Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор восточных философий
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2014 » Сектор восточных философий

Сектор восточных философий

Научный отчет за 2014 год

Сектор восточных философий

Зав. сектором – доктор филос. наук В.Г. Лысенко

 

В оборот отечественной науки введено понятие «межкультурная философия» - новейшего направления в современной философии, кредо которого: «Никогда не принимай за истинный философский тезис, базирующийся исключительно на одной традиции». Богатая смыслами и целями рефлексия не ограничена рамками национальных или цивилизационных границ. Она нацелена на постижение и решение, помимо сугубо философских, важнейших глобальных проблем посредством нахождения новых способов совместного решения общезначимых проблем. На базе опыта компаративных исследований предприняты первые попытки рассмотрения потенциальных возможностей межкультурной философии в различных областях философского знания (Степанянц М.Т. (Stepanуants M.). Traditional Values in the Time of Globalization; Степанянц М.Т. (Stepanуants M.). Becoming Human: Different Cultural Approaches; Степанянц М.Т. Экологический вектор будущего развития человечества).

 

Выработаны методологические принципы историко-философского анализа инокультурных философских традиций, преодолевающие европоцентристские установки (Степанянц М.Т. Чем живут современные восточные философии?; Лысенко В.Г. Европоцентризм как тормоз современных историко-философских исследований).

 

Впервые переведены с санскрита на русский язык и исследованы тексты буддийских философов Шантаракшаты и Камалашилы (VIII в.) о ценности непосредственного восприятия в познавательной деятельности и о роли конструктивного элемента познания, а также Васубандху (IV–V в.) о проблеме существования субъекта (Лысенко В.Г., Канаева Н.А. Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного познания; Титлин Л.И. Полемика Васубандху со сторонниками учения о пудгале (индивиде) в «Пудгала-винишчае» c приложением «Пудгала-винишчая» Васубандху с комментарием «Спхутартха» Яшомитры (фрагмент); Титлин Л.И. The Concept Of Pugdala in the Buddhist School of Pudgalavāda: the Problem of Interpretation and the Evolution of the Conception).

 

Обобщены интеллектуальные теолого-философские интерпретации коранической парадигмы в культуре классического ислама: каламе и фальсафе, прежде всего в творчестве Ибн-Сины и Ибн-Рушда. Осуществлен комплексный анализ фальсафы, освещаемой в новом для российского востоковедения теолого-философском контексте (Ефремова Н.В. Ибрагим Т.К. Мусульманская религиозная философия: фальсафа: Учеб. пособие; Ефремова Н.В. Ибрагим Т.К. Профетологическая мысль классического ислама; Ефремова Н.В. О логике и методическом опыте в авиценновской эпистемологии).

 

Исследованы философские представления о добре/благе/хорошем в древнем Китае (V–III вв. до н.э.), сделан вывод о том, что в древнекитайской философии не было точного эквивалента европейского понятия «благо». Изучены специфические особенности древнекитайской логики, показано, что в древнекитайской философии не было полностью идентичных западным логических учений, а наиболее близкие к таковым стоит трактовать как «протологику» (Рыков С.Ю. Некоторые идеи к пониманию блага/добра в древнекитайской философии; Рыков С.Ю. Специфические особенности древнекитайской логики).

 

Проанализированы традиционные ценностные основания, на которых строятся современные принципы социальной корпоративной ответственности в Японии, в частности концепция бодхисатвы в буддизме махаяны, соотношение идей долга и выгоды, личного и общественного в конфуцианстве (Карелова Л.Б. Идеи корпоративной социальной ответственности в Японии и национальная духовная традиция). Дана интерпретация проблем пространства и времени японским философом ХХ в. Вацудзи Тэцуро в связи с перспективами межкультурного подхода к осмыслению ключевых философских проблем и роли незападных мировоззренческих парадигм в дальнейшем развитии современных философских направлений, в том числе феноменологии (Карелова Л.Б. Проблемы пространства и времени в трудах Вацудзи Тэцуро «Этика» и «Климат»).

 

Разработан инновационный учебный курс, знакомящий школьников с ценностными универсалиями китайской, буддистской, исламской, западной, российской цивилизаций и их соотнесенностью с узловыми концептами современного мирового культурного диалога (справедливость, равенство, свобода, права человека, рациональность, вера, идентичность) (Книга учителя. Диалог культур: Учебно-метод. пособие и хрестоматия / Ред. М.Т. Степанянц).

 

Предпринята попытка создать теоретическую межкультурную основу для изучения атомизма в двух древних цивилизациях, в которых засвидетельствовано его появление, – греческой и индийской. Осуществлена теоретическая реконструкция языковой и мыслительной проблемной ситуации, в которой возникает атомистическое учение, а также попытка создания межкультурного тезауруса атомизма. Под словом «атомизм» понимаются: философское учение об атомах (А1), научная теория об атомах (А2) и атомистический подход (А3). Рассмотрена эвристическая ценность атомистического подхода (А3) в области представлений о структуре языка, что вносит коррективу в гипотезу о влиянии алфавитного принципа на формирование атомизма (Дж. Нидэм, Вяч. Вс. Иванов, А.И. Кобзев) (Лысенко В.Г. Генезис учения об атомах как проблема языка и мышления).