Научный отчет за 2014 годСектор философии культурыЗав. сектором – доктор филос. наук С.А. Никольский
Дана интерпретация содержания «культурного» в его сложности и множественности (Проблемы философии культуры. Вып. 2 / Отв. ред. С.А. Никольский) Продемонстрировано, что философская оптика позволяет рассматривать историю как постоянно открытую систему (Межуев В.М. История как философская проблема).
Рассмотрена природа экзистенциального опыта и экзистенциальной философии. Показано, что последняя не совпадает ни по содержанию, ни по объему с экзистенциализмом, рассматриваемым лишь как определенная школа или направление в современной философии (Кузьмина Т.А. Экзистенциальная философия).
Феномен смерти в ее сопряженностью с жизнью рассмотрен как один из моментов отечественного мировоззрения (Никольский С.А. Смерть в осмыслении русской литературы (Лев Толстой и Андрей Платонов)).
Показано, что общей чертой повышенного интереса к проблематике памяти является фиксируемый экспертами кризис/конфликт идентичностей как на национальном, так и на персональном уровнях, а также трансформация представлений об идентичности в социально-гуманитарном знании (Кознова И.Е. Историческая память: проблемное поле современных исследований).
Показано, как феминистская и постмодернистская философия деконструировали идею бинарности тела и культуры (Воронина О.А. Гендерный подход в философии культуры и философской антропологии).
Исследованы доязыковые модели идентичности. Современные концепты «философии жизни» и феноменологии коррелируют с такими феноменами архаической культуры как сочувствие, сопричастность и др., определяющими ранние формы этики и коммуникации. Само конституирование мира, его языковых феноменов происходит в условиях сакрализации и ритуализации обыденного (Домников С.Д. Сакральное мирское).
Проанализирован религиозный (в частности, конфессиональный) аспект построения этнической и культурной идентичностей, в том числе этнокультурных меньшинств. Показана роль религии в процессе создания и трансформации социальной и культурной дистанции между сообществами (Трофимова К.П. Конструирование священных мест в мультикультурной среде: пример святилища «Зайде Башче» в Нише (Сербия); Она же. «Джунгалье якха»: поверья о «дурном» глазе в традициях отдельных цыганских сообществ на Балканах»).
|
|||||
|