Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел эпистемологии и логики
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2011 » Отдел эпистемологии и логики

Отдел эпистемологии и логики

Научный отчет за 2011 год

 

Отдел эпистемологии и логики

 Зав. отделом – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский

 

Сектор теории познания

Зав. сектором – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский


Исследован новый контекст эпистемологической проблематики в связи с возникновением «общества знания» и интенсивным развитием специальных когнитивных наук (Эпистемология: новые горизонты / Под ред. В.А.Лекторского). Показано, что классические проблемы эпистемологии (истины, обоснованности знания, рациональности) и философии сознания (субъективность, интенциональность) приобретают новые измерения и поэтому нуждаются в новом осмыслении (Знание как предмет эпистемологии / Под ред. В.А.Лекторского; Естественный и искусственный интеллект: методологические и социальные проблемы / Под ред. Д.И.Дубровского, В.А.Лекторского).

Рассмотрен вызов эпистемологии со стороны современных когнитивных наук в связи с разработкой концепции ментальных репрезентаций и идей «телесно-воплощённого познания». Сделан вывод о том, что развитие когнитивной науки приводит к необходимости переосмысления деятельностного подхода и эпистемологического конструктивизма (Лекторский В.А. Деятельностный подход вчера и сегодня).

Показано, что трудности классической теории истины, приведшие к ее современному кризису, могут быть преодолены на основе ее же исходных принципов (Левин Г.Д. Истинность и рациональность).

Доказана неадекватность замены истины смыслом, а познания – пониманием в связи с необходимостью в эпистемологии одновременного рассмотрения смысловой (социокультурной) и истинностной (объективно-научной) составляющих познания. Заключено, что истина и смысл как две координаты дают правильное понимание именно на их пересечении (Черткова Е.Л. Идеал – знание – истина).

Изучена эпистемологическая роль коммуникации как идеальной речевой конструкции (Фарман И.П. Коммуникация как идеальная речевая конструкция и реальная социальная практика).

Сформулирована концепция личностной идентичности как инварианта знаний индивида о себе и показана важность разработки данного понятия в философии вообще и в эпистемологии в частности (Труфанова Е.О. Личностная идентичность как инвариант знаний индивида о себе).

Построена семиотическая классификация знаков естественного языка на основе типов их денотатов. В результате выделены и исследованы дескриптивные (описывающие) и эстимативные (оценивающие) суждения (Анисов А.М. Семиотическая типология знаков).

 

Сектор эволюционной эпистемологии

Зав. сектором – доктор филос. наук Е.Н. Князева


Рассмотрены личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы развития и тренировки креативного мышления, роль личного опыта и личностных смыслов в творческой деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению специфики различных видов творческой деятельности человека – научного, мифопоэтического, философского, поэтического и музыкального творчества. Рассмотрено проявление в творчестве таких феноменов сложного познания, как визуальное мышление, построение ментальных образов, телесное мышление, синестезия, изменение восприятия времени, энактивность восприятия и мышления (Творчество: Эпистемологический анализ / Отв. ред. Е.Н.Князева).

Сделан вывод о том, что парадоксы имманентны самой природе творчества независимо от области, в которой оно разворачивается. Основной источник парадоксов как в логике и математике, так и во всех иных проявлениях творчества - использование неясных по своему содержанию и неточных по кругу обозначаемых объектов понятий. Без таких «несовершенных» понятий творчество как деятельность, порождающая новые предметы, идеи, ценности и, в конечном счете, самого человека, в принципе не является возможной (Ивин А.А. Творчество и парадоксы).

Представлена тема «интервальность в искусстве» как естественный процесс связи философских понятий на примере особенностей художественного и научного творчества (Новосёлов М.М. Абстракция и лики творчества (мысли вслух)).

Показано, что при всей бесконечности числа смыслов, которые может извлечь читатель из поэтического произведения в акте сотворчества с автором, этим смыслам присущи признаки знания (Моркина Ю.С. Возможность: эпистемологический анализ поэтического творчества).

 

Сектор социальной эпистемологии

Зав. сектором – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук И.Т. Касавин


Осуществлено компаративное исследование оснований классической и неклассической эпистемологии по следующим основным проблемам: понятия знания; научного метода; репрезентации и значения, каузальности, объяснения сознания, природы философского знания в контексте соотношения натурализма и скептицизма. Уточнено, как соотносятся натуралистическая и скептическая интерпретация Д.Юма с его оценкой как классического или неклассического мыслителя (Касавин И.Т. Дэвид Юм: парадоксы познания).

Выполнен комплексный концептуальный и практико-ориентированный анализ социальных технологий (СТ). Проведено типологическое и компаративное исследование основных концепций СТ и дан анализ групп терминов, исторически и логически связанных с термином «СТ» (Касавин И.Т., Колпаков В.А. О субъектах и социальных технологиях инновационного процесса). На примере анализа «методологии для неточного знания» американского ученого О.Хелмера показано, что философская концепция «социальных технологий» может быть понята как исторически и социально обусловленная методологическая программа включения науки в практику и как теория познания, направленная на преодоление разрыва между тем, что греки называли «эпистемой» и «доксой» (Колпаков В.А. Социальные технологии в концепции О.Хелмера).

Доказано, что смысл языковых выражений состоит из трех компонентов: обыденного и научного знания, культурных ассоциаций и личной оценки вещей и явлений. Налагаясь на чувственное восприятие внешних воздействий, язык создает мир национальной культуры и личный жизненный мир отдельного индивида. Каждый народ и каждый индивид живут в особом уникальном жизненном мире. Миры разных народов и индивидов несоизмеримы: перевод и взаимопонимание ограничиваются только уровнем знания (Никифоров А.Л. Чувственно-вербальное построение предметного мира).

Проведено сопоставление марксистской концепции развития научного познания и концепций, разработанных в прагматической и постпозитивистской философии и истории науки. Показано, что в обоих случаях технологии и практики взаимодействия с вещами рассматриваются в качестве смыслопорождающего контекста научного знания. Такой подход позволяет сформулировать более целостную картину развития научного знания, в которой технология выступает в качестве референта познания, «второй природы» (Столярова О.Е. Исторический контекст науки: материальная культура и онтологии).

 

Сектор логики

Зав. сектором – доктор филос. наук А.С. Карпенко


Проведен сравнительный анализ двух концептуально различных подходов к построению логики: традиционного и семиотического. Традиционный подход (Аристотель) базируется на принятии конкретных онтологических и эпистемических предпосылок. Семиотический подход основан лишь на общих представлениях о языке как знаковой системе без принятия каких-либо допущений об устройстве внешнего мира и способов его отражения в языке (Шалак В.И. Два подхода к построению логики).

Осуществлена классификация методов решения логических задач и парадоксов (Быстров П.И. Загадки логических рассуждений).

На основании анализа научной аргументации выявлены новые логические стратегии, предложены логические экспликации понятия «невозможное» (Герасимова И.А. Логика мечты или невозможного).

Проведен анализ алгебраических свойств трехзначных семантик для классической логики высказываний, показано, что ряд важных свойств порожден частным двузначным случаем и не является с необходимостью присущим ей (Девяткин Л.Ю. О некоторых функциональных свойствах трехзначных матриц для классической логики).

Рассмотрены главные этапы развития логики, указаны основные результаты, изучен кризис в основаниях логики и обозначены новые тенденции ее развития (Карпенко А.С. Логика).

Установлены взаимоотношения между естественными трехзначными логиками относительно отношения функционального вложения (Томова Н.Е. Естественные р-логики).