Институт Философии
Российской Академии Наук




  2014
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Проекты и семинары » Семинар «История философии: наследие и проект» » 2014

2014

 

 

 

18.12.2014 «Границы человека и границы сообщества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Хельмута Плеснера». Доклад А.Г. Жаворонкова

 

На десятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Границы человека и границы сообщества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Хельмута Плеснера» выступил кандидат филологических (МГУ/РГГУ, 2010) и философских наук (Берлинский университет им. Гумбольдта, 2013), переводчик и редактор томов русского издания собания сочинений Ф. Ницше (2006–2014), стипендиат немецких фондов DAAD (2007–2008), Konrad-Adenauer-Stiftung (2010–2013) и Stiftung Weimarer Klassik (2008, 2013) Алексей Геннадьевич Жаворонков.


Аннотация:

 

Неортодоксальность ницшевской антропологии, отличающая ее от антропологических проектов И.Ф. Блуменбаха и И. Канта, заключается в ее систематическом, экспериментальном характере. Не претендуя на статус специальной науки, она, в то же время, интерпретирует ключевые естественнонаучные, этические и социальные проблемы с генеалогической, физиологической, психологической и эстетической точки зрения. Настоящий доклад представляет собой выборочный обзор этих интерпретаций в контексте влияния идей Ф. Ницше на антропологические и социологические работы Хельмута Плеснера («Ступени органического и человек», «Границы сообщества», «Власть и человеческая природа») – через призму современных дискуссий в философской антропологии, социологии и философии биологии.

 

 

 

30.09.2014 «Онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского и Декарта». Доклад И.В. Лощица


На девятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского и Декарта» выступил аспирант сектора истории западной философии ИФ РАН Игорь Валерьевич Лощиц.

 

 

 

 

24.06.2014 «Новые подходы в изучении философии Николая Кузанского». Доклад М.Л. Хорькова

 

На восьмом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Новые подходы в изучении философии Николая Кузанского» выступил кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН Михаил Львович Хорьков; также состоится обсуждение рукописи его новой книги «Философия Николая Кузанского».


Аннотация:


Для современных исследований по философии Николая Кузанского характерно критическое дистанцирование от складывавшихся десятилетиями схем понимания специфики мышления Кузанца, главные элементы которых сводились к следующему: 1) Николай Кузанский — образцовый ренессансный мыслитель, антисхоласт, антиперипатетик, антитомист, пантеист и гуманист; 2) он непосредственно продолжает идущую от античности великую платоническую традицию; 3) трактат «Об ученом незнании» — это ключевой текст, из которого вырастает вся позднейшая «система» его философии, в которой центральными являются понятия «ученое незнание» и «совпадение противоположностей». В докладе будет подробно рассмотрен вопрос о том, что может означать для изучения наследия Николая Кузанского этот пересмотр господствовавших прежде стереотипов.

 

 

10.06.2014 «Об американской системе образования: взгляд изнутри». Доклад М.Ф. Быковой


На седьмом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Об американской системе образования: взгляд изнутри» выступила доктор философских наук, профессор философии Университета Северной Каролины (США), главный редактор журнала Russian Studies in Philosophy, почетный сотрудник Института философии РАН Марина Федоровна Быкова.

 

 

 

 

 

27.05.2014 «Владимир Соломонович Библер о диалогической логике»Доклад Т.Б. Длугач

 

На шестом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Владимир Соломонович Библер о диалогической логике» выступила доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Тамара Борисовна Длугач. Доклад вызвал живой интерес, в обсуждении приняли участие Э.Ю. Соловьев, А.В. Лебедев, А.В. Кричевский, А.Э. Савина и гости сектора истории западной философии.


Аннотация:

Докладчик рассказала о жизни и учениках В.С. Библера и раскрыла содержание его идеи новой логики. С точки зрения Библера, философская логика Гегеля, диалектическая логика, - высшая ступень философской логики, - сформировалась как учение о науке, "наукоучение". С XVII в. наука отделилась от философии, но логика каждой заимствовала нечто от логики другой. Так, принципы восхождения и снятия были заимствованы из логики науки. Гегель, по мнению Библера, начало своей логики также взял из науки как завершенное и бесспорное понятие бытия, хотя до выхода в свет работы Ньютона "Математические начала натуральной философии" (1687) это понятие и его определения оспаривались в "Республике ученых". Гегель доказывает, что познающий разум заканчивает свое движение, начало же его, как показывает Библер, было в том же XVII в. как спор между Лейбницем, Спинозой и Декартом. Сформировались понятия субъекта, объекта, субстанции, движения от бытия к сущности и к понятию. Библер доказывает, что окончание познающего разума означает возникновение разума не наукоучения, а разума культуры, где главное - не развертывание, а сосредоточенность на начале. Логика нового разума, логика понимания разбирается как логика диалога (ее начала граничат с другими началами других логик) как логика самодетерминации, сосредоточенная на произведении.

 

 

 

22.04.2014 «Историко-философская публицистика: приметы и требования»Доклад Э.Ю. Соловьева

 

На пятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Историко-философская публицистика: приметы и требования» выступил главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук Эрих Юрьевич Соловьев. Доклад был приурочен к 80-летию Э.Ю. Соловьева и основывался на анализе его собственного творческого опыта. В обсуждении приняли участие Р.Г. Апресян, В.Г. Лысенко, Т.Б. Длугач, Е.И. Ярославцева и др.

 

Аудиозапись семинара

 

 

25.03.2014 «Различие очевидностей: критика морали у Канта и  Ницше»Доклад Е.А. Поляковой

 

25 марта 2014 г. на очередном заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» состоялся доклад приват-доцента философского факультета университета Грайфсвальд (Германия), д.ф.н. Екатерины А. Поляковой «Различие очевидностей: критика морали у Канта и  Ницше» и презентации ее новой монографии: «Differente Plausibilitäten. Kant, Nietzsche, Tolstoi und Dostojewski über Vernunft, Moral und Kunst» (Berlin, Boston: De Gruyter, 2013 / "Различие очевидностей. Кант, Ницше, Толстой и Достоевский о разуме, морали и искусстве" (Берлин, Бостон: Де Гройтер, 2013). Семинар вызвал большой интерес и собрал более 20 участников.


Аннотация:

 

В докладе представлена интерпретация философии Канта и Фр.Ницше с точки зрения отрицания последним возможности беспредпосылочной мысли. Власть непроговоренных предпосылок как раз в том и заключается, что определенные положения воспринимаются как само собой разумеющиеся и не имеющие альтернативы. Задача философского анализа состоит в выявлении таких предпосылок (Plausibilitäten). Только после того, как эта работа завершена, становится возможным сопоставление различных концепций, в особенности таких тонких процессов, как философская рецепция. Критика Ницше в адрес Канта и его восторженное отношение к «русским», у которых даже ему, по его собственным словам, было чему поучиться, могут тогда оказаться чем-то большим, чем это выглядит на первый взгляд, а именно они могут оказаться следствием глубинных различий на уровне очевидных или, вернее, якобы очевидных положений.

В докладе помимо анализа критической мысли Канта и Ницше с точки зрения лежащих в ее основе допущений, кратко представлено состояние современного ницшеведения и сделан обзор наиболее актуальных направлений философской интерпретации Канта и Ницше.

 

 

 

 

11.03.2014 «Как писать историко-философские статьи»Лекция-размышление Н.В. Мотрошиловой

 

 

На 3-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» с размышлением на тему «Как писать историко-философские статьи» выступила доктор философских наук, главный научный сотрудник Институт философии РАН проф. Неля Васильевна Мотрошилова. В дискуссии приняли участие: А.В. Черняев, Е. Полякова, Ю.В. Синеокая, Э.Ю. Соловьев, и др.

 


Аудиозапись заседания семинара:  скачать слушать

 

 

 

 

 

11.02.2014 «Логос Гераклита»Доклад А.В. Лебедева

 

На 2-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» был заслушан доклад кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института философии РАН Андрея Валентиновича Лебедева «Логос Гераклита». Доклад основан на материале одноименной индивидуальной монографии, над завершением которой автор работает в настоящее время.  В обсуждении доклада приняли участие сотрудники Института: Т.Б. Длугач, Н.В. Мотрошилова, С.В. Месяц, А.А. Россиус, Ю.В. Синеокая, М.А. Солопова, М.Л. Хорьков, А.Э. Савин и гости Института. На семинаре, продолжавшемся более 4 часов, присутствовало более 30 слушателей.


Аннотация:


В докладе были проанализированы теоретические дебаты архаической эпохи (585–480 г. до н.э.), представлен общий очерк философии Гераклита Эфесского (ок. 540 – ок. 480 г. до н.э.) с реконструкцией его метафизики, эпистемологии, психологии, этики и политической теории. А.В.Лебедев  рассказал об особенностях нового русского перевода фрагментов трактата «О природе».

 

 

 

 

14.01.2014 «Сила небытия: метафизика за пределами онтологии»Доклад А.В. Кричевского

 

На 1-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» был заслушан доклад кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора истории западной философии Института философии РАН Андрея Владимировича Кричевского «Сила небытия: метафизика за пределами онтологии». Доклад сделан на основе материала одноименной индивидуальной монографии, над завершением которой автор работает в настоящее время. В обсуждении доклада приняли участие сотрудники сектора: Длугач Т.Б., Мотрошилова Н.В., Савин А.Э., Синеокая Ю.В., Соловьев Э.Ю., Солопова М.А., Хорьков М.Л. и гости Института.


Аннотация:

 

В докладе рассмотрена принципиально парадоксальная тема о возможности построения философского учения об абсолюте (метафизика) за пределами учения о бытии (онтология). Показано, каким образом такая постановка вопроса может опираться на определенную философскую традицию, простирающуюся от неоплатонизма до позднего Шеллинга и С. Франка. Проанализированы понятия «актуально бесконечного бытия» (у Гегеля и Шеллинга), «сверхбытийственной реальности» (у Франка) и актуально бесконечного «можествования» (у позднего Шеллинга). Рассмотрен вопрос о том, какой метафизический смысл может иметь тезис о небытии Бога именно в этом контексте.