Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития

Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития

Научный отчет за 2013 год

Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития

 

Зав. сектором – доктор филос. наук В.И. Аршинов

 

Показано, что парадигма инновационной сложности формируется в сети современных, синергетически ориентированных, междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, а также в сопряженном с ними инновационном пространстве конвергирующих технологий (так называемый НБИКС-процесс) (Аршинов В.И. Трансгуманизм в перспективе эволюции сложности; Аршинов В.И., Свирский Я.И. Проблема управления в контексте парадигмы сложности; Аршинов В.И. Инновационные среды как проблема парадигмы сложности). 

 

Продемонстрировано, что эффективное управление в постнеклассической ситуации «нередуцируемой сложностности» с необходимостью предполагает комплексное социогуманитарное методологическое сопровождение (Философия управления: методологические проблемы и проекты / Отв. ред. В.И.Аршинов, В.М.Розин).

 

Механизмы управления, не адекватные реалиям сегодняшнего мира сложности, по сути блокируют выход России на траектории всеобъемлющего инновационного развития, охватывающего политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Показано, что для качественного изменения ситуации нужны новые высокие гуманитарные технологии, а также проекты формирования и соорганизации стратегических субъектов российского развития. Поэтому ведущие темы формирования адекватных инновационных стратегий непосредственно связаны с рефлексивными аспектами развития проблематики управления в контексте научной рациональности и этики, сложности, организации саморазвивающихся инновационных сред, сборки субъектов российского и мирового развития (Рефлексивные процессы и управление: Сб. материалов IX Международн. симп. (17–18 окт. 2013 г.) / Отв. ред. В.Е.Лепский).

 

Выявлены альтернативные мировые тренды и вероятные стратегические паттерны образования в ближайшем будущем. Показано, что кризис современной системы образования во многом сопряжен с неготовностью элит общества потребления обеспечить демократический переход к обществу знаний (Буданов В.Г. Синергетическая методология форсайта и моделирование сложного; Буданов В.Г. Метаморфозы социальной реальности эпохи перемен: онтологии и технологии; Буданов В.Г. (Budanov V.G., Aseeva A.). Social Chaos and Problems of Management of Future During an Era of Changes).

 

Выполнено обстоятельное исследование эволюции сложности технических систем (Горохов В.Г. От простого к сложному: от классического естествознания к техническим наукам).

 

Обоснован тезис о принципиальной роли междисциплинарного инженерного образования для формирования инновационных сред развития и стимулирования процессов модернизации современного общества (Горохов В.Г. Модернизация в контексте развития науки и техники: научное инженерное образование как предпосылка модернизации; Горохов В.Г. Традиции и инновации: российский и германский опыт развития инновационных систем).

 

Показано, что в конвергентном становлении современных нанотехнологий возникает качественно новый симбиоз научно-познавательной и инженерно-проектной деятельности, в котором нанотехнологический эксперимент становится одновременно и средством проектирования наносистем (Горохов В.Г. Структура и функционирование нанотехнологической теории в нанотехнонауке; Горохов В.Г. (Gorokhov V.). The Roots of the Theoretical Models of the Nanotechnoscience in the Electric Circuit Theory).