Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел эпистемологии и логики
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2007 » Отдел эпистемологии и логики

Отдел эпистемологии и логики

Научный отчет за 2007 год

 

Сектор теории познания

Зав. сектором – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский

 

Проанализированы современные дискуссии между объективизмом и релятивизмом, реализмом и анти-реализмом в современной эпистемологии и науках о человеке. Выявлены основные типы современного эпистемологического реализма (прямой реализм, метафизический реализм, научный реализм, референциальный реализм) и исследованы взаимоотношения между ними. Исследовался конструктивизм в эпистемологии (инструментализм, операционализм, радикальный эпистемологический конструктивизм, социальный конструкционизм) и в таких дисциплинах, как психология, социология, когнитивная наука. Обоснован тезис о формировании нового видения мира путём смены методов осмысления реальности, когда восприятие её как данности заменяется проективно-конструктивным отношением к ней и выражается посредством способов её репрезентации в виде моделей, конструкций, схем, проектов, в том числе социальных. Показано, что специфика современного этапа научного познания связана с усилением технологических аспектов научной деятельности и в связи с этим формированием т.н. технонауки. В этом контексте была формулирована эпистемологическая позиция конструктивного реализма как снимающего традиционную дихотомию реализма и конструктивизма и показана возможность построения исследовательских программ в науках о человеке на основе этой философской позиции. Выявлены противоречия между жизненным миром человека и развитием современного научного знания и конструктивно-проективной деятельности. Обоснована роль нравственности как ограничителя саморазрушительной силы ничем не ограниченного познания (Познание, понимание, конструирование /Под ред. В.А.Лекторского).

Исследованы взаимоотношения между познанием, пониманием и конструированием. Предложена интерпретация понимающего подхода к семиотическим объектам как аналогичного построению феноменологических теорий в естественных науках. Проанализирована роль символа как структуры сознания и как объективации знания в понимании и конструкции реальности на материале психоанализа и структурной антропологии (Там же).

Показано, что развитие специальных дисциплин, изучающих познавательную деятельность (когнитивная науки, специальные когнитивные дисциплины) придаёт новую форму классическим эпистемологическим проблемам относительно статуса ментальных репрезентаций, «внешнего» и «внутреннего» в познании, проблемы познаваемой реальности. Обоснован тезис о возможности рассмотрения ментальных операций, телесных действий и той части внешней реальности, которая является непосредственным объектом познания, в качестве компонентов единой когнитивной системы (В.А.Лекторский в кн.: Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. М., 2007).

Выявлено, что характерное для классической эпистемологии понимание веры и знания как взаимно исключающих друг друга сменяется пониманием их сложного переплетения и взаимной зависимости в современной науке и культуре. В этой связи проанализирована роль веры и доверия как необходимых условий возможности знания – как обыденного, так и научного (Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопр. философии. 2007. № 2).

Показана роль философских категорий в решении ряда актуальных проблем эпистемологии: объективизма и релятивизма, теории тождества и теории семейных сходств, номинализма и реализма и др. (Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М., 2007).

 

Сектор эволюционной эпистемологии

Зав. сектором – доктор филос. наук И.П. Меркулов

 

Проведенные в секторе эволюционной эпистемологии междисциплинарные исследования позволили выявить роль визуализации и визуального мышления в познании и творчестве. Визуальные репрезентации объектов в восприятии (визуальные образы) обычно переживаются субъектом как заместители реальности, как «картины», тождественные реальности, которые фиксируют её существенные характеристики. В отличие от визуальных образов визуальные представления являются результатом продуктивного мышления, воображения и интуиции, Исследования показали, что в силу присущего человеческой когнитивной системе двойного кодирования информации эффективность мышления (в том числе и научного) существенно возрастает за счет создания структурных языков, репрезентирующих визуальную когнитивную информацию (Визуальный образ: Междисциплинар. исслед. /Отв. ред. И.А.Герасимова).

В секторе проведены также исследования проблем эволюционного холизма и времени с позиций нелинейная динамики и синергетики, которые позволили раскрыть содержание новых представлений о нелинейности течения времени в процессах эволюции и коэволюции, а также о нелинейных связях между прошлым, настоящим и будущим. Показано также, что данный поход дает возможность рассмотреть эмерджентные структуры эволюции и самоорганизации индивидуального сознания, индивидуального Я и их пространственно-временные особенности (Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007).

 

Cектор социальной эпистемологии

Зав. сектором – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук. И.Т. Касавин

 

Разработан проект социальной эпистемологии как философской дисциплины, имеющей междисциплинарный характер. Обоснована специфика ее методов и подходов в изучении социального содержания знания. Показаны ее предпосылки в отечественной мысли. Выделены четыре модели существования знания в социокультурном контексте: коммуникативно-семиотическая, культурно-антропологическая, социально-институциональная и когнитивно-натуралистическая (Касавин И.Т. Предмет и методы социальной эпистемологии // Язык. Знание. Социум: Пробл. соц. эпистемологии. М., 2007; Касавин И.Т. Социальная эпистемология как …эпистемологическая проблема // Эпистемология и философия науки. 2007. № 4; Касавин И.Т. У истоков коммуникативно-семиотического подхода к сознанию: М.Бахтин и Ю.Лотман // Филос. науки. 2007. № 12).

Рассмотрен генезис теории социальных систем коммуникаций, ее общая методологическая основа, восходящая к биологическим, логико-математическим и эволюционным концептам. Новизна полученных результатов состоит в выявлении междисциплинарных основ его методологических идей (Антоновский А.Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем. М., 2007).

На примере экономической науки продемонстрирован разрыв научного знания с повседневным миром людей и с обществом (Колпаков В.А. Социально-эпистемологические проблемы современного экономического знания. М., 2007).

Показано, что в естествознании XX в. ученый не всегда изучает природу такой, какая она есть сама по себе, знание о ней может содержать процесс ее исследования, историю формирования знания (Маркова Л.А. Место субъекта в научном исследовании // Грани познания. Наука, философия, культура в XXI в.: В 2 кн. Кн. 1. М., 2007. С. 93–114).

Обоснована необходимость изучения философии студентами всех учебных заведений как для подготовки специалистов высокого класса, так и для воспитания ответственных граждан своего государства (Никифоров А.Л. Философия в системе высшего образования // Вопр. философии. 2007. № 6).

Показана роль феноменологии в формировании радикального конструктивизма (Смирнова Н.М. Кантианские презумпции феноменологического конструктивизма // Эпистемология и философия науки. 2008. № 2 (в печати).

 

Сектор логики

Зав. сектором – доктор филос. наук А.С. Карпенко

 

Проведен анализ специфики выводов в системах релевантной логики; выделены синтаксические критерии «релевантности» выводов по параметрам применяемых правил заключения и нормальной формы вывода в конкретной логической системе (Быстров П.И. On Relevancy of Deductions // Смирновские чтения по логике: Материалы 5-й конф., 20–22 июня 2007, Москва). М., 2007 (0,2 а.л.).

Предложен метод построения определений логического следования, отличных от классического; рассмотрена взаимосвязь отношений, задаваемых различными определениями; показано, что существует многозначная формализация классической пропозициональной логики с неклассическим определением отношения логического следования (Девяткин Л.Ю. Неклассические определения отношения логического следования // Смирновские чтения по логике: Материалы 5-й конф., 20–22 июня 2007, Москва). М., 2007).

Показана необходимость модификации семантики Фреге для получения соотношений между логическими связками и операциями алгебры множеств. Модификация семантики Фреге состоит в отбрасывании денотата ложь как несуществующего (Павлов С.А. Семантика Фреге и экстенсиональняя интерпретация классической сентенциальной логики // Философия математики: актуальные проблемы: Тез. М. 2007).

Доказано существование двух бесконечных последовательностей паранепротиворечивых логик (Попов В.М. Две последовательности простых паранепротиворечивых логик // Логические исследования. Вып. 14. М., 2007).

Дано определение отношения логического следования, которое не привязано к конкретным языковым формам и по этой причине не предполагает никакой конкретной логической онтологии. На примере теории рекурсивных функций показано, как может быть использован данный подход для анализа генетических способов рассуждений (Шалак В.И. Логика термов // Логические исследования. Вып. 14. М., 2007).

Исследованы логические свойства модальных систем, формализующих утверждения о возможности и необходимости высказываний в каком-то (возможно, бесконечного числа) смысле терминов «возможно» и «необходимо» или во всех смыслах одновременно. Получены результаты о дедуктивной полноте соответствующих систем и изучены их алгоритмические свойства. Рассмотрены приложения такого рода систем в теоретической компьютеристике (Шкатов Д.П. (в соавт).Logics with modalities corresponding to infinite unions and intersections of accessibility relations. Proceedings of HyLo 2007. Dublin, 2007. Р. 23–31).