Научный отчет за 2014 годСектор современной западной философииЗав. сектором – кандидат филос. наук И.Д. Джохадзе
Изучено творчество Феликса Равессона, одного из самых оригинальных и загадочных французских мыслителей XIX в., оказавшего существенное влияние на А. Бергсона и философию жизни. Прослежена эволюция французского спиритуализма – течения мысли, мало изученного в нашей литературе (Блауберг И.И. Истоки бергсонизма: Философия Феликса Равессона).
Раскрыто содержание основных понятий аналитического прагматизма Роберта Брэндома («дискурсивное обязательство», «нормативные статусы», «инференциализм» и др.), осуществлена реконструкция его анафорической теории истины, его интерпретации классиков прагматизма, Канта и Гегеля (Джохадзе И.Д. «Борьба за признание» в интерпретации Роберта Брэндома).
Исследовано творчество одного из лидеров необфрейзма Карен Хорни, показано, что учение К. Хорни послужило своеобразным мостом между психобиологической концепцией человека, созданной Фрейдом, и социокультурными концепциями личности второй половины ХХ в. (Старовойтов В.В. Карен Хорни – «нежный мятежник» в психоанализе).
Выявлены общие принципы и различия научных программ современной западной философии: феноменологии, герменевтики и фундаментальной философии. Показано, как в разных областях знания ставятся и решаются схожие проблемы (в частности, проблема абсолютизма и релятивизма в этике). Подход с позиции социологии знания позволил наметить решение вопроса об основных (предпочтительных) формах научной публикации в гуманитарной области, определения специфики идеалов и норм философствования, складывающихся в различных национальных культурах (Михайлов И.А. Английское Просвещение и журнал Philosophical Transactions of the Royal Society. Новая эпоха развития европейской науки).
Представлен анализ наиболее актуальных тем и событий во французской философской мысли XX – начала XXI вв. Выдвинуты положения о конструктивной роли интерпретации исторического опыта в познании, трансформации понятия гуманизма и необходимости его переосмысления в условиях кризиса традиционных нравственных ценностей, эволюции концепции плюрализма культур от принципа мультикультурализма к идее интеркультурализма (Философские науки. 2014. № 9).
Осуществлен перевод книги известного философа и культуролога Марселя Энаффа «Дар философов: переосмысление взаимности», в которой исследуется проблематика символического обмена, признания, дара (И.С. Вдовина и др.). Критически пересматривая концепции дара, предложенные современными французскими философами (от Ж. Деррида и П. Рикёра до В. Декомба и М. Анри), сопоставляя их с данными этнографии и антропологии, к которым эти мыслители нередко апеллируют (прежде всего, с классической теорией М. Мосса), показано, что в основе цивилизации и ее институтов лежат социальные отношения не-экономического характера (Энафф М. Дар философов: переосмысление взаимности).
|
|||||
|