Научный отчет Института философии РАН за 2022 год
Важнейшие итоги по плановым темам
РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов,
координатор – член-корр. РАН, доктор филос. наук Н.А. Касавина)
В рамках проекта проводятся исследования цивилизационного становления России в истории и современности, реконструкция ценностно-смысловых оснований российской цивилизации, выявление специфики России в глобальном цивилизационном контексте, определение ее максимально перспективных в меняющихся условиях особенностей, векторов изменений современных политических, институциональных, ценностно-смысловых компонентов структуры российского общества. В 2022 году научно-исследовательская работа проводилась в трех основных направлениях:
– переосмысление теоретико-методологических подходов к изучению цивилизации как феномена, ее формирования и развития, цивилизационных процессов с акцентом на России и понимании ее особенностей, места и роли в мировом целом;
– изучение исторического становления России как цивилизации, выявление проблемных «узлов» и факторов роста, прогнозирование перспектив ее развития с опорой как на традиционные ценности, так и на новые возможности, задаваемые современным геополитическим и социокультурным пространством;
– современные проблемы и процессы цивилизационного развития России (динамика геополитического пространства, роль человеческого потенциала, социальная структура общества, возможности устойчивого развития, значимость экологических преобразований).
Научная проблема проекта определяется существенными изменениями методологических ориентиров, наличием теоретических разрывов в понимании цивилизации и ее становления в мировом и локальном социокультурном контексте, постоянной и неравномерной динамикой самого предмета исследования – современного российского цивилизационного процесса как исторически длительного и открытого будущему. Социокультурная проблемность проекта связана с утверждением Россией своей цивилизационной идентичности в условиях постсоветского развития, существенного изменения геополитических реалий, в том числе в последние годы. Эти обстоятельства требуют более четкого определения национальной специфики России для того, чтобы представлять пути ее развития в текущем столетии.
Российский проект цивилизационного развития призван предложить новые возможности и содержательные направления понимания и анализа этого процесса, в том числе для того, чтобы избежать травмирующих цивилизационных разрывов. Одна из основных идей исследований состоит в предположении о необходимости и возможности сохранения и развертывания своеобразия культур, воплощающихся в цивилизациях, как предпосылки становления многополярного мира и релевантного этому предположению проекта цивилизационного развития России. В качестве основной гипотезы в рамках проекта история российского цивилизационного процесса рассматривается как реализация основного принципа: всесубъектно сохраняющее самособирание разных народов (начиная с русского, великорусского, затем и иных, многоэтничных и разноконфессиональных народов) через противоречия и социополитически различные формы-этапы – в большую самодостаточную гетерогенную целостность. Свидетельство реализации этого принципа – тысячелетняя история российского цивилизационного процесса и его развитие в настоящее время.
Объектом исследования выступает российское общество во всем его многообразии, источники, реалии и перспективы цивилизационного становления России в контексте ее истории и современности, а также прогнозируемого и проектируемого будущего. Предметная область проекта на данном этапе его реализации связана с ревизией ключевых концепций, отражающих и проясняющих своеобразие российской цивилизации и культуры в проекции современности; концептуализацией цивилизационной эволюции России как исторического объекта, включающего динамически трансформирующиеся ценностно-смысловые, культурные, политические, социально-экономические, институциональные компоненты в контексте современных мировых и внутрироссийских процессов; прояснением характера и процесса формирования коллективной идентичности в ее современном и метаисторическом ракурсах.
Конкретными проблемами и тематическими областями проекта, раскрывающими предмет исследования, являются: трансформации ценностно-смыслового ядра цивилизации, его проявление в философии, культуре, искусстве, науке, политике, повседневной жизни и иных институциональных и деятельностных структурах; российская идентичность как результат становления социокультурной самобытности и уникальности российской цивилизации; формирование и динамика цивилизационных институтов; досоветский, советский и постсоветский общественно-политический уклад в их преемственности и модусе разрыва; предпочтительные формы государственного устройства России в XXI веке; Россия в геополитическом пространстве; цивилизация и идеология; возможности дальнейшего формирования российской нации и социального государства; институциональные трансформации собственности; гендерная система; аграрно-крестьянский компонент; структурация российского общества; перспективы экосоциальной цивилизации; формы устойчивого развития.
В рамках осуществления целей и задач проекта в 2022 году достигнуты следующие основные результаты:
Обоснована роль политического компонента в цивилизационной эволюции России, проанализирован культурно-исторический смысл империй как политических форм возникновения и развития цивилизаций, доказано, что «бесконечная имперскость» России ведет страну не в «исторический тупик», а остается ее геополитическим преимуществом. (Гранин Ю.Д. Бесконечная имперскость России. Цивилизационное измерение // Вопр. философии. 2022. № 9. С. 76–86.)
Проанализировано продуктивное взаимодействие идеологии и философии на протяжении последних двух столетий российской истории. Частный случай этого взаимодействия рассмотрен на примере истории славянофилов. (Сухов А.Д. Идеологические воздействия на ход русской философии // Философия и общество. 2022. № 2. С. 106–126; Sukhov A. Could the Slavophiles Be Considered Liberals? // Russian Studies in Philosophy. 2022. Vol. 60. No. 2. P. 114–125.)
Предложено понимание культуры как смысложизненного ядра цивилизации, ответа на ключевые экзистенциальные дихотомии существования. (Касавина Н.А. Экзистенция и культура. М.: Весь Мир, 2022. 438 с.; Kasavin I.T., Kasavina N.A. The Split Existence: (An Analysis of F.M. Dostoevsky’s The Double) // Russian Studies in Philosophy. 2022. Vol. 60. Iss. 1. P. 74–83.) Проведен анализ связи культуры и особенностей развития человеческого потенциала России. Показано, что консолидация человеческого потенциала, актуализация исторической памяти и традиций, способных духовно его укреплять, является главным ресурсом цивилизационного развития. (Веряскина В.П. Культура и человеческий потенциал России: вызовы цивилизационного развития в XXI веке // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 1. № 4. С. 155–177.)
В контексте столетнего юбилея Института философии РАН проведен анализ ключевых дискуссий по проблемам цивилизационного развития конца XX – начала XXI века, выявлены различия и связи методологических подходов к цивилизации и близким категориям, варианты решения вопроса о специфике и будущем России как цивилизации. (Смирнов А.В. Вступительное слово. Круглый стол «Проблемы цивилизаций в трудах Института философии» 20 октября 2021 г. // Проблемы цивилизационного развития. 2022. Т. 4. № 1. С. 6–8; Касавина Н.А. Проблемы цивилизационного развития в текстах сотрудников Института философии РАН разных лет (в контексте подготовки тома “Memoria”) // Там же. С. 11–18; Блюхер Ф.Н., Гурко С.Л. Меры цивилизованности // Там же. С. 90–106; Ильинская С.Г. Актуальность геополитических интуиций Вадима Цымбурского // Там же. С. 125–139; Мюрберг И.И. Тема цивилизации в российском политико-цивилизационном дискурсе XXI в. // Там же. С. 19–34; Сиземская И.Н. О консенсусе как принципе социально-философских исследований // Там же. С. 69–79; Шевченко В.Н. Взгляды Ю.К. Плетникова на соотношение формационного и цивилизационного подходов в контексте академических дискуссий второй половины XX века // Там же. С. 55–68.)
Проведен анализ кризиса универсалистской модели европейского модерна. Модели «государство-нация» противопоставлена модель «государство-цивилизация». Обозначены перспективы внутренней консолидации на основе концепции «цивилизационного государства», предложена гипотеза о формировании макрорегиональных союзов «мир-цивилизаций», предвестников многополярного мультицивилизационного мира. (Спиридонова В.И. «Государство-цивилизация» как новая формула существования в XXI веке // Общественные науки и современность. 2022. № 3. С. 116–127; Спиридонова В.И. «Цивилизационное государство» как вызов однополярной глобализации // Век глобализации. М. 2022. № 1. С. 29–41.)
Определена цивилизационная актуальность евразийской интеграции для России как с культурно-исторической точки зрения, так и с позиции текущих геополитических реалий. (Грачёв Б.В. Цивилизационный выбор России: евразийская альтернатива // Социодинамика. 2022. № 8. С. 38–52.)
Выявлены исторические социально-культурные корни «советской цивилизации», исследована роль российской интерпретации марксизма в отечественной социал-демократии, в ленинизме и сталинизме. Опыт Великой Отечественной войны рассмотрен как важный фактор осмысления истории и специфики российской цивилизации. (Дубровский Д.И. К 77-летию Великой Победы. Великая Отечественная война. Патриотизм и мужество народа. Вопрос о цене Победы // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2022. Т. XIX. Вып. 2. С. 11–31.)
Показано, что национальная модель модернизации является совместимой с цивилизационной парадигмой, а развитие России должно осуществляться с использованием промежуточных институтов как концептуальной новации, сближающей модернизационные и цивилизационные интерпретации. (Федотова В.Г. Российская история и современность: цивилизационные и модернизационные перспективы // Вопр. социальной теории: Научный альманах. 2022. Т. XIV (в печати).)
Раскрыта значимость «северной» идентичности России как предмет цивилизационной самокритики. Проанализированы основания отказа от привычного определения цивилизационного своеобразия России в координатах «Запад–Восток» и перехода к дихотомии «Север–Юг». (Кара-Мурза А.А. «Северная» идентичность России как предмет цивилизационной самокритики (от Петра Чаадаева до Василия Шульгина) // Философский журнал. 2022. Т. 15. № 2. С. 5–16.)
Исследован концепт «раннего русского либерализма», показана его содержательно-хронологическая неопределенность. Осознание ценности внутреннего достоинства личности обосновано как его единственное бесспорное достижение. (Shcherbatova I.F. The Ambivalence of Early Gentry Liberalism in Russia // Russian Studies in Philosophy. 2022. Vol. 60. Iss. 2. P. 96–113.)
Охарактеризовано цивилизационное значение гендерных проблем и их решения, определены наиболее значимые идеи о роли женщин в русской культуре и цивилизации в философской и художественной мысли XIX века (Воронина О.А. Роль женщин в русской культуре: позиции мыслителей XIX века // Женщина в российском обществе. 2022. № 4. С. 102–118; Воронина О.А. Практическая философия феминизма: социальные, политические, этические, правовые аспекты // Цифровой ученый: лаборатория философа. № 4. С. 178–198.)
Выявлено, что маркером цивилизационных сдвигов в российской деревне начала XX века является активизация неземледельческой деятельности и миграций в города. Показаны антропологические, ценностно-культурные, хозяйственные следствия отходничества для сельско-городского взаимодействия. (Кознова И.Е. Культурные аспекты сельско-городского взаимодействия (на материалах крестьянского отходничества начала XX века) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022. Т. 13. № 1. С. 39–55.)
Рассмотрен уникальный опыт переориентации цивилизационного развития современной России. Обосновано, что попытка осуществить переход от дистрибутивной к рыночной экономике, от обобществленной к смешанной форме собственности сделала более глубокими линии цивилизационного разлома, существовавшего и в советский период. (Беляева Л.А. Социальная структурация российского общества: от советского периода к современности // Социокультурные исследования постсоветского транзита России / Под общ. ред. Н.И. Лапина. М.: ИФ РАН, 2022. С. 174–246; Беляева Л.А. Шансы и риски как критерии социальной стратификации современного российского общества // Социологические исследования. 2022. № 11. С. 165–170.)
Дано обоснование экоинтегрального подхода к исследованию перспектив развития российской цивилизации. (Резник Ю.М. Пути построения экологической цивилизации в России (экоинтегральный подход) // Личность. Культура. Общество. 2022. Вып. 2 (№ 114). С. 89–115.)
Предложены контуры концепции глобо-локального устойчивого развития российского общества, в основу которой положен постулат «осевого противоречия» между Западом и Востоком. (Кравченко С.А., Ракова К.В. Востребованность глобо-локального устойчивого развития: амбивалентности новейших уязвимостей // Вопр. философии. 2022. № 8. С. 55–64.) Проанализирован современный опыт цивилизационного развития ведущих азиатских стран. (Степанянц М.Т. Проблемы цивилизационного развития в ведущих странах азиатского региона // Вопр. философии. 2022. № 7. С. 5–14.)
Осуществлен герменевтический и логический анализ феномена «постмодернизм» как исторической ситуации и «объекта» исследования в контексте его преодоления с опорой на фундаментальные логико-смысловые основы цивилизации. (Рубцов А.В. Постмодерн как «не-объект». К критике онтологии и языка постмодернистской самоидентификации // Вопр. философии. 2022. № 1. С. 134–147.)
ВСЕМИРНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМЫ
(ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)
(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.А. Гусейнов,
координатор – кандидат филос. наук С.В. Месяц)
Объектом исследований в рамках проекта является вся мировая философия в ее историческом развитии, включая выработанные ею основные понятия, системы мысли, философские направления и отдельные персоналии. Помимо систематизации накопленных и устоявшихся знаний, «Электронная Философская Энциклопедия» ставит своей целью создание адекватной картины нынешнего состояния гуманитарных наук, отражающей новейшие результаты исследований, проводимых российскими учеными, а также актуальные тенденции мировой философии. Проект реализуется в форме периодически обновляемого онлайн-портала, что соответствует современному подходу в гуманитарной науке, постепенно отказывающейся от печатных изданий и переходящей к электронным интерактивным ресурсам.
В 2022 году предметом изучения стали основополагающие понятия логики и эстетики, а также история античной и индийской философии. В ходе исследования логического понятия противоречия были выявлены особенности отношения к противоречию в истории логики, начиная от ранней античности и до середины XX века. При изучении эстетики как науки, сформировавшейся в европейско-средиземноморском ареале, было разработано многоуровневое определение этой дисциплины, выявляющее ее смысловое поле и фундаментальные категории. В рамках изучения сущности искусства был проведен анализ исторического формирования этого понятия, дано определение предмета искусства, выявлены основные принципы и стилистические этапы развития художественной деятельности, включая период техногенной цивилизации. В цикле энциклопедических статей по истории античной философии был дан обзор стоического учения на всем протяжении истории существования школы. В исследованиях по индийской философии был предложен новый подход к пониманию структурных характеристик традиционной индийской философии как исторического целого. Выяснялось, как соотносятся понятия «индийская философия» и философия вообще – признается ли между ними отношение вида и рода, и если признается, то в чем состоят родовые характеристики самой философии, при условии, что понимание ее сущности разнится не только от мыслителя к мыслителю, но и у одного и того же мыслителя от одних текстов к другим.
Все написанные в текущем году публикации не просто фиксировали многообразие понятий, терминов, персоналий и направлений мировой философской мысли, но выявляли их сложную, противоречивую и плюралистичную целостность. Создаваемая на базе проведенных исследований «Электронная Философская Энциклопедия» способствует повышению философской культуры российского общества и служит надежным и авторитетным источником проверенной информации.
В рамках осуществления проекта в 2002 году были достигнуты следующие главные результаты.
Дано развернутое многоуровневое определение эстетики как науки о неутилитарных субъект-объектных отношениях, в результате которых субъект в процессе конкретно-чувственного восприятия особого класса объектов или их созидания достигает абсолютной личной свободы и полноты бытия, сопровождающихся духовным наслаждением. Показано становление эстетики как науки в европейско-средиземноморском ареале в двух основных парадигмах: имплицитной, когда эстетические представления формируются внутри различных дисциплин, и эксплицитной, когда появляется собственно наука эстетика со своим предметом и своими категориями. (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Эстетика // Философская антропология. 2022. Т. 8. № 1. С. 158–187.)
В ходе изучения концептуальной сущности искусства показано, что искусство – это событие наиболее полного исторически данного выражения в чувственно воспринимаемой форме эстетического опыта, которое полностью реализуется в духовном мире эстетически подготовленного субъекта, имеющего установку на эстетическое восприятие, и в адекватной ситуации восприятия им художественно значимых произведений искусства, к каковым относятся произведения, созданные по принципу образно-символического отображения или выражения любой реальности, позволяющих реципиенту проникнуть в смысловые глубины изображаемого. (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Искусство // Электр. филос. энциклопедия. 2022. Вып. 16.)
В ходе изучения истории стоической философии был показан процесс эволюции, в ходе которого доктринальная программа Стои постепенно концентрировалась на этике, а этика – на моралистике, тогда как логика и физика переходили на уровень вспомогательных дисциплин; данная тенденция нашла свое завершение в мировоззренческой платформе Поздней Стои. Было установлено, что Марк Аврелий Антонин, последний крупный представитель Поздней Стои и всей стоической традиции, особенно резко выделял аспект нравственной автономии, внутренней честности, умения владеть собой, принципиальную важность «свободы выбора» и «правильного пользования представлениями». (Столяров А.А. Диоген Вавилонский // Философская антропология. 2022. Т. 8. № 2. С. 151–161; Столяров А.А. Марк Аврелий // Философская антропология. 2022. Т. 8. № 1. С. 136–157.)
При изучении основополагающих понятий логики было рассмотрено понятие «противоречие». Показано, что в паранепротиворечивых логиках наличие противоречия не приводит к тривиализации теории, т.е. не позволяет доказать какое угодно утверждение, сделав невозможным различение истины и лжи. Была продемонстрирована возможность существования апагогических косвенных доказательств, использующих дедуктивные свойства противоречия и обосновывающих истину с помощью лжи. (Томова Н.Е. Противоречие // Электр. филос. энциклопедия. 2022. Т. 14.)
В ходе изучения индийской философии было показано, как соотносятся понятия «индийская философия» и философия вообще. Установлено, что в Индии философия понималась как определенного рода теоретическая практика, реализуемая в исследовательской деятельности, связанной с систематизацией неэмпирических понятий и полемическим обсуждением мировоззренческих проблем. Был предложен новый подход к пониманию структурных характеристик традиционной индийской философии как исторического целого, установлены ее ритуальные истоки, определены хронологические рамки начального этапа индийской философии, описаны относящиеся к нему философские школы и персоналии. (Шохин В.К. Индийская философия: первый период // Электр. филос. энциклопедия. 2022. Т. 14.)
ПОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ТЕКСТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАУК
И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА
(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский,
координатор – доктор филос. наук Е.О. Труфанова)
В рамках проекта анализировались философские проблемы современных междисциплинарных исследований познания, сознания и коммуникативной деятельности человека с целью дать философское осмысление ряда вопросов эпистемологии, философии сознания и логики, связанных с глобальной цифровизацией. Процессы глобальной цифровизации всех областей социальной жизни, включая познавательную деятельность и науку, ставят в наше время целый ряд новых задач, связанных с пониманием познания и сознания, человека и культуры, и вместе с тем побуждают предлагать новое понимание и новое решение старых философских вопросов. Сегодня в обсуждение тех проблем, которыми раньше занималась только философия, вовлечен целый комплекс наук о человеке, прежде всего когнитивных наук: исследования в области искусственного интеллекта, когнитивная психология, когнитивная нейронаука, когнитивная лингвистика и др. В связи с поставленными на данном этапе реализации проекта научными задачами исследовались комплексы проблем, распределенные по девяти основным тематическим блокам: 1) трансформации эпистемологии под влиянием современных когнитивных исследований и цифровых технологий; 2) классические и современные проблемы философии сознания; 3) риски и перспективы глобальной цифровизации для познания и сознания человека; 4) дискуссия о концепции «логики смысла» академика А.В. Смирнова; 5) теоретические и методологические проблемы наук о человеке и обществе в контексте междисциплинарных исследований; 6) философско-методологические проблемы творчества; 7) современные проблемы онтологии; 8) язык, текст и коммуникация в исторической и современной перспективе; 9) современные проблемы логики.
В 2022 году при решении поставленных научно-исследовательских проблем были достигнуты следующие основные результаты.
Были проведены исследования классических эпистемологических проблем и тех изменений, которые происходят с современной эпистемологией и объектами ее исследований под влиянием развития когнитивных наук и все более широкого внедрения цифровых технологий. В этой связи дана критика представления о субъективном мире человека, его познании и о социальных институтах как о простом наборе правил, которые могут быть алгоритмизированы и технологизированы. Дан критический анализ идеи о том, что анализ «больших данных» с помощью систем искусственного интеллекта ведет к отрицанию роли теории, гипотез и экспериментов в научных исследованиях. Показана теоретическая нагруженность моделей анализа больших данных, а также невозможность обойтись без теоретических идеализаций в науке и без теорий, имеющих дело с «малыми данными». (Лекторский В.А. Является ли мир человека суммой технологий? // Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы. М., 2022. С. 83–91.)
Продемонстрировано, что позиция реализма важна не только для решения ряда эпистемологических проблем, связанных с современной ситуацией радикального разрыва между познающим субъектом и реальностью, но и для успешного диалога между разными социальными группами. (Труфанова Е.О. Эпистемологический реализм как необходимое условие диалога // Studia Humanitatis Borealis. 2022. № 4. С. 3–12.)
Проанализирована связь новых проблем эпистемологии с этическими вопросами. (Черткова Е.Л. Достоинство ученого как путь к истине // Философия науки и техники. 2022. Т. 27. № 2. С. 6–19.)
Показано, что ускоряющееся использование систем ИИ во всех областях жизнедеятельности создало новые колоссальные возможности и вместе с тем породило ряд проблем, несущих угрозу тем ценностям, принятие которых делает человека человеком. Это прежде всего ценность индивидуальной автономии, свободы выбора, понимание человеком смысла своих действий и вытекающая из этого ответственность за результаты. (Лекторский В.А. Искусственный интеллект в изучении человека, человек в мире, создаваемом искусственным интеллектом // Человек и системы искусственного интеллекта. СПб., 2022. С. 10–29.)
Рассмотрено соотношение понятий общего и узкого, сильного и слабого, естественного и искусственного интеллекта. Система «Общего искусственного интеллекта» (ОИИ) способна решать ряд задач в разных условиях среды, т.е. может самообучаться, выполнять такие функции, которые присущи естественному интеллекту (ЕИ). Успешная разработка ОИИ предполагает решение ряда новых, достаточно сложных теоретических и методологических вопросов. В этой связи было показано, что поставленная рядом теоретиков задача создания ОИИ предполагает использование результатов феноменологических исследований ценностно-смысловой, интенционально-волевой и оперативно-динамической структуры субъективной реальности, а также результатов нейронаучных исследований сознания. (Дубровский Д.И. Сознание, мозг, общий искусственный интеллект: новые стратегические задачи и перспективы // Человек в системе искусственного интеллекта. СПб., 2022. С. 128–159.)
Рассмотрены реалистическая и антиреалистическая теории классических анализа и синтеза, выявлены и продемонстрированы преимущества первой из них. (Левин Г.Д. Анализ и синтез. М.: Канон+, 2022. 192 с.)
Показано, что эргономическая оценка играет особую гармонизирующую и корректирующую роль при создании человеко-машинных социотехнических систем. (Дубровский Д.И., Сергеев С.Ф. Проблема эргономической оценки эволюционирующих социотехнических систем с искусственным интеллектом // Эргодизайн. 2022. № 3 (17). С. 206–213.)
Исследована связь между когнитивными способностями определенного уровня и типом социальности, в которую включен человек. (Михайлов И.Ф. Натуральные вычисления и искусственный интеллект // Человек. 2022. Т. 33. № 2. С. 65–83.)
Проведена критическая дискуссия, посвященная концепции «логики смысла», изложенной академиком А.В. Смирновым в ряде монографий и статей. Было показано, что в отличие от формально-логического подхода, концептуальный каркас которого фундирован в понятии формальной системы, теоретический статус «логики смысла» в полной мере проявляется только в контексте понятия культуры. Выдвинута гипотеза, что логическая форма, соответствующая процедурам смыслополагания, является динамической, а не субстанциальной и в разных культурах характеризуется своеобразной комбинацией регулятивных и конститутивных принципов смыслообразования. Обоснован тезис о том, что логико-смысловой подход А.В. Смирнова открывает новые грани в понимании философской рациональности, личностной и культурной субъектности, опыта, сознания и их становления. (Концепция «логики смысла» А.В. Смирнова и философия сознания (материалы круглого стола) // Вопр. философии. 2022. № 6. С. 5–44.)
Показана сущность трансгуманистического антропологического проекта как попытки реформировать классический гуманизм с учетом ряда теоретических сдвигов, произошедших как в философской антропологии, так и в рамках развития комплекса естественных наук о человеке, систематизированы соответствующие теоретические предпосылки. (Пирожкова С.В. Метаморфозы гуманистического мировоззрения: трансгуманизм как антипод гуманизма и его форма // Ноосферные исследования. 2022. Вып. 4. C. 134–146.)
Продемонстрировано, что осуществление междисциплинарных стратегий в гуманитарном и социокультурном знании нуждается в «коллективном субъекте», объединяющем разные предметные области знания. Показано, как эти стратегии реализуются в компаративистской гуманитаристике, в интеллектуальной истории, межкультурной философии, современных антропологических и социокультурных проектах. (Киселева М.С. Междисциплинарность как эксперимент в гуманитарном познании: методология проективности и принцип экспериментальности // Кто в науке Шерлок Холмс? Парадоксы экспериментирующего сознания / Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М.; СПб.; Белгород: ЦГИ, 2022. С. 17–28.)
Проанализирован эвристический потенциал современных телесно-ориентированных подходов в теории познания для анализа интенциональной структуры восприятия. На основе дальнейшего применения телесно-ориентированных подходов продолжено изучение взаимообусловленности перцептивной интенциональности и творческого воображения. С опорой на новейшие исследования показано, что укорененная в допредикативных очевидностях обыденного мышления перцептивная интенциональность эпистемологически более фундаментальна, нежели лингвистическая референция. (Смирнова Н.М. Образ и смысл: опыт когнитивной лингвистики // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 8: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 150–178.)
Рассмотрены исторические, лингвистические и онтологические истоки феномена «креативности» и его отличие от феномена «творчества». «Подражание природе» (органопроекция) уступает место «пересозданию природы» по лекалам «креативного активиста». Показано, что в основании «креативности» лежит модель творения мира «из ничего» (creatio ex nihilo), тогда как феномен «творчества» основывается на «генетической модели», в которой основным механизмом является «порождение» из уже данной основы («небытия»). (Pavlenko A. Ontological Premises of Technology and Design: a Critical Analysis // Craft, Technology and Design. Hämeenlinna, 2022. P. 236–262.)
Проведено исследование проблемы перевода и непереводимости в философии и культуре. (Avtonomova N. Notes on Translation and Untranslatability in Philosophy and Culture (Russia and Europe) // Journal of Comparative Literature and Aesthetics. 2022. Vol. 45. No. 1. P. 201–211.)
Исследованы возможности межкультурного диалога в современных условиях. (Lektorsky V.A. Philosophical Reflections on Humans, Identity, and Intercultural Dialogue // Dialogue and New Cosmopolitanism: Conversation with Edward Demenchonok. N.Y., 2022. P. 159–183.)
Проанализированы основы современной логики в аспекте понимания логики как онтологической дисциплины, изучающей идеальную сторону бытия. (Анисов А.М. Современная логика и онтология. Кн. 1: Традиционная логика. Пропозициональная логика. Логика предикатов. М.: Ленанд, 2022. 352 с.)
Проведен сравнительный анализ различных переводов первой главы «Первой аналитики» Аристотеля, призванный уточнить, как он понимал отношение субъекта и предиката в категорических атрибутивных суждениях. (Шалак В.И. О проблеме адекватного перевода логических текстов Аристотеля // Логико-философские штудии. 2022. Т. 20. № 2. С. 76–88.)
На примере таких известных логических теорий, как силлогистика, временная, многозначная, интуиционистская, паранепротиворечивая и квантовая логики, показана возможность сосуществования различных типов логик. (Шалак В.И. Об истоках множественности логик // Философский журнал. 2022. Т. 15. № 4. С. 88–97.)
НАУКА, ЧЕЛОВЕК И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский,
координатор – доктор филос. наук В.Г. Буданов)
Сложные социокультурные процессы, происходящие в рамках техногенной цивилизации и влияющие на все стороны жизни общества, требуют углубленного философского анализа. Целью исследований третьего года реализации проекта оставались процессы трансформации социо-техно-антропосферы в период глобального цивилизационного транзита. Были продолжены исследования проблемы цифровой трансформации оснований науки, роли обобщенной научной рациональности, расширяющей представления о постнеклассической рациональности в связи с пополнением ее концепциями сетевой сложностности и технологиями искусственного интеллекта.
В 2022 году исследования проводились по пяти направлениям, которые были связаны со спецификой коллективной работы в подгруппах коллектива, сложившихся в них профессиональных предпочтениях, предметных областях, методологиях и стилях исследования. Работа велась по следующим подтемам: российский проект социальной эпистемологии; философская коммуникация; научные революции и социальные перемены (в России и мире); проблема природы естественных языков и его отношения к языкам логики; особенности постколониальной рациональности; специфика контекстной зависимости интерпретации языковых выражений; популяризация научного знания и техногенная цивилизация; анализ научной периодики, цифровизация и научная объективность; эпистемологическая рефлексия в науковедении и философии науки; научная политика в современном мире; научный прогресс и его границы: цифровая трансформация антропологических оснований науки; вызовы антропоцена в эпоху растущей сложности; междисциплинарность и трансдисциплинарность в поисках новых смыслов; проблемы био- и экофилософии в свете проблем и перспектив техногенной цивилизации; философские проблемы физики в современной научной картине мира; общие проблемы философии науки в их культурно-историческом измерении; социогуманитарные риски развития современной технонауки, биомедицинские инновации и трансформация человека.
В рамках проведенных в 2022 году исследований были достигнуты следующие результаты.
Концептуализирована и описана специфика российского проекта социальной эпистемологии. (Касавин И.Т. Российский проект социальной эпистемологии: критические размышления // Социум и власть. 2022. № 3 (93). C. 106–113.) Показаны особенности его применения в научно-технической и социогуманитарной перспективе. (Прогресс в социогуманитарной перспективе: монография / Науч. ред. и сост. О.Е. Столярова. М.: РОИФН, 2022. 145 с.) Продемонстрированы возможности описания науки как большой науки, воплощенной в мегаустановках и интернациональных мегапроектах, обладающих практическим эффектом для политики и экономики, с особой формой коммуникации и культуры в научном сообществе и особым типом взаимодействия науки, общества, политики, и власти. Полученные результаты способствуют формированию нового понимания науки и ее социального функционирования в процессе конструирования современных программ научного развития России. (Касавин И.Т., Шиповалова Л.В. Современная философия науки: вечное возвращение // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 4. С. 6–20.)
Выявлен генезис и построены новые деятельностные онтологии научного эксперимента, показаны основания таксономии научных сообществ и структура обобщенной научной рациональности, в частности выведен новый тип «посткритической рациональности» для цифровой гибридной реальности. Показано, что ответом на вызовы эпохи антропоцена и искусственного интеллекта должно явиться новое, эволюционно и экологически ориентированное человекомерное мышление в духе постнеклассической рациональности В.С. Степина, ориентированное на конвергенцию современного технонаучного и социогуманитарного знания. (Антропомерность как вызов и ответ современности / Отв. ред. В.Г. Буданов. Курск: Университетская книга, 2022).
Сформулирована идея становления онтологической кибернетики на основе субъектно-ориентированного подхода. (Эспехо Р., Лепский В. Онтологическая кибернетика как интегратор организационных систем в средах гибридной реальности // Вопр.
философии. 2022. № 10. С. 213–217.) Показано, что кризис модерна и становление фьючекультуры обусловливают трансформацию современной науки: 1) меняются критерии истинности и строгости, большее значение приобретают социогуманитарные, междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования, 2) традиционное понимание природы отходит на второй план, а на первый выходит космобиотехносоциальная реальность. (Розин В.М. Космобиосоциальная реальность: Завершение модерна и становление фьючекультуры. Этюды-исследования. М.: Ленанд, 2022. 200 с.) Выявлены методологические принципы конструирования современной научной картины мира, претендующие на универсальность: целостность, системность, связность, структурность, эволюция/инволюция, сложность, самоорганизация, человекоразмерность. (Герасимова И.А. Перспектива общенаучной картины мира: коллизии и тенденции // Эпистемология и философия науки. 2022. № 3. С. 6–18.)
Проведен философский анализ путей эволюции современного человека и человека будущего, которого часто называют цифровым, информационным человеком или e-homo (электронным человеком). (Петрова Е.В. “Homo informaticus”: биологическая и социоантропотехническая эволюция // Гуманитарный вектор. 2022. № 2. С. 25–34.)
На основе анализа естественнонаучного метода поставлен вопрос о философском обосновании количественных методов в физике. (Севальников А.Ю. Критика естественнонаучного метода у Хайдеггера // Вопр. философии. 2022. № 9. С. 98–107.)
Сделан вывод о том, что основная особенность кризисной ситуации современного общества состоит в том, что технологии сегодня открывают возможность радикально изменять фундаментальные видовые характеристики самого человека. Показано, что процессы, деформирующие современную цивилизацию, приобретают черты экзистенциального «антропологического кризиса» и именно в этом качестве они должны осмысливаться современной философией. (Пружинин Б.И. Антропологический кризис как тема философии // Вопр. философии. 2022. № 3. С. 86–92.)
Подготовлен к изданию сборник произведений академика И.Т. Фролова по экзистенциальной проблематике (Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: Ленанд, 2022. 256 с.). Предпринят анализ идей гуманизма в философии XX века, раскрыты принципы нового научного гуманизма, сформулированные академиком И.Т. Фроловым в рамках комплексного подхода к исследованию человека. (Фролова М.И. Человек в гуманистической философии XX века: проблемы существования и перспективы развития. М.: Канон+, 2022. 256 с.)
Рассмотрена предыстория и история Института человека РАН, обобщены основные научные результаты Института человека РАН и показаны трудности, с которыми сталкивался Институт в период своего существования. (Белкина Г.Л., Корсаков С.Н., Фролова М.И. К 30-летию Института человека РАН (Из современной истории философии) // Вопр. философии. 2022. № 7. С. 199–215).
Продолжена концептуализация проекта энигматической антропологии становления (Б.Г. Юдин), дана развернутая интерпретация идеи открытой целостности человека. (Тищенко П.Д.
Человек как открытая целостность: the whole is a hole // Человек как открытая целостность: Монография / Отв. ред. Л.П. Киященко, Т.А. Сидорова. Новосибирск: Академиздат, 2022. C. 286–295.)
Рассмотрен процесс трансформации эмоциональной сферы человека и гендерных отношений в контексте развития цифровых и биомедицинских технологий. (Попова О.В. Технологическая колонизация интимности: от любви к технологиям – к биомедицинским технологиям против любви // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 6. С. 145–159.)
Дан обзор этики концептов: на примере изменений концепта «инвалидность» (disability) продемонстрированы различия между этикой концептов и концептуальным активизмом и показано, что предлагаемые борцами за права людей с ограниченными возможностями изменения этого понятия подвергались постоянной этической оценке в рамках биоэтических дискуссий. (Антипов А.В., Шевченко С.Ю. Биоэтика и этика концептов вокруг движения за права инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2022. № 4. С. 685–696).
Исследованы представления о рациональном автономном субъекте, получившие активное развитие в связи с приростом нейробиологического знания. (Белялетдинов Р.Р. В поисках нового понимания субъекта: нейроисследования морали и рациональная модель автономии // Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы. М.: Канон+, 2022. С. 381–391.)
Проведен философский анализ феноменов неразличения в технологиях виртуальной реальности (реального мира и порожденного компьютерами) и природоподобных технологий (природы и техногенной цивилизации). (Пронин М.А., Раев О.Н. Феномен неразличения в технологиях виртуальной реальности // Современные проблемы социотехноантропосферы / Отв. ред. В.Г. Буданов. М., 2022. С. 198–206.)
Представлен современный взгляд на самореферентные системы. (Локтионов М.В. Современный взгляд на самореферентные системы. Кибернетика второго порядка // Вопр. философии. 2022. № 8. С. 206–210.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.А. Гусейнов,
координатор – доктор филос. наук Р.Г. Апресян[1])
Объектом исследования в рамках проекта является практика в ее философском понимании, как деятельность человека, направленная на воспроизводство себя во всех жизненных проявлениях и саморазвитие в соответствии с идеальными представлениями, собственными или принятыми в данной среде. Деятельность человека социальна по своей природе, т.е. она опосредована общественными отношениями; благодаря обществу и через общество она обретает силу, многократно превышающую возможности предоставленного самому себе индивида. Но, оснащая человека, предоставляя реальные возможности для его активности, общество вместе с тем накладывает на индивида институционально закрепленные ограничения в форме социального дисциплинирования, кооперации, функциональной специализации. Важным фактором социальной активности, одновременно стимулирующим и рестриктивным, является стихия конкуренции между социальными деятелями в их желании обретения возможно большей доли общественных благ. Таким образом, практическая философия обращена к изучению практики в ее особенных и конкретных проявлениях, в привязке к пространству и времени ее бытия.
Исследования, проводившиеся в 2022 году по данной теме, были направлены на изучение (1) процессов, происходящих в современном обществе, и ключевых концепций, в которых они отражаются, (2) моделей субъективности и коммуникативности, возникающих в технологических и медиальных средах, (3) морали в ее практическом и феноменологическом проявлениях и их осмысления в философии, нормативной этике и богословии, (4) трансформации предмета эстетики в современных условиях, изменений соотношения символического и биологического в свете расширенного понимания экологии, (5) процессов взаимопроникновения профессиональной философии и повседневного сознания, (6) проблем современного политического развития социума, (7) антропологических проблем в контексте практической философии.
В ходе реализации поставленных задач в 2022 году были достигнуты следующие результаты.
С позиций социально-философского критики был проведен критический анализ ряда современных концепций капитализма (крафтовый капитализм, цифровой капитализм, эмоциональный капитализм). Показано, что цифровизация становится движущей формальной силой трансформаций современного капитализма, обуславливая многообразие его форм и воплощений. Цифровое глобализованное пространство превращается во вместилище культурных репрезентаций капиталистических форм культуры. Иными словами, социально-философский дискурс современности продолжает фокусироваться на обновленной проблематике капитализма. Такие частные черты новых видов капитализма, как индивидуализация стратегий потребления и производства, усложнение и автономизация внутренней жизни человека, равно как и направление на цифровое воплощение собственного существования, становятся новыми предметами анализа, без которых невозможно понимание современного общества. (Афанасов Н.Б. Любовь. Эмоциональный капитализм – крафтовая экономика? // Галактика медиа: журнал медиаисследований. 2022. Т. 4. № 2. С. 183–194; Афанасов Н.Б. Труд и досуг. Практики исследования: рецензия на альманах Д. Кадочникова и Д. Раскова // Философия. Журнал Высшей школы
экономики. 2022. Т. 6. № 1. С. 371–386; Афанасов Н.Б. Идея автономии в контексте позднего капитализма // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8. № 1. С. 42–54; Афанасов Н.Б. Образы современности в XXI веке: крафтовый капитализм // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2022. № 1 (59). С. 93–100; Афанасов Н.Б. Переопределяя свободу. Цифровой капитализм и частная собственность // Омский научный вестник. Сер.: «Общество. История. Современность». 2022. Т. 7. № 1. С. 74–83; Олейников Ю.В. Истоки и проявления современного кризиса капиталистической мир-системы // История и современность. 2022. № 1. С. 74–96.)
Показано, что наблюдаемый в последние годы рост интереса гуманитарных и социальных наук к современному естествознанию может быть представлен как своего рода «естественнонаучный поворот» в этих областях знания. Речь идет не только об активном использовании терминологического и идейного багажа из арсенала естественных наук, но даже о прямом заимствовании аргументации. Одним из лидеров этого движения является К. Барад, предложившая теоретическую концепцию агентного реализма, фундаментальные истоки которой она непосредственно связывает с квантовой механикой в интерпретации Н. Бора. Проведено сопоставление некоторых узловых понятий боровского видения квантовой механики, таких как явление (phenomenon), средства наблюдения (the agencies of observation), с прочтением этих понятий в агентном реализме Барад, намечены проблемные точки концепции агентного реализма. (Парамонов А.А. Агентный реализм Карен Барад и концептуализм Нильса Бора // Философский журнал. 2022. Т. 15. № 3. С. 100–112.)
Сформулирована идея, согласно которой наука и мораль, хотя они и обладают относительной самостоятельностью в качестве предметных областей и отвечают на разные вопросы (первая на вопрос «Что я могу знать?», а вторая на вопрос «Что я должен делать?»), тем не менее внутренне связаны между собой и зависимы друг от друга в качестве аспектов человеческой деятельности. Для человеческой деятельности существенно важно различие между действиями, которые вызваны объективными причинами, и теми же действиями, которые вызваны знанием об этих объективных причинах, так как оно качественно меняет этический
статус действий и из разряда непосредственно стихийных переводит их в область осознанно ответственных. В рамках такой логики, которая задается пониманием бытия как общественной практики, само производство истинных знаний выступает как выражение и продолжение нравственной ответственности тех индивидов (личностей), которые его производят. (Гусейнов А.А. Мораль и наука: характер их связи (к 90-летию со дня рождения В.А. Лекторского) // Вопр. философии. 2022. № 9. С. 14–24.)
Продолжена разработка подходов к альтернативной семиотике сил, объясняющей новый чувственный опыт, который характерен для современного мира. Анализ работы самобытного советского скульптора В. Сидура позволил концептуализировать представление о социальном знаке, или знаке-иероглифе. Если Г.Э. Лессинг интерпретирует классическую скульптуру как нечто идеализированное и подчиненное идее красоты, у Сидура скульптура выражает не индивидуальный героизм, когда боль преодолевается во имя гармоничности пластического образа, а коллективные боль и страдание, не подлежащие снятию – гармонизации – в произведении искусства. Утверждается, что в отсутствие привычного символического опосредования скульптура Сидура становится социальным знаком боли, неотделимым от самой социальной материи, в движении которой он напрямую соучаствует. Такие знаки, бросающие вызов лингвистическим моделям, в данном случае выявляют негероическую общность тех, кто разделил страдание, а это специфический для ХХ века массовый травматический опыт. Знаки-иероглифы разительно контрастируют с принципами автономии и индивидуальности, типичными для классических версий философии искусства. (Петровская Е.В. Общность и ее пластические воплощения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. ст. Вып. 12 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: Изд-во
СПбГУ, 2022. С. 634–641.)
Осмыслен современный случай активного и эклектического смешения идеологии и философии на основе праксиологического отношения к обоим фундаментальным социально-историческим феноменам как к системам институтов. Показано, что подобное некорректное отношение к сложным научно-практическим феноменам приводит к их теоретическому и практическому смешению
и даже отождествлению. Сделан вывод о том, что подобный догматический метод, тем более принятый на вооружение в практической цивилизационной борьбе (конфликте), приводит к критическому умалению не только жизненно необходимого фактора самодостаточности современной научной философии как интеллектуального типа деятельности, но и к утрате ее практико-ориентированного характера. (Рубцов А.В. Институт философии и философия институтов // Вопр. философии. 2022. № 5. С. 192–205.)
Предпринятый анализ агонистической модели демократии позволил представить ее как специфический способ организации общественной жизни, в основе которого лежит легитимация и институциализация внутренних конфликтов и противостояний. Показано, что такой подход к демократии, во-первых, возвращает политике ее исходное понимание, идущее от античной политической философии (полис как пространство, в котором все общезначимые вопросы подлежат открытому обсуждению и оспариванию), во-вторых, помогает преодолеть деполитизацию граждан и их атомизацию, которая во многом является результатом шумпетерианской концепции демократии, в-третьих, позволяет сформулировать продуктивный подход к решению общественных конфликтов, в рамках которого они, с одной стороны, не рассматриваются как проявление социальной патологии, а с другой – оказываются переформатированы не в деструктивном, а в созидательном ключе. (Летняков Д.Э. Выходя за пределы «электорализма». Агонистическая демократия против перспективы постполитики // Полилог. 2022. Т. 6. № 4.) Выявленные различия между нормативной и описательной концепциями политической легитимности позволили вскрыть парадоксы легитимности в современных массовых демократиях. (Ananieva A.Z., Rozhkova Z.I. Paradoxes of Legitimacy in Mass Democracies // Central European Journal of Politics. 2021. Vol. 7. No. 2. P. 31–47.)
Обсуждены проблемы, связанные с вызовами новой антропологической реальности и требующие выстраивания современного и разнообразного антропологического дискурса. Актуализированы фундаментальные философские вопросы: что происходит в наши дни с философским постижением человека? Есть ли у философской антропологии свой предмет и понятийный аппарат? С какими вызовами сегодня сталкивается человек? Как меняется структура и методология гуманитарных наук в связи с тем, что в жизни человека стал необратимо присутствовать алгоритм и нечеловеческий другой? Как соотносятся естественный и искусственный интеллект? Каковы пределы технического отношения человека к самому себе? Есть ли перспективы у призракологии в антропологическом дискурсе? Какое знание о человеке несут современные антропопрактики? (Спирова Э.М., Стороженко Н.В. и др. Антропологические дискурсы в XXI веке: Круглый стол в рамках VIII Российского философского конгресса «Философия в полицентричном мире» (28–30 мая 2020 г.) // Человек.RU. 2022. № 17. С. 294–321.)
В рамках проекта по философии урбанистики и феноменологии архитектуры и городской среды были проведены исследования «Постсоциалистический город: визуальный опыт повседневности как фактор нациестроительства» и «Город как палимпсест: феномен “пустых мест” в городской среде». Проанализировано, как визуальный опыт повседневности в пространстве города влияет на становление постсоциалистической национальной идентичности и, в частности, обуславливает практики коммеморации жителей подобных городов. В феноменологической оптике проанализировано явление «пустых мест» в городе как специфически организованном пространстве жизни человека. В этих целях в междисциплинарном духе, на стыке теоретической урбанистики, исследований памяти и политической философии, рассмотрено соотношение пространства, места и пустоты в городской среде. (Шарова В.Л. Постсоциалистический город: визуальный опыт повседневности как фактор нациестроительства // Полилог. 2022. T. 6. № 1; Шарова В.Л. Гоод как палимпсест: феномен «пустых мест» в городской среде // Полилог. 2022. T. 6. № 3.)
В результате проведенного сравнительного анализа различных методологических программ изучения истории социополитических понятий (историческая семантика Р. Козеллека и Кембриджская школа) сделан вывод о большом значении такого рода понятий для развития политической рефлексии в целом. Показано, что понятия представляют собой средство репрезентации исторических событий и политических ситуаций и в качестве таковых являются способом постижения духа эпохи; их выделение вносит серьезный вклад в изучение идей, верований, социальных отношений и представлений того или иного периода. Кроме того, они выполняют не только теоретическую, но и практическую функцию – в качестве элемента конституирования социально-политической реальности. Они позволяют понять человеческую историю как особую автономную реальность, схематизировать человеческую деятельность, артикулировать ситуации, выделяя смысл и значимость событий, структурировать социально-исторический опыт. (Федорова М.М. К истории формирования социально-политических понятий // История философии в разных ракурсах: идеи, концепции, методы / Под ред. И.И. Блауберг. М.; СПб.: ЦГИ, 2022. С. 110–130.)
МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ
В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов,
координатор – член-корр. РАН, доктор филос. наук Ю.В. Синеокая)
Проводимые в рамках проекта исследования нацелены на разработку методологии изучения различных философских культур и мировоззрений, анализ актуальных тем и проблем русской, западной (от античности до первой декады XXI века), арабо-мусульманской и восточных философий, изучение мировоззренческих и философских мировых систем в их динамике, выявление их неотчуждаемых особенностей и специфики, выстраивание целостной картины мирового интеллектуального универсума и его сегментов – культурных идентичностей и философских парадигм.
В 2022 году основными задачами работы по проекту были: выявление и анализ наиболее значимых проблем истории развития философской мысли; осмысление в широком историко-философском контексте актуальных проблем начала XXI столетия; перевод, комментирование и ввод в научный оборот ранее неизвестных отечественному читателю философских текстов; источниковедческий поиск и введение в научный оборот новых архивных материалов; освобождение истории философии от стереотипов и некритических установок; исследование параллелей и пересечений в становлении философских идей в России и мире; комплексный анализ процессов возникновения, развития и рецепции философских, научных
и интеллектуальных традиций, сформировавших европейский компонент российской культуры и цивилизации; осмысление оригинальных отечественных философских концепций, получивших признание в мировом философском сообществе; историко-философская реконструкция советского периода истории отечественной философии; исследование специфики философских поколений в России второй половины ХХ – начале XXI века; изучение основных принципов устройства картины мира и мышления в рамках индийской, китайской, японской, арабо-мусульманской философских традиций; исследование архива арабо-мусульманской большой культуры на основе логико-смысловой методологии в соотношении с аналогичным исследованием большой европейской культуры; структурирование основных дискурсивных полей современной философской теологии в их сопоставлении с тематическими единицами других форматов рациональной теологии – естественной и фундаментальной; систематизация современной аргументации в пользу существования Бога, а также атеистической контраргументации; уточнение границ основных типов религиозного мировоззрения (теизм, панентеизм, деизм, дуализм, акосмизм); исследование перспектив межрелигиозного диалога ресурсами межрелигиозной компаративистики, пересмотр традиционной европоцентричной идентификации философской теологии; расширение отечественной критической и источниковедческой базы для осуществления российских гуманитарных исследований в области индийской, китайской, японской и арабо-мусульманской философии на мировом уровне.
Исследования, осуществленные в рамках данной темы в 2022 году, нашли выражение в следующих основных результатах.
Выстраивание целостной картины истории русской философии требует разработки новых концептуальных историко-философских подходов. Предложен «поколенческий подход», использующийся как ключ к интерпретации истории отечественной философии середины ХХ – начала ХХI столетий. Этот подход позволяет сменить привычную оптику, сфокусировать внимание исследователей на экзистенциальных, личных связях внутри профессионального сообщества, что проясняет взаимовлияние ученых, определяющее рождение и развитие философских идей. (Философские поколения / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Изд. Дом ЯСК, 2022. 1232 с.)
Тематическое и жанровое богатство отечественной философии представлено в коллективном труде, посвященном интеллектуальному наследию мыслителей, работавших в разные годы в Институте философии РАН и внесших существенный вклад в мировую философскую традицию. (Философия во множественном числе. Кн. 2 / Сост. и отв. ред. А.В. Смирнов, Ю.В. Синеокая. М.: Академический проект, 2022. 412 с.)
Впервые в научной литературе всесторонне освещен вопрос об эволюции компаративизма и его превращении в межкультурную философию, исследованы взгляды на концепцию и феномен межкультурной философии как на особый подход, не только открывающий возможность для взаимодействия разных философских культур, но также побуждающий мыслителей взглянуть на философские проблемы той интеллектуальной традиции, которой они принадлежат, с новой точки зрения. (Сравнительная философия: от сравнительной к межкультурной философии / Сост. и отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Наука – Вост. лит., 2022. 399 с.)
Впервые описаны и теоретически осмыслены основные идеи и концепции периода становления и раннего развития индийской эпистемологии, названного в исследовательской литературе «эпистемологическим поворотом», сопоставимым с кантовским. (Лысенко В.Г. Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты. Тексты и исследования. М.: Наука – Вост. лит., 2022. 598 с.)
Эксплицирована авторская схема современных компетенций философской теологии в виде методологики, систематики, полемики и компаративистики; уточнены параметры теологической гносеологии; решен вопрос о метатеоретических компетенциях философской теологии по отношению к догматике; представлена и обоснована критика современной католической теологии политкорректности на материале пособий по фундаментальной теологии; предложена виртуальная инкорпорация индийской философии в современное мировоззренческое дискуссионное поле и авторская концепция философской теологии как практической дисциплины. (Шохин В.К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. СПб.: СПбДА, 2022. 509 с.)
Раскрыты характерные для западной философии ХХ–ХХI веков тенденции, ведущие к стиранию жестких разделительных линий между сложившимися к началу прошлого столетия направлениями, традициями и школами, такими как спиритуализм, феноменология, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика и др. Отмечена важность синтеза биографического, текстуального и историко-культурного анализа для адекватного понимания исследуемых философских идей и концепций. Выявлена специфика интеллектуально-биографического подхода, позволяющего преодолеть недостатки школьной истории философии с ее идеализацией и схематизмом, принижением роли «неканонических» авторов, деперсонификацией философского процесса. (Западная философия ХХ–ХХI вв. Интеллектуальные биографии / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.; СПб.: ЦГИ, 2022. 320 с.)
Рассмотрены взгляды основоположника и центральной фигуры французского персонализма Э. Мунье, выступившего в начале 1930-х годов с идеей построения новой человеческой цивилизации, в основании которой находится личность и ее духовные ценности. Показано, что теоретическая деятельность персоналистов привлекла внимание западных философов, социологов, культурологов, педагогов, специалистов по этике и эстетике к личностной проблематике, ориентируя их на исследование проблем духовного мира человека и содействие его развитию. (Вдовина И.С. Эмманюэль Мунье: личность и цивилизация. М.; СПб.: ЦГИ, 2022. 116 с.)
Показано, каким образом задаются основные узлы эпистемной цепочки (чувственное восприятие, отраженное в картине мира; язык; теоретическое мышление) для процессуального мышления. (Smirnov A. How to ‘Edify’ the ‘Arab Reason’ (and Any Reason at all) // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2022. № 10. М.: Садра, 2022. P. 347–357.)
Открыты архаические эгейские корни античных доктрин о реинкарнации и бессмертии души. Тем самым опровергнута распространенная в литературе «шаманистическая» гипотеза Бойли – Доддса – Буркерта. (Lebedev A.V. The Aegean origin and early history of the Greek doctrines of reincarnation and immortality of the soul (Epimenides, Pherecydes, Pythagoras and Onomacritus’ Orphica) // Миф, ритуал, литература / Oтв. ред. Ю.В. Иванова; сост. Н.В. Богданович. М.: Изд. дом ВШЭ, 2022. C. 240–301.)
Предложена новая систематическая реконструкция научной революции в Милете в 6 веке до н.э. (Лебедев А.В. Анаксимандр и научная революция в Милете в 6-м веке до н.э. // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2022. Т. 26 (2). С. 689–769.)
Рассмотрены проблемы стоической этики, являющиеся предметом актуальных дискуссий в современной научной литературе. (Seregin A.V. Intentionalism and Deontology in the Early Stoic Ethics // Philologia Classica. 2022. Vol. 17. Fasc. 1. P. 32–47.)
Проанализировано возникновение и терминологическое закрепление таких фундаментальных терминов античной философии, как эйдос и идея, в сравнении с различными коннотациями базового для индийской философии понятия rūpa. Опровергая
приятые в компаративистских исследованиях трактовки, выявлены содержательные различия между этими понятиями. (Волкова Н.П., Псху Р.В. Сопоставление понятий εἶδος у Платона и rūpa в индийской философии классического периода // Индоевропейское языкознание и классическая филология XXVI (2). Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. СПб.: ИЛИ РАН, 2022. С. 186–197.)
В результате детального анализа эволюции теорий вихря в космологии и физике впервые прослежена традиция взаимовлияющих вихревых учений у Рене Декарта, Николя Мальбранша, Генриха Гельмгольца, Уильяма Томсона. Проанализировано влияние вихревых теорий на британское художественное течение «вортицизм» (1914–1915), инициированное Эзрой Паундом, а также на творчество Андрея Белого. (Петров В.В. Вихревой Лондон в «Записках чудака» Андрея Белого // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 6. 2022. С. 306–368.)
На примере «Гимнов о Троице» Мария Викторина определены методы и границы рецепции фундаментальных понятий и концепций античной метафизики в христианской теологии IV века; проанализировано учение Викторина о трех Единых и трех Сущих, в основе которого лежит диалектика единого и многого из платоновского диалога «Парменид» и ее развитие в философской системе Плотина. Исследовано учение Мария Викторина о Логосе как «Семени бытия» и источнике жизни для всех сущих, а также о Св. Духе как источнике истинного познания и пути возвращения души к Богу. (Фокин А.Р. Античная метафизика и христианская теология в «Гимнах о Троице» Мария Викторина // Философия религии: аналитические исследования. 2022. Т. 6. № 1. С. 93–124.)
Раскрыто значение метафоры «зеркала» для философско-богословских текстов позднесредневековой Германии. (Симонян А.В. Философское значение метафоры зеркала в анонимном трактате о мессе (рукопись BSB München Cgm 89) // История философии. 2022. Т. 27. No. 1. С. 19–30.)
Проанализированы критерии и способы оценки мистического опыта у русских мыслителей-эзотериков конца XVIII – начала XX веков, а также влияние концепций еврейского мистицизма на их взгляды. (Burmistrov K. Russian Esotericism of the Early Twentieth Century and Kabbalah // Journal of Comparative Studies. 2022. No. 15 (44). P. 102–123; Burmistrov K. Mystical Vision and Its Evaluation in the Russian Freemasonry of the Late 18th – Early 19th Century // Вестник ПСТГУ. Сер. I: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2022. Вып. 102. С. 73–86.)
Изучен подход Хильми Зия Улькена к анализу религиозно-философских взглядов Мусы Бигиева. (Насыров И.Р. Хильми Зия Улькен о мусульманском реформаторе Мусе Бигиеве // Ислам в современном мире. 2022. Т. 18. № 3. С. 59–78.)
По результатам анализа дискуссии о природе и предельных основаниях арабо-мусульманской культуры предложена феноменологическая программа исламоведческих исследований. (Нофал Ф.О. На пути к феноменологическому исламоведению // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2022. № 10. М.: Садра, 2022. С. 431–445.)
Рассмотрена проблема взаимосвязи человека и природы в арабо-мусульманской культуре. (Фролова Е.А. Место природы в арабо-мусульманской культуре // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2022. № 10. М.: Садра, 2022. С. 431–445.)
Завершен философский анализ сюжетов о беседах птиц в персидской суфийской традиции X–XII вв. (Федорова Ю.Е. От касыды до трактата: философский анализ сюжетов о беседах птиц // Ориенталистика. 2022. Т. 5. № 3. С. 474–488.)
Реконструирован общий проект «критики наследия» у ряда современных мусульманских мыслителей. (Бородай С.Ю., Вовченко В.И. К проблеме критической концептуализации наследия //
Исламская мысль: традиция и современность. Вып. 6. М.: ИД «Медина», 2022. С. 15–34.)
Произведена деконструкция критики доктрины исмаилитов Джамал ад-Дином ал-Афгани. (Корнеева Т.Г. «Ответ материалистам»: справедлив ли ал-Афгани к исмаилитам? // Ислам в современном мире. 2022. Т. 18. № 1. С. 67–84.)
Выяснен вопрос о соотношении двух традиций в изучении религии: классической (феноменология религии) и современной (когнитивное религиоведение). Через анализ научных тем современных когнитивных исследований (теория антропоморфизма С. Гатри, контринтуитивности П. Буайе, модусов религиозности Х. Уайтхауса, гиперактивного механизма распознавания агентности Дж. Баретта) и сопоставление их с классическими феноменологическими концепциями (нуминозное Р. Отто, теория концентрических кругов Ф. Хайлера) доказано, что они покоятся на общем философском базисе (идейно восходя к принципам кантовской гносеологии) и единой эволюционной перспективе. (Самарина Т.С. Феноменология религии и когнитивное религиоведение // Вопр. философии. 2022. № 10. С. 183–192.)
Обнаружено влияние славянского перевода «Слов» Григория Богослова (с толкованиями Никиты Ираклийского) на «Просветитель» Иосифа Волоцкого. (Шпаковский М.В. Григорий Богослов и Иосиф Волоцкий: к вопросу о рецепции византийского богословия в «Просветителе» // Григорий Богослов: Исследования и переводы: Nazianzena Rossica: Сб. ст. / Науч. ред. Н.К. Антонов, П.А. Пашков. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. С. 258–282.)
Проведен анализ теистических аргументов в пользу существования всемогущего, всеблагого, вневременного Бога классического теизма, выдвинутых У.Л. Крэйгом, и контраргументов к ним со стороны атеиста У. Синнота-Армстронга. (Слепцова В.В. Критика позитивных теистических аргументов в полемике теизма и атеизма // Вестник ПСТГУ. Сер. I: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2022. Вып. 101. С. 82–95.)
Исследовано содержание предпосылок антитеистического аргумента от зла, опирающегося на очевидность факта существования зла. Показано, что трансцендентальная антитеодицея, предложенная шведскими философами С. Кивистё и С. Пихлстрёмом, представляет собой определенный вид скептицизма, в основе
которого лежит убеждение в невозможности для человека полноценно осознать факт страдания других индивидов. Также показано, что основная пропозиция трансцендентальной антитеодицеи выступает для сторонников теодицеи как опровергающее свидетельство, то есть конструирует один из вариантов так называемого «эвиденциалистского вызова» против теизма. (Карпов К.В. Скептицизм и эвиденциализм антитеодицеи // Человек. 2022. Т. 33. № 4. С. 42–57.)
Проанализированы взгляды И. Канта (в свете его критической этики) на рождение, учение, страдания и смерть Иисуса Христа. Показано, что христианство как моральная религия сводится у Канта к заповеди нравственного действия из уважения к закону и заповеди содействия благу ближнего из благорасположения к нему. (Судаков А.К. «Человек божественного умонастроения». Философия религии Канта и Иисус Евангелий // Вестник ПСТГУ. Сер. I: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2022. Вып. 99. С. 59–75.)
Доказано влияние ключевого понятия кантовской антропологии «необщительная общительность» на социологию конфликтов Р. Дарендорфа. (Жаворонков А.Г. Роль антропологии Канта в теории конфликтов Р. Дарендорфа: «Необщительная общительность» в человеческой природе, культуре и политике // Историко-философский ежегодник. 2022. № 37. С. 8–35.)
Опровергнуты распространенные в западной литературе взгляды на поздние работы Х. Арендт как методологически и тематически зависимые от расистских идей М. Хайдеггера. (Zhavoronkov A. Heidegger, Arendt, and the Destruction of Thought: From the Black Notebooks to The Life of the Mind? // Russian Studies in Philosophy. 2021. Vol. 59/3. P. 205–219.)
Впервые в научной литературе проведена комплексная историко-философская реконструкция контекста базельской лекции Ф. Ницше «Гераклит». (Бисеров Г.В. Гераклит в базельских лекциях Ницше: историко-философская реконструкция // История философии. 2022. Т. 27. № 1. С. 42–53.)
Осуществлен анализ теоретического вклада А.Ф. Лосева и В.В. Бибихина в исследования философии итальянского Ренессанса. (Kusenko O.I. L’immagine e il significato del Rinascimento italiano nel pensiero dei filosofi russi del XX secolo // Intersezioni. 2022. No. 2. P. 167–179); Kusenko O.I. “Una fisionomia predatoria”:
la Gioconda e il “mito sovietico” nella lettura di Aleksej Losev // Rivista di storia della Filosofia. 2022. No. 1. P. 157–165.)
Исследована актуальная для современной аналитической философии религии проблема совместимости христианского физикализма и святоотеческого богословского наследия. (Павлов А.С. Христианский физикализм: на рубежах православной антропологии и аналитической философии сознания // Вопр. философии. 2022. № 6. С. 98–108.)
Раскрыта сущность дискуссии, которую на протяжении многих лет вели два французских историка философии – Марсиаль Геру и Фердинан Алькье: первый выступил сторонником объективного метода, предполагающего единую строгую интерпретацию классических текстов, понимаемых как системы, а второй – защитником множества интерпретаций, по-разному выражающих основополагающее бытие. (Блауберг И.И. Дискуссия о методе историко-философских исследований (Фердинан Алькье versus Марсиаль Геру) // История философии в разных ракурсах: идеи, концепции, методы. К 70-летию Алексея Михайловича Руткевича / Отв. ред. И.И. Блауберг. М.; СПб.: ЦГИ, 2022. С. 145–161.)
Введено в научный оборот наследие неизвестного в России швейцарского спиритуалиста Шарля Секретана (1815–1895).
Переведены и снабжены комментариями выбранные места его эпистолярного наследия. (Визгин В.П. Философия свободы Шарля Секретана // История философии. 2022. Т. 27. № 1. С. 68–83.)
Выявлены содержательные элементы концепции теоэстетики – философско-богословского направления, которое в 1960-х годах начал развивать Х.У. фон Бальтазар. Показано, что теоэстетика является неотъемлемой частью христианской философии, что особенно ярко проявилось в русской православной традиции. (Гагинский А.М. Теоэстетика в контексте православного богословия // Христианское чтение. 2022. № 2. С. 182–197.)
На основе архивных исследований в научный оборот введен ряд новых источников, реконструирующих историю Философского общества при Русском свободном университете (Русской ученой академии) в 1930–1940-е годы. (Сидорин В.В. Философское общество при Русском свободном университете в Праге: по материалам фонда А.В. Флоровского в Архиве РАН // Вестник РУДН. Сер.: «Философия». 2022. № 1. С. 67–74.)
Изучена история существовавшего в 1980–1990-е годы в отечественной науке направления – комплексного междисциплинарного исследования человека. (Корсаков С.Н., Белкина Г.Л., Фролова М.И. К 30-летию Института человека РАН (Из современной истории философии) // Вопр. философии. 2022. № 7. С. 199–215.)
Введена в научный оборот сохранившаяся часть переписки С.Л. Франка и нидерландского философа Х.Й. Поса. (Переписка С.Л. Франка и Х.Й. Поса / Публ. и коммент. А.С. Цыганкова, Г.Е. Аляева; пер. с нем. А.С. Цыганкова // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5. № 1. С. 182–191.)
Выявлена роль личности и творчества Л.Н. Толстого в философском мировоззрении Льва Шестова. (Ворожихина К.В. Лев Шестов о вере Льва Толстого // Лев Толстой: философская перспектива. М.; СПб.: ЦГИ, 2022. С. 13–25.)
Проведено исследование состояния философского знания в царской России в первой половине XIX века. (Кара-Мурза А.А. Испытание философией. Философия в императорской России перед «Великими реформами» 1860-х гг. // Вопр. философии. 2022. № 7. С. 39–47.)
Выявлены ключевые моменты полемики Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева о природе личности, морали и права. Проанализирована концепция лично-общественной действительности Соловьева и персоналистическая концепция личности Чичерина, проведено сравнение их подходов к вопросу о соотношении права и нравственности, значении концепции личности для правовой
теории. (Chizhkov S. Law, Morality, and Personhood in the Philosophical – Legal Understandings of Boris Chicherin and Vladimir Solovyov: On the Philosophical Foundations of Russian Liberalism // Russian Studies in Philosophy. 2022. Vol. 60. No. 2. P. 126–139.)
Проблема кризиса идеалов рассмотрена на примере политической философии С.Л. Франка. Проанализировано соотношение общественно-политических идеалов Просвещения в России и «ложных кумиров», приведших Россию и Европу к беспрецедентной эскалации зла в начале ХХ столетия. Особое внимание уделено предположению, согласно которому идеалы демократии как подлинного народовластия в результате некритичного воплощения в жизнь приводят к революционному насилию и дальнейшему воспроизводству тирании. В контексте этой гипотезы рассмотрены взгляды С.Л. Франка на проблему демократии.
(Шарова В.Л. Проблема кризиса идеалов в политической философии С.Л. Франка // Философский журнал. 2022. Т. 15. № 3. С. 21–33.)
НАСЛЕДИЕ АРИСТОТЕЛЯ
(ПОДГОТОВКА ПОЛНОГО СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ АРИСТОТЕЛЯ)
(руководитель – кандидат филос. наук С.В. Месяц)
Проект направлен на исследование философского наследия Аристотеля, его истоков и рецепции в античности, Средние века и Новое время, а также на подготовку новых комментированных переводов всего корпуса сочинений Аристотеля. Своевременность и актуальность темы проекта объясняется тем, что на русском языке до сих пор не существует полного академического собрания сочинений Аристотеля, хотя запрос на такое собрание очень велик. Предыдущее четырехтомное издание (Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1976–1984) перестало удовлетворять требованиям современного читателя из-за своей неполноты и недостатка поясняющих комментариев, без которых текст Аристотеля оставался непонятным и никак не включенным в последующую философскую традицию.
В 2022 году в рамках проекта был переведен и снабжен обширным поясняющим комментарием трактат Аристотеля «О сновидениях» (“De Insomniis”) из сборника “Parva naturalia”. В ходе составления научного комментария к трактату было исследовано учение Аристотеля о причинах возникновения сна и сновидений. Вопреки утвердившемуся в научной литературе мнению было показано, что сон, бодрствование и другие состояния одушевленного существа исследуются Аристотелем с применением теории четырех причин. Были уточнены понятия формальной, целевой, материальной и действующей причины у Аристотеля применительно к биологии и психологии. В частности, было установлено, что формальная причина некоего душевного состояния представляет собой его определение через ту или иную способность души, что материальной причиной душевного состояния является изменение в его телесном подлежащем, а действующей – начало этого изменения. В результате была предложена новая, более последовательная реконструкция учения Аристотеля о сне и бодрствовании, показывающая сходство идей античного философа с достижениями современной экспериментальной сомнологии и позволяющая признать Аристотеля одним из основателей научного подхода к изучению феномена сна. (Месяц С.В. Аристотель. «О сновидениях» / Пер. с древнегреч. и коммент. ( в печати).)
Осуществлен подробный анализ исторических исследований теории рабства у Аристотеля. В ходе разбора возможных способов оправдания аристотелевской теории рабства сделано заключение об отсутствии у нас основательных способов морального оправдания этой теории. Установлено, что наиболее перспективным способом показать внутреннюю теоретическую состоятельность теории естественного рабства Аристотеля является распространенная в последние годы «этическая» интерпретация, которая тем не менее сталкивается с серьезными проблемами и не может считаться удовлетворительной. (Юнусов А.Т. Можем ли мы осуждать Аристотеля? Случай рабства // Историко-философский ежегодник. 2022. № 37. С. 209–260.)
Посредством анализа концептуализации Аристотелем этической проблематики были реконструированы эпистемические основания его этики как практической науки. Определена структура этического знания по ключевым вопросам о сущем «что?» и «как?»; выявлены ограничения познавательной способности человека и структура предмета познания, описываемая Аристотелем с помощью понятий «потенция», «энергия» и «энтелехия». Было показано, что Аристотель проводит детальное описание предмета познания с помощью концепции четырех причин, при этом материальная причина фиксирует в познании сущее в возможности, а три другие (движущая, формальная, целевая) – различные аспекты его актуализации. (Платонов Р.С. Эпистемические основания этики Аристотеля // Этическая мысль. 2022. Т. 22. № 2. С. 48–61.)
В ходе изучения этики Аристотеля было продемонстрировано, что развитие отдельного человека рассматривается античным философом как включенное в процесс развития всего человечества, его структура как предмета познания представлена посредством концепции души, где взаимодействие частей души определяет качество деятельности человека. Рассмотренные концепции устанавливают предмет изучения этики – человека, раскрывая его природу как перманентную деятельность, включенную в родовое развитие и имеющую цель в самой себе. (Платонов Р.С. История изучения этики Аристотеля в Институте философии РАН // Философия и культура. 2022. № 12. С. 90–105.)
При исследовании возможных источников аристотелевского учения о природе были рассмотрены основные аспекты учения Платона о стихиях как частицах, составленных из первичных треугольников. Было установлено, что стихии у Платона имеют корпускулярное строение и представляют собой отпечатки умопостигаемых форм; что все вторичные свойства элементов сводятся к их геометрическому строению; что первичные треугольники считаются такими же телами, как и сами стихии, но при этом не являются тождественными восприемнице; что элементы отличаются друг от друга по форме, но не варьируются по размеру внутри одного вида. (Волкова Н.П. Корпускулярное строение элементов в «Тимее» Платона // Историко-философский ежегодник. 2022. Т. 37. С. 147–180.)
При сопоставлении учения о времени у Аристотеля и Аврелия Августина были установлены четыре пункта, в которых оба учения соприкасаются друг с другом: (1) определение времени как числа движения в отношении предшествующего и последующего; (2) онтологический статус времени и связанные с ним «парадоксы»; (3) представление о времени как бесконечно делимом континууме, в котором момент «теперь» является границей времени и единицей его измерения; (4) роль познающей души в восприятии и измерении времени. Было продемонстрировано, что несмотря на широко распространенное мнение о преобладании неоплатонического влияния на мысль Августина, его учение о времени в своих базовых принципах восходит к Аристотелю. (Фокин А.Р. Аврелий Августин и аристотелевская концепция времени // Вопр. философии. 2022. № 7. С. 168–183.)
[1] Включен в реестр иностранных агентов по решению Минюста России от 09.12.2022.