Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел комплексных проблем изучения человека
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2007 » Отдел комплексных проблем изучения человека

Отдел комплексных проблем изучения человека

Научный отчет за 2007 год

 

Cектор гуманитарных экспертиз и биоэтики

Зав. сектором – доктор филос. наук П.Д. Тищенко

 

В 2007 г. продолжалась работа по изучению философских оснований и методологии гуманитарных экспертиз. Показано, что ценностные расхождения между экспертами, вплоть до очень серьезных, в большинстве случаев совершенно неизбежны, так что следует не стремиться их преодолеть, а проводить саму экспертизу как поиск некоторых компромиссных решений (Юдин Б.Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Человеческий потенциал как критический ресурс России. М., 2007). Был обоснован тезис, что сильная социальная политика, ставящая целью сохранение и развитие человеческого потенциала страны, должна пониматься и реализовываться не как благодеяние со стороны государства по отношению к гражданину, а как необходимое условие продуктивной жизни и отдельного человека, и всей страны в целом (Человеческий потенциал как критический ресурс России. М.: ИФ РАН, 2007). Сотрудниками сектора завершен комплекс философско-методологических исследований междисциплинарного подхода к изучению человеческой реальности (Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке. М.: Прогресс-Традиция, 2007).

В разработке проблем биоэтики особое внимание уделялось возможности использования новейших биомедицинских технологий для радикальной модификации человека, направленного воздействия на его биологичекие, психические и интеллектуальные характеристики. Сектор инициировал первое в России серьезное междисциплинарное обсуждение и осмысление этой тематики (Юдин Б.Г. Сотворение трансчеловека // Вестн. Рос. академии наук. Т. 77. № 6. С. 520–527). В работах П.Д.Тищенко проблема биотехнологического конструирования человека была исследована с точки зрения трансформации классического подхода к ответу на вопрос «Что такое человек?» (Само-изобретение человека: опыт философского истолкования антропологического смысла биомедицинских технологий // Конструирование человека: Сб. тр. Всерос. научн. конф. с междунар. участием. 13–15 июня 2007 г., Томск, 2007. С. 7–12). Исследованы так же специфические моральные и социальные аспекты развития нанотехнологий (Белялетдинов Р.Р. Нанотехнологии – много шума из ничего // Человек. 2007. № 5. С. 19–24).

Продолжалось изучение особенностей развития этических стандартов биомедицинских исследований на человеке в Российской Федерации. Подготовлен аналитический доклад «Аналитические материалы по проекту «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию» (М.: Изд-во МосГУ, 2007). Доклад подготовлен при тесном сотрудничестве философов с юристами и представителями неправительственных организаций в области здравоохранения. Разработан проект нового законодательства, регламентирующего процедуры проведения биомедицинских исследований на человеке.

Изучались особенности восприятие проблемы смерти и, в частности, собственной смертности в разные периоды жизни (Майленова Ф.Г. Встреча с Небытием в работе психотерапевта // Энергия: экономика, техника, экология. М., 2007. № 5. С. 64–69). Показано, что современные техники гипноза и самогипноза позволяют расширить возможности самомодификации человека без применения радикальных (химических и хирургических) вмешательств в организм человека (Майленова Ф.Г. Нравственные аспекты гипнотерапии // Биоэтика и гуманитарная экспертиза: Пробл. геномики, психологии и виртуалистики).

В работах Я.В.Чеснова исследована философско-антропологическая роль феномена страдания на примере переистолкования мифа о Прометее. Страдание поставлено в зависимость от вещного мира, окружающего человека. Показано, что культура выступает как своеобразный способ страхования риска (Чеснов Я.В. Телесность человека: философско-антропологическое понимание. М.: ИФ РАН, 2007).

Сотрудниками сектора (Г.Л.Белкина, С.Н.Корсаков) было продолжено исследование научного наследия основоположника комплексного, междисциплинарного подхода к изучению человека в отечественной философии академика И.Т.Фролова. Изучались вопросы соотношения методологии комплексного подхода и проекта «единой науки о человеке», когнитивных и нравственно-гуманистических аспектов в изучении человека (Корсаков С.Н. Идеи комплексного подхода, единой науки о человеке и научного гуманизма в трудах И.Т.Фролова // Вопр. философии. 2007. № 8. С. 23–33). Проводилась работа над научным архивом И.Т.Фролова и переиздание его сочинений. Переиздана монография И.Т.Фролова «Очерки методологии биологического исследования» (М.: УРСС, 2007). Впервые опубликована стенограмма «круглого стола» на тему «Институт человека» (Человек. 2007. № 6).

Подготовлен тематический номер журнала «Философские науки» (2007. № 8), посвященный историческому обзору, перспективам и актуальным результатам исследований в области виртуалистики. Прикладные исследования ИГВ были организованы вокруг концепта «чувство места»: продолжились разработки оснований эпистемологических моделей «чувство родины», «чувство места в жизни», «чувство места в профессии» – применительно к «человеку опасной профессии» (например, «человеку военному»), учителю, врачу (М.А.Пронин, О.А.Скоркин, О.Ю.Мартемьянов).

Сотрудники сектора (Б.Г.Юдин, П.Д.Тищенко, М.А.Пронин, Я.В.Чеснов, Г.П.Юрьев) приняли участие в формировании при Общественной палате РФ межведомственной экспертной группы по философско-антропологическим проблемам «дедовщины» в Вооруженных силах РФ. Речь идет о выработке подходов к пониманию природы феномена – пониманию закономерностей самоорганизации структур доминирования и подчинения в закрытых коллективах, к способам гуманитарной экспертизы данного явления и возможностям управления его проявлениями и последствиями.

 

Сектор методологии междисциплинарных исследований человека

Зав. сектором – доктор филос. наук М.С. Киселева

 

В коллективном труде «Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования» (общ. ред., сост. М.С.Киселевой) разработан концепт человека в текстово-контекстных отношениях, взятых в трех аспектах: 1) принадлежности человека к институциям (социальным, политическим, правовым, религиозным и др.), где «социальность» является контекстным условием существования человека; 2) включенности человека в социум через разные формы (языковые, информационные, образовательные, психосоматические и др.), обусловленные его интеллектом, здоровьем и ценностями; 3) рефлексивности человека через текст как безусловное в поиске себя в интеллектуальной и религиозной истории. История и методология культурно-типологического исследования человека разрабатывалась в монографическом сборнике «Человек в культуре русского барокко» М., 2007. 606 с. по материалам международной конференции, проведенной ИФ РАН и НАНУ в 2006 г. (общ. ред., сост. М.С.Киселева), в котором впервые в отечественной философской литературе исследованы проблемы антропологии русского барокко, его связи с европейским культурным контекстом. Исследовалась методология истории в современном аспекте личностного прочтения (Разумов А.Е.. «Я» в истории – история во мне // Высш. образование в России 2007. № 10. С.).

Продолжено исследование интеллектуального потенциала страны (системы образования, науки, технологии, инфраструктуры инновационной системы, установления сотрудничества науки и власти, науки и бизнеса) (Келле В.Ж. Интеллектуальный ресурс страны как базис ее инновационного развития // Человеческий потенциал как критический ресурс России. М., 2007. С. 19–34; Келле В.Ж. Статус и функции фундаментальной науки в условиях инновационного развития // Научно-практ. конф. «Инновации РАН – 2007»: Тез. выступлений. Черноголовка. С. 6). Культурологические аспекты инновационных процессов рассмотрены в различении научного и инновационного творчества в историческом контексте оппозиции двух культур (Ч.Сноу) (Ашмарин И.И. Инновации в жизни общества: культурологический аспект // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 1 М., 2007. С. 129–137).

Проводились исследования человека в современных процессах: 1) глобализации и националистических тенденциях, связующим звеном между которыми могут стать новый гуманизм и глобальная этика (Гранин Ю.Д. Глобализация и национальные формы глобализационных стратегий // Филос. науки. 2007. № 9. С. 5–26); 2) формирования личности гражданского типа в России (Резник Ю.М. Человек в гражданском обществе: проблема идентичности // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед.); 3) информационных технологий для образования и воспитания, где были определены принципы построения новой образовательной модели (Степанова Г.Б. О перспективах использования информационных технологий в образовании // Высш. образование и развитие человека: Материалы IV междунар. научн. конф. «Высшее образование для XXI в.», М., 18–20 окт. 2007 г. С. 100–107; Ярославцева Е.И. Познавательные соотношения и интерактивный топос человека // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед.); 4) здоровья, где дан анализ трех подходов (биомедицинский, социальный и гуманитарный) к изучению здоровья человека в перспективе их объединения для разработки целостного взгляда на человека (Степанова Г.Б. Здоровье человека: измерение и изменения в эпоху новых технологий // Человек вчера и сегодня: междисциплинар. исслед.).

Методом анкетирования был проведено исследование представлений курсантов (будущих летчиков) и студентов о здоровье, удовлетворенности жизнью, и приоритетов личностных качествах; у тех и других выявлено несколько типов ценностных представлений (наличие нравственных принципов, возможность самореализации и достижение высокого социально-экономического статуса) (Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Самореализация, здоровье, образование в представлениях курсантов и студентов (сравнительный анализ) // Человеческий потенциал критический ресурс России. М., 2007. С. 137–153).

Велась работа по методологии и теории антропологии (статьи в изд.: Культурная антропология: Энцикл. по культурологии. Т. 3 / Отв. ред. Ю.М.Резник. М.: Акад. проект, 2007. 7,2 а.л).