Институт Философии
Российской Академии Наук




  Важнейшие итоги по плановым темам
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2021 » Важнейшие итоги по плановым темам

Важнейшие итоги по плановым темам

Научный отчет Института философии РАН за 2021 год

Важнейшие итоги по плановым темам


РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов,

координатор – доктор филос. наук С.А. Никольский)


Российский проект цивилизационного развития требует поиска нового, универсального решения, способного собрать воедино разнородные, несводимые к единому знаменателю смысловые и ценностные системы, характерные для российского общества. Это требует колоссальной философской работы, развивающей индивидуальное философское сознание и доводящее его до подлинного самосознания философии и общества. Особый акцент при этом делался на разработке идеи, согласно которой нынешний язык русской философии должен быть существенно развит, более того, существенно перестроен, и это составляет особую задачу и особое поле работы философа. В философии назрела постановка вопроса об ограничении идеи универсальности (общечеловечности) разума в сфере культуры. Для российской культуры основанием мышления, не зависящим от европейского, может стать всесубъектность как идея о вселенской целостности, как утопический идеал неутрачиваемой целостности и неутрачиваемой субъектности. Подчеркивается, что эта идея, взятая как утопия, при продумывании того, как могла бы развернуть себя в цивилизационную систему основанная на ней большая культура, составляет необозримое поле для работы на всех уровнях – от базового, связанного с философией сознания, до самых высоких и конкретных этажей культурно цивилизационного строительства. (Смирнов А.В. Текущие задачи русской философии // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Том 3. № 1. С. 209–231).

В рамках проекта проведена критика ряда положений «классической» цивилизационной теории: представлений о «естественных», осязаемых границах между разными цивилизациями; убеждений в исторически предопределенном векторе развития человеческих сообществ на основе их «культурно-цивилизационного кода», «культурных матриц», «констант»; представлений о существовании некоторого набора ценностей, исторически присущего в каждой цивилизации и сформировавших ее облик (Летняков Д.Э. Цивилизации как «воображаемые сообщества». К конструктивистской критике цивилизационных теорий // Личность. Культура. Общество. 2021 Т. XIII. Вып. 3(111). С. 57–69).

Выявлена закономерность чередования в истории России массовых травм в жизнедеятельности населения и общества, их зависимость от противоречивых взаимодействий управленческих и исполнительских слоев населения. Предложена концепция антропосоциокультурных подъемов и травм как основных событий-процессов историче­ской деятельности больших масс людей. Сделаны выводы о том, что сохранение гетерогенного типа цивилизационного развития страны и гражданско-общественной культуры ее населения, которые укоренены в России, могут нести угрозу рисков новых социальных катастроф, связанных с влиянием постсоветских отношений собственности на социальное благополучие населения. (Лапин Н.И. Сложность становления новой России. Антропосоциокультурный подход. М.: Весь Мир, 2021. 364 с.; Лапин Н.И. Базовое взаимодействие людей и гражданско-общественная культура как предмет изучения // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 104–115; Лапин Н.И. Человек и культура его взаимодействий с обществом в прошлом, настоящем и будущем России (продолжая традиции осевого поколения) // Вопр. философии. 2021. № 5. С. 5–16).

В результате исследования идеологической стороны современного цивилизационного процесса обоснована особая роль принципа индивидуализма как фундаментального признака, в соответствии с которым осуществляется дифференциация между западноевропейской идеологией и ее российским аналогом; сделан вывод о зависимости ряда аспектов понятия идеологии от культурно-исторических обстоятельств его происхождения (Мюрберг И.И. Конструктивистский подход и актуальные альтернативы ему в современной теории идеологии: проблемы и решения // Филос. мысль. 2021. № 11. С. 84–104).

На основании анализа творчества Андрея Платонова доказано, что применительно к исследованиям в области философски ориентированной литературы (художественной философии), на тексты проецируются ключевые вопросы, сформулированные в крестьянских исследованиях (peasant studies) относительно общего и особенного в крестьянских обществах/мирах, а также проблемы, обсуждаемые в современных мемориальных исследованиях (memory studies) в аспекте взаимодействия коллективной и индивидуальной памяти в модусах забвения и сохранения (Никольский С.А. Концепт «революционная мечта» в философской прозе Андрея Платонова // Ярославский педагогический Вестн.. 2021. Т. 123. № 6. С. 196–201).

Показано, что термин «цивилизация» в силу недостаточной эмпирической обоснованности может употребляться в научном, в частности в историческом, дискурсе лишь с оговорками. Изменение частотности употребления этого термина может оказаться признаком, характеризующим эпохи исторических пертурбаций. Возможность выделения «дифференциалов» цивилизации, истории или культуры позволяет прогнозировать кризисные моменты, когда прошлое, настоящее и будущее теряют свои очертания. Исчисление эффектов соприродных множественностей требует разработки специальных теорий, привлечения соответствующего математического аппарата и отыскания методов измерения интегральных параметров, поскольку отследить «жизненную траекторию» отдельной исторической или философской концепции не представляется возможным. Объяснение с привлечением таких понятий как «дух» на первый взгляд проще, однако разрешение парадоксов последовательного панпсихизма с неизбежностью превращает такую теорию в очень запутанное и хрупкое сооружение. Сделан вывод о том, что более точным будет ограничение схемой, в которой используются термины множественности и случайности вместо традиционных единства и необходимости. (Неретина С.С. Контурное картирование цивилизации // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Т. 3. № 1. С. 173–187; Неретина С.С Двойственная темпоральность «Утопии» // Человек 2021. № 4; Неретина С.С. История как урок // Vox. Филос. журнал. 2021. Вып. 35).

Проанализирована проблема «Россия – Европа» в отечественной философской мысли в первой половине XIX века. Показано, что в этот период главный вектор обсуждения был связан, с одной стороны, с идеей сохранения русским народом «национального лица» в расширяющихся политических и культурных контактах с Европой, а, с другой стороны, с обоснованием его готовности/способности жить в мире национально-культурного многообразия. В целом продемонстрировано, что национальная идентичность России соотносилась с достигнутым уровнем цивилизованности: с характером отношений государства и гражданского общества, власти и народа, юридических прав и личной свободы граждан (Сиземская И.Н. «Россия-Европа» в зеркале отечественной философской мысли // VOX. Филос. журнал. 2021. Вып. № 33. C. 48–71).

Исследовано понятие общественного идеала в русской социально-философской мысли. Показано, что у многих ее представителей всемирная история и желаемые общественные трансформации соотносились с утверждением совершенных форм общежития как условия личностного развития и творческой самореализации человека (Сиземская И.Н. Идея общественного идеала в проблемном поле отечественного философско-исторического знания // Общественный идеал как проблема русской философской и политической мысли. К 65-летию проф. А.А. Кара-Мурзы. М.: Аквилон, 2021. С. 58–78).

Рассмотрены подходы к решению проблемы цивилизационного развития России: западничество, славянофильство и евразийство, проанализирована концепция российской истории Г.П. Федотова, модели идеального, совершенного и достижимого общества, концепция центрально-периферийной структуры общества, цивилиционизм и др. Сделан вывод о том, что цивилизационный проект России призван совмещать в себе разные векторы развития. Он состоит из ценностного ядра, центрированного вокруг государства, и относительно автономных периферийных зон (культурных регионов). Этим объясняется разноуровневость модернизации страны и необходимость ее поддержки со стороны различных слоев гражданского общества (Федотова В.Г. Россия как цивилизационный проект: ракурсы интерпретации // Вопр. социальной теории. 2021. Т. XIII. C. 56–72).

Выявлены методологические и концептуальные основания евразийского учения классического периода 20–30-е годы XX века, представленные в трудах Н.С. Трубецкого. Представлена критика европеизации как доминирующей формы цивилизационного развития по отношению к другим народам и рассмотрена методология собственно евразийского подхода, ориентированного на обоснование ценностей самобытных культур в развитии народов (Веряскина В.П. Евразийство: к методологии исследований // Вестн. РФО. 2021. Вып. 3–4 (93–94). С. 33–41).

Показано, что анализ дискурса о цивилизации в презумпции его полноты и целостности освобождает от ограничений профессиональной специализации и подключает к проблеме цивилизационного проектирования как историософский анализ, так и максимум существующих в обществе практик. В содержательный анализ включаются концепции и реалии идеологии, культуры, политики, социальной сферы, государственного строительства и т. п., в том числе, проблемы материального, ресурсного обеспечения цивилизаций, что особенно важно в перспективах сырьевых экономик и ресурсных социумов.

Показано, что термином «цивилизация» именуются феномены двух видов. В соответствии с первым, цивилизация представляет собой исторически вырабатываемый человечеством общественно-экономический уклад, включающий в себя набор институтов и механизмов общественного бытия и общественного сознания, который приходит на смену варварству. В соответствии со вторым значением, цивилизация – конкретное человеческое сообщество, вышедшее из одежд традиционного общества и обладающее «сильной культурой», в котором «общечеловеческие» цивилизационные институты и механизмы проявляют себя через специфические для данного общества формы, что позволяет говорить о них как об обладающих уникальным «всечеловеческим» содержанием. В этом случае термин обозначает «локальную цивилизацию». Она обнаруживает себя в разных системах культуры в соответствии с присущей им «логикой смыслополагания, берущей начало в глубинных механизмах сознания» и проявляет себя во «всечеловеческом». В каждом обществе цивилизационные институты и механизмы в результате революционных событий или эволюционных процессов закрепляются на основе присущих обществу всечеловеческих форм организации и функционирования, наличествующих в индивидуальном и в общественном сознании, но в процессе цивилизования перерабатываемых. Для России таковыми формами, принявшими характер констант, являются имперский способ бытия, самодержавная форма правления, механизм поддержания самодержавия «собственность/бессобственность», приученный посредством покорности к самодержавной форме правления народ и православная церковь (Никольский С.А. О проблеме цивилизации и цивилизационном развитии России. Историософский анализ // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Т. 3. № 1. С. 99–127).

Исследованы выявленные Ф.М. Достоевским темпоральные экзистенциальные смыслы сознания российского человека ХIХ – первой половины ХХ ст. Без их формулирования герои бы не имели столь глубоких, философски значимых характеров. Эти смыслы – «рвущаяся к свету душа»; разрешаемая «кровь по совести»; старчество – «берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю»; никаким грехом «не истощимая и бесконечная божья любовь» и другие. Формулируя и раскрывая их содержание, Достоевский, несомненно, отчетливо сознавал, что, тем самым, создает представление о природе русского человека, существенно отличной от природы людей иных культур. В этой природе автор усматривал возможность реализации божеского предназначения русских «сказать свое слово миру», вывести мир из трясины лжи, меркантилизма и потребительства, что ассоциировалось им с либерализмом, в трясину которого все сильнее погружается Европа и на чем пытается созидать себя Америка. Но экзистенциальные смыслы, как показывает история, темпоральны, перебрасываются во времени, в частности, обретают новую жизнь в большевистскую эпоху. Броситься в пучину переустройства мог только человек, уверовавший, что это именно то, чего жаждет его «душа, рвущаяся к свету» и что обеспечивается остальными присущими его природе экзистенциальными качествами и свойствами (Никольский С.А. Темпоральные экзистенциальные смыслы героев Федора Достоевского и их большевистская реинкарнация // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 3. С. 32–55; Мурзин Н.Н. Неудача как философский сюжет в творчестве Достоевского: на примере романа «Бесы» // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 3. С. 92–116).

Раскрыт смысл центрального философского послеоктябрьского концепта большевиков «революционная мечта» на примере творчества Андрея Платонова. Его основа – вера во всесилие «единственно верного» учения Карла Маркса и недавний опыт победы в гражданской войне. Органичными для умонастроений революционной молодежи, к которой в двадцатые годы относился и сам Платонов, были составные части «революционной мечты» – безудержная фантазия и неуемный фанатизм. Однако в отличие от других, Платонов был не только одним из созидателей нового общества, но и размышляющим свидетелем, который анализировал генезис большевизма как небывалого в истории, искусственно сконструированного политического и социально-экономического уклада. Начало советскому укладу положил 1917 год, а окончательное его становление ознамновалось к 1937–1938 годам завершением коллективизации, полным разгромом всех оппозиций и пиком репрессий. Именно в этот период пришедший в Россию из Европы марксизм был полностью преобразован в марксизм ленинско-сталинского типа. Концепт Платонова «революционная мечта» рассматривается на материале ранних рассказов и зрелых больших текстов – повестей и романов «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур». (Никольский С.А. Концепт «революционная мечта» в философской прозе Андрея Платонова // Ярославский педагогический Вестн.. 2021.Т. 123. № 6. С. 196-201; Кознова И.Е. Образ русского крестьянства в произведениях А. Платонова периода Великой Отечественной войны // Вестн. Самарского университета. Сер.: «История, педагогика, филология». 2021. Т. 27. № 3. С. 8–16).

С целью понимания исходных теоретических предпосылок цивилизационного анализа было предпринято исследование истории Института философии Российской академии наук не только как государственного учреждения, но и как особой общественной институции, показано, как он складывался в качестве исследовательско­го коллектива, претендующего на то, чтобы охватить всю философию в ее дисциплинарном и идейном многообразии. Прослежена история систематизации фило­софского знания в энциклопедической форме: первоначальный замысел Г.Г. Шпета (начало 1920-х гг.) сфокусировать усилия на вопросе «Что такое философия?»; проект исторического рассмотрения философии в свете ма­териалистической диалектики как ее вершины (1928–1930); частично реа­лизованный план конца 1930-х – начала 1940-х гг. написания семитомной истории всемирной философии; создание «Философской энциклопедии» в пяти то­мах (1960–1970); создание «Новой философской энциклопедии» (2000–2001 гг.) в че­тырех томах. Показано противоречивое взаимодействие задач ис­следования философии и ее развития. В истории самого Института были выделены следующие этапы: догматизм 1930–1940-х гг., гуманистический поворот середины 1950-х гг., отказ от монополии марксистской философии, плюрализм постсоветской философии. Показано, что сегодня поставлено под сомнение привычное представление о том, что такое человек. Вызовы со стороны наук о мозге и когнитивных наук выдвигают на первый план новое понимание сознания и разума, что создает для коллектива Института философии новое общее поле исследовательской деятельности (Гусейнов А.А., Смирнов А.В. Институт философии как учреждение и общественный институт // Вопр. философии. 2021. № 11. С. 5–21).

 

 

ВСЕМИРНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМЫ

(ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.А. Гусейнов,

координатор – кандидат филос. наук С.В. Месяц)


В ходе изучения основополагающих понятий этики «мораль» и «нравственность» было доказано, что дивергенция этих понятий чаще всего является результатом субстанциализации исследователями функциональных и нормативных особенностей морали (нравственности), обычно выявляемых философской этикой, и что попытки разделения морали и нравственности, будучи как таковые неплодотворными, при последовательном их осуществлении все-таки могут иметь положительные теоретические эффекты, заслуживающие отдельного критического внимания (Апресян Р.Г*. О дивергенции понятий «мораль» и «нравственность» // Этич. мысль / Ethical Thought. 2021. Т. 21. № 1. С. 5–23).

В исследовании этических концептов «долг» и «свобода» были продемонстрированы разные способы их освоения, с одной стороны, в моральной философии, как она обнаруживает себя в философствующем теоретизировании, а с другой стороны, – в стихии живого языка, как эта стихия схватывается в когнитивной лингвистике. Было показано, что живой язык, не обеспокоенный строгостью выражений и формальных ограничений, накладываемых на употребление слов философией, является важным источником для понимания морального мышления. Был сделан вывод о необходимости усилий ученых из разных дисциплин для сопряжения различных уровней осмысления концептов «долг» и «свобода» и выработки комплексного представления о них (Апресян Р.Г.* Концепты «долг» и «свобода». Философия, морализирующая рефлексия и темная материя языка // Етически изследвания / Ethical Studies. 2021. Т. 6. Кн. 2. С. 14–22).

В ходе изучения истории этики был представлен целостный образ одного из самых видных представителей стоической философии, Эпиктета (I в.н.э.). Было показано, что античный мыслитель выделял аспект нравственной свободы, подчеркивая необходимость внутренней честности, умения владеть собой, а также принципиальную важность «свободы выбора» и «правильного пользования представлениями». Изучение влияния Эпиктета на последующую моралистическую традицию позволило сделать вывод, что его оригинальное понимание стоической этики придает ему статус самостоятельного мыслителя в рамках стоической традиции и философии Поздней Стои (Столяров А.А. Эпиктет // Филос. антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 251–271).

В рамках исследования французского персонализма было проанализировано творчество Алена (1868–1951). Было показано, что философ исследовал основания мышления с позиций рефлексивной традиции, а также разрабатывал теорию суждения, которую рассматривал как особую функцию сознания, позволяющую упорядочить знания о реальности и осмыслить мир. Были обозначены центральны темы этической концепции Алена и реконструировано его оригинальное учение о терапии души как методике внутреннего самообладания и искусства быть счастливым. Исследование показало, что главная задача философии, согласно Алену, заключается не столько в познании действительности, сколько в том, чтобы научить человека жизненной мудрости, сделать его добродетельным и счастливым (Мачульская О.И. Ален // Филос. антропология 2021. Т. 7. № 1. С. 134–142).

Проанализирована концепция Эдуара Леруа (1870–1954), французского математика и философа-эволюциониста, представителя спиритуализма и католического модернизма. Исследование показало, что характерной чертой подлинной метафизики Леруа считал «потребность в идеализме», утверждающем тождество мышления с бытием и примат духовной активности. В ходе рассмотрения представлений Леруа о науке, философии и религии, было показано, что одним из центральных понятий его философии было понятие «действующая мысль», или «мысль-действие», понимаемая как бесконечная сверхиндивидуальная реальность, поток творческой энергии, непосредственно проистекающей от Бога и постигаемой интуитивно (Блауберг И.И. Эдуард Леруа // Филос. антропология 2021. Т. 7. № 2. С. 239–250).

Впервые в энциклопедическое издание вошло исследование по новейшему направлению современной философской мысли – межкультурной философии. Дана общая характеристика межкультурной философии, прослежена история ее становления, описаны ее основные представители, показано ее место в истории философии. Было продемонстрировано, что межкультурная философия предлагает новый метод мышления, предусматривающий отказ от претензий на конечную истинность философской традиции собственной культуры, уважительное отношение к наследию других культур, развертывание масштабного дискурса с целью поиска альтернативных подходов к решению как сугубо философских, так и глобальных проблем (Степанянц М.Т. Межкультурная философия // Филос. антропология 2021. Т. 7. № 1. С. 168–184).

Проанализировано происхождения понятия «мимесис» в истории эстетической мысли от Античности до Современности. Выявлено, что в разные периоды истории отдельными мыслителями под мимесисом понимались самые разные типы художественного уподобления некоторому прообразу – от копий его видимого облика до сложных символов и знаков некоторой пра-идеи. Показано, что мимесис – один из присущих деятельности человека принципов, связанных с его мотивацией, ориентацией, познавательной активностью, которые в наиболее полном, концентрированном виде воплощаются в художественном творчестве, в искусстве (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Мимесис // Электронная филос. энциклопедия. 2021. Т. 10. URL: https://www.elenph.org).

Проанализировано становление понятия прекрасного в европейско-средиземноморском ареале от античности до современности. Показано, что прекрасное – одна из основных эстетических категорий, принадлежащая сфере традиционных эстетических ценностей, раскрывающая один из наиболее распространенных аспектов неутилитарных, созерцательных субъект-объектных отношений, направленных на гармонизацию реципиента с собой и миром, вызывающих эстетическое наслаждение, связанных с идеями совершенства, идеала и идеализации. Установлено, что если прекрасное – один из сущностных модусов эстетического, то есть характеристика субъект-объектных отношений, то красота входит в смысловое поле прекрасного в качестве характеристики только эстетического объекта (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Прекрасное // Электронная филос. энциклопедия. 2021. Т. 12. URL: https://www.elenph.org).

 

 

ПОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ТЕКСТ

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАУК И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский,

координатор – доктор филос. наук Е.О. Труфанова)


Показано, что исследования в области когнитивных наук ставят целый ряд серьезных вопросов перед философией и заставляют вновь осмысливать три вопроса, которые Кант считал центральными для понимания человека: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться (Lektorsky V.A. Philosophical Issues of Cognitive Science in Contemporary Russian Philosophy // China Social Science Review. 2021. No. 1. P. 114–160).

Продолжено исследование деятельностного подхода, разработанного в отечественной философии и психологии в советский период, и выявлено его современное значение в связи с новейшими тенденциями в развитии когнитивной науки, в частности, в контексте набирающего популярность т.н. подхода “4 E Cognition”, т.е. понимания познания как телесно-воплощенного, вписанного в среду, расширенного и связанного с деятельностью (Lektorsky V. The Activity Approach in Late Soviet Philosophy // The Palgrave Handbook of Russian Thought. Cham, 2021. P. 407–422).

Исследованы понятия субстанциальной и процессуальной логик, теоретически обоснована возможность процессуальной логики, прослежена ее разворачивание на конкретном материале арабо-мусульманской культуры (язык, теоретическое мышление, включая формальное доказательство, система категорий, мировоззрение, этика, эстетика). Предложено понимание логики всесубъектности как логики смыслополагания, характерной для России, показана ее связь с категорией «всечеловеческое» в ее отличии от категории «общечеловеческое». (Смирнов А.В. Логика смысла как философия сознания: приглашение к размышлению. М.: Изд. Дом ЯСК, 2021).

Проведен анализ ряда проблем в современной философии сознания и в исследованиях самосознания. В этой связи были предложены новые подходы к пониманию связи сознания, языка и онтологии (Павлов-Пинус К.А., Смирнов А.В. Сознание, язык, реальность // Реплики: философские беседы. М.: Изд. Дом ЯСК, 2021. С. 93–139) .

Аргументировано непреходящее значение исследований языка и знака для современных когнитивных наук и междисциплинарного изучения человека (Avtonomova N.S. Yuri Lotman and the Moscow-Tartu School of Semiotics: Contemporary Epistemic and Social Contexts // The Palgrave Handbook of Russian Thought / Eds.: Bykova M.F., Forster M.N., Steiner L. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. P. 737–753).

Проблема нормативности в философии сознания была рассмотрена через призму проблемы следования правилам, поставленной Витгенштейном. Было показано, что содержание ментальных состояний должно быть понято как объективное положение дел, которое может выступать как рациональное основание для сознательной активности субъекта. (Иванов Д.В. Нормативность в философии сознания // Философия науки и техники. 2021. Т. 26. № 2. С. 115–126).

Выделены новые аспекты в понимании сознания в связи с разрабоками в области искусситвенного интеллекта. Показано принципиальное значение исследований сознания для разработки т.н. «Общего искусственного интеллекта». На первом месте здесь вопросы использования результатов феноменологического анализа субъективной реальности и новейших достижений нейронаучных исследований сознания для построения новых когнитивных архитектур, которые позволяют выйти за пределы «узкого» искусственного интеллекта. В этом плане проанализировано соотношение понятий «искусственного» и «естественного», «сильного» и «слабого», «общего» и «узкого» интеллекта (Dubrovsky D.I. Walking Through the Turing Wall // IFAC PapersOnLine. 2021. Vol. 54. No. 13. С. 215–220. (with Efimov A.R., Matveev Ph.M.)).

В связи с философским осмыслением разработок в области искусственного интеллекта были проанализированы различные концепции вычислений и определена их релевантность задаче построения вычислительной социальной науки. Было показано, что компьютационализация социальной науки предполагает натурализацию понимания вычислений (Михайлов И.Ф. Вычислительный подход в социальном познании // Философия науки и техники. 2021. Т. 26. № 1. С. 23–37).

Продолжено исследование когнитивных оснований творчества в парадигмах конструктивного реализма, телесно-ориентированных подходах, постнеклассической герменевтике. В этой связи выявлены когнитивные границы вычислительного подхода применительно к артефактам культуры и социальной предметности. Показано, что принятие неолейбницианской метафоры мышления как вычисления возможно лишь ценою натуралистического редукционизма (Смирнова Н.М. Социальные науки: вычисление или герменевтика? // Философия науки и техники. 2021. Т. 26. № 1. С. 43–46).

Проанализированы различные аспекты влияния цифровых технологий и цифровых коммуникаций на человека, его самосознание, его познавательную деятельность и его жизнедеятельность в целом. Показано, что глобальная цифровизация, которая приносит немало благ, решает множество практических проблем, может также создавать угрозы самому бытию человека. Поэтому предлагаемые в рамках цифровизации проекты, связанные с новым пониманием познания, индивидуальной автономии, будущего человека, нуждаются в серьезной философской экспертизе, направленной на гуманизацию информационных технологий и на культивирование высших человеческих ценностей свободы, личной автономии, достоинства, идентичности, творчества, понимания, взаимопонимания (Лекторский В.А. Глобальная цифровизация как экзистенциальный вызов // Человек в глобальном мире: риски и перспективы / Отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: Канон+, 2021. С. 20–32).

Показано, что современный человек представляется «распределенным» между разными своими офлайн- и онлайн-проявлениями, что становится причиной того, что становится все сложнее видеть целостную личность, собранную из этих фрагментов, что затрудняет установление личных связей, которые необходимы для сохранения уважения человека к человеку. Был сделан вывод, что требуется перенастройка не только социальных и правовых норм, учитывающих новые способы участия человека в социальной жизни, но в первую очередь перенастройка психологических установок человека, выработка умения видеть и уважать Другого в каждом цифровом или нецифровом фрагменте его бытия (Труфанова Е.О. Человек в цифровом мире: «распределенный» и целостный // Вестн. Пермского университета. Сер.: «Философия. Психология. Социология». 2021. № 3. С. 370–375; Труфанова Е.О. Этична ли «новая этика»? // Мир человека: нормативное измерение – 7.0. Проблема обоснования норм в различных перспективах: от реализма до конструктивизма и трансцендентализма. Саратов, 2021. С. 406–416).

Анализ осознания необходимости междисциплинарных связей в философских концепциях и гуманитарных науках начала ХХ в. показал, что методологическим основанием историзма этого периода, соединяющего различные области исторических, филологических, социальных наук и психологии, стала идея глубинного контакта человека со временем его жизни, временем культуры и социума (концепт «человек во времени») (Киселева М.С. Историзм и становление междисциплинарности в интеллектуальной истории XIX – нач. ХХ вв. Человек во времени // Диалог со временем. 2021. Т. 77. С. 45–60).

Проведен сравнительный анализ субстанциальной и процессуальной онтологий, выделены основные понятия процессуальной онтологии, предложена ее формальная реконструкция. Показано, как определить в процессуальной онтологии понятия, соответствующие понятиям индивида и свойства субстанциальной онтологии (Шалак В.И. Логика в онтологии процессов // Логич. исслед. / Logical Investigations. 2021. Т. 27. № 2. С. 48–65.)

Показано, что в настоящее время активно развивается идея вычислительной Вселенной, все процессы которой имеют алгоритмический характер. В этой связи проведен сравнительный анализ физических процессов, описываемых в терминах законов природы, и физических процессов, имеющих выраженный алгоритмический характер, с целью выделения их отличительных признаков (Шалак В.И. Алгоритмическая модель социальных процессов // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2021. № 1. С. 46–62).


 

НАУКА, ЧЕЛОВЕК И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский

координатор – доктор филос. наук В.Г. Буданов)


Выработаны систематизированные представления и понимание актуальных процессов коэволюции науки, технологий и общества, трансформаций человека в эпоху кризиса техногенной цивилизации. Обсуждаемые проблемы в настоящее время находятся в центре внимания философского и научного сообщества, а методология, которой следуют авторы, ориентирована на принципы постнеклассического подхода и рациональности (Проблема трансформации человека в условиях кризиса техногенной цивилизации / Отв. ред. Буданов В.Г. Курск: Университетская книга, 2021. 287 с.).

Проведен системный анализ ключевой для проекта категории «техногенная цивилизация» с начала ее становления до современного глобального кризиса (Rozin V.M. From Engineering and Technological Process to Post-Cultural Technology // Future Human Image. 2021. Vol. 15. P. 99–109). Предложены концептуальные основания моделирования посттехногенной цивилизации, представляемой как модель саморазвивающихся полисубъектных (рефлексивно-активных) сред (Лепский В.Е. Субъектно-ориентированный подход к анализу кризиса техногенной цивилизации // Вопр. философии. 2021. № 11. С. 35-38).

Получены систематизирующие результаты по диагностике рисков социо-антропологических трансформаций в цифровых и гибридных средах (Буданова В.Г. Социо-антропологические риски цифровой эпохи // Реплики: философские беседы / Автор идеи, сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Изд. Дом ЯСК, 2021. С. 393-424. (в соавт.)).

Показано, что при построении методологии сложности наблюдатель сложностности выступает в качестве функции гибридной перцептивно-коммуникативной агентности, что, следуя традиции, можно было бы назвать соответственно трансдисциплинарным субъектом и трансдисциплинарным объектом, рассматриваемыми, в свою очередь, в контекстах процессов их сетецентричного семиотического становления. (Аршинов В.И. Эволюция антропоцентризма в перспективе сложностного подхода // Вопр. философии. 2021. № 10. С. 43-48).

На основе применения постнеклассической методологии показано, что поворот к действенному экологическому мировоззрению возможен только в условиях трансформаций общественного сознания, восстановления прав гуманитарной культуры и опережающего экологически-направленного проектирования (Герасимова И.А. От модернизации к экологизации. Геоэкология и геосоциальность // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 1. С. 6-21).

Проведено комплексное исследование проблемы морального выбора и его реализации в рамках современной психотерапии. Разработано понятие «ассистируемый моральный выбор» и изложены принципы психологического консультирования с учетом этической компоненты (Майленова Ф.Г. Лабиринты морального выбора: между этикой и психотерапией. Москва, Санкт-Петербург: «Нестор-История». 2021. 233 с.)

Проведен междисциплинарный анализ медико-генетических и биоэтических проблем редактирования генома эмбрионов человека, раскрыты возможности и ограничения технологии геномного редактирования, рассмотрена специфика этических дискуссий (Попова О.В., Тищенко П.Д. Редактирование генома эмбрионов человека: междисциплинарный подход // Вестн. Российской академии медицинских наук. 2021. Т. 76. № 1. С. 86-92 (в соавт.)).

Исследованы влияния восприятия нацистских экспериментов научным сообществом на процесс формирования представлений об этосе науки в области биомедицины и анализ Нюрнбергского процесса в качестве фактора, обусловившего формирование нормативного поля в области экспериментов на человеке. Представлен анализ этических проблем, связанных с дальнейшим использованием нацистских научных данных (Попова О.В. Тело как объект экспериментирования и становление этоса биомедицины: уроки Нюрнберга // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 1. С. 125–141).

Показано, что понятие вируса может служить удачной аналогией для описания политических и социальных явлений, и проливает свет на особенности современной массовой политики, которые остаются в тени, пока политическое действие продолжают мыслить в терминах идентичности, идеологии или частного интереса (Аронсон Д.О., Тестов Д.Ф. Как становятся вирусом: массовая самоорганизация ближайших десятилетий // Логос. 2021. Т. 31. № 2. С. 29–42.)

Проанализированы основные эпистемологические характеристики гуманистического проекта и обосновано значение гуманизма для становления научной рациональности, техники и общественного развития. (Союз науки и гуманизма / Отв. ред. А.А. Аргамакова, А.О. Костина, Е.В. Масланов. М.: РОИФН, 2021. 144 с.).

Эксплицированы представления о методологии исторического познания: природа исторического знания, специфика описания и объяснения в истории, смысл и значение исторических событий, вопрос об истинностной оценке исторических сочинений, представлены некоторые важнейшие события отечественной истории, проинтерпретированные с точки зрения методологии социально-гуманитарного познания. (Никифоров А.Л. Историческая память и наука история. М.: ГАУГН-Пресс, 2021. 132 с.).

Проанализированы новейшие вариации метафизического дискурса, имеющего конститутивное значение для современной постпозитивистской философии науки (Столярова О.Е. Возвращение метафизики как предмет исторической онтологии // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4. № 1. С. 126-143).

Разработаны проекты экспертной политики, учитывающие взаимосоотнесенность интересов экспертов, политиков и обывателей в контексте принятия общественно-значимых решений (Никифоров А.Л. Какое будущее ждет человечество? // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 3. С. 82-95).

Осуществлена рациональная реконструкция неолиберального проекта демократизации экспертизы, обоснованы критерии «эпистемической прозорливости» субъекта в условиях постправды (Тухватулина Л.А. После «башни из слоновой кости»: научная политика и идеал «хорошо упорядоченной науки» в современном мире // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4. № 4).

Рассмотрены этапы эволюции утопического сознания от идеала общего блага и государства разума к современным представлениям об обществе знания и показано, как в этом движении меняется значение и ценность человека: от цели развития человеческой личности и гражданина через понимание его как средства устроения справедливого социального устройства и до низведения его до уровня винтика или приложения к «умным» машинам рыночной экономики «общества знания». (Черткова Е.Л. От «государства разума» к «обществу знания». Судьба утопии в современном мире // Утопические проекты в истории культуры: матер. III Всерос. (с междунар. участ.) научн. конф. «Утопические проекты в истории культуры» на тему «(Не)возможные миры: настоящее и будущее в зеркале антиутопии» / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог, 2021. С. 29–37).

Обоснованы возможности совершенного нового понимания квантовых феноменов, особенно понимания времени (Феномен времени сквозь призму современной науки: Возможность нового понимания. Проблема времени в физике XXI века / Отв. ред. А.Ю. Севальников. М.: URSS, 2021. 248с.) Развиваемый подход позволяет объяснить, как наблюдаемый эффект «влияния будущего на прошлое», так и т.н. «двойной ход времени» в квантовой области. (Севальников А.Ю. Исчезла ли реальность в квантовых экспериментах? // Реплики: философские беседы / Автор идеи, сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Изд. Дом ЯСК, 2021. С. 313-338 (в совт.)). Обнаружено кардинальное различие между временными шкалами точного естествознания, в которых становления нет, и темпоральными шкалами исторического естествознания, в которых оно неявно представлено (Анисов А.М. Проблема становления в физике и в истории // Феномен времени сквозь призму современной науки. М., 2021. С. 69–114).

Исследованы методологические особенности полидисциплинарных направлений современной науки, в основании которых лежат экспериментальные практики. Их специфика напрямую связана с проблемой воспроизводимости результатов, различием критериев и языков сопряженных дисциплин, возможности репликации. Показано, что реальное повторение эксперимента может рассматриваться не только как нормативный критерий научного статуса его результатов, но и как когнитивный инструмент, открывающий новые исследовательские перспективы. (Пружинин Б.И. Воспроизводимость эксперимента как инструмент познания (эпистемологический анализ) // Вопр. философии. 2021. № 10. С. 18–28).

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.А. Гусейнов,

координатор – доктор филос. наук Р.Г. Апресян*)


Показано, что: (а) актуальное осмысление современного (постфордистского) капитализма дано уже в конце 1980-х гг., и наиболее точной в этом смысле является концепция «гибкого накопления» Д. Харви; (б) анализ Харви сегодня должен быть дополнен анализом внутренней экспансии капитализма («внутренняя глобализация», по Р. Хассану), охватывающей многочисленные аспекты жизненного опыта человека (напр., «капитализм сна»); (в) при этом различные концепции, апеллирующие к «внутренней экспансии» капитализма подчас игнорируют аспекты «внешней экспансии» (напр., концепции «эмоционального капитализма», финансового капитализма), в частности, упускают связь между цифровым капитализмом и внешней эксплуатацией; (г) показано, что многочисленные концепции «цифрового капитализма» по сути мало что добавляют к анализу, проделанному в конце 1980-х гг. Д. Харви, поскольку глобальный финансовый капитализм остается доминирующей формой капитализма (Павлов А. В. Что нового в новом капитализме? // Социология власти. 2021. Т. 33. № 1. С. 39–63).

Выявлена возможность дополнения методологии философской антропологии, направленной на обнаружение характеристик «человеческого», арсеналом из других областей деятельности, что позволяет противостоять пониманию «человеческого» лишь как «материала», встраиваемого в анализ данных наряду с материалами других типов. Поставлен вопрос о способности технического к противостоянию, распылению и интервализации «человеческого» посредством генерирования новых форм процессуальности и установления связей, в том числе межчеловеческих. (Сосна Н.Н. От аналитической антропологии к генеративной // Человек. 2021. T. 32. C. 103-121).

Предложено философское осмысление современных форм политической субъективности в контексте «кризиса агентности», характерного для «круглосуточного» общества позднего модерна. (Penzin A. Always-on Capitalism and Subjectivity // Politics of the Many. Contempoary Radical Thought and the Crisis of Agency. London: Bloomsbury Academic, 2021. P. 201–229).

Предложены концептуальные основания проектирования дизайна окружающей среды как практики преобразования себя. (Володина А.В., Тестов Д.Ф. К теории среды: постоптимальность и прагматика проектирования аффордансов // Полилог/Polylogos. 2021. T. 5. № 3. URL: https://polylogos-journal.ru/S258770110017301-3-1).

Установлено, что между примерами моральных дилемм и мысленных экспериментов есть тесная связь: (а) все примеры, которые выдвигают сторонники возможности подлинной моральной дилеммы, являются мысленными экспериментами, (б) не все мысленные эксперименты, даже если допустить существование моральных дилемм, относятся к таким примерам, (в) мысленные эксперименты используются как при попытках доказать возможность подлинной моральной дилеммы, так и опровергнуть такую возможность (Троицкий К.Е. Гипотеза подлинной моральной дилеммы и метод мысленного эксперимента в этике // Этич. мысль / Ethical Thought. 2021. Т. 21. № 1. С. 24–39; Он же. О мысленном эксперименте-аргументе «невинная жертва» и абсолютном моральном запрете на насилие // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 4. С. 22–37).

Намечены подступы к материальной семиотике сил. Для этой цели были проанализированы работы трех авторов – Ж. Эпштейна, О. Вилье де Лиль-Адана и П.А. Кропоткина, каждый из которых выделяет свою фигуру изменчивости (фотогения, представленная через образ извергающейся Этны; формулы взрывчатых веществ в новелле Вилье «L’Etna chez soi»; революционное действие у Кропоткина). Этна становится элементом корреляции – связи неочевидной, но необходимой: речь идет о связи вулкана и кинематографа, а также вулкана и взрывчатки. Поскольку трансформация в кино, литературе и социальной жизни не схватывается изображением, о ней мы узнаем через устанавливаемые отношения, то есть благодаря семиотике сил (Петровская Е.В. Фотогения революции // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2021. Т. 14. № 2. С. 111–122).

Рассмотрена связь между профессиональной специализацией философии и ее включенностью в повседневное сознание, коллективное и индивидуальное. Если идеология утверждает неочевидное как очевидное, то миссия философии – систематическая критика очевидностей. Этот конфликт проявляется как в обществе, так и в сознании отдельной личности. Классика понимания идеологии как сугубо внешней манипуляции оспаривается наличием в сознании индивидуального субъекта «внутреннего диалога» и «внутренней речи» с эффектами идеологической работы и идейной борьбы с самим собой. Постмодерн тем более акцентирует непрофессиональное измерение философии отказом от схем прогресса и иерархии, от логики бинарных оппозиций, в том числе высокого и низкого, центра и маргиналий, специализированного и самодеятельного. (Рубцов А.В. Философия для миллионов и миллион философов // Человек. 2021. Т. 32. № 4. С. 91–108).

Реконструированы основные методологические черты платоновской модели теоретической философии; приведена типология практического знания и обоснованы причины, по которым политической философии, как одному из видов практического знания, надлежало строго следовать теоретическим предписаниям, всецело определявшим содержание политической рефлексии; показано, что метод в платоновской философии выполняет функцию связующего моста между теорией и практикой, по которому осуществляется перенос теоретической истины в сферу практических проблем политики (Ерохов И.А. Главенство теоретической мысли над практической в политической философии Платона // Филос. мысль. 2021. № 11).

Проведен критический анализ современных подходов к мемориализации культуры, преобладающий в западноевропейской философской мысли. Сделан вывод о сближении в современных концепциях понятия памяти с понятием информации. Критикуется взгляд на накопление и распространение артефактов во внешнем мире как универсальный способ компенсации коллективного «беспамятства» человечества (Спирова Э.М. «Мумификация культуры»: современные подходы к мемориальным практикам // Филос. антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 110–118).

 

 

МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ

В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов,

координатор – член-корр. РАН, доктор филос. наук Ю.В. Синеокая)


100-летию Института философии РАН, отмеченному в 2021 году, посвящено два коллективных труда. В книге Реплики: философские беседы / Автор идеи, сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Изд. Дом ЯСК, 2021, представлены наиболее востребованные темы, разрабатываемые современными философами. Тексты, составившие книгу, написаны участниками проекта «Реплики» на основе материалов философских дискуссий, состоявшихся на открытой интеллектуальной площадке московской библиотеки им. Ф.М. Достоевского. Диалоги философов дают ответ на вопрос: «Зачем нужна философия и какая от нее практическая польза?», свидетельствуют о том, что философия нужна не только элитарному кругу интеллектуалов, коллегам по профессиональному цеху, но и непрофессионалам. В книге «Институт научной философии. Начало» (Отв. ред.-сост. А.В. Черняев, Т.Г. Щедрина М.: Политическая энциклопедия, 2021), на основе работы в архивах РАН, НИОР РГБ, ГАРФ, РГАЛИ, реконструирована история Института научной философии (1921-1924 гг.), опубликованы и откомментированы документы, относящиеся к биографии и научному наследию Г.Г. Шпета, С.Л. Франка, И.А. Ильина, А.А. Богданова, Л.А. Аксельрод, Б.П. Вышеславцева, П.Н. Каптерева, Н.Д. Виноградова, Н.И. Жинкина, П.П. Блонского и др. Воссоздана и проанализировать концепция, легшая в основание ИНФ, главными принципами которой являются коллективная исследовательская работа по единой проблематике, совместные историко-философские проекты, исследования методологии общественных наук, междисциплинарность и плюралистический подход к структурированию исследовательской работы. Были введены в научный оборот новые материалы из наследия Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, С.Л. Франка, Л.И. Аксельрод, А. Белого, П.Н. Каптерева, П.П. Блонского, а также целый комплекс материалов малоизвестных прежде молодых философов начала 1920-х годов – Н.Ф. Крупянской, А.С. Керлин, А.В. Бельского.

В сборнике статей «Общественный идеал как проблема русской философской и политической мысли. К 65-летию профессора А.А. Кара-Мурзы» (Общ. ред. и сост. О.А. Жуковой и В.Л. Шаровой. М.: Аквилон, 2021) исследованы различные сюжеты российской интеллектуальной и политической истории, связанные с формированием общественно значимых идей, сценариев социального и культурного развития, духовных и политических представлений о настоящем и будущем России выдающихся отечественных мыслителей и общественных деятелей.

В монографии Zhavoronkov A. Nietzsche und Homer: Tradition der klassischen Philologie und philosophischer Kontext. Berlin/Boston: De Gruyter, 2021 восполнен существенный пробел в мировой историко-философской науке, связанный с фрагментарностью и преимущественно филологической направленностью исследований роли фигуры Гомера, а также гомеровских тем и персонажей в философии Ф. Ницше. Фигура Гомера рассмотрена как элемент ницшевской философии культуры, начиная с «Рождения трагедии», в которой Гомер становится образцом аполлонического писателя, и до поздних работ и черновиков, в которых Ницше развивает лишь на первый взгляд парадоксальную для него мысль о Гомере как начальной причине упадка «настоящей» (доплатоновской) древнегреческой культуры. Исследована связь ницшевского видения фигуры Одиссея с ключевыми для философии Ницше понятиями высшего человека, перспективизма и нигилизма.

Выявлена и проанализирована одна из особенностей развития современной западной философии, нашедшая отражение в творчестве представителей питтсбургской школы (США) – тенденция к взаимному сближению, а в ряде случаев конвергенции национальных традиций и школ, к преодолению существующих научно-институциональных границ, культурных и лингвистических разделений, дисциплинарных канонов. Это показано на примере комментариев Р. Брэндома к «Феноменологии духа» Гегеля (Brandom R. A Spirit of Trust. Camb., 2019), в которых американский философ пытается «реактуализировать» немецкого классика, связав его спекулятивную диалектику с аналитической философией, прагматизмом и герменевтикой. Рассмотрена интерпретация Брэндомом основных гегелевских тем и идей – диалектики господина и раба, метафизики абсолютного духа как «единства самосознаний», проблематики признания (Anerkennung) и прощения (Verzeihung). Предложен критический анализ ряда аргументов, выдвинутых Брэндомом в обоснование его версии Гегеля. (Джохадзе И.Д. Брэндом о Гегеле: опыт аналитического прочтения «Феноменологии духа». М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021).

На примере творчества Ф. Ницше, Г. Марселя, М. Хайдеггера, С. Цвейга, В. Розанова, М. Ремизова и других экзистенциальный философов и писателей рассмотрены эвристические возможности вненаучного (преимущественно литературного) дискурса – с его специфическим «аппаратом», выразительными средствами и приемами – в исследовании истории философии, культуры, религиозных традиций и общественной жизни (Визгин В.П. Между философией и литературой. Работы разных лет. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021).

В сборнике статей «Александр Александрович Богданов» (Под ред. М.В. Локтионова. М.: Политическая энциклопедия, 2021) всесторонне исследовано творчество А.А. Богданова Показана роль А.А. Богданова в формировании современных научных представлений о естественных и гуманитарных науках, его значение, как предтечи современного понимания идей динамического равновесия и саморазвития, дан анализ послереволюционной деятельности мыслителя. Дан анализ отечественных и западных дискуссий о научно-теоретическом и литературном (в том числе архивном) наследии Богданова.

Монография Насыров И.Р. Ибн Халдун в османской историографии / Отв. ред. В.А. Кузнецов. М.: ООО Садра, 2021. 248 с. посвящена изучению рецепции учения об обществе арабского историка Ибн Халдуна (1332-1406) в османской историографической мысли. В работе исследуются представления видных представителей этой школы мусульманского историописания об обществе и государстве и их концепции исторического развития общества, основанные на ряде основных положений учения Ибн Халдуна.

В монографии Корнеевой Т.Г. Насир Хусрав и его философские взгляды / Отв. ред. А.В. Смирнов, Н.Ю. Чалисова. М.: ООО «Садра», 2021 г. 224 с. представлена философская система Насира Хусрава, предложен новый взгляд на его философское наследие на основе процессуального подхода к анализу философских текстов арабо-мусульманской традиции. В рамках исследования впервые на русский язык был переведен философский трактат «Раскрытие и освобождение» Насира Хусрава.

В полном комментированном переводе поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны» Шабистари, Махмуд. Цветник тайны (персидский текст поэмы, перевод, комментарий) / А. А. Лукашев; отв. ред. Н. Ю. Чалисова. М.: ООО «Садра», 2021. 360 с. на базе широкого круга первоисточников (различные издания поэмы, ее классические и современные персоязычные толкования) в комментарии к переводу рассмотрена проблема божественного единства и единственности, вопрос о возможности существования мира наряду с Первоначалом-Богом, исследованы и описаны основные поэтические образы, привлекаемые суфийскими авторами для изложения философской проблематики, эксплицировано отношение Шабистари к представителям не-мусульманских конфессий.

Проведена работа по изучению и публикации рукописи на арабском языке уникального памятника XI в. – «Толкования “Источников и ответов”» ал-Хакима ал-Джишшами ал-Хаким ал-Джишшами. Толкование «Источников вопросов и ответов». Книга четвертая: речи о тонких [материях] / Подготовка текста, предисловие, комментарии и указатели Ф.О. Нофала; отв. ред. акад. РАН А.В. Смирнов. М.: ООО «Садра», 2021, 774 с.

Исследована полемика между философом В.С. Соловьевым и будущим митрополитом Антонием (Храповицким) об отношении церкви и государства, об общественном благе и личном спасении. Подробно проанализирована критика Антонием запрещенной в России французской книги Соловьева «Россия и вселенская церковь», рассмотрен спор философа и будущего церковного иерарха о природе церкви, о сущности христианской любви, об истинном христианстве, о сути папистического учения, о правде и неправде католичества (Ворожихина К.В. Царство Небесное и царства мирские: полемика В.С. Соловьева и Антония (Храповицкого) // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 2. Ч. 2. С. 369–381).

В ходе исследования европейских дебатов 1920-1930 гг. о концепции итальянского Ренессанса и роли в них русского медиевиста Е.А. Ананьина проанализированы наиболее укорененные в поле ренессансных исследований клише и стереотипы (антитеза Средневековья и Возрождения, представление о Ренессансе как о возвращении к античности), некоторые из которых до сих пор является частью академического канона отечественных ренессансных исследований (Кусенко О.И. Евгений Ананьин о проблеме итальянского Ренессанса // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2021. № 2. С. 138-152).

Проанализированы тексты Н.А. Бердяева, поставлен вопрос о изменении философского знания и его принципиального отличия от богословского знания. Доказано, что философские тексты Бердяева актуальны для современного богословия (Блюхер Ф.Н. Н.А. Бердяев и современная философия // Н.А. Бердяев и современность: материалы круглых столов кафедры философии / Ред.: А.М. Копировский. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2021. С. 6-33).

На основе архивных документов и материалов зарубежной периодической печати 1920-х–1930-х гг. реконструирован культурный и историко-философский контекст обращения С.Л. Франка к творческому наследию Ф.М. Достоевского, показано влияние идей писателя на формулирование проблематики кризиса гуманизма в философии Франка; детально рассмотрены обстоятельства лекционной деятельности русского философа и его публикации, посвященные Достоевскому. В научный оборот введено 15 архивных рукописей Франка (оригиналы на немецком языке и переводы с комментариями), в том числе конспект лекционного курса о мировоззрении писателя, прочитанный Франком в Славянском институте Берлинского университета в 1931 г. (Цыганков А.С. С.Л. Франк о Ф.М. Достоевском: новые материалы. М.: ИФ РАН, 2021. 368 с. (в соавт.); Цыганков А.С. С.Л. Франк: лекции об антропологии Ф.М. Достоевского (К 200-летию со дня рождения писателя) // Филос. журнал / Philosophy Journal. 2021. Т. 14. № 3. С. 110–130 (в соавт.)).

Представлены результаты новейших исследований текста полной латинской версии немецкой «Книжицы Любви», сохранившейся под названием «Libellus caritatis». Издатель немецкой версии «Книжицы Любви» («Minnebüchlein») Бильмейер приписывал авторство этого текста немецкому доминиканцу Генриху Сузо. В результате анализа его латинской версии сделан вывод о том, что немецкая «Книжица Любви», скорее всего, является переводом с латинского языка и что обе версии вряд ли можно считать составленными ранее конца XIV в., т.е. они являются более поздними компиляциями с использованием извлечений из текстов Генриха Сузо, а не его оригинальными произведениями. Это открытие позволяет существенно пересмотреть имевшиеся до этого представления о корпусе сочинений Генриха Сузо, а именно, по-новому понять, как этот корпус исторически складывался и что собою представлял в тот или иной период своего формирования. (Хорьков М.Л. К вопросу об авторстве «Книжицы Любви» («Minnebüchlein») в свете ее латинской версии // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2021. T. 25 (2). С. 1153–1164).

Осуществлен анализ принципа недвойственности (адвайта) у автора индусской философской школы Авдвайта-веданта Дхамараджи, который создал концепцию непосредственного восприятия (пратьякша), оригинальность которой по сравнению с другими школами индийской философии состоит в том, что переживание опыта недвойственности (отсутствия оппозиции субъекта-объекта, души-мира и др.) может возникнуть из слов, то есть опосредовано языком Lysenko V. La non-dualite comme resultat de l'analyse de la perception et du langage (d'apres la Vedāntaparibhāṣa de Dharmaraja) La non-dualité// Perspectives philosophiques, Scientifiques, spirituelles. Leuven–Paris–Bristol. Éditions de l’Institut Supérieur de philosophie Louvain-la-neuve Peeters, 2021. P. 27–34.

Дано лингвистическое доказательство того, что легенда об Аргонавтах имеет историческую основу. Открыт неизвестный науке индоарийский диалект (колхский), родственный синдомеотскому диалекту Боспорского царства и индоарийскому языку правящей элиты соседствующего с Колхидой государства Митанни. Предложена новая теория этногенеза древних колхов, с которыми контактировали микенские греки (Лебедев А.В. Индоарийские имена в саге об Аргонавтах, ономастике Колхиды и греческих надписях Северного Причерноморья // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2021. Т. 25 (1). С. 728–782).

Впервые обнаружено существование философской традиции рассуждений об «опрокинутости» человека и мира, начатой в диалоге Платона «Тимей» и повлиявшей на доктринальное содержание христианских апокрифов «Мученичество апостола Петра» и «Мученичество апостола Филиппа», а также трактат Дмитрия Мережковского «Иисус Неизвестный». Показано, что апокрифы интерпретируют «переворачивание», о котором рассуждал Платон, как экзистенциальную опрокинутость бытия человека после грехопадения, выражающуюся в переворачивании окружающих его эпистемологических и ценностных критериев. Напротив, Мережковский интерпретирует представленный в апокрифических «Мученичествах» призыв Христа инвертировать все координаты, как задачу выхождения из эвклидового пространства трех измерений в божественную реальность «четвертого измерения». В духе своего времени Мережковский трансформирует мотив всеобщего переворота в учение о духовной революции (Петров В.В. Перевернутый человек, опрокинутый мир: трансмиграции одного мотива // Историко-философский ежегодник 2021. № 36. С. 109–141).

Рассмотрена проблема волевого контроля над формированием убеждений, включая известную формулу Аврелия Августина «Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием» (credere, nihil aliud est, quam cum assensione cogitare). Анализ исторического примера позволил впервые показать, что проблему волевого контроля следует решать отдельно для каждого вида убеждений (религиозных, повседневных, научных и т.п.), а не так, как это предполагалось до сих пор: для всех убеждений вообще либо для убеждений, полученных одинаковым способом (через чувственное восприятие, дедуктивный вывод, данные памяти и т.п.). Продемонстрировано, что возможен деонтологический аргумент в пользу опосредованного (косвенного) контроля над формированием убеждений – через выполнение определенных эпистемических правил и проверку их выполнимости (Карпов К.В. «Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием» и проблема доксастического волюнтаризма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (10). С. 33–46).

Осуществлена систематизация априорных и апостериорных аргументов в пользу существования Бога в патристической и византийской письменности. Установлено, что априорный аргумент от врожденной идеи Бога (в современной терминологии – аргумент от sensus divinitatis) и апостериорный исторический аргумент (от всеобщности богопочитания у народов) рассматривались раннехристианскими авторами как комплементарные и образующие единый синтетический аргумент, имеющий априорно-апостериорную структуру. Классифицированы телеологические аргументы, или аргументы «от замысла», как наиболее распространенные и популярные в патристической и византийской письменности. Обосновано, что в латинской патристике можно обнаружить предвосхищение и онтологического аргумента Ансельма, который строится на понятии совершенства (Fokin A. Natural Theology in Patristic Thought: Arguments for the Existence of God // Natural Theology in the Eastern Orthodox Tradition / Eds. D. Bradshaw, R. Swinburne. St. Paul. Minnesota: IOTA Publications, 2021. P. 23‒49).

Проанализирована система суждений Канта в «Религии в пределах только разума» о явлении Иисуса Христа как воплощении прообраза нравственного совершенства, которую можно определить как (критико-)философскую христологию. Показано, что постановка основной проблемы этой «прообразной теологии» имеет выраженно трансцендентально-философский характер, так что предложенная интерпретация Боговоплощения и истории христианства не означает измены принципам строго рациональной философии. Прояснено, что если учение о религии есть двуединство моральной веры разума и церковной веры, то «прообразная христология» мыслилась Кантом только как содержание философской теологии (не претендуя на то, чтобы быть частью церковной веры) и как постоянный мотив в вере, не желающей превратиться в лжеслужение Богу (Судаков А.К. Практический идеал во плоти. Этико-теология Канта и Богочеловечество // Кантовский сборник. 2021. Т. 40. № 2. С. 67–94).

Проанализированы основные вехи рецепции трансцендентальной феноменологии Гуссерля в США. Показано, что феноменология превращается в общенаучно признанный метод философских исследований благодаря усилиям Фарбера, одного из слушателей Гуссерля середины 20-х гг. Выявлена связь логического подхода к феноменологии с идеями логоцентризма Ж. Деррида (Михайлов И.А. Марвин Фарбер и начала американской феноменологии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2021. № 4. С. 60–69.).

К 100-летию со дня рождения Джона Ролза проведено первое в отечественной философии комплексное исследование значения творчества Ролза для современной политической философии, в том числе в свете рецепции его идей в России. Показаны преимущества кантовской, антропологически ориентированной трактовки публичного применения разума в сравнении с ее модифицированным и уточненным вариантом у Ролза. Жаворонков А.Г. Кант, Ролз и проблема публичного применения прагматического разума // Общественные науки и современность. 2021. № 2. С. 114–125; Жаворонков А.Г. Ролз и границы публичного разума // Человек. 2021. № 4. С. 107–115. Предпринято сравнительное исследование понятия честности у Ролза и поздней кантовской теории этикета как «допустимой моральной видимости». Показано, что, по мысли Ролза, понятие «честность» имеет не только социально-воспитательное, но и гражданско-правовое значение. Аронсон Д. O. Честность с прагматической точки зрения // Человек. 2021. Т. 32. № 3. С. 97–106.

Обоснована актуальность учения о трансценденталиях, отвергнутого, но не опровергнутого философией Нового времени. Показано, как деструкция единства трансценденталий («истинное», «благое», «прекрасное»), выделение и противопоставление их друг другу ведет к нигилизму и филистерству, характерным для интеллектуальной культуры XIX–XX вв. (эстетизм и аморализм Ницше, морализм и антиэстетизм Толстого). Отмечена необходимость «перевода» трансцендентальной онтологии на язык современной философии Гагинский А.М. Transcendentalia entis как актуальный философский проект // Вестн. ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 67–87

На примере философского творчества спиритуалиста Ж. Лашелье, близкого к неокантианству, раскрыто влияние эпистемологии и метафизики Канта на французскую философию конца XIX – начала XX в. Блауберг И.И. Из истории французского спиритуализма: философия Жюля Лашелье // История философии. 2021. Т. 26. №. 1. С. 25–38

Роль социально-коммуникативного и культурного опыта в психическом развитии индивида раскрыта в очерке теории британского психиатра и психоаналитика Д. Винникотта, сторонника интерсубъективной модели клинического психоанализа (Старовойтов В.В. Психоаналитическая теория детского развития Д. Винникотта // История философии. 2021. Т. 26. № 2. С. 69–81). Представлено творчество одного из ведущих американских психоаналитиков, антропологов и этнопсихологов конца ХХ – начала XXI в. Б. Килборна. В своем исследовании генеалогии понятий зависти и стыда в западной культурной традиции Килборн критикует подход Фрейда, рассматривавшего зависть, вину и агрессию как универсальные человеческие эмоции, без учета национально-культурных и исторических факторов, обусловливающих их разнообразные проявления и осмысление (Старовойтов В.В., пер. с англ.: Килборн Б. Неправильное понимание трагического: зависть, стыд и страдание. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. 335 с.).

Проведено сопоставительное исследование соотношения феноменологии религии и философского творчества Мартина Хайдеггера. Установлено, что некоторые философские идеи раннего Хайдеггера, особенно развитые им в курсе «Феноменологии религиозной жиз­ни», созвучны мысли Рудольфа Отто и сближаются с феноменологической традицией исследования религии. Продемонстрировано, что поздний Хайдеггер отходит от этих идей, используя категорию святого как прикладную для изучения художественного и поэтического творчества. Осуществлено комплексное рассмотрение специфики понятий «ужас» (Angst) и «страх» (Furcht), выявлены особенности их употреб­ления в традиции, предшествующей работам феноменологов религии и Хайдеггера: С. Кьеркегора, Ф. Ницше, З. Фрейда (Самарина Т.С. Религиозная проблематика в творчестве М. Хайдеггера и феноменология религии: взаимосвязи и параллели // Вопр. философии. 2021. № 9. С. 173–183).

Проведено исследование суфийского дискурса, нашедшего воплощение в дидактической поэме (маснави). На основе философского анализа четырех главных поэм персидского поэта-суфия и мыслителя конца XII – начала XIII в. Фарид ад-Дина Аттара («Книги тайн», «Книги скорби», «Божественной книги» и «Языка птиц») установлено, что маснави стала одной из наиболее востребованных форм выражения теоретического знания у суфийских персидских авторов классического периода (Федорова Ю.Е. Маснави Фарид ад-Дина Аттара как форма репрезентации суфийского учения // История философии. 2021. Т. 26. № 2. С. 13–24).

Выявлены основные механизмы рецепции и адаптации еврейских космогонических и антропологических идей некоторыми представителями русской мысли конца 19 – начала 20 в. (Бурмистров К.Ю. «Господь дохнул на преисподний лик»: Максимилиан Волошин и Каббала // Соловьевские исследования. 2021. Вып. 1 (69). С. 125–149). Впервые опубликован и проанализирован важный источник, касающийся «еврейской темы» в творчестве В.С. Соловьева (Бурмистров К. Ю. О том, как Владимир Сергеевич обиделся на Файвеля Бенциловича. Неопубликованное письмо В.С. Соловьева Ф.Б. Гецу // Соловьевские исследования. 2021. № 3 (71). С. 6–18; Письмо В.С. Соловьева Ф.Б. Гецу, 18 июля 1891 г. Подготовка публикации и комментарии К.Ю. Бурмистрова // Соловьевские исследования. 2021. № 3 (71). С. 19–21). Впервые введены в научный оборот и проанализированы ранее не известные источники, связанные с первым этапом формирования учения Г.И. Гурджиева (Burmistrov K.Y. Gurdjieff in Constantinople: New evidence and documents // Aries. 2021. Vol. 21. No 2. P. 185–224).

Прослежены взаимовлияния ранней зайдитской и мутазилитской мысли; реконструирована система взглядов ал-Джишшами – последнего видного мутакаллима басрийской школы мутазилизма. Полученные в ходе исследования результаты позволяют оценить степень дискурсивной мобильности современной зайдитской доктрины, а также по-новому оценить и интерпретировать ее идеологические основания. Не меньшую ценность имеет и историко-философский анализ памятника, позволивший воссоздать учение мутакаллимов о субстанции и пространстве (Нофал Ф.О. Пространство в учениях мутакаллимов-классиков (VIII–XIII вв.) // Философия религии: аналитические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 18–31).

Рассмотрено неомодернистское направление исламской мысли, в частности его новаторская теория откровения, теория сунны, герменевтика и социально-политическая теория. Выявлены слабые места неомодернистских подходов и дана критика ряда презумпций современной исламской мысли, с демонстрацией проблематичности указанных подходов в целом (Бородай С.Ю. Исламская мысль: приглашение к тематическому прочтению // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 5. М.: Медина, 2021. С. 549–644 (в соавт.)).

Исследован один из самых философски провокативных узлов противостояния в классическом индуизме – контроверсия адвайта-веданты и санкхьи – двух самых влиятельных брахманиcтских систем раннего средневековья, из которых первая благодаря деятельности Шанкары (VII – VIII вв.) начала эффективное завоевание индийского философского пространства, а вторая сдавать свои позиции. На основе перевода текста «Брхмасутра-бхашьи» показано, что Шанкаре не удалось обосновать отсутствие понятийного аппарата санкхьи в средних Упанишадах, но удалось продемонстрировать логическую несостоятельность ее натурализма и проблематичность дуализма, тогда как санкхьяикам, в свою очередь, удалось вскрыть трудности в совместимости сотериологической программы адвайтистов с их онтологической доктриной абсолютного монизма (Шохин В.К. Полемика Шанкары с санкхьей: тяжба о ведийском наследстве и о логической рациональности // Вопр. философии, 2021. № 7. С. 125–135).

Произведено детальное рассмотрение буддийского учения об отсутствии единого субъекта как основания тождества личности. Сделан важный вывод о том, что, если ранний буддизм (то есть еще как минимум в I в. н.э., в «Милиндапаньхе») в отношении субъекта придерживался, скорее, эмерджентизма (нередукционизма), то к IV в. (Васубандху «Абхидхармакоша») происходит уже существенный сдвиг в сторону аннигиляционизма (редукционизма) и субъект («я») начинает уже напрямую отрицаться в научных трактатах. Введен в научный оборот ряд ранее неисследованных текстов. Проделанная работа может дать новый импульс в исследовании проблемы субъекта в философии, психологии, антропологии, когнитивных науках (Титлин Л.И., пер. с санскрита, предисл., введ., исслед. и коммент.: Васубандху. Абхидхармакоша, книга 9-я, «Пудгала-винишчая» с комментарием Яшомитры «Спхутартха-абхидхармакоша-вьякхья». Изд. 2-е испр. и дополн. М.: Буддадхарма, 2021. 336 с.; Titlin L.I.) Discussion on the Self in “Milindapañha” on Chariot: New Translation and Comments // Вестн. РУДН. Сер.: «Философия». 2021. № 25(2). С. 260–275).

Продолжено исследование специфики индийской мыслительной традиции в сравнении с западной. Показано, что одной из важных специфических черт индийской философии является тот факт, что практики йоги и медитации играли важную роль в формировании ее предмета и внесли свой вклад в ее оригинальную философскую концепцию опыта, в который включены и паранормальные состояния сознания (Лысенко В.Г. Эпистемология йогического восприятия: школа Дигнаги-Дхармакирти // Вопр. философии. 2021. № 10. C. С.153–165).

Выделен ряд параметров японской эпистемической культуры на примерах из истории японской духовной традиции, связанных с буддийскими и конфуцианскими учениями, а также японской мысли ХХ в. На примере Японии показано, что в каждой культуре существует свой набор допущений, положенный в основу когнитивной стратегии, определенные предпочтения, большее или меньшее доверие по отношению к той или иной форме получения знания – чувственно-эмпирической, рациональной, интуитивной, а также представления о целях познания, по-разному осознаваемых в разных культурно-исторических контекстах (Карелова Л.Б. Эпистемическая культура Японии: общие контуры в зеркале историко-философского подхода // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 4. Ч. 1. С. 129–138; Карелова Л.Б. Концепция «опыта» Мори Аримасы // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 4. С. 145–157).

Впервые описаны и теоретически осмыслены основные этапы развития отечественного философского востоковедения и намечены его дальнейшие перспективы. Прослежена история развития данного направления начиная с деятельности первого академического Института философии, основанного в 1921 г. Г. Шпетом до сегодняшнего дня (Степанянц М.Т. Философское востоковедение. К 100-летию Института философии РАН (1921–2021) // Orientalistica. 2021. № 4(2). С. 344–362).

 

 

НАСЛЕДИЕ АРИСТОТЕЛЯ (ПОДГОТОВКА ПОЛНОГО СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ АРИСТОТЕЛЯ)

(руководитель – кандидат филос. наук С.В. Месяц)

 

Подготовлен комментированный перевод не переводившегося ранее на русский язык психологического трактата Аристотеля «О сне и бодрствовании» (De Somno et Vigilia) из сборника Parva naturalia. В ходе работы над составлением научного комментария к этому произведению было показано, что, вопреки мнению большинства исследователей, трактат не содержит вставок из более ранних версий, но представляет собой единое последовательное рассуждение, основной задачей которого является поиск развернутого определения сна, включающего в себя указание на формальную, материальную, целевую и действующую причины этого состояния. Проведенное исследование показало, что, согласно Аристотелю, сон представляет собой совместное состояние души и тела; что он есть временное прекращение деятельности ощущения, вызванное неспособностью главного органа чувств осуществлять естественную для него деятельность; что материальной и действующей причинами сна является периодическое вытеснение тепла из верхней части тела в малую область сердца под давлением стекающих вниз тяжелых и влажных испарений; а целью и назначением – отдых, без которого животное не могло бы продолжать жить и оставаться животным (Месяц С.В., пер. с древнегреч. и комм.: Аристотель. О сне и бодрствовании // Платоновские исследования. 2021. Т. 14. № 1. С. 226–251).

Влияние аристотелевских идей на арабо-мусульманскую философию было изучено на примере учения о душе, разработанного крупнейшим исламским философом Ибн-Синой (Авиценной) в энциклопедическом труде «Исцеление» (аш-Шифа̄’). Было установлено, что Ибн-Сина существенно переработал первоначальную аристотелевскую концепцию души, ориентируясь на строго аподиктическую эпистемологию и ставя свой целью исламизацию всего учения Стагирита. Придав традиционному перипатетическому определению души как энтелехии тела оперативный, а не эссенциальный характер, Ибн-Сина распространил его на небесные тела и тем самым обогатил традиционную психологическую тематику аристотелизма новыми измерениями – космологическим, ангелологическим, профетологическим и эсхатологическим (Ефремова Н.В. Об авиценновской рецепции философской психологии Аристотеля: определение души // Orientalistica. 2021. Т. 4. № 4. С. 967–986).

Предложена оригинальная интерпретация аристотелевской концепции «естественного рабства» («рабства по природе») как особого склада души, сформированного государством с дурными законами. Показано, что подобный взгляд на рабство вытекает из ключевых принципов философии Аристотеля, в частности, из понятий действия и претерпевания, используемых как базовые категории мышления. В ходе изучения влияния аристотелевских идей на последующую философскую традицию и попыток понять, почему представление о естественном рабстве кажется сегодня неприемлемым, было установлено, что причиной этого стала кардинальная реформа аристотелизма, осуществленная И. Кантом. Убрав действие и претерпевание из числа категорий, кантовская философия поставила человека как моральную личность и единственного свободного агента вне физической природы, в результате чего понятие рабства и понятие человека стали означать не столько социальные явления, сколько выражать моральную и юридическую оценку (Аронсон Д.О. Рабство. Происхождение беспокойства // Историко-философский ежегодник. 2021. № 36. С. 369–387).

В ходе исследования возможных источников аристотелевской теории естественного рабства были изучены сообщения античных историков и доксографов об участии древнегреческих философов в рабовладении и работорговле, приведенные в сочинении Диогена Лаэратия «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». На примере сообщения о продаже в рабство Ксенофана Колофонского пифагорейцами Пармениском и Орестадом (фр. D.L. IX, 20) было показано, что вопреки мнению большинства современных исследователей, считающих подобное событие невозможным и на этом основании вносящих в текст Диогена исправления, буквальное чтение фрагмента является предпочтительным, поскольку продажа философами в рабство другого философа не была редкостью в античную эпоху (Егорочкин М.В. Ксенофан и пифагорейцы (D.L.IX, 20=21 A1 DK) // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2021. Т. 15 (2). С. 643‒667).

Опосредованное влияние аристотелевского учения о пневме как пронизывающей космос животворящей силе на последующую философскую и богословскую традицию было изучено на примере космологии св. Амвросия Медиоланского и его учения о Логосе. Было показано, что в своем учении о божественном Слове как творческой Премудрости и Силе Божией Амвросий тесно зависит от стоической концепции мирового Логоса-пневмы, которая, в свою очередь, сформировалась не без влияния идей Аристотеля и в платонизированной форме дошла до миланского богослова через Филона Александрийского и Оригена, а также Афанасия Великого и Василия Великого (Фокин А.Р. Учение свт. Амвросия Медиоланского о Логосе как творческой Премудрости и Силе в контексте античной и патристической космологии // Христианское Чтение. 2021. № 4. С. 107‒124).

 

 


* Включён в реестр иностранных агентов по решению Минюста России от 09.12.2022.