Институт Философии
Российской Академии Наук




  Дельта «Метафизики» Аристотеля: медленное чтение
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Проекты и семинары » Дельта «Метафизики» Аристотеля: медленное чтение

Дельта «Метафизики» Аристотеля: медленное чтение

Семинар «Дельта "Метафизики": медленное чтение» посвящен чтению, обсуждению и исследованию Δ (5-й книги) «Метафизики» Аристотеля – относительно независимой от остального трактата части, представляющей собой своеобразный словарь основных понятий философии Аристотеля. Δ «Метафизики» одновременно удобна для введения в философию и ознакомления с греческим письмом Аристотеля: будучи относительно простым текстом, разбитым на независимые друг от друга главы, она в то же время позволяет ознакомиться с основами концептуального аппарата Аристотеля. При этом Δ как текст ставит перед нами ряд интересных исследовательских проблем, касающихся, помимо прочего, жанра и происхождения этого текста, его точного назначения и того, какие именно задачи стоят перед Аристотелем при написании его отдельных глав.

Текст Δ «Метафизики» читается на греческом языке; для его обсуждения привлекается широкий круг исследований и комментариев – как исторических, так и самых современных.

Целью семинара является прежде всего формирование научной среды, способствующей освоению наследия Аристотеля путем чтения и толкования его текстов на современном научном уровне, с использованием лучших изданий его текстов и посвященных им работ, с их обсуждением и уяснением наиболее перспективных подходов. В результате работы семинара планируется также подготовить новый русский комментированный перевод Δ «Метафизики».

К участию в семинаре приглашаются коллеги из других институций, в т.ч. студенты, изучающие античность и владеющие основами древнегреческого языка.


Семинар проводится с октября 2023 года на базе сектора истории западной философии Института философии РАН в рамках проекта «Наследие Аристотеля как конституирующий элемент европейской рациональности».


Текущий график работы семинара: онлайн по понедельникам в 18-10 раз в две недели.

 

Желающие подключиться к работе семинара могут писать на почту forty-two@mail.ru

 

Руководитель семинара: к.ф.н. А.Т. Юнусов.

 

Основная литература

  • Греческий текст: Aristotle’s Metaphysics / Ed. with Introduction and comm. by W.D. Ross. Oxford: Clarendon press, 1924. 
  • Русский перевод: Аристотель. Метафизика / Пер. А.В. Кубицкого. М.: СОЦЭКГИЗ, 1934.
  • Французский комментированный перевод: Aristote. Métaphysique. Livre Delta. Introduction traduction et commentaire par Richard Bodéüs et Annick Stevens. Paris: Vrin, 2014.
  • Английский комментированный перевод: Aristotle. Metaphysics, Books Γ, Δ and Ε. Translated with notes by Christopher Kirwan. 2nd ed. Oxford: Clarendon Press, 1993.

 

Избранная дополнительная литература 

  • Комментарий Александра Афродисийского: Alexandri Aphrodisiensis In Aristotelis Metaphysica commentaria. Ed. Michael Hayduck. Berolini: Reimeri, 1891 (CAG Vol. I).
  • Комментарий Асклепия: Asclepii In Aristotelis Metaphysicorum libros A–Z commentaria. Ed. Michael Hayduck. Berolini: Reimeri, 1888 (CAG Vol. VI, Pars II).
  • Издание и комментарий Германа Боница: Aristotelis Metaphysics. Recognovit et ennaravit Hermanus Bonitz. 2 Vol. Bonnae: ad. Marcus, 1848–49.

 


 

9-е заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение», 19 апреля 2024 г. 

 

19 апреля состоялось 9 заседание «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Мы начали читать 4 главу (1014ab16–26), посвященную понятию "природы" (φύσις). Аристотель начинает с этимологических интуиций, связывающих природу (φύσις) с ростом (τὸ φῦναι) органических сущностей. Но имеет ли он в виду, говоря, что природа – это «γένεσις растущих вещей», под γένεσις «возникновение/рождение» или «становление/рост»? И что он подразумевает под формулировкой второго смысла понятия «природы» — «то, из чего растущее (φυόμενον) произрастает (φύεται) как из первого внутренне ему присущего» — органическую материю или центральную часть организма, с которой начинается ее рост (семя или сердце)? Чем «срастание» (συμπεφυκέναι) отличается для Аристотеля от «прирастания» (προσπεφυκέναι) и что делает организм, способный на органический рост, чем-то единым? Все это интересные, но скорее второстепенные здесь для Аристотеля вопросы, который спешит от первых трех смыслов «природы» перейти к четвертому и пятому, которые мы будем разбирать в следующий раз и которые, кажется, интересуют его куда больше.

Видеозапись семинара

 

Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru

 

 

8-е заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение», 18 марта 2024 г.

 

18 марта состоялось 8 заседание «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Мы закончили читать 3 главу (1014ab3–15), посвященную понятию "элемента" (στοιχεῖον). Аристотель переходит здесь к употреблению понятия «элемент» в смыслах, которые он сам рассматривает как «переносные». Эти несобственные употребления он приписывает, судя по всему, коллегам по Академии, называвших элементами и началами «наиболее универсальное», «единицу и точку» и «так называемые роды». Замечания Аристотеля кратки и не слишком содержательны (в одном ли и том же «переносном» смысле все перечисленное называется элементами? есть ли разница между «наиболее универсальным» и «так называемыми родами»? о каких родах говорит Аристотель, добавляя здесь – единственный раз в корпусе – оговорку «так называемые»: о категориях или, например, о «величайших родах» Платона?), но едва ли в них можно различить ту враждебность по отношению к чужому словоупотреблению, которую вычитывают из них некоторые исследователи.

 

Видеозапись семинара

 

Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru

 

 

7-е заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение», 4 марта 2024 г.

 

4 марта состоялось 7 заседание «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Мы начали читать 3 главу (1014a26–b3), посвященную понятию "элемента" (στοιχεῖον). История развития значения этого термина в античности является предметом споров: приходит ли он в афинскую философию V-IV вв. из математики или же, напротив, транслируется из философии в математику? Имеет ли во времена Платона и Аристотеля στοιχεῖον значение "буква" или же буквы лишь являются излюбленным примером того, что Платон (и вслед за ним Аристотель) понимает под στοιχεῖα? Кто начинает употреблять этот термин для обозначения мельчайших физических частиц, учитывая, что хотя Евдем уверенно говорит, что этого не делал никто до Платона (что согласуется с дошедшими до нас письменными свидетельствами), Аристотель в Δ.3 утверждает, что одни из тех, кто называют физические частицы "элементами" говорят, что таких элементов много, а другие - что только один, что, кажется, отсылает к его обсуждению ранних ионийских философов в "Физике"? Насколько можно доверять свидетельству Аристотеля о том, как термин στοιχεῖον употребляется в современной ему математике, учитывая, что в разных местах его утверждения не этот счет отличаются и математика, кажется, не является сильной стороной Стагирита? Вопросов много, но если в чем-то можно быть относительно уверенным, то это в том, что συλλογισμός Аристотеля не означает "силлогизма" в современном смысле (см. Barnes J. Proof and Syllogism // Aristotle on Science. Posterior Analytics. Proceedings of the Eights Symposium Aristotelicum).

Видеозапись семинара


Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru

 

 

6-е заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение», 19 февраля 2024 г.

 

19 февраля состоялось 6 заседание «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Мы начали с возвращения к примерам акциденций Аристотеля, упомнятуым в 1014а5 — λευκὸς καὶ μουσικός — и небольшого сообщения о том, что именно под ними имеет в виду Аристотель, после чего дочитали остаток 2-й главы (1014а15—25). Последние два предложения, составляющие этот отрывок, в которых предлагается классификация «типов» (τρόποι) причин и говорится об отличии причин в возможности от причин в действительности, сопряжены со множеством трудностей, заставляющих подозревать либо удивительную неаккуратность Аристотеля, либо порчу текста. Едва ли у нас достаточно оснований для того, чтобы исправлять текст в отсутствии достаточно хороших палеографических свидетельств (хотя кое-какие свидетельства у нас все же есть), но мы вполне можем представить, что хотя бы теоретически должно было бы быть изменено в тексте, чтобы его смысл был сильно улучшен.


Видеозапись семинара


Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru

 

 

5-е заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение», 5 февраля 2024 г.

 

5 февраля состоялось пятое заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Участники семинара продолжили чтение и обсуждение 2-й главы "Дельты", посвященной понятию "причины" (τὸ αἴτιον), и рассмотрели классификацию типов (τρόποι) причин в отличие от их видов (εἴδη) (1013b28–1114а15). Какие из типов причин для Аристотеля являются более "первичными" и "ближайшими", а какие – более "отдаленными" и "вторичными"? Каков критерий "ближайшей" причины? Как связано "существенность" (τὸ καθ' αὑτό) объектов в мире с тем, какие из причин являются "существенными" (τὸ καθ' αὑτό) в отличие от сопутствующих (τὸ κατὰ συμβεβηκός)? Может ли создать статую нечто иное, чем человек, и может ли человек создать материю? И зачем Аристотелю могла понадобиться странная дополнительная классификация на "типы" причин, одним из пунктов которой является указание на то, что в качестве прчины статуи можно указать не только "скульптора" и "Поликлета", но также "скульптора Поликлета"?

 

Видеозапись семинара


Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru

 

 

4-е заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение», 4 декабря 2023 г.

 

4 декабря состоялось четвертое заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Участники семинара продолжили чтение и обсуждение 2-й главы "Дельты", посвященной понятию "причины" (τὸ αἴτιον), и рассмотрели три замечания Аристотеля о следствиях того, что у одной вещи может быть 4 неакцидентальных причины (1013b3-16) и вторичное перечисление четырех причин (b16-28). В обсуждении были затронуты в частности вопросы о том, что значит быть акцидентальной причиной; может ли отсутствие чего-то в действительности быть причиной; что Аристотель имеет в виду, утверждая, что посылки являются материальной причиной заключения силлогизма. Особенно подробно участники семинара остановились на b16-23, в котором Аристотель, кажется, делает сразу несколько странных утверждений: что форма наряду с материей является одним из видов причины "из чего"; что "целое" - это то же самое, что "суть бытия"; что форма - это то же самое, что целая вещь.

 

Видеозапись семинара

 

Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru 

 

 

3-е заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение», 20 ноября 2023 г.

 

20 ноября состоялось третье заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Участники семинара начали чтение и обсуждение 2-й главы "Дельты", посвященной понятию "причины" (τὸ αἴτιον), и рассмотрели вступительные замечания Аристотеля о четырех видах причин (до 1013b3). В обсуждении были затронуты в частности вопросы о том, в каком смысле материальная и формальная причины являются причинами, а также каким образом следует понимать оговорку Аристотеля о том, что действующей причиной является только "первое" начало движения и покоя.

 

Видеозаписи семинара

 

Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru

 

 

 

2-е заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение», 30 октября 2023 г.

 

30 октября состоялось второе заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Участники семинара заслушали сообщение А.Т. Юнусова об основных исследовательских проблемах, связанных с Δ "Метафизики", после чего закончили чтение первой главы этого трактата, подробно остановившись на интерпретации строк 1013a16–17 Ришаром Бодеюсом и Анник Стивенс, элегентно решающей большинство трудностей, связанных с прочтением этой главы.

 

Видеозаписи первого и второго семинаров.

 

Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru

 

 

1-я заседание семинара «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение»

 

16 октября начинает свою работу семинар сектора истории западной философии «Дельта "Метафизики" Аристотеля: медленное чтение». Участники семинара будут читать по-гречески и обсуждать текст книги Δ (5-й книги) «Метафизики» Аристотеля, а также основную исследовательскую и комментаторскую литературу, посвященную этой книге.

 

Желающие присоединиться к работе семинара могут писать на forty-two@mail.ru