Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел социальной и политической философии
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2011 » Отдел социальной и политической философии

Отдел социальной и политической философии

Научный отчет за 2011 год

 

Отдел социальной и политической философии

Зав. отделом – доктор филос. наук А.А. Кара-Мурза

 

Сектор социальной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук В.Г. Федотова


Отмечено усиление в социальной теории когнитивно-конструктивистских идей, в отличие от прежних позиций, направленных на познание уже существующего. Зафиксированы изменения в понимании соотношения теории и практики, в концепции устойчивого развития и среднего класса, который приобретает в большей мере культурные, чем экономические характеристики; в теории конфликта - по вопросу о согласии, в теориях модернизации – отказу от концепции догоняющей модернизации и переходу к признанию множественности модернизации, в теориях капитализма. Капитализм и социализм рассмотрены не только как реальные общества, которые возникли и сохранились в истории до настоящего времени, но одновременно – в качестве категорий социального познания. Показано, что данные термины обозначают альтернативные концепции модернизации, что определяло и определяет их практически-политическую и экономическую значимость для многих стран. Проанализированы дискурсы капитализма и намечены возможные сценарии его будущего (Федотова В.Г. Меняющаяся социальность: будущее капитализма; Федотова В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации; Алиев М.Г. В поисках согласия. Т. 1–2; Дмитриев А.В. Юг России: оценка конфликтогенности миграции; Сиземская И.Н. Есть ли угроза охлократии для современного общества?).

Дан философский анализ современных концепций справедливости, выявлены их истоки в западной политико-философской традиции, а также исследованы проблемы российской социально-политической практики с точки зрения этики справедливости (Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация; Денисов В.В. Справедливость как социокультурный феномен).

 

Сектор философских проблем политики

Зав. сектором – доктор филос. наук В.Н. Шевченко


Проанализированы альтернативные модели развития российского государства. Сделан вывод о том, что главную опасность для российской цивилизации представляет растущее информационное, экономическое, политическое, культурное давление со стороны глобального капитализма. Проведенный сопоставительный анализ китайского и российского модернизационных проектов показывает, что успешное осуществление первого стало возможным благодаря использованию китаизированной версии марксизма – «теории социализма с китайской спецификой» и сочетанию достижений западной экономической мысли с национальными духовными традициями, то есть благодаря собственной модели развития (Политические стратегии российского государства как философская проблема / Отв. ред. В.Н.Шевченко).

Изучены работы социально-философского и философско-политического характера начиная с 90-х гг. XX в., в которых вскрывались болевые точки в возникшей новой совокупности общественных отношений в стране. Анализ объективных и субъективных причин указанных явлений дополнен рассмотрением путей смягчения и преодоления острых конфликтов и массовых общественных противоречий (Семенов В.С. Судьбы философии в сегодняшней России).

 

Сектор истории политической философии

Зав. сектором – доктор полит. наук М.М. Федорова


Установлено, что исследование наследия Маркса сегодня создает новую перспективу для понимания феномена социального государства как способа подготовки полной ликвидации социальных зол и объясняет причины происходящего сегодня наступления на практики социального государства (Баллаев А.Б. Философия истории Маркса: реконструкции и надежды).

Предложено рассматривать проблему русской революции 1917 г. более широко, чем «социалистическую революцию» - как одно из условий ускоренной модернизации российского общества и равноправного существования России в системе отношений современных государств (Пантин И.К. Русская революция как проблема политической философии).

Сделан вывод о том, что понятия «гражданство» и «гражданское общество» получают переосмысление, восстанавливающее (с соответствующими поправками) их классические значения (в традиции Руссо-Гегеля), но противоположное позднейшим либеральным их интерпретациям. «Гражданское общество» – не структурный элемент и атрибут «современного общества», а возможность его деятельной самотрансформации, «гражданин» – та нравственно-политическая «роль», в которой может в специфических обстоятельствах выступать «буржуа» как типичный обитатель современного общества и благодаря которой он может быть проводником и защитником «общего блага» (Капустин Б.Г. Гражданство и гражданское общество).

 

Сектор философии российской истории

Зав. сектором – доктор филос. наук А.А. Кара-Мурза


Исследована проблематика Русского мира как понятия и явления. «Русский мир» рассматривается в первую очередь как социально-философская категория в ее связи с понятиями цивилизация, культура, идентичность, народ, диаспора, эмиграция и др. Как явление Русский мир рассматривается через призму его культурно-цивилизационных и философских особенностей и основ, а также его места и роли в глобальном мире. Сформулированы основные вызовы, существующие в цивилизационном пространстве Русского мира, и предложены ответы на них. Конечной целью исследования является популяризация Русского мира, его духовных и культурных основ путем вычленения экзистенциальной составляющей этого цивилизационного пространства, выявления его мировоззренческих проблем и совместного поиска их решения (Русский мир как цивилизационное пространство / Под ред.: А.А.Гусейнова, А.А.Кара-Мурзы, А.Ф.Яковлевой).

Исследована проблема синтеза либеральных и христианских ценностей в российской культурно-политической традиции. Реконструирован важный для русской христианско-либеральной (либерально-консервативной) традиции интеллектуальный и политический опыт выдающихся общественных деятелей России XIX–XX вв. – И.С.Аксакова, М.А.Стаховича, В.А.Караулова, П.Б.Струве, для которых эволюционный путь развития России был связан с синтезом русской «самобытности» и европейской «универсальности» в логике обретения свободы лица как основания правового порядка (Кара-Мурза А.А., Жукова О.А. Свобода и Вера. Христианский либерализм в политической культуре России).

В рамках исследования проблематики международной миграции, национального государства, мультикультурализма проанализирована большая культурная неоднородность современных «национальных» государств, сделан вывод о частом несовпадении границ государства и границ гражданства, порождаемом миграционными процессами (Государство, миграция и культурный плюрализм в современном мире. Материалы междунар. научн. конф. / Общ. ред.: В.С.Малахова, В.А.Тишкова, А.Ф.Яковлевой).

 

Сектор философии культуры

Зав. сектором – доктор филос. наук С.А. Никольский


Предпринята попытка дать представление о российском миро- и самосознании с помощью анализа наследия А.П.Чехова (Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: 7-я Всерос. конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.) / Под общ. ред. С.А.Никольского), показано, что вклад Чехова в интегральное мировоззрение предстает как синтез науки с философией, религией и литературным творчеством в поле между крайностями богословия и атеизма (Симуш П.И. Россия и Чехов: стяжание правды).

Прояснены основные проблемы взаимоотношения и эволюции понятий «народ», «интеллигенция», «власть» в контексте исторического развития России (Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.) / Отв. ред. С.А.Никольский). Изучены вопросы развития российской интеллигенции в современных условиях, двойственности ее социальной позиции, сознания и поведения (Наумова Т.В. Два лика интеллигенции).

В процессе анализа эволюции смыслов и ценностей русского мировоззрения, выраженного в классической литературе ХIХ в., возникло понимание того, что предметом анализа выступают смыслы и ценности не сами по себе, а в контексте того или иного образа человека – создаваемого автором главного героя (Никольский С.А. Достоевский и явление «подпольного» человека).

Дана характеристика национальной культуры в эпоху глобализации, приведены сценарии взаимоотношений культуры и государства. Проанализированы перспективы России в поиске своей цивилизационной идентичности, возможности межкультурного диалога России и Европы, феномен «русской идеи», культурные факторы российской модернизации, проблемы и трудности продвижения России по пути к универсальной цивилизации (Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования).

Проанализирована трансформация и социальные и дискурсивные основания появления новых феминистских концепций, основными чертами которых являются отказ от теории, ценностей и массовых политических действий феминизма второй волны; индивидуализм; гедонизм; принятие идеи гибкой или гибридной идентичности личности (Воронина О.А. Проблема идентичности в феминизме постмодернити).