой формирование особого типа государственности, соединившей элементы секуляризации и традиционализма (Глинчикова А.Г. Раскол или срыв русской Реформации?).

Завершен цикл исследований, посвященный анализу политической философии классиков Шотландской школы Просвещения; аргументировано показано, в чем и каким образом идеи Адама Смита и Адама Фергюсона идут вразрез с основополагающими принципами Просвещения; сделан вывод о специфическом соотношении либерализма и Просвещения на шотландской почве; в качестве Приложения впервые осуществлен перевод на русский язык работы Д.Стюарта «Рассказ о жизни и творчестве Адама Смита» (Абрамов М.А. Два Адама. Классики политической мысли).

Выпущен в свет сборник программ, подготовленных преподавательским коллективом Института политологии Государственного университета гуманитарных наук, по политической истории и теории, философской базе и методологии политической науки, по прикладной политологии и политическим системам, а также программы спецкурсов по категориям, пришедшим в политическую науку из смежных областей знания (Политические науки. Программы учебных курсов).

Выпущен в свет первый выпуск «Политико-философского ежегодника», главная тема которого – понятие политического как особой сферы человеческого бытия; проанализированы различные парадигмальные подходы к его определению в современной и классической политической философии (Политико-философский ежегодник. Вып. 1).

 

 

Cектор философии российской истории

Зав. сектором – доктор филос. наук А.А. Кара-Мурза

 

Продолжена работа над изучением философско-исторического наследия России. Разрабатывалась проблематика, связанная с соединением в русской политической культуры идей «Правосознания» и «Православия» в рамках русского варианта «христианского либерализма». Особое место уделено изучению философско-политического наследия В.С.Соловьева, а также его последователей в русской философии и политике – П.И.Новгородцева, кн. Е.Н.Трубецкого и др. (Кацапова И.А. Гражданское общество или нравственно-правовые аспекты общественной жизни (П.И.Новгородцев); Кара-Мурза А.А. Византийщина – это исторический тупик).

Продолжена работа над проблематикой судьбы национального государства (в первую очередь, России) в условиях глобализации. Сделан вывод о том, что национальные государства по-прежнему выступают основными центрами производства и распределения культуры, а также основными организационными вместилищами ее потребления. Хотя наряду с государствами действуют другие субъекты культурного производства, последние не располагают теми политическими и организационно-институциональными ресурсами, какие находятся в распоряжении государства. Все более часто употребляющийся термин «глобальная культура» имеет смысл лишь в той мере, в какой имеет место формирование всемирного рынка культурного потребления (Малахов В.С. Преодоление границ. Несколько соображений о символической политике; Малахов В.С. Ориентализм: российский контекст; Малахов В.С. Почему в России нет «мультикультурных исследований»?).

 

 

Сектор философии культуры

Зав. сектором – доктор филос. наук С.А. Никольский

 

В рамках общеинститутского проекта «Проблемы российского самосознания» рассмотрены вопросы, связанные с пониманием гражданского общества, культуры и российской идентичности, возможности становления в стране гражданского общества, препятствия возникающие на этом пути (Человек и культура в становлении гражданского общества в России: 2-я Всерос. конф. «Проблемы российского самосознания», 21–23 мая 2007 г., Москва–Тамбов / Под общ. ред. С.А.Никольского; статьи В.М.Межуева, С.А.Никольского О.А.Ворониной, С.Д.Домникова, Н.И Киященко, И.Е.Козновой, Т.В.Наумовой).

Исследованы мировоззренческие смыслы и ценности, обсуждавшиеся в русской философии и литературе от конца ХVIII до 40-х гг. ХIХ столетий. К ним относятся представления о судьбе, человеке как органической части природного целого, о неизбежности воздаяния за зло, о недопустимости отношения одного человека к другому как к средству и др. В этот период тема сознания русского человека в его индивидуальном и общественном проявлении становится главным предметом отечественной литературы и философии, а с появлением кинематографа – и визуально-экранного творчества (Никольский С.А. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в философских и литературных текстах ХVIII – первой половины ХIХ столетий).

Проведен социально-философский и политологический анализ государственной политики гендерного равенства в 50 странах, представляющих все регионы мира. Особое внимание уделено роли государственных институций (Гендерное равенство в современном мире. Роль национальных механизмов. Коллективная монография / Отв. ред. О.А. Воронина).

 Предпринята попытка истолковать с философской точки зрения личность и миропонимание С.Есенина, названное «философией сердца», или «откровением» и его поэтическое наследие. Есенин создал уникальную художественную философию «религиозного реализма» (Симуш П.И. Поэтическая мудрость С.Есенина).

Проблематика хозяйства проанализирована на основе методов философской антропологии и феноменологии. Рассмотрено соотношение феноменологического подхода к изучению традиционных культур с наиболее распространенными в социально-гуманитарной практике методами семиотики, структурной антропологии, психоанализа и герменевтики. В качестве предмета исследования выступает социальная организация и народная культура традиционных аграрных обществ (Домников С.Д. Хозяйство и культура. Введение в феноменологию традиционного текста).

Исследованы социально-философские проблемы отечественной интеллигенции, рассматриваются изменения, произошедшие в среде научной интеллигенции за последние 15 лет, обосновываются необходимость сохранения культурно-исторической традиции поддержания научного потенциала страны со стороны государства (Наумова Т.В. Научная интеллигенция в новой России).

Проанализированы возможности и пределы гуманитарного знания, традиционной и художественной культуры в исследовании духовных оснований деятельности. Рассматрены особенности становления, развития, а также инвариантные проявления и черты российского самосознания (Духовные основания деятельности. / Отв. ред. С.А.Никольский; статьи С.А.Никольского, Т.А Кузьминой, С.Д.Домникова, И.Е.Козновой, П.И.Симуша, Н.Д.Шмелевой).

Дана характеристика современного состояния знания о культуре, раскрыты различия в объеме, проблемном поле и методе философского и научного (культурологического) исследования культуры (Межуев В.М. Современное знание о культуре).