Научный отчет за 2006 год
Среди важнейших результатов законченных исследований отдела выделяются следующие. 1. В ходе анализа проблем общественной морали, справедливости, добродетели, любви и др. показаны особенности их современного понимания в отличие от классического, характерного для философии Нового времени и более ранних этапов. (Сектор этики: Р.Г.Апресян*, О.В.Артемьева, А.В.Прокофьев.) 2. Написана история ранней аксиологической мысли от Афинской школы до 30-х гг. ХХ в. Уточнена типология новых религиозных движений, представлены их ареалы в современной России. Дана критика распространенного редукционизма в понимании религии. Предложена классификация понятия «вера». Раскрыты содержание и последующее влияние ранней версии христианской теодицеи. (Сектор философии религии: Е.Г.Балагушкин, П.Б.Михайлов, А.Г.Фокин, В.К.Шохин.) 3. Выявлено существование в России в течение столетия (с 30-х гг. XIX в. до 30-х гг. ХХ в.) мощного направления религиозно ориентированной, теургической эстетики. Софиология и теургия – две главные мифологемы этой эстетики, в свете которых были поняты и прописаны все основные эстетические принципы, законы, понятия. Теургическая эстетика имела эсхатологическую ориентацию на созидание нового, более высокого бытия человека (Сектор эстетики: В.В.Бычков, К.М.Долгов, Н.А.Кормин.) 4. Выработана техника антропологического анализа, позволяющая рассматривать литературу с максимально объективных позиций. Установлено ее основное положение: первичность конструкции (состава и расположения основных элементов произведения) по отношению к интерпретации. Найдено аналитическое условие прямого усмотрения конструктивных сил произведения – метод антропологии взгляда. (Сектор аналитической антропологии: В.А.Подорога.) 5. Обоснована возможность создать современную модель человека, которая вбирает сферу телесно-физиологического, сознательного и бессознательного, их обусловленность языковыми детерминантами. Представлена версия «феноменологии непрямого говорения». Показано, что философия культуры изменила свой социальный статус: сегодня она претендует на освещение всех социальных проблем. (Сектор истории антропологических учений: Р.М.Алейник, Л.А.Гоготишвили, П. С.Гуревич.) 6. На основе данных более 250 опросов общественного мнения в советском и постсоветском обществе, анализа его динамики выявлена принципиальная асинхронность изменений на различных уровнях социума, в различных его подсистемах, срезах официальной идеологии и массового сознания. Данный феномен объясняет регулярные «забегания» и последующие «откаты» системных реформ в России. (Центр философских исследований идеологических процессов: Б.А.Грушин, А.В.Рубцов, А.А.Сыродеева.) 7. По результатам Всероссийского мониторинга (1990–2006 гг.) раскрыто противоречивое взаимодействие общечеловеческих, традиционных и современных ценностей в сознании россиян. Показано, что закрепилась крайне резкая вертикальная и горизонтальная дифференциация общества; социальная дистанция верхних слоев от других непреодолимо велика, а слои нищих и бедных, по их самооценкам, не уменьшаются. (Центр изучения социокультурных изменений: Л.А.Беляева, Н.И.Лапин.)
Сектор этики
Показано, что в классической философии любви, фактически берущей начало с Платона, был задан круг идей, который, развиваясь, в общем сохранился до наших дней. Революционизирующее воздействие на понимание источника любви и ее психической природы оказало антропологическое учение Фрейда. Хотя и в феноменологической антропологии, и в структурализме, и в постструктурализме психоаналитические интерпретации эроса, желания, общения, личностной самореализации вызывают скепсис и методологическое раздражение, именно интеллектуальный опыт психоанализа и его философское осмысление предопределили поворот от классического, преимущественно перфекционистского, понимания любви к постклассическому – персоналистски-коммуникативному. (Апресян Р.Г.* «Мне отмщение, Аз воздам»: О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому» // Этическая мысль. Вып. 7 /Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006. С. 59-78. (1,3 а.л.).) Выявлен смысл, обоснованность и мера реальной альтернативности современной этики добродетели сложившемуся в Новое время образу моральной философии с ее акцентом на универсальных и абсолютных нормах. В качестве примера использована концепция морали Ричарда Прайса, которая условно складывается из двух частей: а) построения философского понятия морали как универсального абсолютного закона; б) анализа форм и способов воплощения морали в индивидуальной практике человека. Добродетель в двух основных ее проявлениях: идеальной – выражающей качество конкретного действия конкретного морального субъекта в объективированном виде, и практической – выражающей качество морального субъекта, его способность совершать выбор в конкретных обстоятельствах и действовать в соответствии с искренним убеждением, невзирая на указания любого рода авторитетов, – и является формой воплощения морали в реальности. Проблема, которую пытается решить Прайс, вводя понятия идеальной и практической добродетели, состоит в том, чтобы найти способ сочетания двух положений – об абсолютной общезначимой морали, природа которой такова, что она не зависит от произвола моральных агентов и их суждений, и о том, что подлинно моральным поступком является лишь тот, который человек совершает в искренней убежденности в его правильности, даже если ошибается. (Артемьева О.В. Учение о моральной обязанности Ричарда Прайса // Историко-философский ежегодник 2006 /Гл. ред. Н.В.Мотрошилова, отв. ред. М.А.Солопова. М., 2006 (1,2 а.л.).) Исследованы этические вопросы, группирующиеся вокруг нравственных категорий «справедливость» и «ответственность», такие как проблема моральной нейтральности публичной сферы (государства), проблема индивидуальной нравственной ответственности за принятие общественно значимых решений, проблема коллективной ответственности, проблема специальных обязанностей, проблема учета культурного разнообразия и своеобразия в теории справедливости. (Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. 277 с. (18 п.л.).) Проанализированы различия, существующих между индивидуально и социально ориентированными проявлениями морали. Общественная мораль охарактеризована со стороны своих формальных свойств, нормативного содержания, трансформационных и стабилизационных функций, категориальных оснований. (Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: Нов-ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 286 с. (18 п.л.).) Проведена систематизация проблем, которые в контексте взаимодействия представителей различных культур заставляют обращаться к понятию «справедливость». Создана типология социально-этических подходов к этим проблемам. Предложена концепция межкультурной справедливости, которая учитывает пять основных аспектов нравственной ценности этнической и национальной культуры и опирается на представление о системе нормативных концентрических кругов, регулирующих кросс-кульутрную критику. (Прокофьев А.В. Теория межкультурной справедливости: поиск нормативных оснований // Человек. 2006. № 1. С. 38–47 (1,2 п.л.); Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. Гл. 4. (2,5 п.л.).) Реконструирована популярная в современной социальной этике общественно-политическая стратегия «плюрализации успеха». Она подвергнута критике в свете социально-психологических условий индивидуальной успешности, общих оснований теории социальной справедливости и социокульутрных особенностей эпохи постмодерна. Показано, что «плюрализация успеха» крайне необходима любому современному национальному сообществу, однако ее достижение не облегчает деятельность государственной системы распределения ресурсов, а, наоборот, ставит перед ней новые, дополнительные задачи. (Прокофьев А.В. Плюрализация успеха: проблемы и парадоксы // Этическая мысль. Вып. 7 /Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006 (1 п.л.).) На основе анализа историко-философских сюжетов были выявлены специфические черты двух образов морали: морали индивидуального совершенства и морали социальной организации. Этические воззрения Ф.Ницше проанализированы на предмет выявления характерных черт перфекционистской критики морали. Моральная философия Бергсона исследована в качестве успешного ответа на перфекционистскую критику. Исследование этического учения Л.Н.Толстого позволило продемонстрировать противоречивость попыток ограничить мораль ее индивидуально-перфекционистскими проявлениями. Анализ политической философии Х.Арендт показал, какую ценность для общественной морали имеют демократия и гражданское участие. (Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: Нов-ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. Гл. 1. (7 п.л.).) На основе протестантских, католических, православных и униатских катехизисов проанализировано содержание того минимума религиозных истин, который предлагался верующим, выявлена конфессиональная специфика данного минимума у представителей основных христианских Церквей в Речи Посполитой XVI–XVIII вв.; реконструированы методы религиозного наставления и их сходства (отличия) в разных конфессиональных традициях. Содержательная эволюция катехизиса как жанра религиозной литературы рассматривается в связи с развитием богословской мысли. Ранние украинско-белорусские катехизисы возникали или как результат полемики, или как подражание западным образцам. Украинско-белорусское «популярное» богословие оказало решающее влияние на становление русской традиции в XVII–XVIII вв. В XVIII в. эти влияния, усвоенные и переосмысленные в России, транслировались в обратном направлении на украинские и белорусские земли. (Корзо М.А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: Канон+, 2006. 672 с. (30 п.л.).)
Cектор философии религии
Первый опыт написания истории ранней, в общей сложности 22-вековой, аксиологической мысли начиная с Афинской школы философии и завершая послекантовским периодом (включая Я.Фриза и И. Гербарта), основанный на авторской концепции периодизации истории аксиологической рефлексии. Представлена всесторонняя критика стереотипов классической (1890–1930-е гг.) и современной аксиологии, в контексте которой предлагается альтернативная концепция ценностей, в рамках которой они отделяются от предпочтений и благ, а также от потребностей и целей (с которыми постоянно смешиваются и в философии, и в социальных науках) и трактуются как глубинные уровни индивидуальных значимостей, имеющие отнюдь не универсальный, но партикулярный характер, а потому и могущие быть заложенными в основание последовательной персоналистической антропологии. (Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Из-во РУДН, 2006. 455 с.) Уточнена терминология, применяющаяся для обозначения религиозных новаций, выявлены основные ареалы распространения новых религиозных движений в стране, некоторые из их определяющих духовных векторов и перспективы их дальнейшей филиации в России. (Балагушкин Е.Г., Шохин В. К. Новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. 2. C. 62-78.) Разработана критика разнообразных проявлений широко распространенного редукционизма в понимании религии, игнорирующего её культурно-историческую сущность, закономерности эволюции и сводящего природу религии к тем или иным её составляющим – психологической, идеологической, философской, информационной и другим. (Балагушкин Е.Г. Редукционистский синдром в понимании религии как проявление болезней науки // Наука и религия: Междисциплинар. и кросс-культурный подход /Ред. И.Т.Касавин. М., 2006. C. 345–378.) Впервые в отечественной историко-философской и религиоведческой науке осуществлено исследование особенностей религиозного мистицизма в трудах папы Григория Великого (VI–VII вв.), оказавшего значительное влияние на дальнейшее развитие западной теологии. (Фокин А.Р. Григорий Великий // Православная энциклопедия. Т. XII. М., 2006. C. 612–632.) Исследована одна из наиболее ранних версий христианской теодицеи, разработанная в апологетических сочинениях Тертуллиана, которая, через посредство Августина, оказала влияние на все последующие оправдания Божества вплоть до Нового времени. (Фокин А.Р. Ранняя версия христианской теодицеи: Тертуллиан о происхождении и природе зла // Проблема зла и теодицеи: Материалы междунар. конф. М., 2007. C. 202-213.) На материале христианской теологии и экзистенциальной философии предложена классификация основных значений и интерпретаций понятия «вера», сводимая к трем позициям: вера догматическая, вера психологическая и вера мистическая. (Михайлов П.Б. О безумии веры и верности разума // Альфа и Омега. 2006. 2 (46). C. 261-281). Проанализировано понятие «мысленное представление» (epinoia) на материале поздней античной философии и древней христианской теологии, показано, что данное понятие заключает в себе совокупность синтетических и аналитических процедур теологического дискурса, минуя которые теология превращается в псевдо-научный продукт. (Михайлов П.Б. Деятельность разума в богословии. Анализ понятия epinoia в древнехристианской и позднеантичной письменности // Вестн. ПСТГУ. Богословие. Философия. I:15. М., 2006. С. 52-82.) Cоздан «Глоссарий гендерных терминов», в котором даны определения базовых терминов гендерной теории и сопряженных с ними понятий; описаны направления гендерной теории и методологии; показаны основные идеи, понятия и течения феминистской теории как предтечи гендерной теории; представлены важнейшие международные институции и международно-правовые документы по гендерному равенству. (Воронина О.А. Глоссарий гендерных терминов // Гендерные исследования: региональная антология исследований из стран СНГ. М., 2006. С. 215-297.) Исследована проблема творчества как важнейший фактор становления человеческой личности, начиная с вопросов метафизики творчества, творчества как космогонического феномена, продолжая ролью творчества в решении проблем идентификации и завершая раскрытием сущности патологии творчества. (Творчество как принцип антропогенеза /Отв. ред. Н.И.Киященко. М.: Гуманитарий, 480 с.) Представлено обобщение истории начальной индийской философии шраманского периода (середина I тыс. до н.э.) как истории философских индивидуальностей в контексте эволюции древнеиндийской культуры в направлении от дорефлективной традиционности к становлению собственно теоретической деятельности. (Шохин В.К. Индийская философия: Начальный период. Конспект лекций. М.: Изд-во РУДН, 2006. 140 с.)
Сектор эстетики
В процессе исследовательской работы по проекту «Эстетика в современном мире» (рук. – В.В.Бычков, Н.Б.Маньковская) разрабатывались три основные темы: а) отечественный эстетический опыт на рубеже тысячелетий – выявлено стремление отечественной художественной практики и эстетической теории к трансформации западного эстетического опыта с учетом современной российской действительности (Бычков В.В. Эстетический опыт России на рубеже тысячелетий // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М., 2006. С. 3–31); б) начата разработка нового раздела постнеклассической эстетики виртуалистики: выявлены основные типы виртуальной реальности, функционирующей в современном арт-пространстве (паравиртуальная, протовиртуальная и собственно виртуальная) (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта // Вопр. философии. 2006. № 11. С. 47–59); в) хронотипология художественно-эстетического сознания ХХ в. – показано, что ее модель не может быть одномерной; научно продуктивна только классификация по нескольким коррелирующим уровням: эстетическое сознание; искусство; эстетическая теория (Бычков В.В., Иванов В.В., Маньковская Н.Б. Триалог // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М., 2006. С. 162-238). Завершена работа над темой «Религиозная эстетика в России» (рук. – В.В.Бычков). В процессе работы выявлено, что в России с первой трети XIX в., но особенно активно в его конце и первой трети XX вв. сформировалось мощное направление религиозно ориентированной эстетики, среди главных представителей которой можно назвать имена Н.Гоголя, К.Леонтьева, Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, П.Флоренского, Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Розанова, Д.Мережковского, И.Ильина, Н.Лосского и др. По своей сущности эта эстетика может быть названа теургической, ибо в основе ее лежат идеи выхода эстетического сознания и деятельности из сферы искусства в жизнь, созидания новой преображенной жизни по эстетическим законам при посредстве Софии Премудрости Божией, что и обозначалось многими мыслителями того времени как теургия. Софиология и теургия – две главные мифологемы этой эстетики, в свете которых были поняты и прописаны все основные эстетические принципы, законы, понятия. Активное участие в разработке теургической эстетики приняли русские символисты Вяч. Иванов, А.Белый, Эллис. Теургическая эстетика имела яркую эсхатологическую ориентацию на созидание нового, более высокого во всех отношениях бытия человека и формировалась в оппозиции к материалистическим, позитивистским и пост-культурным тенденциям своего времени. Основные идеи этого проекта публиковались в статьях и книгах последних лет В.Бычкова, К.Долгова, Н.Кормина. В этом году вышли след. публикации: Кормин Н.А. Философская эстетика Владимира Соловьева. Ч. 3: Теософская эстетика Ф.Шеллинга и Вл.Соловьева. М.: Издат. дом «Академия», 2006; Бычков В.В. Эстетика Дмитрия Мережковского: между традицией и новаторством // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М., 2006. С. 79–106; Бычков В.В. Софиология как основа теургической эстетики // Соловьевские исследования. Вып. 13. Иваново, 2006 (в печати); завершена монография В. В. Бычкова «Русская теургическая эстетика» (утверждена ученым советом ИФ РАН, готовится к изданию).
Сектор аналитической антропологии
Тема: «Философия и литература. Элементы аналитически-антропологического подхода к исследованию литературных текстов». Основная задача аналитически-антропологического исследования литературы состояла в том, чтобы на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX–XX вв. (Н.Гоголь, Ф.Достоевский, А.Платонов, А.Белый, Д.Хармс и А.Введенский), которая в рамках исследования определяется как «другая» или «экспериментальная» (чтобы отделить ее от так называемой «придворно-дворянской» или «классицистской», литературы образца), проследить становление идеи литературного произведения. С целью более четко обозначить аналитически-антропологический характер исследования было выделено три отношения, активно действующих в литературном мимесисе: 1. мимесис-1, внешний. Такого рода миметическое отношение часто интерпретируется с позиций классической теории подражания, восходящей к «Поэтике» Аристотеля. 2. мимесис-2, внутрипроизведенческий, указывающий на то, что литературное произведение самодостаточно и не сводимо к достоверности внешнего, якобы реального мира. 3. мимесис-3, межпроизведенческий – это отношения, в которые вступают произведения между собой (плагиат, заимствование, взаимное цитирование, вполне осознанные подражания и т.д.). Было выявлено, что для литературы образца на первом месте остается критерий реалистичности, т.е. поддержания у читателя сильной референциальной иллюзии. Для литературы другой, экспериментирующей определяющую роль начинает играть внутрипроизведенческий мимесис: нет иной реальности, кроме той, доступ к которой предоставляет повседневный миметизм языка. Утопия произведения расширяется вплоть до полного поглощения любой конкурентной ей реальности. (Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Т. 1. М.: Культурная революция // Логос. Logos-altera, 2006.)
Сектор истории антропологических учений
Спектр философско-антропологических знаний расширен за счет включения в тематику сектора вопросов, касающихся образа человека в философском постмодернизме. Отвечая на вопрос, возможен ли единый дискурс о человеке, сектор показал, что можно реконструировать образ человека по отдельным его модальностям, заново «переоткрыть» человека, а значит, расстаться с абстрактной рационалистической концепцией человека, отказаться от схематизма, идеализации человека как homo sapiens, создать его современную модель, которая вбирала бы в себя сферу телесно-физиологическую, сознательного и бессознательного, вскрывала бы их обусловленность языковыми детерминантами (Алейник А.М. Человек в философском модернизме. М., 2006; Спектр антропологических учений /Под ред. П.С.Гуревича). Разработана версия «феноменологии непрямого говорения» (Л.А.Гоготишвили. «Непрямое говорение» (58 п.л.). В ее основу положено исследование форм неизоморфной корреляции смысловых и языковых структур сознания и соответствующего им феномена непрямого выражения смысла в языке. Сопоставлены различные толкования этих явлений в русском символизме, феноменологии, когнитивной лингвистике, семантике, аналитической философии, структурализме, теориях референции, тропологии, нарратологии, деконструктивизме и др. Выявлены и проанализированы разнообразные конкретные способы непрямого выражения смысла: расщепленная, отсроченная, непрямая референция; двуголосие, полифония, антиномические конструкции; расшатывание акта именования, символ и метафора; интенциональные и аттенциональные сцепления, модальные и тональные сдвиги; смещения и наслоения фокусов внимания, расщепление «я» говорящего на частные «голоса», их попеременные смены, чередования и наложения; саморедукция авторского голоса и ее степени, стадия инсценированной «смерти автора» и т.д. В рамках предложенной версии «феноменологии непрямого говорения» разработаны и применены критерии для общей типологии этих и других форм непрямой передачи смысла в едином концептуальном пространстве.
Центр философских исследований идеологии
Завершен анализ состояния и динамики общественного мнения периода так называемого «застоя». Эмпирической базой исследования, реализуемого Б.Грушиным, выступают результаты более чем 250 социологических исследований общественного мнения, проведенных в стране за последние 40 лет прошлого столетия. Реконструированы (в том числе в динамике) базовые характеристики целостного менталитета социума данного периода. Анализ материала показал, что по многим параметрам советское общество тогда еще не было готово к исторически созревшим общественно-политическим и социально-экономическим преобразованиям – ни на полюсе власти, ни на полюсе масс, ни в отношении понимания существа грядущих изменений, ни в отношении способов и форм их реализации. Вместе с тем, показано, что движение к переменам уже начиналось и набирало силу. Это означает, что с исторической точки зрения застойное время представляло собой отнюдь не остановку в развитии советского социалистического общества, а его вступление в новую, последнюю стадию существования. Вслед за монографией, посвященной периоду Н.Хрущева (2001 г.), и первой частью монографии, посвященной периоду Л.Брежнева (2003 г.), в 2006 г. издана 2 часть монографии: Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: В 4 кн. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (Ч. 2-я). М.: Прогресс-Традиция, 2006. Завершен самостоятельный раздел общего анализа либеральных тенденций в российском обществе второй половины XX – начала ХХI столетия, посвященный философско-теоретическим и историологическим аспектам данной темы (А. Рубцов). Параллельно анализируются также политико-экономические и идеологические аспекты проблемы. Предложена многоуровневая модель процесса, позволяющая дифференцированно оценивать динамику и векторы изменений социума на различных «этажах» социальной иерархии, а также в различных социально-политических и ментальных подсистемах. Показано, что на разных под системных уровнях изменения политической реальности и менталитета происходят с разными скоростями, а подчас и в разных направлениях. Так, под видимой поверхностью политико-идеологического «застоя» происходили достаточно интенсивные изменения массового менталитета и бытовой реальности, не успевших «оттаять» в период «хрущевской оттепели». В связи с этим ряд фундаментальных проблем проведения системных (в том числе новейших) реформ в России связывается с асинхронностью быстротекущих политических инициатив, с одной стороны, и «длинных волн» в изменениях на уровне практик повседневности – с другой стороны. Этим, в частности, объясняются традиционные для российской истории «забегания» реформ и столь же регулярные «откаты» в их реализации. В актуальном плане данная проблема выявлена на сопоставлении макрополитических изменений с инерциями на уровне «микрофизики власти» – повседневных взаимоотношений субъектов предпринимательской и иной деятельности с нормирующими и контрольно-надзорными инстанциями. Подготовлены к печати монографии «Время свободы» и «Испытание свободой. Смысл и перспективы либеральных тенденций в постсоветской России».
Центр изучения социокультурных изменений
Центр изучения социокультурных изменений (ЦИСИ ИФ РАН) осуществил пятый всероссийский опрос в рамках мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня», который проводится с 1990 г. Выявлены факты и тенденции новейшего этапа социокультурной трансформации российского общества. Доказан факт совмещения и взаимодействия в сознании населения современной России трех цивилизационных типов ценностей: общечеловеческих, традиционных, современных. Среди дальних, терминальных ценностей сохраняется преимущество общечеловеческих и традиционных (семья, порядок), хотя растет и влияние современных (свобода). Среди инструментальных ценностей возникло преимущество современных (независимость), но сохраняется и значимое влияние традиционных (своевольность). Современные ценности в большей мере укореняются среди предпринимателей и молодежи, они сознательно следуют этим ценностям и нередко продвигаются вверх по социальной лестнице. Люди старших возрастов больше привержены традиционным ценностям, пассивно адаптируются к новым правилам жизни, часто оказываются на низких ступенях социальной иерархии. Показано, что базовые ценности влияют на поведение людей не прямо, а опосредованно, во многом через их социальное самочувствие. В целом социальное самочувствие россиян повышается, но его рост сдерживается сохранением очень высокого уровня преступности и значительных слоев бедных и нищих. Глубинным препятствием российской трансформации стало противоречие между ценностью свободы человека и его незащищенностью перед угрозой безопасности. Требуются неотложные меры по повышению эффективности работы правоохранительных органов и развитию гражданской культуры всего населения. Обостряется потребность в эволюции российского общества в направлении более гомогенной и гибко регулируемой социетальной системы. (Лапин Н.И. Общая социология. М.: Высшая школа, 2006. Главы 11, 25, 26; Лапин Н.И. Проблема формирования современного социетального порядка в России // Вопр. философии. 2006. № 11.) Стабилизировался высокий уровень вертикальной (имущественной и статусной) и горизонтальной (региональной и поселенческой) дифференциации общества, которые сопряжены с возрастными и образовательными структурами населения. Социальная страта богатых, которая включает преимущественно предпринимателей и менеджеров высшего уровня, занятых в частном секторе, составляет 10–12 % населения и устойчиво воспроизводится в течение последних 10-ти лет. Продолжает формироваться средний класс; согласно данным, полученным по методологии ЦИСИ, он включает сейчас 22 % населения страны и отличается достижительными трудовыми мотивациями, ростом социального оптимизма, низким ожиданием патернализма со стороны государства, ростом уверенности в своем будущем. Страта бедных охватывает 33 % населения; в последние годы она уменьшается, но очень низкими темпами. К этой страте принадлежат в основном старшие возрастные группы и лица с низким образованием, для которых характерен социальный пессимизм, надежды на патернализм государства, традиционная система ценностей. В обществе наблюдаются процессы восходящей социальной мобильности, но они локализованы преимущественно в средних, отчасти нижних слоях имущественной пирамиды. Социальная дистанция верхнего слоя весьма велика и трудно преодолима. (Беляева Л.А. Проблемы социальной стратификации и трудовая мотивация населения (общерос. контекст) // Сб. материалов конф. «Опыт апробации типовой методики «Социологический портрет региона». Тюмень, 2006 (1,3 п.л.) – (в печати); Беляева Л.А. И вновь о среднем классе в России, или, как рождается осторожный оптимизм // СОЦИС. (1 п.л.) – (в печати).) Заложены основы социокультурной компаративистики регионов России. ЦИСИ разработал и апробировал Типовую программу и методику создания социокультурного портрета регионов России. Она позволяет сопоставлять и обобщать результаты, получаемые в различных субъектах и федеральных округах РФ, создать регионально дифференцированную картину социокультурного пространства страны и его эволюции. Ее практическая значимость подтверждается тем, что она уже используется специалистами ряда субъектов РФ. Создается информационная база для Социокультурного атласа России. (Социокультурный портрет региона. Типовая программа и методика /Под ред. Н.И.Лапина, Л.А.Беляевой. М., 2006; Лапин Н.И. Статус регионов России, разбалансированность их социокультурных функций // Мир России. 2006. № 2; Лапин Н.И. Первый опыт подготовки социокультурных портретов регионов России // Опыт апробации типовой методики «Социологический портрет региона»: Сб. материалов Всерос. научно-метод. конф. /Отв. ред. В.В.Мельник. Тюмень, 2006; Беляева Л.А. Региональная и поселенческая разнородность уровня жизни населения // Мир России. 2006. № 2 (1,5 п.л.).)
* Включён в реестр иностранных агентов по решению Минюста России от 09.12.2022. |
|||||
|