|
18.12.2014 «Границы человека и границы сообщества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Хельмута Плеснера». Доклад А.Г. Жаворонкова
На десятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Границы человека и границы сообщества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Хельмута Плеснера» выступил кандидат филологических (МГУ/РГГУ, 2010) и философских наук (Берлинский университет им. Гумбольдта, 2013), переводчик и редактор томов русского издания собания сочинений Ф. Ницше (2006–2014), стипендиат немецких фондов DAAD (2007–2008), Konrad-Adenauer-Stiftung (2010–2013) и Stiftung Weimarer Klassik (2008, 2013) Алексей Геннадьевич Жаворонков.
Аннотация:
Неортодоксальность ницшевской антропологии, отличающая ее от антропологических проектов И.Ф. Блуменбаха и И. Канта, заключается в ее систематическом, экспериментальном характере. Не претендуя на статус специальной науки, она, в то же время, интерпретирует ключевые естественнонаучные, этические и социальные проблемы с генеалогической, физиологической, психологической и эстетической точки зрения. Настоящий доклад представляет собой выборочный обзор этих интерпретаций в контексте влияния идей Ф. Ницше на антропологические и социологические работы Хельмута Плеснера («Ступени органического и человек», «Границы сообщества», «Власть и человеческая природа») – через призму современных дискуссий в философской антропологии, социологии и философии биологии.
|
|
30.09.2014 «Онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского и Декарта». Доклад И.В. Лощица
На девятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского и Декарта» выступил аспирант сектора истории западной философии ИФ РАН Игорь Валерьевич Лощиц.
|
|
24.06.2014 «Новые подходы в изучении философии Николая Кузанского». Доклад М.Л. Хорькова
На восьмом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Новые подходы в изучении философии Николая Кузанского» выступил кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН Михаил Львович Хорьков; также состоится обсуждение рукописи его новой книги «Философия Николая Кузанского».
Аннотация:
Для современных исследований по философии Николая Кузанского характерно критическое дистанцирование от складывавшихся десятилетиями схем понимания специфики мышления Кузанца, главные элементы которых сводились к следующему: 1) Николай Кузанский — образцовый ренессансный мыслитель, антисхоласт, антиперипатетик, антитомист, пантеист и гуманист; 2) он непосредственно продолжает идущую от античности великую платоническую традицию; 3) трактат «Об ученом незнании» — это ключевой текст, из которого вырастает вся позднейшая «система» его философии, в которой центральными являются понятия «ученое незнание» и «совпадение противоположностей». В докладе будет подробно рассмотрен вопрос о том, что может означать для изучения наследия Николая Кузанского этот пересмотр господствовавших прежде стереотипов.
|
|
10.06.2014 «Об американской системе образования: взгляд изнутри». Доклад М.Ф. Быковой
На седьмом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Об американской системе образования: взгляд изнутри» выступила доктор философских наук, профессор философии Университета Северной Каролины (США), главный редактор журнала Russian Studies in Philosophy, почетный сотрудник Института философии РАН Марина Федоровна Быкова.
|
|
27.05.2014 «Владимир Соломонович Библер о диалогической логике». Доклад Т.Б. Длугач
На шестом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Владимир Соломонович Библер о диалогической логике» выступила доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Тамара Борисовна Длугач. Доклад вызвал живой интерес, в обсуждении приняли участие Э.Ю. Соловьев, А.В. Лебедев, А.В. Кричевский, А.Э. Савина и гости сектора истории западной философии.
Аннотация:
Докладчик рассказала о жизни и учениках В.С. Библера и раскрыла содержание его идеи новой логики. С точки зрения Библера, философская логика Гегеля, диалектическая логика, - высшая ступень философской логики, - сформировалась как учение о науке, "наукоучение". С XVII в. наука отделилась от философии, но логика каждой заимствовала нечто от логики другой. Так, принципы восхождения и снятия были заимствованы из логики науки. Гегель, по мнению Библера, начало своей логики также взял из науки как завершенное и бесспорное понятие бытия, хотя до выхода в свет работы Ньютона "Математические начала натуральной философии" (1687) это понятие и его определения оспаривались в "Республике ученых". Гегель доказывает, что познающий разум заканчивает свое движение, начало же его, как показывает Библер, было в том же XVII в. как спор между Лейбницем, Спинозой и Декартом. Сформировались понятия субъекта, объекта, субстанции, движения от бытия к сущности и к понятию. Библер доказывает, что окончание познающего разума означает возникновение разума не наукоучения, а разума культуры, где главное - не развертывание, а сосредоточенность на начале. Логика нового разума, логика понимания разбирается как логика диалога (ее начала граничат с другими началами других логик) как логика самодетерминации, сосредоточенная на произведении.
|
|
22.04.2014 «Историко-философская публицистика: приметы и требования». Доклад Э.Ю. Соловьева
На пятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Историко-философская публицистика: приметы и требования» выступил главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук Эрих Юрьевич Соловьев. Доклад был приурочен к 80-летию Э.Ю. Соловьева и основывался на анализе его собственного творческого опыта. В обсуждении приняли участие Р.Г. Апресян, В.Г. Лысенко, Т.Б. Длугач, Е.И. Ярославцева и др.
Аудиозапись семинара
|
|
25.03.2014 «Различие очевидностей: критика морали у Канта и Ницше». Доклад Е.А. Поляковой
25 марта 2014 г. на очередном заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» состоялся доклад приват-доцента философского факультета университета Грайфсвальд (Германия), д.ф.н. Екатерины А. Поляковой «Различие очевидностей: критика морали у Канта и Ницше» и презентации ее новой монографии: «Differente Plausibilitäten. Kant, Nietzsche, Tolstoi und Dostojewski über Vernunft, Moral und Kunst» (Berlin, Boston: De Gruyter, 2013 / "Различие очевидностей. Кант, Ницше, Толстой и Достоевский о разуме, морали и искусстве" (Берлин, Бостон: Де Гройтер, 2013). Семинар вызвал большой интерес и собрал более 20 участников.
Аннотация:
В докладе представлена интерпретация философии Канта и Фр.Ницше с точки зрения отрицания последним возможности беспредпосылочной мысли. Власть непроговоренных предпосылок как раз в том и заключается, что определенные положения воспринимаются как само собой разумеющиеся и не имеющие альтернативы. Задача философского анализа состоит в выявлении таких предпосылок (Plausibilitäten). Только после того, как эта работа завершена, становится возможным сопоставление различных концепций, в особенности таких тонких процессов, как философская рецепция. Критика Ницше в адрес Канта и его восторженное отношение к «русским», у которых даже ему, по его собственным словам, было чему поучиться, могут тогда оказаться чем-то большим, чем это выглядит на первый взгляд, а именно они могут оказаться следствием глубинных различий на уровне очевидных или, вернее, якобы очевидных положений.
В докладе помимо анализа критической мысли Канта и Ницше с точки зрения лежащих в ее основе допущений, кратко представлено состояние современного ницшеведения и сделан обзор наиболее актуальных направлений философской интерпретации Канта и Ницше.
|
|
11.03.2014 «Как писать историко-философские статьи». Лекция-размышление Н.В. Мотрошиловой
На 3-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» с размышлением на тему «Как писать историко-философские статьи» выступила доктор философских наук, главный научный сотрудник Институт философии РАН проф. Неля Васильевна Мотрошилова. В дискуссии приняли участие: А.В. Черняев, Е. Полякова, Ю.В. Синеокая, Э.Ю. Соловьев, и др.
Аудиозапись заседания семинара: скачать слушать
|
|
11.02.2014 «Логос Гераклита». Доклад А.В. Лебедева
На 2-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» был заслушан доклад кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института философии РАН Андрея Валентиновича Лебедева «Логос Гераклита». Доклад основан на материале одноименной индивидуальной монографии, над завершением которой автор работает в настоящее время. В обсуждении доклада приняли участие сотрудники Института: Т.Б. Длугач, Н.В. Мотрошилова, С.В. Месяц, А.А. Россиус, Ю.В. Синеокая, М.А. Солопова, М.Л. Хорьков, А.Э. Савин и гости Института. На семинаре, продолжавшемся более 4 часов, присутствовало более 30 слушателей.
Аннотация:
В докладе были проанализированы теоретические дебаты архаической эпохи (585–480 г. до н.э.), представлен общий очерк философии Гераклита Эфесского (ок. 540 – ок. 480 г. до н.э.) с реконструкцией его метафизики, эпистемологии, психологии, этики и политической теории. А.В.Лебедев рассказал об особенностях нового русского перевода фрагментов трактата «О природе».
|
|
14.01.2014 «Сила небытия: метафизика за пределами онтологии». Доклад А.В. Кричевского
На 1-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» был заслушан доклад кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора истории западной философии Института философии РАН Андрея Владимировича Кричевского «Сила небытия: метафизика за пределами онтологии». Доклад сделан на основе материала одноименной индивидуальной монографии, над завершением которой автор работает в настоящее время. В обсуждении доклада приняли участие сотрудники сектора: Длугач Т.Б., Мотрошилова Н.В., Савин А.Э., Синеокая Ю.В., Соловьев Э.Ю., Солопова М.А., Хорьков М.Л. и гости Института.
Аннотация:
В докладе рассмотрена принципиально парадоксальная тема о возможности построения философского учения об абсолюте (метафизика) за пределами учения о бытии (онтология). Показано, каким образом такая постановка вопроса может опираться на определенную философскую традицию, простирающуюся от неоплатонизма до позднего Шеллинга и С. Франка. Проанализированы понятия «актуально бесконечного бытия» (у Гегеля и Шеллинга), «сверхбытийственной реальности» (у Франка) и актуально бесконечного «можествования» (у позднего Шеллинга). Рассмотрен вопрос о том, какой метафизический смысл может иметь тезис о небытии Бога именно в этом контексте.
|
|