Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор восточных философий
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор восточных философий

Сектор восточных философий

Научный отчет за 2013 год

Сектор восточных философий

Зав. сектором – доктор филос. наук В.Г. Лысенко

 

Выявлено своеобразие подходов мыслителей России, Запада, дальневосточной (главным образом, китайской), индийской и исламской цивилизаций к общетеоретическим проблемам соотношения философии и науки. Поставлены проблемы необходимости расширения горизонтов философии и науки и выработки новых стратегий научно-технического и цивилизационного развития, а в связи с этим и новых ценностей и мировоззренческих ориентиров, условием формирования которых должен стать диалог культур (Философия и наука в культурах Востока и Запад / Под ред. М.Т.Степанянц).

 

Серьезным изъяном современной системы школьного и вузовского образования является его европоцентристский характер. Сотрудниками Сектора и Института под руководством М.Т.Степанянц разработано новаторское учебное пособие «Диалог культур» для школьников старших классов. Задача курса – познакомить подрастающее поколение с ценностными основаниями китайской, буддистской, исламской, западной, российской цивилизаций и их соотнесенностью с узловыми концептами современного мирового культурного диалога (Диалог культур: Прогр. учебн. курса для 9–10 кл. негосударств. общеобразоват. учреждений ОАО «РЖД» / Под ред. М.Т.Степанянц).

 

Впервые представлена в целостном виде история философии эпохи Хань, проанализированы основные школы и направления. Показано, что если в предшествующий период философия шла по пути разделения на различные философские направления (соперничество «ста школ»), то в эпоху Хань требовалась единая унифицированная идеология, поддерживающая государственные институты, которой стало ханьское конфуцианство, соединившее в себе идеи легизма, натурфилософии, ицзинистики, даосизма (Анашина М.В. Философия эпохи Хань: Учебн. пособие).

 

Проанализирован ключевой термин онтологического учения поздних моистов – «объект» (ши). Высказано предположение о том, что поздние моисты предоставили альтернативную по отношению ко всей остальной древнекитайской философской мысли онтологическую теорию, основанную не на представлении о воздухоподобной первосубстанции-ци, трансформации которой порождают разные по качеству вещи (традиционные идеи), а на понятии «свойства» (цзянь-бай, ли или чжуан). Показано, что эта онтология не вводит никакую специальную субстанцию, а оперирует понятиями «мест» и совместимостью или несовместимостью различных качеств в одном и том же месте (Рыков С.Ю. Некоторые особенности понимания «объекта» (ши) поздними моистами).

 

На примерах программных лозунгов некоторых японских компаний и деклараций бизнес-сообществ, прослежены и рассмотрены мыслительные парадигмы и традиционные ценности, с которыми связаны формулировки идей социальной ответственности в Японии (Кареловa Л.Б. Принципы буддийской и конфуцианской этики в формировании концепции корпоративной социальной ответственности в современной Японии // Япония. Ежегодник 2013. М., 2013. С. 89–100). Проанализированы механизмы культурной адаптации национальной духовной традицией импортируемых научно-технических знаний в Японии XVII–XIX вв. (Карелова Л.Б. Некоторые особенности развития науки и техники в Японии XVII–XIX вв. в контексте национальной духовной традиции).

 

Впервые переведен на русский язык важный отрывок одного из ключевых санскритских текстов индийской философии по проблеме субъекта – «Пудгала-винишчаи» ученого-энциклопедиста Васубандху (IV в.), а также отрывок из единственного дошедшего до нас комментария той эпохи, написанного Яшомитрой в утраченной традиции саутрантики. Дополнена и развита концепция, согласно которой в буддийской онтологии субъект является частью субъект-объектного комплекса, а не противопоставляется объекту. На новом для российского востоковедения материале реконструирован механизм и процесс древнеиндийского полемического мышления, предвосхищающего «коперниканский переворот» в философии (Титлин Л.И. Понятие субъекта в буддизме пудгалавады; Титлин Л.И. Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса).