Институт Философии
Российской Академии Наук




  Важнейшие итоги по плановым темам
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2020 » Важнейшие итоги по плановым темам

Важнейшие итоги по плановым темам

Научный отчет Института философии РАН за 2020 год

Важнейшие итоги по плановым темам


РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов)


Показано, что нерешенность вопроса о региональном уровне идентичности для России ставит проблему несформированности устойчивого национального самосознания. На региональном уровне необходимо собирание славянского, европейского и евразийского уровней идентичности на основе категории «всечеловеческое». (Смирнов А.В. Самосознание российского общества // Вестник РАН. 2020. Т. 90. № 3. С. 220‒223).

Разработана методология исследования российской цивилизации, включающая философско-исторический, антропосоциокультурный, социально-философский, системный, цивилизационный, сравнительно-исторический, социологический подходы, метод проектной реконструкции, междисциплинарные подходы и методы, релевантные задачам темы (Гранин Ю.Д. «Цивилизация» и цивилизационная эволюция России // Вопр. философии. 2020. № 12. С. 34‒44.; Резник Ю.М. Два проекта цивилизационного будущего России: Хантингтон против Данилевского // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 4. С. 10‒22).

Предложено определение цивилизации как самоорганизующейся совокупности отношений между людьми, идентифицирующими себя с конкретной культурой (Лапин Н.И. Своеобразие культур цивилизаций – достояние и ресурс каждого человека и всего человечества // Вопр. философии. 2020. № 10. С. 5‒16).

Исследованы отражения колебаний между возрастающей цивилизованностью и возвратным варварством в философии, истории и литературе (Никольский С.А. К критике консервативной интерпретации истории и обоснованию значимости художественной литературы в становлении отечественной историософии // Вопр. философии. 2020. № 10. С. 110‒121).

Осуществлено исследование российской цивилизации в логике ее развития, на основе философско-исторических подходов, предложено новое понимание задач проектирования цивилизационного становления России (Рубцов А.В. Вирусы и цивилизации. О новом влиянии биокатаклизмов на эволюцию социокультурных моделей и цивилизационных проектов // Вопр. философии. 2020. № 8. С. 20‒31).

Обоснованы особенности становления культурного самосознания под влиянием творчества Л.Н. Толстого, а также понимание музея как одного из артефактов культуры различных цивилизаций (коллективная монография, изданная по итогам совместного семинара Института философии РАН и Государственного музея Л.Н. Толстого: «Лев Толстой: литература и философия» / Отв. ред. Н.А. Касавина и Ю.В. Прокопчук. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 400 с.). Историческая судьба России показана как особая судьба цивилизации на примере творчества Ивана Бунина (Кара-Мурза А.А. Остров Капри Ивана Бунина // Философские науки. 2020. Т. 63. № 6. С. 110‒132).


 

ВСЕМИРНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМЫ

(ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.А. Гусейнов)


Осуществлено исследование истории индийской, древнегреческой, классической европейской и современной западной философии, а также прояснение основополагающих понятий логики и этики. В исследовании, посвященном античному стоицизму, был представлен целостный образ основателя стоической школы Зенона из Кития (IV в. до н.э.) как создателя оригинального непротиво­речивого учения, сформировавшегося под влиянием идей множества других философских школ (Столяров А.А. Зенон из Кития: жизнь и учение основателя Стои // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 120‒138).

При исследования картезианства было показано, что становление этого важнейшего направления в философии и науке XVII–XIX вв. проходило в условиях постоянного сопротивления со стороны перипатетической схоластики, а рецепция была обусловлена историко-культурным контекстом соответствующей эпохи, в результате чего одни картезианцы сводили метафизический дуализм Декарта к материализму, а другие развивали присущие ему спиритуалистические и идеалистические потенции (Визгин В.П. Картезианство // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 139‒162).

В ходе исследования американского персонализма было показано, что его идеи получили в США развитие как в философии религии, где персоналисты адаптировали идеализм к теистическому мировоззрению, так и в области социальной философии, где они предложили ряд концепций, обосновывающих особое положение личности в обществе (Золотков Г.А. Персонализм в США // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 163‒175).

Прослежена история понятия «аналогия». Умозаключения по аналогии были выделены в особый вид правдоподобных умозаключений; были установлены виды умозаключений по аналогии и изучен вопрос об их использовании в области математики, юриспруденции, бионики и других научных исследованиях (Томова Н.Е. Аналогия // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 102‒119).

В результате исследования понятия «прощение» было показано, что при попытках вывести надперсональную точку зрения на прощение, элиминируется неповторимая моральная субъектность обоих участников этого феномена и принципиальное различие между их перспективами. Была продемонстрирована необходимость двух не сводимых друг к другу перспектив, не поддающихся теоретическому обобщению в единую надперсональную и непротиворечивую концепцию (Троицкий К.Е. Прощение: от двух этических концепций к двум моральным перспективам // Вопр. философии. 2020. № 2. С. 86‒97).

 

 

ПОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ТЕКСТ

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАУК И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский)

 

Проанализированы философские проблемы, возникающие в свя­зи с развитием когнитивной нейронауки и психологии, обоснован тезис о том, что эти проблемы могут успешно решаться в рамках «воплощенного», «энактивированного», «встроенного в среду» и «расширенного» подхода в понимании ментальных состояний, предвосхищенного в работах отечественных философов и психологов 2-й половины ХХ в. (Lektorsky V.A. The human being in the context of contemporary cognitive studies and the Russian tradition // Studies in East European Thought. 2021. Vol. 73. P. 19‒35.)

Выявлены основания для принятия экстерналистской позиции в современной философии сознания и когнитивной науке (Ива­нов Д.В. Основания экстернализма в философии сознания и когнитивной науке // Сб. работ по итогам проведения Всеросс. научно-практ. конф. «Философские и методологические проблемы когнитивных исследований». Ульяновск, 2020. С. 13‒25). Показана возможность преодоления теоретических трудностей разработки проблемы сознания и некоторых вопросов этики в современной нейронауке с позиций информационного подхода (Дубровский Д.И. Еще раз о сознании, бессознательном и о «революционной» теории в психологии // Вопр. философии. 2020. № 7. С. 77‒81). Было предложено рассматривать натуралистический подход в понимании субъектности и антинатуралистические (гуманистические) критические аргументы как противоположные подходы в исследовании сознания и субъективности и как разные способы постановки и решения проблемы человека (Черткова Е.Л. В поисках основы сознательного существования (размышление над книгой) // Вопр. философии. 2020. № 12. С. 124‒131). Проанализирована тема субъектности искусственного интеллекта и показана актуальность дискуссий на эту тему в 1960‒1980-е гг. (Алексеева И.Ю. Субъектность искусственного интеллекта: старые вопросы в новых контекстах // Информационное общество. 2020. № 6. C. 2‒6.)

Эксплицированы методологические презумпции исследования творчества в различных исследовательских парадигмах (конструктивного реализма, телесно-ориентированных подходах и постнеклассической герменевтике) и обоснована целесообразность взаимодополнительности их исследовательских стратегий (Смирнова Н.М. Философско-методологический анализ творческих процессов // Философия творчества. Вып. 6. М., 2020. С. 7‒24).

Проведен анализ субстанциальной онтологии и предложен подход к построению процессуальной онтологии (Шалак В.И. Сравнительный логический анализ субстанциальной и процессуальной онтологий // Логич. исслед. / Logical Investigations. 2020. T. 26. № 2. С. 58‒86).

 

 

НАУКА, ЧЕЛОВЕК И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский)


Исследованы междисциплинарные проблемы философии нау­ки и техники, вопросы экспертизы, экологии и адаптации человека к жизни в условиях современной техносферы. В контексте проблемы взаимодействия философии и науки показано, как научные формации, сменяющие синергетическую парадигму, такие как парадигма аутопойезиса и энактивизма, приобретают характер полноценной конструктивистской философии (Хоружий С.С. Глобальный тренд XXI века: детерриторизация философии // Вопр. философии. 2020. № 7. С. 45‒57). В рамках познания генезиса нау­ки рассмотрена концепция техногенной цивилизации, предложен сценарий развития техники в эпоху, следующую за модерном (Розин В.М. От концепции техногенной цивилизации к концепциям посткультуры и культуросоообразной техники // Культура и искусство. 2020. № 8. С. 34‒47). Показано, что культурно-историческая эпистемология открывает возможность эффективной методологической ориентации важнейших направлений современной науки. (Пружинин Б.И. Феномен «нового знания» в концептуальной сетке философии науки // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: «Философия и конфликтология». 2020. Т. 36. Вып. 3. С. 473‒483).

Проблематизированы концепты «тело», «телесность» в истории философской мысли, рассмотрены социальное и биотехнологическое конструирование телесности в контексте развития Human enhancement technologies (Попова О.В. Тело как территория тех­нологий от социальной инженерии к этике биотехнологического конструирования. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020. 335 с.). Рассмотрены границы эмуляции человеческой телесности современными методами робототехники и IT-технологий, показана невоспроизводимость ими творческих и духовных способностей личности (Буданов В.Г., Синицына Т.А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ // Культура и искус­ство. 2020. № 7. С. 13‒28).

Исследованы причины кризиса современной научной экспертизы, вызванные всепроникающим недоверием в коммуникативных системах, связывающих общество, науку и власть (Тищенко П.Д. Эпистемическая несправедливость как системная коммуникативная дисфункция // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 2. С. 42‒47).

Раскрыты перспективы использования коэволюционной стратегии глобального развития для построения новых исследовательских программ в области философии природы, человека, науки и культуры (Лисеев И.К. Экология как путь к объединению знания о естественном и социальном в человеке // Epistemology & Philosophy of science / Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 4. С. 133‒137).

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.А. Гусейнов)


Выявлены причины того, почему в то время как аксиология («учение о ценностях») пережила подлинный бум в континентальной философии в 1900‒1930-е гг. и сохраняет позиции и в настоящее время также в аналитической традиции, агатология («учение о благах»), имеющая еще античные исторические корни и «всплывавшая» то как раздел практической философии в XVIII в.
(И. Федер), то как раздел этики в XIX (К. Аммон), так и не смогла «выйти на поверхность» до сего дня, притом что именно она могла бы быть заложена в основание практической философии эксплицитно, подобно тому, как учение о «человеческих благах» было заложено в аристотелевскую философию имплицитно. Предложено различение общечеловеческих потребностей и личностных значимостей. Область благ трактуется как сфера практического разума, маркированная выраженной телеологичностью и иерархичностью, ценности – как домен сердца, а преференции – как область вкусов и интересов. Показано, что этика, основывающаяся на благах, могла бы успешно конкурировать с этиками утилитаристской, деонтологической и аретической, поскольку они становятся в настоящее время все более эклектичными, а базовые категории, заложенные в их программы, являются вторичными в сравнении с благом (Shokhin V. Axiology and Agathology // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2020. Vol. 13 (8). P. 1370‒1383; Шохин В.К. Философия практического разума: агатологический проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421 с.).

Определен статус философствования как рефлексивной, коммуникативной и проектной практик, которые опосредованы культурой, соответствуют ее логике, а также обращены к жизненному миру человека и непосредственно – к проекту его возможного бытия. Установлено, что преобразования социоприродной среды человека и его жизненного мира необходимо проводить в соответствие с данной культурой и критериями человекоразмерности и экологичности, а не вопреки им (Резник Ю.М. Философствование как путь от созерцания к проектированию бытия // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 36‒46).

На примере творчества одного из крупнейших авторитетных до настоящего времени средневековых мыслителей Аль-Газали проанализировано своеобразие подхода к Золотому правилу и его пониманию в рамках исламской традиции. Золотое правило в исламе, сформулированное в качестве одного из хадисов Мухаммада, а) рассматривается в контексте веры в Бога (Аллаха) как ее продолжение и критерий полноты; б) оно не имеет самодовлеющего значения и прямо связано с соблюдением конкретных норм поведения человека, предписанных Кораном и Сунной; в) индивид в качестве верующего сам задает неограниченный круг ближних, охватываемых областью своих доброжелательных действий; г) правильное отношение к другому реализуется в установке, когда индивид не стремится встать выше него или даже вровень с ним, а считает себя ниже него (Гусейнов А.А. Аль-Газали: Золотое правило нравственности // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 15‒24).

Исследованы важнейшие концепции новейших мутаций капитализма. Показано, что базовый доход может иметь положительные следствия в виде выравнивания социальной и гендерной асимметрии. Исследованы различные концепции будущего. Показано, что будущее сегодня предстает как многовариантное, что оно тесно связано с развитием технологий и что важнейшим вопросом будущего капитализма становится экология. Исследована концепция цифрового капитализма Д. Дин, изучены парадоксы свободного времени в цифровую эпоху (Павлов А.В. Бесплатные деньги в мышеловке надзорного капитализма: базовый доход и социальная теория // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 2. С. 198‒224).

Выполнено фундаментальное исследование наследия Сергея Эйзенштейна, раскрывающее философские возможности нефилософских текстов. Эйзенштейн представлен как универсальная фигура современного художника эпохи медиа (Подорога В.А. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Т. 2: Прототело. Фрагменты визуальной антропологии. М.: BREUS, 2020. 416 с.). Проведен анализ отношения философии и литературы на примере творчества Кафки. Прослежена линия особой этики, этики самоуничтожения, и связанные с ней такие элементы опытного знания, как абсурд, вина, страх и покорность (Подорога В.А. Парабола. Франц Кафка и конструкция сновидения. М.: Культурная революция, 2020. 240 с.). Проведено исследование отечественной философии 1950–1970-х гг. в контексте сопоставления с современными духовно-теоретическими практиками. На примере теорий возвышенного Э. Берка и И. Канта проанализирован процесс формирования норм эстетического восприятия в эпоху Просвещения. Прослежено как позднее, после катастрофы Освенцима, эти нормы теряют эстетическую ценность, поскольку искусство более не в силах обратиться к прекрасному и возвышенному, не впадая в ложный пафос и китч (Подорога В.А. Топология страсти. Мераб Мамардашвили: современность философии. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020. 352 с.).

 

 

МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ

В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов)


В рамках подготовки к 300-летнему юбилею Канта проведено исследование философии права, представленного в контексте юридической логики кантовского мышления (Аронсон Д.О. Сделки разума: конституция кантовской философии права. М.: Изд. Дом ЯСК, 2020. 240 с.). Предпринято исследование социальных аспектов антропологии Канта, давшее импульс к обоснованию актуальности кантовской антропологии как уникальной эмпирически ориентированной дисциплины (Zhavoronkov A. Die soziologische Rezeption von Kants Anthropologie im 20. Jahrhundert: Probleme und Perspektiven // Studia z Historii Folozofii. 2020. Vol. 2 (11). P. 89‒108). Трактат Канта «К вечному миру», в котором изложены идеи мироустройства, основанного на принципах конфедерации, взятые за основу при создании ЕС, стал отправной точкой для проведенного анализа реальных процессов, происходящих сегодня в европейском сообществе (Быкова М.Ф., Синеокая Ю.В. Идея объединенной Европы в контексте истории философии // Человек. 2020. Т. 31. № 3. С. 71‒115).

Проведена масштабная реконструкция историко-философской концепции Гегеля (Motroshilova N.V. History of Philosophy in Hegel’s System // Palgrave Handbooks in German Idealism / Eds. Marina F. Bykova, Kenneth R. Westphal. Palgrave Macmillan. 2020. P. 485‒520).

Предложено первое систематическое исследование метафорического языка Гераклита, дающее ключ к пониманию фундаментальных философских доктрин Гераклита (Lebedev A.V. A study of conceptual metaphor in Heraclitus: metaphorical codes and models of the cosmos // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2020. Т. 24 (2). С. 843‒884).

В результате анализа понятия «исключение», на примерах из истории философии до конца XIX в., заложен историко-
философский фундамент для новой теории исключений, отсутствующей в современной практической философии (Zhavoron­kov A.G. Foundations of a Philosophical Theory of Exceptions: A Historical Perspective // Journal of Siberian Federal University: Humanities & Social Sciences. 2020. Vol. 13 (8). P. 1405‒1415).

Исследован феномен дружбы как опыт добровольной свободы, создающей человека (Синеокая Ю.В. Дружба как метафизический опыт // Вопр. философии. 2020. № 12. С. 68‒80).

Проведено исследование рецепции философии Хабермаса в России и Германии рубежа XX–XXI вв., осмыслены его концепции демократии, солидарности, единой Европы. В контексте понимания истории философии как центра философского знания проанализирован поворот к постметафизическому мышлению (Мотрошилова Н.В. Ожидаемое и неожиданное в новой книге Юргена Хабермаса «И снова – история философии» («Auch eine Geschichte der Philosophie») // Вопр. философии. 2020. № 8. С. 166‒180).

Введено в научный оборот наследие В.Н. Забугина, ключевой фигуры русской философской итальянистики (Кусенко О.И. Владимир Николаевич Забугин – итальянский рецензент русской мысли // Вопр. философии. 2020. № 10. С. 158‒169).

Доказано, что аргументы, приводимые пропонентами и оппонентами Божественной вневременности, обнаруживают сильные стороны аналитического метода. Приведены аргументы в пользу того, что идея Божественной темпоральности соответствует панентеистическому мировоззрению (Шохин В.К. Почему бы Богу не существовать вне времени? К одной большой дискуссии в аналитической метафизике // Вестник ПСТГУ. Сер. I: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2020. Вып. 89. С. 88‒109).

Показано, что Викторин переосмыслил аристотелевскую концепцию Божественного мышления, соединив с ней плотиновско-
порфириевскую концепцию «сверхмышления» Единого. (Фокин А.Р. Метафизика Божественного мышления у Мария Викторина и ее философские источники // Философия религии: Аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 91‒128)

Проанализирована концепция мудрости как вкуса, предложенная Александром Гэльским (Карпов К.В. Религиозная эпистемология Александра Гэльского и мудрость как чувство вкуса // Вестник ПСТГУ. Сер. I: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2020. Вып. 90. С. 49‒67).

Проанализирован вопрос о параллелях между идеями западных схоластов и иудейских философов XIV–XV вв. на примере Хасдая Крескаса (Слепцова В.В. Хасдай Крескас о Божественном всеведении и человеческом выборе: из компаративной метафизики // Философия религии: Аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 129‒155).

Впервые осуществлено подробное историко-философское исследование естественной теологии Зиновия Отенского (XVI в.) (Шпаковский М.В. Естественная теология Зиновия Отенского в контексте древнерусской философской книжности // Вестник ПСТГУ. Сер. I: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2020. Вып. 92).

Сделаны существенные шаги по популяризации академической философии в рамках открытого проекта Института философии «Философская мастерская», проведены мероприятия в трех циклах проекта («Лаборатория», «Мастер-класс», «Круглый стол») https://iphras.ru/phil_master.htm.

 

 

НАСЛЕДИЕ АРИСТОТЕЛЯ (ПОДГОТОВКА ПОЛНОГО СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ АРИСТОТЕЛЯ)

(руководитель – кандидат филос. наук С.В. Месяц)


Подготовлен комментированный перевод двух ранее не переводившихся на русский язык трактатов Аристотеля «О дыхании» и «О юности и старости, жизни и смерти». В ходе изучения вопроса о возможном единстве двух трактатов и месте, занимаемом ими в сборнике «Parva naturalia», было показано, что вопреки мнению большинства ученых тема юности и старости, вдоха и выдоха, жизни и смерти изначально рассматривалась Аристотелем не в одном или в двух, а в целых трех самостоятельных произведениях, два из которых впоследствии были объединены античными редакторами аристотелевского корпуса в трактат «О дыхании» (Месяц С.В. Трактат «О дыхании» и его место среди малых
естественно-научных произведений (Parva naturalia) Аристотеля // История философии. 2020. Т. 25. № 1. С. 95‒100. Аристотель. О дыхании / Пер. с коммент. С.В. Месяц // История философии. 2020. Т. 25. № 1‒2. С. 101‒110; 106‒121).

Влияние аристотелевских идей на последующую философскую традицию было изучено на примере концепции промысла, приписывавшейся Стагириту античными и христианскими авторами. Было установлено, что эта концепция существовала в двух версиях: если первая ограничивала действие промысла небес­ными сферами, то вторая распространяла его также на землю, утверждая, что промысел поддерживает существование только общих родов и видов существ и не заботится об индивидах и их
нуждах. В ходе исследования было показано, что у самого Аристотеля понятие промысла никогда не применялось по отношению к Богу и миру, но использовалось исключительно в этическом или политико-юридическом контексте, где означало «предусмотрительность», «благоразумие» или «замысел».(Фокин А.Р. Аристотелевская концепция промысла в свидетельствах античных и раннехристианских авторов // Вестник ПСТГУ. 2020. Вып. 91. С. 57‒74).

При изучении формирования логического учения Аристотеля было показано, что наиболее вероятным источником его теории силлогизма и доказательства во «Второй аналитике» был четвертый аргумент в пользу бессмертия души из платоновского диалога «Федон», в частности, применяемый там «метод гипотез». Помимо многочисленных тематических и лексических параллелей между двумя текстами об этом свидетельствует тот факт, что ряд умозаключений Платона удовлетворяет всем условиям, которым должны удовлетворять силлогизмы, чтобы считаться доказательствами, согласно стандартам «Второй аналитики» (Юнусов А.Т. Метод гипотез «Федона» и «Вторая аналитика» Аристотеля: некоторые параллели // Платоновские исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 68‒109).

 

 

ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ (STS): СОЦИАЛЬНО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(руководитель – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук И.Т. Касавин)


Осуществлено исследование науки как процесса производства гуманистических ценностей и их трансляции в обществе. Показаны неустранимость научной коммуникации из науки как профессии и призвания, значимость этической интерпретации научной деятельности, влиятельность науки как политического субъекта. Наука предстает как темпоральный феномен, отнесенный к прошлому и будущему культуры и цивилизации, раскрывается историческая и теоретическая связь науки с историей и философией науки (Касавин И.Т. Наука – гуманистический проект. М.: Весь мир, 2020. 491 с.).

Предложена новая интерпретация «нормальной» и «революционной» науки в концепции Томаса Куна. Показано, что «нормальная наука» у Куна – это центральное понятие истории науки, выстроенной в соответствии с принятой им нормативной интерналистской дефиницией науки (Касавин И.Т. Возвращаясь к Куну: консервативна ли «нормальная наука»? // Epistemology & Philosophy of science / Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 1. С. 6‒19 (соавт.: В.Н. Порус)).

Дано обобщенное представление о природе исторической эпистемологии и выделены ее основные проблемы: априорность исторической реальности, парадоксальность исторического знания и иллюзорность исторического субъекта (Касавин И.Т. Знание и реальность в исторической эпистемологии // Epistemology & Philosophy of science / Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 58. № 2. С. 5‒21).

Определены новые тенденции развития неклассической эпистемологии и философской онтологии; сформулированы характеристики прагматического решения проблемы формализации смысла; дополнены результаты применения концепции «зоны обмена» к анализу динамики науки; приведены аргументы в поддержку признания конститутивной роли философской онтологии в формировании
научных теорий (Столярова О.Е. Философия науки и ее объект: диалектика контроля и автономии // Философия науки. 2020. № 3 (86). С. 60‒71).

Обосновано значение коллективного субъекта научного познания для практик мегасайнс, гражданской науки (citizen science) и научной экспертизы как трансдисциплинарной деятельности (Масланов Е.В. Коллективный субъект научного познания: мегасайенс, гражданская наука, контрэкспертиза // Философия науки. 2020. № 3 (86). С. 3‒14).

Уточнена концепция прагматического и функционального a priori; выявлены их эвристические возможности в качестве инструментов исследования в рамках исторической эпистемологии; сформулировано и обосновано теоретическое противоречие между гражданской и профессиональной наукой в контексте формирования феномена гражданской науки на фоне процесса профессионализации научного знания (Соколова Т.Д. Гражданская наука vs профессиональная наука: Уильям Хьюэлл и The Great Tide Experiment // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2020. Т. 3. № 4. С. 107‒114).

Получены результаты, демонстрирующие несостоятельность ряда направлений в обосновании реализма. В частностности, было показано, что реализм нельзя убедительно обосновать утверждениями о прагматичности реалистской позиции, ее меньшей теоретической проблематичности, ее большей методологической привлекательности и т.д. (Куслий П.С. В поисках обоснования реализма… // Epistemology & Philosophy of science / Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 3. С. 217‒231.)

Исследованы коммуникативные условия развития науки, в частности влияние междисциплинарного взаимодействия на прогресс в гуманитарных науках (Вострикова Е.В. Философия и лингвистика: современные тренды в междисциплинарных исследованиях языка // Epistemology & Philosophy of science / Эпистемология и философия науки. 2020. № 3. Т. 57. С. 201‒216).

 

 

РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ

(руководитель – доктор филос. наук В.В. Петров)


Предпринят герменевтический анализ памятника ранней христианской традиции – апокрифического «Мученичества апостола Петра». Впервые установлена зависимость доктринального ядра «Мученичества» от диалога «Тимей» Платона, в котором говорится о «перевернутом человеке», воспринимающем правое как левое, а истину как ложь. Показано, что в «Мученичестве Петра» платоновский миф истолкован в свете ветхозаветной истории изгнания первого человека Адама из рая: апостол Петр, потребовавший распять себя на кресте в «перевернутом» виде, сделал себя живой иллюстрацией экзистенциальной опрокинутости человека после грехопадения. Обнаруженное в исследовании заимствование представляет собой образец одного из наиболее ярких примеров рецепции и адаптации сочинений Платона раннехристианской богословской традицией. Работа сопровождается переводом «Мученичества Петра» на русский язык (Петров В.В. Опрокинутый человек «Тимея» Платона в апокрифических «Мученичестве Петра» и «Мученичестве Филиппа» // ΣΧΟΛΗ. Филос. антиковедение и классич. традиция. 2020. Т. 14. № 2. С. 535‒566).

Исследовано то, каким образом стоический ригоризм (считавший неморальные блага и зло «безразличными» вещами) может быть совмещен с социальной моралью, предполагавшей, что моральное зло состоит в причинении неморального зла. Впервые предложена объективистская или субъективистская интерпретация: в первом случае речь идет о причинении того, что объективно является злом, а во втором – о причинении того, что субъективно считает злом сам агент (Серегин А.В. Интенционализм Сенеки и возможность социальной морали в контексте стоической этики // История философии. 2020. Т. 25. № 2. С. 5‒15).

Исследовано учение об обонянии, изложенное Платоном в диалоге «Тимей». Показано, что, по Платону, запах есть смесь воды и воздуха, а не конгломерат неправильных многогранников. Сделан
вывод о том, что запахи не имеют видов и названий потому, что не принадлежат к одной-единственной стихии. В свете этой реконструкции теория запаха и обоняния Платона представлена как ближайшая предшественница теории обоняния Аристотеля (Волкова Н.П. Безымянные запахи: теория обоняния в «Тимее» Платона // ΣΧΟΛΗ. Филос. антиковедение и классич. традиция. 2020. Т. 14. № 2. С. 709‒727).

Выявлены и проанализированы познавательные стратегии, способы формализации и структурирования знания, реализованные в деривационном словаре, этом малоизученном объекте интеллектуальных практик европейского Средневековья (Кульпина А.В. Словарь рукописный и печатный: об инкунабулах «Католикона» Иоанна Генуэзского // Библия Гутенберга и начало нового времени. М., 2020. С. 89‒96).

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

(руководитель – доктор филос. наук А.Ю. Севальников)


Проведена работа по изучению теоретического наследия К. фон Вайцзеккера – автора масштабной программы реляционного построения физики. Впервые в российской литературе критически проанализированы работы этого немецкого философа и физика, связанные с обоснованием современной физики. Отталкиваясь от ряда онтологических и эпистемологических идей, связанных с понятиями причинности, необратимости, возможности обоснования опыта и ряда других, ученый приходит к выводу о первичности времени в современной физике. На основе понятия структуры времени он вводит понятие Перво-альтернативы. Он показывает, как, исходя из этого понятия, можно построить квантовую механику и уже на ее основе получить теорию относительности с ее реляционным пространством-временем, что прямо соотносится с философскими идеями Лейбница, Маха и Эйнштейна. Показаны как положительные черты нового подхода Вайцзеккера, так и его недостатки, связанные с рядом нерешенных проблем. Указаны ходы философской мысли, в рамках которой эти недостатки преодолеваются (Севальников А.Ю., Родина А.В. Реляционная программа построения физики К.Ф. фон Вайцзеккера // Метафизика. 2020. № 2 (36). С. 131‒143).

Впервые высказана идея, что для открытия и изучения популя­ционных эффектов полезно ввести в составе сложившейся философии науки новый раздел – «философию коллективной науки». Рассмотрен вопрос о неоднородной структуре научных сообществ и их составленности из «когорт науки». «Когорты науки» разведены на: «структурные» и «неформальные», когорты «малой» и «большой» (Мегасайенс) науки (Крушанов А.А. В чем смысл проекта «Философии коллективной науки»? // Вопр. философии. 2020. № 12. С. 115‒123).

Одной из функций философии по отношению к точным наукам выступает критическая функция. В этом аспекте рассмотрена экспансия цифровых вычислительных технологий на все сферы человеческой жизни, в том числе в широкую научную практику. Этим обусловлено проведение специального исследования, посвященного философской критике вычислительного подхода в науке (Родин А.В. Вычисления в природе и природа вычислений // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 129‒133).

 

 

НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ

(руководитель – доктор полит. наук М.М. Федорова)


Осуществленный анализ когнитивного поворота современной политической философии, связанного с влиянием социальной эпистемологии с ее тяготением к междисциплинарности, позволил наметить пути преодоления индивидуалистического крена в познании общественно-политических процессов. Обоснован вывод о том, что представление о естественной установке в познании стимулирует трансформационные процессы в современной науке и одновременно влияет на социально-политические практики (Мюрберг И.И. Идеология имеет значение: европейская политическая философия в поисках концепции идеологии XXI в. // Философская мысль. 2020. № 8. С. 39‒59).

Обоснована гипотеза о характере и путях влияния исторических и историософских взглядов на политическую теорию, позволившая по-новому осмыслить как кризис общественно-политического проектирования, презентизм, так и обилие мемориальных практик. Эти процессы, подкрепляемые информационными технологиями, ведут к серьезным изменениям политической культуры и к усилению в ней когнитивных элементов (Федо­рова М.М. Современность. Несовременность. Архаизм // Кас­пийский регион. Политика. Экономика. Культура. 2020. № 2 (63)
С. 110‒119).

Проведенные исследования новейших артикуляций теоретического базиса идеологий с политическими практиками показали, что консервативная этика может дать инструменты для изменения систем социальной политики с целью их адаптации к современным демографическим изменениям (Подольский В.А. Отношение к социальной политике в американской консервативной мысли // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15. № 4. С. 195‒218).

Сформулирована концепция аутентичного развития для России, которая включает в себя проект переустройства эколого-экономической, политической и социальной сфер российского общества, что дает основания различным участникам международных отношений для общего поиска самостоятельного для каждого пути развития, альтернативного навязанному доминирующими на глобальном уровне силами (Ильинская С.Г. Аутентичное развитие: ключевые аспекты концепта // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: «Политология». 2020. Т. 22. № 1. С. 116‒133).

Сделан вывод о целесообразности замены транзитологической парадигмы 1990-х – начала 2000-х гг. подходом, рассматривающим постсоветское развитие как переход к новому типу авторитаризма, позволяющим органично вписать изучение постсоветского пространства в более широкое поле сравнительной политологии (Летняков Д.Э. Концептуализация режимных трансформаций на постсоветском пространстве: некоторые промежуточные итоги // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: «Международные отношения». 2020. Т. 13. № 3. С. 374‒393.)

 

 

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ: ТРАДИЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ

(руководитель – доктор филос. наук А.А. Кара-Мурза)

 

Исследованы обстоятельства пребывания на берегах Неаполитанского залива весной 1876 г. В.С. Соловьева, 120-летие кончины которого отмечалось в 2020 г. Именно там Соловьев написал основные фрагменты своего религиозно-философского трактата «Sofia» (Кара-Мурза А.А. Сорренто Владимира Соловьева (1876). М.: Аквилон, 2020. 80 с.).

Продолжено изучение концепции русского северянства на примере творчества Бориса Пастернака и Ивана Ореус-Коневского. О «северянстве» Пастернака многократно свидетельствует он сам в своих автобиографических произведениях «Охранная грамота» и «Люди и положения». Показано, что «зимняя тема» доминирует в поэзии и прозе Пастернака, в философии творчества, посвященной его знаменитым современникам – Толстому, Маяковскому, Цветаевой. Также показано, что знаковой фигурой «русского северянства» на рубеже XIX–XX вв. стал молодой русский поэт Иван Коневской (И.И. Ореус). Рассмотрено формирование в России Серебряного века настоящего «культа Коневского» (Кара-Мурза А.А. Россия как «Север»: проблемы цивилизационной идентичности в философии Бориса Пастернака (к 130-летию со дня рождения) // Философский журнал. 2020. Т. 13. № 2. С. 5‒18; Кара-Мурза А.А. Поэт-философ Иван Ореус-Коневской – культовая фигура «русского северянства» Серебряного века // Человек. 2020. Т. 31. № 3. С. 155‒172).

Рассмотрен вопрос о становлении «северянской» самоидентификации Тургенева. Исследован вклад Тургенева в развитие либеральной теории в России, в особенности в правовое направление (Кара-Мурза А.А. «Русское северянство» Николая Тургенева (молодые годы) // Полилог / Polylogos. 2020. T. 4. № 1. URL: https://polylog.jes.su/s258770110009842‒8‒1; Чижков С.Л. Идея права и правовое будущее России. К вопросу о философско-правовых взглядах Николая Ивановича Тургенева // Полилог / Polylogos. 2020. T. 4. № 1. URL: https://polylog.jes.su/s258770110009989‒9‒1; Чижков Н.С. Николай Иванович Тургенев о необходимости решения крестьянского вопроса в России // Полилог / Polylogos. 2020. T. 4. № 1. URL: https://polylog.jes.su/s258770110009980‒0‒1).

В рамках продолжающегося исследования русского позитивизма рассмотрено творчество В.А. Базарова (Руднева) (Локтио­нов М.В. Русский позитивизм. Теория познания В.А. Базарова в свете «русского эмпириокритицизма» // Полилог / Polylogos. 2020. T. 4. № 4. URL: https://polylog.jes.su/S258770110013294‒5‒1).

В рамках дискуссий о «войнах памяти» проанализирован ряд характерных практик (вос)производства и интерпретации исторических сюжетов в российских средствах массовой коммуникации – в интернет-версиях «традиционных» СМИ, а также в «новых медиа» (паблики и т.д.). Сделан вывод, что историческая память вновь становится полем битвы политических сил (Шарова В.Л. Непостоянное прошлое: историческая память как политический инструмент в электронных массмедиа современной России // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. № 9 (95). URL: https://history.jes.su/s207987840012292‒0‒1).

 

 

ЭТИКА: ТРАДИЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ

(руководитель – доктор филос. наук Р.Г. Апресян*)

 

Исследован феномен прощения и особенности его этико-философского анализа. Проведенная очно-заочная дискуссия, посвященная феномену прощения, показала, что важным методологическим условием этического анализа прощения (как и любого другого морального феномена) является базовое определение морали, ее функции в жизни человека и сообщества и содержания тех ценностей, посредством которых эта функция осуществляется. Природа морали и ее нормативно-этический состав может трактоваться по-разному, но анализ прощения должен встраиваться в это понимание, и прощение должно раскрываться в контексте определенным образом трактуемой морали, ее функционала, ее ценностно-императивного содержания. Обнаружившиеся в дискуссии различия в подходе к пониманию прощения обусловлены различным
пониманием участниками дискуссии природы морали (Апре­сян Р.Г.* Прощение: условия этического анализа // Вопр. философии. 2020. № 10. С. 28‒35; Артемьева О.В. Эта мнимая идея самопрощения // Человек. 2020. Т. 31. № 4. С. 128‒146).

Проведенный анализ результатов научных исследований когнитивных процессов, обеспечивающих моральные реакции и решения, позволил выявить их эвристический потенциал для развития философии морали. Сделан вывод о том, что необходимы выверенные точки соприкосновения между наукой и философией в понимании природы морали (Апресян Р.Г.* Нейроэтика: вызовы и недосмотры // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. IV. № 1. С. 13‒23).

Анализ различных интерпретаций идеи самопрощения и соотнесение их с определенным пониманием морали показал, что в этическом смысле идея самопрощения в отличие от идеи прощения является мнимой (Артемьева О.В. Эта мнимая идея самопрощения // Человек. 2020. Т. 31. № 4. С. 128‒146).

Идея тождества поступка-поступающего и принятие абсолютности запрета на убийство, выведенного из компетенции разума и не опосредованного моральными нормами и ценностями, отвечает на вопрос о возможности моральной философии после Аушвица (Зубец О.П. Как мыслить совершившему немыслимое // Философский журнал. 2020. Т. 13. № 2. С. 19‒34; Зубец О.П. Попытка нацистского судьи Моргена: мораль в механике Аушвица // Этич. мысль / Ethical Thought. 2020. Т. 20. № 2. С. 69‒79).

Установлена преемственность между греко-римскими практиками самопознания и католической практикой «испытания совести»; отмечено влияние риторики и мнемотехнических методов тренировки памяти на практики анализа нравственного сознания XVI–XVII вв. (Корзо М.А. Католическая практика «испытания совести»: теоретические и религиозно-культурные аспекты // Этич. мысль / Ethical Thought. 2020. Т. 20. № 1. С. 69‒81.)

Проанализированы ключевые положения и аргументы этической интерпретации аристотелевской концепции рабства по природе, выявлены ее преимущества перед социально-политической интерпретацией (Платонов Р.С. Этическая трактовка концепции рабства по природе в философии Аристотеля // Этич. мысль / Ethical Thought. 2020. Т. 20. № 2. С. 19‒36).

Продемонстрировано, что этика добродетели не является оптимальной формой выражения нормативного содержания, связанного с понятием «справедливость», а дарвинистские проекты в социальной этике позволяют выявить одну из важных границ применения понятия «справедливость» (Прокофьев А.В. Справедливость: добродетель или принципы? // Человек. 2020. Т. 31. № 3. С. 25‒44).

 

ЭСТЕТИКА И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В XXI ВЕКЕ

(руководитель – кандидат филос. наук Е.В. Петровская)

 

Анализ истоков новейшей чувственности показал, что их следует искать в масштабных трансформациях эпохи модерна. Вопрос ставится так: как революция меняет традиционные эстетические категории? На искусствоведческом материале (наследие Аби Варбурга) исследована возможность концептуализировать иное время по сравнению c историческим. Речь идет о следах повторяющегося аффективного опыта, присутствующих в изображении (Петровская Е.В. Фотография: формулы памяти // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 1 (38). С. 166‒177). Революция интерпретируется как процесс «большой длительности». Ее знаки располагаются вне режима человеческого восприятия: они находятся в зоне «общего чувства», возникающего у глобальной аудитории, захваченной революцией как зрелищем (Aronson O. Preliminary Remarks toward a Formal Understanding of Revolution // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 521‒533). В условиях современных революций сама перформативная речь выступает отголоском коллективного действия (Petrovsky H. Revolution without Revolution (On the Events in France) // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 511‒520), а «общее чувство» оборачивается действием, основанным на равенстве и солидарности (Аронсон О.В. От логики общего чувства к эстетике равенства // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 35‒47).

В ходе анализа текстов французских символистов было выявлено, что их эстетические идеи символизации в искусстве, его метафизической сущности и анагогической миссии востребованы современной культурой (Маньковская Н.Б. Лебедь, закованный льдом. Эстетические воззрения Стефана Малларме // Художественная культура. 2020. № 1 (32). С. 1‒28; Маньковская Н.Б. Нар­цисс в зеркальных отражениях. Символистская эстетика Андре Жида // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 71‒84). Проведенный анализ эстетики и художественной практики раннего французского романтизма раскрыл те их черты, которые послужили предтечами символизма (Маньковская Н.Б. У истоков французского романтизма. Эстетические взгляды Рене де Шатобриана // Художественная культура. 2020. № 3 (34). С. 8‒43).

С помощью пострецептивной герменевтики было показано, что художественный символ оказывает существенное влияние на формирование конкретного живописного образа. Выявлены основные тематические линии, которые выводят изображение из узкомиметического контекста и возводят к невербализуемым смыслам (Бычков В.В. Некоторые эстетические аспекты искусства символистов // Философия и культура. 2020. № 2. С. 50‒65; Бычков В.В. Метафизика пейзажа в символистском искусстве // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 53‒70).

Впервые показано, что осуществленный Гуссерлем анализ проблемы восприятия цвета является важнейшей предпосылкой феноменологической концепции интенциональности эстетического сознания (Кормин Н.А. Искусство и эстетические структуры метафизики цвета // Культура и искусство. 2020. № 5. С. 47‒76).

 

СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНИЯХ О ЧЕЛОВЕКЕ

(руководитель – доктор филос. наук Э.М. Спирова)

 

Проанализированы подходы современной постнеклассики к основным концептам классической антропологии. Доказано, что, прибегая к отрицанию понятия «человеческая природа», мы, по сути,
отказываемся от постижения человека. Выявлено, что истоки современного антропологического кризиса лежат в недостаточности метафизического мышления (Гуревич П.С. Концепты постнеклассической антропологии // Мифология века НТР: утопии, мифы, надежды и реальность новейших направлений науки. От Франкенштейна и элик­сира бессмертия до «биокиборгов» и «постчеловека» / Отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2020. С. 187‒215).

Прослежена трансформация представлений о соотношении человека и вещи: от противопоставления этих понятий до овеществления человека. Особое внимание уделено современным дискуссиям о границах между животностью и человечностью (Спирова Э.М. Человек и вещь: опыт философской экспертизы // Спирова Э.М. Человек и вещь: опыт философской экспертизы // Мифология века НТР / Отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2020. С. 286–301).

Рассмотрено отношение к человеку как техническому устройству в цифровой реальности, приведшее к утрате интереса к его уникальному личностному содержанию (Спирова Э.М. Апофеоз безличного в цифровой реальности // Вестн. Вятск. гос. ун-та. Философия, педагогика, психология. 2020. № 2. С. 7‒16). Дана критическая оценка представлений Ю.Н. Харари о человеке как наборе алгоритмов, подверженном неограниченному переконструированию (Егорова И.В., Спирова Э.М. Философствующий автомобиль // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2020. № 4. Сер.: «Филос. науки». Вып. 55. С. 10‒16).

На примере концепции Г. Андерса показано развитие идей «негативной антропологии» в XX в. Несовершенство человеческой природы осмыслено им через противопоставление человека технике и переживание «прометеевского стыда» как чувства неполноценности. Прослежена перекличка взглядов Г. Андерса и Ж. Бодрийяра, проанализировавшего судьбу прометеевского проекта в современной цифровой «реальности» (Спирова Э.М. «Негативная антропология» Гюнтера Андерса, или кризис прометеевского проекта // Вестн. Калмыцк. ун-та. 2020. № 4. С. 134‒143).

Изучена дуальность сакрального и профанного в философии Ж. Батая. Вводя категории непрерывности и запрета, «разрывающие» эту дуальность, он констатирует не просто амбивалентность объективного, а его динамическую субъективность (Стороженко Н.В. Противоречия понятий запрета и непрерывности в философских работах Жоржа Батая // Человек. Культура. Образование. 2020. № 1. С. 23‒32).

Исследована проблема ограниченности личностного мира человека в концепции К. Ясперса. Выявлено, что одним из сущностных
свойств человека является непрерывное искание целостности и полноты бытия, которое раскрывается через переживание уязвимости (Голиков К.В. Экзистенциальная истина: о личном без границ // Вестн. Мининск. ун-та. 2020. Т. 8. № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1155/812).

 

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВРЕМЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

(руководитель – доктор филос. наук М.С. Киселева)

 

Дан анализ истории междисциплинарности в проектных прак­тиках советских философов и гуманитариев 60‒70-х гг. ХХ в.: развитие эргономики, Загорский эксперимент. Показана специфика понятия проективность в его применении к человеку времени поиска нестандартных решений, когда его способности (целеполагания, моделирования, проектирования) направлены к созданию новой реальности. Сделан вывод: междисциплинарность и проективность реализуются как в спланированном проекте, так и в коммуникативном пространстве, где задачи участников не заданы (Степанова Г.Б. Практики применения деятельностного подхода и реализация методологии междисциплинарности в 60‒70-е годы ХХ века // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 2. С. 119‒133).

Показано, что применимость точных научных методов к социальным дисциплинам зависит от выбранной концепции социальной реальности (социальной онтологии). Критическое рассмотрение онтологической позиции реалистической концепции Тони Лоусона позволило предложить разработку вычислительного подхода к социальной онтологии (Mikhailov I.F. Social Ontology: Time to Compute // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер.: «Философия. Со­циология. Политология». 2020. № 55. С. 36‒46).

Показано, что символизм и целесообразность относятся скорее к интерпретациям человеком вычислительных процессов, чем к самим процессам. Предложен вариант вычислительного подхода для исследования сложных самоорганизующихся систем (Михайлов И.Ф. Вычислительный образ науки // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Т. XVII. № 3. С. 81‒88).

Выдвинута гипотеза: технократизм (ценности экономической эффективности, менеджмента, информационных технологий и т.д.) доминирует в современном образовании; сокращение гуманитарной составляющей высшего образования сужает кругозор и функционализирует мировоззрение студента. Эмпирическое исследование подтвердило, что превалирование у студента той или иной ценностной позиции (ориентация на нравственные принципы, самореализацию или достижение высокого социально-экономического статуса) во многом определяет его отношение к образованию, гуманитаристике и технократическому мышлению. Вывод: гуманистические ценности слабо включены в смысловые и мотивационные структуры личности студента; авторитет технократизма (отлаженные алгоритмы решения, выбор эффективного способа достижения результата) более значимы в мотивации их деятельности (Степанова Г.Б. Студенты о гуманитарных науках и технократическом мышлении // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 4. С. 145‒157).

Рассмотрена когнитивная герменевтика как дициплинарно/междисциплинарная область современного знания о человеке, базирующаяся на его когнитивных способностях (понимание, объяснение, познание, знание). Определены ее границы и намечены эпистемологические перспективы. Предлагается типология понимания и выясняется роль каждого типа в познании (Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика: знание и понимание // Вестн. Моск. городского педагогического ун-та. Сер.: «Философские науки». 2020. Т. 35. № 3 (35). С. 54‒61).

Проблема «конфликта интерпретаций» рассмотрена как case-study текстов Н.И. Тургенева (дневники, письма, экономические труды). Сделан вывод, что его личный опыт участия в движении декабристов противоречил сформированным и принятым в обществе оценкам его взглядов и его участия в этих событиях (Пилюгина М.А. Идеи Н.И. Тургенева и его участие в движении декабристов // Полилог / Polylogos. 2020. Т. 4. № 1. URL: https://polylog.jes.su/S258770110009979‒8‒1.

 

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–НАЧАЛА XXI ВВ.: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

(руководитель – кандидат филос. наук И.Д. Джохадзе)

 

В коллективном исследовании, посвященном проблемам метафизики, выявлены причины кризиса метафизического способа философствования, рассмотрены различные варианты как «возрождения», так и «преодоления» метафизики, обсуждавшиеся западными мыслителями ХХ–XXI вв., доказана теоретическая несостоятельность и контрпродуктивность некоторых из этих проектов (Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг, А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. 307 с.).

Прослежены аналогии между средневековой схоластикой и современной аналитической философией в подходах к решению эпистемологических и общефилософских проблем, связанных с определением статуса и типологизацией «ментальных сущих» (Вдовина Г.В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. М.; СПб.: Изд-во СПбДА; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 415 с.).

На материале классических произведений А. Бергсона, Г. Марселя, Х. Ортеги-и-Гассета и других представителей западной философии жизни, экзистенциализма и спиритуализма начала ХХ в. исследовано становление «экзистенциально-персоналистической» традиции мысли в ее противостоянии рационализму (Визгин В.П. От пирамид к сельве: западная мысль в поисках идентичности. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 496 с.).

Раскрыта специфика философско-антропологического подхода П. Рикёра к решению проблем современной цивилизации, рассмотренных в этическом, социальном и теологическом ракурсах (Вдовина И.С. Поль Рикёр о совместном бытии людей // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 2. С. 47‒61).

На примере исследования К. Занфи «Бергсон и немецкая философия 1907‒1932» рассмотрены некоторые принципы разработанной М. Эспанем методологии культурного трансфера, альтернативной компаративизму. Показано, что диалоги с немецкими философами, а также опыт Первой мировой войны существенно повлияли на эволюцию взглядов А. Бергсона, что нашло отражение в его этико-религиозной концепции. Дана оценка роли М. Шелера в развитии германо-французских философских контактов в начале ХХ в. (Блауберг И.И. Сквозь призму культурных трансферов: Бергсон и философия в Германии // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 178‒188.)

Анализ теории объектных отношений Р. Фэйрберна представлен в очерке о жизни и творчестве британского психоаналитика, предваряющем публикацию его избранных произведений. Показано, что идеи Фэйрберна, в особенности его критика классического фрейдизма, оказали влияние на М. Кляйн, Д. Винникотта, Г. Гантрипа и сыграли существенно важную роль в развитии западного психоанализа второй половины ХХ в. (Фэйрберн Р.В.Д. Избранные работы по психоанализу / Пер. с англ. В.В. Старовойтова и др. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020. 318 с.)

 

 

СИСТЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ АЗИАТСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

(руководитель – доктор филос. наук В.Г. Лысенко)

 

Выявлены особенности понимания предмета философского знания и способов существования философии в Индии, Китае, Японии и в арабо-мусульманской традиции (Рыков С.Ю. Древнекитайская… философия ли? // Вопр. философии. 2020. № 7. С. 156‒170; Лысенко В.Г. Опыт йоги и медитации как предмет философии в Индии // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 161‒176; Карелова Л.Б. Танабэ Хадзимэ: философия как путь покаяния // Концепт: философия, религия, культура. 2020. № 3. С. 7‒18; Ефремова Н.В., Ибрагим Т.К. Об авиценновской рецепции «Категорий» Аристотеля // Orientalistica. 2020. Т. 3. № 2. С. 403‒427; Т. 3. № 3. С. 733‒764; Т. 3. № 4. С. 1027‒1053).

Проведен системный анализ проблем существования субъекта и способов аргументации в буддийской философии, философско-мировоззренческих основ исламского реформаторства в Индии и Пакистане (Титлин Л.И. Отрицает ли буддистское учение о не-«я» понятие субъекта? // Философская мысль. 2020. № 10. С. 42‒58; Степанянц М.Т. Философско-мировоззренческие основания политического ислама Индии и Пакистана // Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 1. С. 127‒146).

Определение принципов философского синтеза различных традиций, взаимодействия различных типов рациональности было сделано на примерах арабо-мусульманского перипатетизма, японской Киотоской школы и истории контактов китайской и западной медицины (Ефремова Н.В. О влиянии фальсафы на западноевропейскую философию // Прошлое и настоящее исламской философии. Избранные статьи участников научного семинара «Сагадеевские чтения» (2009‒2019). М.: ООО «Садра», 2020. С. 77‒86; Карелова Л.Б. Философия Гегеля и диалектика абсолютного и относительного у Нисиды Китаро и Танабэ Хадзимэ // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 189‒199; Рубец М.В. Столкновение двух типов ра­циональности на примере контакта западной и китайской медицины (XIX–XXI вв.) // Философская мысль. 2020. № 9. С. 45‒58).

Исследована проблема полисемии как одного из способов расширения смыслов текста в китайской культуре (Рубец М.В. Многозначность как способ создания нелинейного текста в китайской языковой культуре // Идеи и идеалы. 2020. № 4. С. 11‒24).

Впервые проведено комплексное исследование межкультурной философии, сосредоточенной на поиске новых альтернатив при решении универсальных проблем современного общества с использованием потенциала различных философских традиций (Степанянц М.Т. Межкультурная философия: истоки, методология, проблематика, перспективы. М.: Наука‒Вост. лит., 2020. 183 с.; Stepaniants Marietta. La philosophie interculturelle // Regards russes et français sur les philosophies asiatiques. Sous la direction d’Alain Rocher. Bordeou: MSHA, 2020. P. 43‒61; Степанянц М.Т. Межкультурная философия как эпоха, схваченная в мысли // Философский полилог: журнал Международного центра изучения русской философии. 2020. № 1 (7). С. 11‒25).

Поставлена проблема формирования глобальной «грядущей» философии международных отношений при включении незападных эпистемологических, этических и иных релевантных философских концепций (Кочеров О.С. Грядущая философия международных отношений и апофатическая демократия Фреда Даллмайра // Полис. Политические исследования. 2020. № 6. С. 163‒172).

Сформулированы основные общеметодологические установки историко-философского анализа текста на материале китайского классического наследия (Рыков С.Ю. История философии не как философия: как читать древнекитайский текст // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 3. Ч. 1. С. 36‒56).

 

 

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ И ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ПРОБЛЕМНЫЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ

(руководитель–академик РАН, доктор филос. наук Смирнов А.В.)

 

Рассмотрены достижения современной когнитивной антропологии в области взаимосвязи структуры языка и познавательных процессов (Бородай С.Ю. Язык и познание: введение в пострелятивизм. М.: ООО «Садра»: Изд. Дом ЯСК, 2020. 800 с.).

Представлен анализ понятия «арабский разум» в Новое время (Фролова Е.А. «Арабский разум» в исламской культуре. От Средних веков к Новому времени // Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 1. С. 107‒126). Изучены взгляды арабских мыслителей XX в. на феномен революции (Фролова Е.А. Революция в свете исторического опыта арабских стран // Революция и эволюция в исламской мысли и истории: сборник статей / Отв. ред. Ю.Е. Федорова. М.: ООО «Садра», 2020. С. 15‒22).

Показано, что советская и российская школы исламоведения внесли большой вклад в формирование объективного представления о философии ал-Газали (Насыров И.Р. Абу Хамид ал-Газали в отечественном исламоведении: советский и раннепостсоветский периоды. Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 1. С. 147‒160; Насыров И.Р. Абу Хамид ал-Газали в отечественном исламоведении (конец XX – начало XXI в.). Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 2. С. 107‒122).

Реконструирована система философских взглядов Махмуда Шабистари (Лукашев А.А. Мир смысла в немногих словах. М.: ООО «Садра», 2020. 320 с.). Изучены элементы суфийского дискурса Фарид ад-Дина ‘Аттара (Федорова Ю.Е. К вопросу о философском контексте поэм Ф. Аттара // Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 1. С. 179‒190). Определены механизмы формирования персоязычной философской терминологии (Корнеева Т.Г. Становление персоязычной философской терминологии: эволюция или революция? // Революция и эволюция в исламской мысли и истории: сборник статей / Отв. ред. Ю.Е. Федорова. М.: ООО «Садра», 2020. С. 374‒390).

Проанализированы особенности восприятия в европейской религиозно-философской мысли одной из важнейших концепций еврейского мистицизма, представления о проявлении Абсолюта в антропоморфной форме предвечного человека (Бурмистров К.Ю. «Небесный Адам» и еврейская каббала в европейской религиозно-философской мысли конца XVII – начала XVIII вв. // Филос. журнал / Philosophy Journal. 2020. Т. 13. № 2. С. 49‒67). Показано влияние этой концепции на антропологические взгляды протестантских мыслителей конца XVII в. (Бурмистров К.Ю. «Моисей Германский» и иудейско-христианские отношения эпохи раннего Просвещения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2002. Вып. 90. С. 87‒113).

 

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ:

ПЕРВОИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПУБЛИКАЦИИ

(руководитель – кандидат филос. наук А.В. Черняев)

 

Показано, что основными начинаниями Института философии АН СССР в годы Великой Отечественной войны стали разработка истории отечественной философской мысли и создание нового учебника формальной логики, – эти направления научно-исследовательской деятельности продемонстрировали свою актуальность в свете вызовов военного времени и перспективность с точки зрения долгосрочного развития науки (Черняев А.В. Перед лицом исторических вызовов: деятельность советских философов в годы Великой Отечественной войны // Вопр. философии. 2020. № 12. С. 175‒181; Корсаков С.Н. Боевые подвиги и боевые награды сотрудников Института философии РАН на фронтах Великой
Отечественной войны // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. № 2. С. 126‒146). Проанализирована позиция ряда русских мыслителей-эмигрантов в отношении войны СССР и Германии; выявлены биографические и философские предпосылки осмысления Великой Отечественной войны в творческом и эпистолярном наследии С.Л. Франка и Б.Б. Беккера (Цыганков А.С. Великая Отечественная война глазами русской философской эмиграции: С.Л. Франк и Б.Б. Беккер // Вопр. философии. 2020. № 12. С. 182‒186).

Осуществлена историко-философская реконструкция голландского эпизода философской биографии С.Л. Франка; выявлено место и значение «голландского текста» в его творчестве; переведены и опубликованы недоступные прежде русскоязычному читателю голландские статьи С.Л. Франка, а также архивные конспекты его лекций, прочитанных в Голландии (Цыганков А.С., Оболевич Т. Голландский эпизод в философской биографии С.Л. Франка (новые материалы). М.: ИФ РАН, 2020. 336 с.).

В рамках освещения истории пребывания Н.А. Бердяева в Берлине сразу после его высылки из России (1922‒1924) раскрыты установившиеся в тот период философские связи русского мыслителя с представителями западной философской традиции (О. Шпенглер, Ф. Либ, Ж. Маритен, Г.А. фон Кейзерлинг и др.) (Черняев А.В., Бердникова А.Ю. Кризис ренессансного типа культуры в русской и зарубежной мысли: идейные источники трактата Н.А. Бердяева «Новое Средневековье» // Вестник славянских культур. 2020. № 58. С. 72‒83; Черняев А.В., Бердникова А.Ю. Основные вехи рецепции идей трактата Н.А. Бердяева «Новое Средневековье» на Западе // Вестник РХГА. 2020. Т. 21. № 3. С. 166‒177).

 


* Включён в реестр иностранных агентов по решению Минюста России от 09.12.2022.