Научный отчет за 2006 год
В 2006 г. была завершена работа сектора теории познания по теме «Теоретическое знание в неклассической эпистемологии (конфронтация объективизма и релятивизма)». В ходе проведенного исследования были проанализированы новые формы развития теоретического знания и показано, что понимание знания с точки зрения деятельностного подхода снимает противостояние релятивизма и наивного объективизма. В этой связи был дан критический анализ таких популярных сегодня концепций, как радикальный эпистемологический конструктивизм и социальный конструкционизм. По этой теме публиковались работы на всём протяжении проводимых исследований. В 2006 г. в рамках работы по теме было изучено развитие когнитивной науки и других когнитивных исследований за последние 30 лет, проанализировано изменение парадигмы когнитивной науки и выявлена связь этих изменений с характером взаимодействия когнитивных исследований с эпистемологией (Лекторский В.А. Философия, когнитивная наука и искусственный интеллект // Искусственный интеллект: Междисциплинар. подход /Под ред. Д.И.Дубровского и В.А.Лекторского. М., 2006 (1 а.л.). Было показано, что в современном неклассическом научном сознании происходят значительные сдвиги, связанные с переносом акцента с познавательной установки на проектно-конструктивную функцию науки, в связи с чем возникает феномен т.н. технонауки (Швырёв В. С. Современное знание и проектно-конструктивное сознание // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. IX, № 3 (1 п.л.); Швырёв В. С. Деятельностный подход в отечественной философии // Мир психологии. 2006. № 3 (1 а.л.). Проведено сопоставление гуманитарных наук с физикой и показано, что понимающий подход в гуманитарных науках категориально эквивалентен феноменологическому подходу в физике, т.е. описанию поведения системы без выявления причин или механизмов этого поведения (Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006 (18,6 а.л.). В секторе эволюционной эпистемологии исследования по теме «Сознание: эволюционные, когнитивные и социокультурные аспекты» позволили выделить два типа сознания как когнитивной способности – перцептивное и символьное (вербальное). Это разграничение фиксирует функциональные различия между относительно более низким и более высоким когнитивными уровнями сознания, а также важнейшие этапы его эволюции (Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 2. СПб, 2006 (25 а.л.). Кроме того, в рамках данной темы разработан динамический подход к проблеме сознания и бессознательного. В результате анализа духовных практик, художественного творчества, практик самореализации выявлены механизмы взаимодействия и взаимообогащения сознания и бессознательного в процессах восприятия, воображения и мышления (Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания. М., 2006 (14 а.л.). В исследованиях по теме «Синергия тела и конструкции сознания: телесный поворот в эпистемологии» были проанализированы концептуальные сдвиги в современной эпистемологии, обусловленные использованием новейших моделей нелинейной динамики (синергетики) и персонифицированного подхода к когнитивным способностям (embodied cognition approach). Показано, что меняется понимание всей системы связей между субъектом и объектом познания, между индивидуальным разумом и сетями коллективного разума (Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2006 (15 а.л.). В ходе проведенных в секторе социальной эпистемологии исследований было показано, что современную эпистемологию предстоит строить на новых основаниях, понимая ее как снятие противоположности классического и неклассического подходов. Это будет постнеклассическая теория познания, сохраняющая роль философии, с одной стороны, и признающая важность междисциплинарного взаимодействия, с другой. Особое значение в исследованиях отводилось анализу влияния на эпистемологию «лингвистического поворота» и, соответственно, эпистемологического значения таких понятий как «текст», «контекст» и «дискурс». Было показано, что только новое осмысление специально-научного, лингвистического материала позволяет отойти от современной постмодернистской моды в истолковании и использовании этих понятий (Касавин И. Т. Социальная эпистемология: понятие и проблемы // Эпистемология & философия науки. 2006. № 1; Язык, знание, социум: Пробл. соц. эпистемологии /Под ред. И.Т.Касавина. М., 2007 (в печати, 10 а.л.). В секторе логики были проанализированы следующие аспекты развития современной логики: 1) изучение целых классов логических систем; 2) представление этих классов логик в виде определенной решеточной структуры; 3) алгебраизация логики; 4) прикладной характер современной логики (Карпенко А. С. Логика: некоторые аспекты современного развития // Вестн. Рос. акад. естественных наук. Т. 6. Вып. 1. 2006 (0,6 п.л.). На базе абстрактной теории ABT-вычислимости построена вычислительная модель феномена времени (Анисов А.М. Время как вычислительный процесс. СПб., 2005 (1,3 а.л.). Выяснено, что множество всех логических систем, являющееся предметом изучения «Универсальной логики» – недавно возникшего раздела современной логики, имеет структуру специального вида – так называемого паранепротиворечивого дополняющего топоса (Васюков В.Л. Проблема структуры универсальной логики // Логические исследования. Вып. 13. М.: Наука, 2006.). Построена модифицированная семантика Фреге с единственным денотатом – истиной для классической и для неклассических сентенциальных логик (Павлов С.А. Модификации семантики Фреге и семантики Данна для сентенциональных логик // Логические исследования. Вып. 13, М.: Наука, 2006). Проанализировано классическое и дано альтернативное определение логического следования, имеющего вычислительную природу. На основе нового определения осуществлена полная аксиоматизация пропозициональной логики. Построена семантика и дана аксиоматизация логики квантитативного следования (Шалак В. И. Альтернативное определение логического следования // Логические исследования. Вып.13. М.: Наука, 2006; Шалак В. И. Логика альтернативного отношения следования // Там же). Сектор теории познания
В 2006 г. была завершена работа сектора по теме «Теоретическое знание в неклассической эпистемологии (конфронтация объективизма и релятивизма)». В ходе проведенного исследования были проанализированы новые формы развития теоретического знания (в частности, в рамках когнитивных наук) и показано, что понимание знания с точки зрения деятельностного подхода снимает противостояние релятивизма и наивного объективизма. В этой связи был дан критический анализ таких популярных сегодня концепций, как радикальный эпистемологический конструктивизм и социальный конструкционизм. По этой теме публиковались работы на всём протяжении, проводимых исследований. В 2006 г. в рамках работы по теме были получены следующие результаты. Было изучено развитие когнитивной науки (включающей исследования в области искусственного интеллекта, когнитивную психологию, когнитивную лингвистику, когнитивные нейронауки) и других когнитивных исследований (эволюционной эпистемологии, социальной эпистемологии) за последние 30 лет, проанализировано изменение парадигмы когнитивной науки и выявлена связь этих изменений с характером взаимодействия когнитивных исследований с эпистемологией. Было показано, что в когнитивных дисциплинах снимается старая конфронтация естественных наук и наук о человеке и что их развитие привело к необходимости понимания познания в деятельностном и культурном контексте. В ходе когнитологических разработок эпистемология не только интерпретировала результаты, полученные специальными когнитивными дисциплинами, но также была одним из генераторов программ этих исследований. В исследовании обоснован тезис о том, что эпистемология не может быть сведена к одной из частей когнитивной науки (идея «экспериментальной эпистемологии», популярная среди некоторых философов и когнитологов), так как главной эпистемологической задачей остается анализ способов обоснования (оправдания) знания в его отношении к реальности и изменение этих отношений в процессе развития культуры. Эти результаты опубликованы в виде статьи В.А.Лекторского «Философия, когнитивная наука и искусственный интеллект» // Искусственный интеллект. Междисциплинарный подход /Под ред. Д.И.Дубровского и В. А. Лекторского. М., 2006 (1 а.л.). Анализ современного неклассического научного сознания показал, что в нем происходят значительные сдвиги, связанные с переносом акцента с познавательной установки на проектно-конструктивную функцию науки, в связи с чем возникает феномен т.н. технонауки. Был обоснован тезис о том, что хотя технонаука стремится не просто к адекватному знанию, а к такому знанию, которое может быть воплощено в соответствующих технологиях, это никоим образом не является аргументом в пользу противопоставления адекватности знания и его эффективности. В работе аргументировано положение о том, что характер осуществления научным знанием проектно-конструктивных функций зависит от той онтологической картины научной реальности, которая доминирует в соответствующем типе научного знания. Современная технонаука имеет дело с системами, включающими в себя человека. Было показано, что работа с такими системами включает момент социально-гуманитарного проектирования и предполагает переход к постнеклас-сической рациональности. Эти результаты опубликованы в статьях В.С.Швырёва «Современное знание и проектно-конструктивное сознание» (Эпистемология и философия науки. 2006. Т. IX, № 3 (1 п.л.) и «Деятельностный подход в отечественной философии» (Мир психологии. 2006. № 3 (1 а.л.). Проведено сопоставление наук гуманитарных с физикой и показано, что понимающий подход в гуманитарных науках категориально эквивалентен феноменологическому подходу в физике (феноменологическая термодинамика), т.е. описанию поведения системы без выявления причин или механизмов этого поведения. Показана дополнительность (в смысле Н.Бора) понимающего и объясняющего подхода в гуманитарных науках. Результаты опубликованы в книге М.А.Розова «Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии». (Смоленск, 2006 (18,6 а.л.). В исследовании М.А.Розова показано, что теория строится по образцам инженерного проектирования. Предложена модель, в рамках которой эмпирическое и теоретическое знание связаны простым рефлексивным преобразованием, сменой целевой установки. Результаты опубликованы в статье М.А.Розова «Проблема способа бытия семиотических объектов» (Эпистемология и философия науки. 2006. Т. VIII, № 2 (1 а.л.). Еще одним направлением проводимых исследований является анализ схем как механизма познавательной и практической деятельности и как средства описания деятельности. На материале анализа понимания познавательной роли схем в эпистемологических концепциях И.Канта, Ж.Пиаже, Г.Щедровицкого. Были выявлены связи и отличия схематизационного и проективного мышления. Результаты опубликованы в книге Ф.М.Морозова «Схемы как средство описания деятельности (эпистемологический анализ)» М., 2006. 10,2 а.л.).
Сектор социальной эпистемологии
Работа сектора социальной эпистемологии велась по трем основным направлениям: «Социальная эпистемология», «Междисциплинарная методология» и «Наука и религия». 1) Было показано, что социальная эпистемология – одна из современных областей исследования, которая последние 30 лет активно развивается, продуцирует новые подходы и порождает острые дискуссии в англо-американской литературе. Их анализ убеждает, что современную эпистемологию предстоит строить на новых основаниях, понимая ее как снятие противоположности классического и неклассического подходов. Это будет постнеклассическая теория познания, сохраняющая роль философии, с одной стороны, и признающая важность междисциплинарного взаимодействия, с другой. И. Т. Касавин. Социальная эпистемология: понятие и проблемы // Эпистемология & философия науки. 2006. № 1; коллективная монография «Язык, знание, социум. Проблемы социальной эпистемологии /Под ред. И.Т.Касавина. М.: ИФ РАН, 2007 (в печати, 10 а.л.). 2) Особое значение в исследованиях отводилось анализу влияния на эпистемологию «лингвистического поворота» и, соответственно, эпистемологического значения таких понятий как «текст», «контекст» и «дискурс». Было показано, что только новое осмысление специально-научного, лингвистического материала позволяет отойти от современной постмодернистской моды в истолковании и использовании этих понятий. Исследование обнаружило, что порожденная лингвистическим поворотом триада «текст–дискурс–контекст» воспроизводит на современный лад три классических методологических понятия, взаимосвязанных примерно тем же образом: «научная теория», «метод» и «основания науки». При этом философия, обобщая лингвистические представления, выявляет их теоретические перспективы: каждая из специально-научных лингвистических теорий – теория текста, теория дискурса и теория контекста – превращается в вариант общей теории культуры. И.Т.Касавин. Проблема текста: между эпистемологией и лингвистикой // Эпистемология & философия науки. 2006. № 2; В.Н.Порус. Функционализм: методологическая программа или философская парадигма? // Эпистемология & философия науки. 2006. № 2; И.Т.Касавин. Дискурс-анализ как междисциплинарный метод гуманитарных наук // Эпистемология & философия науки. 2006. № 4; Панельная дискуссия. Проблема текста в эпистемологии и науке // Эпистемология & философия науки. 2006. № 4. 3) В рамках второй темы рассматривался вопрос о том, в каких формах возможно сегодня концептуальное взаимодействие между философией науки и философией религии, а отчасти и между наукой и теологией. Были проанализированы базисные понятия науки и религии: знание и вера, исследование и откровение, доказательство и убеждение, показаны их взаимосвязи и культурно-историческая относительность. Коллективная монография «Наука и религия. Компаративный и междисциплинарный подход» /Под ред. И.Т.Касавина. М.: Канон, 2006. 471 c.
Cектор эволюционной эпистемологии
Завершена разработка концепции эволюционно-информационной эпистемологии, ориентированной на синтез современных эволюционных представлений и общепринятых в когнитивной науке моделей переработки информации (Меркулов И.П. Эпистемология. Т. II. СПб.: РХГА, 2006 22 п.л.). Направление исследований: «Сознание: эволюционные, когнитивные и социокультурные аспекты». В проведенных по данной теме исследованиях анализировался комплекс вопросов, касающихся сознания как когнитивной способности, информационной природы сознания, эволюции сознания, типологий сознания и т.д. Эти исследования, в частности, позволили выделить два типа сознания – перцептивное и символьное (вербальное). Это разграничение хорошо согласуется с широко известными экспериментальными данными, полученными в последние десятилетия в когнитивной науке, а также в нейробиологии и нейрофизиологии. Оно также позволяет аналитически выделить важнейшие этапы эволюции человеческого сознания и функциональные различия между его относительно более низким и более высоким когнитивными уровнями. Исследования по данной теме также показали, что способность сознания скорее всего представляет собой лишь поверхностный слой более фундаментальной способности (она может быть названа глубинным сознанием). Поверхностный уровень сознания и эволюционно, и функционально тесно соотнесен с человеческим эго, поэтому его удобно обозначить как эго-сознание. Глубинный уровень сознания имеет дело с когнитивной информацией, которая не достигает барьера эго-сознания людей. В рамках данной темы разработан динамический подход к проблеме сознания и бессознательного. На основе анализа духовных практик, художественного творчества, практик самореализации выявлены механизмы взаимодействия и взаимообогащения сознания и бессознательного в процессах восприятия, воображения и мышления (Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания М.: ИФРАН, 2006). Направление исследований: «Синергии тела и конструкции сознания: телесный поворот в эпистемологии». Проанализированы происходящие в современной эпистемологии концептуальные сдвиги, обусловленные применением новейших моделей нелинейной динамики (синергетики) и персонифицированного подхода к когнитивным способностям (embodied cognition approach). В результате меняется понимание всей системы связей между субъектом и объектом познания, между индивидуальным разумом и сетями коллективного разума и открывается ряд новых интересных направлений исследования, а именно: динамика индивидуальной эмерджентности в познании (становление «Я» в актах познания, появление новых, не выводимых из прежних бытийных качеств «Я»); открытость когнитивных систем как условие их самоорганизации и их операциональная замкнутость как условие сохранения их идентичности; нелинейность локальных и глобальных связей в индивидуальных когнитивных актах; авто-поэзис, т.е. самопроизводство, когнитивных систем и структур и т.д. Раскрыто содержание нового представления о ситуационности познания и нелинейных обратных связях, устанавливающихся между познающим субъектом и объектом познания, а также между индивидуальным разумом и сетями коллективного разума. Изучены основные черты современного эпистемологического конструктивизма и его исторические предпосылки. Показано, что одним из центральных представлений, на которых строится новое видение отношения между конструктами сознания и конструируемой действительностью, – это кибернетическое представление о циклической причинности, самореферентности и самоотнесенности как свойства сложных систем (Князева. Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2006).
Сектор логики
Проанализированы следующие аспекты развития современной логики: 1) изучение целых классов логических систем; 2) представление этих классов логик в виде определенной решеточной структуры; 3) алгебраизация логики; 4) прикладной характер современной логики (Карпенко А.С. Логика: некоторые аспекты современного развития // Вестн. Рос. aкад. естественных наук. Т. 6. Вып. 1. 2006 (0,6 п.л.)). На базе абстрактной теории ABT-вычислимости построена вычислительная модель феномена времени (Анисов А.М. Время как вычислительный процесс. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2005 (,3 а.л.); Time as Computation Process. СПб.: С.Петербург, ун-та, 2005 (,3 а.л.)). Выяснено, что множество всех логических систем, являющееся предметом изучения «Универсальной логики» – недавно возникшего раздела современной логики, имеет структуру специального вида – так называемого паранепротиворечивого дополняющего топоса (Васюков В.Л. Проблема структуры универсальной логики // Логические исследования. Вып. 13. М., 2006). Построена модифицированная семантика Фреге с единственным денотатом – истиной для классической и для неклассических сентенциальных логики. Также построена модифицированная семантика Данна для неклассических логик, основанная на множестве, единственным элементом которого является истина (Павлов С.А. Модификация семантики Фреге для классической и ряда неклассических сентенциональных логик // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: Материалы IX Общерос. науч. конф. СПб., 2006; Модификации семантики Фреге и семантики Данна для сентенциональных логик // Логические исследования. Вып. 13. М., 2006). Проанализировано классическое и дано альтернативное определение логического следования, имеющего вычислительную природу. На основе нового определения осуществлена полная аксиоматизация пропозициональной логики. Построена семантика и дана аксиоматизация логики квантитативного следования (Шалак В.И. Альтернативное определение логического следования // Логические исследования. Вып. 13. М., 2006; Логика альтернативного отношения следования // Там же). В области логики построены семантически полные аксиоматические исчисления и доказана разрешимость ряда модальных логик, содержащих модальность «возможно в каком-то, не уточненном, отношении». Интерес к этим логикам мотивирован как философскими исследованиями (проверка на корректность рассуждений о фактах, возможных в каком-то отношении), так и практическими приложениями логики в компьютеристике (моделирование полуструктурированных данных, таких как Интернет). До настоящего времени, эти логики были изучены только семантически – любого рода исчисления для них отсутствовали. Построение исчислений для указанных логик позволят создать системы автоматической проверки формул на общезначимость, что облегчит задачу их использования в упомянутых выше контекстах (N. Alechina, D. Shkatov. Logics with an existential modality // Advances in Modal Logic. Vol. 6. 2006. Р. 31-48).
|
|||||
|