Институт Философии
Российской Академии Наук




  Кричевский Андрей Владимирович
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Страницы истории » Сотрудники сектора прошлых лет » Кричевский Андрей Владимирович

Кричевский Андрей Владимирович

Andrej Kritschewskij

КРИЧЕВСКИЙ Андрей Владимирович

(27 мая 1960 г. – 4 июня 2024 г.)


 ORCID ID: 0000-0003-4572-4718
 Web of Science Researcher ID: L-4723-2018

Некролог >>

 

 

 

Образование

  • Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 1984

Ученые степени

  • Кандидат философских наук, 1992: «Концепция абсолютного духа в философии Гегеля» (ИФ РАН)

Профессиональная деятельность

  • Старший научный сотрудник Института философии РАН.
Сфера научных интересов
  • немецкая философская мистика XIII–XIV веков;
  • немецкая классическая философия;
  • философия позднего Шеллинга;
  • история западноевропейской метафизики и ее влияние на российскую философскую мысль;
  • метафизика как философское размышление об абсолюте.
Лекционные курсы
  • Философия Шеллинга (в рамках курса «История немецкой классической философии») // Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), философский факультет.
Научное руководство

2019

  • Научное руководство диссертационным исследованием аспиранта ИФ РАН Лопатюка Р.Ю. Тема диссертации: «Соотношение разума и рассудка в философии Гегеля»


2018

  • Научное руководство диссертационным исследованием аспиранта ИФ РАН Лопатюка Р.Ю. Тема диссертации: «Соотношение разума и рассудка в философии Гегеля». Научное руководство

Исследовательские проекты

  • «Мистика умозрения и философия откровения: прорыв человеческого духа к абсолюту в понимании Гегеля и позднего Шеллинга (сравнительный анализ двух философско-теологических концепций)», грант РГНФ (№ 08-03-00178а), 2008–2010. В рамках проекта опубликованы две индивидуальных монографии (2009 и 2011 гг., см. раздел "Публикации").
Творческие планы
  • Исследование влияния позднего Шеллинга на русскую философию XIX–начала XX вв. (П. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.О.  Лосский, С.Л. Франк).

 

Публикации


МОНОГРАФИИ

 

 

 

Диалектика бытия и свободы в метафизике. М.: Директ-Медиа, 2018. – 224 с. - ISBN: 978-5-4475-2825-6

 

В монографии анализируется соотношение категорий бытия, небытия и свободы в метафизике. Показано то, каким образом понимание абсолюта в качестве субъекта актуально бесконечного можествования выводит философское размышление об абсолюте за пределы не только онтологии, но и генологии. Рассматривается соотношение онтологического доказательства бытия Бога с метафизическим аргументом в пользу его небытия и показывается философско-мистический смысл последнего. Выстраивается контекст, в котором становится возможным более дифференцированное понимание учения Экхарта о ступенях прорыва духа к абсолюту. Отдельно разработана тема парадоксов актуальной бесконечности в истории метафизики. Для философов, историков метафизики, специалистов по философии религии и теологов, а также для широкого круга всех интересующихся ключевыми проблемами, с которыми сталкивается искусство философского мышления об абсолюте, свободе и бесконечности.

 


Сила небытия: Метафизика за пределами онтологии. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 591 с.

 

Монография посвящена принципиально парадоксальной теме: возможность построения учения об абсолюте за пределами учения о бытии. В контексте определенной философской традиции (от неоплатонизма до позднего Шеллинга) анализируется возможность постижения абсолюта как силы, стоящей не только над бытием, но и над отрешенным от бытия единством, а тем самым – над метафизическим универсумом как таковым. Рассматривается вопрос о том, какой смысл может иметь тезис о небытии Бога именно в этом контексте. 

Книгу в бумажном либо электронном виде можно приобрести на сайте издательства Директ-Медиа: http://www.directmedia.ru/book_429053_sila_nebytiya.

Беседа на основные темы, разрабатываемые в этой книге, состоялась 11 мая 2017 г. в библиотеке им. Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23) в рамках цикла «РЕПЛИКИ» проекта Института философии РА (видеозапись с прямого эфира: https://www.youtube.com/watch?v=nt3q-Vn25AE).

 

 

Абсолютный дух сквозь лики триединства: сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2011. – 238 с.

 

В книге продолжено исследование, основные общеметафизические аспекты которого были проработаны в монографии «Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга». Автор проводит сравнение концепций Гегеля и позднего Шеллинга прежде всего по следующим основаниям: (1) соотношение диалектики понятия и метафизики свободы в контексте учения о триединстве абсолютного духа; (2) отношение к традиции немецкой философской мистики (продолжение темы, фактически уже начатой в разделе первой книги, посвященном анализу установки спекулятивного символизма); (3) место мира и человека в структуре абсолюта. Для философов, теологов и всех, кого интересуют фундаментальные проблемы метафизики и надконфессионального умозрительного богословия.


Текст книги в формате PDF


 

Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009. – 200 с.


Монография представляет собой первую – общеметафизическую – часть исследования, где впервые в историко-философской литературе предпринимается попытка на основе детальной проработки соответствующих текстов и воспроизведения основных ходов мысли и интуиций Гегеля и Шеллинга провести сравнительный анализ их учений об абсолюте. В центре рассмотрения – проблема бесконечности, свободы и триединства абсолюта как абсолютного духа, а также размышления о возможностях и пределах его умозрительного познания. Показано, каким образом Гегель вплотную подходит к пониманию абсолюта как абсолютно свободного субъекта бытия, т. е. как раз к тому пункту, с которого Шеллинг начинает построение так называемой «позитивной философии». Предназначается философам, теологам и всем тем, кого интересуют фундаментальные проблемы метафизики, кто хочет научиться активному владению некоторыми разработанными в рамках западноевропейской философской культуры приемами мышления об абсолюте.


Текст книги в формате PDF


 


 

 

 

Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М.Ф. Быкова, А. В. Кричевский. М.: Наука, 1993. – 272 с.

 

В книге анализируются такие ключевые для гегелевской философии понятия, как «рассудок», «разум», «мышление», «дух» и «абсолютный дух». В написанной А. Кричевским главе "Метафизический смысл учения Гегеля об абсолютном духе" (с. 134 - 267) выявляется центральная метафизическая интуиция Гегеля и показывается ее глубинная связь с традицией немецкой философской мистики, идущей от Экхарта. В этом контексте впервые обосновывается спекулятивно-теологическая интерпретация гегелевской концепции абсолютного духа, позволяющая сформулировать главный парадокс гегелевской системы и понять его смысл, а именно то, каким образом абсолютный дух, предстающий у Гегеля как результат диалектической "возгонки" человеческого духа до уровня абсолюта, и абсолютный дух, выступающий как абсолютное первоначало, могут и должны быть постигнуты как одна и та же метафизическая реальность.

 


СТАТЬИ


 

 На русском языке:

  • Претензии и ограниченность спекулятивного разума // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 159–167.
  • Имеют ли атеизм и религиозное сознание общую основу в философии Гегеля? Как получается, что два противоположных типа мировоззрения ссылаются на одну и ту же метафизику? // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М.: Республика, 2000. С. 147–161.
  • Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 161–172.
  • Понятие абсолютного духа в философии Гегеля // Историко-философский ежегодник-1991. М.: Наука, 1992. 

 

 На немецком и английском языках: 

  • Krichevskii A. Proofs of the Existence of God in the Light of Hegel's Doctrine of Absolute Spirit // Russian Studies in Philosophy. Summer 1999. Vol. 38, n. 1. New York, 2001. P. 79–95.
  • Kritschewskij A. Haben Atheismus und religioeses Bewusstsein einen gemeinsamen Sachgrund in Hegels Philosophie, und wie kommt es, dass sich zwei entgegengesetzte Weltanschauungsweisen auf dieselbe Metaphysik berufen? Warum ist Hegel so zweideutig? // Die Folgen des Hegelianismus: Philosophie, Religion und Politik im Abschied von der Moderne. Muenchen: Wilhelm Fink, 1998. S. 147–161.
  • Kritschewskij A. Spekulativ-theologischer Symbolismus als das Denken des Absoluten. Zum Problem des absoluten Selbstbewusstseins bei Hegel // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten. Muenchen: Peter Kindt, 1994. S. 129–155.
 
 

 

СТАТЬИ В КОЛЛЕКТИВНЫХ МОНОГРАФИЯХ, СБОРНИКАХ, СБОРНИКАХ ДОКЛАДОВ

 

 

2021

  • Кричевский А.В., Доброхотов А.Л. Размышления о бытии и свободе в истории философии. // Реплики: философские беседы / Автор идеи, сост. и отв. ред. Ю. В. Синеокая. М.:  Издательский Дом ЯСК, 2021. С. 21-65. ISBN 978-5-907290-49-5, тираж 300.
 


ПЕРЕВОДЫ


 

C немецкого на русский:

  • Дюзинг К. Идеалистическая концепция самосознания в гегелевской концепции «Феноменологии» // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. Москва: Канон+, 2010. С. 220–236.
  • Хоффманн Т. Глубина духа, достоверно знающего себя самого // Там же. С. 411–438.
  • Бенеш Г. Атлас по психологии. Т. 2. М.: Рыбари, 2005.
  • Маннинен Ю. Как возник физикализм? // Философия и история философии: Актуальные проблемы: К 90-летию академика Т. И. Ойзермана. М.: Канон+, 2004. С. 466–497.
  • Хюбнер К. Метафизика и откровение // Там же. С. 497–515.
  • Козелек Р. Прошедшее будущее. К вопросу о семантике исторических времен // Логос. 2003. № 8.
  • Меггле Г. Мысли об иракской войне // Логос. 2003 (специальный выпуск «Война»). С. 52–69.
  • Хабермас Ю. Что означает низвержение памятника? // Там же. С. 89–96.
  • Вальденфельс Б. Одновременность неоднородного. Современный порядок в зеркале большого города // Логос. 2002. № 3–4. С. 332–350.
  • Зиммель Г. Флоренция // Там же. С. 87–91.
  • Зиммель Г. Венеция // Там же. С. 92–96.
  • Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. М.: Республика, 2000.
  • Юнг К.Г. О психологии бессознательного // Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 25–172.
  • Вульф Э. Перечеркнувшая себя интенциональность: Бред как попытка субъекта изъять себя из общественных отношений и истории // Независимый психиатрический журнал. 1994. № 2. С. 5–13.


С русского на немецкий:

  • Nazarchuk A. Ethik der globalen Gesellschaft: Eine Analyse im Lichte der sozialethischen Konzeption von Karl-Otto Apel. Freiburg; München: Verlag Karl Alber, 2009. – 469 S. (ок. 30 а.л.).
  • Lektorsky W. Kant, radikaler Konstruktivismus und konstruktiver Realismus in der Epistemologie // Kant im Spiegel der russischen Kantforschung heute. Stuttgart; Bad Cannstatt. 2008 (перевод статьи акад. В.А.Лекторского «Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии»).
  • Abdussalam A. Gussejnow. Moral und Politik. Ein Kommentar zu Leo Trotzkijs „Ihre Moral und unsere“ // Politik, Moral und Religion – Gegensätze und Ergänzungen. Festschrift zum 65. Geburtstag von Karl Graf Ballestrem / Herausgegeben von Lothar R. Waas. Berlin: Duncker&Humblot, 2004. S. 323–341 [Beiträge zur Politischen Wissenschaft. Bd. 132] (перевод статьи акад. А.А.Гусейнова "Мораль и политика: Теоретический комментарий к статье Троцкого Их мораль и наша").
  • Die Folgen des Hegelianismus: Philosophie, Religion und Politik im Abschied von der Moderne. München: Wilhelm Fink, 1998 (перевод русскоязычных материалов на немецкий яз.)


С французского на русский:

  • Сартр Жан-Поль. Трансцендентность Эго. Набросок феноменологического описания // Логос. 2003. № 2. С. 86–121.

Научно-организационная работа

  • Член редколлегии сборника материалов международной конференции «200 лет Феноменологии духа Гегеля» (Москва, ИФ РАН, 4–7 июня 2007) – перевод и редактирование переводов с немецкого на русский язык.

Конференции (доклады, выступления)

 

  • Доклад «Диалектика бытия и свободы в метафизике», Институт философии РАН; в рамках заседания теоретико-методологического семинара "Историч философии: наследие и проект", 9 октября 2020 г.

В докладе были представлены основные результаты подготовленной к публикации монографии А. Кричевского, посвященной следующим проблемам: как соотносятся в метафизике категории бытия и небытия? Каким образом связана с ними интуиция свободы? Чем обусловлена потребность умозрения выйти за пределы онтологии? На какую философскую традицию могла бы опираться такая парадоксальная духовная установка? Какой смысл, помимо атеистического, может иметь тезис о том, что Бога нет? 


Подробнее


  • Haben Atheismus und religioeses Bewusstsein einen gemeinsamen Sachgrund in Hegels Philosophie, und wie kommt es, dass sich zwei entgegengesetzte Weltanschauungsweisen auf dieselbe Metaphysik berufen? Warum ist Hegel so zweideutig? // Die Folgen des Hegelianismus. Metaphysik, Religion und Politik im Abschied von der Moderne (Marienrode bei Hildesheim), 1996.
  • Spekulativ-theologischer Symbolismus als das Denken des Absoluten. Zum Problem des absoluten Selbstbewusstseins bei Hegel // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten (Hochschule für Philosophie, München), 1993.

 

Контакты
Web-page in English http://eng.iphras.ru/krichevsky.htm