Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор философских проблем творчества
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2014 » Сектор философских проблем творчества

Сектор философских проблем творчества

Научный отчет за 2014 год

Сектор философских проблем творчества

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.М. Смирнова

 

Построена междисциплинарная модель интерсубъективности, изучены ее эвристический потенциал в важнейших проектах европейской философии ХХ в.: феноменологии, постфеноменологической критике и феноменологической герменевтике, применение концепта интерсубъективности в современной науке вообще и в когнитивных науках о человеке, в частности, а также роль концепта интерсубъективности в анализе социальных коммуникаций и социально-культурного опыта (Интерсубъективность в науке и философии / Сост., общ. и науч. ред. Н.М. Смирновой).

 

Осуществлен анализ понятия «эпистемология креативности» в парадигме (пост)неклассической рациональности, показана «концепции–зависимость» понятия творчества, открытый горизонт его значений (Опыт и смысл / Отв. ред. Н.М. Смирнова).

 

Прослежено соотношение понятий опыта, истины и смысла. Показано, что опыт является условием, а истина – процессом постижения смысла (Горелов А.А., Горелова Т.А. Опыт, истина, смысл).

 

Проанализировано понятие коллективного опыта, обретаемого большими и устойчивыми коллективами. Коллективный опыт представлен как социально наследуемое априорное знание, аналогичное синтетическому априорному знанию Канта. Показано, что понятие «историческое априори» позволяет избежать теоретических трудностей, порождаемых недоступной для познания вещью-в-себе Канта (Ивин А.А. Коллективный опыт и историческое априори).

 

С помощью методов феноменологической эпистемологии проведен анализ работы сознания со сложными идеальными смысловыми системами, такими как поэтические произведения . Показано, что поэтический смысл следует рассматривать в неразрывном единстве: и как феномен сознания, и как социокультурный феномен. Поэтическое произведение интерпретировано как языковое образование, находящееся в процессе непрерывного обогащения смыслов (Моркина Ю.С. Интенциональные объекты как смысловые системы).

 

Обоснованы роль и значение интервального подхода в методологии науки, вскрывающего связь процессов абстрагирования с условиями порождения и распознавания образов опыта (Новоселов М.М. Еще раз о неразличимости и точности знания (о приближенных смыслах и точности опыта)).

 

В исследовании когнитивных аспектов понимания рассмотрены соотношения образа и понятия, знака и смысла и показана их роль в формировании миропонимания (Шульга Е.Н. Эпистемологические аспекты формирования миропонимания: от смыслообразования к моделированию образа мира).