Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор античной и средневековой философии и науки
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2014 » Сектор античной и средневековой философии и науки

Сектор античной и средневековой философии и науки

Научный отчет за 2014 год

Сектор античной и средневековой философии и науки

Зав. сектором – доктор филос. наук В.В. Петров

 

Впервые в историко-философских исследованиях для анализа памятников философской и научной мысли задействованы подходы и практики постструктурализма. Доказано, что текст Ареопагитик – важнейшего для последующих эпох корпуса сочинений, созданного на рубеже V–VI вв. н. э. с целью синтеза поздне-античного (нео)платонизма и христианского богословия – представляет собой яркий образец интертекстуального подхода, при котором текст сознательно конструируется автором как отсылающий одновременно к двум разным традициям и формируется с возможностью вариативности прочтений в зависимости от интерпретирующего контекста. Таким образом преодолевается тупик монологизма, при котором исследователи, принадлежащие к одному из научных направлений, на протяжении полутора веков не могли прийти к согласию со своими коллегами из других школ (Петров В.В. Вторая речь Сократа из Федра Платона как фон для литургической метафизики Ареопагитского корпуса).

 

В рамках сравнительного анализа теории цвета Иоганна Вольфганга Гёте и Исаака Ньютона показано, что причиной расхождения между обеими теориями является различие в методологических установках двух естествоиспытателей и их представлении о природе научного знания. Если Гёте рассматривает физику как феноменологическую науку, призванную возвести все наблюдаемые частные явления к «явлениям более высокого порядка» или «прафеноменам», то Ньютон объясняет наблюдаемое в опыте с помощью идеальной математической модели, обусловленной заранее имеющимися у него взглядами на природу того или иного естественного процесса (Месяц С.В. Гёте и Ньютон: спор о цвете).

 

Выделен иррациональный элемент в интерпретации Плутархом центрального пассажа в диалоге Платона «Тимей», посвященного устроению Мировой души Демиургом. Доказано, что Плутарх рассматривает душу как смесь четырех сущностей (а не трех, о которых прямо говорит Платон) и допускает существование злого варианта Мировой души. Сделан вывод о том, что нельзя считать Плутарха сторонником дуалистического воззрения на душу: скорее его надлежит рассматривать как оппортуниста в вопросах метафизики, сосредоточенного в первую очередь на этических интересах (Волкова Н.П. Иррациональный элемент в Мировой и индивидуальной душе согласно Плутарху из Херонеи).

 

Проанализирована содержательная специфика платоновской концепции блага в контексте его этического перфекционизма. На примере множества платоновских текстов показано, что понятие блага включает для Платона три аспекта: благо есть «добродетель» или «порядок», характерный для каждого класса сущих (соответственно, моральная «добродетель» есть определенный «порядок» души); благо есть то, что способствует сохранению сущего; и, наконец, благо есть то, что позволяет сущему хорошо выполнять его ergon или телеологическую функцию (Серёгин А.В. Перфекционистская концепция блага в платоновской этике).

 

Исследованы различные концепции отношения между элементами реальности, мышления, устной и письменной речи, которые разрабатывались в средневековой и преимущественно постсредневековой европейской схоластике. Выяснено, что линия развития этих концепций шла от простой трехчастной схемы Аристотеля к формулированию сложных нелинейных отношений между указанными элементами, основанных на их структурно-семантическом соответствии (Вдовина Г.В. Реальность, речь и алфавитное письмо в схоластической традиции).